Анализ инклюзивного образования в школе

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Работа нашего педагогического коллектива по реализации инклюзивного образования началась с апреля 2015 года.

В настоящее время численный состав воспитанников МБДОУ – 154 ребёнка, функционирует 6 групп, из них 1 - комбинированной направленности. Контингент воспитанников с ОВЗ – 18 детей с ТНР и 1 ребёнок-инвалид с сочетанными нарушениями развития. Из общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья 16% воспитанников обучаются в ДОУ в рамках инклюзии.

В связи с этим, у педагогического коллектива возникли вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей?

При организации инклюзивного образования мы руководствовались следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

3. ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ

Рабочей группой МБДОУ были проанализированы методическая литература и опыт работы других образовательных учреждений по вопросам организации инклюзивного образования в ДОУ.

Для реализации инклюзивного образования нами была разработана следующая документация:

Положение о пилотной площадке по инклюзивному образованию для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Положениеоборганизации инклюзивного образования в образовательном учреждении;

Положение об адаптированных образовательных программах;

Положение о ПМПк;

Внесение изменений в Устав МБДОУ, отражающих возможность организации групп комбинированной направленности;

План введения и реализации инклюзивного образования;

План развития доступной образовательной среды;

Образовательная программа учреждения, отражающая основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющая соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;

АООП и АОП для детей с ОВЗ;

Письменные согласия родителей (законных представителей) на получение их детьми образования по адаптированным программам.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ началось с подготовки педагогического коллектива. Обучение проходило черезконсультации, семинары, курсы повышения квалификации. На уровне МБДОУ

На уровне района, города

Вопрос нормативно-правового регулирования функционирования групп комбинированной направленности рассматривался на вводном педагогическом совете, обсуждались должностные обязанности и взаимодействие воспитателей со специалистами. Был утвержден план введения и реализации инклюзивного образования в МБДОУ.

Далее анализировалась информация о вновь поступающих детях, проводились индивидуальные собеседования с родителями. При согласии родителей получать образование по адаптированной образовательной программе, оформлялось письменное заявление.

Информация по реализации инклюзивного образования в МБДОУ была предоставлена родителям на первом собрании. Родителям былоразъяснено понятие инклюзии, формы работы с детьми, а также были представлены специалисты, работающие с детьми с ОВЗ. В нашем учреждении на сегодняшний день работают 2 учителя-логопеда, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Также, работа с родителями осуществлялась по следующим направлениям:

Оформление информационных стендов, родительских уголков.

Участие в мероприятиях ДОУ (выставки, акции).

Накаждого ребёнка в рамках ПМПк МБДОУ были разработаны адаптированные образовательные программы, которыебыли утверждены на педагогическом совете учреждения, был определен ведущий специалист. Ведущий специалист определялся исходя из рекомендаций ПМПК. Каждый ведущий специалист ведёт карты развития по каждому ребёнку, куда вносятся личные данные ребёнка, заключения ПМПК, АОП, материалы мониторинга. Эти материалы предоставляются затем для ПМПК.

Следует отметить, что освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. В данном случае специалисты, работающие с ребенком, проводят внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществлялся в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Мониторинг проводилсячерез:

Анализ продуктов деятельности

Анализ карт развития

Использование специализированных диагностических комплексов

По результатам мониторинга проводилась корректировка адаптированной образовательной программы.

Эффективность работы площадки:

По итогам ПМПК мы видим повышение уровня речевого развития детей с ТНР и положительную динамику развития у выпускника со сложным тяжелым множественным нарушением.

Помимо успешного освоения адаптированной образовательной программы дети были активными участниками выставок, организованных в ДОУ:

План введения и реализации инклюзивного образования в МБДОУ №104на 2015-2016 год.

№ Содержание работы Сроки Ответственные

1. Подготовка нормативных документов по вопросам организации инклюзивного образования (разработка положения по организации инклюзивного образовании, локальных актов, внесение изменений в Устав МБДОУ и т. п.) Август - сентябрь Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

2. Формирование доступной среды для детей с ОВЗ (Обеспечение учебно-методическими комплектами, паспорт доступности, план развития доступной среды) Август-сентябрь Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

3. Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ на основе мониторинга актуального уровня развития. сентябрь Ст. воспитатель, педагоги, специалисты

4. Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ В течение года Педагоги, специалисты

5. Создание системы научно – методического сопровождения педагогов : - участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;

- изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по организации инклюзивного образования детей;

- подбор и разработка методических рекомендации по вопросам организации инклюзивного образования. В течение года Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

6. Заседания ПМПк с целью корректировки АОП и мониторинга развития детей с ОВЗ (плановые и внеплановые) Сентябрь, январь, май Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию, педагоги, специалисты

7. Консультативная деятельность (консультирование родителей, педагогов ДОУ района по вопросам инклюзивного образования) В течение года Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию, педагоги, специалисты

8. Проведение мониторинга уровня удовлетворенности услугой родителями (анкетирование) май координатор по инклюзивному образованию

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

Анализ учебной практики по ПМ О1 10.12.15 -Наблюдение и анализ проведения режимных моментов, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья.

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является.

Опыт работы по апробации краткосрочных образовательных практик (КОП) по ФГОС Опыт работы по ФГОС по апробации Краткосрочных образовательных практик (КОП) В настоящее время, сфера образования в Российской Федерации.

Проблемы инклюзивного образования в детском саду Статья Степанишина Ирина Павловна ГБДОУ ЦРР детский сад№23 г. Санкт-Петербург Проблемы инклюзивного образования в детском саду Проблема.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Под инклюзивным (включающим) образованием школа-интернат понимает такое образование, которое дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни детского коллектива . Только и нклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Образование детей инвалидов, обучающихся с ЗПР, обучающихся с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы-интерната № --- базируется на определенных принципах и направлено на развитие способностей, необходимых для общения. Р ебенок рассматривается как человек, ценность которого не зависит от его способностей и достижений. Каждый способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, ведь люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений , эти дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. От этого жизнь ребенка становится разнообразной, а разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В условиях общеобразовательной школы специалисты помогают детям. Педагоги стремятся к тому, чтобы эти дети получили полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. В школе созданы специализированные классы, т. к. именно учебный план для таких классов позволяет иметь дополнительные часы для коррекции имеющихся дефектов, для оказания этим детям необходимой поддержки

Образование детей инвалидов, обучающихся с ЗПР, обучающихся с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы-интерната № -- базируется на определенных принципах и направлено на развитие способностей, необходимых для общения. Психолого-педагогическая служба образовательного учреждения учитывает, как потребности , так и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Педагогический коллектив разрабатывает философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику, всесторонне планирует инклюзию, в процесс создания инклюзивной школы включаются педагоги, администрация школы и родители. Школа-интернат-это школа, в которой процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школы, воплощающие лучшее в образовании. Педагогический коллектив помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. (каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей).

Практика школы показывает успехи и преимущества инклюзивного обучения: повышение образовательного уровня детей в сравнении с обучающимися коррекционной школы, повышение их адаптивных возможностей, развитие речи, но и значительные трудности, которые заключаются в методическом обеспечении, финансировании и идеологии в целом. Инициаторами обучения выступили родители детей-инвалидов. Переход от медицинской к социальной модели понимания инвалидности на уровне родителей, лиц, принимающих решения в области образования и широкой общественности, способствует распространению этой практики, выработке единых стандартов обучения. Отказ от изоляции приведет к выравниванию шансов детей с ограниченными возможностями и, в конечном счете - реализации права на жизнь в обществе.

Программа выстраивается при анализе социального заказа , существующей ситуации в школе, выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые имеются в образовательном учреждении.

Большинство обучающихся школы имеют опыт общения с инвалидами, обучающимся с наращением интеллекта, готовы обучаться с этими детьми в одном классе, будут стараться оказывать им моральную поддержку, помощь в учебе, передвижении. Большинство опрошенных испытывают потребность в особых знаниях и умениях при работе с обучающимися, считают, что для работы с детьми данной категории нужна специальная профессиональная переподготовка. Администрация школы, педагоги и младший обслуживающий персонал готовы к принятию детей в учреждении, готовы к оказанию им моральной поддержки, помощи в учебе, развитии и передвижении.

Основную задачу работы коллектив школы видим в создании необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса. Основываясь на анализе сложившейся ситуации в окружающем школу социуме, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе реализовывать принципы доступности, непрерывности и вариативности образования, а в качестве приоритетных выделяет следующие направления деятельности школы:

Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования ;

- Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;

- Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

- Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);

- Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

- Сохранение и укрепление здоровья школьников;

- Компенсация недостатков дошкольного образования;

- Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития;

- Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

- Социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;

- Природосообразность образовательных задач, методов и методик как возможностям ребенка, так и общей логики развития;

- Развитие информационно-коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;

- Создание безбарьерной образовательной среды.

Используя традиционные для педагогического коллектива методы и приемы работы по повышению учебной мотивации обучающихся, опираясь на опыт работы школы в направлении социального проектирования, в рамках использования технологии инклюзивного образования педагогическим коллективом школы отрабатываются следующие аспекты:

- разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока;

- разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;

- организация работы междисциплинарной команды специалистов;

- создание системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;

- создание условий общей доступности образовательного учреждения.

Школа обладает достаточной базой для традиционного использования в учебном процессе информационных технологий : имеются компьютерный стационарный класс, кабинеты начальной школы. Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы программы. Педагог-психолог осуществляет постоянное динамическое наблюдение за обучающимися с ЗПР, детьми-инвалидами, обучающимися с нарушением интеллекта. Работа с остальным контингентом учащихся школы ведется по запросу или в порядке запланированных мероприятий.

Администрация и педагоги школы-интерната стремятся к созданию в общеобразовательном учреждении условий, обеспечивающих доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов. Ведется большая работа по совершенствованию системы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детям-инвалидам, а также родителям (законными представителям), испытывающим трудности в воспитании и обучении детей. В образовательный процесс внедряются новые коррекционные и педагогические технологии и программы, для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются методические рекомендации и пособия, обобщающие опыт развития инклюзивного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В МБОУ СОШ №38 в 2019-2020 учебном году обучается 821 детей, среди них (с заключением ПМПК) - 14 детей с различными нарушениями: 11 детей с задержкой психического развития и 4 детей со статусом ребёнок-инвалид, обучающихся на дому?

2. Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей ограниченными возможностями здоровья.

В рамках реализации инклюзивного образования в МБОУ СОШ №38 создана модель персонифицированной образовательной среды школы и организована система служб: психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогическая и психолого-педагогический консилиум. Выделены специалисты, наделённые полномочиями: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-деффектолог, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР. Работа осуществляется через тесное взаимодействие всех служб и специалистов на основе нормативно-правовой базы школы (программы, планы работы, графики, локальные акты, методические рекомендации).

Цель психолого-педагогического сопровождения: сделать доступным образование каждого ребенка с его уникальными возможностями и индивидуальными особенностями.

Задачи: предоставление непрерывной комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями; развитие социальной и коммуникативной компетентности для успешной социализации ребенка с ОВЗ; принятие ребенка с ОВЗ как равного всеми участниками образовательных отношений.

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-деффектолог и социальный педагог школы организуют систему диагностики по выявлению особых потребностей для детей с ОВЗ, составляется банк данных, организуется система индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся: подбор программ, соответствующих их уровню развития на основе решения ПМПК, составление индивидуальные коррекционно-развивающих программ, индивидуальных учебных планов, индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности, индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов.

Для осуществления успешной деятельности по реализации системы сопровождения детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №38 создана система профессионального развития педагога, которая включает в себя систему организационного обучения (система педсоветов, семинаров, методических совещаний), систему открытого психологического консультирования, систему стимулирования, систему профессиональных конкурсов, систему повышения квалификации.

Для успешного включения детей с ОВЗ в школьную жизнь включена работа с родителями, в которую вошли родительские лектории, собрания. Большое значение уделяется поддержке семьи, которая осуществляется через службу психолого-педагогического сопровождения (СППС) в социальной интернет-сети "инстограмм", "WhatsApp" через прямое и анонимное консультирование родителей. Огромное значение уделяется системе занятий, которые осуществляют педагоги и специалисты психолого-педагогической службы школы.

Большое значение для образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ имеет воспитательная система. Участие детей с ОВЗ в мероприятиях с учётом их возможностей и интересов: общешкольные праздники, методические недели, НПК и т.д.

Проектно-сетевое взаимодействие осуществляется на основе деятельности иных организаций, способствующих интеграции образовательного и воспитательного процесса и созданию пространства для социальных коммуникаций как условия успешной социализации.

Для создания комфортных условий в образовании детей с ОВЗ необходима огромная работа по формированию толерантности всех участников образовательной деятельности к детям с ОВЗ. Для этого в школе выстроена система мероприятий по формированию толерантности: социальных проектов, классных часов, общешкольных линеек, акций, деятельности волонтёрского отряда.

Анализ состояния доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов.

В настоящее время первостепенной управленческой задачей является совершенствование доступной архитектурной среды.

Все сотрудники школы прошли инструктаж по взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами.

Архитектурные условия перечислены на сайте школы.

Специальное оборудование:

Обеспеченность техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования:

Оборудован компьютерный класс: 10 рабочих мест обучающихся, одно рабочее место учителя, оборудованных ПК, объединенных в локальную сеть.

Все учебные кабинеты оснащены персональным компьютером (АРМ учителя), выходом в Интернет, мультимедийным проектором и экраном. Интерактивными досками оборудовано ? учебных кабинета, телевизорами и DVD-проигрывателями – ? единиц.

В школе функционирует единая локальная сеть с выходом в Интернет.

Дидактические материалы для коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-деффектолога имеются и постоянно обновляются.

Программно-методическое обеспечение инклюзивной практики.

. Методическое обеспечение

МБОУ СОШ №38 обеспечена учебниками с электронными приложениями, являющимися их со­ставной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.

Педагог-психолог и учитель-логопед, учитель-деффетолог обеспечены программами и методическими разработками для лечебно-профилактической и коррекционно-развивающей работы.

Программное обеспечение

Научно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса:

В МБОУ СОШ №38 реализуется модель инклюзивных классов, где учатся обычные дети и дети с ОВЗ используется в ?-ти классах в начальной и основной школе (там учатся дети с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи и дети-инвалиды).

Все дети с ОВЗ вовлечены в дополнительное образование: ?, также с ними проводятся индивидуальные коррекционные занятия педагогами, педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителем деффектологом. Дети с ОВЗ постоянно посещают все школьные и классные мероприятия. Решение о режиме обучения принимается индивидуально по каждому ребенку с учетом пожелания родителей и рекомендаций ПМПК.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Образовательное учреждение расположено в центре микрорайона ХБК. Находится на пересечении улиц? , вблизи остановок автобуса (доступны все виды общественного транспорта).

Территория МБОУ СОШ № 38 оборудована наружным освещением, тротуарами и подъездными путями, ограждением, наружным видеонаблюдением, системой охранной сигнализации, системой противопожарной сигнализации. У школы кабинеты которые оборудованы всем необходимым для воспитания и обучения детей с ОВЗ, логопедическим кабинетом и кабинетом педагога-психолога, которые используются в соответствии с расписанием занятий в работе соответствующих специалистов с детьми с особыми образовательными потребностями. Материально-техническое обеспечение логопедического кабинета и кабинета педагога-психолога соответствует требованиям.

Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, освещение и тепловой режим соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. В школе созданы условия для проведения мероприятий по оздоровлению и профилактике заболеваний обучающихся: медицинский кабинет, спортивный зал, школьный стадион. Для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения предусмотрено:

лестница 1 и 2 этажей оборудована перилами с одной стороны

доска со шрифтом брайля на входной зоне;

во всех помещениях, связанных с образовательным процессом установлено звуковое оборудование, предупреждающее о начале и конце урока, о пожарной тревоге.

Всё это позволяет создать условия для качественного предоставления образовательных услуг, обеспечить условия инклюзивного обучения.

Кадровое обеспечение:

Школа укомплектована следующими специалистами: социальный педагог, медицинская сестра, учитель-логопед, учитель-деффектолог и педагог-психолог.

Необходимо отметить высокий профессиональный уровень педагогов: ? педагогов имеют высшую квалификационную категорию, ? - первую. Педагоги школы (100%) прошли обучение по инклюзивной педагогики и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (в том числе, вновь прибывшие педагоги). У многих педагогов имеется многолетний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение.

При организации инклюзивного образования в школе от педагогов требуются знания особенностей школьников с ОВЗ и детей со статусом "ребёнок-инвалид", путей их профессионального сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. Помощь обучающимся с особыми образовательными потребностями направлена на повышение уровня их психофизического развития и социальной адаптивности. Такой комплексный характер помощи ребенку осуществляется с участием психолого-педагогического сопровождения. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ОВЗ и детей со статусом "ребёнок-инвалид" мы подразумеваем комплексную помощь в образовательном процессе, которую оказывают ребенку различные специалисты (педагог-психолог, социальные педагоги, учитель-логопед, учитель-деффектолог, школьные медицинские работники и т. д.), направленную на создание социально­психологических условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия с образовательной средой. В целом, психолого-педагогическое сопровождение - это интегрированная часть общего образовательного процесса.

При организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей со статусом "ребёнок-инвалид" в МБОУ СОШ №38 психолого-педагогическое сопровождение представляет собой сложный многоуровневый динамический процесс, предполагающий целостную, организованную и системную деятельность, направленную на создание условий для успешного мотивированного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Педагогический состав школы в работе с обучающимися используют различные технологии инклюзивного образования.

Для обучающихся с особыми потребностями созданы специальные условия: адаптированная основная общеобразовательная программа; система комплексного сопровождения (проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, сопровождение образовательного процесса, мониторинг развития ребенка, определение особых образовательных потребностей ребенка, комплексная диагностика на ППк, составление и реализация программ индивидуального развития); использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности (структурированное обучение, визуальная поддержка, адаптация заданий и учебного материала, активная предметно-практическая деятельность, использование специализированных методик ); адаптация системы оценки планируемых результатов освоения АООП; специальная организация образовательной среды; использование специальных технических средств; медико-реабилитационные и восстановительные мероприятия.

Для психолого-педагогического сопровождения в школе создана служба психолого-педагогического сопровождения (СППС), осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательных отношений в условиях проектирования персонифицированной образовательной среды.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-педагогическом консилиуме (ППк). ППк строит свою деятельность в соответствии с Уставом образовательной организации, договором с родителями, договором с городской психолого-медико-педагогической комиссией (ГПМПК), в которую в случае необходимости направляют ребенка для уточнения диагноза, определения формы и программы обучения и воспитания, решения вопроса о направлении в образовательную организацию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель школьного психолого-педагогического консилиума – выработка коллективного решения о содержании обучения и способах психолого-педагогического влияния на обучающихся.

Специалисты, участвующие в обследовании ребенка с ОВЗ образовательной организации, на коллегиальном заседании ППк обсуждают результаты диагностики, которые фиксируются в заключении ППк. Перед проведением ППк законные представители обучающихся заполняют пакет документов. Результаты коллегиального решения ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей), необходимых для прохождения дифференциальной диагностики отклонений в развитии ребенка в ГПМПК.

В индивидуальной психологической карте обучающегося с ОВЗ, индивидуальной карте сопровождения обучающегося с ОВЗ фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности обучающегося, результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей и коррекционной работе. После прохождения обучающимся ГПМПК, выдаётся заключение с решением о рекомендованной программе коррекционно-развивающего обучения; в школе составляется индивидуальная программа обучения, индивидуальная логопедическая коррекционная программа и коррекционно-развивающая программа педагога-психолога.

В индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы педагога-психолога были включены следующие направления: коррекция внимания, памяти, познавательной сферы, развитие прогностических способностей, формирование пространственных представлений, развитие и совершенствование ручной моторики, коррекция эмоционально-волевой сферы, характерологических деформаций, поведения и эмоциональной сферы средствами искусства.

В конце каждой четверти педагог-психолог проводит анализ выполненных работ, с результатами которых знакомят законных представителей.

Ещё одним из приоритетных направлений деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических, личностных, познавательных.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

В школе также постоянно проводятся методические семинары с педагогическим коллективом по использованию различных методов и приемов в работе с обучающимися с ОВЗ (психолого-педагогической и коррекционной направленности). Например: ?

В 2020 года нашей школе был присвоен статус базовой образовательной организации по работе с детьми с РДА.

Наличие в образовательной организации договоров о сетевом взаимодействии, социальном партнерстве.

Школа проявляет активность в сетевом взаимодействии с ресурсными организациями: ?

Школа сотрудничает также с учреждениями среднего профессионального образования с целью профориентационной работы.

Многие из ресурсных организаций проводят обучающие мероприятия с педагогами и специалистами школы, привлекают для обмена опытом с другими образовательными учреждениями, реализующими практику инклюзивного образования.


Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Оно обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех. Приспособление к различным нуждам разных категорий детей. Обеспечение доступа к образованию для детей с особыми потребностями.

В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только для детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную линию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей. Подражание является важным методом инклюзивного и интегрированного обучения.

История Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.

Практика работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. В этих случаях школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. Таким образом, назрела необходимость ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
    3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    4. Все люди нуждаются друг в друге;
    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
    8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения

Проблемы инклюзивного образования:

1.В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

2.Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования. Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки.

3.Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на работу в системе специальных школ.

4.Очень многие выпускники дефектологических факультетов (коррекционной педагогики и специальной психологии) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и непрестижности профессии учителя-дефектолога.

5.Особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии, но и ряда других (прежде всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов).

6.Развитию инклюзивного образования препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Особое место среди проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.

7.В России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. И только немногие дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует.

8.Большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в обычных классах.

9.Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в исследованиях эффективности инклюзивного образования

-критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их определяет; - как идентифицировать инклюзию в школе; - как зафиксировать изменения в развитии учащихся; - как сравнивать данные эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции детей – учащиеся с особыми потребностями и ограниченными возможностями.

10.Психологические проблемы учителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка.

12.Финансирование работы учреждения ориентировано не на ребёнка, а на вид учреждения.

13.Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ для детей-инвалидов (особенно с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения) что фактически лишает данных обучающихся возможность сдавать ЕГЭ и ставит их в неравное положение с другими абитуриентами.

Положительные следствия инклюзивного образования

Таким образом, для успешного развития инклюзии необходимо:

1.Большое значение должно придаваться инклюзивному воспитанию. Инклюзивное воспитание – это управление индивидуальным развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (личностная инклюзия) в воспитательном пространстве, среде, воспитательной системе образовательной организации.

2.Оказание ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими потребностями в детском саду.

3.Составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников и воспитанников.

4.Обеспечить доступность школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Признать права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства.

5.Обеспечить физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы: транспорт, пандусы, подъемники.

6..Провести реформы и изменения, направленные на благо всех учеников школы в целом.

7.Сформировать у учащихся положительное отношение к обучению. Ученик выступает в качестве главного условия личного роста, способствующего преодолению негативных особенностей эмоционально-личностной сферы и благодаря включению в успешные виды деятельности.

8.Развивать личность учащегося, учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого воспитанника.

9.Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса путем взаимодействия диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической, социально-трудовой деятельности. Начиная с детского сада.

10.Создание уютного, комфортного пространства для всех. Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности ребенка вне зависимости от наличия или отсутствия у него ограниченных возможностей здоровья;

11.Формирование толерантного пространства детей, родителей, персонала и социального окружения.

12.Реструктурировать методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.

13.Привлекать к работе в условиях инклюзивного образования высококвалифицированных специалистов, которые не только обеспечат усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и примут активное участие в работе школы в режиме развития.

14.Осуществлять мониторинг инклюзивного образования, т. е. отслеживать индивидуальные образовательные достижений каждого учащегося.

15.Формировать общественное сознание по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии. Признать равноценность для общества всех учеников.Повысить степень участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни.

16.Обеспечить внеклассную деятельность, формирующую из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

17.Избавится от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.

18. Признать роль школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей.

19.Сохранять и укреплять здоровье всех категорий школьников и дошкольников.

20.Развить отношения поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

21.Развивать систему дистанционного образования.Осуществлять мониторинг инклюзивного образования, т. е. отслеживать индивидуальные образовательные достижений каждого учащегося.

Заключение: инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования и воспитания для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения и воспитания с постановкой адекватных целей всех детей, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого ребёнка и максимального раскрытия его потенциала.

Забота каждого гражданина понять и признать эти изменения. Изменить это отношения можно, только если начать с собственного сознания и правильного воспитания своих детей, изменения мышления всего общества.

Читайте также: