Почему гриша добросклонов с его собственными песнями появляется в конце пира кратко

Обновлено: 04.07.2024

Григорий Добросклонов - юноша из бедной семьи, с которым мы знакомимся в последней части, или главе, поэмы - "Пир на весь мир" . В этой части мы вновь возвращаемся в село Валахчина, с которым мы уже знакомы по второй части поэмы, "Последыш" .

Связь с биографией Добролюбова и самого Некрасова

В самой фамилии Добросклонова заключена явная аллюзия на Николая Добролюбова - литературного критика 60-х годов. Добролюбов тоже был из духовного сословия, хотя из семьи побогаче, и обучался в семинарии.

Идейная близость Добролюбова с автором "Кому на Руси. " очевидна - критик печатал свои статьи революционно-демократической направленности в журнале Некрасова "Современник". Он рано умер от туберкулеза ( в 25 лет) и похоронен рядом с В.Г. Белинским. Надо ли говорить, что Добролюбов принадлежал к тем людям, которых Некрасов уважал больше всего на свете - за их огромное рвение принести практическую пользу обществу.

Рвение это присуще и самому Некрасову, поэтому образ Гриши, интеллигента из народа, представляется отчасти и автобиографическим . Ведь сам поэт, несмотря на дворянское происхождение, тоже в молодости жил и учился впроголодь, и смыслом своей жизни считал служение народу. Сходство автора и его героя - также и в глубоко трепетном и сострадательном отношении к своей матери.

Портрет Добросклонова

Яркая черта в портрете Гриши - худоба, по причине его крайней бедности:

Он и его брат Савва, с которым они живут в большой дружбе и вместе учатся в городе, вместе поют Гришины песни, много читают -

Григорий воспевает радость по поводу отмены крепостного права

Грише не понравилось, что крестьяне с чувством спели "Голодную" песню. Именно в этот момент его голос начинает звучать в произведении. Он подходит к мужикам и напоминает им, что время рабское прошло.

Прошло время Глеба-старосты, который ради взятки предательски сжег вольную для восьми тысяч крепостных (история "Крестьянский грех"). Прошло время "холопа примерного, Якова верного ". Это было время "крепи", то есть крепостного права:

Крестный Гриши - Влас, мудрый староста села Вахлаки, знакомый нам по главе "Последыш ". За любовь Гриши ко крестьянству он желает ему всяких благ, на что его крестник отвечает:



НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 - 1878)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Какие проблемы пореформенной деревни ставит Некрасов в поэме?

• Как раскрывается духовный мир крестьянства в споре о счастье и в споре о грехе?

• Проследите и расскажите, как во встречах странников с попом, помещиком внимание автора неизменно сосредоточивается на картинах народной жизни.

IV. Работа над темой урока

План

1. Кто такой Ермила Гирин? Чем он заслуживает уважение народа?

2. Что случилось в вотчине помещика Обрубкова?

4. Как вы думаете, какова дальнейшая судьба этого героя?

5. Отметьте сходство и различие между Якимом Нагим и Ермилой Гириным.

Ориентировочный рассказ

— В бесплодных поисках ходят наши странники, пока не посоветовали им найти Ермилу Гирина:

А вам бы, други милые.
Спросить Ермилу Гирина.

По мнению знающих его, Ермил — счастливый человек. Его ценят окружающие, уважает помещик, Гирин занимается полезным делом — содержит мельницу, на которой работает, не обманывая крестьян. Он не обладает высоким чином или несметным богатством. Всё, чем выделяется Ермил,— это честность и благородство.

— А кто такой Ермил?
Князь, что ли, граф сиятельный?
— Не князь, не граф сиятельный,
А просто он — мужик!

Примерно в двадцать лет Ермил Гирин состоял писарем в конторе. Он не имел особых полномочий, однако рад был помочь неграмотным крестьянам. С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному человеку, который, по словам крестьян,

В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил…

Ермил Гирин — защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.

2. Комментированное чтение нескольких песен Гриши Добросклонова (по выбору учителя)

Довольно! Окончен с прошедшим расчёт.
Окончен расчёт с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином…

Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая —
Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зёрнышку
Горы наношены!
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

• Каковы основные черты Гриши Добросклонова?

• Какие песни и каким образом помогают нам понять характер и жизненные цели Гриши Добросклонова?

• В чём Гриша Добросклонов видит счастье?

• Согласен ли, по вашему мнению, с ним автор?

• Что нового вносит Некрасов в изображение народного заступника?

• Каков смысл позиции автора, считающего Добросклонова тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Н. А. Некрасов?

• Рассмотрите иллюстрации (размещены на доске или в виде раздаточного материала) к поэме, на которых изображён Гриша Добросклонов.
Сопоставьте образ этого народного заступника в поэме с образами художников-иллюстраторов. Какая иллюстрация, по вашему мнению, наиболее точно соответствует некрасовскому изображению. Своё мнение аргументируйте (см. иллюстрации художников В. Нагаева и В. Серова).

• Почему только Гриша Добросклонов признан Н. А. Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• До сих пор нет единой точки зрения на порядок расположения частей поэмы.
Какой из вариантов композиции кажется вам более близким к авторскому замыслу? Почему? Обоснуйте свой ответ.

2. Обобщающее слово учителя

— На протяжении поэмы перед нами предстают различные типы крестьян, и автор реалистически показывает нам расслоение и в среде крестьян. Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Но главное то, что через всю поэму проходит мысль, что спасение народа, его счастливое будущее находится в его собственных руках.

Образом Григория Некрасов отвечал на вопрос: что делать борцу за народные интересы?

Его, единственного среди героев поэмы, Некрасов считает счастливым, потому что, по мнению поэта-борца, счастлив только борец за народное дело. Некрасов заканчивает рассказ о Грише на оптимистической ноте, наделяя героя несокрушимой силой и, главное, верой в светлое будущее, готовностью и желанием отдать жизнь за родину:

Слышал он в груди своей звуки необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.


Отец Григория – сельский дьячок Трифон – любитель беззаботной жизни. Он мало заботится о сыновьях, выпивает, хвастается талантливыми детьми. Его жена Домна была заботливой хозяйкой, старалась изо всех сил накормить детей, работала на износ. Из-за этого она умерла молодой, её жизнь была тяжела и горька. Гриша и его брат Савва помогают односельчанам по хозяйству, за что те кормят детей. “У Гриши — кость широкая,
но сильно исхудалое лицо…” – мальчик мог бы быть крепким здоровым юношей, подобно русским богатырям, если бы не условия его тяжелейшей жизни. Заботами крёстного и соседей дети выживали, несмотря на бедность, пьянство отца и отсутствие материнской любви. Учёба в семинарии даётся мальчику нелегко, также, как и вся его жизнь. Учение для Гриши – в удовольствие, но постоянное недоедание, отсутствие уюта, нормальных условий, строгость и безразличие окружающих делают учёбу тяжёлым периодом жизни мальчика.

Значение образа Гриши Добросклонова в произведении

Герой рано определился с целью своей жизни: “и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка”. Григорий мечтает о поступлении в университет в Москве, его путь уже предначертан: “Ему судьба готовила путь славный, имя громкое
народного заступника, чахотку и Сибирь”. Цитатная характеристика даёт чёткое представление о виденьи автором своего персонажа в перспективе. Даже говорящая фамилия героя раскрывает его функцию в произведении: он несёт добро, склоняет людей с лучшему, доброму, мудрому. Гриша меняет жизни, судьбы людей, ему предначертано великое будущее: оно будет сложным, страшным, и, возможно, трагичным, однако другого пути у него нет. Жизненная позиция Гриши такова, что он никогда не изменит себе – будет защищать обиженных, помогать страждущим и спасать тех, кто терпит лишения. За ним пойдут люди, он сможет изменить то, что создано вопреки правде, что угнетает простых честных людей. Его образ – зарождающийся бунтарь, революционер (прототипом Гриши считают Николая Добролюбова).

Характер Григория

Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа.
Итак, кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить.
Сюжет поэмы, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их — найти “счастье мужицкое”.
В поэме решается самый главный вопрос современности: “Народ освобожден, но счастлив ли народ? ” Здесь возникает и другой вопрос: а каковы пути, ведущие к народному счастью?
С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.
Чтобы ответить на вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, потому что поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла “в народ”, обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу, служить народу и есть счастье. Образом “народного заступника” Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.
О Грише Добросклонове рассказывается в последней части поэмы, названной “Пир на весь мир”.
Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и “батрачки безответной”, он прожил голодное детство и суровую юность. ..
А у Григория Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.
В семинарии семинаристов “недокармливал хапуга-эконом”, а во время каникул Гриша батрачил в своем родном селе Вахлачино.
Он был отзывчивым и любящим сыном, и “в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась”.
И Гриша Добросклонов твердо решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:
…и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.
Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за права угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на праведную борьбу.
Иди к униженным,
Иди к обиженным
-Будь первый там!
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Гриша — поэт, создавший песню “Русь”.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается.. .
Рать подымается –
Нейсчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Итак, именно с образом Гриши Добросклонова Николай Алексеевич Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Поднимая своих читателей к наиболее полному его воплощению, поэт отвечает на вопрос поэмы — кому на руси жить хорошо

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. песен мы узнаем о жизни народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, ..

у каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “гусляры”).

первые записи народных песен появились в конце xviii в. после этого появились первые сборники песен.

Читайте также: