Какое крупное открытие совершила экспедиция б вилькицкого кратко

Обновлено: 05.07.2024

Неизвестная

В преддверии 160-летнего юбилея со дня рождения отца Бориса Андреевича Вилькицкого прославленного полярного исследователя Андрея Ипполитовича Вилькицкого особенно важно вспомнить об истории Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Имена гидрографов Вилькицких навсегда увековечены на карте мира. В их честь в Северном Ледовитом океане назван ряд географических объектов. Порой не сразу можно понять какие названы в честь отца, какие — в честь сына.

Начало 1910-х годов было сложным временем для российской Империи. Отгремела Первая революция, закончилась Русско-японская война – казалось бы, в государственной казне недостаточно средств для проведения масштабных, комплексных экспедиций. В то же время существовала острая необходимость в детальном исследовании прибрежных вод арктических морей. Несмотря на сложности, в 1910 году в Арктике начинает работу ГЭ СЛО — во многом благодаря неуёмной энергии А.И. Вилькицкого.

Андрей Ипполитович Вилькицкий

Научные задачи экспедиции А.И. Вилькицкий описывал так:

Эта цитата ёмко объясняет необходимость проведения комплексных исследований, взаимодействия учёных из разных областей знания.

Таймыр. 1913

Вайгач. Май 1914

Экспедиция была оснащена по последнему слову техники того времени: суда оборудованы приборами для морской и береговой съёмки, для магнитных и астрономических наблюдений, для физико-химического и бактериологического изучения воды, воздуха и почв, для гидробиологических, зоологических, ботанических и геологических наблюдений, для сбора коллекций, их консервации и пересылки. Но руководство экспедиции заботилось не только о научно-техническом и бытовом обеспечении: для личного состава была приобретена богатая библиотека научной, художественной и справочной литературы. Книги были отобраны с большим вкусом, список включал в себя виднейшие образцы достижений человеческой мысли в области астрономии, геодезии, океанологии и др.

Бурение льда на зимовке в заливе Толля

Борис Андреевич Вилькицкий

Первый астрономический пункт на Северной Земле

В этот же день перед фронтом моряков на берегу только что открытой земли зачитали приказ Б. А. Вилькицкого:

Обнаружение Северной Земли — это последнее крупное географическое открытие человечества! Площадь архипелага превышает 35.000 кв. км. Нужно отметить, что подробно эта территория была исследована только к началу 1930-х годов. На сегодняшний день Северная Земля — один из важнейших архипелагов на трассе Северного морского пути.

Выпиливание льда с борта Вайгача в заливе Толля, июль 1915

Только во второй половине июля 1915 года суда освободились из ледового плена и продолжили свой путь. 16 сентября 1915 года экспедиция прибыла в Архангельск. На этом научно-исследовательские работы ГЭ СЛО завершились. Первый в истории человечества морской переход из Владивостока в Архангельск Северным Ледовитым океаном успешно завершился.

Даже несмотря на Первую мировую войну, русское правительство не оставило без внимания открытия, сделанные экспедицией: о приращении открытых земель к российской территории были оповещены все страны мира, с которыми в тот период времени поддерживались дипломатические отношения.

Леонид Михайлович Старокадомский

Важно подчеркнуть, что ни одно из великих открытий, сделанных в ходе работы ГЭ СЛО, не было случайным. Всё это – результаты заранее запланированной, продуманной комплексной программы широких и разнообразных научных исследований. В честь гидрографов Вилькицких, руководивших этой экспедицией, названы не только географические объекты, но и космические. Также имя Бориса Андреевича носит историко-географический клуб школы № 43 Приморского района Санкт-Петербурга.

Группа офицеров команды лп Таймыр. В центре Б. А. Вилькицкий. Справа четвертый Каштынов Александр Павлович, кочегарный унтер-офицер. Владивосток, 1913 г..jpg

[i] Бентос – совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоёмов.

Автор: Сафронова Ингрид Игоревна, специалист научно-просветительского отдела Российского государственного Музея Арктики и Антарктики.



Борис Андреевич Вилькицкий (22 марта [3 апреля] 1885, Пулково -- 6 марта 1961, Брюссель) -- русский морской офицер, гидрограф, геодезист, исследователь Арктики, первооткрыватель Северной Земли (Земля Императора Николая II).


В этот день, 4 сентября 1913 года, было совершено последнее великое географическое открытие. Экспедиция на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II.



Честь открытия архипелага, расположенного в непосредственной близости от Таймыра, выпала на долю русских военных моряков, которые участвовали в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, совершенного в период в 1910-1915 годы. Попытки пройти тот путь совершали и раньше, но ни одна из них не закончилась успехом.

Суда представляли собой пароходы ледокольного типа. Сразу, как только их спустили на воду, их тут же зачислили в состав Военно-морского флота России.

Так, из Санкт-Петербурга и "Таймыр", и "Вейгач" отправились на Дальний Восток. Сначала обычным путем – через Суэцкий канал, и затем – через Индийский океан. В начале 1910 года суда дошли до Владивостока. Оттуда они уже начали свое полярное путешествие.

Сложность заключалась в том, что они смогли попасть только в район к западу от чукотского селения Уэлен, расположенного вблизи мыса Дежнева. По сути, тогда это была разведка – моряки изучали довольно тяжелые условия хождения в Арктике, делали выводы, составляли маршруты.

Гидрографические работы на этом не останавливались. На следующий год корабли дошли до устья Колымы, а еще через год - до устья Лены и дальше к острову Петра у восточного побережья Таймырского полуострова.

Моряки отмечали, что тяжелые льды в западной части моря Лаптевых, примерно в 150 милях от мыса Челюскина, стали серьезным препятствием, остановив продвижение "Таймыра" и "Вейгача" на запад.

После этого судам пришлось вернуться во Владивосток. Минул еще один год. Исследования продолжались. Тогда судам удалось пройти на запад от Лены.

Как Вилькицкий возглавил экспедицию, или "укрощение" суровых льдов
В пути внезапно заболел начальник экспедиции, и его сменил командир "Таймыра" капитан 1 ранга Борис Вилькицкий. Он был сын начальника Главного гидрографического управления Морского министерства России. А тот, в свою очередь, был известным военным гидрографом и деятелем Русского географического общества генерала А.И. Вилькицкого.

И тогда судну удалось впервые пройти, обогнув Новосибирские острова. Потом "Таймыр" нашел никому неизвестный остров, который позже назвали в честь генерала А.И. Вилькицкого.

Когда работы по описанию западного побережья моря Лаптевых и близ расположенных островов были закончены, "Таймыр" и "Вейгач" подошли к точке, расположенной в 12 милях от мыса Челюскина.

Экипажи собирались двинуться на запад, но сплошные и толстые льды было невозможно "укротить". В итоге Борис Вилькицкий дает команду идти на север – аккурат вдоль кромки ледяного поля.

На этом пути, к северо-востоку от мыса Челюскина, вскоре показалась низменная полоса неизвестной земли. Этого острова не было на карте. Его назвали островом Цесаревича Алексея (позже будет переименован в малый Таймыр), который теперь входит в архипелаг Северная Земля.

Откуда айсберги-гиганты?
Чем севернее, тем суровее – на пути стали попадать айсберги. Их высота достигала до 12 метров. Это было не только неожиданно. Судя по записям в корабельных дневниках, ранее никто из полярников, присутствующих на борту, не видел вблизи полуострова Таймыр плавающих обломков ледников.

3 сентября 1913 года экипажи с обоих судов почти одновременно заметили очертания высокого гористого берега с пятнами снега. "Таймыр" и "Вайгач" приблизились к большому острову.

"Белых пятен" на карте больше не осталось
На следующий день члены экипажей сошли на берег, чтобы присутствовать на торжественной церемонии подъема русского национального флага на вновь открытой земле, названной Землей Императора Николая II.

"Мы установили, что вода на север от мыса Челюскина не широкий океан, как его считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое значение, оно объясняет много в распределении льдов океана и новое направление Великого пути", -- говорил Борис Вилькицкий.

Северная Земля -- единственный открытый в ХХ веке архипелаг, а также последний крупный участок суши, нанесённый на карту. После этой масштабной экспедиции на карте не осталось "белых пятен".


Масштабная гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана была организована в 1910 году. Она представляла собой целую группу экспедиций общей длительностью пять лет. Состав ее регулярно обновлялся, успел поучаствовать и знаменитый Георгий Брусилов. Арктика так его захватила, что позднее он организовал собственную полярную экспедицию, из которой уже не вернулся.

Но уже в самом начале экспедиции ее начальника Сергеева сразил инсульт, и по состоянию здоровья он не смог продолжить плавание. Исполняющим обязанности руководителя стал его заместитель Вилькицкий.

Во время исследования Северного пути экспедиция обнаружила ранее неизвестную местность. Это произошло 4 сентября 1913 года. Первоначально исследователи решили, что это один остров, но позднее выяснилось, что это целая группа островов. Новая местность получила название Земля императора Николая II. Тщательного исследования островов экспедиция не предприняла, поскольку имела другие задачи. Полностью исследовать острова удалось значительно позднее.


Это объясняется просто. И Вилькицкий, и Новопашенный, командовавшие обоими ледоколами экспедиции, не погибли во льдах, а благополучно вернулись, а в годы Гражданской войны воевали за белых.
Новопашенный был одним из руководителей контрразведки у Юденича, а Вилькицкий и вовсе получил чин контр-адмирала от командующего Северной армией генерала Миллера. Именно Вилькицкий руководил эвакуацией армии из Архангельска.

Советский гидрограф и специалист по Арктике Валерий Купецкий вспоминал о цензуре:

Новопашенный уже после Второй мировой войны, будучи пожилым человеком, был арестован СМЕРШем и отправлен в лагеря, где и умер в 1950 году. Вилькицкого, к счастью, не достали, поскольку он жил в Бельгии, где скончался в 1961 году.


Династия гидрографов

Сегодня фамилия Вилькицких девять раз встречается на карте Арктики. Семь раз этой чести удостоен Андрей Ипполитович Вилькицкий и два раза его сын - Борис Андреевич. Именами путешественников назван залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на острове Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда) и, наконец, знаменитый пролив между морями Карским и Лаптевых.

Основатель династии гидрографов-первопроходцев Андрей Ипполитович Вилькицкий прошел путь от юнкера на Балтийском флоте до генерал-лейтенанта руководителя русской гидрографии. Годы, когда он стоял во главе гидрографии, стали периодом ее расцвета. Именно под его руководством был разработан проект описания отечественных морей, программы новых экспедиций. На строго научной основе стали создаваться новые морские карты. Андрей Вилькицкий учредил специальный корпус гидрографов. Именно в этот период русская гидрография вышла на международную арену. Русские ученые с успехом участвовали в международных выставках, конференциях, съездах и в работах по обеспечению безопасности мореплавания. В 1912 году Андрей Вилькицкий предложил создать международное гидрографическое бюро, но начавшаяся Первая Мировая война помешала его планам. Международный орган был создан только в 1923 году.


Его сын Борис пошел по стопам отца. Он окончил Морской корпус в чине мичмана, а после в составе 1-й русской Тихоокеанской эскадры ушел на Дальний Восток, где его застала Русско-Японская война. 19-летний юноша смог проявить себя во время обороны Порт-Артура. Правда, его смелость и отвага чуть не стоили ему жизни. В ходе ожесточенных боев он был ранен в грудь. К счастью, пуля прошла навылет. С войны молодой человек вернулся с наградами за подвиги в бою - орденом Владимира IV степени с мечами и бантом, орденом Анны IV степени и Станислава III степени с мечами и бантом.

Восстановив здоровье, он поступил на гидрографическое отделение Морской Академии, которое закончил с отличием. Казалось бы, имея такое образование, а также волевой напористый характер, сын известного мореплавателя мог бы быстро подняться по карьерной лестнице, опираясь на влияние родителя и его дружеские связи. Но Андрей Ипполитович наотрез отказался помогать сыну и отклонил его просьбу о зачислении в гидрографическую службу.


В самом начале непростого пути ему пришлось бороться не только с морской стихией, но и с недоверием экипажа. Опытные мореплаватели посчитали Бориса выскочкой, которому покровительствовали влиятельные чины. Изменить такое отношение капитану удалось лишь решительными действиями, смелыми предложениями и новшествами в исследовании.



На всем пути моряки и специалисты-гидрографы не прекращали вести исследовательские работы. Экспедиция вела наблюдения за ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов, их перемещением, глубинами северных морей, составила описи нескольких мысов, уточнила координаты пунктов южного побережья архипелага Северная земля. Между Карским морем и морем Лаптевых был открыт пролив, названный в честь Бориса Вилькицкого. Впервые в истории авиации в условиях Арктики испытатели пытались использовать самолет, но воздушное судно вышло из строя при первом же запуске.

Во время исторического прохода по Северному морскому пути с востока на запад погодные условия не помогали мореплавателям. Из-за тяжелой ледовой обстановки суда были вынуждены зазимовать в Карском море. 16 сентября 1915 года, совершив первое сквозное плавание, экспедиция прибыла в Архангельск, где первопроходцам была уготована торжественная встреча.


Жизнь после открытий

Судьба Бориса Вилькицкого уготовила ему в будущем немало испытаний. С июля 1916 Борис Андреевич участвуовал в боевых действиях Балтийского флота, где его и застало известие о февральской революции и свержении самодержавия. После октябрьского переворота 1917 года, контр-адмирал Вилькицкий вначале принимает предложение работать в Главном гидрографическом управлении, и даже возглавляет научную экспедицию по изучению арктических морей. Но в 1919 году эмигрирует в Норвегию, а затем перебирается в Великобританию.

В Англии он работал на частных судовладельческих компаниях, занимался гидрографическим изучению нижнего Конго, работал в Бельгии бухгалтером и преподавателем русского языка.

Вернутся на Родину ему было уже не суждено. Скончался Борис Вилькицкий 6 марта 1961 г. в католической богадельне.

Лишь в 1996 году было принято решение о перезахоронении его праха на Смоленском кладбище в Петербурге, рядом с могилами его отца и брата.

Читайте также: