Клиенты детского сада как называются

Обновлено: 07.07.2024

Девочки, советую почитать, всем кто собирается отдать в частный детский сад своего детёнка или только об этом думает.Статья взята из интернета.

«Подбирая частный детский сад для своего ребёнка, безусловно, все стараются выбрать вариант достойного соотношения цены и качества предоставляемых услуг. Родителям хочется, чтобы частный сад был честным садом, чтобы в нём действительно всё было по правилам; где за детьми тщательно присматривают, хорошо ухаживают и грамотно занимаются.

Предлагаю разобраться, что это за явление такое, частный детский сад, какие из них являются легальными, какие нет, обязаны ли такие сады иметь лицензию, и как, собственно правильно выбрать частный детский сад для своего ребенка.

При разговоре с владельцем садика непременно попросите:

- копию регистрационного свидетельства ИП или юридического лица. Также там должны стоять такие виды деятельности, как социальные услуги (уход и присмотр) или (и) предоставление образовательных услуг;

-договор аренды помещения или документы, подтверждающие право на собственность. Пребывание на жилплощади или в помещении, где ведётся деятельность, обязательно должно быть законным. Например, часто возникают проблемы с соседями, которые не довольны шумом, однако. согласно Жилищному кодексу, ст.№17 индивидуальный предприниматель имеет право вести свою предпринимательскую деятельность в жилом помещении. Если предпринимателю нечего скрывать, то он покажет вам данный документ.

В четвертых , существуют специальные санитарные правила (САНПИНы ), которые сейчас разрешают в жилых помещениях вести деятельность по уходу, присмотру и дошкольному образованию. Сюда входят требования по количеству детей в данном помещении в зависимости от квадратных метров, требования по приготовлению и составу меню, по месту для сна, по продолжительности и периодичности развивающих занятий, прогулок и т.д. Этот документ находится в открытом доступе, поэтому родителям нелишне поинтересоваться, что там написано. Весь персонал должен иметь действующие медицинские книжки!

Согласно закону о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Роспотребнадзором и Налоговой инспекцией проводятся плановые проверки раз в 3 года. Более частые проверки производятся по жалобам, оформленным в заявление.

Удивительно, но до сих пор существует множество родителей, которые не заключают договор на посещение сада. Для меня это равносильно тому, чтобы оставить ребенка где-нибудь посреди улицы или в супермаркете и уйти. И надеяться, что с ним ничего не случится.

При покупке бытовой техники, мебели, компьютеров, мы обязательно требуем документы, сравниваем модели, обращаем внимание на торговую марку, на качество услуг, а при выборе садика для своего ребенка часто руководствуемся только стоимостью услуги. Многие владельцы садов жалуются мне, что часто телефонный разговор с клиентами состоит только из их вопроса: сколько?

Надо понимать, что услуги легально работающих предпринимателей не могут стоить копейки. Их помещения должны соответствовать требованиям, питание детей должно быть полноценным, персонал должен проходить медицинское обследование и обучение. Все это стоит денег.

От себя хочу добавить: не стесняйтесь спрашивать. Тем, кому нечего скрывать — ответит на все ваши вопросы, покажет документы и даже даст попробовать еду :).

И помните, как бы все не было правильно сделано, хорошо оформлено, в итоге самым главным в саду оказываются люди: воспитатели, повар, руководитель, нянечка — именно люди составляют ценность садика.


Скажем честно: когда нам предложили написать эту книгу, мы не были уверены, что согласимся. Ведь мы профессиональные педагоги. И все, что мы писали и пишем, относится именно к педагогике, возможно отчасти к психологии, но уж точно не к экономике и менеджменту. Как же нам написать целую книгу, содержащую в том числе советы в области экономики и управления.

Кроме того, поразмыслив, проанализировав ситуацию, мы поняли, что и большинство наших коллег вовсе не являются профессиональными экономистами. Ведь существуют самые разные мотивы для открытия детского сада. И то, что касается экономической выгоды, очевидно, в этом случае отнюдь не на первом месте.

Короче говоря, мы решились.

Так и появилась эта книга. Итак, она написана профессиональными педагогами-практиками. Но что намного важнее, она написана людьми, которые совсем недавно прошли весь путь реализации проекта, подобного тому, который вы задумали. Все советы, которые мы дадим в книге, основаны на личном опыте, анализе ситуации с детскими садами в России, на наших практических и теоретических знаниях, на результатах метода проб и ошибок, который нам часто приходилось использовать. Мы постараемся охватить все вопросы, связанные с открытием детского сада сегодня. Обещаем не оставить нераскрытым ни одного секрета – расскажем нашим читателям все без утайки. А еще обещаем, в случае если вам что-то покажется непонятным или возникнут любые дополнительные вопросы, ответить на них вам лично – только напишите. Таким образом, это будет книга с продолжением.

А теперь, прежде чем перейти к главе 1, хотим от всей души пожелать вам успеха. Поверьте, вы задумали великое дело. Ведь это и есть настоящее вложение в будущее, не так ли.

Глава 1. Как принять решение

Главная проблема состоит в том, что детский садик как бизнес очень отличается практически от всего, что существует.

Принятие решения об открытии детского сада – пожалуй, самый важный этап в процессе организации этого бизнеса. Исходя из названия книги можно отметить, что действительно, для того чтобы преуспеть (да и начать), необходимо точно понимать, что и зачем мы делаем. Нам скажут: так должно обстоять дело в любом бизнесе. Так, да не так. В случае с детским садом вы собираетесь взять на себя ответственность за людей, которые будут проводить с вами большую часть своей жизни. А это ох как непросто…

Как ни странно, это, пожалуй, и есть самое главное для успеха вашего сада. Звучит не слишком правдоподобно, но поверьте – так оно и есть. Когда вы точно понимаете, что хотите сказать и сделать, все остальное нанизывается на это понимание, как детали детской пирамидки на стержень.

Итак, получается, что главный вопрос: зачем мне это нужно? На него в первую очередь и предстоит ответить.

Помимо того что подобные мотивации не слишком честны по отношению к клиентам, они неминуемо ударят и по организаторам. Очень скоро выяснится, что это вовсе не идеальный бизнес, ибо о первой, даже самой минимальной, прибыли нужно забыть как минимум на год. Что для того, чтобы все закрутилось, от вас потребуются поистине огромные личностные инвестиции. Что с точки зрения бюрократии открытие детского сада – одна из самых тягомотных процедур, какие только можно вообразить, а с точки зрения выгоды – одна из самых скромных…

Интернет полон разнообразных советов (равно как и предостережений), связанных с открытием детского сада. В большинстве случаев все авторы единодушны в одном: если вы ищете способ быстро разбогатеть – этот бизнес не для вас. И мы с ними абсолютно согласны.

Ну что, напугали мы вас.

Пугать, если честно, и в мыслях не было. Просто на такое дело нужно идти с открытыми глазами, твердо зная, зачем вы в это ввязываетесь.

Вспомните хотя бы о том, что большая часть привычек и навыков, полученных в вашем детском саду, будет сопровождать человека всю жизнь. А это уже серьезно. Поэтому и на вопросы отвечать будем серьезно и со всей ответственностью.

И начнем с простого: зачем человеку ходить именно в ваш детский сад?

Четкий ответ на этот вопрос и выявит вашу нишу в системе дошкольного образования.

Вариант 3 — сад дает человеку основы образования. Качественная подготовка к школе дает гарантии поступления в престижную школу и отсутствия проблем в начальных классах.

Вариант 4 — сад предлагает педагогический подход, развивает определенные качества, раскрывает таланты.

Наверное, каждый родитель мечтает об идеальном детском саде для своего ребенка, а именно о таком, где ребенок в теплой и комфортной атмосфере развивается как личность, получает качественное образование, социализируется.

Если мы сможем оправдать все эти ожидания, то можно считать, что треть дела уже сделана. Почему треть? Да потому, что нужно оправдать еще и ожидания детей, не забыв также про свои собственные ожидания. Если нам удастся создать такой сад, который оправдывает все эти ожидания, – тогда и получится идеальный детский сад.

Глава 2. Что открывать

Какие только учреждения не называют нынче детским садом! Просто голова идет кругом. Для того чтобы сориентироваться в этой непростой действительности, давайте попробуем навести порядок в понятиях.

Прочли? Тогда продолжаем.

Нынче частным детским садом называются следующие заведения:

1. Так называемый квартирный (домашний) детский сад – это обычно группа детей до 10 человек, находящаяся в съемной или купленной квартире.

Квартира должна быть достаточно просторной, самую большую комнату можно оборудовать под игровую, комнаты поменьше – под спальню или класс для занятий, просторная кухня может совмещаться со столовой. Так что серьезных изменений не потребуется. Переоборудовать придется только санузел. Если вы снимаете квартиру под детский сад, то стоит обратить особое внимание на вход: чистый подъезд, современный лифт (в случае если квартира находится не на первом этаже), домофон. В квартире довольно легко воссоздать домашнюю обстановку, и это привлечет клиентов. Многие родители переживают, что их малыш, привыкший к теплому, семейному окружению, будет испытывать трудности при переходе в образовательное учреждение. С другой стороны, домашний садик часто ассоциируется с любительским подходом к дошкольному образованию. Поэтому те родители, для которых важны образовательный аспект, серьезная подготовка к школе, интеллектуальное развитие ребенка, вряд ли отдадут малыша в сад квартирного типа.

Назначить высокую плату за такой детский сад, скорее всего, не получится, во всяком случае не в первый год. Но и ваши финансовые затраты будут не так уж велики.

Та деятельность, которую можно осуществлять без лицензии, сводится к следующему: группа кратковременного пребывания детей, организованная на коммерческой основе, предоставляющая услуги по уходу за детьми.

На деле большинство таких центров предоставляют широкий спектр образовательных услуг:

• развивающие занятия с детьми в возрасте от года до трех – так называемые развивалки. Родители могут выбирать: сколько раз в неделю и на какие именно занятия они будут приводить малыша. Музыка, ритмика, рисование, развивающие дидактические занятия, иностранный язык – самые популярные виды подобной деятельности. Как правило, родители приводят ребенка в центр на несколько часов и остаются в центре на все время занятий. (Кстати, стоит позаботиться о том, чтобы в центе было удобное помещение, где родители смогут находиться во время занятий.);

• различные занятия (как групповые, так и индивидуальные) для детей в возрасте от трех до семи лет: спорт, лепка, рисование, йога, иностранный язык, музыка, хореография, шахматы и т. д. Как правило, дети приходят несколько раз в неделю, время их пребывания в центре зависит от количества занятий, выбранных родителями. Оплата назначается за каждое занятие в отдельности;

• группы полной недели: в этом варианте родители приводят ребенка в центр ежедневно на несколько часов и ребенок посещает все занятия центра в соответствии с программой. Оплата в этом случае помесячная;

• группы подготовки к школе для детей в возрасте от шести до семи лет. Чаще всего такие занятия проводятся два-три раза в неделю и состоят из элементарного цикла: математика, чтение, грамота, развитие речи и т. п. Оплата обычно вносится за месяц вперед;

Выбирая, какой тип сада вы хотите открыть, подумайте не только о финансовых и организационных возможностях, но и о том, зачем тот или иной тип нужен вам и вашим клиентам (понятно, что ниже мы лишь предлагаем вам вариант таблицы, которую каждый заполнил бы в соответствии с собственными представлениями).

Глава 3. Кто клиент

Конечно, при наиболее частом ответе однозначно называются клиентами детского образовательного учреждения родители. Предлагаемая логика такова: ведь именно они, в принципе, формулируют точный запрос на услуги, ищут и находят удовлетворяющее их детское учреждение. При этом родители берут в расчет целый ряд факторов (речь о которых ниже), которые и определяют в конечном итоге их выбор.

Однако та точка зрения, которую мы хотели бы вам предложить, иная. Она основана не только на многолетнем опыте и приверженности гуманистическому подходу в педагогике, но и на элементарной логике. Вот она: клиентами детского сада, безусловно, являются не родители, а дети. И именно с этой точки зрения мы и предлагаем рассматривать как организацию, так и ведение этого дела.

Ориентация на родителей в принципе лишает наше заведение самой сути, т. е. педагогического содержания.

Нам могут возразить: дети не могут быть клиентами – они же ничего не понимают. Ответим: во-первых, свои интересы они (как и все мы) понимают неплохо. Во-вторых, вовсе не обязательно клиент на 100 % понимает, каков должен быть его собственный запрос (ср.: пациент больницы и т. п.). Это, однако, не означает, что мы имеем право усомниться в его дееспособности.

Вот и получается, что наш с вами клиент особый (а есть ли другие?!).

Вот и давайте поговорим о том, как лавировать между желаниями и представлениями взрослых и потребностями истинного клиента.

Во-первых, давайте развенчаем представление о родительском материализме.

А теперь все-таки необходимо понять, что значит работать с клиентами-детьми.

Если со взрослыми все более или менее понятно, то с детьми все намного сложнее. В первую очередь потому, что к делу этот тип клиентов подходит намного менее рационально.

И только потом следует все то, что мы привыкли автоматически приписывать детям: игрушки, сласти, веселенький интерьерчик и т. п.

Фокус в том, как эти ожидания воплотить в жизнь.

Глава 4. Что нам стоит дом построить…

Вопрос о помещении по понятным причинам – один из самых важных.

Обычно речь идет о следующих вариантах: квартире, переоборудованном коммерческом помещении, помещении бывшего детского сада (арендуемом по коммерческим или муниципальным ценам).

Перед тем как мы рассмотрим каждый из этих вариантов, давайте поговорим о том, что, собственно говоря, требуется от помещения, в котором располагается детский сад.

Помещение в любом образовательном учреждении – часть образовательной среды. А это значит, что оно уже само по себе должно пробуждать интерес. На практике это означает, что независимо от того, каким помещением вы располагаете, его обустройство следует основательно продумать.

Зоны эти таковы:

• зона для отдыха, занятий спортом, искусством и пр.;

В той или иной форме все эти пространства необходимы. Коротко поговорим о каждом из них.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Многие дошкольные учреждения годами работают с одним и тем же перечнем платных услуг и при этом считают, что потребности родителей и детей удовлетворены. Мнение потребителей на практике учитывается крайне редко, поэтому, не получая необходимые именно сегодня услуги непосредственно в данном образовательном учреждении, родители вынуждены искать их в других организациях.

Анализ информации, полученной при личных беседах с родителями, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения, а также содержания и структуры сайтов автономных детских садов показал отсутствие входного контроля в отношении вновь поступивших воспитанников и их родителей. Под таким контролем понимается не строго установленная процедура, продиктованная правилами или уставом учреждения, а процесс, нацеленный на оптимизацию деятельности детсада (в том числе на повышение его эффективности) на протяжении всего срока пребывания воспитанника (и в некоторой степени родителей). Отметим, что предлагаемый подход к решению проблемы при определенной его адаптации Может быть применен к любому автономному учреждению независимо от сферы деятельности.

Такие разные потребители

Руководителю не следует допускать ситуацию, когда усилия учреждения направляются на всех потенциальных клиентов, а заинтересованной оказывается лишь небольшая их часть. Ведь только эта часть в дальнейшем превратится в реальных покупателей услуг и принесет учреждению прибыль.

Предлагаемый подход состоит в том, чтобы научиться мыслить другими, может быть, не совсем привычными категориями, исходить не из тех платных услуг, перечень которых уже имеет некоторую историю в учреждении или которые предоставляют другие детсады, а из соображений, желаний и возможностей конкретных потребителей.

Изучаем клиентов с помощью опроса

Первый этап заключается в проведении качественного исследования потребителей — вновь поступивших воспитанников детского сада и их родителей. Поскольку на этом этапе используется опрос (личный либо телефонный) или групповое интервью, основная сложность состоит в разработке самого вопросника. Не вдаваясь в теорию и требования к составлению анкет, остановимся на некоторых наиболее важных их параметрах.

1. Общее количество вопросов. Здесь важно не утомить потребителей (ни детей, ни их родителей). Иначе они, начав заполнять анкету, просто устанут от бесчисленных вопросов — и либо откажутся от участия, либо будут отвечать, не задумываясь. Это сделает анкетирование бессмысленным, поскольку обработка анкет покажет искаженные результаты — частично или полностью не соответствующие действительности.

Продемонстрируем варианты постановки вопросов подобного типа на примере.

«Ваш годовой доход составляет:

— от 15 000 руб. до 20 000 руб.;

«Есть ли в вашей семье автомобиль?

— да, год выпуска ______;

Где вы обычно проводите отпуск?

Важным источником также являются повседневные разговоры детей и родителей: кто куда ходил (выставки, театры, кружки, секции и т. д.), что понравилось, что интересного увидели, где лучше (или хуже). Вся эта информация обычно не удостаивается внимания, однако она, по сути, бесценна. Все положительное, что отмечается в подобных разговорах, должно побуждать руководство учреждения быть как минимум на уровне, причем не по собственным меркам или соображениям коллектива, а по представлениям потребителей (то есть родителей). Все отрицательные моменты, о которых упоминается в таких разговорах, должны быть руководством к действию, поскольку это и есть то, чем учреждение может отличаться от других организаций аналогичного профиля.

Расставьте характеристики выбранной вами услуги (посещение занятий по лепке/музыке/рисованию/…) по степени значимости:

— удобное время проведения;

— авторский курс (программа);

В) применять при составлении анкеты шкалы. Однако здесь надо помнить, что включение в одно исследование различных видов шкал, в том числе перенасыщение ими анкеты, может привести респондента к растерянности и, как следствие, отразится на его ответах.

Интернет-опросы

Интернет сегодня является одним из основных каналов связи. Традиционные виды исследований, которые в основном используются для личных или телефонных интервью, хоть и не теряют своей актуальности, но не в состоянии обеспечить быстрое отражение мнения опрашиваемого. Интернет-опросы, в свою очередь, реализуются достаточно быстро, а получение результатов происходит автоматически.

Кроме эффективного сбора данных и их быстрой обработки Преимуществами интернет-опросов являются:

— для организаций — значительное снижение стоимости исследования (по сравнению с прямыми и телефонными интервью, организацией фокус-групп);

— для респондентов — удобство заполнения (не используются бумажные носители), отсутствие временных ограничений, обеспечение полной анонимности (опрос проходит без участия интервьюера).

Подводим итоги опроса

Примерная тематика вопросов для родителей, которая будет способствовать составлению точного портрета потребителя (родителей и ребенка), такова:

1. Возрастная категория.

3. Семейное положение.

5. Место проживания (в доме, квартире).

6. Уровень образования.

7. Сфера деятельности (работает по найму, предприниматель, безработный).

10. Уровень доходов.

11. Приемлемая сумма в месяц для оплаты услуг.

12. Интересы (увлечения, хобби).

13. Вопросы, связанные с оказанием услуги.

14. Факторы, влияющие на принятие решения по приобретению услуги (цена, качество, совет педагога, друзей, других родителей).

Наиболее правдивые данные можно получить в том случае, если опрос будет проводиться профессионалами — специализированным маркетинговым агентством. Руководитель также может назначить ответственного за опрос из сотрудников, имеющих опыт работы, либо нанять специалиста-маркетолога для выполнения исследования.

На практике же при проведении опроса непосредственно силами учреждения руководитель определяет ответственное лицо (например, воспитателя группы, методиста), которое курирует проведение опроса и при необходимости дает пояснения по заполнению анкеты. Существует и альтернативный способ — опросные листы предоставляются родителям для самостоятельного заполнения в домашней обстановке.

После получения всех анкет в заполненном виде нужно подвести итоги опроса. Его результаты лучше воспринимаются не в словесной, а в графической форме — в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Сравним варианты изложения одной и той же информации о распределении родителей воспитанников по возрастным группам (цифры приведем условные).

Вариант 1 — текстовый: Возраст родителей (участников опроса) изначально был разделен на несколько возрастных групп (18 — 20, 21 — 25, 26 — 30, 31 — 355, 36 — 40 лет, старше 40 лет). Преобладающей стала группа с возрастными рамками от 21 до 25 лет (140 человек, 40%). Также следует отметить возрастные группы 26 — 30 лет (70 человек, 20%) и 31 — 35 лет (50 человек, 14%).

Вариант 2 — наглядно представить информацию.

Очевидно, что первый вариант подачи информации зрительно не воспринимается, а со вторым вариантом работать и удобнее, и проще, поскольку он наглядно отражает сложившуюся ситуацию. При оформлении в однотипные графики (или диаграммы) результатов исследования, сохранении при этом (при возможности и необходимости) цветового решения работа на следующих этапах будет более продуктивной.

Делим потребителей на группы

Сегментация — важный элемент планирования, поскольку она Дает учреждению возможность сосредоточить ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) На наиболее перспективных направлениях деятельности. Сегментация позволяет выявить среди всех потребителей (в первую очередь родителей) те группы, которые характеризуются сходными потребностями, привычками либо примерно одинаковым отношением к тем или иным услугам. Это важно, поскольку именно эти характеристики и должно учитывать учреждение в своей деятельности.

Выполненное на первом этапе маркетинговое исследование необходимо для последующего профилирования потребителей и определения переменных, с помощью которых можно распределить потребителей по сегментам (группам). На них учреждению и предстоит ориентироваться в дальнейшей работе.

Пользовательский статус определяет, использовал ли потребитель (воспитанник детского сада) когда-либо соответствующий продукт (услугу, предлагаемую учреждением), прибегает ли потребитель к получению услуги лишь время от времени или регулярно. Это особенно важно для привлечения (при наличии такой возможности) дополнительного количества обучающихся: тех, которые ранее не были знакомы с предложением, а также тех, кто пользуется услугой, но нерегулярно.

Технологическая ориентация показывает, предпочитают ли потребители использовать новые технологии (например, Интернет). При положительном ответе потребителей одной из приоритетных задач учреждения станет создание своего образа в Интернете — удобного сайта, страниц в социальных сетях.

Под общественным классом понимается слой общества. Обычно выделяют низший, средний и высший классы, исходя преимущественно из материального положения и социального статуса родителей.

Совершенно понятно, что о какой бы продукции или услуге ни шла речь, определение целевой аудитории и фокусирование внимания (равно как и затрат) учреждения именно на ее предпочтениях и станет залогом успеха.

Однако чем точнее будет составлен портрет потребителя, тем меньше окажется целевая аудитория. Чтобы учреждению самому искусственно не создавать подобную ситуацию, Целесообразно использовать несколько типичных портретов (достаточно двух-трех). В соответствии с ними следует определить возможности целевой аудитории и грамотно составить предложение: описать преимущества предоставляемой услуги, аргументировать ее использование (посещение занятий). Типичные портреты потребителя также нужны при привлечении новых, удержании и возвращении постоянных потребителей, при определении времени и формы подачи информации об услуге. При этом надо иметь в виду, что для разных видов предложений могут потребоваться дополнительные характеристики (например, национальность, религиозные убеждения, наличие домашних животных).

Ниже приведем возможный портрет потребительского сегмента и укажем на выводы, которые можно сделать из проведенного исследования.

В таблице приведен пример одной целевой группы потребителей и указаны варианты решения именно для нее. Обработка анкет может выявить несколько целевых групп и для каждой из них необходимо составить свой перечень предложений. При этом нужно помнить, что группы с течением времени могут оказаться нестабильными по своему количественному составу и предпочтениям — вследствие изменившихся интересов воспитанника, требований к его подготовке к школе, материального положения родителей. Причинами нестабильности группы потребителей также могут быть новые знания ребенка, полученные не только в детском саду, но и за его пределами (во время отдыха, путешествия, посещения других кружков, секций), и другие факторы.

Что такое частное дошкольное образование? Я не буду говорить про нянь и репетиторов, а возьму лишь организованные сообщества, оказывающие услуги по образованию и развитию детей.

  • Детские клубы или детские центры — они оказывают услуги по проведению занятий для дошколят по самым разным тематикам от английского языка, до пилатеса. Программа составляется из десятков разных лоскутков и постоянно меняется подобно тому, как меняется спрос и мода. Занятия длятся от 20 до 40 минут и либо оплачиваются разово, либо покупаются абонементом.
  • Частные детские сады или группы по уходу и присмотру — это уже полноценные детские садики с постоянными педагогами и устоявшейся сеткой занятий. Дети находятся в садике с 8 часов утра до 7 часов вечера или даже дольше. Оплата происходит за весь день или за половину дня. Иногда ещё оплачиваются дополнительные занятия — как в детском клубе.

Разница между клубом и садиком гигантская. Ничего общего, кроме отношения к сфере социальных услуг они не имеют. Клуб — это потоковая история, для существования которой нужно в среднем 100–150 клиентов в месяц. Привлечь родителей в клуб — очень просто, но вот удержать их сложно. Клубу легче окупить первоначальные траты и уже в первый-второй месяц выйти на рентабельность, но стабильный доход для большинства клубов — очень сложная и почти нереальная цель.

Садик же сложнее организовать, ему нужно больше времени, чтобы выйти в ноль, и первых клиентов садику придётся привлекать с большим трудом. Но стоит набрать минимальное количество детей для самоокупаемости, и станут понятны все плюсы именно этой услуги.

LTV клиента в московском частном садике среднего уровня — 120–150 тысяч. Каждый ребенок, пришедший в детский сад после его выхода на рентабельность, приност от 80% до 90% чистой прибыли собственнику садика. Я очень хорошо знаком с рынком именно детских садов, поэтому дальше продолжу свой рассказ только о них.

Шесть лет назад, когда мы открывали первый садик в Москве, рынок был на таком уровне, что можно было просто сделать симпатичную картинку и уютную атмосферу в садике, не грубить клиентам, вкусно кормить детей и не ругать их. Это делало тебя просто на голову выше всех других.

Первый садик обошелся суммарно в 800 тысяч рублей инвестиций на момент открытия и ещё 800 тысяч рублей за первый год работы. 180 тысяч рублей стоила аренда дома за два месяца, 120 тысяч рублей мы потратили на мебель, 250 тысяч рублей стоил косметический ремонт, 150 тысяч рублей — игрушки и дидактика, 100 тысяч рублей на рекламу, технику и раскраску стен в доме. К началу второго года работы садик был полностью заполнен и уже успел окупить себя.

Разумеется, в таких условиях сразу же появились желающие срубить лёгких денег. В районе, где мы начинали в 2012 году, было два частных садика. К середине 2013 года их было 11, а в 2014 году их насчитывалось уже 22. Сейчас их 26, и число постоянно скачет.

Такое перенасыщение рынка сказалось на всём. Повсеместные доносы в проверяющие инстанции со стороны соседей-конкурентов, перегретый рынок контекстной рекламы, замученные клиенты — они просто не могли отсмотреть все интересующие их варианты.

Владельцы садов думали не о том, как сделать свою развивающую программу и комбинированный план для воспитанников, а как бы сорвать баннер конкурента с газели на соседнем перекрестке. В 2014–2016 годах рынок активно формировался, выбирал лучшие формы, концепции и подходы к дошкольному развитию.

В 2017 году был взят тренд на окончательное отмирание устаревших частных садиков. Достаточно посмотреть объявления на Avito и увидеть, какое огромное количество частных садов продаётся. Закрываются многие точки франшиз, а оставшиеся делают ребрендинг и активно модернизируют программу и оснащение.

На рынке дошкольного образования существует огромное количество мифов и легенд. Успешные садики никому ничего не рассказывают, а независимых экспертов, которые знают всю подноготную бизнеса и готовы поделиться, — несколько человек на всю Россию. Поэтому для начала проведём небольшой ликбез по теме.

По моему опыту, большинство лучших частных детских садов Москвы первые несколько лет работали без лицензии. Многие из них потом её получили, но сделали это исключительно для того, чтобы быть защищёнными от внезапных проверок. Многие садики работают без лицензии и сегодня, и это не делает их хуже или лучше других.

Это всё было написано, чтобы обосновать одну простую мысль — государственное регулирование рынка дошкольного развития сейчас является рудиментом, порождающим массу мифов и легенд и мешающим собственникам бизнеса сосредоточиться на главном — качественном воспитании детей.

Если частный садик хочет быть успешен — он должен ориентироваться на своего итогового клиента, а не слепо делать всё то, что ему вменило государство.

Ниже я приведу грубый пример затрат на хороший проект площадью 300 м². Актуально для Москвы и Московской области.

  • Аренда помещения . 250–300 тысяч рублей с коммуналкой. Можно найти дешевле, и всегда есть варианты сильно дороже. Лучше брать помещение с ремонтом и пожарной сигнализацией.
  • Ремонт помещения . Если вы взяли shell and core. 4–6 млн рублей уйдёт у вас на чистовой ремонт без учёта профильного оснащения.
  • Мебель . Тут есть три варианта. Можно купить стандартную мебель для детских садов. Обойдётся это в 150–300 тысяч рублей в зависимости от качества изделий. Можно заказать дизайнерские кроватки, стулья, шкафчики — это уже 300–600 тысяч рублей на полный комплект. А можно заказать мебель у различных мастеров оснащение под ключ. Эти мастера — педагоги, которые адаптируют пространство для детей и выполнят всё в едином стиле. Такие проекты начинаются от 700 тысяч рублей и доходят до нескольких миллионов рублей.
  • Роспись стен . В хорошем садике должно быть весело и интересно. Расписать стены в таком помещении будет стоить от 120 тысяч рублей.
  • Оборудовать кухню . Комплект оборудования и посуды начинается от 150 тысяч рублей на садик в три группы.
  • Дидактические материалы на первый год работы . 120 тысяч рублей, если не сильно экономить.
  • Туалетная зона . 100 тысяч рублей вместе с работой.
  • Зарплатный фонд на первое время. 3арплата педагогов (по 50–35 тысяч рублей в месяц), три няни (по 35 тысяч рублей в месяц), повар (35 тысяч рублей в месяц) и приходящие педагоги (пять человек — каждому 20 тысяч рублей в месяц). Если собственник не будет управлять бизнесом, то в первый месяц нужен управляющий — это ещё 50 тысяч рублей.
  • Покрытие убытков . Садик в Москве выходит в ноль в среднем за три–шесть месяцев. Поэтому стоит заложить два–четыре полных месячных бюджета детского сада на покрытие убытков.
  • Рекламный бюджет . 50 тысяч рублей в месяц.
  • Налоги . Патент — 18 тысяч рублей в год (для Москвы).
  • А ещё вам непременно захочется купить набор очень крутых японских ковриков из микрофибры или фарфоровые кружечки для гостей.

В общем, траты бывают разные, иногда они кажутся очень глупыми, но если человеку так хочется, то почему нет. Ведь частный детский сад — это самый личный из известных мне бизнесов, и если владельцу он не нравится — такой проект сложно спасти.

Для выхода на самоокупаемость в частном детском саду должно заниматься от 15 до 20 детей. Срок окупаемости среднего бюджета в 4 млн рублей: 2–2,5 года при не слишком хороших показателях. Чистая прибыль со второго года работы — от 250 тысяч рублей.

Сейчас тренд в дошкольном образовании смещается от красивой картинки в сторону качественного наполнения. На рынке много чудесных садиков, но мест, где действительно занимаются дошкольным развитием детей, очень и очень мало.

В крупнейших образовательных проектах Москвы уже успели собрать команды профессиональных педагогов, и они постепенно распространяют идею нового качественного образования для детей.

Сейчас в тренде отказ от авторитарной педагогики в детском саду и развитие модульного подхода к образовательной деятельности, когда каждый ребенок сам может выбирать, чем он будет заниматься. Создаются курсы для педагогов новой формации, адаптируются ранее непопулярные концепции — реджио, ровестничество и многие другие.

Ближайшие 3–4 года станут временем, когда окончательно вымрет большинство старых садиков, где с клиентом общаются как с врагом и где воспитатели не могут сформулировать и пары строк.

Зарплаты педагогов у хороших садиков в Москве уже сейчас растут на 15–20% в год, а спрос на прогрессивных специалистов просто огромен. Существует множество концепций дошкольного развития, каждая из которых пошла по своему пути и активно развивается — государству придётся это принять и ввести новые схемы лицензирования образовательной деятельности. По крайней мере, я на это очень надеюсь.

Читайте также: