Педагогическая деятельность как система кратко

Обновлено: 05.07.2024

Воспитание является многозначным понятием. В наиболее широком смысле его используют для обозначения целенаправленного педагогического процесса, который создает условия для развития и целостного становления личности.

Обучение считается одним из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика состоит в совместной деятельности обучающего и обучающегося. Эта деятельность направлена на образование личности через организацию усвоения ею системы знаний, способов деятельности, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА

Социализация является процессом и результатом вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; это усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Социализация состоит из двух взаимосвязанных составляющих: социальной адаптации – приспособления личности к социальным условиям и индивидуализации (обособления) – осознания ею неповторимости своей индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности оставаться самой собой и реализовать свой творческий потенциал. Все это осуществляет не столько адаптацию личности к социальнымусловиям, но и готовность к их преобразованию.

Учитель должен помочь молодому человеку самоопределиться в существующем мире: в системе общественных норм и ценностей, в отношениях с окружающими людьми, обретении смысла своей жизни и учебной деятельности, которая является для него ведущей, произведении профессионального выбора и самоопределения.

Необходимость социализации человека устанавливает определенные требования к построению наставником своей педагогической деятельности, которая должна не останавливаться на научении, а обеспечивать моделирование и воспроизводство в учебно-воспитательном процессе разнообразия всех жизненных отношений личности.

Одной из значительных частей социализации в ранней юности становится профессионализация личности, которая заключается в подготовке ее к осознанному выбору профессии и дальнейшему освоению профессиональных образовательных программ.

Осуществление данной функции связано с направленностью педагога на решение таких задач:

– развития смысложизненных установок учащихся, осознания ими своего призвания, возможностей;

– помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;

– обнаружения познавательных и профессиональных возможностей, интересов и намерений школьников;

– обеспечения необходимого уровня их подготовки в областях знаний, находящихся в основе выбранной профессии;

– вырабатывания готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, изучения умений и навыков общения;

– развития организаторских способностей, вырабатывания готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности. То есть успешность социализации и профессионализации определяется ориентацией педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.

5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА

Педагогическая деятельность представляет собой сложноорганизованную систему различных видов деятельности педагога.

Педагогической системой является система общего образования в целом, педагогический процесс конкретного учебного заведения, включающий в себя систему воспитания и систему обучения как его составные части. Педагогическая деятельность учителя, которая направлена на организацию целостного педагогического процесса, также представлена в виде системы; наконец, отдельное занятие считается элементом и в то же время подсистемой его деятельности. Таким образом, можно определить иерархию педагогических систем, в которой каждая из них является элементом (подсистемой) более общей системы.

Сущность каждой педагогической системы определяется присутствием в ней одних и тех же, независимо от ее уровня, элементов (структурных компонентов). Без этих элементов она функционировать не может: личностного (совокупный субъект педагогического процесса), который представляет собой личность ученика, личность учителя; целевого – цели обучения и воспитания; содержательного, т. е. содержание обучения и воспитания; операционально-дея-тельностного (формы, методы, технологии обучения и воспитания); педагогического (организационные, материальные, психологические и другие условия); результативно-рефлексивного (результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы). В отличие от имеющихся структурных схем, эта рассматривает педагогическую систему не субстанционально, а процессуально, поэтому расположение каждого элемента выстроено по логике самого педагогического процесса и деятельности педагога, управляющего им.

В центре каждой педагогической системы располагаются личности учащегося и педагога, которые выступают как совокупный субъект этой системы, определяют ее цели, содержание воспитания и обучения и т. д. Некоторые педагоги считают, что можно отнести личность учителя только к условиям, средствам обучения. Кроме того, несостоятельность снижения ведущей роли педагога, медленного вытеснения его техническими средствами обучения доказана плохой эффективностью популярного в 60-е гг. XX в. программированного обучения.

Даже в ныне существующих моделях обучения, где роль педагога почти незаметна(обучение дистанционное, компьютерное, телевизионное), его личность является полноценным субъектом педагогического процесса, создателем и творцом этих моделей и реализуемых ими программ.

6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Целостность личности предполагает ее структурное единство, присутствие тех системных свойств, которые объединяют все остальные и являются основанием ее целостности. В структуре личности учителя такая роль отводится профессионально-педагогической направленности, которая, по мнению В.А. Сластенина, является каркасом, который скрепляет и объединяет все основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА

1 Специфика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – одна из старейших сфер деятельности вообще, возникая с зарождением человечества, она ретранслирует и развивает знания, опыт, ценности, нормы. При этом со временем она преломляется в профессиональный формат, осуществляя воспроизводство будущих работников; формируя личность и критическое мышление.

Эволюция педагогической подготовки прошла этапы передачи личного опыта, наставничества к социально ориентированным формам – образовательным организациям – выделяя особый вид деятельности – педагогический, который предполагает высокоинтеллектуальный труд.

Можно говорить о том, что сама природа педагогической деятельности специфична по отношению к другим видам и имеет свои четкие границы и особенности.

Деятельность можно определить как активное отношение субъекта к существующей действительности, с целью сознательного достижения результатов, увязанных с ценностями и общественным опытом. Ключевые компоненты деятельности есть активность, осознанность, целевая ориентация, предметность и системное устройство. То есть по своей сути деятельность есть некая система, совокупность сзаимодействующих либо связанных элементов.

В структуре деятельности проявляются следующие элементы:

- анализ, планирование, организация, принятие решения и контроль;

- индивидуальные и психологические свойства;

- механизмы рефлексии и коррекции.

Духовный характер определяет ряд существенных отличий педагогической деятельности от производственной деятельности, что формирует своеобразие всех ее составляющих (рис. 1).

Рисунок 1- Структура педагогической и производственной деятельности (упрощенное представление)

Вот остуда можно сделать вывод о содержании педагогической деятельности как процессе решения набора учебно-воспитательных задач, где важная активная позиция отведена обучающемуся, то есть нет образования без педагога и ученика.

Педагог призван помогать находить решения в различных типовых и нетиповых ситуациях, не просто ретранслировать знания а помогать ими пользоваться, формируя при этом переносимый навык.

Можно выделить ряд особенностей присущих педагогической деятельности:

Все вышеуказанное позволяет говорить об интеграции в каждого конкретного педагога культуры: общей и профессиональной; широкого кругозора, управленческой и специализированной компетентности, плюс необходимый объем профессиональных и психолого-педагогических знаний и умений. Такие разные и, иногда, трудно совместимые функции педагогической деятельности дают нам возможность представить ее как некую единую систему различных компонентов, которые дополняют друг друга для обеспечения целостности развития личности обучающегося и успешного решения образовательных задач.

2 Педагогическая деятельность как система

Использование системного подхода в образовании позволяет выстроить в виде целостного процесса педагогическую деятельность, который будет обеспечивать оптимальное взаимодействие всех его компонентов. Системы может иметь разные трактовки и подходы к определению, но в общем можно воспользоваться следующим: сложный объект, элементы которого взаимосвязаны, так, что при этом формируют целостность. Человек представляет собой одну из сложнейших систем, а процесс его развития и обучения, с учетом специфики педагогической деятельности будет выстроен как система.

- деятельность педагога в классе;

- обучение в колледже;

- образование в крае.

Получается все перечисленное как бы включается в последующий уровень до международного (мировые системы) формируя некую иерархическую структуру, где нижний уровень – есть подсистема последующего.

В таком представлении педагогическая система не может рассматриваться однозначно, следует выделить необъемлемые элементы и взаимосвязи для упрощения представления данного термина. Ведь любая система имеет ядро – те элементы, без которых она не может существовать (табл. 1).

Данный подход предлагает рассматривать педагогическую систему не как структуру взаимодействий элементов, а в ракурсе ключевых процессов – протекающих в системе, где педагог является основным модератором в современном представлении с учетом применения педагогического проектирования и компетентностного подхода.

То есть логика педагогической деятельности предполагает определенное главенство и управление со стороны педагога.

Таблица 1 – Педагогическая система в процессном подходе

Ядро педагогической системы в процессе ее функционирования составляют педагог и ученик, личности, выступающие как интегрированный субъект такой системы, в зависимости от них формируются цели, содержание и результаты обучения и воспитания, что относится к обоим.

В некоторых работах роль педагога в таких системах сводится к второстепенной или инструментальной, но следует отметить, что практический опыт доказывает несостоятельность таких теорий. Обучение без педагога малоэффективно и контрпродуктивно, что особенно явно прослеживается на дошкольном уровне образования.

Даже позиция андрагогики в варианте тренингов невозможна без коуча, тот же педагог, с несколько отличными от общеобразовательных целями.

Роль педагога незаменима даже в современных вариантах дистанционного обучения, так как он является полноценным субъектом педагогической деятельности: им создается и реализуется образовательная программа, осуществляется косвенное взаимодействие с обучающимися посредством компьютерных или иных технологий.

От уровня педагогического мастерства выстраивается педагогическая деятельность и процесс образования, качество функционирования педагогической системы, ее результативность. В современных условиях пандемии это немаловажный фактор мотивации студентов, таким субъектом выступает научно - педагогический состав образовательной организации.

Здесь мы подходим к ряду существующих профессиональных искажений, которые могут влиять на педагогическую систему на уровне педагога – это направленность на собственные цели педагога (эгоцентризм) или на читаемый предмет (предметоцентризм); при этом педагогическая деятельность должна соответствовать педагогической системы и быть нацелена на личность студента/ученика, на его развитие в зависимости от уровня образовательной организации. В данном случае дисциплина, модуль практика – всего лишь инструмент системы.

Таким образом, подходим к необходимости целеполагания как неотъемлемого компонента управления системой и формирования результирующей составляющей.

Система целей будет исходить из ресурсного обеспечения и существующих стандартов как основы, возможного вариативного компонента как реализации интересов местного сообщества, осуществляющего образовательный заказ.

При этом следует выделить иерархию целей:

- национальные (образовательные стандарты – пример ФГОС ВО);

- региональные (запросы работодателей и местных властей);

- учет мнений выпускников.

В таком формате проектируется модель личности будущего выпускника, на основе которой формируется вся последующая подготовка: учебные планы, курсы дисциплин и модулей, практики и итоги по ним, которые проверяются в процессе аттестационных испытаний. В завершении итоговые процедуры – подтверждающие получение документов о квалификации или образовании.

Такой подход еще более повышает роль педагога, за счет усиления его методической работы и проектной составляющей. Создание и отработка имитационных занятий, применение квазипрофессиональных технологий вовлекает в педагогические системы все большее количество субъектов: педагоги, работодатели, эксперты и психологи вот не потлный перечень современных агентов педагогической системы в реализации социального заказа.

Комплексное целеполагание формирует и набор педагогических технологий: формы и методы обучения и воспитания, инструменты контроля и оценки результатов, все это будет зависеть от исходных данных системы в целях.

Далее идут педагогические условия – возможность достижения поставленных результатов: материально-техническое и библиотечно-информационное обеспечение, формирование студентоцентрированной среды – адекватной целям и результатам.

Представим процесс подготовки бакалавра и студенческую среду как процесс и комплекс элементов (рис. 2, 3).

Все это формирует взаимосвязи и коммуникативные цепочки уже внутри самих обучающихся и влияет на мотивацию и желание самореализации, усиливая их при правильном построении.

Выживание образовательных учреждений в современных условиях предполагает высокий уровень их конкурентоспособности, то есть адаптивность педагогической системы на нескольких взаимосвязанных рынках: образовательных услуг; научных исследований и разработок; труда; инноваций и др.

Рисунок 2 - Схема цикла подготовки востребованного бакалавра

Ну и аналитическая часть, то что считается в классической педагогике рефлексией после получения результатов, промежуточных – для введения корректирующих систему действий или итоговых строящихся на предупреждении нежелательных результатов в системе.

Можно говорить об успешности педагогической системы по ряду факторов, но в данной работе мы выделим один для колледжей и институтов, по нашему мнению наиболее актуальный на данный момент – это окупаемость выпускника – чем меньше период окупаемости, тем эффективнее педагогическая система и педагогическая деятельность в целом по организации.

Рисунок 3 - Схема студентоцентрированной среды как система субъектов организационно-педагогических, психологических и личных отношений

Следует отметить и существующие проблемы – это отставание декларируемых результатов от потребностей рынка труда и отсутствие действенной системы мониторинга результатов на всей территории страны.

Таким образом, педагогическая деятельность это специфическая работа людей по воспроизводству формации образованных, культурных и воспитанных в патриотических традициях специалистов в разрезе профессионального образования.

Педагогическая система есть совокупность элементов и процессов для получения компетентных востребованных специалистов, в рамках профессионального образования, период адаптации, на рабочем месте которых ничтожно мал.

Системный подход в педагогике является одним из способов построе­ния педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечи­вающего эффективное взаимодействие всех его составляющих. Под системой обычно понимается сложный объект, многоуровневое образование, сос­тоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих целостность. Сложнейшей многоуровневой системой являет­ся сам человек. Естественно, что и процесс его образования, сложный, многоаспектный и многофакторный, должен строиться как система.

Сущность любой педагогической системы определяется наличием в ней одних и тех же, независимо от ее уровня, элементов, без которых она функционировать не может (рис.2)

В отличие от существующих структурных схем, данная рассматривает педагогическую систему не столько субстанционально, сколько процессу­ально, поэтому расположение всех элементов выстроено в логике самого педагогического процесса и деятельности педагога, управляющего им.

В центре любой педагогической системы находятся личности учащего­ся и педагога, выступающие как совокупный субъект данной системы, оп­ределяющий ее цели, содержание воспитания и обучения и т.д. В некото­рых работах наблюдается попытка отнести личность учителя лишь к условиям, средствам обучения. Между тем несостоятельность снижения ведущей роли педагога, постепенного вытеснения его техническими средствами обучения доказана слабой эффективностью столь популярного в 60-ые годы программированного обучения.


Личностный

(совокупный субъект педагогического процесса)

(цели обучения и воспитания)

(содержание обучения и воспитания)

(формы, методы, технологии обучения и воспитания)

(организационные, материальные, психологические)

(результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы)

Рис.2 Педагогическая система (структурные компоненты)

Даже в современных моделях обучения, где роль педагога внешне незамет­на (дистанционное обучение, компьютерное обучение, телевизионное обучение), его личность остается полноценным субъектом пе­дагогического процесса, создателем и творцом данных моделей и реализу­емых ими программ, осуществляющим опосредованное взаимодействие с обу­чающимися с помощью технических средств. От его мастерства, общей и профессионально-педагогической культуры, уровня развития профессио­нальных способностей зависит педагогический процесс, эффективность функционирования педагогической системы. На уровне системы конкретного учреждения образования таким субъектом выступает весь педагогический коллектив.

Педагогическая деятельность любого уровня начинается с диагностики: изучения и анализа исходного состояния педагогической системы: возможностей учащихся и своих собственных возможностей, имеющихся ресурсов, результатов ее предыдущего этапа развития. Затем осуществляется целепола­гание: выстраивание педагогом своей профессиональной концепции (системы взглядов), которая содержит его целевые установки: осознание им целей и за­дач воспитания и обучения в целом, целей и задач данн­ого учебного заведения и конкретизация их на уровне своего собственно­го предмета, курса. Общая структура целей педагога представ­ляет собой иерархию целей: общегосударственные цели – цели определенного учреждения образования – цели обучения и воспитания конкретного класса и ученика.

Общегосударственная цель - это социальный заказ системе общего среднего образования, сформулированный в государственном общеобразовательном стандарте. На основе этой глобальной цели ведется аттестация выпускников как итог работы учебного заведения.

В современной образовательной ситуации, когда социальный заказ недостаточно четко определен и сформулирован и существует целый ряд концепций воспитания и обучения, когда возрастает роль самого учебного заведения в определении стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса, педагогические коллективы школ все чаще разрабатывают и создают модели выпускника своего учебного заведения, опирающиеся на избранную ими концепцию и имеющиеся в их распоряжении человеческие и материальные ресурсы. В связи с этим возникает необходимость формиро­вания методологической культуры педагогов, позволяющей осущест­влять целеполагание на высоком теоретическом уровне, на основе анализа сложившейся социально-экономической ситуации, а так­же потребностей и возможностей данного учреждения образования.

Осознанное целеполагание определяет отбор содержания обучения и воспитания, форм, методов и технологий реализации поставленных целей, создание соответствующих педагогических условий, в число которых входят: организационные, направленные на создание актив­ной развивающей среды и культурно-образовательного пространства, организацию де­ятельности учащихся; материальные - техническое обеспечение учеб­но-воспитательного процесса; психологические - построение межличност­ных и деловых отношений, адекватных заданным педагогическим целям.

Наконец, результативно-рефлексивный компонент педагогической дея­тельности включает анализ и оценку ее результатов, при этом критерии оценки эффективности педагогической системы должны соответствовать за­данным целям и задачам.

Основные компоненты педагогической деятельности, обеспечивая ее целостность, в то же время отражают ее многофункцио­нальный характер, что позволило исследователям выделить данные компо­ненты как самостоятельные деятельности, определить составляющие их действия, освоение которых учителем обеспечивает профессиональную умелость и компетентность. На основе анализа существующих подхо­дов (Н.В.Кузьмина, Е.И.Рогов, В.А.Сластенин) выстраивается следующая система данных деятельностей и действий (табл.2):

Виды педагогической деятельности и соответствующие им педагогические действия

Виды педагогической деятельности

Педагогические действия

Прогностическая – предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса.

7. Педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогический процесс.

Педагогическая деятельность представляет собой организованный, целенаправленный, координированный процесс, направленный на воспитание, обучение и образование человеческой личности. Результатом педагогической деятельности является гармоничная, всесторонне развитая, эмоционально устойчивая, социально адекватная личность, способная к самообучению и самовоспитанию. Педагогическую деятельность можно рассматривать как взаимосвязь следующих компонентов: подготовка и систематизация материала для осуществления педагогической деятельности; стимулирование и пробуждения интереса учеников к различным видам деятельности, в том числе совместной; установление необходимого для успешного взаимодействия контакта педагога с воспитанником. В осуществлении педагогической деятельности непосредственное участие принимают учитель и ученик. Учитель, являясь субъектом этой деятельности, имеет свои взгляды на методы воздействия, ученик же, являясь конкретным человеком, обладающим своими индивидуальными особенностями, тоже влияет на педагогическую деятельность, определенным образом воспринимая ее воздействие. Совокупность этих факторов влияния на учебно-воспитательный процесс называется стилем педагогической деятельности, отражающим специфику методов воздействия и взаимодействия. Определяющим звеном в выборе стиля является все же педагог, так как он представляет собой управляющую, руководящую сторону совместной деятельности. Обычно, учитель, в зависимости от своих представлений о том, что является результатом выполненной работы, придерживается того или иного стиля. Содержание педагогической деятельности может быть разработано с ориентиром на протекание процесса обучения, результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.

Для достижения намеченных целей в воспитании, обучении и образовании необходим скоординированный, управляемый, тщательно разработанный процесс, который называется педагогическим. В ходе педагогического процесса происходит поэтапная переработка опыта, знаний и усилий педагога в заранее намеченные личностные качества ученика. Необходимым условием педагогического процесса является его целостность. Под целостностью понимается сохранение всех составных частей процесса. Сущность педагогического процесса состоит во взаимосвязанной совокупности обучения, образования и воспитания, направленной на достижение единой цели по формированию гармонично развитой личности. Все составляющие педагогического процесса находятся в тесной взаимосвязи, не теряя при этом своей автономности, особенностей, присущих только этому внутреннему процессу. Так, доминирующей функцией воспитания является воспитание, функцией образования – образование, а функцией обучения, соответственно, обучение. Но невозможно стать образованным человеком, не получив при этом должного воспитания, процесс обучения вообще теснейшим образом связан с воспитанием и образованием, осуществляя развивающую деятельность и познавательную активность человека. Осуществляя педагогический процесс, необходимо четко выделять ту часть педагогического воздействия, которая доминирует на текущий момент. При обучении, где основной целью является передача ученикам определенных знаний, педагогу нужно четко осознавать, что приобретенное в процессе обучения будет иметь непосредственное влияние на воспитание, а особенно самовоспитание человека. Воспитание человека во многом определяет его отношение к образованию, рождает мотивацию к последнему, формирует цели, в которые может входить так же стремление к получению образования. Педагогический процесс должен быть контролируемым. На каждом этапе и по каждому направлению контроль происходит соответствующими методами, имеющими свою специфику. Каждый из внутренних процессов преследует одну общую глобальную цель – формирование личности, обладающей заданными качествами, присущими ему методами, способами и использованием специально подготовленных материалов.

Педагогическая система представляет собой взаимосвязь всех компонентов, методов, процессов, направлений и других составляющих частей, направленных на достижение разнообразных педагогических целей. Если налаженное взаимодействие всех компонентов остается стабильным в условиях постоянных изменений внутренней структуры и частых нововведений, то говорят о существовании системы. Когда внешние и внутренние колебания различных факторов нарушают налаженное взаимодействие, система рушится и на ее месте может возникнуть другая система с другими, присущими ей свойствами. Педагогическая система, как и любая другая характеризуется полным совпадением целей и результатов. Цели, результаты, а так же педагогический процесс, выступающий в роли связующего звена исходных данных и конечного продукта, являются основными компонентами педагогической системы. Педагогическая система характеризуется технологичностью, что означает устойчивую внутреннюю организацию системы, имеющую в основе управления определенную логику, а не простой набор взаимосвязанных данных.

Читайте также: