Особенности игровой деятельности у детей с нарушением зрения кратко

Обновлено: 02.07.2024

4260 дн. с момента
открытия on-line центра

6. Особенности деятельности слепых и слабовидящих детей

Роль деятельности в компенсации дефектов зрения

  • В деятельности
    (прежде всего, ведущей в данный период развития)
    • формируются новые психические образования,
    • она создает зону ближайшего развития ребенка.

    Особенности формирования деятельности при дефектах зрения

    • Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно
      замедленное формирование различных форм деятельности.

    • двигательная сфера слепых и слабовидящих детей
      наиболее тесно связана дефектом и
      его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим.
      • В связи с этим
        активная и развивающая роль
        ведущей деятельности
        растягивается во времени.

      Динамика формирования деятельности

      • В возрасте до 3-ех лет наблюдается
        • значительное отставание в психическом развитии
          детей с нарушениями зрения
          из-за возникающих вторичных нарушений,
          проявляющихся
          • в неточных представлениях
            об окружающем мире,
          • в недоразвитии предметной деятельности,
          • в замедленно развивающемся
            практическом общении,
          • в дефектах ориентирования
            и мобильности в пространстве,
          • в общем развитии моторики.

          Формирование предметной деятельности (А.М. Витковская)

            замедленный темп формирования предметных действий,
            трудности переноса их в самостоятельную деятельность.

          • мотивацию деятельности и
          • понимание функционального назначения предметов.
          • Наблюдается значительное расхождение между
            • пониманием функционального назначения предмета и
            • возможностью выполнить
              конкретное действие с предметом.

            Принцип предметности, объект, субъект (А.Н. Леонтьев)

            • принцип предметности:
              предмет является объектом,
              на который направлено действие субъекта.

            Игровая деятельность дошкольников и младших школьников

            • Трудности слепых в овладении предметными действиями
              сказываются на формировании всех видов деятельности,
              в том числе и игровой.
            • у детей отмечается бедность игрового сюжета,
            • бедность содержания игры,
            • схематизм игровых и практических действий.

            Аспекты исследований игровой деятельности

            • ее положительная развивающая роль связана
              • с возникновением компенсаторных процессов
                (Л. И. Солнцева),
              • с формированием нравственных качеств
                (Э. М. Стернина, И. П. Чигринова),
              • с формированием предметных и игровых действий
                (С. М. Хорош),
              • с развитием зрительного восприятия
                (Л. И. Плаксина),
              • физическим развитием и
                развитием ориентации в пространстве
                (В. А. Кручинин, Р. Н. Азарян, В. П. Никитин),
              • с коррекцией и развитием средств общения
                (М. Заорска).

              Типы социального поведения детей в игре (Д.М. Маллаев)

              • Возникновение в процессе игры конфликтных ситуаций
                в значительной мере связано с трудностями
                • организации совместной игры,
                • контроля за действиями своих партнеров,
                • понимания функциональных отношений
                  при реализации взятой на себя роли,
                  с отсутствием специальных аксессуаров,
                  способствующих пониманию игровой ситуации.

                Совместная деятельность младших школьников (Р.А. Курбанов)

                  необходимость общения возникает в этом возрасте
                  в связи с условиями осуществления совместной деятельности,
                  требующей согласованных действий ее участников,
                  что для детей с нарушением зрения
                  представляет особенную трудность.

                Конструктивная деятельность слепых дошкольников

                • наиболее результативным способом
                  ее осуществления является
                  • усвоение правила конструирования
                    в процессе обследования образца и
                  • создание модели образца в умственном плане.

                  • Слепые дети всех возрастов
                    отстают от своих зрячих сверстников
                    по результативности выполнения таких заданий,
                    однако к концу дошкольного возраста
                    они начинают справляться с заданиями,
                    и именно способом мысленного оперирования образами,
                    работая в умственном плане и по правилам.

                  Учебная деятельность младших школьников

                  • Основа этого процесса — формирование готовности
                    сознательно и преднамеренно овладевать знаниями.

                    Когда слепой ребенок начинает действовать
                    из интереса к новым формам умственной деятельности и
                    у него появляется активное отношение к объектам изучения,
                    это говорит о возникновении
                    элементарных познавательных и учебных мотивов.

                  Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

                  Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

                  Особенности развития самостоятельной игровой деятельности

                  у детей с нарушением зрения

                  Вера Владимировна Лазаренко,

                  учитель-дефектолог,

                  высшая кв. категория

                  Для детей с нарушениями зрения дошкольного возраста, как и для нормальновидящих, наиболее активной само­стоятельной деятельностью является игра. Охватывая сензитивные периоды жизни детей с особенностями в развитии, игра повышает их абилитационные воз­можности, способствует коррекции и компенсации дефектов, свя­занных с нарушениями зрения.

                  Психическое развитие детей с нарушениями зрения, так же как и зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельно­сти, благодаря которой формируются новые психические образо­вания. Однако для детей с нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности, в том числе и игровой. Ограничение функций зри­тельного анализатора создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: в детских играх отмечается бедность сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий . Дефекты зрения усложняют свободное общение в процессе игровой деятельности. Практический опыт работы показывает, что именно в самостоятельной сюжетной игре дети с нарушением зрения имеют возможность проявить большую, чем в ка­кой-либо другой деятельности, самостоятельность.

                  В современной психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как многокомпонентное психическое об­разование, включающее в себя:

                  — способность ставить перед собой задачу,

                  — способность удерживать в памяти конечную цель дей­ствия и организовывать свои действия в русле ее достижения,

                  — способность соотносить полученный результат с исход­ным намерением.

                  В самостоятельной игровой деятельности для адекватного отображения реальных жизненных ситуаций в игре слабовидящему ребенку необходимо умение строить план своих действий, сюжет игры и свои отношения со сверстниками. Необходимые для этого представления и практические умения у слабовидящих детей могут быть обеднены, так как их формирование осуществляется в условиях недостаточности зрительной информации. Так, в процессе действия с игрушками дошкольники пытаются получить дополнительную информацию о предмете, об их функциональных свойствах. Наряду с этим, они чаще всего беспомощны при планировании своих совместных действий и без помощи педагога не приступают к совместной игре.

                  Опора на личный опыт детей мало чем обогащает совместные действия слабовидящих детей. Они словесно вспоминают, что делают родители дома, а воспроизвести эти действия в практическом плане затрудняются. Слабовидящие дети старшего дошкольного возраста находятся на более низком уровне развития совместных игровых и ролевых действий, приближенным к уровню развития детей с нормальным зрением среднего дошкольного возраста, которые не могут без реальных игрушек отобразить действия того или иного персонажа игры.

                  Если у нормально развивающихся дошкольников в старшем возрасте главное значение приобретает роль и ролевые действия, которые они стремятся выполнить даже при отсутствии конкретных предметов, используя для этого предметы-заместители, у слабовидящих же детей действия с игрушками остаются ведущими даже в старшем дошкольном возрасте. Вот почему в ситуации, где нет таких предметов, они выходят из взятой на себя роли, требуя конкретную игрушку в отличие от нормально видящих детей, действия которых с предметами-заместителями носят свернутый, обобщенный характер. Слабовидящие дети при этом стремятся к подробностям предметно-игровых действий. Это свидетельствует о том, что для слабовидящих детей старшего дошкольного возраста роль еще не становится основным мотивом игры, так как еще не сложились все необходимые предметно-игровые и ролевые действия. Недостаточность конкретно-предметного содержания в действиях с игрушками обуславливает и мотивы игры слабовидящих детей.

                  Процесс овладения предметно-игровыми действиями у нормально развивающихся детей сформировывается в основном к четырем годам, а на пятом году жизни для них притягательной становится роль в игре. Тогда как у слабовидящих детей этот процесс продолжает формироваться на пятом-шестом годах жизни. Интерес к действиям с игрушками продолжается и в период возникновения ролевых мотивов. Но так как предметно-игровые действия еще не сложились, игра по содержанию ролевых действий еще представляется упрощенной и значительно менее содержательной, чем у нормально видящих детей.

                  Также однообразными и неразвернутыми предстают совместные ролевые и игровые действия слабовидящих детей. Редко слабовидящие дети играют большими группами, объединенные одним сюжетом игры. Чаще всего это группы из двух-четырех человек, в отличие от нормально видящих детей, у которых группы доходят до пятнадцати человек. Если у нормально развивающихся дошкольников наблюдается стойкий и продолжительный интерес к одной и той же игре, они могут играть по нескольку дней подряд, то слабовидящие дети без напоминаний педагогов на другой день чаще всего не продолжают игры.

                  Если у нормально развивающихся дошкольников формирование игры проходит от накопления ими предметных впечатлений и овладения предметно-орудийными действиями до свертывания предметных действий и их интериоризации во внутренний воображаемый план при активном развитии опосредствованных опосредованных образов, то у слабовидящих этот процесс не только растягивается во времени, но в силу компенсаторной роли речевого развития, наряду с формированием предметной игры идет игра в словесном плане. При этом часто материалом игры являются услышанные детьми различные ситуации окружающей жизни. При этом дети просто воспроизводят это в словесном варианте игры.

                  Учитывая это, весьма важно формирование у этой категории дошкольников предметно-игровых действий, знакомство с функциональными свойствами предметов и обогащение представлений об окружающей действительности.

                  Становится очевидным, что в работе со слабовидящими детьми необходим специальный этап, направленный на формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, формирование предметно-игровых действий с игрушками и формирование умений строить сюжет игры.

                  Проведенный анализ развития самостоятельной игровой деятельности слабовидящих детей, позволяет сделать ряд важных выводов для организации коррекционно-воспитательной работы, направленной на формирование игровой деятельности слабовидящих детей и определение игры, как средства эффективного воздействия на ход развития слабовидящего ребенка.

                  Здесь важно заметить, что нельзя смотреть на игру детей с нарушениями зрения как на стихийно формирующийся процесс.

                  Для развития самостоятельной игровой деятельности у детей с нарушением зрения необходимо:

                  § Создание специальных условий. На начальных этапах для слабовидящих детей важна игрушка, реально отображающая предметы окружающего мира, удобная и привлекательная, вызывающая эмоциональный интерес ребенка, свободная при выполнении функциональных действий с ней. Чем больше известных детям действий можно изобразить с игрушкой, тем сильнее и устойчивее у них интерес к ней, стремление действовать с ней длительно сохраняется. От этого полнее и содержательнее становится выполнение игровых действий и роли. Надо помнить, что игрушка для ребенка с нарушением зрения часто служит дополнительным информатором о предметном мире, в процессе общения с игрушками у детей закрепляются представления о признаках и свойствах объектов окружающего мира. Многообразие условных ситуаций, которые могут создать и разыграть дети, с помощью образных игрушек, значительно расширяют и обогащают детские представления и способствуют развитию творческого воображения детей. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детям определенного возраста и уровня психомоторного развития, уровня зрительного восприятия.

                  § Специальные пропедевтические занятия. Программой С(К)ОУ 4 вида предусмотрено проведение специальных пропедевтических (предупреждающих) индивидуальных и групповых занятий по обучению игре, в задачу которых входят формирование действий с предметами и игрушками, спе­циальные наблюдения за деятельностью взрослых, тренировочные занятия по принятию роли, проигрывание отдельных ролевых си­туаций и объединение их в единый сюжет. Существенное место педагог отводит работе по формированию и обогащению сюжета ролевых игр путем наблюдения за жизнью и действиями взрослых, чтения художественной литературы, разыгрывания небольших инсценировок, сделанных по сказкам или на основе жизненных наблюдений.

                  § Преодоление и обогащение чувственной основы игры и вербализма – это специальная задача в развитии игры детей с нарушением зрения. Для этого про­водятся специальные экскурсии и наблюдения, в их ходе устанав­ливается связь между понятиями, которые до этого времени, воз­можно, носили чисто вербальный характер, и конкретными дей­ствиями, признаками, свойствами и явлениями. Обычно к трехлетнему возрасту, речевая деятельность ребенка значительно активизируется. Освоение действий с предметами начинает происходить на основе словесной регуляции собственных действий. Занимаясь с игрушкой или предметом, малыш проговаривает вслух, что он будет с ними делать. (При этом он может копировать интонации близких ему взрослых людей.) Проговаривание помогает ему слышать себя, свой голос, что стимулирует его к активным действиям, развивает наблюдательность. Ребенок следит за меняющейся обстановкой, за взрослыми, за другими детьми. Развитие ребенка приобретает качественно новое направление, в котором зрительное восприятие начинает активно взаимодействовать со слуховым, создается более прочная опора для развития наглядно-действенной и наглядно-образной форм мыш­ления. Если есть проблемы со зрительным восприятием, словесная регуляция собственных действий в полной мере не развивается: ребенок недооценивает их конечный результат. Слово не в полной мере соотносится с образом предмета, что и обусловливает определенные ограничения в развитии образной речи. Чтобы этого не произошло, нужно учить малыша системному, комплексному обследованию предметов с проговариванием, которое способствует формирова­нию анализирующего зрительного восприятия. Тогда слово станет направлять внимание ребенка на предмет, а затем управлять его вниманием.

                  § Специальное руководство игрой. Воспитатель и тифлопедагог, руководя игрой, учат детей с на­рушением зрения видеть окружающее и отображать увиденное в своих играх. Формируя эти умения, педагоги используют игру как форму организации детской жизни, учат строить сюжет, действо­вать с предметами, использовать предметы-заместители. На­пример, взрослый учит малыша опираться в деятельности на разные орга­ны чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), используя игровые действия. Необходи­мым условием возникновения самостоятельных форм детской игры является педагогическая помощь, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов совмест­ного взаимодействия в игре. Если у ребенка есть отклонения в зрительном восприятии, то многие компоненты, необходимые для развития игры, будут от него ускользать. И развитие игры может затормозиться и задержаться на уровне предметных действий. Игра — деятельность развивающая. Игры детей двух и шести лет различны и по форме, и по содержанию. Это различие определяет характер педагогического руководства игрой.

                  § Обучение общению со сверстниками и взрослым в игре. Воспитатель, играя с детьми, учит их отображать жизнь взрос­лых, формируя коррекционно-компенсаторные навыки и умения, с помощью которых дети с нарушением зрения смогут утверж­даться в среде сверстников. Как правило, дети не умеют играть с другими партнерами, кроме взрослого, который направляет его деятельность: показывает разные действия с предметами и игрушками, их последовательность; помогает подражать своим действиям.

                  Игра является эффективным средством преодоления недостат­ков развития личности ребенка с нарушением зрения. Формирование самостоятельной игровой деятельности слабовидящих детей требует целенаправленного воздействия педагога на всех этапах становления игры. Начиная с младшего и кончая старшим дошкольным возрастом, педагог является активным участником, помощником и руководителем детских игр. Чуткое, ненавязчивое участие детей к развитию не только игры детей, но направлено на всестороннее воздействие на личность слабовидящего ребенка.

                  Pavlova_IV

                  В век глобальной компьютеризации и информационных технологий проблема двигательной активность встает особенно остро, поэтому подвижные организованные игры являются не только средством развития двигательных качеств, но и сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания не только здоровых детей, но и детей с нарушением в развитии. Слепой и слабовидящий ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой. Нередки случаи, когда воспитатели, учителя - дефектологи и родители затрудняются в правильной организации подвижных игр детей с нарушением зрения. Поэтому сегодня, опытом своей работы проведения и организации таких игр для детей с нарушением зрения поделится Павлова Ирина Васильевна, воспитатель и учитель – дефектолог (тифлопедагог) в МОУ начальная школа - детский сад компенсирующего вида №2 Ворошиловского района города Волгограда. Данная сататья будет полезна воспитателям, работающим с детьми с нарушением зрения.

                  Краткий комментарий к статье от Ирины Васильевны:

                  "За свой многолетний стаж работы организовывала разные виды деятельности дошкольников, в том числе и с использованием различных современных способов сотрудничества с родителями воспитанников (творческие конкурсы, семинары-практикумы, родительские гостиные, смотры конкурсы, подижные игры. и т.д)."

                  Полезного чтения.

                  Подвижные игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого и слабовидящего ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов и врачей.

                  С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей я устанавливаю, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Мне необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом я учитываю и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.

                  Потеря зрения на основе органических нарушений замедлят физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания.

                  Поэтому для организации игровой деятельности я учитываю состояние остроты зрения ребенка, его предыдующий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость увелечь детей, заинтересовать их игрой, я выбираю увлекательную, знакомую детям игру, в которой все они могут принять активное участие. И наоборот, если дети чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной.

                  ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ.

                  Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для игры, я для слепых — использовую озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.); для детей с остаточным зрением и слабовидящих — подобраю яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, использую красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).

                  При использовании мяча в игре со слепыми детьми я подбираю мяч очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слепыми, и они скорее овладевают игрой с ним. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно проложив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета мяча зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, я использую мяч светлых тонов, если же освещение сильное, использую более темный мяч.

                  (Желательно использовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его).

                  Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

                  Большое внимание я уделяю выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения).

                  Такое оборудование игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха перед препятствиями. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должна быть однородной, так как даже незначительные неровности почвы являются ощутимой помехой для слепого ребенка. Для слабовидящих ориентировочные линии я обозначаю цветными мелками или полосками яркой ткани. С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (осязательными, слуховыми) играющих я знакомлю заранее, даю им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для безбоязненного передвижения по площадке.

                  Я, тем или иным сигналом (например, два длиндах свистка означают прекращение игры), ориентирую играющих, задаю нужное направление и предупреждаю об опасности. Звук использую как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.

                  В связи с тем, что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому я большое внимание уделяю дозировке физической нагрузки при играх. Эти меры безопасности дают мне возможность легко вводить ребенка в игру, помогают ему избавиться от комплекса неполноценности, обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала ребенка, создают положительный эмоциональный фон. Проведение совместных подвижных игр слепых и слабовидящих, детей с другой патологией и детей без патологии представляется на первый взгляд затруднительным.

                  Однако существуют варианты проведения и таких подвижных игр. Они нестандартны, поэтому в каждом отдельном случае приходится искать новые приемы, вносить в правила игры небольшие изменения, адаптируя игру для существующей группы.

                  Эти данные следует учитывать при определении физической нагрузки для детей, страдающих глаукомой.

                  В процессе игры (эстафеты) я веду постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, мне необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

                  • рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога;
                  • общее состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и др. заболевания);
                  • состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;
                  • наличие сопутствующих заболеваний;
                  • состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);
                  • способность ребенка ориентироваться в пространстве;
                  • наличие предыдущего сенсорного опыта;
                  • состояние и возможности сохранных анализаторов;
                  • состояние нервной системы.

                  При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы.

                  Подвижные игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

                  Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

                  Игра проводится вдвоем: взрослый (педагог, мама) и ребенок.

                  Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.) двух размеров (диаметром 25—30 и З—4 см).

                  • Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.

                  • В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.

                  Цель: развитие у ребенка способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

                  Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

                  Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

                  Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

                  * Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.

                  * Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.

                  * Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.

                  * Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

                  Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

                  Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.

                  Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.

                  • Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.
                  • Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад.
                  • Смена движений происходит по команде ведущего.

                  Цель: развитие слуховой памяти и меткости.

                  Игра проводится с группой из четырех и более детей.

                  Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.

                  Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.

                  • Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря).
                  • Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребенка.

                  Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.

                  Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок

                  Инвентарь: площадка без препятствий размером 5x5 метров, колокольчик.

                  Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот, в свою очередь, догоняет ведущего, ориентируясь на звук.

                  Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.

                  Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.

                  Инвентарь: озвученный мяч.

                  Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.

                  Консультация для воспитателей

                  Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
                  До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

                  Консультация для воспитателей "Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения". Содержание материала включает особенности игры детей с нарушением зрения и сами игры в доступной и понятной форме. Может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений и другими. Желаю успехов в работе!Консультация для воспитателей

                  Читайте также: