Какую роль они играют в политической жизни страны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Выборы в политическом процессе — это способ избрания представителей органов управления и государственной власти посредством выражения политической воли граждан согласно действующему избирательному законодательству.

Политические выборы являются элементом создания и дальнейшего функционирования политической системы государства. Объектом политических выборов выступает государственная власть, а субъектом – общество, представленное дееспособными гражданами. Благодаря политическим выборам формируются как центральные, так и местные органы государственной власти, выдвигаются на выборные должности кандидаты (от главы правительства и президента до руководителей органов местного самоуправления).

Политические выборы подразделяются на:

  • президентские;
  • парламентские;
  • муниципальные (выборы в органы местного самоуправления);
  • очередные;
  • внеочередные;
  • дополнительные.

Разные выборы в различных странах имеют неодинаковый удельный вес и значение, что обусловлено значением и количеством представительных органов. Например, в Великобритании к выборным относятся органы самоуправления и нижняя палата парламента, во Франции - органы местного управления и обе палаты парламента, избирается президент.

Подготовка и проведение политических выборов сопряжены с большим количеством политических мероприятий, которые характерны для предвыборной компании и самих выборов. Вся совокупность данных мероприятий составляет избирательный процесс, который непосредственно проявляется в таких мероприятиях, как: сбор подписей при самостоятельном выдвижении своей кандидатуры, собрания в трудовых коллективах и др.

Абсентеизм – это уклонение граждан от участия в избирательном процессе.

Готовые работы на аналогичную тему

Абсентеизм является специфическим проявлением политической свободы личности. В тоже время тотальная политическая активность указывает на псевдоучастие и автократический характер существующего политического режима. Абсентеизм, в отличие от аполитичности, проявляется как осознанное неучастие в политической жизни, как отношение к политическому режиму и власти. Он указывает на отчуждение гражданина от власти, выступает показателем утраты доверия к политической системе, утраты интереса к политической деятельности.

В случае, если абсентеизм перерастет в массовое явление, он может начать представлять значительную угрозу легитимности власти, ведя к полной политической апатии или к экстремизму.

В ряде государств для снижения уровня аполитичного абсентеизма введены определенные меры: голосование по почте, по доверенности, по интернету. Для борьбы с абсентеизмом вводят обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей участвовать в голосовании) либо для стимулирования активности избирателей используют метод поощрений.

Роль выборов в политическом процессе

Роль выборов в политическом процессе различна. Она во многом зависит от типа политического режима и функционирующей политической системы государства. Например, если выборы в демократических государствах несут определяющее значение для стабильной работы политической системы, то в странах недемократического характера они не оказывают сколько-нибудь значительного влияния на политические процессы.

Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопарной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов избирается, а назначается.

Политические выборы – одна из наиболее важных составляющих механизма реализации власти.

Выборы играют большую роль в активизации политической деятельности населения, что выражается в:

  • формировании рационального политического мышления;
  • политической социализации населения;
  • эмоциональном выражении настроений населения;
  • доступности и эффективности способов влияния со стороны населения на официальные структуры;
  • механизме стабилизации режима;
  • возможностях для населения ощущать свою роль и значение в политической жизни страны.

Отдельные политологи утверждают, что политические выборы – это всего лишь определенный политический ритуал, который не оказывает реального влияния на политические процессы, протекающие в государстве. Эти утверждения основаны на том, что выдвижение на выборные должности какого-либо кандидата является главным образом прерогативой политических партий. Поэтому свобода выбора избирателей значительно ограничивается жесткими рамками. Избиратели могут выбирать только из тех кандидатов, которые утверждены конкурирующими политическими партиями.

Важнейшая роль СМИ в политической жизни общества заключается в эффективном освещении профессиональной деятельности высокопоставленных лиц. Именно им поручена ответственная работа — обеспечение достойного уровня жизни населения, защита прав и свобод граждан, а также представление и выражение интересов любого человека. Средства массовой информации называют четвертой властью, ставя их на один уровень с тремя основными ветками.

Роль сми в политической жизни общества

Функции и значение

Средства массовой информации — это неотъемлемая часть повседневной жизни демократического общества, важнейшая составляющая политической системы в государстве. Они выполняют несколько функций, главной из которых является распространение информации среди населения. К СМИ относятся журналы и газеты, каналы теле- и радиовещания, кинодокументалистика, а также другие формы передачи и донесения различных сведений. В некоторых случаях их деятельность настолько активна, что воздействие на общественное сознание перерастает в настоящую манипуляцию.

Такое явление особенно распространено в России, развитых азиатских странах и на Западе. При этом профессионалы действуют настолько умело и тонко, что влияние оказывается глубоким, но при этом незаметным. О том, каковы политические функции СМИ и их роль в политике, можно сделать вывод, рассмотрев их деятельность:

Средства массовой информации

  • критика и контроль: предоставленная информация дает возможность гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность, чтобы понять, какую пользу они приносят обществу;
  • освещение различных точек зрения: мнения предоставляются с нескольких сторон, иногда полностью противоположных (это могут быть комментарии простых рабочих, государственного служащего и т. д. );
  • формирование мировоззрения отдельных граждан и целых групп;
  • прививание политических взглядов, норм и ценностей;
  • создание имиджа и образа конкретного политика или партии.

Выполнение всех перечисленных функций сводится к реализации мобилизационной роли средств массовой информации. Другими словами, они объединяют и побуждают общество к совершению каких-либо действий, привлекают их к участию в политической деятельности, призывают не оставаться в стороне от происходящих в государстве процессов.

В настоящее время концентрация СМИ превращается в образование целых империй, последствием чего является монополизация рынка. Отсюда возникает угроза свободе слова и распространению разнообразных данных по одному и тому же вопросу.

Принципы деятельности и отбор материала

Отбор материала

Для реализации поставленных задач массмедиа используют определенный набор приемов и правил. К примеру, важнейшим этапом их работы является выбор тем или направления дискуссий, которые смогли бы сконцентрировать внимание правительства и общественности. Сотрудники этой сферы обычно самостоятельно составляют план и конспект вопросов, которые следует затрагивать публично или, наоборот, не выносить в массы.

Однако определение политических тем связано не только с личными интересами и пристрастиями работников СМИ и их владельцев. К примеру, существуют строгие правила отбора информационного материала, которые позволяют выжить в огромном рыночном пространстве и завоевать внимание публики. Чтобы успешно влиять на сознание публики, массмедиа руководствуются следующими принципами:

Способы подачи информации

Сложно оспорить довольно активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель, имеют собственные интересы, которые приходится пропагандировать и отстаивать, выдерживая конкурентную борьбу.

Иногда мнения, выраженные редакцией, и взгляды разных ведомств и учреждений не совпадают, в результате чего возникают разногласия. Это влечет за собой дискуссии.

Способы подачи информации

Даже если информационная компания провозглашает свою неполитическую ориентацию, могут развиваться противоречивые ситуации из-за несоответствия интересов канала и больших или малых социальных групп. В таких случаях наиболее активные СМИ выступают как группы давления, но при этом преследуют те же коммерческие цели и отстаивают собственный имидж. В обществознании выделяют несколько способов воздействия на население и гражданское мнение:

  • информирование зрителя или читателя, а также вышестоящих органов;
  • скрытая или явная пропаганда;
  • распространение лозунгов, призывов;
  • создание совещательных, консультативных и координационных блоков;
  • образование социологических отделов.

Несмотря на существующие различия в способах преподнесения информации, подавляющее большинство СМИ рассматривают как организации политического давления и повышения культуры населения в вопросах работы органов власти. Гражданин принимает решение, за какого лидера или партию отдать голос, на основании полноты и разносторонности имеющихся у него сведений, полученных из телепрограмм, радиоэфиров, интервью, дебатов и т. д. По этой причине в демократическом обществе приветствуют плюрализм взглядов и мнений, свободный обмен информацией и всесторонний охват реально существующей ситуации.

Задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти

Многие аналитики высказывают мнение, что главная задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти. Однако иногда реализация этой функции происходит в извращенных формах (незаконное подслушивание телефонных разговоров, подача дезинформации, выброс компрометирующих фактов, искажение данных). Эти кратко перечисленные способы также используются для распространения новостей, однако подобные источники информации быстро утрачивают свои лидирующие позиции и популярность в массах.

Политика — это деятельность различных общественных организации, которые созданы для реализации определенных целей и интересов. Политикой называют любую программу действий, всех видов деятельности самостоятельного руководства. Примером может быть валютная политика банка, или школьная политика городского муниципалитета, или семейная политика жены в отношениях с мужем и детьми и так далее.

Политика — это совокупность определенных способов и действий, которые направлены на достижение заданной цели. Под политикой понимают форму общественного сознания, которая выражается во влиянии на жизненные сферы, корпоративные интересы, с помощью выстроенных схем направленных на управление, распределение и подчинение, согласно выстроенной иерархии.

В гражданском государстве создаются политические силы, которые способны влиять на политику прямо или косвенно. Политическая партия объединяет людей с одинаковыми интересами, целями и жизненными принципами. Партия устанавливает свой распорядок и организацию деятельности внутри, по которым идет к заданной цели. Партия в политической системе играет по общим правилам, которые установлены государством.

Политическая сила борется за право установить свои правила и распорядки в политической игре. Политическая сила (партия) влияет на создание законов и подзаконных актов.
Философы и мыслители прошлых столетий определили политику как искусство управления ораторским, военным, судебным умениями. Умение делать из худших граждан, лучших – это мудрость правления. Знания о мудром правлении сегодня можно приобрести в высшем ученом заведении. Раньше такими знаниями обладали не многие.

Обладать силой власти, значит уметь принимать общие правила игры, не меняя свои принципы и цели. Только такая политическая сила может занять лидирующее положение в большой политике.


СМИ — главный поставщик актуальной информации. Это институт, чье влияние касается всех сфер нашей жизни. В этой статье расскажем, какую роль играет СМИ в политике и какие способы влияния использует.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Основные определения

Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную передачу различной информации для широких слоев населения при помощи специальных технических средств.

Примеры современных средств массовой информации:

печатные издания: газеты, журналы;

сетевые издания: веб-сайты, интернет-журналы, блоги, социальные сети;

Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.

В чем проявляется политическое манипулирование:

распространение ложных сведений;

использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;

выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.

Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:

Отсутствие монополизации при освещении событий.

Снижение контроля государства.

Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.

Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.

Функции СМИ в политике

Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.

Политические функции СМИ

Деятельность СМИ в рамках функции

Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.

Формирование общественного мнения

Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.

Образование и социализация граждан

Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходящих процессов

Осуществление общественного контроля за действиями власти

Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще

Выражение общественных интересов

Выявлять актуальные проблемы, формулировать интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.

Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.

СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.

В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Приемы влияния СМИ на политику

Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.

Примеры влияния СМИ на политику:

затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);

упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);

включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);

подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);

приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.

Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.

В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:

Читайте также: