Что означает содержание образования в специальной школе

Обновлено: 06.07.2024

В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую очередь от сохранности интеллектуальных возможностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных условий лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования. Так, часть неслышащих, слабослышащих, позднооглохших, незрячих, слабовидящих, лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, лиц с тяжелыми нарушениями речи способна не только к освоению общего среднего образования, но и к получению среднего и высшего профессионального образования.
Лица с нарушениями интеллекта способны к элементарной общеобразовательной подготовке и освоению профессий, не связанных с интенсивной интеллектуальной деятельностью или со сложными коммуникативными процессами, позволяющих им вести самостоятельный трудовой образ жизни и успешно адаптироваться в обществе.
Глубоко умственно отсталые лица, обучаясь по индивидуальным образовательным программам, осваивают в большей мере соответствующие особенностям их развития программы средового и социального адаптирования (гигиенические и элементарные бытовые навыки, простейшие трудовые навыки).
Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.
Специальное образование человека с ограниченными возможностями — глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (Или отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностями семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей.
Любой гражданин Российской Федерации имеет гарантированное право и равные возможности образования (ст. 43 Конституции Российской Федерации), в том числе и специального образования. Условия их осуществления определяются образовательным стандартом.

Существуют образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся, которые называются государственным стандартом общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, или специальным образовательным стандартом [5]. В качестве государственной нормы образованности в стандарте представлена система основных параметров. Она отражает, с одной стороны, представления современного общества о необходимом уровне образования данной категории лиц, а с другой стороны, учитывает возможности реальной личности в достижении этого уровня.
Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке.
При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, характерные только для какой-либо определенной категории.
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся:
замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики;
недостатки речевого развития;
недостатки развития мыслительной деятельности;
недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, проводится их корректировка. Например, вводятся пропедевтические разделы, позволяющие восполнить недостающие у детей с особыми образовательными потребностями знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей, обладающих особой спецификой развития, предусматривается оригинальное содержание общеобразовательных предметов, например для учащихся с нарушенным интеллектом.

Для преодоления последствий первичных нарушений развития (при отсутствии и неполноценности зрительного или слухового восприятия, системном недоразвитии речи, поражении речевых зон коры головного мозга и др.) в содержание специального образования включены специфические учебные предметы, которых нет в содержании обычного школьного образования. Так, в содержании образования слепых детей предусмотрены занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности; для детей с нарушенным слухом предусмотрены занятия по развитию остаточного слуха и формированию устной речи, включены уроки предметно-практической деятельности, направленные на развитие словесной речи в ее коммуникативной функции в процессе деятельности и др.
Стандарт специального образования учитывает также степень выраженности нарушения и соответственно ограничения возможностей (например, стандарт образования для незрячих, и отдельно — стандарт для слабовидящих, стандарт для неслышащих, и отдельно — стандарт для слабослышащих), а также возможность сочетания с другим нарушением развития (например, сочетание нарушения зрения с нарушением интеллекта или нарушения слуха с нарушением зрения и др.).
В стандарте учитываются не только индивидуальные особенности развития той или иной категории лиц с особыми образовательными потребностями, но и специфика социокультурных и этнокультурных условий их проживания. Поэтому стандарт имеет две части: федеральную, т. е. общую для всей страны, и национально-региональную, разрабатываемую применительно к конкретным условиям и особенностям образования лиц с ограниченными возможностями на той или иной территории России.
Стандарты специального образования ориентированы на растущего человека с ограниченными возможностями на протяжении всего периода его становления и социализации, т. е. с первых месяцев жизни до зрелого возраста. Проблема стандартизации специального образования в нашей стране является новой, и в соответствии со сложившимися в советской дефектологии традициями наиболее разработанной к настоящему времени является та его часть, которая относится к школьному периоду специального образования, представленная выше в качестве примера.

Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида. 14
Выводы. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида. 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы. 32
Выводы. 55
Заключение. 57
Список изученной литературы. 59
Приложение 1. 61
Приложение 2. 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

Коррекционная школа имеет свое особое содержание образования по объему и содержанию.

  1. Доступность обучения. Этот принцип обычно провозглашается как ведущий при определении содержания обучения в специальной школе. Познавательные возможности учащихся этой школы отличаются большой вариантностью. В рамках одного класса наблюдается вариативность индивидуальных и типологических познавательных возможностей, обусловленных структурой дефекта, степенью и характером осложненности умственной отсталости другими дефектами, какими являются нарушения анализаторов.
  2. Локальные западания в области речи, письма, счёта, нарушения работоспособности.

Принципы доступности содержания обучения имеет в виду наличие в программах коррекционной школы такого материала, усвоение которого требует определенных усилий и постоянного совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.

  1. Дифференциация содержания обучения. Это означает, что в программах целесообразно ввести несколько уровней содержания учебного материала, отличающихся друг от друга по объему и глубине раскрытия содержания тех или других разделов. Эти различные уровни трудности содержания программ могут быть учтены учителями в рамках одного класса при осуществлении дифференцированного подхода или же дифференцированном обучении.
  2. Научность содержания обучения. Научность является важнейшим принципом содержания обучения. Применительно к специальной школе он означает, что в угоду доступности учебного материала не может быть допущено такое упрощение его, при котором вульгаризируются трактовки тех или иных фактов и явлений общественной жизни, живой и неживой природы, искажаются понятия, закономерности.
  1. Жизненная и практическая направленность содержания обучения. Практическая направленность содержания обучения понимается как формирование системы различных учебных, трудовых, практических, нравственных, бытовых умений и навыков на основе усваиваемых знаний. Все содержание обучения носит прикладной характер. Требование жизненно

практической направленности содержания обучения близко по своей значимости к принципу межпредметных связей.

  1. Межпредметные связи. Эти связи осуществляются как в процессе обучения, так и в содержании обучения, в программах и учебниках, где отражаются связи между языком и трудом, между трудом и математикой, между естествознанием, географией, родным языком и трудом.
  2. Обеспечение пропедевтического этапа обучения. Пропедевтика обучения в специальной школе представляет собой особую систему уроков, которая направлена на подготовку учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков, определяемых программами по учебным предметам. Задачи пропедевтического этапа - сенсомоторное развитие учащихся, формирование у них определённого круга элементарных представлений, умений в познавательной и учебной деятельности, мыслительных качеств, обеспечивающих готовность к усвоению программного материала [9: 122-125].

Содержание обучения предметное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках [ 7: 50 ] .

Учебный план - это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план:

  • определяет состав учебных предметов;
  • устанавливает порядок и последовательность их прохождения;
  • указывает количество времени на каждый предмет;
  • является основанием для определения режима деятельности школы;
  • помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя;
  • является основным документом, на основе которого составляется школьное расписание;
  • определяет функциональную нагрузку учащихся конкретного класса в недельном режиме [7: 50-51].

Согласно концепции развития специального образования для лиц с нарушением интеллекта модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти - одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим периодом обучения [7: 51].

В структуре школьного образования выделяются:

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов.

Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям учащихся с нарушением интеллекта. Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.

Все учебные предметы группируются в два блока - общеобразовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики [7: 51].

Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе приводится перечень тем изучаемого материала, даются рекомендации по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы типовые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, концентрический.

При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную последовательную связь между собой.

Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный материал выстраивается последовательно, с остановками на отдельных темах, которые изучаются более углубленно.

Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного, а все более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений.

Содержание учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях, представляющих собой серьезную информационно-дидактическую модель обучения, помогающую учителю обучать, воспитывать, корригировать все психические процессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это информационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические

процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIII вида получает учебники нового поколения — с интересным содержанием, лаконичные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответствующие коррекционной направленности обучения. Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями.

Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом. Каждый конкретный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых понятий, носит базовый характер [7: 55-56].

Содержание образования, т.е. определенная система получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения, имеет сходные и различные теоретические и психолого-педагогические основы в общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида:

  1. И в общеобразовательной и в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержание образования базируется на определенных принципах:
  • принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества;
  • принцип гуманизации;
  • принцип структурного единства содержания образования;

В тоже время, исходя из специфики школы VIII вида, содержание образования имеет свои специальные принципы:

    • дифференциация содержания образования;
    • жизненная и практическая направленность содержания образования;
    • межпредметные связи;
    • обеспечение пропедевтического этапа обучения.
    1. Содержания образования и в общеобразовательной школе, и в специальной школе VIII вида определяется государственным стандартом, который включает три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
    1. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида содержание образования имеет свои специфические черты. Это связано с контингентом учащихся этой школы: дети с нарушением интеллекта. Они не способны сразу включиться в учебно-познавательную деятельность в силу своих психологических, физиологических особенностей. Поэтому весь процесс обучения детей с нарушением интеллекта должен нести не только обучающую, но и коррекционную направленность.
    2. В настоящее время, содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида наиболее усовершенствовано:
    • обязательное обучение завершается IX классом;
    • произошло усовершенствование программ по предметам школьного
    • усилена личностная направленность учебного материала.

    Однако продолжается работа по поиску путей определения оптимального содержания образования, созданию планов, программ и учебников, позволяющих повысить эффективность обучения, воспитания и подготовки к жизни учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

      1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы

      школы VIII вида

      В настоящее время в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государственной политики применительно к ним, однако еще предстоит проделать большую работу по применению их на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования [3: 9].

      Процесс обучения - это двусторонний процесс, в котором проявляется деятельность учителя и учащихся. Олигофренопедагогика рассматривает следующие связанные между собой направления: теория воспитания, теория обучения, система управления специальной школой.
      Содержание обучения - система получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.
      Носители содержания образования:
      1. Государственный образовательный стандарт для лиц с ограниченными возможностями здоровья.(ГОС)
      2. Учебные планы
      3. Учебные программы
      4. Учебники.
      ГОС – это система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражают общественный идеал и учитывает возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (основной нормативный документ, который определяет минимальный необходимый уровень образованности обучаемых.
      Структура ГОС:
      1.федеральный компонент-определяет нормативы, обеспечение единства образовательного пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры
      2.национально-регионный компонент-определяет содержание образования, отражающих специфику отдельных регионов.
      3.школьный компонент-определяет содержание образования, отражающий специфику и направленность отдельного образовательного учреждения
      Подходы к содержанию образования
      1) Знаниевоориентированные (Цель – формирование соц. значимых качеств развития человека, как члена общества. Приоритет – формирование жизнеобеспечивающую систему зун. Направлена на социализацию личности, т.е. присвоение накопление соц опыта.
      2) Личностноориентированные цель – формирование всесторонне развитой личности. Приоритет – становлениеиндивидуальности личности и возможности ее самореализации. Направлены на развитие целостного человека, т.е. его природных особенностей, социальных и культурных свойств.
      Принципы отбора содержания образования:
      1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности, т.е. необходимо включать традиционный зун, а так же современные данные развитиясоциально-культурных знаний, соответствующих и способствующих росту.
      2. Принцип единой содержательной и процессуально сторон обучения, т.е. практическое содержание образования должно учитывать технологию его передачи и усвоения.
      3. Принцип структурного единства т.е. необходимо согласование всех составляющих содержания образования
      4. Принцип гуманизации образования. Требуетсоздание условий для активного творческого и практического освоения общечеловеческой культуры.
      5. Принцип фундаменталихации содержания образования. Требует интеграции гуманитарного и естественно – научного знания. Установление преемственности междисциплинарных знаний интенсификация процесса и содержания образования

      Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними

      Содержание работы

      Введение………………………………………………………………………. 3
      Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
      1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
      1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида……. 8
      Выводы………………………………………………………………………. 28
      ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
      2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…. 30
      2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…. 44
      Выводы…………………………………………………………………………48
      Заключение…………………………………………………………………….52
      Список изученной литературы……………………………………………..55
      Приложение…………………………………………………………………….57

      Файлы: 1 файл

      Курсовая работа.doc

      В некоторых регионах, где имеются трудности с открытием специальных общеобразовательных школ, открываются классы при массовых школах. Возможно интегрированное обучение умственно отсталых детей в среде детей с нормальным интеллектом. При этом необходимо помнить, что при любой организационной форме обучения должны, прежде всего, учитываться интересы умственно отсталого ребенка. Каждый из них должен получать коррекционную помощь со стороны специалистов-дефектологов (олигофренопедагога, логопеда, и др.), обучаться по специальной программе и специфическими методами [9].

      Носителями содержания образования в школе 8 вида являются:

      1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

      3. Учебные программы.

      4. Учебники и учебные пособия.

      1. СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ

      Сегодня в понятие образовательного стандарта заложено несколько идей, которые призваны сохранить единое образовательное пространство (поле) в связи с тем, что Российская Федерация – это государство с большими и малыми народами, каждый из которых вправе конституционным путем реализовать через образование собственные задачи нравственного и духовного развития подрастающего поколения.

      Стандарт образования не содержит описания отдельных учебных предметов, а раскрывает ступени обучения, их продолжительность, допустимую учебную нагрузку на каждой ступени, а также дает представление о содержании и структуре образования, как целого. Естественно, что каждый тип школы, решая общие задачи образования, имеет собственные специфические функции, связанные с характеристикой контингента учащихся, их возрастным составом.

      Содержание обучения отражено у учебном плане специальных школ для умственно отсталых детей, в учебных программах, разработанных для этого типа школ, и оригинальных учебниках [8].

      Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет и дозировку этих часов по неделям. В основе построения учебного плана специальной школы лежит принцип предметного обучения [10].

      Учебный план, как и Государственный стандарт, имеет три компонента:

      1. Федеральный – обеспечивает единство школьного образования в стране.
      2. Национально-региональный – обеспечивает потребности субъектов федерации.
      3. Школьный - обеспечивает интересы отдельного образовательного учреждения.

      В структуру учебного плана входят две части:

      1. Инвариантная, которая обеспечивает приобщение к общекультурным и национальным ценностям, формирование базовой культуры личности.
      2. Вариативная обеспечивает личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

      Учебный план школы 8 вида отличается рядом особенностей:

      3. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

      Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Однако следует отметить, что содержание образования, несмотря на оправдавшую себя на практике относительную стабильность, требует дальнейшей углубленной разработки с целью более полного отражения в нем задач, стоящих перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой 8 вида, а также учета новых научных данных специальной педагогики, специальной психологии и клиники олигофрении.

      Для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида созданы научно обоснованные программы для 1-10 классов по общеобразовательным предметам, по трудовому и профессиональному обучению, отдельным видам специальных коррекционных знаний. По общеобразовательным предметам разработаны:

      • типовые программы по русскому языку, представленные разделами: развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, чтение и развитие речи, грамматика, правописание и развитие речи;
      • по математике: арифметика и наглядная геометрия;
      • по естествознанию: неживая природа, растения, животные, человек;
      • по географии: начальный курс физической географии, природа нашей Родины, география материков и океанов, география своей страны, региона;
      • по истории;

      а также программа:

      • по изобразительному искусству;
      • по музыке;
      • по физической культуре;
      • по социально-бытовой ориентировке;
      • по ритмике.

      По трудовому и профессиональному обучению созданы программы для 1-3 классов (ручной труд), для 4-9 классов – по столярному, слесарному, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно-плотническому и штукатурно-молярному делу [11].

      Программы по цветоводству и декоративному садоводству, обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания) рассчитаны на использование их как в сельских, так и в городских школах.

      Программы такой школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

      Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.

      В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей [4].

      Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальной школы, которые издаются ко всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инструментом его учения. Вместе с тем она служит и методическим ориентиром для учителя, определяя последовательность введения понятий, распределение времени между учебным материалом.

      Учебники для специальной школы и для массовой, должны удовлетворять общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям [8].

      Что касается общепедагогических требований, то они заключаются в необходимости:

      • обеспечивать воспитывающий характер обучения и формирование материалистического мировоззрения;
      • сообщать научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;
      • развивать мышление учащихся, формировать основные приемы умственной деятельности, развивать речь;

      В качестве методических требований выдвигаются следующие требования:

      • соответствие возрастным особенностям учащихся, по содержанию, эмоциональному воздействию;
      • четкое структурное членение и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т.п.;
      • достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и связанных с текстом [11].

      Учебные предметы специальной школы

      В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида изучаются учебные предметы, которые определены учебным планом. Каждый учебный предмет включает основное предметное содержание конкретной научной области, обусловленное логикой ее изложения усвоения, специальной методикой обучения, коммуникативной деятельностью учителя и учеников в процессе обучения, спецификой учебного материала для обеспечения воспитательных целей. Таким образом, учащиеся получают конкретные знания с учетом не только логики усвоения основ наук, но и педагогических законов развития понятий в их сознании.

      Обучение осуществляется постепенно от частного к общему, от конкретного к абстрактному.

      РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК

      короткие стихотворения или четверостишия [15].

      В результате учащиеся должны знать названия предметов и явлений, уметь выполнять некоторые практические работы по уходу за одежной, обувью, комнатными растениями, выполнять правила дорожного движения. В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников.

      На уроках чтения у детей формируются навыки сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на максимальное развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств, необходимых для самостоятельной трудовой жизни. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения о жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей [15].

      Читайте также: