Какими средствами передается красочность образа в пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок кратко

Обновлено: 05.07.2024

КОНЕЧНО, ЭТО СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ - И МУЗЫКА ВОЛШЕБНАЯ СКАЗОЧНАЯ. ЭТО НЕ ПРОСТО ПЛЯСКА ВЕСЕЛЫХ РЫБОК, КОТОРЫЕ РЕЗВЯТСЯВ ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ, ЭТО ТАНЕЦ КРАСОК И БЛИКОВ - ЗОЛОТЫХ, СЕРЕБРЯНЫХ, СВЕРКАЮЩИХ. ЭТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ КРАСОЧНОЙ ГАРМОНИИ, СОЧЕТАНИЕ РАЗНЫХ ТЕМБРОВ, ИЗЫСКАННАЯ ДИНАМИКА. 2. У ЧАЙКОВСКОГО В "ЩЕЛКУНЧИКЕ":ЗДЕСЬ МЫ СЛЫШИМ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ, МУЗЫКУ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА, И МУЗЫКУ НОВОГОДНЕГО УБРАНСТВАЗАЛА - ЕЛКИ, ИГРУШЕК, СНЕЖИНОК ЗА ОКНОМ. ЗДЕСЬ И ТЕПЛОЕ ЧУВСТВОР, КОТОРОЕ РОЖДАЕТСЯ МЕЖДУ МАШЕЙ И ЩЕЛКУНЧИКОМ, Т.Е МЫ СЛЫШИМ НЕ ТОЛЬКО СКАЗОЧНЫЕ ЗВУКИ, НО И ВЫРАЖЕНИЕ ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ.

Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету Музыка.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ.
1. Какими средствами передаётся красочность вида в "пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок" Н. Римского- Корсакова?
2. Что не считая новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского "Щелкунчик"?
Очень необходимо.

  • Анастасия Морщина
  • Музыка
  • 2019-05-08 04:21:28
  • 0
  • 1

Окончательно, ЭТО СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ - И МУЗЫКА ВОЛШЕБНАЯ СКАЗОЧНАЯ. ЭТО НЕ ПРОСТО ПЛЯСКА Радостных РЫБОК, КОТОРЫЕ РЕЗВЯТСЯВ ПОДВОДНОМ Королевстве, ЭТО ТАНЕЦ КРАСОК И БЛИКОВ - ЗОЛОТЫХ, СЕРЕБРЯНЫХ, СВЕРКАЮЩИХ. ЭТО Внедрение ОПРЕДЕЛЕННОЙ КРАСОЧНОЙ ГАРМОНИИ, СОЧЕТАНИЕ РАЗНЫХ ТЕМБРОВ, ИЗЫСКАННАЯ ДИНАМИКА.

2. У ЧАЙКОВСКОГО В "ЩЕЛКУНЧИКЕ":

Тут МЫ СЛЫШИМ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ, МУЗЫКУ НОВОГОДНЕГО Праздничка, И МУЗЫКУ НОВОГОДНЕГО УБРАНСТВАЗАЛА - ЕЛКИ, ИГРУШЕК, СНЕЖИНОК ЗА ОКНОМ. Тут И ТЕПЛОЕ ЧУВСТВОР, КОТОРОЕ РОЖДАЕТСЯ Меж МАШЕЙ И ЩЕЛКУНЧИКОМ, Т.Е МЫ СЛЫШИМ НЕ ТОЛЬКО СКАЗОЧНЫЕ ЗВУКИ, НО И ВЫРАЖЕНИЕ ЖИВОЙ Людской ЛЮБВИ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (29). Волшебная красочность музыкальных сказок

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— определение ценности и красоты воплощения сказочных тем и образов в разных видах искусства.

Личностные:

— укрепление патриотических чувств, гордости и восхищения произведениями русских композиторов и отечественного фольклора.

Предметные:

— качественное освоение и художественное исполнение песни.

Форма проведения занятия: Урок-представление сказочных образов в музыке.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Дополнительный материал: Портреты композиторов.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

- Вспомните, кого изображает эта музыка?

- Сказочного героя. Гнома.

- Ранее на уроках мы с вами много раз слушали различные музыкальные фрагменты на сюжеты сказок и мифов. Назовите, какие вам запомнились?

2. Постановка темы урока. Целеполагание

- Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – всё богатство волшебного мира получило своё музыкальное выражение.

Музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную. Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.

Причудливый и фантастический мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Сегодня мы вновь полюбуемся красотой воплощения сказочных образов в музыке русских композиторов и сравним с воплощением сказочных тем в искусстве живописи, - наш сегодняшний урок мы посвятим музыкальным сказкам.

3. Работа по теме урока

1) Сказка в музыке Н. Римского-Корсакова

Н.А. Римский-Корсаков

Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла: композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, - он воспроизводит своеобразный танец красок и бликов: золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых, переливающихся.

А) Слушание. Музыкальный анализ

- Расскажите, какие особенные сказочные звуки, рисующие рыбок, вы услышали?

- Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец цвета и бликов подводного мира — сверкающих, изменчивых.

- Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.

Б) Работа над нотным примером

- Наверное потому, что эти сказочные герои - тоже таинственные, загадочные, волшебные.

https://theatremuseum.ru/upl/news/images/7070_237%20Anisfeld%20copy_.jpg


Золотая рыбка Ручей Морское чудище

Самого Римского-Корсакова очень привлекала былина о новгородском гусляре Садко.

2) Портретные сказочные образы

- Скажите, образы, созданные в литературе, отличаются чем-то от образов, созданных музыкой?

Ответы учащихся.

- Сами образы, конечно, не меняются. Но музыка обогащает и дополняет их, делает более зримыми персонажей тех или иных произведений.

А дал нам эту возможность услышать добрый волшебник П.И. Чайковский, прикоснувшись к сказке волшебной палочкой музыканта: сказка сразу ожила, наполнилась очарованием новогоднего праздника.


П. Чайковский

В) Работа над нотным примером

Исследуя нотную запись 44 Па-де-де, ученики обращают внимание на динамический оттенок ff, музыка звучит в исполнении всего оркестра tutti. Педагог отмечает, что величественная мелодия имеет очень простое запоминающееся строение: она спускается вниз по ступеням мажорной гаммы. Благодаря этому создаётся впечатление, что музыка повествует не только об истории Маши и Щелкунчика, но обобщённо воспевает добро и счастье.

1. Сказка по лесу идёт —

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод.

Сказка — умница и прелесть,

С нами рядышком живёт.

Припев: Чтобы-чтобы-чтобы снова

Добрый злого победил,

Чтобы добрый чтобы злого

Стать хорошим убедил!

Чтобы добрый чтобы злого

Стать хорошим убедил!

2. Ах, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка — умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт,

3. Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая, из ворот.

Подведём итог урока.

Итак, мы с вами увидели, что волшебный мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке, что сказочные образы разнообразны и что эти прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая существует в реальности.

Сказка, положенная в основу сюжета оперы, балета или какого-либо другого инструментального сочинения, становится более зримой, более живописной. И сказочные герои, и лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, сказочные животные и птицы — всё богатство видимого мира получило своё звуковое выражение. Даже звуки природы, будь то плеск волн, шелест весны, кружащиеся снежинки, стучащие по подоконнику капли дождя — все они имеют свои особенные звуки, отличающиеся от звуков живой природы: они тоже, как и всё в сказках, наделены волшебством. Ведь сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них и танцуют, и поют, и часто всё это становится частью волшебства, праздников, светлых надежд. А музыка помогает гораздо глубже проникнуть в волшебный, сказочный мир и при помощи необыкновенной красочности вновь и вновь создаёт непередаваемые, чудесные ощущения погружения в неземное воплощение мечты.

И может быть, сказочная музыка оттого так живописна, что она действительно воплощает представления о волшебном, чудесном, что она — мечта человека о прекрасном.

6. Рефлексия. Вопросы

Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов

I действие. 1-я картина. В доме Зильбергауза хозяева и взрослые гости убирают ёлку. Бьют часы, двери открывают, и в зал вбегают восторженные дети. Все любуются огромной сверкающей ёлкой и получают подарки. И взрослые, и дети весело танцуют. Но все ждут особенных подарков крёстного Дроссельмейера, выдумщика и мастера на все руки. Фриц получает кусок пирога, из которого выходит солдат, а Клара — капусту, из её листьев показывается кукла. Однако это не всё. Из кармана крёстный достаёт маленького человечка — Щелкунчика, который может раскалывать орехи. Фриц, шаля, засовывает в рот Щелкунчика такой большой орех, что игрушка ломается. Мальчик, смеясь, бросает её. Дети ссорятся, и Клара, жалея сломанного уродца, укачивает Щелкунчика и укладывает в игрушечную кровать.

2-я картина. Клара и Щелкунчик — на пороге взрослой жизни, открыты для новых впечатлений. Перед ними волшебный зимний лес. Кружит метель, и из её облака возникают живые нежные кружащиеся в ритме вальса снежинки.

II действие. 3-я картина. Странствия Клары и Щелкунчика продолжаются. Он приводит её в фантастический дворец Конфитюренбурга, города мечты детства. Владельцы дворца, фея Драже и принц Коклюш, радостно встречают Клару и Щелкунчика.

Начинается праздник. Перед гостями выступают Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец).

Но кульминацией праздника становится танец Клары и Щелкунчика. (С. 170, 171.)

Волшебная красочность музыкальных сказок

Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске.

- Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных спектаклях, быть может, даже видели балеты-сказки, оперы-сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не сказочные сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную.)

Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам.

Работа по теме урока:

1. Сказка как основа сюжета для музыкального произведения

Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные - словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.

- Услышали ли вы какие-либо особенные сказочные звуки, рисующие рыбок? (Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и бликов подводного мира - сверкающих, изменчивых. Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.)

2. Портретные сказочные образы.

- В опере также присутствуют и портретные сказочные образы. Они, конечно, отличаются от музыкальных портретов реальных людей. Как вы думаете, почему? (Отличие в изображении сказочных героев от музыкальных портретов реальных людей заключается в привнесении таинственного, загадочного, связанного с непостижимым волшебным миром).

Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки, что танцевали гости и она сама. Мы всегда знали, что роковым моментом была полночь, впервые услышали, как звучали часы, как отбивали они свои двенадцать ударов и как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный звон - тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы слышится громкое тиканье часов, а затем раздаются двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов, изображаемых оркестром.

А сделал это зримым ещё один волшебник - Сергей Сергеевич Прокофьев.

Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она - воплощённая мечта человека о прекрасном?

Вопросы и задания:

Презентация

Читайте также: