Какие факты биографии легли в основу поэмы по праву памяти кратко
Обновлено: 04.07.2024
Чтоб слову был двойной контроль:
Где, может быть, смолчат живые,
Так те прервут меня:
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой.
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль – забыть!
Забыть родных и близких лица
И стольких судеб крестный путь.
Твардовский берет слово по праву памяти: в молодые годы он был свидетелем этой трагедии, она болезненно коснулась его отца, братьев, стала и его личной болью душевной:
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.
Поди сошлись на свой главлит;
Втолкуй, зачем и чья опека
К статье закрытой отнесла
Недоброй памяти дела.
Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
То и жизнь отдать.
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах поскрюченных перстов —
Те, что – со вздохом – как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
Те руки, что своею волей —
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей —
Пять кратких слов.
На нет сходили те слова.
И званье сын врага народа
Уже при них вошло в права.
И за одной чертой закона
Уже равняла всех судьба:
Сын кулака иль сын наркома,
Сын командарма иль попа.
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей.
И все, казалось, не хватало
Стране клейменых сыновей.
Зато и впредь как были – будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза, —
Спроста иные затвердили,
Что будто нам про черный день
Не ко двору все эти были,
На нас кидающие тень.
Но все, что было, не забыто,
Не шито-крыто на миру.
Одна неправда нам в убыток
И только правда ко двору!
Написанные два десятилетия тому назад, эти афористически емкие строки в дни обновления сохраняют свой заряд, звучат как актуальный лозунг.
Поэма Твардовского обогнала время. Бескомпромиссные требования социального и духовного обновления, восстановления норм демократии и гласности испугали влиятельных чиновников от политики и литературы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
HAGGADAH – ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
HAGGADAH – ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Каждое путешествие для истинного художника является источником вдохновения и ведет к созданию новых работ. Так случилось и после путешествия во Францию, которое Бен с женой Бернардой и тремя детьми совершил в 1958 году.Будучи в Бургундии, все
Летательный аппарат вертикального взлета: история создания
Летательный аппарат вертикального взлета: история создания 8 июня 1908 года Мой дорогой полковник, Я полностью готов принять ваш заказ на самодвижущуюся летающую машину легче или тяжелее воздуха. Искренне ваш, Никола Тесла Астор особенно интересовался летательными
История создания и публикации
ИДЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ИДЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ Тридцатые годы были самыми мрачными и, одновременно, самыми светлыми в советской истории. Самыми мрачными в смысле тяжелых условий жизни масс населения, массовых репрессий и надзора. Самыми светлыми по иллюзиям и по надеждам. Мы получили широкое общее
История создания этой книги
История создания картины
Идейное бездорожье
Идейное бездорожье Так вдребезги разлетелась тургеневская мечта о едином и дружном всероссийском культурном слое. Глубокие сомнения возникали по поводу способности русского мужика уразуметь великий, как думалось Тургеневу, смысл происходящих в России реформ. Он
История создания. Хосе Мария Аризмендарриета (1919-1976)
История создания. Хосе Мария Аризмендарриета (1919-1976) В марте 1939 года испанские фашисты под водительством генерала Франко при помощи вооруженных сил нацистской Германии и фашистской Италии и благодаря предательству красного фашиста Сталина одержали победу над
История создания
Идейное обоснование
Па праву памяці
Па праву памяці Ёсць пісьменнікі-ўніверсалы, здольныя дзякуючы асаблівасцям свайго таленту адлюстраваць любую карціну, распрацаваць усялякую тэму, якія пад іх пяром нязменна набываюць мастацкую выразнасць і значнасць. Ёсць і іншая катэгорыя аўтараў — верных аднойчы
История создания
В поэме есть и небольшое предисловие, которое написано Марией Твардовской. В нем объяснялось, что такой срок написания произведения связан со смертью матери поэта.
Идейное содержание
В поэме звучит монолог, наполненный горечью и скорбью. Автор пишет о том, как сложилась судьба его отца. Рассказывает, как прошла юность самого поэта, который сам был постоянно подвержен гонениям. Читатель хорошо чувствует гражданскую позицию автора. Название произведения не случайно. Право памяти – это личная боль поэта Твардовского.
Тема покаяния
Главная тема поэмы – покаяние. Автор говорит о том, что проблема памяти постепенно перерастает в проблему ответственности будущего поколения. Мастер говорит: молодые люди не желают разбираться в том, что было в прошлом. Автор считает, что человек не имеет право забывать страшное прошлое своей страны и своего народа. Ведь если все забыть, то трагические и страшные последствия неизбежны. Связь поколений находит сильное звучание в произведении Александра Трифоновича Твардовского.
Анализ поэмы
Третья глава – это итог раздумий автора о его жизни, которую он прожил. Твардовский размышляет о том, что он успел сделать и как пережил все те трудности, которые выпали на его долю. Основная мысль этой части – это историческая память, которая всегда должна жить. Это и будет искуплением вины и неким покаянием.
Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
История создания, чему посвящено
Основные темы поэмы:
- историческая память;
- покаяние;
- ошибки прошлого;
- личная и общественная вина;
- сталинизм;
- репрессии;
- забвение;
- трагедия российской истории XX века;
- сопротивление реставраторской кампании по оправданию Сталина;
- сыновья и отцы.
Чему посвящено произведение:
- осмыслению исторического прошлого советской страны;
- попытке понять феномен любви народа к Сталину;
- раскаянию поэта за свои заблуждения;
- осуждению тенденции предать забвению репрессии и другие ошибки сталинской эпохи;
- потребности проследить связь между поколениями, отцами и сыновьями.
История публикации:
Жанровые и композиционные особенности
- род литературы — гражданская лирика;
- структурный тип текста — поэзия;
- жанр — лирико-публицистическая поэма.
Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.
Композиционные особенности:
Главные мысли произведения:
- нельзя забывать прошлое;
- нет прощения преступлениям против своего народа;
- без покаяния нет будущего.
В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:
Краткий анализ поэмы по главам
- не лгать;
- не быть трусом;
- быть верным своему народу и Родине.
Размышляя об этом спустя годы, поэт говорит, что это самые простые и очевидные правила, но при этом и самые сложные для выполнения. Он пронесет их через всю жизнь — они будут для него нравственным камертоном.
- душные ночи июля;
- запах сена;
- петушиные запевы;
- соломенные стрехи (края крыши сельской избы);
- пылающие румянцем щеки деревенских девушек.
Друзья были молоды и полны сил. Они хотели идти в воображаемый поход и совершать подвиги. Но последующая жизнь избавила их от многих иллюзий.
Поэт рассматривает это высказывание в нескольких аспектах:
Развивая ключевую мысль, автор перечисляет сталинские преступления:
Отмечает он и личные негативные качества Сталина:
Третья и последняя глава поэмы посвящена борьбе против развернувшейся с середины 1960-х годов кампании по замалчиванию сталинских преступлений и возврату к идеологии двоемыслия, когда слова и поступки не соответствуют друг другу.
Это очень эмоциональная часть поэмы. Если первая глава наполнена лирической грустью, вторая — душевной болью и сожалением, то в третьей преобладающими эмоциями являются:
- гнев;
- возмущение;
- негодование;
- осуждение;
- горечь.
Тем самым Твардовский подчеркивает, что сталинский режим не уникален, а его истоки следует искать не в конкретных личностях, а в готовности народа брать ответственность за свою судьбу.
Память каждого человека состоит из двух огромных пластов:
Смысл произведения, чем нас учит
Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:
- оно учит настоящей, а не притворной любви к Родине;
- утверждает право на историческую память;
- воспевает такие важные нравственные качества, как честность, мужество, чувство долга;
- говорит от необходимости не на словах, а на деле быть сознательным гражданином своей страны, готовым взять на себя ответственность за все, что с ней происходит;
- призывает не разрывать связь между сыновьями и отцами, какими бы сильными между ними ни были противоречия;
- напоминает о настоящих духовных ценностях.
В произведениях Твардовского отражены те трагические периоды, которые потрясли его большую и малую родину. Он сумел пережить 30-е и 40-е годы, время после войны. Но также ему посчастливилось дожить до того момента, когда он мог свободно говорить о том, что ему пришлось когда-то пережить.
История создания
О чем хотел сказать Твардовский
Неоправдавшийся оптимизм молодости
Молчание, равное безответственности
Поэт указывает, что не может быть никаких оправданий тем людям, которые, быть может, и не принимали непосредственного участия в чудовищных злодеяниях сталинского режима, но отмалчивались, наблюдая за ними. И расплатой за такое бездействие могут быть только нравственные муки до конца дней. Тайным судом совести, как считает поэт, должен судить себя всякий человек. В произведении Твардовский рассуждает о пройденном пути в непростую эпоху. Одна из основных идей поэмы – это мысль об исторической памяти. Отказ от необходимости помнить приравнивается к отказу от ответственности.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока 1.Сведения из биографии А.Твардовского 2. Поэма По праву памяти
Александр Трифонович Твардовский – знаменитый писатель, выдающийся человек советских времен, обладатель множества премий и наград. Детские годы Родился 8 июня 1910 года в простой крестьянской семье. Отец был известным кузнецом. Обучался будущий писатель в обыкновенной сельской школе, а любовь к литературе маленькому Александру привил отец, который всерьёз увлекался литературой и читал вслух многих известных авторов. Помимо Александра в семье воспитывался и еще один сын – Иван, который впоследствии также связал свою жизнь с литературой и стал писателем. 1.СВЕДЕНИЯ ИЗ БИОГРАФИИ А.ТВАРДОВСКОГО
Семья О семье Твардовского известно немногое - жена – Мария Горелова, две дочери – Ольга и Валентина. Память Жизнь писателя закончилась в декабре 1970 года. Именем Твардовского названы улицы во многих городах России. Открыт музей – усадьба, установлен памятник. В честь писателя издан художественный конверт.
Читайте также: