Какой вид деятельности в школе достиг более высокого профессионального мастерства

Обновлено: 04.07.2024

Карьера – это достижение успехов в каком-то направлении профессиональной деятельности.

Построение карьеры педагогом реализуется за счет наличия у него определенных профессиональных качеств. Профессионализм и квалификация педагога определяют степень успешности достижения им каких-то высот в профессиональной деятельности, получения определенных благ.

Однако, карьера является категорией, подверженной воздействию не только профессионализма, но и иных факторов. К ним относятся:

  • Стремление педагога к развитию, саморазвитию, совершенствованию;
  • Наличие определенных личностных качеств: волевые качества, инициативность, самостоятельность, выдержка, последовательность и др.;
  • Наличие организаторских способностей;
  • Содержание работы;
  • Активная жизненная позиция;
  • Интерес к делу;
  • Грамотно построенная система профессионального обучения.

Все эти компоненты влияют на формирование карьеры педагога, которая связана с его профессиональной самореализацией и основывается на понятии карьерного роста.

Карьерный рост – это продвижение вверх по служебной лестнице т.е. занятие более высокой должности в образовательной системе, получение больших благ и привилегий, а также расширение ответственности в своей профессиональной деятельности.

Любой педагог стремится к карьерному росту. Это обусловлено его желанием самореализоваться в профессиональной сфере деятельности, получать высокую заработную плату, приносить обществу максимальную пользу т.е. способствовать достижению целей и задач образования и выполнению социального заказа на текущем этапе развития общества.

Рисунок 1. Карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Карьера педагога состоит из следующих элементов:

  1. Личностные ориентации деятельности. сюда входит мотивация педагога на развитие и совершенствование своих навыков, стремление стать лучше и расширить свои профессиональные возможности, повысить свою квалификацию и получать достойное материальное вознаграждение за свой труд. Кроме того, чтобы достичь профессионального подъема, педагог должен обладать определенными личностными качествами и быть признанным в профессиональной сфере т.е. педагогический коллектив, руководство учреждения должны одобрять стремление педагога к карьерному росту, признавать правомерными и достойными методы и средства, применяемые им для этих целей.
  2. Ценностные ориентации деятельности. Карьера должна быть для педагога ценностью. Он должен уважать педагогическую деятельность, педагогический труд, считать престижной свою профессию и осознавать значимость своей профессиональной деятельности для себя, отдельной личности учащегося и общества в целом. Кроме того, педагогу необходимо принимать ценностные ориентации социума и той организации, в которой он работает.
  3. Производственные ориентиры деятельности. Сюда входят цели и задачи деятельности организации, в которой трудится педагог, ее планируемые направления деятельности и преобразования, требования, выдвигаемые к качеству работы педагога и ее эффективности.

Карьерный рост педагога, определяется также, его стремлением к непрерывному обучению и развитию. Профессионализм необходимо повышать и развивать свои профессиональные навыки. Для этого, педагогу требуется проходить обучение на повышение квалификации. От него зависит его профессиональные рост, развитие его психологического и педагогического потенциала, повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда.

Вертикальная карьера педагога и пути ее достижения

Вертикальная карьера – это переход на более высокую должность, подъем по карьерной лестнице вверх т.е. занятие более высокой и ответственной должности, предполагающей расширение функциональной роли педагога, его ответственности и значимости его педагогической деятельности, несущей более насыщенный по содержанию результат.

Рисунок 2. Вертикальная карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вертикальная карьера приводит педагога к получению им новой должности, которая находится на ступень выше, занимаемой в структурной иерархии учебного учреждения или образовательной системы в целом.

Вертикальная карьера педагога предполагает прохождение им следующих ступеней профессионального развития:

  1. Стажер. Завершая обучение в высшем учебном заведении, педагог приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей в должности стажера т.е. он выполняет функции ассистента педагога, помогая ему в реализации образовательной деятельности. На этом этапе, педагог только учится применению своих теоретических знаний на практике, осваивает устройство образовательного процесса и порядок его организации. Освоение профессиональных функций педагога, полноценное выполнение им своих функций, самостоятельное ведение образовательного процесса приводит к переводу стажера на новый уровень.
  2. Специалист. Получение магистерского образования дает педагогу право на занятие должности педагога по конкретной дисциплине, социального педагога или педагога по работе с детьми, имеющими особые потребности. На данном этапе, педагог осваивает свою деятельность, полноценно реализуя образовательный процесс, организуя образовательную, воспитательную и развивающую деятельность учащихся. Качество и эффективность работы педагога позволяет ему укрепить свою позицию и претендовать на переход на следующую иерархическую ступень.
  3. Мастер. Он отражает наличие у педагога профессионального мастерства высокого уровня т.е. он выполняет свою работу лучше, чем обычный специалист, владеет глубокими познаниями, способен к творческой организации работы, владеет креативным мышлением. Мастерство педагога нарабатывается годами. Оно отражает выполнение стандартных функций быстрыми темпами, работа делается на автомате, а нестандартные направления деятельности реализуются, посредством опоры на творческий подход к делу.
  4. Авторитет. На этой ступени, педагог занимается экспериментальной, исследовательской деятельностью, ведет разработки новых методов обучения и воспитания, формирует методические рекомендации осуществления педагогического процесса, выполняет функции наставника и репетитора.
  5. Эксперт – высшая ступень карьеры педагога. Она отражает экспертные знания и практические навыки педагога т.е. он обладает мастерством, способен к реализации исследовательской деятельности, проводит научные разработки в области педагоги, может быть наставником и репетитором. Во всех этих направлениях деятельности педагог является экспертом т.е. знатоком своего дела.

Горизонтальная карьера педагога

Горизонтальная карьера – это расширение обязанностей и полномочий на занимаемой профессиональной позиции.

Горизонтальная карьера может предполагать перевод педагога в другую организацию или выполнение им иной функциональной роли. Такая карьера отражает занятие педагогом ступени специалиста. Он не переходит на более высокий уровень, но развивается вширь т.е. углубляет и расширяет свои знания и навыки, профессиональные функции, получает новые задания, выполняет новые виды деятельности. возможно, что педагогу дается какое-то временное задание, при котором он становится руководителем проекта или выполняет роль наставника, но, при этом, не переходит на ступень мастера или авторитета.

Горизонтальная карьера дает возможность специалисту почувствовать себя ценным сотрудником, самоутвердиться, за счет расширения ответственности и полномочий, завоевать уважение коллег и начальства.

Рисунок 3. Горизонтальная карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности

Доклад на районном семинаре-практикуме

Профессиональное мастерство учителя и его роль в формировании конкурентоспособной личности

Доклад на районном семинаре-практикуме

подготовила завуч по УМР

Профессиональное мастерство – это высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенным видом профессиональной деятельности; характеризуется качеством выполнения работы, высокой производительностью труда, профессиональной самостоятельностью, культурой труда и творческим отношением к труду.

По мнению А.С. Макаренко, педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. Он утверждал, что сами воспитанники ценят учителя и считают его мастером своего дела, если видят и чувствуют, что он уверенно использует свои разнообразные знания и умения.

Овладение профессиональным мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Профессиональное педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конечная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности — недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Коренным отличием в структуре знаний рядовых учителей и мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. В.А.Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы".

В XXI веке возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии, уверенно вступать в социальные отнашения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке труда.

Конкуренция как качество личности – склонность соперничать, бороться с кем-либо за достижение лучших результатов, большей выгоды, преимуществ.

Так лягушки разбогатели, вышли в Жабы и накупили себе бриллиантовых бородавок. Когда же их спрашивали, как это они так поднялись, обе Жабы говорили – “Конкуренция! О, эта живительная конкуренция!” Злые языки, разумеется, говорили о “сговоре”, “взаимном пиаре” и так далее. Чего только не говорили злые языки. Но жабы только ухмылялись – они-то знали правду. Что никакого сговора не было, взаимного пиара тоже, а только одна чистая злость. Ну и жадность, которая её вовремя победила. И только оставшись наедине, зыркали друг на друга с ненавистью в очах и каждая думала про другую: “Всё это, конечно, хорошо… Но как жаль, что я тогда не утопила эту гадину…”

Весомым показателем эффективности процесса воспитания является уровень личностного и профессионального саморазвития педагога, его уровень конкурентоспособности, так как только конкурентоспособный учитель может воспитать конкурентоспособного ученика. С моей точки зрения необходимы:

Саморазвитие педагога как воспитателя-исследователя,

Построение общения с детьми на гуманистических принципах.

Конструктивное самоизменение на личностном уровне (развитие культурного, нравственного, творческого, психологического потенциалов педагога)

Совершенствование профессионального мастерства

Освоение современных образовательных технологий и т.д.

Повышение воспитывающего потенциала уроков и всех видов внеурочной деятельности как средства развития конкурентоспособности учащегося.

В рамках решения этих проблем в нашей школе искусств второй год идет изучение метапредметной технологии обучения, организуются проектные и исследовательские работы уч-ся, были проведены педагогический совет и открытые уроки, совершенствуется анализ урока, выявлены современные приоритеты в работе (в частности с этого года мы ввели такую форму принятия к/у как собеседование).

Работать надо не 12 часов, а головой.

Инновационная деятельность учителя — социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.

Акмеология — наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Таким образом, можно определить основные компоненты мастерства педагога, необходимые ему для решения профессионально-педагогических задач:

1. Профессионально-педагогическая компетентность педагога.

2. Владение педагогической техникой.

3. Высокий уровень общей и педагогической культуры.

4. Гуманистическая направленность деятельности (идеалы, интересы, ценности, гуманистические отношения).

5. Профессиональные качества (любовь к детям, интеллигентность, ответственность и т. д.).

6. Сформированность профессионального самосознания и самоотношения. 7. Творческие педагогические способности.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Первухина Е. В. Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 562-564.

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

1. Цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на воспитание личности школьника, современно образованной, социально активной, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающейся мобильностью, динамизмом, чувством ответственности за судьбу страны. Цель педагогической деятельности всегда социально задана в конечном результате и нестандартна по задачам в конкретных педагогических действиях.

2. Объект педагогического труда – человек. Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем:

а) Объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее, деятелем, который может по-разному относиться к педагогическому воздействию, так как воспринимает его через свой внутренний мир, свои установки.

б) Учитель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это сложно, требует постоянного творческого поиска.

в) Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности.

3. Субъект – тот, кто воздействует на воспитанника – педагог, родители, коллектив. Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования педагога.

4. Главные средства воспитания – различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение.

2. Педагогическое мастерство как система. Структура педагогического мастерства.

Педагогическая деятельность– это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений.

Педагогическое мастерство связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.

Критериями педагогического мастерства могут выступать:

– целесообразность педагогической деятельности (по направленности);

– продуктивность, определяемая по результату педагогической деятельности – уровню знаний, воспитанности школьников);

– оптимальность педагогической деятельности (в выборе средств), позволяющая добиться нужного результата с минимальными затратами времени, сил, средств;

– педагогическое творчество (по содержанию деятельности).

Важнейшим показателем педагогического мастерства должен быть высокий уровень образованности, воспитанности и самостоятельности школьников, их единство.

В структуре педагогического мастерства выделяют такие взаимосвязанные элементы:

а) Гуманистическая направленность личности учителя. Направленность личности учителя – это идеалы, интересы, ценностные ориентации, сквозь призму которых учитель подходит к своей работе и детям.

б) Профессиональные знания. Профессиональные знания – это фундамент становления педагогического мастерства. Содержание профессиональных знаний педагога составляют знания по преподаваемому предмету, методике его преподавания, знания в области возрастной, педагогической, общей психологии и педагогики.

в) Базовые педагогические способности. В психологии способностями называют такие психологические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способности к педагогической деятельности являются определяющей составной частью педагогического мастерства.




Гуманистическая направленность личности учителя.

Гуманистическая направленность личности учителя означает отношение к ребенку как к высшей ценности, признание его права на свободу и счастье, свободное развитие и проявление своих способностей. Свободно реализовать свои творческие возможности для себя и окружения человек может только при наличии веры в саму себя. Последняя укрепляется тогда, когда воспринимаются и оцениваются не только его положительные качества, а вся личность в целом, т.е. когда ее любят, уважают его достоинство, проявляют гуманность.

В то же время гуманизм не является абсолютизованим усепрощенням и покорностью относительно несовершенства человека. Педагог должен ставить перед воспитанником посильные и разумно сформулированные требования с целью его дальнейшего развития, то есть осуществлять педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.

Пути формирования педагогического мастерства.

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования. Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Основная цель повышения квалификации преподавателей состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед образовательным учреждением, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Одним из важных условий формирования профессионального мастерства преподавателя является хорошо организованная в образовательном учреждении система методической работы, как части системы непрерывного образования.

4. Аттестация педагогического работника. Аттестация преподавателей и мастеров производственного обучения проводится один раз в пять лет по личному заявлению преподавателя или мастера п/о. Аттестация даёт преподавателю дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве.

5. Инновационно-педагогическая деятельность, освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.

6. Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства преподавателя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества.

7. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Участие в профессиональных конкурсах дает преподавателю возможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, повысить авторитет в педагогическом коллективе.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний — это своеобразный момент рефлексии. Преподаватель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа.

Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

1. Цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на воспитание личности школьника, современно образованной, социально активной, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающейся мобильностью, динамизмом, чувством ответственности за судьбу страны. Цель педагогической деятельности всегда социально задана в конечном результате и нестандартна по задачам в конкретных педагогических действиях.

2. Объект педагогического труда – человек. Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем:

а) Объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее, деятелем, который может по-разному относиться к педагогическому воздействию, так как воспринимает его через свой внутренний мир, свои установки.

б) Учитель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это сложно, требует постоянного творческого поиска.

в) Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности.

3. Субъект – тот, кто воздействует на воспитанника – педагог, родители, коллектив. Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования педагога.

4. Главные средства воспитания – различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение.

2. Педагогическое мастерство как система. Структура педагогического мастерства.

Педагогическая деятельность– это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений.

Педагогическое мастерство связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.

Критериями педагогического мастерства могут выступать:

– целесообразность педагогической деятельности (по направленности);

– продуктивность, определяемая по результату педагогической деятельности – уровню знаний, воспитанности школьников);

– оптимальность педагогической деятельности (в выборе средств), позволяющая добиться нужного результата с минимальными затратами времени, сил, средств;

– педагогическое творчество (по содержанию деятельности).

Важнейшим показателем педагогического мастерства должен быть высокий уровень образованности, воспитанности и самостоятельности школьников, их единство.

В структуре педагогического мастерства выделяют такие взаимосвязанные элементы:

а) Гуманистическая направленность личности учителя. Направленность личности учителя – это идеалы, интересы, ценностные ориентации, сквозь призму которых учитель подходит к своей работе и детям.

б) Профессиональные знания. Профессиональные знания – это фундамент становления педагогического мастерства. Содержание профессиональных знаний педагога составляют знания по преподаваемому предмету, методике его преподавания, знания в области возрастной, педагогической, общей психологии и педагогики.

в) Базовые педагогические способности. В психологии способностями называют такие психологические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способности к педагогической деятельности являются определяющей составной частью педагогического мастерства.

Гуманистическая направленность личности учителя.

Гуманистическая направленность личности учителя означает отношение к ребенку как к высшей ценности, признание его права на свободу и счастье, свободное развитие и проявление своих способностей. Свободно реализовать свои творческие возможности для себя и окружения человек может только при наличии веры в саму себя. Последняя укрепляется тогда, когда воспринимаются и оцениваются не только его положительные качества, а вся личность в целом, т.е. когда ее любят, уважают его достоинство, проявляют гуманность.

В то же время гуманизм не является абсолютизованим усепрощенням и покорностью относительно несовершенства человека. Педагог должен ставить перед воспитанником посильные и разумно сформулированные требования с целью его дальнейшего развития, то есть осуществлять педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.

Пути формирования педагогического мастерства.

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования. Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Основная цель повышения квалификации преподавателей состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед образовательным учреждением, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Одним из важных условий формирования профессионального мастерства преподавателя является хорошо организованная в образовательном учреждении система методической работы, как части системы непрерывного образования.

4. Аттестация педагогического работника. Аттестация преподавателей и мастеров производственного обучения проводится один раз в пять лет по личному заявлению преподавателя или мастера п/о. Аттестация даёт преподавателю дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве.

5. Инновационно-педагогическая деятельность, освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.

6. Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства преподавателя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества.

7. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Участие в профессиональных конкурсах дает преподавателю возможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, повысить авторитет в педагогическом коллективе.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний — это своеобразный момент рефлексии. Преподаватель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа.

Проблемы формирования и этапы становления педагогического мастерства, его особенности и внешние показатели. Важнейшие навыки и основные умения преподавателя. Требования, предъявляемые государственным образовательным стандартом к современному педагогу.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 16.05.2018
Размер файла 17,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Доклад на тему:

1. Педагогическое мастерство и его значение

2. Особенности педагогического мастерства

3. Этапы его становления педагогического мастерства

4. Пути формирования педагогического мастерства

1. Педагогическое мастерство и его значение

Педагогическое мастерство -- это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.

Его более конкретными внешними показателями являются: высокий уровень исполнения, качество работы преподавателя; целесообразные, адекватные педагогическим ситуациям действия преподавателя; достижение результатов обучения, воспитания, самостоятельной работы студентов; развитие у них способности самостоятельно учиться, добывать знания, привлечение к самостоятельному проведению научных исследований.

С внутренней стороны педагогическое мастерство -- это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое мастерство -- выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.

2. Особенности педагогического мастерства

Знания, нужные преподавателю, можно подразделить на две группы.

В одну из них можно отнести:

1. Знания основ марксистско-ленинской теории;

2. Знания по своему предмету;

-- психологические знания (знания сути и условий формирования у студентов психических процессов, свойств личности, социально-психологических явлений, психологических особенностей деятельности студентов и педагогов);

-педагогические знания (знания целей, законов, закономерностей, принципов, методов воспитания и обучения студентов, знания по методике преподавания своего предмета).

Другую группу знаний составляют:

-- знания по вопросам теории управления и руководства учебным процессом в вузе;

-- знания по смежным научным дисциплинам (для преподавателя педагогики смежными дисциплинами будут психология, физиология; для преподавателя философии -- психология, логика, этика и др.);

-- знания основных достижений науки и техники, литературы и искусства.

Навыки преподавателя -- это автоматизированные компоненты его педагогической деятельности, действия; достигшие высокой степени совершенства и не требующие особых усилий и сосредоточения внимания при их осуществлении.

Важнейшими навыками преподавателя являются:

-- навыки изучения студентов, их деятельности, состояний и качеств, взаимоотношений в коллективах, успехов, достижений, трудностей, ошибок в учебе и т. д.;

-- навыки подготовки и проведения различных форм занятий (навыки изучения литературы, составления и использования конспектов, навыки распределения внимания, оценки времени и т. д.);

-- речевые навыки (построение фраз, свободное использование выразительных средств языка, произношения, ударений);

-- навыки управления коллективной и индивидуальной деятельностью студентов (управление вниманием, мышлением, психическими состояниями), навыки организаторские (поддержание дисциплины, распределение заданий и т. д.);

-- навыки высококультурного внешнего поведения (владение позой, жестом, мимикой, выражением глаз, педагогическим тактом в обучении и т. д.).

Навыки преподавателя -- это одно из условий его творчества. При недостатке навыков, например, у начинающих преподавателей во время выступлений может возникать психическая напряженность, скованность или неупорядоченная активность. Навыки изложения, по заключениям опытных профессоров, очень близки к навыкам артиста.

К числу основных умений преподавателя следует отнести следующие: - умение передавать знания, доходчиво излагать материал, контролировать и оценивать результаты труда обучаемых и своего собственного труда; умение формировать навыки, качества студентов, учитывать индивидуальные и другие их особенности;

-- умение управлять умственной деятельностью студентов, организовывать их самостоятельную работу и самовоспитание;

-- умение владеть собой, своим психическим состоянием, внешним выражением эмоций и чувств, проявлять педагогический такт и другие.

3. Этапы его становления педагогического мастерства

За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения. В жизнь всего образовательного процесса прочно вошёл Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Он четко определил, каким государство хочет видеть выпускника общеобразовательного учреждения, и какова роль педагога в этом. Стоит отметить, что требования, предъявляемые ФГОС второго поколения к педагогу достаточно высоки. Чтобы соответствовать необходимым качествам, учитель должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также при овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности. Всё это и есть пути формирования педагогического мастерства. Но, для начала, рассмотрим этапы его становления:

I этап - профессиональное просвещение. Начинается в старших классах, когда учащиеся уже всерьёз задумываются о будущей профессии. На этом этапе благодаря информации, получаемой от учителей, родителей, из средств массовой информации, формируется отношение к той или иной специальности, и учащиеся начинают готовиться к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап - профессиональный отбор. Начинается с обучением в средних и высших учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

IV этап - профессиональный рост. Начинается вместе с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, навыки и умения, постепенно развивают своё педагогическое мастерство.

Таким образом, познакомившись с этапами становления педагогического мастерства, можно отметить, что его формирование начинается уже на 1 стадии, когда молодой человек только определяется с выбором профессии и происходит на протяжении всей педагогической деятельности учителя.

4. Пути формирования педагогического мастерства

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования. Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Одним из важных условий формирования профессионального мастерства учителя является хорошо организованная в школе система методической работы, как части системы непрерывного образования.

5. Инновационно-педагогическая деятельность, освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики. Инновационная деятельность помогает педагогу не застаиваться на месте.

6. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога). Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию.

7. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Участие в конкурсах профессионального мастерства - мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Учитель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт - статья, разработка, программа.

Таким образом, передавая свой педагогический опыт, учитель не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания. педагогический мастерство государственный образовательный

Все эти пути взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Информационные источники

1. Макаренко А. С. «Методика организации воспитательного процесса.

2. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. - М.: МПСИ, 2010. - 432 с.

3. Неудахина, Н.А. Основы педагогического мастерства / Н.А. Неудахина. - Барнаул: АлтГТУ, 2012. - 152 с.

Подобные документы

Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза, типы преподавателей. Особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой её объекта, которым является человек. Проблема соотношения творчества педагога и алгоритма действий.

статья [11,9 K], добавлен 08.10.2009

Формирование артистизма как основа профессионального педагогического мастерства. Специфика педагогической работы. Быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Сопоставительная характеристика педагогического и актерского мастерства.

реферат [38,8 K], добавлен 22.06.2012

Даны сравнительные характеристики понимания педагогического мастерства тренера педагогов разного времени. Обозначена структура педагогического мастерства тренера. Широко представлена информация о педагогическом общении тренера-преподавателя.

реферат [11,2 K], добавлен 22.06.2004

Понятие педагогического мастерства. Личные качества учителя-мастера. Речь педагога и его роль в профессиональной деятельности. Секреты педагогического мастерства. Ориентирование на календарно-тематические и поурочные планы при подготовке к занятиям.

доклад [17,4 K], добавлен 27.08.2011

Педмастерство учителя как комплекс свойств личности педагога. Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Мастерство и коммуникативность учителя в управлении учебно-воспитательным процессом.

Читайте также: