Какую религию исповедовали финны при николае 1 кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

9 кл XIX век

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СТРАНЫ

Ответы. Материал для самостоятельной работы

1. Положение в Царстве Польском

Несмотря на то что польским землям был предоставлен особый статус и широкие возможности подчинения самоуправления , представители высшего польского дворянства по-прежнему требовали мечтали возродить утраченное независимое государство. Дарование Царству Польскому конституции в 1813 г. 1815 г ., очень консервативной либеральной для своего времени, не удовлетворило польскую власть оппозицию .

Наместник Царства Польского великий князь Михаил Константин Николаевич стал всё чаще действовать в обход рады сейма , не советуясь с польским дворянством.

Угроза демобилизации мобилизации стала поводом к восстанию в Царстве Польском в 1830— 1834 1831 г г.

29 ноября 1830 г. группа горожан военных ворвалась во дворец наместника великого князя Михаила Константина в Варшаве и попыталась его наградить убить Восставшие создали свой орган власти — правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета А. А. Кочубеем А. А. Чарторыйским . Это означало не только отказ самих поляков от самодержавного правления конституционного порядка 1815 г., но и фактическое объявление войны Украине России .

Новым командующим был назначен генерал-фельдмаршал И.И.Дибич И. Ф. Паскевич . 8 сентября 1831 г. войска под его командованием заняли столицу Царства Польского Гданьск Варшаву.

После подавления восстания были закрыты Варшавский и Виленский институты университеты , лицей в Кременце. Для предотвращения новых празднеств выступлений Николай I распорядился построить около Варшавы обсерваторию цитадель (крепость), телескопы орудия которой держали бы под постоянным прицелом польскую столицу.

2. Политика по отношению к Финляндии

С 1815 1812 г. столицей Великого султаната княжества Финляндского стал город Гельсингфорс (современный Хельсинки).

В правление Николая I ригсдаг сейм практически не созывался, однако Финляндия продолжала оставаться федеративной автономной .

3. Положение в Западном крае

Из земель, вошедших в состав Российской империи в конце XVII XVIII в. по результатам разделов Речи Посполитой, был образован Западный район край — особая административная единица.

В 1832 г. на украинских губерниях края было образовано Львовское Киевское генерал-губернаторство. В 1850 г. из территорий трёх губерний Северо-Западного края ( Велижской Виленской , Ковенской, Гродненской) было создано Северо-Западное генерал-губернаторство.

Ещё в начале века были открыты залежи каменного угля и золота железной руды , что имело определяющее значение для развития железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Киева Донбасса и Криворожья. Стремительно росли обороты портов Малороссии — Одессы, Херсона, Судака , Николаева, Очакова.

На украинских землях были открыты университеты: в 1804 г. — Львовский Харьковский, в 1834 г. — Киевский (университет Святого Владимира).

С 1846 по 1847 г. в Киевском университете действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество — тайная демоническая политическая организация, участники которой выступали за национальную автономию всех саксонских славянских народов в рамках единой саксонской славянской федерации, ликвидацию самодержавия, крепостного права. Во главе организации стоял профессор истории Н. И. Соловьев Н.И. Костомаров . Одним из активных участников Кирилло-Мефодиевского общества был поэт Т. Г. Шевченко, открыто призывавший к изменению существующих порядков, развитию обучения и изданию книг на польском украинском языке.

Скандинавские Прибалтийские народы проживали на территориях Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерний Российской империи.

Как говорилось ранее, при императоре Александре I Прибалтика пережила аграрную реформу, которая освободила крестьян от барщины и оброка крепостной зависимости , но не дала им земли.

4. Положение евреев в Российской империи

При Николае I было издано Положение 1835 г., в котором регулировались вопросы быта и управления еврейского населения. Как и прежде, евреи имели многие льготы, их положение в сравнении с бесправными крепостными крестьянами России было хуже лучше.

Евреи были освобождены от подушевой рекрутской повинности, вместо неё община уплачивала денежный налог. При этом от рекрутства полностью освобождались еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имевшие церковноприходское среднее или высшее образование .

Привлечение евреев в армию неизбежно вело к постригу крещению евреев, присвоению им русских отчеств фамилий и имён , но зато давало право проживать за чертой оседлости. Николай I продолжил попытки Александра I переселить часть еврейского населения в Среднюю Азию Сибирь для приобщения его к земледелию и освоения среднеазиатских сибирских земель.

Поскольку занятие торговлей сельским хозяйством считалось занятием, недостойным иудея, инициативы правительства не имели благотворного результата.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в.

По законам Российской империи населению было разрешено пропагандировать исповедовать любую религию, с той лишь оговоркой, что её последователи признают царскую власть и существующие порядки. Поощрялся переход в католичество православие представителей других вер. С этой целью велась большая миссионерская работа среди народов Поволжья, Кавказа, Сибири, Китая.

Для православной России XIX в. было характерным почитание старцев — религиозных наставников, снискавших особый авторитет среди верующих своими проповедями и праведным образом жизни. Самой яркой фигурой среди них в первой половине XIX в. был монах Саровской пустыни Сергий Серафим, к которому за советом и наставлением шли тысячи людей со всей страны.

Продолжалась борьба церковных иерархов и государственных органов с язычниками со старообрядцами . Николай I запретил старообрядцам принимать беглых священников, подверг разгрому старообрядческие скиты монастыри в Поволжье.

На украинских землях население в основном принадлежало к униатской церкви, подразумевавшей соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве православной католической, но с сохранением многих католических православных обрядов. Униатская церковь подчинялась особым управлениям в Петербурге, а с 1837 г. её делами стал заведовать Синод.

Протестантизм в России в эти годы был представлен гугенотством лютеранством и кальвинизмом. Эту религию исповедовали большинство немцев, финнов, румын, эстонцев и латышей.

Буддисты Мусульмане, жившие в России, в основном придерживались суннизма (большинство верующих татар, башкир, а также народы, населявшие Северный Кавказ) и лишь немногие — шиизма (часть дагестанцев и азербайджанцев).

6. Политика России в Средней Азии

В XIX в. в среднеазиатский регион начала проникать Америка Англия, что не могло не обеспокоить российское правительство.

Правительство инициировало экспедиции в Среднюю Азию, имевшие как научные цели (исследование нового региона), так и практические (решение дипломатических и разведывательных вопросов). Со степями, населёнными казахами, граничили среднеазиатские государства — Хивинское и Кокандское ханства, Самаркандский улус, Бухарский эмират. Они также стремились подчинить себе казахские земли, в чём их активно поддерживала Америка Англия.

Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие под власть России. Это вынуждало Россию принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий, что впоследствии подтолкнёт к разорению завоеванию Средней Азии.

Древние финны обожествляли медведя, которого считали воплощением духа предков. Причем Финляндия была обращена в христианство одной из последних в Европе — в XII веке. Это наложило отпечаток на всю религиозную жизнь современный Финляндии.

Так подавляющее большинство финнов не католики или православные, а протестанты, что говорит об их самобытном взгляде на христианскую веру.

Евангелистско-лютеранская и православная церкви признаны в Финляндии государственными

Финляндская республика (фин. Suomen tasavalta) — это государство, расположенное в северной части Европы, с численностью населения около 5,5 млн человек. В Финляндии используется два государственных языка — финский и шведский.

Финны всегда отличались своей религиозностью. Так на сегодняшний день верующих в стране насчитывается более 76 %, а около 24 % населения не имеют религиозной принадлежности.

Какая религия у финнов главная можно понять, изучив Конституцию страны. В ней говориться о том, что за евангелическо-лютеранской и православной церквями в Финляндии официально закреплен статус государственных. Это дает им право собирать церковный налог.

При этом статья 83 Конституции страны выделяет Евангелическо-лютеранскую церковь в качестве главной религии с точки зрения предпочтений государства и поэтому подвергается критике.

Несмотря на это Финляндия — светское государство, так как церковь здесь отделена от государства. Определить, какая вера у финнов играют наибольшую роль в государстве и обществе нетрудно. Дело в том, что лютеранами себя считают около 85 % от общего числа жителей страны.

Государственная религия не оказывает давление и не вмешивалась в деятельность других конфессий и религиозных течений, при этом оказывая большое влияние во всех сферах жизни общества в центральных, западных и северных районах Финляндии.

В древности финны исповедовали язычество

Древняя религия в Финляндии, как и в большинстве Скандинавских стран, относиться к язычеству. При этом все дохристианские верования, имеющиеся в стране, сосуществовали и сосуществуют в некоем симбиозе с христианством. Это проявляется в ряде обрядов примет и поверий.

Характерными чертами финского язычества являются политеизм, культ предков и связанная с ним вера в колдунов, способных общаться с потусторонним миром. Финская мифология обнаруживает немало сходств с балтийской, саамской и северногерманской (скандинавской).

Финский фольклор сохранил множество рассказов о рождении мира, формирующих важную часть финской народной поэзии. Из них самым распространенным признан миф, говорящий о том, что мир был создан из яйца водоплавающей птицы.

Представления о душе человека у финнов-язычников были весьма сложными и своеобразными: они считали, что душа состоит из трёх независимых элементов под названиями хенки, луонто и итсе.

Согласно традиционным верованиям, мёртвые живут в Туонеле — подземном или подводном царстве. Финны верили в идею посмертного воздаяния, считали, что жизнь на земле влияет на жизнь после смерти, например, если человек проводит дурную жизнь на земле, то он будет спать в Туонеле на каменной постели.

Во время похорон финны останавливали похоронную процессию полпути на кладбище для того, чтобы сделать карсикко (особым образом обрубленное или же срубленное дерево), обычно на большой сосне. Лес с карсикко служил символической границей между поселением и территорией кладбища.

После смерти человека проходил переходный период от 30 до 40 дней, во время которого душа отыскивала путь в Туонелу и находила своё место в ней

Финский языческий пантеон весьма многообразен. Финские боги отвечают за за разные природные сферы, например, Укко почитался как бог неба и грома.

Помимо почитания верховных богов, общих для всех финнов вне зависимости от племенных различий, существовали локальных культы малых божеств, олицетворявших те или иные природные объекты.

В наше время предпринимаются попытки возродить финское язычество, при этом многие древние обычаи финского народа подверглись сильному воздействию христианства.

Количество последователей древней религии Финляндии в наше время в стране невелико.

До конца XIX века финны могли быть или лютеранами или православными

Христианство в Финляндии появилось в 1155 году, когда шведский король Эрик IX захватил страну и построил первую католическую церковь в Ноусиайнен. Первым епископом Финляндии становится Генрих Уппсальский.

Вскоре он нашел свою мученическую кончину от топора крестьянина Лалли. Позднее епископская кафедра перемещается в Турку, где в 1258 году был заложен собор.

Одновременно среди карел в юго-восточной Финляндии распространялось православие. Первым православным святым на финских землях был Сергий Валаамский. В XVI веке финская Лапландия входит в зону миссионерской работы Трифона Печенгского и Феодорита Кольского.

В 1536 году шведский король Густав решил сделать Финляндию лютеранской, при этом главой поместной церкви он сделал шведского короля. В 1543 году Микаэль Агрикола переводит на финский язык Новый Завет, что дает старт распространению лютеранства среди финнов.

С вхождением в 1809 году Финляндии в состав России в стране появилась собственная Финская лютеранская церковь. После получения Финляндией независимости Финское Православие получило автономию, и в 1923 году была учреждена Финская православная церковь.

До конца XIX века граждане Финляндии имели право в рамках христианства принадлежать или к лютеранству, или к православию. Закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства (в рамках протестантизма).

В настоящее время помимо лютеранской и православной общин одной из крупных структур в стране являются Пятидесятническая Церковь Финляндии (более 50 тыс. человек, входит в Ассамблеи Бога), Свидетели Иеговы (около 30 тыс.).

Есть общины баптистов, методистов и адвентистов. Критики действующих властей Финляндии считают, что они проводят политику, мягко ущемляющую все иные христианские деноминации, кроме лютеранства.

Главная религия финнов — лютеранство

Какую религию исповедуют финны в качестве основной, указанно в Конституции Финляндии. Это лютеранство. Финские лютеране объединяются в Евангелическо-лютеранскую церковь Финляндии. Она также называется Финская Евангелическо-лютеранская церковь.

Её история начинается с 1156 года, когда была открыта Абоская епархия. В 1554 году она перешла в лютеранство, в том же году была основана Выборгская епархия, в 1723 году после того как большая часть её территории перешла России и подчинена Выборгской консистории (фин.)русск., оставшаяся её часть преобразована в Боргоскую епархию.

ЕЛЦФ имеет епископальную систему управления с отдельными элементами пресвитериально-синодальной.

Главой финских лютеран является архиепископ Турку Тапио Луома (с июня 2018), при нём действуют представительные органы — поместный собор с 1868 года и епископский собор и исполнительный орган — высший церковный совет с 1944 года.

Церковь делится на 9 диоцезов. Архидиоцез Турку с 1998 года имеет двух епископов — архиепископа Турку, считающегося главой диоцеза и непосредственно управляющего приходами округов Турку и Наантали, и епископа Турку, осуществляющего непосредственное управление остальными приходами.


Архиепископ Турку Тапио Луома. Архиепископ Таипио Луома — глава Евангелической церкви Финляндии

Евангелическая церковь Финляндии — государственная церковь и она полностью финансируется за счет государственного бюджета. Прихожанами которой являются 76,4 % финнов, что составляет около 4,1 млн человек.

С 3 июня 2018 года главой церкви является архиепископ Тапио Луома. Финская лютеранская церковь ведёт миссионерскую деятельность в некоторых странах Азии и Африки.

Православие в Финляндии — вторая государственная религия

Хроники говорят о том, что христианство в Финляндию принесли византийцы. Позже страну крестили в латинскую веру шведские миссионеры. При этом восточная её область Карелию крестили православные монахи из Валаамского монастыря.

В 1809 году Российская империя присоединила Финляндию, которая в составе России стала автономным Великим Княжеством. В результате в стране к 1912 году насчитывалось уже 26 православных приходов, при этом лютеранство так и осталось главенствующим вероисповеданием в Финляндии.

В 1917 году Финляндия получила независимость. В 1918 году православные под давлением властей в Финляндии объявили себя автономной Церковью, связанной с Москвой. В 1921 году патриарх Московский Тихон признал этот статус.

В наше время в Финляндии православие исповедует 1% населения страны. Православная церковь Финляндии находится под юрисдикцией Константинопольского патриархата.

Так как она государственная, то каждый верующий должен уплачивать со своих доходов церковный налог от 1,5 % до 1,9 % дохода (по состоянию на начало 2010-х годов).

Семь православных приходов на территории Финляндии принадлежат к юрисдикции Русской православной церкви и составляют благочиние Патриарших приходов Московского Патриархата.

Католики в Финляндии представлены в крайне малом количестве, но имеют большое влияние на государство и общество

Католичество появилось в Финляндии в XI веке, когда на её территории была основана епархия Або. В XVI веке Финляндия была частью Швеции и вместе с ней приняла Реформацию, после чего католичество было полностью запрещено, а официальной церковью стала лютеранская.

В наше время количество католиков в Финляндии самое маленькое в Европе. На 2015 год их насчитывалось всего лишь 14 тысяч человек, то есть около 0,25 % населения страны.

Необходимо при этом отметить, что число католиков в стране за последние годы быстро растет. В основном это происходит за счет эмигрантов из Польши. Половина католических священников страны — поляки.

В связи с немногочисленностью католических приходов, они объединены в одну епархию Хельсинки, которая не входит в состав какой-либо митрополии и подчиняется напрямую Святому Престолу.

Несмотря на малочисленность католиков в стране, их роль в общественной и культурной жизни страны в последнее время повышается. Примером может служить назначение на должность министра иностранных дел Финляндии Тимо Сойни.

В Финляндии, кроме христианских общин, присутствуют также последователи ислама и иудаизма

Ислам появился в Финляндии в XIX веке. Принесли её в страну военнослужащие русской армии. Официально исламская община в Финляндии существует с 1925 года. Она начала расти с притоком в Финляндию беженцев из мусульманских стран.

На конец 2015 года численность мусульман в Финляндии составила более 70 тысяч человек. В результате исламская община стала занимать в стране по численности второе место, обойдя православных.

Иудаизм в Финляндии также принесла русская армия в XIX веке. Он был представлен купцами и русскими военными. Их численность не превышала одной тысячи человек.

Тогда же построили синагоги в Хельсинки и Турку. Так же, до 1939 года была синагога в Выборге и до 1981 года в Тампере. В Хельсинки и Турку действуют еврейские кладбища.

Еврейская община в Хельсинки содержит кошерный магазин, дом престарелых, детский сад, среднюю школу.

В Финляндии также действуют и иные религиозные общины, чья численность незначительна. При этом для финского общества характерны атеистические настроения.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

До конца XIX века финны могли исповедовать только одну из государственных религий – либо лютеранство, либо православие. И только закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства.

+


Николай I царствовал в Российской империи с 1825 по 1855 год. Религиозная политика Николая I была такой же консервативной по духу, как и вся остальная. В привилегированном положении находилось православное население. Власти поощряли переход в православие, в отношении представителей других конфессий вводились ограничения.

В отношении христиан

В христианстве было два направления, с которыми РПЦ имела сложные отношения. Во-первых, это старообрядцы и различные старообрядцы, например, молокане, а во-вторых, униаты и различные западные христиане, особенно, католики в западных губерниях.

Николай I

Рис. 1. Николай I.

Религиозную политику в отношении христиан при Николае I наглядно можно представить в следующей таблице:

Год

Событие

Указ Николая I о заселении сектантами, духоборами и молоканами Закавказья

Полоцкий собор, воссоединение униатов Беларуси и Волыни с православием

Появление первого старообрядческого митрополита – Амвросия Белокриницкого, хотя сам он находился на территории Австро-Венгрии

Заключение Конкордата между Россией и Святым Престолом

С целью распространения православия при Николае I велась миссионерская деятельность среди народов Сибири, Поволжья и Северного Кавказа. Несмотря на это, в 1841 году в Российской империи появился баптизм. Ее приверженцами стали сначала немцы, а потом и славяне. К католикам отношение ухудшилось из-за восстания в Польше 1830-1831 годов.

Полоцкий собор 1839

Рис. 2. Полоцкий собор 1839.

В отношении евреев

Еврейская община Российской империи к 1830-ым годам, то есть после подавления восстания в Царстве Польском, стала самой многочисленной в мире. Как правило, евреи проживали в малых городах или в сельской местности. Основными их занятиями были ремесло и торговля. В 1791 году, то есть еще за пять лет до рождения императора, для них была введена черта оседлости. Евреи обязаны были проживать на бывших территориях Речи Посполитой и Крымского ханства. При Николае I в отношении евреев были введены следующие меры:

  • Насильственное крещение.
  • Присвоение русских фамилий и имен. Это давало право жить за “чертой оседлости”.
  • Распространение рекрутского набора на детей из еврейских семей с августа 1827 года. Их стали призывать в “школы кантонистов” с 12 лет. Накануне Крымской войны 2% всех кантонистов были евреями.
  • В 1830-ые власти пытались переселять евреев в Сибирь с целью ее освоения.
  • В 1844 году была ликвидирована самостоятельность еврейских общин – кагалов.

Школы кантонистов существовали с 1805 года. Они представляли собой учебные заведения самого низкого разряда для солдатских детей и сирот. В них мальчики готовились к воинской службе и изучали основаны чтения, письма и закона Божьего. В школах царил жесткий порядок, близкий к армейскому.


Рис. 3. Император Николай I.

Что мы узнали?

Кратко о религиозной политике Николая 1 следует знать, чтобы представлять отношения властей и различных религиозных конфессий в Российской империи в середине XIX века. Наибольшим успехом религиозной политики Николая I стало воссоединение униатства и православия.

Читайте также: