Кто должен назначать директора школы

Обновлено: 04.07.2024

30 июня 2015 начальник управления образования познакомила педколлектив с новым директором , при этом заметив, что достойной кандидатуры в педколлективе она не увидела. Хотя 90% учителей являются выпускниками данной школы и всю свою жизнь посвятили работе в ней. Новый директор имеет высшее экономическое образование, ни дня не работала в школе, не имеет педагогического образования, не имеет стажа на педагогических или руководящих должностях.

Новый директор приступила к должностным обязанностям директора школы , а прежний директор находится в отпуске . Татьяна Юрьевна назначила нового заместителя по учебно- воспитательной работе, которая не имеет высшего образования, имеет маленький педагогический стаж, практически не вела уроки, а просидела 2 года в библиотеке, и которая тоже приступила к своим должностным обязанностям. Введены новые ставки секретаря и дворника, которых в школе никогда не было.

Непонятно откуда в школу начали поступать какие-то многочисленные внебюджетные средства на ремонт от каких-то бизнесменов, которые почему-то сильно захотели помочь нашей школе.

Может ли так назначаться директор школы?

Как правило директор школы назначается районным отделом образования (ГУНО или РОНО), с утверждением его главой администрации города.

К сожалению мы не видим положения о ГУНО администрации города, как правило все там расписано, в том числе и требования к стажу работы.

Здравствуйте. Как правило порядок установлен Уставом школы. В соответствии с ФЗ Об образовании

Статья 26. Управление образовательной организацией
2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
5.Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Есть что то в Уставе школы по этому поводу?

В соответствии с п. 2.2 Положения об Управлении образования администрации города Ульяновска (Приложение № 7 решению Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 г. № 90) начальник Управления
Юрлов Игорь Алексеевич

У вас какая то старая редакция. В актуальной таких полномочий у начальника управления нет.

2.2. Начальник Управления:

осуществляет руководство деятельностью Управления, представляет интересы Управления во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными юридическими и физическими лицами;

несет персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций и полномочий, возложенных на Управление настоящим Положением, и результаты его работы;

действует от имени Управления без доверенности, издает в пределах своей компетенции приказы, подписывает документы, связанные с исполнением осуществляемых Управлением функций, подписывает от имени Управления гражданско-правовые договоры, выдает от имени Управления доверенности; представляет Главе администрации города Ульяновска на утверждение структуру и штатное расписание Управления, а также изменения к ним в пределах установленных численности и фонда оплаты труда

; назначает на должность (принимает на работу) и освобождает от должности (увольняет) работников Управления, определяет их должностные обязанности;

утверждает должностные инструкции работников Управления, положения о структурных подразделениях Управления;

принимает решения о поощрении работников Управления, а также о применении к ним дисциплинарных взысканий;

организует профессиональную подготовку работников Управления, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о муниципальной службе иные вопросы, связанные с ее прохождением в Управлении;

обеспечивает в здании Управления противопожарную безопасность и выполнение требований охраны труда и производственной санитарии; обеспечивает мобилизационную подготовку работников Управления.

Исходя из актуальной редакции закона, не может. Нужно смотреть Устав

Что касается директора:

назначила нового заместителя по учебно- воспитательной работе, которая не имеет высшего образования, имеет маленький педагогический стаж, практически не вела уроки, а просидела 2 года в библиотеке,
Светлана
Введены новые ставки секретаря и дворника, которых в школе никогда не было.
Светлана

2) В силу п. 1 и 2 ст. 52 Закона в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских
и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Право на занятие таких должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Поэтому, новые должности директор может включать в штатное расписание, если в этом есть такая необходимость.

По Вашему субъекту (Ульяновская область):

В соответствии с п. 2.2 Положения об Управлении образования администрации города Ульяновска (Приложение № 7 решению Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 г. № 90) начальник Управленияназначает на должность (принимает на работу) и освобождает от должности (увольняет) руководителей муниципальных образовательных организаций.

Непонятно откуда в школу начали поступать какие-то многочисленные внебюджетные средства на ремонт от каких-то бизнесменов, которые почему-то сильно захотели помочь нашей школе.
Светлана

Здесь нет нарушений… Пожертвования делать никому не запрещено.

Светлана, добрый вечер.

На мой взгляд, Ваш нынешний директор не соответствует квалификационным требованиям.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные
характеристики должностей работников образования“

Руководитель(директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
Должностные обязанности.
Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения.Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингента обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и
здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод
обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательногучреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдениетребований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству
образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся(воспитанников, детей) в образовательном учреждении. Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного
учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов,
учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков,
устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает
результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения
квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников) выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные
коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению
образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному
использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает
формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в
образовательном учреждении. Организует и координирует реализацию мер по
повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки „Государственное и муниципальное управление“, „Менеджмент“, „Управление
персоналом“ и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или
высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование в области государственного и муниципального управления или
менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих
должностях не менее 5 лет.

для начала пусть напишут жалобу в Министерство образования, а по результатам (ответу) можно будет уже планировать дальнейшие действия.

4.8. Кандидаты на должность руководителя и руководители
образовательных организаций, в отношении которых на любом из этапов аттестации выявились их несоответствие установленным квалификационным требованиям или профессиональным стандартам, или наличие у них ограничений на занятие педагогической деятельностью, или ограничений для работы в сфере образования, или нарушение установленного в соответствии с уставом образовательной организации порядка выдвижения кандидата на должность руководителя, или подлог представленных документов, решением Аттестационной комиссии признаются не прошедшими аттестацию и к иным ее этапам не допускаются.
Приказ Минобрнауки России от 16.03.2015 N 240 „Об утверждении Порядка и
сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и
руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства
образования и науки Российской Федерации“

Из приведенных выше норм видно, что назначению на должность директора должна предшествовать аттестация, при проведении которой должно было быть проверено соответствует ли данная кандидатура квалификационным требованиям. По Вашим описаниям она им не соответствует, в таком случае она должна была быть признана непрошедшей аттестацию и как следствие не могла быть назначена на должность.

Директор школы является руководителем образовательного учреждения. Кто назначает или освобождает его от занимаемой должности? Какими качествами должен обладать человек, претендующий на эту должность?

Содержание статьи

Источник размещения изображения: http://sovetov.su/news/

  • Кто назначает директора школы
  • Как уволить директора школы
  • С чего начать неопытному директору школы

Наемный управляющий образовательного учреждения

Контроль за деятельность директора образовательного учреждения

Если школа государственная, то учредителем выступает управление образования города или муниципального образования в лице начальника этого управления. Работодателем для директора школы является управление образования, именно оно заключает с ним трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Размер заработной платы директора определяется исходя из средней заработной платы педагогического персонала. Если школа частная, то учредителем могут быть частные юридические и физические лица. В этом случае, учредитель также заключает с директором трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Трудовой договор с директором школы может заключаться как срочный, так и бессрочный. Учредитель осуществляет контроль за деятельностью директора и учреждения в целом.

Учредитель образовательного учреждения может также назначить Наблюдательный совет, который осуществляет контроль за профессиональной деятельностью директора, образовательным процессом, финансовыми ресурсами, совершением крупных сделок и так далее. Состав Наблюдательного совета утверждается учредителем образовательного учреждения в виде приказа.

Директор школы несет административную и уголовную ответственность. Директор также может быть освобожден от занимаемой должности по решению суда.

Если солдат мечтает стать генералом, то, наверное, и среди молодых учителей кто-то нет-нет да и задумается не только о повышении квалификационной категории, но и о том, как становятся директорами школ. В самом деле, почему нет? Этот путь открыт для всех. Подробно о том, что нужно, чтобы стать директором школы, рассказываем в нашей статье.

Образование и опыт директора школы

В любой стране руководить образовательным учреждением – работа сложная и ответственная, однако престижная, и конкуренция за эту должность высока. Как становятся директорами школ в других государствах и какие на этот счет там существуют тонкости, мы расскажем как-нибудь в другой раз. А сегодня поговорим о том, как стать директором школы в России (что, в общем, логично).

На эту должность человека назначает учредитель учебного заведения:

  • муниципальное или региональное управление образования, если школа государственная;
  • физическое либо юридическое лицо, если школа частная.

Отметим, что возглавить учебное заведение может либо действующий сотрудник (учитель, завуч), либо приглашенный со стороны специалист.

Для назначения отбирают кандидатов, которые соответствуют заявленным в законодательстве требованиям. Вариантов здесь лишь два:

То есть либо кадровый учитель получает диплом менеджера в образовании и при этом имеет определенный опыт управления, либо кадровый управленец получает диплом менеджера в образовании. Такое решение вполне оправданно. Все понимают, что работа директора школы сочетает в себе оба направления: и педагогическое, и административное. А уж какое из них будет доминировать, зависит от личности конкретного директора.

Как стать директором школы в регионах и столице

Конечно, есть общие требования ко всем кандидатам, задумавшимся о том, как стать директором школы в России, но все же при этом существуют различия в процедуре выбора руководителя образовательного учреждения в столице и на периферии.

В региональных школах перед аттестацией кандидат должен подготовить портфолио, где собраны все его профессиональные достижения: грамоты и дипломы за участие в педагогических конкурсах и конференциях, свидетельства об окончании курсов дополнительного образования и повышения квалификации, благодарственные письма и т. д.

В Москве конкурсные испытания максимально переведены в режим онлайн, поэтому кандидату не приходится тратить время и силы на подготовку документов и поездки по различным инстанциям. Заявка на аттестацию и запись на прохождение тестирования оформляются в электронном виде, как и аттестационная справка – замена портфолио.

Аттестация, которую предстоит пройти будущему руководителю столичной школы, считается образцовым вариантом. О ней мы и расскажем подробно чуть ниже. Тем более что с 2020 года ожидается введение системы аттестации для школьных директоров по всей России, традиционно с опорой на систему, уже действующую в столице.

Аттестация на директора школы

Давайте теперь посмотрим, что нужно, чтобы стать директором школы, на примере московской аттестации. Сперва вам необходимо, скажем так, выиграть тендер. Он состоит из двух этапов, причем оба они весьма непростые.

Во-первых , это тестирование на компьютере. Кандидатам следует ответить на 40 вопросов, потратив на это не более одного часа. Каждый из вопросов представляет собой описание некой гипотетической ситуации, которая запросто может подстерегать школьного директора на его посту. Вопросы разделены на блоки (приводим примеры для каждого раздела):

Во-вторых, в случае успешного прохождения теста кандидата ждет очное собеседование. Аттестационная комиссия, состоящая из директоров образовательных учреждений, представителей профсоюзов и общественных организаций, проводит интервью, а затем закрытое голосование в электронной форме. Департамент образования размещает у себя на сайте видеозапись собеседования. Аттестация считается пройденной, если за кандидата проголосовало более 50 % членов комиссии.

Важно, что подача заявки на прохождение аттестации на должность директора московской школы доступна любому кандидату, в том числе и из других регионов России. Получается, что возглавить столичное образовательное учреждение может и достойный специалист с периферии. Это заманчивое расширение профессиональных возможностей для региональных педагогов.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Главная картинка статьи Как стать директором школы?

Директор школы — это главный руководитель образовательного учреждения. Занимается организацией деятельности заведения. Относится к администрации школы.

В зависимости от типа учебного заведения, директор может заниматься преподавательской деятельностью, кадровыми вопросами, поставками питания и так далее. В большинстве случаев директорами образовательных учреждений становятся сотрудники, занимающиеся педагогической деятельностью.

Какое образование должно быть у директора школы?

Чтобы работать директором общеобразовательной организации, достаточно иметь высшее образование педагога. Второй вариант — наличие диплома по управляющей специальности в образовательной сфере. Получить педагогический опыт такой сотрудник может, работая в образовательной компании.

На должность директора назначает учредитель учебного заведения. Если школа частная, этим занимается юридическое или физическое лицо. Назначением директора в государственной школе занимается муниципальное или региональное управление образования.

Опыт работы

Чтобы стать директором школы, стаж работы по профессии должен быть более 5 лет. Также требуются курсы повышения квалификации по направлениям менеджмента экономики или государственного и муниципального управления.

Опыт работы директора школы по дополнительному образованию

Источник фото: Sora Shimazaki/pexels

Аттестация на директора школы

Если человека выдвигают в качестве кандидата на пост директора, это не значит что он может сразу приступить к выполнению своих обязанностей. Для начала требуется прохождение аттестации на должность руководителя школы. По завершении аттестации с наиболее подходящим кандидатом заключается договор на срок 5 лет. Если директор школы по мнению учредителя не справляется с обязанностями, договор может быть расторгнут до окончания срока.

В зависимости от школы может отличаться процесс аттестации. Например, может потребоваться портфолио с достижениями кандидата, а также его личное присутствие в момент передачи пакета документов. В более современных образовательных учреждениях сдать необходимые документы можно дистанционно, заявка на аттестацию оформляется в электронном виде.

Перед тем, как стать директором школы, требуется пройти аттестацию. Обычно она проводится в 2 этапа:

  • тестирование на компьютере;
  • собеседование с аттестационной комиссией.

Для прохождения теста на компьютере выделяется 1 час. Вопросы связаны с возможными ситуациями, которые произойдут во время работы директора. Аттестационный тест разбит на блоки по темам.

Примерный список блоков по темам и возможных вопросов для тестирования:

  1. Информационный блок. Кому запрещено нахождение на территории школы?
  2. Блок результатов школы. Как ученики могут повлиять на рейтинг школы?
  3. Внутренние процессы школы. Правомерно ли привлекать учеников и родителей к осенней уборке на территории образовательного учреждения?
  4. Ресурсы. С какой организацией можно заключать контракт на поставку техники для школы?
  5. Управление кадрами. Если учитель не вступает в профсоюз, правомерно ли его увольнять?

Второй этап проходит с участием директоров других школ, представителей профсоюзов и общественных организаций. Собеседование проходит в формате интервью. Могут быть заданы вопросы, схожие по смыслу с вопросами теста. Это необходимо, чтобы лично убедиться в знаниях кандидата.

По завершении второго этапа проходит тайное голосование в электронной форме. Для прохождения этапа, за кандидата должно проголосовать более половины членов аттестационной комиссии.

Такой способ оценки знаний и навыков позволяет претендовать на роль директора кандидатам, проживающим в любом регионе.

Изменения в аттестации директоров

С 2020 аттестация директоров школ станет обязательной по всей стране. Планируется создать кадровый резерв руководителей общеобразовательных учреждений федерального уровня. В резерв будут внесены все директора с лучшими результатами по аттестации.

Проведение экзаменов на профпригодность директоров школ — шанс оставить в системе только достойных кандидатов. Повышенные требования к директору школы позволяют выявить неподходящих специалистов в сфере образования.

Пройти аттестацию должны все руководители общеобразовательных учреждений. Исключения из правила:

  • с момента вступления в должность не прошел год;
  • директор в отпуске по уходу за ребенком или находится в положении;
  • директор назначен указом правительства или президента РФ.

Также в некоторых случаях аттестация может быть перенесена для тех, кто проходит ее в обязательном порядке.

Читайте также: