Психолого педагогическое сопровождение родителей в школе

Обновлено: 14.05.2024

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.

В основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

-принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности - при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со все личностью в целом во все разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений;

- принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствия;

- принцип своевременности - любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе;

- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдение режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;

- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

- содействие реализации (выполнению) требование федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

- разработка и внедрение психологических программ, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;

- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- распространение и внедрение в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и др.), с другими образовательными учреждениями, организациями здравоохранения и социальной защиты.

Приоритетными видами работы в условиях введения основных положений федерального государственного стандарта при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:

- Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (семинары, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными.

- Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций. Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики, и следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Только позиция взаимодействия и сотрудничества позволит совместно разработать образовательные программы для каждого ребенка. Планирование индивидуального маршрута развития ребенка - это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации. Реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностями психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

- Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.

- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая)-организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории.

- Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;

- Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (отражено в планировании):

- в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;

- при переходе обучающихся из дошкольного образовательного учреждения в первый класс, из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;

- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 1,5,10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;

- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами. (система психолого-педагогического сопровождения, включающая: систематическое наблюдение, наличие индивидуальных программ обучения и коррекции, работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок);

- психологическое сопровождение одаренных детей. (система психолого-педагогического сопровождения, включающая: разработка индивидуальных образовательных маршрутов, формирование адекватной самооценки, охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов, предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей).

- психологическое сопровождение детей "группы риска", в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;

- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;

- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (Детский телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;

- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.

Любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей, педагогов)в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог сохраняет в тайне сообщаемую ему информацию; использует процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса. Работа с обучающимися проводиться с разрешения родителей (законных представителей), оформляется в форме "Договора" с подписью обеих сторон.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Наталия Викторовна Максимова

Психолого – педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования Стандарт относит:

− формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

− воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

− индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Чтобы достичь данные результаты, необходимо осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, который и предполагает:

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

МАОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова является экспериментальной площадкой внедрения в действие ФГОС начального общего образования второго поколения.

Работа с родителями учащихся всегда была и остается одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива нашей школы. Особую окраску приобретает взаимодействие с родительским сообществом в свете реализации охраны здоровья ребенка.

Становится очевидным, что для реализации требований Стандарта ведется активная и содержательная работа психологической службы данного учреждения. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых к ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Психолого-педагогическая служба школы отвечает за разработку модели психолого-педагогического сопровождения введения стандартов. Актуальность создания такой модели очевидна и связана с особенностями новых стандартов.

Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов, а также предполагает целостный, и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов. Занятия с психологом проводятся в течение всего учебного года. Результатом сопровождения является успешная адаптация учащихся к школьной жизни, развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.

Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В нашей школе психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций.

Программа сопровождения родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.

Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной. Поэтому родители с пониманием и отзывчивостью относятся к внедрению новых форм и технологий обучения.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

· формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности школьной психологической службы:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

· изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

· формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

· разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители, а также приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Максимова Наталия Викторовна

МАОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г.Тамбова

Учитель начальных классов

Краткое описание документа:

Социально-экономические переустройства общества, происходящие в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании и развитии детей в семье. В настоящее время наблюдаются ухудшение физического, психического, психологического и социального здоровья детей; увеличение процента социально незащищённых детей и родителей, рост социально-психологической тревожности, усталости людей разных возрастных категорий и многое другое.

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов (психологов, педагогов, дефектологов). Семья нуждается в поддержке и сопровождении. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействия с семьёй является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания и развития ребёнка при обоюдной готовности взрослых является поддерживающим взаимодействием. Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем “отцов и детей” и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим.

Преобразования в нашей стране сформулировали в обществе устойчивый запрос на человека, способного активно и творчески строить свою жизнь, человека, способного стать субъектом по отношению к своей деятельности и жизни в целом.

Субъетная проблематика в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития человека.

Субъект в философии и психологии определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Понимание субъект в психологии тесно связано с понятием “деятельность”. Б.Г.Ананьев использовал категорию “субъект” в следующем контексте: “Стать субъектом определённой деятельности – значит освоить эту деятельность, то есть определённым образом относиться к ней, определять для себя смыслы, оценивать и выбирать способы деятельности, контролировать ход и результаты, творчески её преобразовывать” [Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. СПб, 2009. – 80с – с.13].

Таким образом, понятия “субъект” и “деятельность” являются взаимосвязанными. Быть субъектом – значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. Любой человек становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности.

С чего же начать развитие субъектности детей? Конечно, с формирования субъектной позиции их родителей. Какой бы ни была в жизни ребёнка роль его воспитателей, учителей и других взрослых, сверстников, именно психологический климат в семье, стиль общения и взаимоотношения родителей с ребёнком являются определяющими в воспитании и развитии его личности.

Однако недостаток в знаниях родителей основ педагогики и психологии, их одностороннее представление на современном этапе способов и методов социального воспитания и социальной адаптации мешает развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья. Поэтому в настоящий момент необходимо совершенствовать способы и формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. В связи с этим возрастает значение работы педагога, психолога и других специалистов по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.

Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи, организуя в образовательном учреждении совместную деятельность взрослых и детей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка, его творческих способностей и формированию детско-взрослой общности.

В последние годы ученые убедились на опыте, что любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет для малыша очень существенное значение, не менее важное, чем воздух и солнечный свет.

Ведь цель и смысл семейного воспитания в создании духовной и эмоциональной основы личности. В.А.Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни.

Переосмысление природы и назначения человека пробуждает психологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы в воспитании и развитии ребёнка. Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и образовательного учреждения - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для педагогов, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно. Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.

Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.

Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплом и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители. Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.

Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.

Американские психологи и педагоги предлагают родителям заменить директивный контроль, который используют авторитарные родители, использовать инструктивный контроль: "Может сделать так, как я предложу". Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Цель: Создание условий для формирования субъектной позиции родителей.

Организация и содержание деятельности. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи “Мы вместе” рассчитана на 2 года для родителей детей дошкольного возраста, занимающихся в студиях учреждения дополнительного образования. Комплектация групп для занятий в родительском клубе происходит в сентябре, с окончанием комплектации групп в студиях.

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю с каждой группой родителей, по времени занятия совпадают с занятиями детей, посещающих студии. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.

  1. Организация и проведение занятий с родителями и детьми в рамках родительского клуба.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Данные направления взаимодействия с родителями могут осуществляться как самостоятельно, так и во взаимосвязи. Продолжительность каждого мероприятия – 1–1,5 часа в зависимости от формы проведения занятия. Занятия проводятся 2-4 раза в месяц (дополнительно могут проводиться по запросу педагогов или родителей). Группы открыты для новых участников на протяжении всего года. В работе групп участвуют все желающие участники образовательного процесса.

В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы родительского клуба, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий учебный год.

Для формирования понимания у родителей важности взаимодействия семьи и образовательного учреждения в нашем Центре организована специальная работы педагогов и родителей. Наиболее целесообразное проведение подобной работы представляется в форме организации родительского клуба, в заседания которого включаются элементы тренинга и деловых игр, беседы и консультации, лекции и семинары, круглые столы и другие традиционные формы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

Эффективным методом в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы и консультации теоретического и практического направления.

Педагогами и психологами Центра проводятся открытые и совместные занятия родителей и воспитанников кружков и секций, внеклассные досуговые мероприятия. Для определения собственной проблематики, постановки целей на ближайший цикл занятий родителям предлагаются анкеты и опросы. В организации практических занятий участвуют сами родители, в том числе специалисты педагогики, психологии и медицины.

Данная форма применима в построении совместной деятельности, как с педагогами, так и с родителями.

  • Понимание родителями целей и задач семейного воспитания.
  • Осознание родителями социальной ответственности.
  • Положительное отношение родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом центра.
  • Единство и согласованность образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
  • Систематическое повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.

На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.

Первый уровень. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь, работают над повышением уровня психолого-педагогических знаний.

Второй уровень. Родители понимают цели и задачи воспитания, положительно реагируют на сотрудничество с образовательным учреждением, стремятся получать знания в области педагогики и психологии. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями педагогов.

Третий уровень. Родители не поддерживают должных контактов с педагогами, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. Такой уровень особенно характерен для неблагополучных семей.

уровне, так и на уровне к аждог о образ ов а тельног о учрежден ия.

Псих ологич е ск ое сопров о ждение внед рения ФГ ОС об ладает мощным

поте нциало м, является о дним из средств повышени я интере са к

иннова ционной деятельности. Спо собств у ет анализу шк о льной среды с то чки

зрения тех воз можн о стей, к от орые она предо ставляет для об учения и

развития шк о льник а, и те х тр ебован ий, к от орые она предъяв ляет к его

псих олог иче ским воз можностям и уровню развития; определени ю

псих олог иче ских к ритериев эффектив ног о об учения и развития шк оль ник ов,

разрабо тк е и внедрению опре деленных мероприяти й, форм и мет о дов работ ы,

к отор ые рассма трив аю тся как условия успешног о об учения и разв ития

Система психолого - педаг огическог о сопровождения является

необходимым компоненто м образования, реализующим социально -

психологическ ое проектир ование, экс пертизу и монит оринг условий для

личностного, интелл ектуального и социального р азвития д етей и молодежи,

для охраны пс ихологическ ого здо ровья всех у частн иков об разовательног о

процесса, а также обеспечивает оказание психолого - педаг огической помощ и

(поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответств ии с

Психологическ ое сопровождение традиционно охватывает всех

участников о бразовательног о процесса: обучающихся, п едагогов, род ителей.

Психолого - педаг огическое с опровожде ние реализу ет ряд целевых и

инструменталь ных функций. Среди целевых можно определить оказание

целенаправленн ого влияния на развитие ребенка, раскрытие всех сфер его

индивидуаль ности, своевремен ную поддержку в р ешении п роблем ,

содействие в преодоле нии трудносте й, коррекцию лич ностной позици и

школьника. Из инстру ментальных – выявление причин возникающи х у

ребенка затруднений и проблем, построение прогноза на перспективы

развития, помощь в формулировке конкретных личных планов, организация

взаимодейств ия участников образовате льного процес са.

При всем разнообразии педагогических и психологических способов

реализации идеи сопровождения важно понимать, что фактически

единственным по - настоящему значимым результатом этой деятельн ости

является развитие р ебенка. Сохранение его физического, социальн ого,

психологическ ого з доровья, обеспечение эмоциональног о благополучия не

может отходить на второй, третий план за идеи освоения им компонентов

В современной реальности это не просто равнозначные задачи, это

единственны й путь, сп особный обеспечить долговременн ое сотрудничеств о

школы и ребенка. При нарушени и подобного баланса мы сталкиваемся со

снижением по знава тельного интереса, нежеланием прикладывать усилия,

повышенной утомляемостью и общим ослаблением психосоматичес кого

состояния школьника. Система внутришкольн ого взаимодействия

подразу мевает большое количество су бъектов, оказывающих влияние на

ребенка, поэтому необходимо понимать, что если их усилия

разнонаправле ны, ни о каком достижении результатов невозможно вести

Поле подобного взаимодействия участник ов образовательного

процесса можно определить, если и меть в виду основные ценности,

относительн о которых м ы стрем имся выстроить вект ор развит ия ребен ка.

Только договорив шись в своем ко ллективе о едином ценностно -

ориентацион ном пространстве, только выработав и приняв общие способы

организации контактов с ребенком, только включив в это пространство

семью шко льник а, мы сможем по - настоящему эффективно реализовывать

идеи, заложен ные в образовательной программе, определен ные в

федеральном госу д арственн ом образова тельном стан дарте.

Возвращаясь к идее формир ования психолого - педагогичес кой

компетентност и участник ов обр азоват ельного процесса, обратим внимание

на необходим ость п ланомерн ой работы в данном о тношении с родителями .

Вопросы психологическог о взросления ребенка и способов оказания

родительск ой поддержки и помощи, с нашей точки зрения, становятся порой

более важными, нежели информирова ние о б учебной успешности школьника

и обязательно должны быть вклю чены в содержание родительских собраний.

Психологическ ое сопровож дение родителей пов ысит их

психологическу ю компетентность, п оможет выстроить эмоционально -

благоприятные д етско - родительск ие отношен ия и направле но на:

 оказание психолого - педагогической помощи родителям детей,

 оказание консуль тативной помощ и родителям о даренных детей;

 оказание консуль тативной помо щи родителям детей с особыми

 информационно - просветител ьскую работу по оказанию помощи

собственному ребенку в организации индивиду альной траектории

развития, укреплению психического и физического здоровья, умению

Психологическ ое сопрово ждение родителей может осуществл яться за

счет групповых занятий с родител ями, просветительской деятельн ости на

родительских с обраниях, ин дивидуаль ных консу льтациях.

Консуль тирование родителей по созда нию условий, обеспечивающих

успешну ю адаптацию подростков к средней шко ле, посвященное

психологически м особенностям того или иного ви да деятельности. Оно

может проводиться как в традиционн ой форме – групповые и

индивидуаль ные консультации, лекции, семинары, - так и в достаточно новых

для системы сопровождения формах совместных семинаров - тренинг ов по

развитию навыков общения, сотру дниче ства, разрешения конфликтов, в

которых при нимают у частие как родите ли, так и дети.

Профилактиче ская работа с родителями с целью обеспечения

родителей знаниям и и навыками, способству ющими развитию эффективного,

развивающего поведения в се мье в процессе взаимодействия с деть ми. В

результате их проведе ния становится возможным формирование групп

лидеров из родителей, в даль нейшем активно участву ющих в

Проведение бесед, лекц ий, возможность давать рекомендации

родителям для успешного воспитания детей учитывая возр астные

Дети все разные, отношен ие к школе крайне противо речивое,

среду и п роявления себя в ней они выбирают тоже разные. Насколько наша

среда готова принять их такими, насколько создаваемые условия способны

обеспечить эмоциональный комфорт и сохранить здоровье ребенка – это

вопросы, на которые приходитс я ежедневно отвечать любому взрослому ,

взаимодейству ющему с ребенком в школе и даже вне ее.

Тревожит тот факт, что медицинс кие психологи и специалисты

психотерапевтич еского отделения свид етельству ют, что р астет число семей

учащихся первых, вторых классов, которые уже во второй четверти

обращаются за помощью в связи с тем, что дети не хо тят идти в школу , н е

хотят у читься, сопротивляютс я любому давлен ию по теме у чебы.

У каждого и з взрослых, находящихся рядом с ребенком, есть много

способов влияния на него, а, самое главное, есть огромное количество

вариантов взаим одействия разных специалистов д ля достижения общих

С введением ФГОС нового покол ения повышаетс я значимость

педагога - психолога в образовательном процессе. Новые веяния н есут в себе

большую р аботу как над профессиональ ным уровнем самого психолога, так

над повышением психологическо й к ультуры всех участников

образовательн ого п роцесса (педагогов, родителей, обучающи хся). Роль

педагога - психолога в условиях реал изации ФГОС нового поколения

Стандарты но вого поколения – одна из важнейших обр азовательн ых

тем сегодня. Причем непосредственно внедрять новые ФГОС придется всем

нам. Чтобы р абота по внедрению ФГОС прошла более плодотворно,

необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по

изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в

соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен

включать опре деленную послед овательность действ и й в рамках всей школы.

Необходим о и зменить деятельность всех структу р ных подразделений

школы, участник ов образовательн ого процесса чере з системное

сотрудничество. Четко планировать организационные мероприят ия введени я

ФГОС, которые д олжны спосо бствовать формиро ванию в школе

образовательн ой среды, методическому сопровожден ию деятельности

педагогов, инф ормационн ому просвеще нию общественн ос ти и семь и.

Способствовать осознанию необходимости со вместной деятельности

при формировании образовательн ой среды родителями; родителей вовлекать

в процесс разработки ООП школы; вместе с родителями определить модель

организации образовател ьного процесса в единстве урочн ой и внеурочной

Для реализации требований станда ртов необходима активная и

содержательная работа психологической службы образовател ьного

учреждения. Задача педагога - психолог а – анализ ситу ации с точки зрения

психологических и возрастных особенн остей обучающихся ,

психологическ ого климата в педагогическом коллективе, с учетом и нтересо в

Участие педагога - психолога должно быть деятельным и носить

проектно - аналит ический характер. Эт о значит, что педагог - психолог должен

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ

2013 – 2014 учебный год

Цели и задачи:

- исследование степени удовлетворенности обучающихся и родителей школьной средой;

- выявление психологических причин, вызывающих затруднения у обучающихся в воспитательном процессе;

- снижение эмоционального напряжения обучающихся, родителей;

- изучение трудных семей, оказание им методической помощи;

- повышение уровня знаний родителей об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- формирование ответственности у обучающихся, родителей школы за свое здоровье;

- формирование навыков уверенного поведения обучающихся, родителей в сложных ситуациях;

- предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального – отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;

- предупреждение развития стресса обучающихся, родителей школы;

- изучение трудных семей, оказание им методической помощи;

- изучение воспитательных возможностей семей;

- оказание психотерапевтической помощи родителям и обучающимся;

- создание благоприятных условий для психологического развития родителей и

- предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;

- формирование высокой общей культуры, нравственных, морально-психологических, деловых и организаторских качеств родителей и обучающихся;

- формирование гуманистических навыков общения родителей с ребенком;

- оказание помощи родителям в организации психолого-педагогического самообразования;

- оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании и социальной защите детей;

- пропагандирование достижений педагогической и психологической науки;

- укрепление у обучающихся и их родителей чувства единства, умения действовать согласованно;

- укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;

- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

- изучение стиля взаимоотношений в семье, между ребенком и родителями;

- изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;

- участие в родительских конференциях, собраниях, т.е. родительский всеобуч;

- привлечение родителей к воспитательному процессу.

- развитие положительного отношения родителей к школе.

- развитие у родителей умения взаимодействовать с педагогами.

Основные направления программы:

$1 · изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку;

$1 · ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;

$1 · психолого-педагогическое просвещение родителей;

$1 · корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся;

$1 · психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей;

$1 · оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Принципы и подходы к реализации программы:

$1 · личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;

$1 · принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы;

$1 · принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.

Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 1 раз в год (изучения качества воспитания в семьях)

Алгоритм реализации программы:

Первый этап – организационный – анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей.

Второй этап – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Длительность программы 1 год

Форма реализации программы:

$1 · Анкеты, беседы, опросы, тесты.

$1 · Родительские собрания, беседы.

$1 · Школьные лектории, тематические конференции.

$1 · Посещения семей.

Ожидаемый результат

Организованная психологическая работа позволит улучшить понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Актуальность программы:

Семья - главный фактор воспитания семьянина. Но ее воспитательное влияние в настоящее время ослабляется. Все реже можно видеть картину сотрудничества родителей и детей. Необходима помощь специалистов, педагогов в возрождении семьи в тех традициях, когда ее нравственный облик, климат, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности.

А.С. Макаренко выдвинул весьма важную педагогическую идею: школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей, причем атмосферу, способствующую этому, вносить через детей.

Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, всего учебно-воспитательного процесса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные ре­зультаты.

Установлению партнерских отношений педагогического коллектива с семьей каждого обучающегося, созданию ат­мосферы взаимоподдержки и общности интересов коллектива, ученика и родителей способствует психологическая программа для родителей.

Читайте также: