Какие факты биографии легли в основу поэмы по праву памяти кратко

Обновлено: 04.07.2024

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль – забыть!

Забыть родных и близких лица

И стольких судеб крестный путь.

Твардовский берет слово по праву памяти: в молодые годы он был свидетелем этой трагедии, она болезненно коснулась его отца, братьев, стала и его личной болью душевной:

Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

Поди сошлись на свой главлит;

Втолкуй, зачем и чья опека

К статье закрытой отнесла

Недоброй памяти дела.

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах поскрюченных перстов —

Те, что – со вздохом – как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, ни сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

Пять кратких слов.

На нет сходили те слова.

И званье сын врага народа

Уже при них вошло в права.

И за одной чертой закона

Уже равняла всех судьба:

Сын кулака иль сын наркома,

Сын командарма иль попа.

Клеймо с рожденья отмечало

Младенца вражеских кровей.

И все, казалось, не хватало

Стране клейменых сыновей.

Зато и впредь как были – будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Спроста иные затвердили,

Что будто нам про черный день

Не ко двору все эти были,

На нас кидающие тень.

Но все, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток

И только правда ко двору!

Написанные два десятилетия тому назад, эти афористически емкие строки в дни обновления сохраняют свой заряд, звучат как актуальный лозунг.

Поэма Твардовского обогнала время. Бескомпромиссные требования социального и духовного обновления, восстановления норм демократии и гласности испугали влиятельных чиновников от политики и литературы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

HAGGADAH – ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

HAGGADAH – ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Каждое путешествие для истинного художника является источником вдохновения и ведет к созданию новых работ. Так случилось и после путешествия во Францию, которое Бен с женой Бернардой и тремя детьми совершил в 1958 году.Будучи в Бургундии, все

Летательный аппарат вертикального взлета: история создания

Летательный аппарат вертикального взлета: история создания 8 июня 1908 года Мой дорогой полковник, Я полностью готов принять ваш заказ на самодвижущуюся летающую машину легче или тяжелее воздуха. Искренне ваш, Никола Тесла Астор особенно интересовался летательными

История создания и публикации

ИДЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ИДЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ Тридцатые годы были самыми мрачными и, одновременно, самыми светлыми в советской истории. Самыми мрачными в смысле тяжелых условий жизни масс населения, массовых репрессий и надзора. Самыми светлыми по иллюзиям и по надеждам. Мы получили широкое общее

История создания этой книги

История создания картины

Идейное бездорожье

Идейное бездорожье Так вдребезги разлетелась тургеневская мечта о едином и дружном всероссийском культурном слое. Глубокие сомнения возникали по поводу способности русского мужика уразуметь великий, как думалось Тургеневу, смысл происходящих в России реформ. Он

История создания. Хосе Мария Аризмендарриета (1919-1976)

История создания. Хосе Мария Аризмендарриета (1919-1976) В марте 1939 года испанские фашисты под водительством генерала Франко при помощи вооруженных сил нацистской Германии и фашистской Италии и благодаря предательству красного фашиста Сталина одержали победу над

История создания

Идейное обоснование

Па праву памяці

Па праву памяці Ёсць пісьменнікі-ўніверсалы, здольныя дзякуючы асаблівасцям свайго таленту адлюстраваць любую карціну, распрацаваць усялякую тэму, якія пад іх пяром нязменна набываюць мастацкую выразнасць і значнасць. Ёсць і іншая катэгорыя аўтараў — верных аднойчы

История создания


В поэме есть и небольшое предисловие, которое написано Марией Твардовской. В нем объяснялось, что такой срок написания произведения связан со смертью матери поэта.

Идейное содержание

В поэме звучит монолог, наполненный горечью и скорбью. Автор пишет о том, как сложилась судьба его отца. Рассказывает, как прошла юность самого поэта, который сам был постоянно подвержен гонениям. Читатель хорошо чувствует гражданскую позицию автора. Название произведения не случайно. Право памяти – это личная боль поэта Твардовского.

Тема покаяния

Главная тема поэмы – покаяние. Автор говорит о том, что проблема памяти постепенно перерастает в проблему ответственности будущего поколения. Мастер говорит: молодые люди не желают разбираться в том, что было в прошлом. Автор считает, что человек не имеет право забывать страшное прошлое своей страны и своего народа. Ведь если все забыть, то трагические и страшные последствия неизбежны. Связь поколений находит сильное звучание в произведении Александра Трифоновича Твардовского.

Твардовский


Анализ поэмы

Поэма

Третья глава – это итог раздумий автора о его жизни, которую он прожил. Твардовский размышляет о том, что он успел сделать и как пережил все те трудности, которые выпали на его долю. Основная мысль этой части – это историческая память, которая всегда должна жить. Это и будет искуплением вины и неким покаянием.

Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История создания, чему посвящено

Основные темы поэмы:

  • историческая память;
  • покаяние;
  • ошибки прошлого;
  • личная и общественная вина;
  • сталинизм;
  • репрессии;
  • забвение;
  • трагедия российской истории XX века;
  • сопротивление реставраторской кампании по оправданию Сталина;
  • сыновья и отцы.

Чему посвящено произведение:

  • осмыслению исторического прошлого советской страны;
  • попытке понять феномен любви народа к Сталину;
  • раскаянию поэта за свои заблуждения;
  • осуждению тенденции предать забвению репрессии и другие ошибки сталинской эпохи;
  • потребности проследить связь между поколениями, отцами и сыновьями.

История публикации:

Жанровые и композиционные особенности

  • род литературы — гражданская лирика;
  • структурный тип текста — поэзия;
  • жанр — лирико-публицистическая поэма.

Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.

Композиционные особенности:

Главные мысли произведения:

  • нельзя забывать прошлое;
  • нет прощения преступлениям против своего народа;
  • без покаяния нет будущего.

В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:

Краткий анализ поэмы по главам

  • не лгать;
  • не быть трусом;
  • быть верным своему народу и Родине.

Размышляя об этом спустя годы, поэт говорит, что это самые простые и очевидные правила, но при этом и самые сложные для выполнения. Он пронесет их через всю жизнь — они будут для него нравственным камертоном.

  • душные ночи июля;
  • запах сена;
  • петушиные запевы;
  • соломенные стрехи (края крыши сельской избы);
  • пылающие румянцем щеки деревенских девушек.

Друзья были молоды и полны сил. Они хотели идти в воображаемый поход и совершать подвиги. Но последующая жизнь избавила их от многих иллюзий.

Поэт рассматривает это высказывание в нескольких аспектах:

Развивая ключевую мысль, автор перечисляет сталинские преступления:

Отмечает он и личные негативные качества Сталина:

Третья и последняя глава поэмы посвящена борьбе против развернувшейся с середины 1960-х годов кампании по замалчиванию сталинских преступлений и возврату к идеологии двоемыслия, когда слова и поступки не соответствуют друг другу.

Это очень эмоциональная часть поэмы. Если первая глава наполнена лирической грустью, вторая — душевной болью и сожалением, то в третьей преобладающими эмоциями являются:

  • гнев;
  • возмущение;
  • негодование;
  • осуждение;
  • горечь.

Тем самым Твардовский подчеркивает, что сталинский режим не уникален, а его истоки следует искать не в конкретных личностях, а в готовности народа брать ответственность за свою судьбу.

Память каждого человека состоит из двух огромных пластов:

Смысл произведения, чем нас учит

Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:

  • оно учит настоящей, а не притворной любви к Родине;
  • утверждает право на историческую память;
  • воспевает такие важные нравственные качества, как честность, мужество, чувство долга;
  • говорит от необходимости не на словах, а на деле быть сознательным гражданином своей страны, готовым взять на себя ответственность за все, что с ней происходит;
  • призывает не разрывать связь между сыновьями и отцами, какими бы сильными между ними ни были противоречия;
  • напоминает о настоящих духовных ценностях.

В произведениях Твардовского отражены те трагические периоды, которые потрясли его большую и малую родину. Он сумел пережить 30-е и 40-е годы, время после войны. Но также ему посчастливилось дожить до того момента, когда он мог свободно говорить о том, что ему пришлось когда-то пережить.

анализ по праву памяти твардовский

История создания

анализ поэмы твардовского по праву памяти

О чем хотел сказать Твардовский

по праву памяти твардовский анализ

Неоправдавшийся оптимизм молодости

александр твардовский поэма по праву памяти

Молчание, равное безответственности

Поэт указывает, что не может быть никаких оправданий тем людям, которые, быть может, и не принимали непосредственного участия в чудовищных злодеяниях сталинского режима, но отмалчивались, наблюдая за ними. И расплатой за такое бездействие могут быть только нравственные муки до конца дней. Тайным судом совести, как считает поэт, должен судить себя всякий человек. В произведении Твардовский рассуждает о пройденном пути в непростую эпоху. Одна из основных идей поэмы – это мысль об исторической памяти. Отказ от необходимости помнить приравнивается к отказу от ответственности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока 1.Сведения из биографии А.Твардовского 2. Поэма По праву памяти

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока 1.Сведения из биографии А.Твардовского 2. Поэма По праву памяти

Тема урока 1.Сведения из биографии А.Твардовского 2. Поэма По праву памяти

Александр Трифонович Твардовский – знаменитый писатель, выдающийся человек со.

Александр Трифонович Твардовский – знаменитый писатель, выдающийся человек советских времен, обладатель множества премий и наград. Детские годы Родился 8 июня 1910 года в простой крестьянской семье. Отец был известным кузнецом. Обучался будущий писатель в обыкновенной сельской школе, а любовь к литературе маленькому Александру привил отец, который всерьёз увлекался литературой и читал вслух многих известных авторов. Помимо Александра в семье воспитывался и еще один сын – Иван, который впоследствии также связал свою жизнь с литературой и стал писателем. 1.СВЕДЕНИЯ ИЗ БИОГРАФИИ А.ТВАРДОВСКОГО

Свои первые стихи, которые отправлял в местные печатные издания, написал в по.

Началом творческой Александра Твардовского принято считать 1925 год, когда в.

Как главный редактор одного из центральных советских литературных изданий, Ал.

После окончания войны Твардовский работает, с перерывом в несколько лет, глав.

Творческий путь Первые стихи написаны юным дарованием еще в четырнадцатилетне.

Свои первые стихи, которые отправлял в местные печатные издания, написал в по.

Семья О семье Твардовского известно немногое - жена – Мария Горелова, две доч.

Семья О семье Твардовского известно немногое - жена – Мария Горелова, две дочери – Ольга и Валентина. Память Жизнь писателя закончилась в декабре 1970 года. Именем Твардовского названы улицы во многих городах России. Открыт музей – усадьба, установлен памятник. В честь писателя издан художественный конверт.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ С точки зрения жанра поэму можно назвать лирико-философс.

Вторая часть поэмы отражает жизненные невзгоды автора, его горе по поводу сос.

Помочь близким поэт ничем не мог, и это всю жизнь мучило его. К тому же за ни.

Читайте также: