Что такое джадидизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Арабским словом джадид (буквально новый), впервые были названы те, кто под влиянием педагогических идей Исмаила Гаспринского (1851-1914), выдающегося крымско-татарского просветителя, открывал новометодные школы, где преподавались не только религиозные, но и светские науки 1 .

Несмотря на это, вместе с новометодной школой в Туркестан проникли идеи Гаспринского, который со страниц своей газеты обращался к мусульманским народам России, внесшим большой вклад в развитие мировой цивилизации, а ныне живущим в условиях отсталости и невежества, призывал их стать образованными и культурными людьми.

«Льдина – ях, часы – соат, хлеб – нон,

В ее же книге об отце приведен еще такой, не менее красноречивый, но страшный факт: оказывается, в августе 1915 г. кушбеги, вызвав к себе 50 бухарских джадидов, под угрозой наказания взял у них расписку, что они не будут читать вышеназванные газеты.

Таким образом, несмотря на угрозы как со стороны русской администрации края, так и местного управления и духовенства, джадидизм начиная с конца Х1Х века стал формироваться как единственно прогрессивное, ставившее перед собой великую цель — вывести народ из отсталости в экономическом, социальном и культурном областях жизни и реформировать социальные устои общества.

Царская власть была заинтересована в том, что некогда могущественое узбекское государство продолжало существовать как три ханства – Кокандское с центром в Ташкенте, Бухарское и Хивинское. Во главе джадидского движения стояли: в Ташкенте — Мунаввар кары Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Убайдулла Ходжаев, в Самарканде — Махмудходжа Бехбуди, Абдукадыр Шакури, Саидахмад Сиддики-Аджзи, в Бухаре – Фитрат, Файзулла Ходжаев, Садриддин Айни, в Ферганской долине – Хамза, Ибрат, Чулпан, а в Хиве – Палваннияз Ходжи Юнусов и Баба Ахун Салимов. Они были пионерами во всех джадидских начинаний. Не ограничиваясь открытием новометодных школ в Туркестане, но и инициируя отправления молодежь учиться и получать высшее образование в России, Турции, Египте и Западной Европе. Ведь обученные в лучших восточных и европейских университетах или медресе молодые люди, овладев как светскими, так и религиозными науками, могли верно служить народу и родине в качестве врачей, инженеров, юристов, агрономов, религиозных и государственных деятелей.

Пафос этой книги Фитрата, как и цель и все задачи джадидизма заключаются том, чтобы в корне изменить и улучшить жизнь этого несчастного, необразованного, дикого и бедного народа, просвещая его.

Таким образом, программа джадидов, главных носителей просветительских идей в конце Х1Х – начале ХХ веков в Туркестане, заключалась в следующем: во-первых, провести реформу мусульманского народного образования и подготовить высококвалифицированных специалистов по жизненно важным отраслям культуры, науки и техники; во-вторых, с их помощью развивать экономику, промышленность и сельское хозяйство Туркестана, превратить его в один из высокоразвитых в культурном, научном и техническом отношении краев России; в третьих, поднимать жизненный уровень народа, улучшить его благосостояние; в-четвертых, образовать национальный капитал, способствовать увеличению числа богатых и состоятельных людей, и, наконец, в-пятых, с помощью квалифицированных местных кадров изменить инфраструктуру общества, т.е. провести коренизацию государственного аппарата, что было бы большим и важным шагом в образовании в Туркестане независимого узбекского государства.

Значение движения джадидов определяется не только тем, что они реформировали мусульманскую устаревшую систему народного образования, но были так же зачинателями национальной печати, литературы и театра. Они были поистине великими людьми, опередившими свою эпоху.

Зачинателями этой новой литературы были Фитрат и Чулпан. Честь преобразования узбекского стихосложения и в целом узбекской поэзии принадлежит именно им: они первыми отказались от традиционного стихотворного размера аруз и обратились к бармаку, поэтическому размеру, характерному устной народной поэзии. Стихотворения, написанные этим размером, воспевающие идеями патриотизма и свободолюбия, оказали большое влияние на сознание народных масс. Просветительские, антиколониальные и свободолюбивые идеи джадидизма нашли свое яркое воплощение не только в поэзии, но и в жанрах прозы.

В проекте не обойдено вниманием и просвещение, основное поле деятельности джадидов.

«Джадидизм, — писал Файзулла Ходжаев, имея ввиду бухарское джадидское течение, — переживал своего рода кризис в 1914-1915 гг., когда под давлением двойной цензуры были закрыты издававшиеся газеты и усилились придирки эмирской администрации к легальным обществам.

Этому способствовал и другой момент. …по возвращении своем с учебы – из Константинополя и Оренбурга – многие ученики не были согласны со своими прежними учителями – старыми деятелями джадидизма… Они требовали выдвижения политического момента, точной формулировки политических задач…

Лучшие представители джадидизма, а их немало, служили народу и родине. Вся их жизнь была отдана великой исторической миссии — просветить угнетенный народ, показать ему дорогу к счастливой и зажиточной жизни, воспитать в нем чувство собственного достоинства, чувство хозяина той земли, на которой жили его предки и на которой они живут. Джадиды были во всех отношениях передовыми людьми своего времени.

М.Бехбуди, много путешествовавший по странам мира, изучивший государственную структуру не только восточных, но и европейских стран, в своих учебниках давал краткие сведения о них, деля их на три группы, исходя из того, какой у них государственный строй: 1) монархический, 2) конституционно-парламентский и 3) республиканский. Он, гражданин Бухарского эмирата, хорошо знал, что монархическое государство не может дать народу счастье и свободу, поэтому всей душой поддерживал своих коллег, когда они видели Туркестан как конституционно-парламентское государство 11 .

Мне кажется, что воспоминание супруги Гафура Гуляма о выдающемся узбекском поэте в какой-то мере проливает свет в то, каким был Чулпан, и какими были джадиды.

Да, они были передовыми людьми своего времени. Если бы советская власть не уничтожила, М.Бехбуди, Фитрат, Чулпан, Абдулла Кадыри могли создать такие высокохудожественные произведения, которые могли обогатить сокровищницу не только узбекской, но и мировой литературы.

Интерес к джадидизму, проявляемый сейчас, объясняется прежде всего тем, что представители этого движения ставили перед собой цель просветить народ и вывести его на уровень высокоразвитих народов мира, построить передовое во всех отношениях общество, государство, основанное на незыблемых принципах гуманизма и демократии. Вся их деятельность в этом направлении является примером для нынешнего поколения узбекистанцев. Законы рыночной экономики, диктующие и культуры, пропаганде которых посвятили свою жизнь джадиды. Наоборот, именно сейчас, когда наша страна вошла в мировое сообщество, нужны культурные, эрудированные, высококвалифицированные специалисты, самоотверженный труд которых превратит Узбекистан в одну из высокоразвитых стран мира.

ДЖАДИДИЗМ (от араб. усуль аль-джа­дид - но­вый ме­тод) - общественно-политическое движение за обновление исламской культуры и общества среди российских мусульман Крыма, Поволжья и Урала, Кавказа и Средней Азии 1880-1920-х годов.

На­ча­ло дви­же­нию по­ло­жи­ла ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния (вве­де­ние но­во­го зву­ко­во­го ме­то­да обу­че­ния гра­мо­те в на­чаль­ных шко­лах-мек­те­бах, ес­те­ст­вен­ных дис­ци­п­лин и класс­но-по­уроч­ной сис­те­мы обу­че­ния в мед­ре­се). При этом пре­по­да­ва­ние бы­ло пе­ре­ве­де­но с араб­ско­го и пер­сид­ско­го на род­ной язык, ко­то­рый стал отдельным учеб­ным пред­ме­том. Сто­рон­ни­ки джадидизма (джа­ди­ды) кри­ти­ко­ва­ли му­сульманских тра­ди­цио­на­ли­стов-ка­ди­мов, вы­сту­па­ли за пе­ре­смотр ос­нов ис­лам­ско­го зна­ния с учё­том тре­бо­ва­ний со­вре­мен­но­сти (см. Ид­жти­хад), раз­ви­тие нау­ки, из­да­ние га­зет и жур­на­лов на род­ном язы­ке. Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов и Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 года джа­ди­ды вы­дви­га­ли по­ли­тические тре­бо­ва­ния куль­тур­но-ре­лигиозной ав­то­но­мии му­сульманских на­ро­дов Рос­сии, часть из них стре­ми­лась к объ­е­ди­не­нию му­суль­ман на ос­но­ве пан­ис­лам­ской и пан­тюрк­ской общ­но­сти.

Куль­тур­но-про­све­ти­тельное те­че­ние в джадидизме соз­дал крым­ско­та­тар­ский про­све­ти­тель и пуб­ли­цист Ис­ма­ил-бей Гас­прин­ский. По­ли­тическое те­че­ние в джадидизме к началу XX века воз­ник­ло в По­вол­жье. Джадидизм ис­пы­тал влия­ние идей татарских ре­фор­ма­то­ров XVIII века. Абд ан-На­си­ра аль-Кур­са­ви, Му­рат-мул­лы и Ба­тыр­ши, а так­же му­сульманских ре­фор­ма­то­ров Ближ­не­го Вос­то­ка конца XIX - начала XX веков Джа­маль ад-Ди­на аль-Аф­га­ни, Му­хам­ме­да Аб­до и др.

Джадидизм ока­зал влия­ние на про­цесс се­ку­ля­ри­за­ции куль­ту­ры и об­щественной жиз­ни му­сульманских ре­гио­нов Рос­сии, за­вер­шив­ший­ся в хо­де советских куль­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний.

Издания:

Гас­прин­ский И. Рус­ское му­суль­ман­ст­во. Сим­фе­ро­поль, 1881;

Ва­ли­дов Дж. Очерк ис­то­рии об­ра­зо­ван­но­сти и ли­те­ра­ту­ры та­тар. М.; П., 1923.

(с арабского джадид — новый), просветительско-реформаторское, общественно-политическое, модернистское движение мусульман Поволжья, Крыма, Закавказья и Средней Азии во второй половине XIX – начала XX вв.

Содержание

Джадидизм как явление в процессе формирования вызвал ожесточённые споры в татарском обществе. Прогрессивная часть интеллигенции видела в нём интеллектуальную и идеологическую силу, способную вывести татарское общество из многовекового застоя. Татарские традиционалисты усмотрели в этом движении серьёзную опасность для мусульманского сообщества, поскольку, по их мнению, джадидизм привнёс в общество свободомыслие и вольнодумство, граничащие с атеизмом.

Аспекты джадидизма

Подходы к пониманию джадидизма

В постсоветском обществоведении в Татарстане наметились два подхода к пониманию джадидизма: в соответствии с первым он считается эффективной формой возвращения ислама в общественную и духовную жизнь народа, надёжным заслоном против проникновения в республику чуждых религиозных течений; второй отражает настороженное отношение к возможностям джадидизма возродить религиозные традиции, поскольку само это явление заключало в себе слишком много идеологических и политических установок, направленных на ревизию ислама и способных разрушить основы традиционной исламской уммы. Если одни склонны рассматривать джадидизм всего лишь как реформирование системы образования путём создания новометодных медресе , то другие видят в нём сущность татарского варианта ислама. Основная часть исследователей становление и формирование главных принципов джадидизма связывает с деятельностью И.Гаспринского, отдавая тем самым предпочтение просветительско-образовательной направленности этого течения. Ряд специалистов, подчёркивая политические-идеологические аспекты в содержании джадидизма, считает, что его становлению способствовала деятельность Мурада- муллы и имама Батырши. Есть также мнение о том, что у истоков джадидизма стоял видный религиозный деятель А.Курсави, сводящее содержание этого явления к мусульманскому реформаторству.

Тенденции развития татарского общества

В конце XVIII–XIX вв. в общественно-политической жизни татарского общества определяющими были три тенденции:

  • традиционализм,
  • мусульманское реформаторство,
  • модернизм.

Традиционализм стремился к сохранению устоявшихся основ мусульманского сообщества, реформаторство было направлено на защиту мусульманского общества путём стимулирования в исламе процессов, которые делают его способным отбирать и адаптировать к своим ценностным нормативам элементы культуры, поведения, психологии, политической жизни, не являвшиеся характерными для него раньше. Исходная посылка модернизма: социально-политическая ситуация в России и духовное состояние самого татарского общества показали острую необходимость восстановления интеллектуальной и политической силы мусульманской уммы. Это, в свою очередь, требовало модернизации экономических отношений, системы образования, объединения политических сил.

Переплетение реформистского и модернистского направлений в татарском обществе было связано с тем, что в условиях невозможности возрождения каких-либо политических институтов у татар в качестве фактора социально-культурной интеграции, сплачивающего общество, выступил ислам как форма коллективного сознания. Тем не менее, реформаторство и модернизм — это два различных направления, отражавшие интересы разных социальных групп и слоёв. Реформаторство в татарском обществе берёт начало от Г.Курсави, Г.Утыз Имяни, модернизм — от муллы Мурада и Батырши, которые во главу угла ставили проблему политического обустройства татарского общества. Более целостное воплощение джадидизма находит в деятельности и трудах И.Гаспринского; в связи с этим его становление справедливо связывают с реформой системы образования.

Мусульманское образование, благодаря общественно-политической ситуации, в которой оказались мусульмане России, определило основные направления модернизма: в условиях XIX в. развитие образования было единственно возможной формой духовного обновления и возрастания интеллектуального потенциала общества. Кроме того, новые социальные силы нуждались в кадрах, способных проявить себя в условиях формирующихся капиталистических отношений в российском обществе. Функционирование системы мусульманского образования во многом зависело от благотворительных организаций и фондов, заинтересованных в конечных результатах реформы образовательной системы.

Центры джадидизма

Представители джадидизма

Крупные представители джадидизма в Татарстане — Ю.Акчура, Г.Баруди, Г.Буби, Дж.Валиди, Р.Ибрагимов, Ф.Карими, С.Максудов, Ф.Туктаров.

Литература

Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1931;

Батыев С.Г. Татарский джадидизм и его эволюция // История СССР. 1964. № 4;

Ислам в татарском мире: История и современность. Казань, 1997;

Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1997;

Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. Казань, 1998;

Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке. Казань, 2003;

Lazzerini Edward J. Ismail Bey Gasprinskij and Muslim Modernism in Russia, 1878–1914. Wash., 1973;

Lazzerini Edward J. Ethnicity and the Uses of History: The case of the Volga Tatars and Jadidism // Central Asian Survey. 1982. Vol.1, № 2/3;

Azade-Ayse Rorlich. The Volga Tatars. California, 1986;

Kanledere A. Reform within Islam. The Tajid and Jadid Movement among the Kazan Tatars (1809–1917). Conciliation or Conflict? Ist., 1997;

Khalid A. The Politics of Muslim Cultural Reform: Jadidism in Central Asia. Berk. and Los Ang., 1998;

Противоположные джадидизму тенденции в мусульманской среде отражает кадимизм.

В XIX веке среди российских мусульман — преимущественно среди поволжских и крымских татар, башкир, казахов и других народов, придерживающихся ханафитского мазхаба — развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, которое получило название джадидизм.

В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин

Идеологами джадидизма были просветители (Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Исмаил Гаспринский, Муса Бигеев, Ризаэтдин Фахретдинов, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Зайнулла Расулев), прогрессивные представители татарской буржуазии (братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С. Назиров и Г. Хакимов из Уфы) и мусульманского духовенства (З. Камалетдинов, К. Закир, А. Абубакиров)

Связанные понятия

Шакирд — студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения.Шакирды обычно изучают основы ислама и арабскую графику, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию. Нередко, в их учебную программу входят и светские дисциплины, такие, как иностранные языки, арифметика, география, история и т. д.

Мулла́ (араб. مُلَّا‎ от араб. مَوْلَى‎ — господин, повелитель, владыка) — знаток и служитель мусульманского культа. В Российской империи муллами часто называли всю совокупность существующих мусульманских духовных лиц, иногда учителей медресе и просто грамотных людей.

Ишан (перс. ایشان‎‎ , чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда.

Упоминания в литературе

Таким образом, кадимизм ориентировался на сохранение традиционного средневекового миллета с максимально возможной степенью автаркии от Российского государства и общества, а джадидизм – на создание нации мусульман России или отдельных наций (например, татар) по образцу европейских наций при параллельном создании конституционного правового государства в России. И кадимизм, и джадидизм были ответами татарского общества на модернизацию Российского государства и общества, начатую Александром II. Кадимизм во многом был вызван к жизни неадекватным учетом религиозных особенностей мусульман со стороны Российского правительства во второй половине XIX в. и ограничением монополии мусульманского духовенства в сфере образования. Поэтому лозунгом кадимистов было возвращение к ситуации второй половины XVIII – первой половины XIX в.

Связанные понятия (продолжение)

Ахунд (азерб. Axund; перс. آخوند‎), ахун — в Азербайджане, Иране и Российской империи звание мусульманского учёного высшего разряда, аналог арабского кади. До 1788 года ахунды являлись главами духовенства даруг (областей) и городских общин и именно через них царские власти взаимодействовали с имамами. Три первых муфтия ОМДС также ранее были ахундами. Должность ахундов зачастую была связана с конкретным родом и (или) регионом. Так, первый приход Уфы и должность ахунда города были традиционно связаны.

Буха́рский эмира́т (перс. امارت بخارا‎ Amārāt-i Bukhārā; узб. Buxoro Amirligi) — узбекское государство, существовавшее с 1753 по 1920 год в Средней Азии на территории современных государств Узбекистана, Таджикистана и части Туркмении. В его состав также временно входили территории северного Афганистана и округа Туркистана в южном Казахстане. Правопреемник Бухарского ханства и часто назывался так же. Официальное название государства было Бухарское государство. Термин эмират используется в академической.

Пантюрки́зм — культурное и политическое течение, распространённое в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которого лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века. Движение началось среди тюрков в Крыму, изначально стремившихся объединиться c тюрками Османской империи.

Бухарская народная советская республика (БНСР; узб. Buxoro Xalq Sho'ro Jumhuriyati, тадж. Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро, перс. جمهوری خلقی شوروی بخارا‎) — государство, возникшее после ликвидации Бухарского эмирата 2 сентября 1920 года.

Хиви́нское ха́нство (узб. Xorazm, حارذم , Xiva Xonligi) — принятое в русской исторической традиции название Хорезмского государства в период его существования (1512—1920). Само государство всегда именовало себя как Хорезм, а Хивинским ханством стало называться у российских историков в честь своей столицы — Хивы. Хивинское ханство, наряду с Бухарским ханством (Бухарским эмиратом) и Кокандским ханством, было одним из трёх узбекских ханств.

Кокандское ханство (узб. Qo'qon xonligi; перс. خانات خوقند‎) — узбекское государство со столицей Коканд, существовавшее с 1709 по 1876 на территории современного Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района (Восточного Туркестана). В период наибольшего расцвета занимало около 820 тыс. км². Кокандское ханство наряду с Бухарским ханством (Бухарским эмиратом) и Хивинском ханством является одним из трёх узбекских ханств.

Мангыты (узбеки) - тюрко-монгольское племя, упоминаемое как узбекское начиная с XV века. В 1756-1920 годы узбекская династия мангытов правила в Бухарском эмирате.

Има́м (араб. إمام‎ — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой‎) — в исламе — предводитель молитвы и духовное лицо, которое заведует мечетью; титул, который носят наиболее выдающиеся богословы и религиозные авторитеты; ду­хов­ный и свет­ский гла­ва все­го му­сульманского со­об­ще­ст­ва; гла­ва има­ма­та гор­но­го Да­ге­ста­на и Чеч­ни в XIX веке и других государственных образований.

Хати́б (араб. خطيب‎ — проповедник, оратор) — мусульманское духовное лицо, проводящее пятничную молитву (джума-намаз).

Ходжа́, Кожа́ (от туркм. Hoja, перс. خواجه‎; тадж. хӯҷа, каз. қожа, узб. xo'ja, уйг. خوجا) — в Средней Азии человек, ведущий своё происхождение от арабских миссионеров ислама. Клич —Алла́!

Суфи́зм или тасаввуф (араб. التصوف‎) — течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют су́фиями.

Буха́рское ха́нство (перс. خانات بخارا‎; узб. Buxoro xonligi) — узбекское государство, существовавшее с 1500 по 1785 год в Центральной Азии на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Казахстана, Афганистана, Кыргызстана, Ирана, Китая.

Махалля́ или Махалла́, также Гуза́р (азерб. Məhəllə; араб. محلة‎; бенг. মহল্লা; дари محله; перс. محله‎; тадж. Маҳалла / Гузар; тур. Mahalle; туркм. Mahalla; узб. Mahalla; уйг. مەھەللە; урду محله‎; хинди मोहल्ला) — название части города в некоторых странах с преимущественно мусульманским населением. Обычно махалля — размером с квартал, жители которого в некоторых странах осуществляют местное самоуправление.

Таджикская литература (тадж. Адабиёти тоҷик) — литература на таджикском языке. Таджикскую литературу можно считать продолжением классической персидской литературы. Прежде всего и в основном это связано с культурной и исторической близостью таджикского народа с персами и другими ираноязычными народами Ирана, а также языковой близостью таджикского и персидского языков. Таджикская литература — пример видоизменения классической персидской традиции в новых исторических условиях.

Пир (перс. (پیر‎ — старец) — в суфизме руководитель тариката (братства), святой, а также могила, где похоронен пир.

Узбе́кский язы́к (самоназвание: Оʻzbek tili, Ўзбек тили, араб. алф.: ئۇزبېك تیلى) — тюркский язык, государственный язык Республики Узбекистан, региональный язык в восьми северных провинциях (вилоятах) Афганистана. Кроме того, распространён в Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркменистане, России, Турции и других странах. Диалектичен, что позволяет отнести его к разным подгруппам. Является родным и основным языком для большинства узбеков.

Всеросси́йский съезд мусульма́н состоялся 1—11 мая 1917 года в Доме Асадуллаева в Москве. Помещение для проведения съезда предоставил сын Асадулаева. Данный съезд был своего рода продолжением четырёх Всероссийских мусульманских съездов, которые проходили нелегально в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге в 1905—1906 и 1914 годах. Разница в нумерации связана с тем, что после Октябрьской революции 1917 года было принято решение с 1917 года заново начать нумерацию съездов. Инициатором проведения съезда.

Хан Бухарского ханства (Бухарский хан) (узб. Buxoro xoni) — высшая государственная должность в Бухарском ханстве в 1500—1785 годы.

Кишла́к (азерб. qışlaq; башк. ҡышлау; каз. қыстау; каракалп. қышлақ; кирг. кыштак / кыштоо; тат. кышлау; перс. کشاورزی‎; тадж. қишлоқ / деҳа; туркм. gyşlak; узб. qishloq) — постоянный сельский населённый пункт, в некоторых странах зимовка или зимнее жильё. Во многих тюрских языках кыш/киш/гыш - зима. Термин применяется в Азербайджане, в странах Средней Азии и Афганистане. Первоначально обозначал место зимовки кочевников. В русском языке произошёл из тюркских языков. В древности кишлаки окружались.

Аштарханиды, Джаниды (узб. Ashtarxoniylar, узб. Joniylar) — узбекская правящая династия в Бухарском ханстве, средневековая мусульманская династия правителей Мавераннахра и Южного Туркестана происходившая от астраханских ханов из дома Джучи. Пришли на смену династии Шейбанидов, с которыми были связанные по женской линии.

Мюри́д (араб. مريد‎ — последователь, ученик‎) — в суфизме, ученик, находящийся на первой (низшей) ступени посвящения и духовного самосовершенствования. В более широком употреблении этот термин может обозначать суфия вообще и даже просто рядового мусульманина.

Ми́нги, средневековое племя, образованное вначале как военная единица (минг - тысяча), с XVI века упоминаемое на территории Мавераннахра как узбекское племя. В 1709-1876 гг. правящая узбекская династия в Кокандском ханстве.

Чагата́йский язы́к (Джагатайский язык), чагата́йский тюрки́, староузбекский (جغتای — jaĝatāy или ترکی — Turkī; узб. ﭼﯩﻐﻪتاي, chigʽatoy tili, чиғатой тили; уйг. چاغاتاي تىلى, чағатай тили; ср. Чагатай) — средневековый среднеазиатско-тюркский письменно-литературный язык, достигший наибольшего оформления и единообразия как язык классический в тимуридских уделах Мавераннахра во 2-й пол. XV—XVI вв.

Буха́рская Социалисти́ческая Сове́тская Респу́блика, сокращенно Буха́рская ССР или БССР — государство-преемник Бухарской Народной Советской Республики (БНСР), существовавшая всего 40 дней. Столицей и крупнейшим городом государства являлась Бухара, откуда и произошло название самой республики. Остальные крупнейшие города республики: Карши, Термез, Чарджуй, Куляб, Душанбе и Шахрисабз.

Суфизм в Казахстане (каз. сопылық) впервые появился в XI—XII веках и в наше время распространён в основном на юге страны.

Исламский социализм — термин, введенный различными мусульманскими исследователями и политиками. Социалисты-мусульмане полагают, что учение Корана и пророка Мухаммеда совместимо с принципами социальной справедливости, свободы и равенства.

Пантатаризм (pantatarisme) — термин, введённый для обозначения тенденций начала XX века в культурном и политическом движении мусульманского населения Российской империи под главенством татар.

Расширение арабской империи после смерти пророка Мухаммеда привело к созданию халифатов, которые занимали обширную географическую область, и обращение в ислам распространялось, благодаря миссионерской деятельности. Эти ранние халифаты с мусульманской экономикой и торговлей и последующее расширение Османской империи привели к распространению ислама вне Мекки — до Атлантического и Тихого океанов — и созданию мусульманского мира. Торговля играла важную роль в распространении ислама в различных частях.

Мухаммед Парса (1345, 1348 или 1355, Бухара — 1419 или 1420, Медина) — мусульманский богослов, представитель ханафитской школы и суфийский мистик, принадлежавший к братству накшбандийа (и ставший его фактическим лидером), а также учёный-правовед.

Государственная идеология Исламской Республики Иран Исламская республика Иран была провозглашена с окончанием Исламской революции, 1 апреля 1979 года.

Ислам в Белоруссии был изначально привнесён татарами-липками в XIV—XVI веках, в настоящее время мусульманская община страны также включает мусульманских иммигрантов. При проведении переписи населения 2009 года респондентам вопрос об отношении к религии не задавался, однако численность этносов, для которых традиционной религией является ислам, составляла около 30 тыс. человек.

Ваххаби́зм (от араб. الوهابية‎ — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).

Читайте также: