План проведения открытого урока

Обновлено: 06.05.2024

Открытый урок — это всегда некое испытание для учителя. Это не просто учебное занятие, а полноценное публичное выступление, которое должно содержать в своей структуре драматургию. Как к этому прийти? Срежиссировать! Начинаем урок с небольшой интриги, далее ведем аудиторию по небольшим станциям импровизации и приводим к моменту озарения. Но обо всех задачах открытого урока по порядку.

Процесс подготовки к открытому уроку многогранен! Многое зависит от предмета, который вы преподаете, от уровня подготовки самого класса, различных технических возможностей школы. Но я поделюсь с вами фактами и особенностями подготовки, которые помогут всем, кто готовится к открытому уроку.

Из чего состоит открытый урок

Инструкцию к открытому уроку я сравню с мифической моделью Земли, которая покоится на трех слонах, которые стоят на черепахе.

Второй слон — эмоциональная атмосфера в классе. Проявляют ли ученики желание работать? Легки ли они на подъем? Дружелюбны или более скрыты?

Третий слон — методика преподавания и владение материалом. Голос, жесты, мимика, интерактивность, передвижения по классу, визуальный контакт — это важно для качественного проведения всех типов уроков.

Что же олицетворяет черепаха? Базис. Симбиоз планирования, подготовки и репетиции открытого урока.

Инструкция по подготовке

Начинаем свою подготовку к открытому уроку с простых шагов:

  1. Выберите тему. Она не должна быть сверхсложной! У учителей часто возникаетнепреодолимое желание продемонстрировать свой профессионализм во всей красе. Но все-таки лучше сделать упор на качественный и комфортный материал. С материалом, в котором вы как рыба в воде, вы свободнее проведете свой открытый урок, и тем самым продемонстрируете больший профессионализм. И не забывайте, что тема должна быть комфортной в том числе для учеников, которые будут одними из действующих лиц вашего урока.
  2. Предварительно поработайтес классом. Можно провести небольшое тестирование с ребятами: знание основ предмета и предыдущих тем, психологическая диагностика класса. Под психологической диагностикой понимается выявление холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. После этого вы сможете заранее спланировать, на какие группы будете делить учеников, подготовить персональные задания. Спланируйте, кто будет отвечать у доски, кого лучше спросить с места, кому дать письменное задание. Также не включайте в урок типы заданий, которые мало знакомы ученикам: уйдет больше времени на избыточные объяснения.
  1. Перевоплотитесь в проверяющего. Подготовьте самоанализ урока. Насколько эффективен каждый этап урока? Есть взаимосвязь целей урока с примененными вами методами и педагогическими приемами? Приведите аргументы. Тем самым вы сами заранее поймете, что удастся воплотить в открытом уроке, а что потребует доработки.
  2. Составьте план проведения открытого урока. По классике нашей профессии в нем должны присутствовать все необходимые этапы: отметить в журнале отсутствующих в классе, проверка домашнего задания, актуализация, основная часть урока, рефлексия, выставление оценок, задания на дом.

Что же касается основных этапов, то здесь все зависит от особенностей предмета, который вы преподаете, а также формы и задач открытого урока. Приведем несколько общих рекомендаций.

  • Динамика. Вы подхватываете всех, кто находится на вашем уроке волной и несете от начала и до конца по бархатным лучам интересной темы вашего любимого предмета. В классе не должна висеть тишина! Пока одна группа учеников выполняет задание (разобрать схему, привести соответствие, заполнить таблицу), другая — работает у доски. А вы дирижируете этим прекрасным оркестром!
  • Цели урока. Подробно, с расставленными акцентами. Ваши цели — это составляющие урока, которые необходимо объединить в единую форму.
  • Нестандартнаяформаурока. Это может быть мини-игра, урок-путешествие, урок-дебаты, урок-диспут, урок-конференция, урок-аукцион, урок-суд, небольшой спектакль, КВН… Их так много уже накопилось в нашей педагогической практике! Несомненно, такие уроки позволяют вместить все необходимые этапы, смотрятся ярче, показывают ваш профессионализм, знание предмета и умение руководить процессом.

Разберём на примере урока-путешествия по кровеносной системе человека. Вы определяете цель, задачи, тип урока. Подбираете оборудование и материалы. Создаете сценарий урока. Вы отправляете учеников на первую станцию с интересными фактами о кровеносной системе, вводите небольшую интригу, на следующей станции ребята расшифровывают запутанный текст, на третьей станции работают со схемой или макетом кровеносной системы, на следующей станции работают с терминами, на пятой самостоятельно строят логические цепи по кругам кровообращения, где у ребят приходит момент озарения. На последних станциях ученики рассказывают стихи и участвуют в мини-викторине. Поклон все аплодируют.

Как провалить открытый урок?

Осведомлен — значит вооружён! Поэтому давайте поговорим об ошибках:

  • Частая ошибка — перенасыщать урок методическими приемами, информацией, заданиями и прочим. Остановите желание показать всё и сразу. Поверьте, 40 минут — это не то время, в которое можно запихнуть все навыки, полученные за годы обучения и работы. Это нереально и совсем не нужно.
  • Из первой рассмотренной ошибки вытекает следующая — избыточностьсодержания. Лучше основательно проработать 3-4 позиции урока, чем предоставить на суд недоделанные 10-12. В приоритете — качество, а не количество. Как мы с вами видим стоя у доски, что делают наши ученики на последних партах, так и мы как на ладони у коллег-проверяющих.
  • И третья ошибка — это волнение. Да, именно так. Все мы волнуемся, даже самые опытные педагоги. Но нам стоит работать над своими эмоциями, как это делают хирурги или пожарные. Волнение видно со стороны, и оно же сбивает ваши мысли, ход речи, появляются ошибки в предложениях. Вдохните и выдохните. Еще раз! И еще раз. И сделайте шаг навстречу своему вдохновляющему открытому уроку.

И напоследок

Открытый урок В отличии от обычных уроков - это специально подготовленная форма организации учебно - методической работы преподавателя. В тоже время на таких уроках протекает реальный учебный процесс.

Требования к открытому занятию Применение наиболее эффективных приемов и методов преподавания , при помощи которых реализуются цели занятия , формирование общих и профессиональных компетенций на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся – являются основными требованиями к открытому учебному занятию.

Требования к открытому занятию Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов , к которым пришел педагог в результате педагогического эксперимента, методической работы или на основании многолетнего опыта .

Требования к открытому занятию В соответствии с методической целью занятия педагог выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства , которые составляют основу педагогического мастерства.

Требования к открытому занятию Открытый урок обязательно должен иметь новизну . Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру.

Требования к открытому занятию Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой колледжа. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

Требования к открытому занятию При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно- воспитательному процессу . Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью ; аудитория , ТСО должны быть подготовлены к уроку должным образом.

Требования к открытому занятию Для посещающих обязательно готовится рабочее место . Места должны располагаться за спиной студентов, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом со студентами.

Методическое обеспечение открытого занятия Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение занятия, готовится не позднее, чем за неделю до его проведения. Необходимо за одну неделю до проведения открытого учебного занятия занятия поставить в известность учебную часть.

Методическое обеспечение открытого занятия Титульный лист (Приложение 1) . План урока (Приложение 2) . Технологическая карта урока (Приложение 3). Конспект урока. Дидактический материал к уроку (схемы, тесты, материалы мультимедиа презентаций, карточки и т.д.). Список использованных источников. Самоанализ урока (Приложение 4). (Методическое обеспечение раздается посещающим – № 1,2,3)

Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:

первое – определение целей урока; второе – уточнение типа урока; третье – уточнение вида урока; четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями; пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

II. Целевая установка урока В связи с этим надо обозначить Цели урока 2. развивающие Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для студентов целевую установку урока – зачем он вообще нужен? 1. обучающие (образова- тельные) 3 . воспитывающие

Образовательная цель Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Ее необходимо конкретизировать, например: Сформировать на уроке новое понятие Обеспечить усвоение учащимися . Обучить новому способу действий Устранить пробелы в знаниях Обобщить и систематизировать знания о .

Образовательная цель Отработать навыки . Закрепить способы действий. Сформировать у учащихся представления о . Обучить выполнению задания по образцу Научить делать выводы . Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку. Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве. Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.

Развивающая цель Предполагает в основном развитие на уроке психических качеств обучающихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

Развитие мышления: развитие умений применять знания на практике; развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства; развитие синтезирующего мышления – развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала;

Развитие мышления: развитие аналитико-синтезирующего мышления – развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы; развитие абстрактного мышления – развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них;

Развитие познавательных умений: формирование умений выделять главное, составлять план. тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение.

Развитие общетрудовых и политехнических умений: развитие коммуникативно-технических умений – нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач; развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментом, умения планировать, оценивать результаты выполненных действии, регулировать и контролировать свои действия.

Развитие умений учебного труда: развитие умения работать в должном темпе – вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель наблюдения и его последовательность, состав наблюдаемых объектов.

Развитие воли и самостоятельности: развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание; развитие умений действовать самостоятельно.

Воспитательная цель Предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др.

Воспитательная цель воспитание патриотизма; воспитание интернационализма; воспитание толерантности; воспитание гуманности; воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических взглядов.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал студентов знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у студентов искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Для того чтобы уровень урока был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?

I . Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем.

II. Спланировать учебный материал урока. Для этого надо: подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник Энциклопедическое издание монография первоисточник Научно- популярное издание

II. Спланировать учебный материал урока Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

II. Спланировать учебный материал урока задания, подводящие студента к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала студентом; Составить три набора заданий: задания, способствующие закреплению материала студентом.

Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.

I V. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого надо подумать: в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности студентов.

I V. Сгруппировать отобранный учебный материал. Главное найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность студентов, а не пассивное восприятие нового.

V. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.

V I . Подготовить оборудование для урока 1 2 3 Your text in here Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

V II . Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект урока.

Заключение. В заключение можно отметить следующее: чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением, интересных средств обучения, созданных самим преподавателем.

Благодарю за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого .

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытог.

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого уро.


3.1 - 3.4. .Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на .


Методика проведения открытого урока
3.1.-3.5. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения открытого урока от МО муниципального уровня).

3.1.-3.5. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Открытые уроки в педагогической практике – это обязательные мероприятия. Каждый учитель их проводит один или несколько раз в год.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Открытые уроки необходимы:

  • во-первых, для администрации школы, чтобы проконтролировать работу молодого или вновь пришедшего педагога;
  • во-вторых, они дают возможность старшим специалистам поделиться своим многолетним опытом и продемонстрировать интересные наработки и идеи.

Сталкиваясь с необходимостью провести открытый урок, молодые учителя паникуют, предполагая, что их небольшой педагогический опыт не позволит удивить комиссию уникальностью стиля общения с детьми либо неординарностью преподавания. Но открытые уроки – это не только возможность показать себя с лучшей стороны перед проверяющими, это подходящий случай, чтобы попробовать что-то новое, обогатить свои педагогические методы. При этом не следует забывать, что за новаторским подходом и творческими находками не должны потеряться знания, которых ожидают и ваши ученики, и комиссия.

Перед тем, как вы приступите к составлению плана урока, постарайтесь представить себе предстоящее мероприятие, подумайте, какую изюминку вы планируете добавить, какой тип урока выберете, как планируете добиться оптимального баланса между традиционным подходом и личными учительскими наработками.

Разработка открытого урока

Проведение открытого урока требует от учителя более тщательной подготовки, чем ежедневная работа. Ведь здесь нужно не только ознакомить учащихся с новой темой или закрепить пройденный материал, но и продемонстрировать своё педагогическое мастерство с самой лучшей стороны.

Итак, по порядку.

Выбираем форму урока

Форма урока – благодатная почва для вашей фантазии. В зависимости от типа урока (подача нового материала, контроль знаний учащихся и прочее), подумайте, чего бы хотели ваши ученики. Возможно, они с удовольствием отправятся в путешествие по местам жизни и творчества изучаемого автора или захотят поучаствовать в интеллектуальной игре? Можно предложить детям оценить работу их одноклассников (но решающее слово должно оставаться за учителем) или создать условия для успешной дискуссии, разделив класс на группы, отстаивающие разные взгляды.

Если вы решили опробовать нестандартную форму урока, нужно хорошо поразмыслить над тем, в каких местах вашего плана могут возникнуть проблемы. Подготовьтесь к неожиданностям, разработайте несколько вариантов действий на случай, если урок пойдет не по плану и ученики и комиссия заскучают. При выборе формы урока следует ориентироваться на конкретный класс. Ведь не все дети примут ваши правила игры. А если они не захотят участвовать в ваших экспериментах – провал обеспечен. Желательно до начала запланированного открытого урока опробовать новшества в другом классе. Так вы сможете определить слабые места в своем плане, посмотреть на реакцию учеников.

Помните об основных этапах урока, которые нужно обыграть в соответствии с формой урока. Комиссия обычно внимательно следит за соблюдением этого условия.

Как правильно проводить открытый урок

Поскольку открытый урок заставляет учителя и учеников находиться в состоянии повышенного эмоционального и психологического напряжения, нужно воспользоваться некоторыми советами, которые помогут достойно выдержать это испытание.

Советы:

  • перед уроком дать себе установку, что всё получится;
  • быть естественным в общении с детьми, т.е. таким, каким они привыкли видеть своего учителя;
  • не показывать своё волнение, тогда и дети будут спокойно работать;
  • поддерживать учащихся во время устных опросов и не критиковать за неверные предположения;
  • держать перед собой план проведения урока, чтобы в нужный момент можно было с ним свериться.

Основные этапы открытого урока

Каждому учителю известны основные этапы проведения классического урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Новый материал.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

Поскольку проведение любого урока – это работа с детьми, на которых нужно ориентироваться в первую очередь, на практике последовательность этапов время от времени приходится менять местами или вовсе отходить от традиционного варианта.

Для проведения открытого урока понадобится этот план или несколько пунктов из него (в зависимости от того, какой тип урока был выбран).

Проведение открытого урока

Анализ открытого урока

После этого следует анализ открытого урока администрацией школы (завучем, директором), председателем методического объединения или методиста-предметника. Если позволяет время, можно устроить небольшую дискуссию с вопросами и рекомендациями.

Важные мелочи

Типичные ошибки

Даже опытные учителя сталкиваются с недочетами в своем плане работы. Нужно запомнить, чего делать не следует.

- слишком сложный материал

Стремление показать себя с лучшей стороны может толкнуть преподавателя на излишне углубленную подачу информации, что не будет оценено ни учениками, которые попросту вас не поймут, ни проверяющими. Для комиссии важно, чтобы учитель придерживался программы и рекомендаций, одобренных Министерством образования.

Ваше рвение вряд ли будет оценено по достоинству.

- слишком простой материал

- использование технологий не по назначению

Если вы хотите продемонстрировать комиссии вашу продвинутость в плане технологий, помните, что главное – это содержание, а не форма. Нет никакой необходимости демонстрировать карту мира с помощью проектора.

-групповые формы работы

Как бы ни был идеален ваш план, велико количество сил и времени, вложенного в подготовку открытого урока, неожиданности не заставят себя ждать. Будьте готовы к импровизации. Возможно, план придется корректировать по ходу работы. Комиссия непременно оценит легкость, с которой вы выходите из ситуации, а дети будут видеть в вас не шаблонного учителя, а мастера своего дела.

Открытый урок – это не только испытание, но и прекрасная возможность для учителя продемонстрировать знания, умения и навыки, разнообразить свою деятельность и дополнительно мотивировать учащихся на изучение предмета.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Открытые уроки в педагогической практике – это обязательные мероприятия. Каждый учитель их проводит один или несколько раз в год.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Открытые уроки необходимы:

  • во-первых, для администрации школы, чтобы проконтролировать работу молодого или вновь пришедшего педагога;
  • во-вторых, они дают возможность старшим специалистам поделиться своим многолетним опытом и продемонстрировать интересные наработки и идеи.

Сталкиваясь с необходимостью провести открытый урок, молодые учителя паникуют, предполагая, что их небольшой педагогический опыт не позволит удивить комиссию уникальностью стиля общения с детьми либо неординарностью преподавания. Но открытые уроки – это не только возможность показать себя с лучшей стороны перед проверяющими, это подходящий случай, чтобы попробовать что-то новое, обогатить свои педагогические методы. При этом не следует забывать, что за новаторским подходом и творческими находками не должны потеряться знания, которых ожидают и ваши ученики, и комиссия.

Перед тем, как вы приступите к составлению плана урока, постарайтесь представить себе предстоящее мероприятие, подумайте, какую изюминку вы планируете добавить, какой тип урока выберете, как планируете добиться оптимального баланса между традиционным подходом и личными учительскими наработками.

Разработка открытого урока

Проведение открытого урока требует от учителя более тщательной подготовки, чем ежедневная работа. Ведь здесь нужно не только ознакомить учащихся с новой темой или закрепить пройденный материал, но и продемонстрировать своё педагогическое мастерство с самой лучшей стороны.

Итак, по порядку.

Выбираем форму урока

Форма урока – благодатная почва для вашей фантазии. В зависимости от типа урока (подача нового материала, контроль знаний учащихся и прочее), подумайте, чего бы хотели ваши ученики. Возможно, они с удовольствием отправятся в путешествие по местам жизни и творчества изучаемого автора или захотят поучаствовать в интеллектуальной игре? Можно предложить детям оценить работу их одноклассников (но решающее слово должно оставаться за учителем) или создать условия для успешной дискуссии, разделив класс на группы, отстаивающие разные взгляды.

Если вы решили опробовать нестандартную форму урока, нужно хорошо поразмыслить над тем, в каких местах вашего плана могут возникнуть проблемы. Подготовьтесь к неожиданностям, разработайте несколько вариантов действий на случай, если урок пойдет не по плану и ученики и комиссия заскучают. При выборе формы урока следует ориентироваться на конкретный класс. Ведь не все дети примут ваши правила игры. А если они не захотят участвовать в ваших экспериментах – провал обеспечен. Желательно до начала запланированного открытого урока опробовать новшества в другом классе. Так вы сможете определить слабые места в своем плане, посмотреть на реакцию учеников.

Помните об основных этапах урока, которые нужно обыграть в соответствии с формой урока. Комиссия обычно внимательно следит за соблюдением этого условия.

Как правильно проводить открытый урок

Поскольку открытый урок заставляет учителя и учеников находиться в состоянии повышенного эмоционального и психологического напряжения, нужно воспользоваться некоторыми советами, которые помогут достойно выдержать это испытание.

Советы:

  • перед уроком дать себе установку, что всё получится;
  • быть естественным в общении с детьми, т.е. таким, каким они привыкли видеть своего учителя;
  • не показывать своё волнение, тогда и дети будут спокойно работать;
  • поддерживать учащихся во время устных опросов и не критиковать за неверные предположения;
  • держать перед собой план проведения урока, чтобы в нужный момент можно было с ним свериться.

Основные этапы открытого урока

Каждому учителю известны основные этапы проведения классического урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Новый материал.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

Поскольку проведение любого урока – это работа с детьми, на которых нужно ориентироваться в первую очередь, на практике последовательность этапов время от времени приходится менять местами или вовсе отходить от традиционного варианта.

Для проведения открытого урока понадобится этот план или несколько пунктов из него (в зависимости от того, какой тип урока был выбран).

Проведение открытого урока

Анализ открытого урока

После этого следует анализ открытого урока администрацией школы (завучем, директором), председателем методического объединения или методиста-предметника. Если позволяет время, можно устроить небольшую дискуссию с вопросами и рекомендациями.

Важные мелочи

Типичные ошибки

Даже опытные учителя сталкиваются с недочетами в своем плане работы. Нужно запомнить, чего делать не следует.

- слишком сложный материал

Стремление показать себя с лучшей стороны может толкнуть преподавателя на излишне углубленную подачу информации, что не будет оценено ни учениками, которые попросту вас не поймут, ни проверяющими. Для комиссии важно, чтобы учитель придерживался программы и рекомендаций, одобренных Министерством образования.

Ваше рвение вряд ли будет оценено по достоинству.

- слишком простой материал

- использование технологий не по назначению

Если вы хотите продемонстрировать комиссии вашу продвинутость в плане технологий, помните, что главное – это содержание, а не форма. Нет никакой необходимости демонстрировать карту мира с помощью проектора.

-групповые формы работы

Как бы ни был идеален ваш план, велико количество сил и времени, вложенного в подготовку открытого урока, неожиданности не заставят себя ждать. Будьте готовы к импровизации. Возможно, план придется корректировать по ходу работы. Комиссия непременно оценит легкость, с которой вы выходите из ситуации, а дети будут видеть в вас не шаблонного учителя, а мастера своего дела.

Открытый урок – это не только испытание, но и прекрасная возможность для учителя продемонстрировать знания, умения и навыки, разнообразить свою деятельность и дополнительно мотивировать учащихся на изучение предмета.

Читайте также: