Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны была создана в каком году кратко

Обновлено: 04.07.2024

17 октября принято постановление Правительства РФ об утверждении правил функционирования Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны РФ (СНЛК ГО РФ).

СНЛК ГО РФ является общегосударственной структурой, предназначенной для своевременного обнаружения радиоактивного, химического, биологического или любого другого опасного загрязнения окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного или военного времени, и принятия экстренных мер по защите населения и объектов экономики.

В новом документе определены основные задачи, порядок организации и комплексного развития СНЛК ГО и минимизации возможных ЧС в мирное и военное время.

При реализации постановления будет организовано многоуровневое взаимодействие и скоординирована деятельность органов государственной власти в области радиационной, химической и биологической защиты населения (РХБ); усовершенствована система обеспечения безопасности потенциально опасных объектов для планирования превентивных мер, направленных на повышение уровня РХБ.

Деятельность МЧС России по созданию единой Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны будет осуществляться в новом формате работы с учетом современных вызовов и угроз радиационного, химического и биологического характера.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от "____"____________ 201__ года N ___

В целях совершенствования гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "____"____________ 201__ года N ___

Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Положение о единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации (далее - Положение) разработано с целью формирования основ её создания и обеспечения функционирования как одной из основных задач, определенных основами государственной политики в области обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности населения Российской Федерации.

1.2. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации (далее - СНЛК).

1.3. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и представляет совокупность пунктов наблюдения и лабораторного контроля, созданных на базе самостоятельных учреждений и организаций (далее - учреждений СНЛК), выполняющих функции наблюдения и лабораторного контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации.

1.4. Общее руководство СНЛК осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

1.5. Непосредственное руководство учреждениями СНЛК в соответствии с ведомственной принадлежностью осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом"), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Научно-методическое обеспечение деятельности учреждений, входящих в СНЛК, осуществляют организации и учреждения научно-технического и производственного профиля.

1.6. МЧС России, его территориальные органы, совместно с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (органами управления ГО), организуют и координируют деятельность учреждений, включенных в состав СНЛК на подведомственной территории, контролируют состояние готовности СНЛК к выполнению основных задач и функций, осуществляют непосредственное руководство их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

2. Предназначение, задачи и функции СНЛК

2.1. СНЛК предназначена для обнаружения и идентификации различных видов загрязнения и заражения объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами на территории Российской Федерации.

2.2. Основными задачами СНЛК являются:

наблюдение (мониторинг) и лабораторный контроль состояния радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановки на территории Российской Федерации;

участие в мирное и военное время в мероприятиях по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, вызванных зараженностью (загрязненностью) территорий и объектов окружающей среды радиоактивными (далее - РВ), отравляющими (далее - ОВ), аварийно химически опасными (далее - АХОВ) веществами и биологическими средствами (далее - БС).

2.3. Основными функциями СНЛК являются:

своевременное обнаружение радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, диагностика заразных, в том числе особо опасных, болезней человека, животных и растений;

организация и проведение радиационной, химической и биологической (эпидемиологической) разведки для выявления и установления границ территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;

установление наличия и вида возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений;

осуществление сбора, обобщения и анализа информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

оценка и прогнозирование дальнейшего развития радиационной, химической и биологической обстановки;

подготовка предложений органам государственной власти и органам местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

организация и обеспечение готовности учреждений, входящих в СНЛК, к проведению мероприятий по локализации и ликвидации очагов радиационного, химического, биологического и иного заражения;

проведение лабораторных индикационных исследований различных материалов из объектов окружающей среды с целью обнаружения возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, а также лабораторных диагностических микробиологических исследований клинического материала от больных людей (подозрительных на инфекционное заболевание), животных и растений;

измерение мощности амбиентного эквивалента дозы ионизирующих излучений (далее - МАЭД) на местности;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды и установление радионуклидного состава исследуемых проб;

установление наличия в объектах окружающей среды возбудителей болезней растений, на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий;

отбор и доставка проб для проведения экспертизы и исследований по определению их загрязненности РВ, зараженности ОВ, АХОВ и БС;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы на загрязненность РВ, зараженность ОВ, АХОВ и БС;

проведение длительных систематических наблюдений за состоянием окружающей среды, флоры и фауны на стационарных контрольных участках;

совершенствование методов и технических средств наблюдения и лабораторного контроля;

обеспечение подготовки специалистов по ведению радиационного и химического наблюдения и диагностике БС, работающих в учреждениях, входящих в СНЛК.

3. Структура, силы и средства СНЛК.

3.1. СНЛК состоит из территориальных и функциональных сетей, отдельных учреждений соответствующего профиля и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

3.2. Территориальные сети СНЛК создаются в субъектах Российской Федерации для наблюдения и лабораторного контроля в пределах их территорий. В территориальные сети СНЛК включаются учреждения и организации независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории субъекта Российской Федерации.

Организация, состав сил и средств территориальных сетей СНЛК, а также функции и порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3.3. Состав и структура функциональных сетей СНЛК определяются создающими их федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией "Росатом".

Функциональные сети СНЛК работают в тесном взаимодействии с территориальными сетями СНЛК.

3.4. Координация деятельности СНЛК осуществляется координационными органами.

Координационными органами СНЛК являются:

на федеральном уровне - МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, подведомственных организаций и основных функций, выполняемых ими в рамках СНЛК;

на межрегиональном уровне - региональные центры МЧС России;

на региональном и муниципальном уровнях - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации совместно с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

на объектом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.

4. Силы и средства СНЛК

4.1. К силам и средствам СНЛК относятся силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций научно-технического и производственного профиля независимо от форм собственности, включенные в структуру СНЛК с учетом их компетенции, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации.

4.2. Состав и структура сил и средств функциональных сетей СНЛК, в том числе сил постоянной готовности, определяется и формируется создающими их федеральными органам исполнительной власти, исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны и защиты населения и согласовывается с МЧС России:

4.2.1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

4.2.1.1. ФКУ "Центр Антистихия" МЧС России:

организационно-методическое руководство и контроль за состоянием готовности СНЛК по вопросам проведения наблюдения и лабораторного контроля за загрязненностью (зараженностью) продуктов питания, сырья животного и растительного происхождения, объектов окружающей среды потенциально опасными в радиационном, химическом и микробиологическом отношении продуктами и веществами;

разработка предложений по повышению эффективности действий СНЛК в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

организация взаимодействия и координация деятельности учреждений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по вопросам создания и функционирования СНЛК;

развитие и совершенствование методов и способов контроля и прогнозирования радиационной, химической и биологической обстановки;

сбор, анализ и обобщение информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении объектов окружающей среды на территории Российской Федерации;

прогнозирование радиационной, химической, эпидемиологической и эпизоотической обстановки и разработка предложений по ее нормализации;

организация выполнения силами СНЛК оперативного радиационного, химического, биологического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;

проведение контрольных радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических, биологических и токсикологических анализов объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения и др.;

организация и координация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов СНЛК;

участие в международных программах и мероприятиях по интеркалибровке дозиметрической и химической измерительной аппаратуры.

4.2.1.2. Химико-радиометрические лаборатории МЧС России:

проведение радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических, биологических и токсикологических анализов объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения и др.

4.2.2. Министерство здравоохранения Российской Федерации:

4.2.2.1. Федеральное медико-биологическое агентство (далее - ФМБА России):

проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения, силами создаваемых на их базе формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);

установление в объектах окружающей среды и среды обитания наличия ОВ, АХОВ и проведение их идентификации;

установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды (воздух, вода, почва) продуктов питания, а также в патологических материалах взятых от людей и животных;

осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;

проведение экспертизы продуктов питания на наличие РВ, ОВ, АХОВ с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

измерение мощности дозы в районе расположения учреждения;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды, пробах продовольствия, сырья животного и растительного происхождения на контролируемых объектах;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

установление границ зон радиоактивного загрязнения и химического заражения;

измерение характеристик источников ионизирующих излучений в объектах окружающей среды;

МОСКВА, 24 ноября. /ТАСС/. МЧС России создает Единую сеть наблюдения и лабораторного контроля (ЕСНЛК) гражданской обороны и защиты населения для обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению. Об этом ТАСС сообщил директор департамента гражданской защиты МЧС Андрей Лутошкин.

Россия стала страной - председателем межгоссовета по ЧС стран СНГ

"Создание единой сети объединит все имеющиеся средства наблюдения и лабораторного контроля других министерств, ведомств и служб, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", - сказал он.

По его словам, методическое руководство и координацию деятельности ЕСНЛК будет осуществлять МЧС России, непосредственно руководить учреждениями этой единой сети будут федеральные министерства и ведомства, уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

"ЕСНЛК будет состоять из функциональных и региональных сетей, отдельных учреждений соответствующего профиля и действовать на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях", - рассказал Лутошкин.

Создание единой сети, уверены в МЧС, позволит усовершенствовать систему обеспечения безопасности радиационно, химически и биологически опасных объектов и повысить уровень защиты населения. "Мы считаем, что ЕСНЛК позволит снизить риски любых видов чрезвычайных ситуаций, связанных с вероятностью возникновения радиационных, химических и биологических угроз", - подчеркнул глава департамента МЧС.

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В принципе, как пояснили корреспонденту "РГ" в департаменте гражданской защиты МЧС России, эта сеть наблюдения и лабораторного контроля существует еще с 1993 года. В нее входят пункты наблюдения, заборов проб, лаборатории для проведения анализов и обработки данных. Они существуют по всей стране практически в каждом регионе. Но принадлежат эти пункты и лаборатории различным ведомствам. Например, в МЧС есть химико-радиометрические лаборатории, в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору ветеринарные лаборатории, Росгидромет имеет по всей стране станции радиационного мониторинга. Смысл нововведений - выполнение задач гражданской обороны и защиты населения по радиационному, химическому и биологическому наблюдению и контролю не только в военное время, но и при чрезвычайных ситуациях мирного времени. Это и будет делаться.

- Организация, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в целях решения задачи гражданской обороны по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению. - рассказал корреспонденту "РГ" начальник департамента гражданской защиты МЧС России Андрей Лутошкин. - Создание единой сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации.

Фото: publicdomainpictures.net

Однако, работа и сам предмет действительно оказался настолько сложным для понимания простого обывателя, что журналисты некоторых СМИ неправильно

Читайте также: