Медико санитарное просвещение направление физкультурно оздоровительной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.

Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

Свою долю ответственности за здоровье учащихся несёт система образования.

Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом немаловажную роль.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие (директор ОУ, завуч-куратор, председатель методического объединения, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников, попечительский совет школы).

Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта и тд. Ведётся совместная работа учителей физ. культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.

Цель анкетирования выявить наиболее популярные виды спорта, а также интерес школьников в изучении предмета. С помощью анкетных данных выявляем группы риска учащихся с малоподвижным образом жизни.

  1. Занимаешься ли ты спортом? Каким?
  2. Занимаются ли родители с тобой физической культурой?
  3. Чтобы ты хотел(а) дополнить к уроку физической культуры?

Анкетные данные помогли выявить классы с наибольшим риском, где ребёнок предоставлен сам себе, его досуг не организован. Данную проблему обсуждаем на педагогических советах, с классными руководителями, даём рекомендации на общешкольных родительских собраниях, приглашаем медицинских работников, тренеров спортивной школы с целью ознакомления родителей и детей со здоровье сберегающими технологиями.

Задача учебного предмета физическая культура: формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счёт 2 уроков физической культуры крайне сложно, а порой и невозможно. Поэтому мы используем резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно-спортивную работу. Осуществляем это вместе с учреждениями дополнительного образования. Поддерживаем связь с ДЮСШ по таким видам спорта, как лыжи, волейбол, бокс, баскетбол, карате, а также со спортивным клубом "Беркут" и аэробики. Сотрудничаем с фок "Надежда", ребята с удовольствием посещают бассейн и тренажёрный зал.

Оздоровительная роль достигается:

- организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;

- обеспечения гигиенических условий;

Внеклассные спортивно- массовые мероприятия включают в себя такие соревнования как:

- Декада физической культуры и ОБЖ, в которую входят президентские состязания, конкурс рисунков о спорте и ЗОЖ, конкурс меткий стрелок, санитарных дружин, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, весёлые старты;

- Дни спорта, дни здоровья;

- Мужичёк с ноготок;

- Первенство по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу;

- Безопасное колесо и тд.

Спортивные праздники проводим совместно с ДОУ № 22,66, СОШ № 10,23,33, сотрудничаем с КТОСОМ № 4 и специалистами отдела физической культуры. Сборная школы успешно выступает в городских соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, лыжных гонках и др. В школе работают спортивные секции по баскетболу, волейболу, пионерболу, лыжам, аэробике, карате, тэквондо. Школа является лауреатом городского конкурса "Лучший школьный двор". Праздники сопровождаются концертами школьного ансамбля.

В своей работе особое внимание уделяется основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального - дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. Уделяется внимание методики и технологии современного урока, обсуждаются новинки в методике проведения уроков, внеклассных мероприятий, здоровье сберегающих технологий учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой, проектной деятельности, подготовки к экзаменам. Большая роль отводится исследовательской работе, такой как графический анализ по технологии профессора педагогических наук Третьякова П.И 1 блок "Здоровый образ жизни и физическое совершенствование". Составлены: диаграмма состояния здоровья учащихся, графический анализ видов заболеваний учащихся, график учащихся, занимающихся физической культурой и спортом. Анкетирование учащихся с целью выяснения двигательную активность учащихся и их родителей с целью оздоровления и семейного воспитания, учёта пожеланий и выявления наиболее популярных видов спорта.

В целях совершенствования системы Олимпийского образования школьников, стимулирования изучения ими основных Олимпийских знаний, популяризации творческого труда выдающихся олимпийцев, их благородных поступков, являющихся эффективным методом воспитания подрастающего поколения, проводится конкурс лучший реферат, конкур рисунков на спортивную тему, тесты по знаниям олимпийского движения. Ежегодно ученики школы участвуют в городском конкурсе " Олимпийское образование России ". В своей работе использую научную концепцию и теории авторов: ведущего педагога профессора, доктора педагогических наук Ляха В.И, а так же профессора педагогических наук Третьякова П.И

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке указаны мероприятия по здоровьесбережению в шоле на долгосрочную перспективу. Программа подойдет для планирования работы физоргов, классруков и учителей предметников совместно с медработниками.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Программа оздоровительно-профилактической деятельности школы

на 2013-2019 годы

по воспитательной работе

Куратор программы: Магомедов С.М.

Пояснительная записка …………………………………… 3

Приоритетные направления ………………………………5

Задачи для каждой ступени обучения ……………………6

Содержание программы ……………………………………8

- Работа с учащимися

- Работа с родителями

- Работа с педагогами

Принципы программы ……………………………………..9

Используемые формы, методы, технологии …………….10

Ожидаемые результаты ……………………………………12

Организация взаимодействия с учреждениями, службами и ведомствами района …………………………………………14

Критерии эффективности программы ……………………22

Пояснительная записка

Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. У каждого ребенка в возрасте до года можно определить не менее трех различных заболеваний.

По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза, а среди школьников-подростков – 2,1 раза. Инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. Психические заболевания в 35% случаев является причиной негодности к военной службе.

Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические факторы. По оценкам специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличении физических и психических нагрузок на ребенка.

Стало очевидным, что процесс обучения в школе не должен строится за счет ресурсов здоровья, а должен быть направлен на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Таким образом, подтверждается острая необходимость решения этой проблемы в масштабе страны, региона, школы и отдельного взятого класса.

Что же подтолкнуло на создание программы?

- интенсификация учебного процесса и гиподинамия;

- стрессовые ситуации в семье и школе;

наличие в классах детей с нарушением здоровья (сколиоз, болезни сердца, зрение);

нарушение санитарно-гигиенических требований в организации учебного процесса;

рост числа неблагополучных семей;

недостаточная подготовка родителей в вопросах развития охраны и здоровья детей;

реализация программы оздоровительно-профилактической деятельности школы на период 2016-2019г.

Исходя из анализа состояния здоровья обучающихся, школе необходимо продолжить изучение влияния факторов обучения на здоровье ребёнка. В своей деятельности мы руководствуемся концепцией сохранения здоровья учащихся. Она предполагает:

недопущение дополнительных учебных нагрузок (умственное переутомление, эмоциональный стресс, заболеваемость);

реализацию активных оздоровительных мероприятий: физических упражнений, игровых видов спорта, психогимнастику;

соблюдение правильного режима труда и отдыха;

рекомендации по рациональному питанию и личной гигиене.

Данная программа учитывает проблемы, поставленные перед школой на новый период, недостатки предыдущей программы и приоритетные задачи образования по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Срок реализации: сентябрь 2016 – сентябрь 2019 (3 года).

Участники программы: учащиеся школы, родители и педагоги.

Цели программы

Формирование у учащихся понимание значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Создание условий для комплексного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.

Формировать здоровьесберегающую среду в школе.

Разработать комплекс мер по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.

Объединить усилия и скоординировать работу школы и систем здравоохранения, правоохранительных органов и других организаций в решении проблемы охраны и укрепления здоровья детей.

Создать адаптивную образовательную среду для школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности развития.

Организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни.

Вести просветительскую работу с обучающими, родителями.

Приоритетные направления программы:

Укрепление материально-технической базы ОУ, создание условий, обеспечивающих оптимизацию образовательного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.

Мониторинг состояния здоровья.

Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья, оптимизации образовательного процесса, диагностики и преодоления школьных трудностей.

Создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития и проблемы в здоровье.

Санитарное просвещение - деятельность по пропаганде научных медицинских знаний с целью обеспечения здоро­вого образа жизни; гигиеническое воспитание и санитарное просвещение. Цель — формирование сознательно активного гигиенического поведения населения, базирующегося на на­учно обоснованных медицинских рекомендациях, нормативах и традициях.

Реализация цели предусматривает:

1) обеспечение населения необходимой научной меди­цинской информацией о здоровье и здоровом образе жизни;

2) вовлечение всех медицинских работников в санитарно-просветительскую деятельность.

Различают три типа пропаганды медицинских знаний: массовая, групповая, индивидуальная. Пропаганда здорового образа жизни включает следующие направления:

а) пропаганда рационального питания;

б) пропаганда физической культуры;

в) пропаганда психогигиены и гигиены умственного труда;

г) пропаганда гигиены быта;

д) пропаганда предотвращения развития вредных для
здоровья привычек;

е) пропаганда семейных отношений и др.

Во всех случаях санитарное просвещение должно осно­вываться на следующих принципах:

— научность (пропаганда тех сведений и положений, ко­торые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);

— правдивость и объективность;

— дифференцированность и целенаправленность;

Диспансеризация. Под диспансеризацией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявле­ния заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоров­лению условий их труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособ­ности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предусматривает прежде всего сохра­нение здоровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев не­трудоспособности; конечной ее целью является сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности диспансеризуемого контингента. Этим определяется социально-гигиеническая сущность (значимость) диспансеризации.

В настоящее время существуют различные диспансе­ры (врачебно-физкультурные, кожно-венерологические, противотуберкулезные, наркологические, кардиологические, онкологические, психоневрологические и др.). Диспансеры и диспансерные отделения (кабинеты) проводят мероприятия по массовой профилактике, направленные на предупреждение заболеваний, ведут учет заболеваемости и смертности от па­тологии по своему профилю, а также осуществляют лечебные мероприятия, консультации больных и организационно-мето­дическое руководство работой врачей общей сети по борьбе с соответствующими заболеваниями. В задачи диспансеров входят: проведение обучения врачей общего профиля по со­ответствующим специальностям; внедрение в практику ле­чебно-профилактических учреждений современных методов профилактики, диагностики и лечения; пропаганда здорового образа жизни.

Кроме того, диспансерному наблюдению подлежат:

II группа состояния здоровья — граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком абсолютном (для лиц от 40 до 65 лет) и относительном (для лиц моложе 40 лет) суммар­ном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). Таким гражданам в рамках диспансеризации проводится коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (углубленное профилактиче­ское консультирование и/или групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской про­филактики или центре здоровья, при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фарма­кологической коррекции указанных факторов риска. Эти граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профи­лактики.

IIIа группа состояния здоровья — граждане, имеющие хронические неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, новообразования, сахарный диабет 2-го типа, хронические болезни органов дыхания), требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в до­полнительном обследовании.

IIIб группа состояния здоровья — граждане, не имеющие хронических неинфекционных заболеваний, но имеющие другие заболевания, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.

1) врач-терапевт (врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей прак­тики (семейный врач));

2) врачи-специалисты (по профилю заболевания гражда­нина);

3) врач (фельдшер) отделения (кабинета) медицинской профилактики;

4) врач (фельдшер) центра здоровья;

5) фельдшер фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта) в случае возложения на него руководителем медицинской организации отдельных функций лечащего
врача, в том числе по проведению диспансерного наблюдения, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.03.12 г. № 252н.

Карта заполняется всеми амбулаторно-поликлиническими учреждениями, кроме специализированных (противотуберку­лезных, онкологических, психоневрологических и наркологи­ческих) учреждений, для которых утверждены специальные карты диспансерного наблюдения. В кожно-венерологических учреждениях Карты заполняются только на взятых под диспансерное наблюдение больных кожными болезнями и трихомониазом (на больных венерическими и грибковыми кожными болезнями эти формы не заполняются); в онколо­гических — на больных с предопухолевыми заболеваниями. На больных, находящихся под диспансерным наблюдением по поводу двух и более заболеваний, этиологически не связанных между собой, заполняются раздельные контрольные Карты.

В Карте фиксируются своевременность посещения врача и прохождения очередного медицинского осмотра, выполнение назначенных видов лечения, оздоровительных мероприятий и рекомендаций по трудоустройству.

Врач-терапевт, фельдшер фельдшерско-акушерского пун­кта или здравпункта осуществляет учет и анализ результатов проведения диспансерного наблюдения обслуживаемого на­селения на основании сведений, содержащихся в контрольных Картах диспансерного наблюдения.

Наличие оснований для проведения диспансерного на­блюдения, группа диспансерного наблюдения, его длитель­ность, периодичность диспансерных приемов (осмотров, консультаций), объем обследования, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий определяются врачом (фельдшером) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утвержденными Минздравом России, иными нормативными правовыми актами РФ, а также клиническими рекомендаци­ями, разрабатываемыми и утверждаемыми медицинскими профессиональными организациями с учетом состояния здоровья гражданина, стадии, степени выраженности и индивидуальных особенностей течения заболевания (со­стояния).

При проведении диспансерного наблюдения медицинским работником учитываются рекомендации врача-специалиста по профилю заболевания (состояния) гражданина, содержа­щиеся в его медицинской документации, в том числе выне­сенные по результатам лечения гражданина в стационарных условиях.

Диспансерный прием (осмотр, консультация) врачом (фель­дшером) включает:

1) оценку состояния гражданина, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование;

2) назначение и оценку лабораторных и инструментальных исследований;

3) установление или уточнение диагноза заболевания (со­стояния);

4) проведение краткого профилактического консультиро­вания;

5) назначение по медицинским показаниям профилакти­ческих, лечебных и реабилитационных мероприятий, в том числе направление гражданина в медицинскую организацию, оказывающую специализированную (высокотехнологичную) медицинскую помощь, на санаторно-курортное лечение, в отделение (кабинет) медицинской профилактики или центр здоровья для проведения углубленного индивидуального профилактического консультирования и (или) группового профилактического консультирования (школа пациента).

Диспансеризация взрослого населения проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан в целях:

1) раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения РФ (далее — хронические неинфекционные заболевания), основных факторов риска их развития (повышенный уро­вень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потре­бление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела или ожирение), а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

2) определения группы состояния здоровья, необходи­мых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) фак­торами риска их развития, граждан с иными заболеваниями (состояниями), а также для здоровых граждан;

3) проведения краткого профилактического консультирова­ния граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития и здоровых граждан, а также проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования и группового профилак­тического консультирования (школ пациента) граждан с высо­ким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;

4) определения группы диспансерного наблюдения граж­дан с выявленными хроническими неинфекционными забо­леваниями и иными заболеваниями (состояниями), а также граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Для определения по результатам диспансеризации группы состояния здоровья гражданина и планирования тактики его медицинского наблюдения используются следующие критерии:

I группа состояния здоровья — граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний);

Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска развития хро­нических неинфекционных заболеваний врачом-терапевтом, медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья;

II группа состояния здоровья — граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний);

Таким гражданам проводится коррекция факторов ри­ска развития хронических неинфекционных заболеваний в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья, при наличии медицинских показаний вра­чом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической кор­рекции указанных факторов риска. Эти граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики;

III группа состояния здоровья — граждане, имеющие заболевания (состояния), требующие установления диспан­серного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (со­стояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании (по результатам дополнительного обследования группа состояния здоровья гражданина может быть изменена).

Критерии эффективности диспансеризации взрослого населения:

1) охват диспансеризацией населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации;

2) уменьшение частоты выявления и регистрации факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний среди граждан, проходящих диспансеризацию;

3) уменьшение числа граждан с первично выявленными заболеваниями на поздних стадиях их развития;

4) снижение инвалидности и смертности от хронических неинфекционных заболеваний среди граждан, проходящих диспансеризацию;

5) увеличение числа граждан, относящихся к I группе здоровья, и уменьшение числа граждан, относящихся к II-III группам здоровья.

1) контроль за выполнением санитарного законодатель­ства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и постановлений должностных лиц, осущест­вляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ);

2) меры пресечения нарушений санитарного законода­тельства, выдача предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

3) контроль за санитарно-эпидемиологической обста­новкой;

4) проведение санитарно-эпидемиологических расследо­ваний, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (от­равлений);

5) разработка предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

6) статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых не­инфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирова­ния государственных информационных ресурсов.

Осуществление ГСЭН возложено на органы и учреждения Федеральной государственной санитарно-эпидемиологиче­ской службы РФ (общий надзор за органами прокуратуры). ФГСЭН не осуществляется государственной властью на уровне субъектов РФ.

Специальной формой профилактической деятельности яв­ляется социально-гигиенический мониторинг (СГМ). Это государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

СГМ проводят для оценки, выявления изменений и состав­ления прогноза состояния здоровья населения и среды оби­тания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Его должны осуществлять на федеральном уровне субъектов РФ, в городах и сельских поселениях органы и учреждения санитарно-эпидемиоло­гической службы РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Психопрофилактика — это система мероприятий, цель которых — предотвращение возникновения психических нарушений человека. Мероприятия по предупреждению различных психических расстройств и заболеваний долж­ны своевременно и широко внедряться в жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включают не только предупреждение возникновения заболевания, но и предупреждение его обострений. Вот почему важно из­учение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности и в бытовых условиях. С по­мощью ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производствен­ного процесса и т. д.). На основании данных исследования выдаются рекомендации по психогигиене профессиональной деятельности. Помимо этого, формами психопрофилакти­ческой работы являются проведение консультационной ра­боты по вопросам брака и семьи, медико-педагогические и возрастно-психологические консультации, консультации по преодолению зависимостей. Большое значение имеет также работа по организации коррекционной, восстановительной и-реабилитационной работы с лицами, перенесшими нервно-психические расстройства.

"Здоровьесберегающие технологии в современной школе"

Цель работы: Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

План работы:


  1. Основные подходы к организации оздоровительной работы в школе.

  2. Компоненты здоровья.

  3. Школьные факторы риска.

  4. Здоровьесберегающая образовательная технология Н. К. Смирнова.

  5. Школьная программа “Здоровье”.

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:

Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье.

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.


  • Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.

  • Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.

  • Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.

  • Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

  • В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

В последнее время, наряду с этим определением, упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребенок-барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства.

Не правомерно винить только школу в неблагополучном состоянии здоровья детей, подростков.


  • Экологические: Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.

  • Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции);
    Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше.

  • Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.

  • Педагогические.
    К педагогическим факторам следует отнести:

    • Факторы внешней среды, способные оказать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, социальные, экономические и т.д.);

    • Факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;

    • Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;

    • Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

    • Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;

    • Динамика хронической и общей заболеваемости;

    • Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

    • Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога);

    • Санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление и т.д.);

    • Двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);

    • Рациональное питание (меню и режим питания);

    • Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;

    • Стрессовая педагогическая тактика;

    • Интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются);

    • Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

    • Нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);

    • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (он не знает своего ребенка, его характера, наклонностей, интересов);

    • Функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);

    • Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.);

    • Межличностные отношения между сверстниками;

    • Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т. п.).

    Психическое здоровье

    Понятие “психическое здоровье” в последние годы все прочнее завоевывает приоритетные направления в самых разных видах жизнедеятельности человека. Мы все чаще слышим рассуждения о “психическом здоровье нации” и о “психологическом комфорте” на рабочем месте, о “психическом благополучии” школьников и об их “психосоциальной компетентности”. Однако найти определение понятия “психическое здоровье” не так-то просто.

    Сказкотерапия

    В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Не случайно технология сказкотерапии стала ведущей в детской аудитории. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.

    Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

    Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.

    Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.

    Музыкотерапия

    Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства. Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия.

    Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню. Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонии взаимоотношений в ней. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Пение как средство лечения назначается детям с заболеванием дыхательных путей. Специалисты ставят перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток.

    Физическое здоровье

    Профилактика глазных заболеваний

    Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей во многом зависит не только от врача, но и от педагога. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин.(надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.

    Профилактика нарушения осанки

    Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Специалисты рекомендуют такой прием. Ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком. Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика просят отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот прием. Затем учитель отбирает 2-3 человек, просит их пройти перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля.

    Игровые оздоровительные технологии

    Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Согласно статистике, до 24 часов в неделю учащиеся уделяют просмотру телепередач, старшеклассники 85% времени бодрствования вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Появившиеся компьютерные игры еще больше усугубили обездвиженность детей и подростков. Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. В условиях малой подвижности растущий организм развивается неграмотно, детренированность закономерно сужает диапазон приспособительных возможностей, приводя к функциональным нарушениям, росту инфекционных и нервно-психических заболеваний. Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д.

    Нравственное здоровье - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность – наивысшая мера человечности. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, и особую роль призвано сыграть слово – слово учителя, слово писателя.

    Библиотерапия

    От состояния психического и нравственного здоровья во многом зависят счастье и долголетие отдельного человека, процветание всей нации. В последнее время в состоянии психического и нравственного здоровья населения России наметилась четкая тенденция к ухудшению. Поэтому на современном этапе потенциал библиотерапии значителен. Библиотерапевтическая технология имеет двойственную направленность – клиническую и гуманистическую: способствует выздоровлению больного человека, с одной стороны, с другой – помогает здоровым людям приспособиться к окружающей действительности, повышает уровень межличностных контактов.

    Здоровьесберегающие технологии

    Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.

    Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) следует отличать от здоровьесберегающих технологий в школе (ЗСТШ), к которым относятся и ЗОТ, и здоровьесберегающие медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. В частности, под здоровьесберегающими медицинскими технологиями в школе (ЗМТШ) понимается совокупность медицинских приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, прописанных в действующих СанПиНах и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов.Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а системообразующими являются как раз ЗОТ.

    Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. И это не тождественно учебному курсу “основы анатомии, физиологии и медицинских знаний”. Поэтому выделяется понятие “здоровьеформирующие образовательные технологии” (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

    МОУ СОШ с.Вяжля Аткарского района Саратовской области

    Работу выполнил Кухаренко М.П. –

    Актеры не любят, когда их убивают во втором акте четырехактной пьесы. Илья Ильф
    ещё >>

    Читайте также: