Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Сабельникова Антонина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ МО г. Нягань "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Нягань Тюменская область ХМАО– Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся."
Раздел: начальное образование

Проблемное обучение как средство активизации познавательной

исследуя, исследовать - обучая. Только так можно формировать творческую

личность, а значит выполнять сверхзадачу педагогического труда. Для того

необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их

школьников может быть осуществлено в совершенствовании самого процесса

обучающегося, развитие его творческого мышления.

Педагогическая технология – это конкретное, научное, обоснованное,

обучения и развития обучаемого. К основным требованиям, предъявляемым к

современным технологиям обучения, относятся в первую очередь развитие у

Суть проблемного обучения заключается в управлении познавательной

активностью личности. В его основе лежит принцип, согласно которому

глубокое и прочное усвоение знаний возможно при постановке проблемы, в

Учитель должен исходить из того, что процесс усвоения знаний не может

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация,

возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление,

не может достичь цели известным ему путем, что побуждает искать новый

способ объяснения действия. Создание проблемной ситуации на занятии

интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли

Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К.

Якиманская и др.

Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении

деятельности учащихся начальной школы.

начальной школе как педагогический процесс.

Предмет исследования – проблемная ситуация в обучении как фактор

актуализации возможностей проблемного обучения в начальной школе на

2.Выявить особенности технологии проблемного обучения.

познавательной деятельности учащихся.

4.Предложить примеры проблемного подхода на уроках математики в

комплекс научных методов исследования: анализ, синтез, систематизация,

содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ

Подходы к пониманию активности познавательной деятельности

Несмотря на широкое функционирование терминов «познавательная

Деятельность считается основой для развития человека как личности,

основным фактором его существования как социального существа. Освоение

деятельности, ее осложнение, улучшение является важным условием для

развития нервной системы человека. Для решения воспитательных задач

человеческих деятельностей. Проводя воспитательные действия необходимо

учитывать характер различных видов деятельности, их особенности, смысл,

содержание и объем.

основывается на идеи о функциональном нраве отражения, о происхождении

сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и

. Источником активности называют, в первую очередь,

потребности. Именно потребности толкают человека к поиску средств для её

удовлетворения, что влечёт за собой активную деятельность.

конкретным составом разных видов деятельности, но и наличием ведущей

мышление, в игре - фантазия и т. д.), от нее зависят ключевые психические

изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре

осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).

Известный российский психолог А. Н. Леонтьев писал, что одни виды

деятельности играют главную роль в развитии, остальные - подчиненную,

1.В период дошкольного детства основным видом деятельности детей

Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его

начальными умениями и навыками, сформировывают нравственно-волевые

воспитатели часто объединяют игру и трудовые занятия.

становится учение. Оно безгранично расширяет кругозор детей, гарантирует

обучения школьники овладевают методами учения и получают возможность

узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, разговоров со

познавательная активность. Она становится наиболее мощным катализатором

их разностороннего развития.

4.Во время обучения в школе все больший смысл приобретает трудовая

В наиболее общем виде активность представляет собой способность

универсальная форма деятельности, которая характеризуется многообразием

Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь

как динамическое условие ее развития, воплощения и видоизменения, как

исполняемых действий спецификой внутренних состояний субъекта в момент

предыдущей ситуацией; произвольность - т. е. обусловленность наличной

целью субъекта; над ситуативностъю - вывод за пределы начальных целей;

значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Даже ещё находясь в материнской утробе, ребёнок активно реагирует

на внешние воздействия. Его активность проявляется в движениях, которые

гарантируют жизнь, заставляют организм работать, действовать, усиливают

полноценной жизни, не может быть развития человека и становления его как

неправильным сводить всю деятельность человека только к её физической

стороне. Активность проявляется также и в познании мира, расширении

кругозора своих знаний, умений и навыков. Невозможно научить человека

чему-то, если он сам не станет учиться. Только осознанная деятельность

приводит к формированию личности, обогащению личности и её росту.

Познавательная деятельность представляет собой синтез чувственного

протяжении жизненного пути личности, во всех видах деятельности, при

установлении коммуникативного взаимодействия с социальным окружением.

приобретения знания, постижения закономерностей окружающей социально-

В структуре познавательной деятельности можно выделить следующие

состояния; деятельностный уровень: умения, навыки.

Высокий уровень проявления активности познавательной деятельности

имеет несколько значений: выступая как фактор личностного развития, она

положительно влияет на расширение и углубление системы знаний, служит

показателем развития отдельных качеств личности.

Активность в процессах познания выступает неразрывно связанной с

сдерживает ее активность, негативно влияет на восприятие и интерпретацию

данным термином понимают длительный процесс побуждения личности к

анализ собственных познавательных, практических действий.

П о з н а в а т е л ь н а я

а к т и в н о с т ь

и з н ач а л ь н о

жизнеобеспечивающий характер, так как содействует ориентации ребенка в

новом для него мире.

личности. Многое ребенок в течение очень продолжительного периода узнает

состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать действиями с

предметами. Таким образом, активность как качество живого организма – это

прогресс развития. Деятельность является фактором успешной социальной

адаптации, помогает человеку осознать своё место в обществе и окружающем

1.2.Особенности технологии проблемного обучения

На протяжении всей жизни человека возникают проблемы и сложные

ситуации, которые он преодолевает. В окружающей нас среде есть много

неизученного, поэтому вся жизнь человека сопровождаются сложностями.

Значит нужно более глубокое изучение мира, открытия новых процессов

программу обучения проникает новая информация со всех сторон, но как бы

формирование культуры проблемной деятельности учащихся.

достигается на уроке, при взаимодействии учителя с детьми. Современная

заинтересовать ученика, зависит уровень заинтересованности обучаемых в

учёбе, их собственное развитие. Большое количество учёных уверены, что

развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного

обучения, а вот творческие способности воплощаются через проблемную

Проблемное обучение помогает развитию познавательной и творческой

деятельности учащихся. Зачастую проблемное обучение противопоставляют

сложившимся в теории и практике формам методам обучения, это глубокая

научном обоснованном методе и в любой форме учебного процесса. Судя по

этому, не стоит делать вывод, что проблемное обучения не несёт в себе

ничего нового, если его сравнивать с современной практикой обучения. Такая

форма обучения направлена на организацию учебного процесса, при которой

педагогика исследует вопросы общего развития детей в процессе обучения.

учеников около 2,5 тысяч лет тому назад, это будет лучший пример. В одном

парень Феаг, для того чтоб научиться быть мудрым и Сократ в свою очередь,

вместо того, чтобы дать ответы на все вопросы, начинает спрашивать его о

. Смысл проблемного обучения заключается в поиске

ученик занят разнообразной самостоятельной работой. Суть этого метода

состоит в том, что ученик участвует в решении волнующих его вопросах. Для

создать проблемную ситуацию – интеллектуальные сложности, возникающие

которые не поддаются описанию известным способом.

В основе проблемной ситуации лежит удивление, озадаченность, что

новый факт невозможно объяснить, так как он противоречит уже имеющимся

Мышление всегда начинается с противоречия, вопроса или проблемы,

удивления или недоумения. Это всё нужно для того, чтобы ученик был

вовлечён в мыслительный процесс.

Проблемные ситуации можно создать любым способами

использования теоретических знаний в определённой ситуации; подталкивая

предоставляя задания сравнить несравнимые на первый взгляд факты.

Создав проблемную ситуацию, определив проблему и вопросы, учитель

показывает путь научного поиска, который помог её решить современными

способами. Причём изначально в одном способе учитель всё сделал сам:

другой – привлекает учеников к решению проблемы.

мировоззрения, интеллекта, эмоциональной сферы. В этом и заключается

Активность - всеобщая черта всех живых существ, их личная динамика,

принципиальных связей со средой. Жизнедеятельность организма - это не

просто уравновешение со средой, а активное её преодоление. Активность

строится в согласовании с вероятным прогнозом развития событий в среде и

расположения в ней организма.

необходимым компонентом личностного развития, осуществляясь постоянно

познавательных процессов обусловлена личностными особенностями.

формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний

учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е.

подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

способствует развитию творческих способностей учащихся. Что же такое

проблемное обучение? Например, по мнению Махмутова М.И. в проблемном

обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с

усвоением ими готовых знаний

Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия

предметными знаниями. Организация урока с использованием проблемного

мышления ребёнка и педагогических средств.

поиск способов ее решения → решение проблемы.

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия.

Проблема содержит проблемную ситуацию.

которого следует искать. Среди достоинств проблемного метода обучения

следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие

Однако применение данного метода требует больших затрат времени,

распространенными в школьной практике. Основы классно-урочной формы

традиционного обучения были заложены ещё Яковом Коменским более 400

лет назад. При такой форме организуется классно-урочное обучение и знания

ученики приобретают в готовом виде. Естественно, что затраты времени для

такого способа передачи знаний меньше, чем требуется для организации

проблемного обучения. Данный метод ориентирован в основном на память

учащихся. Главное запомнить информацию и уметь её воспроизводить в

традиционного обучения, обратили на себя внимания многих видных ученых

между целостностью культуры и её овладением субъектом через различные

предметные области – преподавание разных учебных дисциплин. Полученная

информация учащимися представляет собой как бы осколки целого. Теряется

представление о целостной картине мира.

Но и проблемное обучение связано с определенными трудностями.

уметь подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ

проблемную ситуацию. В качестве заданий при организации проблемного

Дадим сравнительную характеристику традиционного и проблемного

методов обучения (см. Таблица 1, Приложение 1).

педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его

склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной

деятельностью. В связи с этим перед школьной практикой встала проблема

поиска технологии обучения, позволяющей решить эту задачу.

Выделим основные положения предлагаемой технологии обучения

1.Планируемые обязательные результаты обучения по базисному плану

учащимся, следовательно, реально выполнимы большинством из них, а также

заранее известны и понятны школьнику (начиная от курса, раздела и кончая

2.Минимальный уровень требований к знаниям и умениям учащихся

определяет стандарт химического образования.

глубиной содержания образования.

4.Проблемное обучение предполагает большую долю самостоятельной

работы ученика. Самостоятельная работа как метод обучения может иметь

изучение какого-то раздела по учебнику, когда ученик получает готовую

информацию и ему остается лишь запомнить те или иные факты).

5.Отличительной чертой проблемного подхода является то, что здесь

учащийся вынужден находить новое путем поиска, через ряд мыслительных

операций, логических рассуждений и умозаключений.

деятельности учащихся следующие взаимосвязанные методы организации

‒проблемное изложение заданий учителем;

‒применение системы познавательных задач;

самостоятельного решения проблемы. Он учит ходу и логике мышления при

поиске. Ученики следят за развитием мысли учителя от вопроса к выводу, от

активизации самая низкая, поскольку внимание учащихся не направляется на

объяснением учителя. В процессе изучения новойтемы, задавая один вопрос

за другим и отвечая на них, учитель объясняет всю тему и формулирует

учащихся на возникшую перед ними проблему. Однако и здесь проблему

формулирует и решает сам учитель. Ученик усваивает логику проблемного

мышления, следуя по пути решения ее учителем.

Учащиеся при помощи учителя формулируют ответ и записывают его

как вывод в тетради. Таким образом, на уроке была создана и поставлена

проблема. Сначала учащиеся следовали за учителем по пути ее решения и

учеников здесь еще очень низка.

создает проблемную ситуацию, указывает учащимся на проблему и вовлекает

их в совместный поиск путей ее решения. Проблемная ситуация направит

учащихся на создание гипотезы, поиск способов решения проблемы и на

экспериментальную проверку правильности решения.

2.2.Проблемный подход на уроках математики

имеют познавательные задачи. Для активизации умственной деятельности

учащихся и развития их мыслительных способностейвозможно использовать

развития его мыслительных способностей.

1.Задачи с несформулированным вопросом.

Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все

возможные вопросы по условию данной задачи.

2.Задачи с недостающими данными.

Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу

два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого –

Автор: Перевозчикова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18"
Населённый пункт: г.Салават
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы".
Раздел: начальное образование

Проблемные вопросы по русскому языку:
1) - Прочитайте слова: окно, дерево, поле, здоровье. Можно ли эти слова соотнести со словами ОН и ОНА? - Значит, существует еще одна группа слов. Подберите к ней короткое слово. - Прочитай слова. 1 2 3 дедушкадевочкаоблако юноша река поле стол земля окно - Понимаешь, почему слова объединены именно в такие группы? - Какой группой руководит слово ОН? - Какими словами управляют слова ОНА, ОНО? Вывод: слова-названия предметов, которыми командует слово ОН, – мужского рода. Слова – названия предметов, которыми командует слово ОНА, – женского рода. Слова – названия предметов, которыми командует слово Оно, – среднего рода. Затем вывод соотносится с правилом в учебнике. Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания - факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса. В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности.

Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Проблемное обучение как средство формирования
познавательных универсальных учебных действий

Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам.
Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие
Э.И. Александрова

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в формировании познавательной деятельности школьников.
  3. Изучить особенности технологии проблемного обучения, методы постановки учебной проблемы, методы поиска решения учебной проблемы.
  4. Отобрать наиболее эффективные приемы и формы организации учебной деятельности учащихся посредством проблемного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения продуктивных творческих приёмов обучения и недостаточной разработанностью методики их использования в начальной школе.

Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Проблемные ситуации на уроке как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Выполнила: Мохнатова А.Е,

Актуальность выбраной темы. 3

Современная технология проблемного обучения. 5

Использование проблемных ситуаций на уроках. 8

Заключение . 15

Актуальность выбраной темы.

Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке повышает мотивацию учащихся, активизации их познавательной деятельности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.

Очень часто при постановке задачи перед учениками учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не давая готовых знаний сразу.

Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения продуктивных творческих приёмов обучения и недостаточной разработанностью методики их использования в начальной школе.

Современная технология проблемного обучения

Проблемное обучение понимается как дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной и мыслительной деятельности человека.

Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что – то непонятное, неизвестное. В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Этим элементом считается проблема.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания в виде ситуации или задачи.

Проблемное обучение можно использовать на различных этапах всех типов уроков, при этом необходимо с осторожностью подходить к возможности применять форму выражения проблемы, так как проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна быть четкой, понятной для учителя и для ученика и иметь выход на конечный результат.

В педагогической литературе существует несколько определений этого явления:

- Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и в овладении учащимися обобщенных знаний и принципов решения проблемных задач;

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Остановлюсь на проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация может быть различной:

По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.

По уровню проблемности:

возникающие независимо от приемов;

вызываемая и разрешаемая учителем;

вызываемая учителем, разрешаемая учеником;

самостоятельное формирование проблемы и ее решение.

По виду рассогласования информации: неожиданности, конфликта, предположения, опровержения, несоответствия, неопределенности.

По методическим особенностям: непреднамеренные, целевые, проблемное изложение, эвристическая беседа, проблемные демонстрации, игровые проблемные ситуации, исследовательская лабораторная работа, проблемный фронтальный эксперимент, мысленный проблемный эксперимент, проблемное решение задач, проблемные задания.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Использование проблемных ситуаций на уроках

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:

Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.

Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

На доске запись:

красил читали

бежит летят

напишет пробегут

читать вынести

Задание: Выберите основание для классификации глаголов и проведите её.

-Что интересного заметили?

-Что вас удивило? (у глаголов читать, рассказать, вынести не можем определить грамматические значения числа и времени)

-Какой возникает вопрос?

Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

Предлагаю детям выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки.

При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см.

(Зная формулу нахождения площади, дети пытались умножить длину на ширину. Возникло затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади)

Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.

Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.

(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).

Русский язык, 3 класс.

Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.)

Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение?

Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".)

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.

Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.

Проблемные вопросы по окружающему миру:

На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

Что случится, если растения исчезнут?

Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

Являются ли родственными (однокоренными) слова:

Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька

Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный.
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп.
Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?

Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)

Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)

Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)

Постановка проблемных задач.

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?

Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?

Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).

Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:

Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

б). Задачи с заведомо допущенными ошибками.

Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

в). Задачи с противоречивыми данными.

На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

г). Нестандартные тексты задач.

Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности.

Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.

Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.

Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

Данный приём можно использовать на уроках чтения и развития речи. Предлагаю детям оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора, читателя, литературного критика, оптимиста, пессимиста, героя или персонажа произведения (даже неодушевлённого). Этот приём позволяет осмыслить произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать и защитить свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым условием является защита и аргументирование своей точки зрения. Признаю, что каждый ученик обладает определёнными правами и личным мнением, которое уважаю и принимаю, даже если оно не совпадает с моим собственным. Моё мнение в дискуссиях не является главенствующим, а просто одним из многих. Разделяю идею П.П. Блонского “Не давать ребёнку нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей”.

Подводящий или побуждающий диалог.

Пребывание в проблемном диалоге позволяет выработать у его участников способность слушать и слышать собеседника, высказывать определённую нравственную позицию. Положительным результатом считаю то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют активность в учебном процессе.

Технологию проблемного обучения считаю результативной и здоровьесберегающей, применение которой способствует формированию прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения младших школьников. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, ребёнок совершает открытие, которое даёт ему возможность почувствовать себя учёным, интеллектуалом, добившегося действительного понимания изучаемого материала, ибо нельзя не понимать того, что открыл сам. У детей формируются такие качества знаний, как глубина, прочность, осознанность.

Читайте также: