Геддес е в современный школьный учебник как средство построения процесса обучения

Обновлено: 01.07.2024

Одной из проблем современного школьного образования является учебник – ключевой элемент образовательного процесса.

Образование является способом общества приобщить детей к знаниям, культуре, дать навыки и умения, необходимые как обществу, так и самим людям.

В любом достаточно большом человеческом сообществе (нация, страна, государство) смена поколений происходит непрерывно, образование не терпит разрывов и резких перемен.

Учебник – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения (Википедия).

Учебную литературу выпускают как государственные, так и частные издательствам. Выпуск контролируется государственными службами. Каждый учебник составляется с учётом возрастных особенностей их потенциальной читательской аудитории.

Успеваемость обучающихся по учебнику учеников зависит от простоты, понятности, правильности написания текста учебника при его составлении.

Как это ни парадоксально, но традиционный учебник написан главным образом для учителя. Тот факт, что учебники лежат на партах у всех учащихся и дома они должны по нему готовиться к занятиям, дела не меняет.

Современный учебник адресован учителю, и при этом предполагается, что он сумеет развернуть нормативное содержание учебника, изложенное в стиле справочника, энциклопедии, хрестоматии, задачника в яркое, увлекательное и доступное пониманию учащихся содержание урока.

Учит учитель, а учебник является средством методической поддержки процесса преподавания.
Ученики регулярно обращаются к учебнику по указаниям учителя как средству информационной поддержки процесса учения.

Однако, функции учебников в качестве стратегической и тактической модели свидетельствуют о предназначении учебника и для учителя, и для учащихся.

Полноценный учебник формирует у учителя педагогическое сознание и раскрывает перед ним логику обучения, и тем самым служит руководством к организации учебного процесса.

Для ученика учебник является источником, содержанием и инструментом усвоения учебного материала.

Таким образом, чтобы учебник выполнял свои функции, в частности, функцию обучения, он должен содержать материл для закрепления урока.

Система изложения учебного материала должна определяться не только логической структурой науки или вузовских курсов, но и закономерностями развития познавательной деятельности школьников. Текст должен содействовать формированию у школьников логического, научно-доказательного мышления.

Недостаточная разработанность критериев современной учебной книги привела к формированию определенных представлений относительно формы, структуры и содержания школьного учебника. Эти стереотипы мешают разработке и внедрению учебников нового поколения в практику школьного обучения.

Также стереотипы оказывают влияние и на авторов, пишущих учебники, и на экспертов, в обязанности которых входит идентификация и оценка учебных книг с точки зрения их соответствия научному представлению о школьном учебнике.

Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.

Средства обучения делятся на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся: школьный учебник.


Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только зля отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т. д.

Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.

Основными функциями учебника являются следующие:

информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются задания на закрепление знаний.

Формирование различных умений.

Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты:
теоретические сведения;

аппарат организации работы (вопросы, задания);

иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).


Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Тексты делятся на основные и дополнительные.

В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т. п.

В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т. п.

Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. л.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.

Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методически верно использовать весь материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя .

Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.

Для учителя - это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, - можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот образцы таких заданий: самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным; разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на прошлых уроках; отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; составить план ответа параграфа; сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.


Реализация индивидуализации и дифференциации обучения в учебниках.

Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности: материал для самостоятельных наблюдений; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение.

В связи с этим учителю предоставляется возможность по-разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа явлений, формулирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельного наблюдения фактов и явлений языка. Этой группе школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого класса).

При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале, что приведет к нежелательным результатам при формировании умений.

При выполнении заданий, направленных на формирование умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть реализован. Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к организации их выполнения и проверки.

Сильные учащиеся могут выполнять не все задания, а только те из них, которые представляют известную трудность.

Школьникам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу программы сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора (они помечены специальными значками).

Учащимся, не справляющимся с большим количеством разнообразных заданий, не умеющим быстро переключать внимание с одного материала па другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной 1 руине фактов.

Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений и правил, в процессе формирования умений и навыков.

Система повторения пройденного в учебниках.

Регулярность повторения - необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы, в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы, а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.

Справочные материалы учебников .

В действующих учебниках решается еще одна важная методическая задача - обучение школьника умению самостоятельно пополнять и уточнять свои знания по предметам.

Методический аппарат учебников.

В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи.


Основными компонентами этой системы являются следующие:


/. Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала.

Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель, как правило, использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи.


2. Разграничение материала по степени его важности для овладения изучаемой темой в целом.

Выделение материалов для заучивания, для самостоятельных наблюдений, для осознания и т. п. помогает учителю грамотно, методически целесообразно спланировать урок, уделить больше внимания той части нового материала, которая должна быть осознана школьниками более глубоко, правилам, определениям (характеристикам), предназначенным для заучивания.

3. Наличии материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т. п.).

Избранный авторами учебников подход к изложению темы дает возможность реализовать завершающий этап ее изучения — обучение школьников применять теоретические знания на практике в процессе осознания всех необходимых для решения соответствующей задачи действий. Планируя изучение нового, учитель обязан включить данный этап в структуру урока.

4. Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков.

Задача учителя - осознать цель каждого задания и добиться достижения этой цели в ходе его выполнения.

5. Обеспечение регулярного повторения и систематизации пройденного материала.

Задания и упражнения, связанные с повторением, не должны ускользать из поля зрения учителя. Они позволяют постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения материала.


6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала.
Рисунки, схемы, таблицы, условные обозначения способствуют

интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.


7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения.

Это справочные материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы.

Основными признаками хорошего учебника являются:
доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;

ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений;


удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;


интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;


связь учебного материала с жизнью и бытом людей;


соответствие учебника школьной программе.

Формирование учебных навыков при работе с учебником

При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из первых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником.

Общеучебным навыком работы с учебником является навык чтения, так как любое задание в любом учебнике ученик должен, прежде всего, прочитать и понять, что необходимо сделать.

Особое место при работе с учебником занимают общеучебные умения учащихся:

  1. Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.)
  1. Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.
  1. Выполнение задания (сюда же входит проверка).
  1. Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.).
  1. Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения)
  1. Работа со словарем
  1. Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).


Учебник - это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.

В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом содержание материалов направлено на воспитание экономической культуры учащихся, умение самостоятельно и верно оценивать экономические факты действительности, творчески использовать экономические знания в жизни (воспитательная функция).

Основными компонентами содержания учебника являются:

Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения и иллюстраций (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивная компонента предназначена для общеучебных, предметно-познавательных и практических действий.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, эстетическую и другие направленности.

В учебнике дается теоретический материал, трактовка экономических понятий, уточняется их содержание, идет формирование экономического лексикона учащихся.

Кроме того, в учебнике даются практические задания, которые способствуют систематизации, обобщению изученного, направляют деятельность учащихся на формирование у них умений и навыков.

Аппарат организации усвоения материала (вопросы, задания, памятки, инструкции, подписи к иллюстрациям, упражнения) помогает четко и правильно усваивать изучаемый материал.

Иллюстративный материал учебника (рисунки, схемы, таблицы, графики и т.д.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, дополняет, конкретизирует изучаемый материал, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом.

Аппарат ориентировки учебника (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.д.

Учебник предназначен для учащихся и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя учебник – источник методической системы. С помощью учебника педагог определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Приемы работы с учебником

Учебная книга - источник получения информации школьниками. Работая с книгой, школьник формирует навыки свободного чтения и понимания прочитанного, умение выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, осмыслять прочитанный материал, поэтому учитель экономики в ходе урока обучает работе с книгой.

Этапы работы с книгой: установление связи с ранее изученным материалом, умение выделить главное в тексте, объяснение непонятных слов самостоятельно и с помощью словаря, составление плана и опорных конспектов по прочитанному, ответы на вопросы в конце параграфа и т.д.

Для работы с учебником можно использовать различные приемы, позволяющие пополнить, систематизировать знания учащихся, приучать их к последовательному, самостоятельному освоению знаний.

Конспектирование - краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Конспектирование различают сплошное, выборочное, полное, краткое.

Тезирование - краткое изложение основных идей в определенной последовательности.

Реферирование - обзор источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы.

Составление плана текста - после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую из них. План бывает простой и сложный. Простой план состоит из нескольких пунктов, которые не делятся на подпункты. Сложный план представляет собою деление пунктов на подпункты. Подпункты, в свою очередь, тоже могут делиться на дополнительные пункты.

Цитирование - дословная выдержка из текста. При цитировании идет дословная передача содержания высказанного, делается сноска на выходные данные цитаты: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница.




Аннотирование - краткое, свернутое изложение материала без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание рецензии, краткого отзыва с выражением своей точки зрения о прочитанном.

Составление справки. Справка – это сведения о чем-либо после полученных поисков. Справки бывают биографическими, статистическими, географическими, экономическими, терминологическими и т.д.

Составление формально-логической модели – это составление словесно-схематического изображения прочитанного.

Составление тематического тезауруса – это комплекс базовых понятий по теме, разделу, всей науки экономики.

Составление матрицы идей – составление в виде таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Пиктографическая запись – бессловесное изображение экономических явлений и закономерностей. Например, рисунок.

Разнообразие работы с учебником помогает ученику с интересом изучать теоретический материал, видеть его практическое применение, учитель при этом демонстрирует свое методическое мастерство в подаче и контроле знаний учащихся.

Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по экономике и предназначенная для достижения учебных целей.

В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом содержание материалов направлено на воспитание экономической культуры учащихся, умение самостоятельно и верно оценивать экономические факты действительности, творчески использовать экономические знания в жизни (воспитательная функция).

Основными компонентами содержания учебника являются:

Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения и иллюстраций (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивная компонента предназначена для общеучебных, предметно-познавательных и практических действий.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, эстетическую и другие направленности.

В учебнике дается теоретический материал, трактовка экономических понятий, уточняется их содержание, идет формирование экономического лексикона учащихся.

Кроме того, в учебнике даются практические задания, которые способствуют систематизации, обобщению изученного, направляют деятельность учащихся на формирование у них умений и навыков.

Аппарат организации усвоения материала (вопросы, задания, памятки, инструкции, подписи к иллюстрациям, упражнения) помогает четко и правильно усваивать изучаемый материал.

Иллюстративный материал учебника (рисунки, схемы, таблицы, графики и т.д.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, дополняет, конкретизирует изучаемый материал, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом.

Аппарат ориентировки учебника (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.д.

Учебник предназначен для учащихся и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя учебник – источник методической системы. С помощью учебника педагог определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Приемы работы с учебником

Учебная книга - источник получения информации школьниками. Работая с книгой, школьник формирует навыки свободного чтения и понимания прочитанного, умение выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, осмыслять прочитанный материал, поэтому учитель экономики в ходе урока обучает работе с книгой.

Этапы работы с книгой: установление связи с ранее изученным материалом, умение выделить главное в тексте, объяснение непонятных слов самостоятельно и с помощью словаря, составление плана и опорных конспектов по прочитанному, ответы на вопросы в конце параграфа и т.д.

Для работы с учебником можно использовать различные приемы, позволяющие пополнить, систематизировать знания учащихся, приучать их к последовательному, самостоятельному освоению знаний.

Конспектирование - краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Конспектирование различают сплошное, выборочное, полное, краткое.

Тезирование - краткое изложение основных идей в определенной последовательности.

Реферирование - обзор источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы.

Составление плана текста - после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую из них. План бывает простой и сложный. Простой план состоит из нескольких пунктов, которые не делятся на подпункты. Сложный план представляет собою деление пунктов на подпункты. Подпункты, в свою очередь, тоже могут делиться на дополнительные пункты.

Цитирование - дословная выдержка из текста. При цитировании идет дословная передача содержания высказанного, делается сноска на выходные данные цитаты: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница.

Аннотирование - краткое, свернутое изложение материала без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание рецензии, краткого отзыва с выражением своей точки зрения о прочитанном.

Составление справки. Справка – это сведения о чем-либо после полученных поисков. Справки бывают биографическими, статистическими, географическими, экономическими, терминологическими и т.д.

Составление формально-логической модели – это составление словесно-схематического изображения прочитанного.

Составление тематического тезауруса – это комплекс базовых понятий по теме, разделу, всей науки экономики.

Составление матрицы идей – составление в виде таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Пиктографическая запись – бессловесное изображение экономических явлений и закономерностей. Например, рисунок.

Разнообразие работы с учебником помогает ученику с интересом изучать теоретический материал, видеть его практическое применение, учитель при этом демонстрирует свое методическое мастерство в подаче и контроле знаний учащихся.


Электронный учебник – это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый студентами в учебном процессе для освоения новых знаний и умений; оно характеризуется логичностью изложения, высоким техническим оснащением и высоким уровнем художественного исполнения. Электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом: простота и удобство обращения; возможность обновления ресурса электронного учебника; автоматизация учебного процесса и увеличение скорости предоставления образовательной услуги; полнота передаваемой информации.

Такая инновационная технология обучения, как применение электронных учебников, еще недостаточно изучена, хотя среди исследователей роли электронных учебников в процессе обучения целесообразно отметить различных ученых: А.А. Кузнецов, А.А. Гречихин, Т.М. Лепсова, Е.С. Полат, В.А. Вуль, В.М. Гасов, А.М. Цыганенко, В.Н. Агеев, М.М. Субботин, Ю.М. Цивенков, Е.Ю. Семенов и другие [2, с. 53]. Использование вышеупомянутого электронного учебника на занятиях английского языка будет способствовать изучению данного вопроса.

постановка цели и задач, лежащих в основе проекта;

определение источников информации;

Основным этапом разработки электронного учебного издания стал сбор и анализ информации из различных источников. Базой данного раздела стали статьи учебников иностранных авторов, периодических изданий, электронных ресурсов. Перед группой студентов-разработчиков стояла сложная задача по подбору текстов и их систематизации. Следующий этап – разработка устных и письменных практических заданий для студентов вуза, целью которых стало закрепление изученного материала. В сборник вошло несколько вариантов заданий на отработку определенных навыков по предложенным темам. Например, грамматические, лексические, логические. Важной составляющей электронного учебника явились аудиозаписи, которые были созданы студентами-разработчиками с помощью специальной компьютерной программы. Таким образом, учебник является не только сборником письменных материалов, но и аудио-пособием, предназначенным для предоставления слуховой информации. Спецификой аудиоматериалов являются насыщенность информацией, приобретение навыков разговорной речи, привыкание к ее слуховому восприятию, развитие мыслительных процессов, интенсификация процесса обучения в целом.

Применение электронного учебника усиливает активность каждого студента, повышает его заинтересованность в изучении иностранных языков. Самостоятельная работа с электронным учебником или работа в учебной аудитории позволяет научить студента ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем. Использование современных методов обучения студентов в вузах, а именно – электронных учебников, улучшает качество знаний, ускоряет процесс получение информации. Рациональное применение электронных средств образования при изучении английского языка способствует увеличению лексического запаса, позволяет студентам формировать языковые компетенции и повышает их мотивацию к получению новых навыков и умений.

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, английский язык, имя Гагарина, высокий уровень, качество знаний, межкультурная коммуникация, повышение уровня, Социально-культурный сервис, студент, учебный процесс.

Похожие статьи

Английский язык и межкультурная коммуникация.

Процесс глобализации вывел межкультурную коммуникацию на новый уровень.

межкультурная компетенция, русский язык, чужая культура, межкультурное общение, английский язык, межкультурная компетентность, межкультурная коммуникация, языковая.

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках.

иностранный язык, язык, межкультурная коммуникация, культура, критерий подбора материалов, социокультурный характер

Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому.

. английский язык, язык, иностранный язык, межкультурное общение, знание

иностранный язык, язык, межкультурная коммуникация, культура, критерий подбора

социокультурная компетенция, иностранный язык, межкультурный диалог, студент.

Владение иностранным языком как фактор улучшения.

Английский язык и межкультурная коммуникация | Статья.

иностранный язык, студент, английский язык, академическая адаптация, родной язык, учащийся, молодой человек, Россия, межкультурная компетенция, процесс обучения.

Языковые единицы как средства межкультурной коммуникации

В новых условиях, при новой постановке проблемы преподавания иностранных языков стало очевидно, что радикальное повышение уровня обучения коммуникации, общению между людьми разных национальностей может

Английский язык и межкультурная коммуникация.

О требованиях к результатам обучения иностранному языку.

. язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация.

Английский язык, как компонент системы основных элементов.

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся.

межкультурная компетенция, русский язык, чужая культура, межкультурное общение, английский язык

язык, качество, культура, умение, способность, межкультурная компетентность, будущий специалист, компетентность, знание, межкультурная коммуникация.

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе.

Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне.

Межкультурная компетенция в целях обучения иностранным.

Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): Автореферат дис. … кандидата пед. наук.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Джуманиязова Т.А. студентка гр. 3 ДН-1

Тема: Учебник как основное средство обучения в начальных классах

Говорят, что книга - лучший друг. Ведь и правда, на мой взгляд, никто так не откроет перед нами мир во всех его красках, как книга.

С книгами мы знакомимся в первые годы нашей жизни, тогда нам их читают взрослые, значение этой фразы еще не понятно для нас. Мы растем, приобретаем новый социальный статус - статус школьника и с каждым годом понимаем, насколько верно это выражение.

Современный школьник является сегодня субъектом образовательного процесса. Поэтому перед школой стоит не простая задача, согласно которой за короткий промежуток времени необходимо воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. "Учение ради учения" уже не актуально. Учебные предметы должны решать современные задачи образования. H е возможно научить всему, учителя не в силах вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук, большинство из которых никогда не будет востребовано. B месте с этим меняется и функция учителя, который не столько должен быть источником знаний, сколько должен уметь организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, где невозможно не выучиться. Намного важнее дать детям " не рыбу, а удочку", научить их добывать эти знания самим, сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Самостоятельность, активность, инициативность - вот те ведущие качества которыми должен обладать сегодняшний школьник.

Школьники знакомятся с "новыми книгами" - учебниками. Что же такое учебники? Это не просто книги, которые учат различать добро и зло, это те книги, которые открывают перед нами двери нового мира - мира знаний. Это своего рода сценарий процесса обучения.

Учебник был и остается ведущим средством обучения в школе. Именно учебники систематично и полно раскрывают содержание курса предмета, отражают уровень знаний, умений, и навыков. которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе. Сегодня, с переходом на личностно - ориентированную систему образования, к учебнику, как основному средству обучения, предъявляются новые требования. Он не только призван обучать, а еще и воспитывать, и развивать. Говоря другими сл o вами учебник является не просто хранителем знаний, накопленными современной наукой и средством их трансляции, а комплексом познавательных материалов, упражнений, заданий, побуждающих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно - познавательной компетентности. Особенно это важно в условиях, кода идет быстрая смена информации. В настоящее время учебник - это "навигатор" в процессе получения знаний.

Работа с книгами стала одним из важнейших методов обучения, с момента ее появления в школе. Главным достоинством данного метода является то, что ученик имеет возможность многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебники успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться. A для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Следует помнить, что материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только тогда учебник, как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может вызывать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании. Ведь знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от учителя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс, включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий в работе и с учебной литературой. В данном конкретном случаи в работе с учебником.

Задача каждого учителя - научить детей самостоятельно работать с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника. Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это очень важно, так как для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой их надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.

Безусловно от содержания учебника зависит качество образования . Современный учебник - учебная книга, отличающаяся системным подходом к использованию современных методологических, теоретико-педагогических и научно-методических оснований при конструировании содержания учебного материала и его методической концепции. В учебнике должна быть изложена система знаний, учебный материал должен стимулировать мышление, формировать внутреннее побуждение к активной творческой работе.

По моему мнению сегодняшние учебники практически соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Система изложения в учебнике теоретического материала и вопросов практического характера определяется требованиями программы. В соответствии с этими требованиями при раскрытии в учебнике каждого вопроса предусматривается подготовка к введению нового материала, ознакомление с новым материалом, его закрепление. На каждой из этих ступеней предусматривается система специальных упражнений, выполнение которых учащимися должно обеспечить осознанное и прочное усвоение теоретических знаний, выработку умений и навыков. Каждый блок изучения нового материала сопровождается наглядностью, как изобразительной, так и схематической.

Упражнения предлагаются в различных формах, с использованием иллюстраций, чертежей, схем, таблиц, что стимулирует активность детей, возбуждает интерес. Часто задания носят занимательный характер. Многие упражнения, предлагаемые в учебниках, носят комплексный характер.

На мой взгляд учебник является не только ведущим средством обучения, он является верным соратником, который помогает делать ему его первые открытия.

Мы, взрослые должны понимать, что учебник - это не просто книга, а путь к знаниям, открытиям и от того, что встретится на этом пути нашим школьникам будет зависеть наше будущее.

Список литературы

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.

Читайте также: