Организация как открытая и закрытая система кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Открытость и свобода рынков (для всех форм собственности, любого производителя).

2. Соблюдение государством законов свободного рынка.

3. Наличие необходимых ресурсов всех видов.

4. Наличие развитой инфраструктуры.

5. Наличие правовых гарантий.

6. Доступность и полнота информации.

7. Ограниченность искусственных монополий.

8. Наличие совершенной конкуренции.

Особенности рыночной системы хозяйствования

1. Децентрализованное планирование.

2. Ослабление вертикальных связей.

3. Усиление горизонтальных связей.

4. Усиление демократических начал.

5. Свобода предпринимательской деятельности.

6. Плюрализм собственности.

7. Ресурсно-затратный механизм хозяйствования.

8. Реальная безработица.

9. Внедрение принципов фискального федерализма.

10. Реальная инфляция.

11. Многообразие форм хозяйствования.

12. Ликвидация уравниловки.

13. Реальная конкуренция.

Сущность и характерные черты предприятия

Предприятие характеризуется следующими общими чертами:

1. Производственно-техническое единство.

2. Территориальное единство.

3. Организационное единство.

4. Экономическое единство.

Предприятие – как система. Открытые и закрытые системы

Структурно и функционально предприятие соответствует представляет совокупность структурно и функционально взаимосвязанных и целенаправленно взаимодействующих элементов (подразделений).

Следовательно, предприятие может характеризоваться структурой предприятия и необходимыми для функционирования структур функциональными обязанностями.

Предприятие - есть система, организованное множество целенаправленно взаимодействующих элементов (подразделений).

Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.

Различаются системы закрытые и открытые.

Закрытая система возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Её главная характеристика заключается в том, что она игнорирует эффект внешнего воздействия, не принимает энергии от внешних источников и не даёт энергию внешней среде, имеет малую применяемость.

Открытая система признаёт динамическое взаимодействие с окружающим миром. Напр. организации получают сырьё и человеческие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов См. рис.1. пром организация как система.

Разграничение систем на открытые и закрытые не является жёстким. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры. Рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации её элементов и усложнением структуры. Напр.

Предприятие растёт, создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.

Открытые системы имеют одну из таких черт – это признание взаимозависимости между системой и внешней средой. См. рис.2 внешняя среда организации.

Рис.1. Промышленное предприятие как открытая система

Рис.2 Внешняя среда предприятия. (SWOT-анализ, PEST-анализ)

Открытые системы постоянно получают информацию из внешней среды. Это помогает приспособиться и позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению отклонений параметров системы.

Поведение членов предприятия может рассматривается как её внутренняя среда см. рис.3 . На предприятии постоянно возникают проблемы, могущие изменить её положение. Чтобы все её элементы действовали и были разумно скоординированы, необходимо непрерывное поступление ресурсов.

Производственный аппарат изнашивается, технология устаревает, материалы нужно пополнять, работники увольняются. Чтобы обеспечить жизнеспособность организации, эти ресурсы необходимо, не прерывая производственного процесса, заменять элементами равной производительности. Другие внутренние проблемы возникают из-за недостатков взаимодействия и скоординированности разных участков организации.

Выходная продукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, что позволяет повторять производственный цикл. Полученные доходы должны быть соответствовать расходам на оплату кредитов, труда рабочих и погашения займов, если цикличность устойчива и обеспечивает жизнеспособность предприятия.

Люди Цели Структуры

Технико-технологическая Система социальной

Объект управления Субъект управления

Рис. 3.Внутренняя среда предприятия (SWOT-анализ, COPS-анализ)

Открытые системы добиваются согласования двух, часто конфликтных стратегий. Действия по поддержанию сбалансированности системы обеспечивают взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, предотвращает резкие изменения, которые могут разбалансировать систему.

Организационная система может достичь своих целей, используя различные комбинации ресурсов и стратегий.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Содержание работы

Свойства открытых систем
Свойства закрытых систем
Сущность закрытой системы организации
Сравнение закрытых и открытых систем организации
Литература

Содержимое работы - 1 файл

открытые и закрытые системы 2.doc

Открытые и закрытые системы.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Понятие закрытой системы порождено физическими науками. Здесь понимается, что система является самосдерживаемой. Закрытая система, как это становиться по названию - отграничена от окружающего мира. Взаимодействие происходит только внутри системы между ее структурными компонентами. Ее главная характеристика в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию своему внешнему окружению. Закрытая организационная система имеет малую применяемость. Степень разграничения открытой или закрытой систем меняется в рамках систем. Открытая система может стать более закрытой, если контакты с окружением уменьшаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация.

Закрытые системы в чистом виде игнорируют любые внешние эффекты и в идеале не должны ничего получать и ничего отдавать. Для большинства организаций такое существование невозможно. Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды.

Основная черта действующих систем в том, что происходит изменение. Как внутри системы, так и между системами происходит перераспределение энергии, информации и ресурсов. Данные операции обмена в теории систем называются Флуктуации (колебания). Как вода течет туда, где ниже, так и все обмены происходят на основе трех принципов:

· При обыкновенных условиях перераспределение ресурсов происходит из мест с большей плотностью в места с меньшей плотностью.

· Производимые изменения зависят не только от количества перемешенных ресурсов, но и от разности градиентов между местами откуда и куда перемещают, и от скорости перемещения.

· Движение в обратном направлении определенного ресурса (оттуда, где меньше, туда, где больше) возможно, если в более глобальном масштабе происходит выравнивание градиентов.

Результатом всех перераспределений между элементами закрытой системы через определенный промежуток времени будет равномерное и однородное состояние. Наступает гибель системы.

Закрытость и открытость систем бывает разной степени выраженности. Абсолютно закрытая и абсолютно открытая системы - это достаточно абстрактные понятия. Даже в сложнейших научных экспериментах и при особых природных обстоятельствах (глубоко в космосе, в центре звезды) достижение абсолютно открытого или закрытого состояния невозможно.

Возможны как бы промежуточные состояния: мнимо открытая и мнимо закрытая система. Мнимость проявляется в том, что обладая внешними признаками одного типа, на самом деле система относиться к другому типу. Организация, исповедующая принципы - мы сами себе все сделаем, осуществляет взаимодействие с окружающим миром. А СССР, сообщавший всем, какой он открытый, в действительности был гораздо более закрытым. И как и следовало ожидать - развалился.

Закрытая система более стабильна, так как не подвержена изменениям при взаимодействии с окружением.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.

Свойства открытых систем

 Наличие цикла событий.

 Обратная связь. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью.

 Открытым организационным системам присущ динамический гомеостаз. Все живые организмы проявляют тенденцию к внутреннему равновесию и балансу. Процесс поддержания самой организацией сбалансированного состояния и называется динамическим гомеостазом.

 Открытые организационные системы характеризуютсядифференциацией - тенденцией к росту, специализации и разделению функций между различными компонентами, которые формируют данную систему. Дифференциация - это ответ системы на изменение внешней среды.

 Эквифинальность. Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.

Свойства закрытых систем

· Устойчивость. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для повышения устойчивости работы, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже — добавлять новые. На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.

· Адаптивность. Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.

· Централизованность. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. Живые организмы, например, функционируют под руководством центральной нервной системы. В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях — администрация, аппарат управления; в стране — государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности единого руководства из центра последний передает часть властных полномочий автономиям, происходит децентрализация управления.

· Обособленность. Обособленность означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления. Способствуют обособлению и противоречия целей и интересов, процесс распределения прибылей между частями целого. Часто наблюдаются процессы обособления персонала в неформальные группы на основе личных связей, симпатий, общих взглядов и черт характера, близкого уровня образования, этнической принадлежности, возраста, должностного положения и т.д. Процессы обособления частей системы являются малоизученными и представляют интерес для исследователей.

· Совместимость. Под совместимостью понимается взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне государства как крупной системы возникают проблемы совместимости национальной экономики с экономиками регионов, отраслей. В России, например регионы-доноры, имеющие в своем распоряжении больший объем природных ресурсов или высокоэффективные производства, вынуждены отдавать в центр большую часть прибылей (в форме налоговых отчислений), которые впоследствии направляются на нужды дотационных регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока, что приводит к возникновению центробежных тенденций, дезинтеграции, различным противоречиям и конфликтам. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.

· Синергичность — однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы. Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами её компонентов.

· Целостность — первичность целого по отношению к частям; появление у системы новой функции, нового качества, органично вытекающих из составляющих ее элементов, но не присущих ни одному из них, взятому изолированно.

· Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.

· Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится е последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозазисимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления -главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

Сущность закрытой системы организации

Для организации свойственен циклический характер функционирования. Выходная продукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, что позволяет повторять цикл. Доходы, полученные заказчиками промышленных организаций, должны быть достаточно адекватными для оплаты кредитов, труда рабочих и погашения займов, если цикличность устойчива и обеспечивает жизнеспособность организации.

Следует подчеркнуть и то, что организационные системы предрасположены к сокращению или распадению на части. Поскольку закрытая система не получает энергию и новые вложения из своего внешнего окружения, она может со временем сокращаться. В отличие от нее открытая система характеризуется негативной энтропией, т.е. она может реконструировать саму себя, поддержать свою структуру, избежать ликвидации и даже вырасти, потому что имеет возможность получать энергию извне в большей мере, чем отдает наружу.

Закрытыми системами организации традиционно являются решения отдельных производителей. Такие решения фокусируются на продукции одного конкретного производителя и часто приводят к дорогостоящему техническому обслуживанию и сервисным услугам, а также к ограниченным возможностям при расширении системы. При использовании закрытых систем ограничена совместимость с системами и устройствами других производителей. Всё это приводит к возникновению, так сказать, "островов автоматизации". Зачастую такие системы имеют встроенные шлюзы фирмы-производителя, которые переводят информацию или фильтруют её и, таким образом, поддерживают решения, реализуемые с устройствами данной фирмы. Клиент оказывается связанным с оборудованием и продуктами одной конкретной фирмы на весь срок службы системы.

Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества.

Сравнение закрытых и открытых систем организации

Открытые системы организации имеют опубликованный промышленный стандарт и этот стандарт принят ведущими производителями. В закрытой системе организации стандарт продвигается одной определённой фирмой и принят лишь ограниченным количеством производителей.

В открытых системах организации работают устройства различных производителей, а в закрытых системах могут быть объединены продукты лишь одного производителя или ограниченного числа производителей.

В открытых системах организации нет необходимости в услугах инженера для обеспечения коммуникации. Обычно применяется технология маршрутизации. В закрытых системах необходимы комплексные инженерные работы для обеспечения коммуникации. Обычно используются проприетарные шлюзы.

В открытых системах организации над одним проектам работают несколько интеграторов и используют несколько типов графических пользовательских интерфейсов на одну систему. В закрытых системах над проектом работает только один интегратор и используется один единственный графический пользовательский интерфейс на одну систему.

В открытых системах организации различные источники для конкурирующих совместимых продуктов. В закрытых системах один единственный источник или ограниченное количество источников продуктов.

Техобслуживание системы в закрытых системах организации проводится только одной определённой сервисной службой, а в открытых различными сервисными службами.

У закрытых систем организации в распоряжении лишь один инструмент или ограниченное количество инструментов, которые предназначены для устройств только одного производителя, у открытых система сетевого менеджмента для электроинсталляций различных производителей.

Архитектура сети у закрытых систем организации логическая многоярусная, у открытых- логическая плоская.

В открытых системах организации возможность расширения с помощью "прозрачных" маршрутизаторов. ограниченные возможности расширения, отсутствует маршрутизация.

В закрытых системах организации объёмное использование шлюзов как к установленным ранее, так и к новым системам. В открытых системах нет необходимости в шлюзах за исключением шлюзов к ранее установленным системам.

В закрытых системах организации допускаются решения только одного единственного производителя, а открытых системах допускаются решения независимых системных интеграторов.

История теорий организаций выдвинула четыре представления об организации: они основываются на четырех видениях. Это не просто абстракции об организации. Это определенные мировоззренческие позиции, представляющие все аспекты организационной жизни.

Четыре типа организационных систем по Р. Килманну (Kilmаnn R.H. A tipology of organization tipologies: toward parsimony and integration in the organizational science):

  • Закрытая социальная система – Команда;
  • Открытая социальная система – Адхократия;
  • Закрытая техническая система – Иерархия;
  • Открытая техническая система – Фирма.

2. Иерархия или закрытая техническая система

Сильная сторона этой модели состоит в том, что иерархия обеспечивает стабильность и предсказуемость. В иерархии большое внимание уделяется измерению, документации и управлению информационными процессами. Люди выполняют точно определенные роли, ожидается, что они будут следовать правилам. Основное вознаграждение, которое получают люди, работающие в иерархии – это чувство безопасности, уверенность в завтрашнем дне. Иерархии наиболее успешны, когда выполняемые задания понятны для работающих, знакомы им и временной фактор не является важным. От менеджеров в иерархии ожидается выполнение двух основных ролей: контролера и координатора.

От контролера требуется знать, что происходит в подразделении, следить за тем, чтобы люди соблюдали правила и справлялись с порученной работой вовремя. Контролер знает все факты и детали, он хорош в количественном анализе, выполнении отчетов и бумажной работы, обработке текущей информации, проведении инспекций, проверок, корректировки отчетов.

От координатора ожидается умение наладить структуру работы и циклические процессы. Человек в этой роли является надежным, но и зависимым. Координатор разрабатывает рабочие планы, расписания, координирует усилия работников, занимается технологией, логистикой, содержанием помещений в порядке. Он стремится не допускать критических, кризисных ситуаций.

3. Фирма – открытая техническая система, инновативная организация

Структуру организации, ориентированную на постоянно изменяющуюся и в то же время прогнозируемую, управляемую окружающую среду, Г. Ансофф и Р. Брандербург назвали “инновативной организацией”. В ней часто используются матричные структуры – гибрид жесткой технической и мягкой адаптивной систем.

Чаще всего такие организации в настоящее время называются фирмами. В фирме организационная система воспринимается как рациональное экономическое орудие. Наибольшее внимание уделяется проблемам прибыли и выполнению заданий в срок. В основе функционирования фирмы лежит теория рациональных действий, в соответствии с которой постановка ясных и правильных целей приводит к более эффективной работе. Внимание уделяется формулировке задач, созданию планов. Люди получают инструкции и задания от решительного, авторитетного руководителя. Он же и распределяет вознаграждение тем, кто хорошо справляется с работой. Если работники не справляются с работой – их увольняют.

От руководителя в этой модели- организации ожидается выполнение ролей директора и режиссера. От директора ожидается планирование, постановка цели и решительность. Он выделяет наиболее актуальные проблемы, анализирует альтернативные варианты решений, устанавливает промежуточные цели, определяет роли и задания, правила и политику, оценивает качество выполнения работ и дает инструкции.

От режиссера ожидается направленность, прежде всего, на задание. Он вовлечен в работу, сфокусирован на ней, высоко мотивирован и вносит в организацию свою энергию, увлеченность, стремление к достижениям. Он принимает на себя ответственность за завершение выполнения работ и показывает всем пример своей личной высокой продуктивности. Обычно его энергия заражает людей, повышает их производительность.

4. Адхократия или открытая социальная система

Эффективность подразумевает не материальную продуктивность, а адаптированность, быстрое реагирование на окружающую среду, соответствие общественным ожиданиям, долговременно функционирование.

Ситуация и окружение здесь описываются в терминах динамичности и неопределенности, непредсказуемости и гетерогенности.

В качестве технического базиса выступают нетрадиционные технологии и формы организации труда. Монопрофильную квалификацию работников сменяет многопрофильная.

Механизмы контроля за поведением работников в открытой социальной системе отличаются гибкостью и демократизмом. Контроль основан на профессиональных нормах, стандартах и ценностях. Подобного рода механизм получил название космополитической ориентации у А. Гоулднера. (цит. по Кравченко К.А., 1994., С.201) Главные цели (рост, стабильность, исследование) подразумевают заботу о выживании организации в конкурентной среде в противоположность ориентации на продукцию и оказание услуг, как это происходит в закрытой технической системе. Процесс принятия решений, по преимуществу стратегического типа, в неопределенной, постоянно меняющейся среде часто основывается на риске и интуиции. На первое место в открытой социальной системе выходят личность и стиль лидерства, а не формальные нормы и жесткие правила. Особое значение приобретают управленческие группировки – кланы. Поскольку в открытых организациях таких группировок несколько, оптимальный лидерский стиль – кооперация, союз, консультации, а не доминирование. Культура клана обретает четкие формы благодаря профессиональным нормам поведения.

Множество степеней свободы, характеризующих поведение индивидов в организации, означает, что они получают возможность влиять на конечные результаты ее деятельности.

Индивидуальные ценности, желания, мотивы приобретают институциональное значение и играют гораздо более важную роль в принятии решений, чем в закрытых системах. Принято считать, что в открытых системах индивидуальные потребности играют более активную роль, чем в закрытых.

Сильная сторона этой модели состоит в том, что она поощряет и благоприятствует адаптивности и изменениям. Большое внимание уделяется нововведениям, творчеству, то есть, осуществлению того, что не делалось ранее. В таких организациях людей не контролируют, но вдохновляют на постоянное изменение, которое необходимо, чтобы адаптироваться и выжить в динамичной среде. Люди участвуют в коллективной попытке сделать что-то важное. Задача мотивировать людей – не возникает. Люди вовлечены, само задание является некоторым интересным вызовом их способностям и возможностям. Если им удается осуществление новации, вслед за этим следует признание и приток внешних ресурсов. Организации типа адхократии наиболее успешны, когда задачи не ясны и когда их следует выполнить срочно. Менеджеры в открытых системах должны играть роли новаторов и брокеров.

Как новатор менеджер должен способствовать адаптации и изменениям. Тщательно впитывая сигналы внешней среды и выделяя важные тенденции, новатор обдумывает ситуацию и создает проект изменений. В отличие от контролера, который занимается дедукцией фактов, от новатора ожидается, прежде всего, индуктивная стратегия. Он должен уметь использовать свою интуицию, озарения и находки. В этой роли менеджер должен быть творческой личностью, умным мечтателем, который предвидит будущее и умеет вообразить и представить людям то нововведение, которое вдохновит людей, покажется им необходимым и желательным.

Система, которая активно взаимодействует с внешним окружением, требует от руководителя умений играть роль брокера. Брокер занят внешней политикой, получением ресурсов извне, поддержанием внешней законности. Он должен быть тонким политиком, уметь убеждать, оказывать влияние, обладать – властью. Для него важны имидж, внешность и репутация. Он встречается с людьми, не работающими в организации, представляет интересы компании, занимается маркетингом, налаживает и осуществляет связи. Он должен уметь выступать. И все это для того, чтобы получить необходимые ресурсы, которые помогут организации выжить.

5. Команда – закрытая социальная системе

Команда демонстрирует неформальный тип интеграции, главным образом, благодаря групповым процессам. Акцента подобной системе перенесен с взаимоотношений организации и среды на межличностные взаимоотношения, с проблемы изменения на проблему лояльности (Kilmann R.H., 1983, р.540).

Критерием эффективности в закрытой социальной системе являются успешность решения внутренних, человеческих проблем, формирование социальной интеграции и приверженность сотрудников целям организации. Каждая организация – рассматривается как неповторимая, обладающая уникальной комбинацией человеческих качеств, характеризуется своеобразным микроклиматом и историей. Если сочетание факторов окружающей среды подчиняется вероятностным законам и анализируется статистическими методами, то уникальные качества людей требуют особых способов познания.

Технология рассматривается в закрытой социальной системе как условие межличностной коммуникации. Она тормозит, облегчает, определяет потоки информации, решения, мнения, слухи, действия и т.п. Коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную. Ее направляет присутствие (даже мыслимое) другого, на которого ориентировано социальное действие. Структура такой системы описывается в терминах неформальной организации. К элементам структуры относят повторяющиеся способы взаимодействия людей. Структура изменяется, когда организация набирает новый персонал. Это исключительное свойство неформальной организации, так как формальная не претерпевает изменений в случае замены одних индивидов на других.

Механизм контроля в закрытой социальной системе основан на групповых нормах и социальном давлении на тех, кто их нарушает. Она описывается в терминах групповой динамики, нормативной структуры группы, группового консенсуса. Сплоченность группы прямо связана с исполнительностью. В сплоченной группе, нормы которой благоприятствуют высокой производительности труда, качество исполнения лучше, напротив, в сплоченной группе, нормы которой сдерживают рост производительности труда, оно хуже (Kilmann, 1983, р.542).

Цель закрытой социальной системы – поддержание и развитие неформальных групп. Процесс принятия решений ориентирован на человека и группу, на их участие рядовых сотрудников в управлении. Лидерский стиль считается оптимальным, если ориентирован на “человеческие отношения”.

С возрастанием роли человека и человеческих отношений появилась эта модель организаций, в которой важность придается сплоченности, достижению консенсуса и командной работе. В течение последних нескольких лет всех увлекает японский опыт работы в командах. В командах акцент делается на работе с человеческими ресурсами и развитии в вовлеченности людей в общее дело, их обязательствам друг перед другом. В центре внимания руководителя-умение людей делиться информацией и привлечение всех работников к принятию решений. Люди не рассматриваются как изолированные индивиды, но как сотрудники, члены общей социальной системы. У них общая доля в деле. Держась вместе, они испытывают чувство принадлежности и принятия друг другом. От руководителя ожидается выполнение двух ролей: фасилитатора и учителя.

Фасилитатор должен способствовать осуществлению коллективных усилий, уметь содействовать сплоченности и командной работе и разрешать межличностные конфликты. В этой роли руководитель ориентирован, прежде всего, на процесс. Он должен уметь включаться в межличностные разногласия и конфликты, и уметь способствовать их разрешению. Поддерживать моральных дух и психологический климат в коллективе, уметь привлекать к участию в совместной работе всех и облегчать групповое решение проблем.

Менеджер в роли учителя способствует развитию людей, заботится о них, обладает эмпатией. В этой роли руководитель должен уметь помогать людям, быть внимательным, деликатным, тактичным, доступным, открытым и справедливым. Он умеет слушать, поддерживает законные требования, выражает признательность и одобрение. Люди являются также ресурсами, которые необходимо развивать. Учитель помогает приобрести навыки, создает возможности для обучения, оказывает помощь в создании индивидуальных планов личностного и профессионального роста.

6. Выводы по типам организаций

На первый взгляд эти модели кажутся не связанными друг с другом и академичными, но это не так. Они глубоко взаимосвязаны. Выберите любую из них и она окажется противоположной одной из четырех и дополняющей две другие. Например, модель фирмы противоположна модели команды, но она также, как модель иерархии ориентирована на внутренние процессы и на модель открытых систем. Аналогично адхократия противоположна иерархии, но дополнительна к двум другим моделям.

Во вторых, эти модели представляют собой четыре различных мировоззрения. Отдельные организации не укладываются точно в одну из моделей, наоборот, в организации есть все, но можно выделить и увидеть четыре этих аспекта. Поэтому менеджеры должны играть все эти роли, одновременно учитывать и уравновешивать противоречивые требования, которые представлены каждым набором этих ожиданий. Так как теории менеджмента должны быть внутренне непротиворечивыми, в них обычно не содержатся указания на эти парадоксальные, противоречивые требования, а выбирается преимущественно одно из направлений.

Читайте также: