В чем заключается социальная сущность бюджета кратко

Обновлено: 02.07.2024

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Федеральным Собранием .

Федеральный бюджет России - главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов .

Основными функциями бюджета являются:

1) Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда. Данную функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов непостоянна и зависит от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики в стране.

2) Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда - так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП (около 30%) страны. При этом государство осуществляет финансирование отдельных отраслей народного хозяйства, экономических регионов, учреждений не производственной сферы и отдельных хозяйствующих субъектов с целью соблюдения определенных макроэкономических пропорций.

3) Контрольная - с помощью данной функции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.

4) Регулирующая - означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном - бюджет.

Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

133.Бюджетная система РФ и бюджетное устройство

Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ, который устанавлива­ют виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерациисостоит избюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориаль-ных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;бюджеты городских и сельских поселений;

бюджеты муниципальные внебюджетных фондов .

Б юджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:

• право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствсостоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

П ринцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

Принципы бюджетной системы

Принципами бюджетной системы РФ являются:

1. Принцип единства бюджетной системы РФ – это единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, принципов организации и функционирования бюджетной системы, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – это закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств;

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления: обеспечивать самостоятельно сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

2) самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

3) самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов и др.;

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – это определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и др.;

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

9. Принцип гласности;

10. Принцип достоверности бюджета;

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного самоуправления.

Являясь составной частью финансовых отношений и имея денежную форму выражения, бюджет выполняет следующие функции:

1) распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти;

2) контрольная – действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;

3) регулирующая – проявляется в том, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отдельных отраслей и регионов, используя для этого соответствующие финансовые рычаги (бюджетно-налоговый механизм).

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет;

2) бюджет субъектов РФ (область);

3) местные бюджеты (город, район).

Бюджетная система функционирует согласно следующим принципам:

1) принцип единства – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведение бухгалтерского учета;

2) принцип полноты, т. е. полноты отражения доходов и расходов бюджета и бюджета внебюджетных фондов (они подлежат отражению в обязательном порядке и полном объеме);

3) принцип реальности, т. е. достоверности расчетов доходов и расходов бюджета;

4) принцип гласности – обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость СМИ;

5) принцип самостоятельности – этот принцип может быть полностью реализован лишь в условиях четкого разграничения полномочий между органами власти различного уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается соответствие доходов и стабильностью поступления денежных средств в бюджет;

6) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей носит целевой характер, т. е. обозначаются их направления и конкретные цели финансирования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ;

7) принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Уполномоченные органы, составляя, утверждая и исполняя бюджет, должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

8) принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны стремиться достигнуть заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов — подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,

2.1.3. Размещение средств государственного и местного бюджета на конкурсной основе

2.1.3. Размещение средств государственного и местного бюджета на конкурсной основе Порядок размещения средств федерального бюджета на конкурсной основе регулируется Федеральным законом № 94-ФЗ.Контракт на выполнение строительных работ для государственных

Классификация налогов по уровням государственного бюджета

Классификация налогов по уровням государственного бюджета Деятельность органов государственной власти финансируется из государственного бюджета. Государственная власть делится на три уровня: федеральная, региональная (представленная органами власти субъектов

41. Основные показатели статистики государственного бюджета

41. Основные показатели статистики государственного бюджета К показателям статистики государственного бюджета относятся:1. Доходы (как поступления в бюджет) – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.Различают следующие виды доходов: текущие

ЛЕКЦИЯ № 4 Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег

2. Классификация доходов государственного бюджета

2. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного

3. Расходы государственного бюджета, их виды

3. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

1. Социально-экономическая сущность государственного кредита

1. Социально-экономическая сущность государственного кредита Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами и входит в число основных способов привлечения государством

22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета

22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

23. Классификация доходов государственного бюджета

23. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного

24. Расходы государственного бюджета, их виды

24. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

28. Социально-экономическая сущность государственного кредита

28. Социально-экономическая сущность государственного кредита Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами и входит в число основных способов привлечения государством

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

1. Экономическая сущность и содержание бюджета Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование

Вопрос 70. Задачи статистики государственного бюджета

Вопрос 70. Задачи статистики государственного бюджета Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят:1) государственный бюджет;2) внебюджетные фонды

Вопрос 71. Основные определения статистики государственного бюджета

Вопрос 71. Основные определения статистики государственного бюджета Сектор государственного управления – это одно из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета. На основе данной экономической категории устанавливается круг

Вопрос 72. Показатели статистики государственного бюджета

Вопрос 72. Показатели статистики государственного бюджета В статистике государственного бюджета используются абсолютные и относительные показатели.К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся:1) налоги – это доходы – это обязательные

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, его роли в системе финансовых планов и путям сокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

¨ рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

¨ показать его роль в системе финансовых планов страны;

¨ проанализировать структуру федерального бюджета за 1997-1999 гг., то есть рассмотреть его доходы и расходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений;

¨ дать определение дефицита федерального бюджета и рассмотреть пути его сокращения, используемые в России.

Исходя из данных задач, можно наметить следующий план работы. Первая глава будет посвящена теории, то есть в ней я рассмотрю понятие бюджета, его сущность, основные функции, его роль в финансовых планах страны, а также теоретически дефицит федерального бюджета и классические пути его сокращения.

Во второй главе и третье главе я остановлюсь на практике, то есть анализе доходов и расходов федерального бюджета в 1997-1999 гг. и путях сокращения его дефицита, используемых в России.

Бюджет как экономическая категория

Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета

В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Основными функциями бюджета являются:

перераспределение национального дохода и ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение социальной политики;

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

· Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП [17,стр.147]. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального развитие и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

· Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

· Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

· Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

· Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

· В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. [17, стр.150]. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции. Образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция – использование бюджетного фонда – принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Таким образом, структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.

1.2 Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны

По своей внешней форме Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Социально-экономическая сущность государственного бюджета

Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу об­разования доходов и финансированию расходов органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Являясь составной частью финансовых отношений и имея де­нежную форму выражения, бюджет выполняет следующие функ­ции:

  • распределительная — проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти;
  • контрольная — действует одновременно с распредели­тельной и предполагает возможность и обязательность го­сударственного контроля за поступлением бюджетных средств;
  • регулирующая — проявляется в том, что с помощью бю­джета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие от­дельных отраслей и регионов, используя для этого соответ­ствующие финансовые рычаги (бюджетно-налоговый меха­низм).
  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъектов РФ (область);
  • местные бюджеты (город, район).
  • принцип единства — означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведение бухгалтерского учета;
  • принцип полноты, т. е. полноты отражения доходов и расходов бюджета и бюджета внебюджетных фондов (они подлежат отражению в обязательном порядке и полном объеме);
  • принцип реальности, т. е. достоверности расчетов доходов и расходов бюджета;
  • принцип гласности — обязательное опубликование утвер­жденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость СМИ;
  • принцип самостоятельности — этот принцип может быть полностью реализован лишь в условиях четкого разграниче­ния полномочий между органами власти различного уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается со­ответствие доходов и стабильностью поступления денежных средств в бюджет;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что выделение бюджетных средств в рас­поряжение конкретных получателей носит целевой харак­тер, т. е. обозначаются их направления и конкретные цели финансирования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности пре­дусмотренных бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ;

  • принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Уполномоченные органы, составляя, утверждая и исполняя бюджет, должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

Кафедра Теории и практики государственного и муниципального управления.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки группы №_______

Петровой Анны Николаевны

Санкт – Петербург

2010

1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы.. 5

2. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы.. 11

3. Статистический анализ формирования и использования бюджета Российской Федерации 25

Анализ динамики и структуры доходной и расходной частей бюджета 25

Сравнительный анализ динамики и структуры различных статей бюджета

Список литературы.. 34

Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государства финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетной системе, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществить регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение- это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падает духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны, и обуславливает значение изучения бюджетной системы.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – федеральный бюджет.

Вопросы разработки, а также выполнения плана бюджета сегодня являются очень актуальными для большинства экономистов и политиков нашей страны.

Целью данной работы является выявление социально- экономической сущности бюджета как экономической категории, а также рассмотрение его основных составляющих частей- доходов и расходов.

Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:

1) рассмотреть социально-экономическую сущность бюджета;

2) описать современное бюджетное устройство в Российской Федерации;

3) рассмотреть состав доходной и расходной частей бюджета Российской Федерации;

5) проанализировать динамику и структуру доходов и расходов бюджетов фондов.

Объектом исследования в данной работе является федеральный бюджет Российской Федерации в 2008 - 2009 годах. Все данные для исследования были взяты из соответствующих нормативных документов в исследуемых хронологических рамках.

В процессе исследования были использованы основные методы экономического анализа: исследование структуры доходной и расходной частей бюджета и их динамики в 2008 - 2009 годах. Результаты исследования представлены в виде таблиц в приложениях, а также диаграмм и графиков.

Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы

Государственный бюджет - представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона, утверждается он законодательным органом власти - Парламентом.

Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) является ведущим звеном бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается Федеральным Европейским собранием РФ как закон.

Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита являются кредиты международных финансовых организаций, в том числе Международного валютного фонда (МВФ).

Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета:

Ø ·увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;

Ø ·продолжение курса на не инфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении объема внешних заимствований.

В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:

·удержать экономику от спада производства;

·обеспечить финансовую стабилизацию;

·стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;

·сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

·укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля над полнотой уплаты налогов;

·создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

·усиление контроля над величиной государственного долга.

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы и расходы, содержание которых не меняется при переходе от одной общественно- экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию.

Под бюджетом понимают форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства [6,с.6].

Бюджет- это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку "финансы"- это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и "бюджет" представляет собой систему денежных отношений, но более узкую.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, то есть для выполнения государством возложенных на него функций [6,с.7].

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального продукта и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В этих государствах местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в государственный бюджет.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

·государственный бюджет или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

·бюджеты членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, субъектов федерации в России);

В федеративных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в Федеральный бюджет.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Государственная бюджетная система РФ состоит из 3-х звеньев и включает:

·республиканский (федеральный бюджет);

·республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области;

·около 29 тыс. Местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и бюджетов Федерации, т.е. бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Данный бюджет не утверждается законодательным органом власти.

Советы министров республик в составе РФ, исполнительные органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

Бюджетная система строится в соответствии с рядом принципов (Рис.1).


Рис.1 – Принципы построения бюджетной системы РФ

Единство - обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой;

Полнота - означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объеме;

Реальность - это правдивость бюджетных показателей;

Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны обязательно быть опубликованы.

Самостоятельность бюджетов различных субъектов РФ обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. К собственным источникам относятся закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно правительственными органами субъектов Федерации и местными органами самоуправления.

Читайте также: