Особенности организации игровой деятельности в старшей группе доу

Обновлено: 05.07.2024

Методические рекомендации посвящены вопросам эффективной организации игровой деятельности детей дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Правильно организованная игровая деятельность для детей в виде сюжетно-ролевой игры способствует развитию их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности.

Методические рекомендации адресованы специалистам дошкольных учреждений: воспитателям, старшим воспитателям.

Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями и интересами родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, фильмы и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

С принятием ФГОС игра действительно становится содержанием и формой организации жизни детей. И сегодня игровые моменты, ситуации и приемы на протяжении всего образовательного процесса в режиме дня включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Современные требования и введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования предлагают нам осознанно переосмыслить подходы в организации образовательного процесса и определить особенности формирования игровой деятельности детей в режиме дня.

"Для реализации образовательной программы ДОУ, построенной в целом на игре, дети должны желать и уметь играть. Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств детей, сама игра должна иметь определённый уровень развития, соответствующий возрасту".

Стандарт в обязательном порядке требует от педагога обеспечения условий ". для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста", ". для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности "(пункт. 3.2.5 ФГОС ДО), что подразумевает "поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства".

Детство и игра – это две половинки единого целого. Проблема организации творческих игр детей дошкольного возраста всегда волновала воспитателей, но сегодня волнует по-особому. Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте. По данным Е.О.Смирновой уровень развития игры современных детей невысок – лишь 5% дошкольников имеют высокий уровень развития игровой деятельности. Прямым следствием недостаточного развития игровой деятельности является ряд проблем, которые фиксируются как специфические характеристики современных детей: - недостаточная социальная компетентность детей – неумение наладить отношения со сверстниками, невозможность самоорганизации детей; - трудности коммуникации: бессодержательное общение, детям неинтересно общаться друг с другом; - снижение энергичности детей, желания активно действовать; - не сформирована потребность играть, дети не проявляют инициативы в игровой деятельности; - несформированность воображения, детям трудно воспринимать информацию на слух, отмечается снижение любознательности; - недоразвитие воли и произвольности, ситуативность поведения; - несформированность психических процессов. Учитывая всё вышеуказанное, постараемся выстроить алгоритм встраивания игры в целостный образовательный процесс. В первую очередь нужно правильно определить место игры в режиме дня и структуре образовательной программы. Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность может продолжаться в течении всего времени пребывания ребёнка в ДОО. Образовательная деятельность в рамках занятий в обязательном порядке включает организацию дидактических игр (подвижные, музыкальные, математические, разнообразные обыгрывания предлагаемого материала и т.п.) в соответствии с содержанием работы по образовательным областям.

На прогулках. либо во вторую половину дня с отдельными детьми или небольшими подгруппами педагог может организовывать досуговые, подвижные, народные, театрализованные игры, игры с правилами и пр. Кроме того, выступая носителем игрового опыта, педагог передаёт его детям в ходе совместных сюжетных игр, которые лучше также организовывать не "фронтально" со всей группой, а с теми детьми, которые сами выражают желание поиграть. Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте.

Во-вторых, следует понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку из двух-трёх многократно повторяющихся действий. По мере накопления впечатлений и игрового опыта у малышей формируются и развиваются игровые действия, они начинают словом обозначать свою роль, понимать условности игровой ситуации. Сюжет игры малышей несложен: в нём дети преимущественно отражают быт семьи, детского сада. Всё это способствует становлению сюжетно-ролевой игры. Руководство играми детей среднего возраста проявляется в обогащении содержания возникающих игр, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры; формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Возникают новые темы, связанные со знаниями, полученными ребёнком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из мультипликационных фильмов и др. Одна игра включает в себя несколько взаимосвязанных игр ("Путешествие с доктором Айболитом", "Мини маркет", "Морское путешествие", "Детское кафе", "Цирк"), что способствует расширению тематической направленности сюжетных игр, служит формированию высокого уровня игровой деятельности детей. У детей старшего дошкольного возраста обогащается игровой опыт, появляются более сложные игры. Их содержание развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни. В играх дети отражают специфику деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг другу в процессе труда ("Салон красоты", "Ветеринарная лечебница", "Ателье мод", "Фотостудия", "Олимпиада", "Исследователи", "Аэропорт", "ГИБДД", "Служба спасения", "Путешествие во времени" и др.),. Свободная игровая деятельность детей сопровождается организацией педагогической поддержки перехода к играм-диалогам, играм фантазированиям, играм в самодеятельной предметной среде. На данном этапе дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом, организовать собственное игровое пространство.

В-третьих, следует использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности. Мы педагоги используем в своей работе традиционные методики: метод поэтапного формирования способов игры (Н.Я.Михайленко, Н,А,Короткова), метод комплексной поддержки самодеятельных игр (С.П. Новосёлова, Е.В. Зворыгина)

Комплексный метод включает в себя четыре компонента:

обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;

обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);

создание развивающей предметной среды;

активизирующее общение взрослых с детьми.

Непревзойдённой по своему развивающему эффекту и по влиянию на обогащение сюжетов детских игр была и остаётся хорошая детская художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные "миры" с удивительными персонажами и сюжетами.

Художественные тексты, а также мультфильмы заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и темой игры. Так, игровая комната может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей; в опушку леса, где живёт Вини-Пух или Баба-Яга. Требования современной жизни заставляют нас постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Но одних только знаний и впечатлений для появления игры будет недостаточно. Детям нужно освоить способы реализации, воплощения этого опыта в игровой форме. Эту задачу решает второй компонент метода.

Этапы развития игровых умений детей подробно раскрыты в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой: в 2-3 года - формирование у детей условного игрового действия, в 3-5 лет - формирование ролевого поведения; в 5-7 лет - формирование способов творческого сюжетосложения.

Обогащение игрового опыта детей реализуется в ходе совместных игр с носителями игровой культуры (старшими детьми или "играющими" взрослыми). Знакомя детей с разными играми, не следует форсировать события, предлагая каждый день всё новые и новые их варианты. Принцип "Дайте детям наиграться" применим не только к дошкольному возрасту, но и к каждой конкретной игре в отдельности. Этот принцип приводит в соответствие обучающую инициативу взрослого и возможности детского развития: индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание значимых событий. овладение теми или иными умениями в самых разнообразных играх.

Для реализации того или иного игрового опыта необходима соответствующая игровая предметная среда. Организация предметно-игровой среды в группе предполагает не только учёт возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей. В младших группах какие-то игрушки можно временно убрать, какие-то вовремя предложить; показать детям, как можно использовать в игре предметы-заместители. В старших - отказаться от стандартных игровых уголков, предоставив детям возможность обозначать или создавать среду своей игры самостоятельно, используя и модульные варианты, и традиционные игрушки, и игрушки - самоделки.

Большую помощь в пополнении предметной игровой среды могут оказать родители, вовлеченные в образовательный процесс через проектную деятельность.

Но даже в самой замечательной игровой среде детям бывает нужна вовремя оказанная помощь, подсказанная идея, предложенный сюжет, новый персонаж или новый поворот развития событий. Активизирующее общение со взрослым позволяет решать эти задачи.

Для обогащения содержания детских игр младшим детям лучше помогать, задавая вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи, а в старших группах хорошей стратегией, которую отмечали Е.Е. Кравцова, Л.В. Логинова и др., будет - "мешать игре", т.е. создавать критические ситуации, разрушать привычные игровые шаблоны, провоцировать на поиск новых игровых задач.

Вообще в самодеятельные игры старших дошкольников вмешиваться, как правило, не стоит. Исключение составляют случаи, когда они сами приглашают взрослого в свою игру или игра "разваливается" на глазах. Всё, что нужно, дети перенесут в свою игру сами.

Именно проектная технология позволит на протяжении всего дня активно вовлекать детей в игровой процесс, где действительно обучающие дидактические игры, проблемные ситуации, активизирующее общение по настоящему связаны с формированием сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе. Любой проект включает в себя комплекс форм, методов и приёмов, направленных на повышение роли игр.

Основные этапы метода проектов включают:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра ("Играют мальчики. Играют девочки", "Наши сюжетно- ролевые игры", и др.), дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей. Понимая важность игровой деятельности в развитии детей наши родители - активные участники образовательного процесса и формирования сюжетно-ролевой игры.

Для вовлечения родителей в образовательный процесс следует использовать разнообразные формы работы: совместные мероприятия по физической культуре, день "Родитель-воспитатель", родительский день "Гость группы". конкурс семейных талантов "Минута славы мам и пап", "День матери", "ТВ-ШОУ счастливый миг", "В мастерской художника", дни добрых дел и др. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Это способствует развитию у родителей навыков играть со своими детьми.

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в различных видах детской деятельности необходимо для развития их собственного ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Итак, одним из главных условий становления и развития игры является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребёнком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.

3. Трифонова Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования //Детский сад от А до Я. 2015. №5. С.4.

играют старшей группе

Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок формируется как личность. Однако игра постепенно вытесняется из системы дошкольного образования при работе со старшими группами. Приоритетными становятся обучающие занятия, а педагоги ориентированы на подготовку детей к школе, используя современные образовательные достижения. Игра начинает рассматриваться лишь как развлечение, способ организации досуга, в лучшем случае как средство обучения. Самоценность игры утрачивается, игры примитивизируются, что, по оценкам специалистов, отрицательно влияет на развитие детей в дальнейшем.

Значение игровой деятельности для детей старшей группы ДОУ

Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она характеризуется следующими особенностями:

  • символизм, в детских играх часто реальные предметы и ситуации заменяются символическими, имитирующими реальные — обычная палочка может быть и ложкой, и самолётиком, и много чем ещё;
  • реализм, поскольку дети сами участвуют в играх, согласуют друг с другом план реальных действий, договариваются о правилах, распределяют роли;
  • подражание, в игре ребёнок воссоздаёт другие виды деятельности, которые наблюдает (лечит, как доктор, и т. п.);
  • свобода, очевидно, что ребёнок выбирает игру и играет без принуждения;
  • игра — это деятельность, которая несёт в себе радость.

Организуя игровую деятельность, воспитатель должен быть ориентирован на гармоничное развитие и воспитание детей в игре, это его главная цель. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развитие ребёнка должно охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое направления (п.2.6.). Следовательно, все эти направления должны находить своё отражение и в игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Дети строят из конструктора загоны для животных

В играх у дошкольников развиваются творческие способности

Задачи организации игры

Известный российский психолог, специалист по психологии дошкольного образования, Н. Е. Веракса, дифференцируя задачи игровой деятельности в зависимости от возраста детей, определяет следующие важные моменты для старшей группы дошкольников (детей 5–6 лет):

  • развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
  • формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься;
  • умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  • формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
  • воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • расширить представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома;
  • обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.);
  • побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.);
  • показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Виды игр в старшей группе детского сада

Организуя игровую деятельность в группе, воспитатель обязательно задаётся вопросом о том, какие виды игр существуют. От этого зависит подход к организации игры: проектирование игрового пространства, подбор материала, планируемые образовательные результаты и др. Классифицировать игры детей пытались многие учёные-педагоги, начиная с отца-основателя дошкольной педагогики Ф. Фрёбеля.

Таблица: классы и виды игр (по Новосёловой)

  • Самостоятельные творческие игры:
    • сюжетно-ролевые,
    • режиссёрские,
    • театрализованные;
    • Обучающие:
      • дидактические,
      • подвижные;
      • игры-забавы,
      • игры-развлечения,
      • интеллектуальные,
      • театрально-постановочные.

      Удобна в практическом применении общепринятая в современной дошкольной педагогике классификация игр, в которой выделяется 2 основные группы: творческие и игры с правилами.

      Таблица: современная классификация игр дошкольников

      • Сюжетно-ролевые,
      • режиссёрские,
      • театрализованные,
      • игры-драматизации,
      • строительно-конструктивные.
      • по содержанию:
        • речевые,
        • математические,
        • природоведческие и др.;
        • игры с предметами,
        • настольно-печатные,
        • словесные.
        • по степени подвижности:
          • малой,
          • средней,
          • высокой.
          • с перебежками,
          • прыжками и др.;
          • с мячом,
          • обручами и др.

          Дошкольники старшей группы — это дети в возрасте 5–6 лет. Психофизическое развитие, соответствующее этому возрасту, позволяет ребятам участвовать во всех видах игр.

          В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, это период овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением. Дошкольник начинает чётко различать реально существующее и вымышленное. Формируется способность к саморегуляции, ребёнок готов к соблюдению правил, в игровом взаимодействии лидирующие позиции начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Старший дошкольник в значительной степени ориентирован на сверстников, испытывает потребность во взаимодействии, у него появляется чувствительность к мнениям и оценкам сверстников. Свои предпочтения во взаимодействии с другими детьми ребёнок объясняет их успешностью в игре.

          Творческие игры в старшей группе ДОУ

          Творческие игры ещё называют свободными. Это забавы, в которых ребёнок мобилизует и реализует свою выдумку, фантазию, творческий потенциал. Старший дошкольный возраст — период расцвета фантазирования. Свободная игровая деятельность детей не исключает участия в ней взрослого, воспитатель может выступать как в роли активного участника, так и в роли наблюдателя, а также неявного помощника.

          Сюжетно-ролевые игры

          Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Дети самостоятельно выбирают тему игры, организуют игровое пространство, обеспечивают себя необходимыми материалами. Главное, что такая игра, как зеркало, отражает отношение воспитанников к тому событию, которое разыгрывается.

          Играть в сюжетно-ролевые игры дети начинают примерно с трёхлетнего возраста. Ребята шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и придерживаться выбранного ролевого поведения до её конца, их действия все более разнообразны и содержательны. Этот возраст предполагает готовность к выполнению неприятных, но обязательных действий, например, приводить игровое пространство в исходное состояние.

          Дошкольники играют в магазин

          В сюжетно-ролевых играх дошкольники приобретают новые модели поведения

          Старшие дошкольники начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость определённых позиций, поэтому ведущие роли (врач, учитель и т. п.) становятся для них более привлекательными, чем подчинённые (пациент, ученик и т. п.). Воспитатель должен помнить, что в этом возрасте дети крайне неохотно принимают роли, не соответствующие их полу. Актуальна для этого возраста проблема распределения ролей и возникновение на этой почве конфликтных ситуаций. Отсюда закономерно вытекает ключевая роль воспитателя — регулировать контакты в совместной игре: учить мириться, приходить к компромиссу, убеждать и т. д. Помимо этого, педагог может способствовать обогащению знакомой игры новыми вводными, например, путём расширения состава ролей, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

          Таблица: картотека сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников (фрагмент)

          Режиссёрские игры

          Режиссёрские игры часто рассматриваются как разновидность сюжетно-ролевых, их реализация происходит через роли, которые ребёнок передаёт игрушкам. В такой игре малыш выступает в качестве режиссёра, сценариста и актёров, действует от имени разных персонажей-игрушек, перемещает их в игровом пространстве, управляет игровой ситуацией в целом.

          Как правило, такая игра появляется на третьем году жизни и имеет индивидуальный характер. К старшему дошкольному возрасту режиссёрская игра модифицируется. Во-первых, изменяется состав участников, ребёнок играет не в одиночку, а совместно с другими детьми. Во-вторых, изменяется сложность игры, если в младшем дошкольном возрасте активных персонажей режиссёрской игры обычно не более 2–3, то количество персонажей увеличивается не только в коллективной игре, но и в индивидуальных режиссёрских играх старших дошкольников.

          В некоторых ДОУ внедряются архитектурно-дизайнерские новации в виде многоярусных игровых зон, уединённых пространств в виде ниш, используется крупное игровое оборудование (домики, вагончики, ширмы).

          Мальчик в жёлтой каске играет в строителя

          Крупное игровое оборудование очень нравится детям и создает условия для разнообразных игровых ситуаций

          Театрализованные игры

          Театрализованные игры обычно представляют собой сценки из литературных произведений, в которых дети занимают позицию актёров, показывающих спектакль. Ребята 5–6 лет способны принимать активное участие в оформлении декораций и костюмов, пригласительных билетов. Старшие дошкольники, в отличие от малышей, способны и готовы самостоятельно выбрать произведение и распределить роли. Такие игры ориентированы на зрителя, в их подготовке могут принимать участие родители.

          Педагогическое руководство театрализованной игрой заключается в координации и организации деятельности детей, помощи в оформлении игрового пространства (сооружение сцены, решение технических вопросов), поощрении творческой инициативы ребят, целенаправленном усложнении за счёт постановки перед дошкольниками всё более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач. Педагог учит детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Важным моментом является рефлексия. Чтобы её осуществить наиболее предметно, можно проводить видео- и фотосъёмку.

          Мальчик в костюме гриба и двое ребят с корзинками

          Для театрализованных игр потребуются соответствующие атрибуты, к изготовлению которых привлекаются воспитанники

          РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ консультация (подготовительная группа) на тему

          РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

          В период от пяти до семи лет игра старших дошкольников вступает в пору своего расцвета. В сюжетно-ролевой самодеятельной игре усложняются сюжеты; она приобретает все более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игры с правилами. Дети активно участвуют в разнообразных дидактических, досуговых и народных играх, организуемых воспитателями.

          Характерная черта ребенка этого возраста — стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности. В играх-фантазиях дети сочиняют сюжет и развивают его в плане представлений. Иногда эти игры могут принимать вид совместного рассказывания.

          Самодеятельные сюжетно-ролевые, как и режиссерские игры, не нуждаются в специальной организации и тематическом планировании со стороны педагога, но требует его поддержки.

          В обучающих сюжетно-ролевых играх, возникающих по инициативе взрослого, воспитатель заранее определяет тему и конкретный сюжет игры, выделяет и распределяет роли, характер взаимодействия персонажей, подбирает атрибутику и игрушки. Дети следуют заданным требованиям в русле хорошо знакомого им сюжета. Игра часто проходит с активным участием педагога, который иногда берет на себя не первую роль, но руководит игрой изнутри. Эти игры ценны тем, что дают воспитателю возможность закрепить знания детей о труде взрослых, о конкретных явлениях, об этически ценных взаимоотношениях людей, а детям дают пример ролевого взаимодействия.

          В возрасте шести-семи лет очень важно приобщать детей к играм с правилами: обучающим (дидактическим), досуговым и традиционным (народным) играм, которые организуются по инициативе взрослого.

          Педагог разъясняет детям правила, обеспечивает необходимым инвентарем и игровым материалом (особенно для спортивных и подвижных игр). На первых этапах необходимо активное включение воспитателя в игры такого рода (объединение и контроль за соблюдением правил, разрешение возникающих конфликтов). Впоследствии эти функции могут быть переданы пользующимся авторитетом детям-лидерам. Для развития этого вида игр взрослый предлагает детям игры с более сложными правилами, помогает при затруднениях.

          Театральные, празднично-карнавальные, а также соревновательные игры-развлечения требуют соответствующей подготовительной (подбор костюмов, декораций, специальных игрушек и атрибутов), в том числе репетиционной работы с детьми. Детей нужно учить управлять игрушками-персонажами кукольного театра, техническими, в том числе и компьютерными играми, не допуская при этом нервной перегрузки детей.

          В старшем дошкольном возрасте повышается развивающее значение игр — экспериментирования с природными объектами, со специальными игрушками и устройствами (например, с водяным конструктором, компьютерными программами, игрушками радиоуправляемого типа и другими безопасными, но интересными объектами).

          Поддержка всех проявлений детской игры — необходимое условие выполнения самодеятельными играми важной функции ведущей деятельности в дошкольном детстве.

          Таким образом, к семи годам жизни ребенок: создает сюжет совместной и индивидуальной игры, используя и комбинируя знания, полученные из разных источников; играет в воображаемом словесно-оформленном плане, принимая и разыгрывая роли в форме игровой беседы, т. е. ролевого диалога, а также разыгрывая сюжетные события в форме игрового монолога, близкого к сочинительству, отталкиваясь при этом от реальных игрушек, рисунков-картинок, впечатлений из опыта; согласует творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжает свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером; наделяет игровым значением нейтральный объект (предмет-заместитель, игровой модуль) в смысловом поле игры, создает игровую ситуацию из неоформленных подсобных материалов, средообразующих предметов, графических изображений и изменяет ее в соответствии с развитием сюжета в игре; свободно и с интересом играет в разные игры — сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, в игры с правилами.

          Оценить 458 0

          Автор: Гусейнова Ельмира Махаратовна,

          воспитатель 1 квалификационной категории

          г. Междуреченск, Кемеровская область

          Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

          Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

          Первый принцип организации сюжетно-ролевой игры: для того чтобы дети овладели игровыми действиями, воспитатель должен играть вместе с ними.

          Каждому возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности одного и того же сюжета. Дети играют в сходные игры в любом возрасте, но они играют в них по-разному.

          Говоря о влияние взрослых на игру детей, К.Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займётся ребёнок.

          Социальные условия, в которых живёт ребёнок, определяет не только сюжеты, но, прежде всего, содержание детских игр.

          Таким образом, особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему содержанию. Она возникает из условий жизни ребёнка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия.

          Роль является основным сюжетно-ролевой игры. Как пишет Нечкина С.Р., роль - это набор действий и высказываний, специфичных для какого-то лица. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого.

          К роли дети относятся избирательно, они принимают на себя роли тех взрослых и детей, действия и поступки которых произвели на них наиболее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребёнка к той или иной роли связан с тем местом, которое занимает данная роль в развёртываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения - равноправия, подчинения, управления - вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль.

          Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответственным образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими.

          Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отображающим отношение между людьми, и наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.

          Таким образом, центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. На основе специфических, только в игре возникающих условий ребёнок из действий с предметами извлекает их общественную сущность, то есть то, что всякое действие с предметом связано с определёнными отношениями между людьми, направлено на другого человека. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает ролевая игра на развитие всей личности ребёнка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.

          Читайте также: