Какого ты рода племени план урока

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 497 0

Ильина Лариса Валерьевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17

Цели: * познакомить с историей возникновения имён, их

многообразием;

* воспитывать интерес к истории своего имени,

* способствовать объединению членов семьи посредством общего интереса к истории своей семьи.

1 ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас семейный праздник. Мы узнаем откуда произошли наши имена, фамилии,

что они обозначают.

2 ведущий: В первобытном обществе не было ни имён, ни фамилий, ни отчеств. Люди их брали из окружающей жизни.

1 ведущий: Учёные установили, что в именах отражаются различные свойства людей, особенности их характера, поведение, речь, физические достоинства и недостатки.

Вот, например: Ольга. У нас есть Оли? Поднимите руки, я вижу, что есть.(2 слайд)

Оля - серьёзная, обидчивая, вдумчивая девочка. Способна, но учится без особой охоты и т.д.

Практическая работа. Нарисуйте ромашку и на каждом её лепестке напишите варианты твоего имени. Вспомните , как называют вас близкие.

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имён

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечером и утречком, спросонок,

Слушайте их звучный перезвон:

Света, Миша, Сашенька, Максим…

Сколько знает каждый, сосчитайте!

Никого, друзья, не обижайте…

Дорожите именем своим!

1 ученик: Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов.

Отец отца отцова.

2 ученик: У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва – дёготь знал,

В дёгтярне горбил спину.

Быть может южный Столяров

И с долотом не сладит.

3 ученик: Но прадед был из столяров,

Он мастером был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил.

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже…

Звучат как музыка, как стих,

Вглядись, и ты увидишь в них

А сейчас проведём викторину:

(8 слайд) В каком имени 30 я ?

( 10 слайд)В каком имени пол я?

(12 слайд) Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных.

(14 слайд) Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского и ста женских имён?

(15 слайд) (Сева – сто - Поль).

(17 слайд0 (Любовь).

(18 слайд) Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

-Кто больше назовёт имена девочек. которые пишутся и произносятся одинаково как справа на лево, так и слева направо.

- От имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки.

(Коля – Оля, Вася – Ася).

(Элеонора, Эльвира, Эльза, Эмма).

Нужно спеть хотя бы две строчки из песен с именем мальчика или девочки.

Наш е мероприятие подошло к концу.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Интересный конспект, но перед тем, как начать выполнять работу, детям нужно предложить размять пальч. Подробнее.

Уважаемая Любовь Ивановна! Замечательно, что Вы делитесь своими наработками, но смею заметить, что п. Подробнее.

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16

г. Невинномысска Ставропольского края Людмила Васильевна Назарова.

Цели урока: 1). Воспитывать у детей любовь к семье, уважение к предкам, интерес к истории своей страны; 2). Развивать познавательные интересы учащихся, их речь, мышление, учить высказывать свои мысли, писать сочинения.

Методы и форма работы: коллективная работа учащихся, беседа, выступления учащихся, написание сочинения.

1). Беседа. Вступительное слово учителя.

Архивариус: Род – ряд поколений, происходящий от одного предка, а также вообще поколение.

Архивариус: Племя (в переносном смысле) – люди, поколение людей.

Учитель: Такие люди, не зная своих предков, не могут передать семейные традиции своим детям; зачастую затрудняются определить своё место в жизни; не уверены в своём здоровье. Как перекати-поле, скитаются они по жизни, потому что нет у них корней, ничто не привязывает к дому, городу, стране. Этим несчастным даже имена дали чужие люди. А ведь как любовно матери и отцы подбирают имена для своих детей, заглядывают в святцы, вспоминают дорогих их сердцу родственников, знаменитых людей, на которых будут похожи их дети!

Трофимова Анна : Я ещё не появилась на свет, а мне уже начали подбирать имя. Мои родители перебрали десятки имён. Сначала хотели назвать Эльвирой в честь любимой учительницы моей мамы. Потом решили назвать Кариной – так звали случайную попутчицу, ехавшую с родителями в поезде. Но когда я родилась, ни на одном имени не остановились. Так я ещё долго оставалась безымянным младенцем, пока дедушка не предложил назвать меня Анной в честь моей бабушки.

Архивариус: Ещё три столетия назад каждый человек мог значиться в документах, где были указаны: 1. Крестильное имя; 2. Имя, прозвище или профессия отца; 3. Собственное прозвище; 4. Место рождения; 5. Национальность; 6. Профессия, род занятий или должность.

Стрекозина Даша: Моя фамилия очень редкая. Она образовалась так: в одном селе жил человек, очень тихий, молчаливый. Он ни с кем не общался, никто не знал его фамилии. Изба моего предка стояла у пруда, куда летом слеталось множество стрекоз. Вот и прозвали его стрекозиным хозяином, а потом сократили до Стрекозина.

Позднякова Валерия: У моих предков долго не было детей. Они молили Бога, чтобы он дал им ребёнка. И в конце концов родился поздний ребёнок. От него и пошла фамилия Поздняковы.

Романов Александр: Эта фотография сделана в 1915 году. Мой прапрадедушка приехал на побывку в родное сибирское село с фронта Первой мировой войны. К тому времени у него родился первенец, и, возможно, понимая, что малыш может и не увидеть отца, решили запечатлеть память о нём. Для этого пришлось ехать в Иркутск. Мой предок выглядит браво и уверенно, он опирается на высокую тумбу, а его молодая жена, сестра и мать смотрят невесело, как будто предвидят свою нелёгкую судьбу. А мальчик на руках матери крепкий, здоровый, весёлый. Он потом тоже будет воевать в годы Великой Отечественной, будет дважды ранен, но выживет.

Учитель: Нашим бабушкам и дедушкам выпало жить в нелёгкое время: Гражданская, Великая Отечественная войны… Покидали они родные дома, отправлялись в чужие края в поисках лучшей жизни. Продавали ценные вещи иногда за несколько пригоршней муки, чтобы спасти от голода своих детей. Так исчезало всё, что наживалось поколениями. А в 60-е – 70-е годы старинные буфеты, комоды, бабушкины сундуки просто выбрасывали на улицу, чтобы заменить на стильную, модную мебель. Мало у кого сохранились и старинные шкатулки, часы, подсвечники, посуда. А ведь это бесценные реликвии. Слово архивариусу.

Дети показывают семейные реликвии и рассказывают о них.

Варкова Ира: Этот русский сарафан изготовила своими руками моя прапрапрабабушка. Да, именно изготовила, а не только сшила. Ведь сначала надо было вырастить лён, потом долго его трепать, размягчая стебли, затем вымачивать, потом сучить нить. После этого рукодельница наматывала нить на веретено. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет. Сначала нужно было соткать полотно, потом выбелить его на солнце, потом приступить к шитью. Наверное, моя прапрапрабабушка была тогда чуть постарше меня. С какой любовью она украсила сарафан вышивкой и кружевами! Недаром говорится: русская красавица рукодельем славится. Мне дорог этот сарафан, кажется, он ещё хранит тепло рук моей бабушки.

Казимагомедова Наида: Этот коврик соткали мы с мамой. Долог и труден процесс создания яркого, красивого ковра из шерсти. Нелегко получить даже нить, немало нужно потрудиться, чтобы кудрявые завитки овцы стали цветной прочной ниткой. А сколько узелков нужно завязать, чтобы закрепить узор! Но зато потом на ковре расцветают волшебные узоры, пёстрые цветы, радующие наш глаз. Думаю, что мои потомки сохранят этот коврик в память обо мне и моей маме.

Групповое задание: Класс разбивается на 3 группы. Задание: написать сочинение-описание (миниатюру) совместными усилиями.

Вопросы на карточках 1-ой группе:

1. Может быть, этот портрет напоминает вам вашу бабушку? Каков, по-вашему, характер этой женщины? Что она за человек? О чём говорят её взгляд, поза?

2.Каков фон этой картины? Какие краски преобладают? Почему?

3. Обратите внимание на одну очень важную деталь: женщина смотрит вдаль и вместе с тем у неё, взгляд, устремлённый в себя. Как это объяснить?

Вопросы 2-ой группе:

1.Внимательно рассмотрите репродукцию, на которой изображены молодая мама и её дочь. В чём вы заметили их сходство?

2. Почему они изображены на фоне природы? Какое настроение создаёт пейзаж?

Вопросы 3-ьей группе:

2.Название картины «Под старой яблоней имеет символическое значение.

Чтение сочинений учащихся.

Учитель: Итак, мы перелистали лишь несколько страничек семейной летописи. Подведём итоги. Что вам, ребята, дорого в вашем доме, в вашей семье? (ответы учащихся: единство, традиции, взаимопомощь, сочувствие, понимание, любовь, общение, совместные поездки, отдых, праздники, защита, надёжность, спокойствие, уверенность.)

Учитель: Почему так важно знать, какого мы роду-племени? (ответы детей: Нам важно знать, какими были наши предки, чтобы понять, кто мы и какие мы; чтобы учиться у наших предков мудрости, стойкости, доброте; чтобы перенимать их жизненный опыт.)

-У вас у всех красивые, звучные имена. И каждое из них имеет своё значение. Мы поговорим сегодня о том, как человек может хорошими делами создать своё имя, о значениях имен, о том, как раньше люди обращались друг к другу.

В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди брали их из окружающей жизни.

Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства людей, особенности их характера, поведение, речь, физические достоинства и недостатки.

В Древней Руси широко встречались такие имена: Неждан (когда человека не ждали), Ждан, Большой, Первый, Буян (драчливый), Рябой, Кривой, Волк, Кот, Бык, Медведь, Орел, Окунь, Жук, Еж, Дуб, Камень.

Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Жданов, Большаков, Первухин, Буянов, Рябов, Кривошеев, Волков, Котовский, Котов, Орлов, Окунев, Березкин, Дубов, Ежов и др.

Человек получает отчество от отца. К имени детей добавляется его имя, указывающее, чьими дочерями или сыновьями они являются.

Отчество всегда дается по полному имени. Когда мы повзрослеем, к нам будут обращаться по имени – отчеству.

- К кому как, назовите.

Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, звания, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говориться в загадке, в воде не тонет, в огне не горит.

- Каких знаменитых людей вы знаете? Назовите.

Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена, пароходы.

Имена могут быть полными и неполными (Надя – Надежда, Вика – Виктория, Женя – Евгений и т.п.) Детей зовут неполными именами.

Вам необходимо произнести своё имя:

1.громко

2. звонко

3. весело

4. тихо, с любовью

5. шепотом, с нежностью

6. с восхищением

7. задумчиво

8. ласково

9. мягко

Алексей – защитник

Ева – подательница жизни, жизнь

Ольга – святая

Вера – вера

Александра – защитница людей

Вероника – вера в победу

Пётр – скала, утес, каменная глыба

Анжела – ангел

Данила – первопроходец

Кунсулу – солнечная

Лаура – символ славы

Имя этой девочки пишется и произносится одинаково, как слева направо, так и справа налево.

Задание: В каждой строчке по горизонтали надо написать качества своего характера, используя букву имени.

Мы все – россияне, наша Родина - Россия. Малая родина-это место, где человек родился, пошёл в школу, где его друзья. А главное-родина начинается с отчего дома.

- В каком городе мы живём?

- Сколько лет нашему городу?

- От какого слова произошло название “отчий дом”? Какие ещё родственные слова вы можете назвать? (Отечество, отец, отчество).

- А от какого слова произошло слово “Родина”? Напишите родственные.

Это слово имеет исторический корень “род”, т.е. то единое, что соединяет людей одной семьи с землёй, на которой они живут. “Родина” и “родословная” тоже родственные слова.

- А что такое родословная?

Каждая семья имеет свою историю. Иначе она называется родословной. Родословная включала в себя общих предков, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отчество.

- Почему наш город так называется?

Запишите: Александр Григорьевич Кольчугин. (портрет)

Рассказ о возникновении города.

Фамилия переходит от старших к младшим. И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная?

Я мама папа бабушка дедушка прабабушка прадедушка

Напишите фамилии, имена, отчества своих родственников.

Доска: предок, потомок, традиция, реликвия (лексико-орфографическая работа)

Предок-тот, кто был перед нами

Потомок - от “потом”, позднее, после.

Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи.

Реликвия - особо чтимые, дорогие по воспоминаниям предметы.

  • Какого роду, племени?
  • Не далеко от дерева яблочко падает.
  • Каков батюшка, таковы у него и детки.

- согласны ли вы с утверждением 2 или 3 пословиц? Приходилось ли вам подобное встречать в своей жизни?

- во всех ли случаях можно утверждать то, о чём говорится в 3 пословице? Почему?

Вывод: Если вы заинтересовались родословной, значит, победили в себе безразличие к предкам, проявили упорство, старательность и трудолюбие, значит, храните в себе память.

Мы с честью храним и чтим память о тех, чьи имена связаны с историей нашего города.

Задание: напишите 5 названий улиц нашего города. Составьте их из разбросанных здесь слогов.

Ве не е де ва Веденеева
ри га на Га Гагарина
ды По бе Победы
со Не ва кра Некрасова
си мо Мак ва Максимова

- Какие из них являются фамилиями?

Кто из вас интересовался происхождением своей фамилии? (прозвища, названия зверей, места рождения, профессий, занятий)

Вывод: Г.Граудин “Прадеды”

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь знал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.

Итог: К какому роду вы бы не относились, какую фамилию вы бы не носили, вы жители нашего родного города. И вы должны оставить хороший след после себя.

“Я люблю тебя, мой милый город,
Ты красив собой и вечно молод.
Повторяю с гордостью слова:
О, Кольчугино, ты родина моя!”

Читайте также: