Марфа борецкая это кто кратко

Обновлено: 28.04.2024

Ближайшими пособниками в деле, поднятом Марфою, были ее сыновья, об одном из которых, судя по его прозванию (Федор Дурень), сложилось нелестное мнение, а также бояре: Василий Казимер и брат его Яков Короб, родственники Борецких, Матвей Селезнев и Василий Селезнев Губа, племянники (сестричичи) Казимера, Козьма Грузов (бывш. посадн.), Иер. Сухощок, Кипр. Арзубьев (бывш. посадн.), Павел Телятев, Козьма Григорьевич и др.

Судьба других сторонников Марфы была также плачевна. В 1479, 1481, 1484, 1487 и 1488 гг. в Новгороде происходили смуты, сопровождавшиеся обвинениями в измене и сношениях с королем и братьями в. князя, пытками, казнями и наконец неоднократным выводом бояр, житьих людей и купцов в низовые города, с заменою их новыми поселенцами из Московских городов. Долго соблюдавший равновесие в своих отношениях к Московскому князю, архиеп. Феофил в 1479 г. был взят в Москву, заточен в Чудов монастырь, где и умер. По Московским известиям, он поплатился за то, что, будучи обижен отнятием у него половины волостей, стал поддерживать литовскую партию. В 1481 г. были схвачены и высланы в Москву: Вас. Казимер, брат его Як. Короб, Мих. Берденев и Лука Федоров. В 1484 г. была схвачена и разграблена упомянутая богатая вдова Анастасия. Память вожаков этого движения исчезла в Новгороде, имения их были конфискованы на имя Московского государя и отданы новым помещикам или на оброк крестьянам, и только в Московских описях эти земли долго еще обозначались как бывшие владения Селезневых, Овиновых, Ананьевых, Лошинских, Казимеров, Настасьины, Евфимьины, Марфины и др. Первым помещиком в вотчинах Марфы в Шелонской пятине был Илья Вас. Квашнин. В 1478 г. кн. Вас. Шуйский вступил в службу Московского князя. Некоторые из участников в этих событиях, чтобы смягчить свою участь, поступили так же (быв. посадн. Гр. Мих. Тучин, Ив. Зах. Овинов, Адр. Савельев, Климентьевы и др.). Мы не знаем судьбы внука Марфы Борецкой; но в списках служилого класса XVII стол. встречаются фамилии Борецких, Казимеров и Овиновых. Вечевой новгородский колокол оказывается перелитым и, по одним указаниям, он находился в кремлевском арсенале, по другим в Николаевском Корельском монастыре, будучи перевезен туда при Федоре Алексеевиче; еще по некоторым указаниям его надо искать в Нижнем Новгороде, куда он был прислан вместе с Марфою.

Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 3. Бетанкур-Бякстер. - 1908. - 699 с.

Жила в Великом Новгороде в послед­ний период его самостоятельности знатная боярыня Марфа Семеновна Борецкая. В летописях ее называют "злохитрева жена", однако она больше известна как Марфа Посадница. Она имела большой политический вес в государстве, пользовалась уважением своих соотечественников. Ее также называли "Марфой-республиканкой", потому что она всячески сопротивлялась водворению в Великом Новгороде власти Московского князя Ивана Третьего.

марфа борецкая

Биография Марфы Борецкой

Состояние

Судьба Марфы сложилась таким образом, что она дважды теряла мужей. Похоронив обоих, она осталась самостоятельной хозяйкой значительных земельных угодий, которые она в дальнейшем смогла увеличить до таких колоссальных размеров, что к 70-м годам 15-го века она была единственной в своем роде вотчинницей, и никто из новгородских бояр не мог с ней сравниться. Выше Марфы стояла разве только церковь. Она владела 1000 шкурами пушнины, сотней локтей полотна, сотней коробов хлеба, 100 туш мяса. Было вдоволь масла, кур, лебе­дей и другой птицы, и многого другого, но ее главное богатство составляли деньги: в вотчине Марфа Сергеевна Борецкая обладала денежным оброком в 51 % владельче­ского дохода. У нее был огромный двухэтажный каменный дом на Великой улице, который правильно было бы назвать палатами. Он сразу же бросался в глаза среди других барских домов, и его называли "Чудным двором".

марфа семеновна борецкая

"Партия" Марфы

Сторонниками Марфы были Овиновы, Казимеровы, Селезневы, Коробовы, Афанасьефы, Есиповы и др. Согласно исследованиям новгородского землевладения имения Марфы Борецкой и ее сторонников были самыми богатыми и многочисленными. В отличие от них другие новгородские вотчинники, приверженные к Москве, были намного беднее и незначительнее. Посадница и ее сторонники жили в "аристократической" части города. На Софийской стороне. По вечерам они собирались в "Чудном дворе", где велись шумные совещания о судьбе Новгорода.

Политические взгляды

Благодаря своему гигантскому богатству Марфа Борецкая имела в княжестве значительный политический вес. В на­роде еще долго оставался ее образ властной прави­тельницы, которая могла покарать за что угодно. Она могла быть безжалостной и умела мстить. Согласно легенде, когда до нее дошла весть о том, что ее сыновей - Феликса и Антона - убили в Заонежье, она приказала сжечь несколько десятков деревень, не пощадив даже малых детей. Она была беспощадна к своим врагам. Зная об этом, люди не рисковали бороться с ней, а просто бежали с глаз долой. Так, например, знатный боярин Василий Своеземцев был вынужден бежать со всем своим семейством из Новгорода, чтобы спастись от интриг Марфы. Не лучшая участь досталась боярину Мирославскому, который в результате тяжбы с "посадницей" был заключен в подземелье. Во 2-й половине 15-го века Марфа Борецкая возглавила группировку бояр, которые открыто выступали против политики московского княжества. В 1471 году она вместе с вдовами-боярынями Анастасией и Ефимией выдвинула своего кандидата, некоего Пимена, на сан архиепископа. Став приближенным Ионе, он передал немало средств из Софийской казны "партии" Марфы. Затем она направила послов в Москву. Вернувшись оттуда, они рассказали, что Московский князь называет Великий Новгород отчиной своей…

 марфа борецкая кратко

Тройственный женский союз

Три женщины играли главную роль в обороне Новгорода. Первая - Марфа Борецкая, вторая – Анастасия - вдова боярина Ивана Григорьевича, и третья - Евфимия, также вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова. Все трое были богаты, обладали властью, обширными земельными угодьями и людьми. Все говорило о том, что женский элемент в Новгороде занимает видное место, особенно во время восстаний и бунтов. Вот почему Иван Третий, победив этот город, взял обет верности, не только от мужчин, но и от их жен, вдов, и даже пожилых женщин. Однако главную опасность для власти Ивана все же представляла Марфа Посадница.

Вдохновительница

Марфа была разозлена на московского князя. Она решила приступить к решительным действиям. И с этой целью организовала бурные политические собрания прямо у себя дома. Ее речи были убедительными, и вскоре у нее появилось множество приверженцев. Как после писал летописец, люди верили ей и были готовы к смуте, не зная, что все это будет для них пагубным. Новгородская аристократия объединилась вокруг одной идеи: созда­ть в Новгороде православное наместничество, которое будет зависеть от Литовского государства. А будущий наместник – знатный литовский пан - должен будет жениться на самой богатой из новгородских собственниц, то есть его "супружницей" должна была стать Марфа Борецкая. Кратко, суть этой задумки заключалась в том, чтобы новгородцы поверили, что их под покровительством Казимира литовского ждет благодать. Приверженцы же Ивана Третьего предпочитали молчать и не действовать.

биография марфы борецкой

Восстание Марфы Борецкой

В том же 1471 году Марфа решила поднять новгородцев против Ивана III. Как писал летописец, "она этой отчаянной мыслью желала заразить весь православный народ Великого Новгорода". Историки считают, что она с помощью своих наемников заставила вече дать согласие на "отложение" от Москвы. Ее люди кричали на площадях о том, как Московский князь притесняет бедных людей. В летописях можно найти записи, где в неприглядном свете выставлена Марфа Борецкая. Краткая биография ее сплошь составлена из козней и интриг. Здесь ее сравнивают с Иезавелью, с бесноватой Иродиадой, с Далидой и царицей Евдоксией. Люди Марфы за гроши подкупали "смердов", которые и создавали смуту, звонили в колокола, кричали, что они за короля литовского! Несмотря на то что противников в родном городе у Марфы было достаточно, однако они отличались инертностью и поэтому ее "партия" сумела одержать верх, и было решено послать послов во дворец к литовскому королю.

Ответный ход Ивана III

Когда до Московского Великого князя дошла весть о том, что из Новгорода в Литву послано посольство, он собрал войско и двинулся в сторону мятежного города. На реке Шелони произошла битва, которая закончилась поражением антимосковской группировки. Сын Марфы Дмитрий Борецкий был казнен. Новым посадником был назначен Фома Андреевич. Чтобы помириться с Иваном Третьим, он поднес ему тысячу серебряных рублей, который князь Московский взял, как “пеню за проступок”. Зимой он вновь приехал в Новгород и посетил дома многих знатных бояр, но Марфа Посадница Борецкая не была удостоена этой великой чести. Он решил держать ее на расстоянии, опасаясь ее новых козней.

марфа борецкая краткая биография

Состояние Марфы к 1480 гг.

Согласно счетной книге к 1482 году "марфинская боярщина", которая располагалась на реке Сорока, имела 16 участков. Из них ровно половина, то есть 8 были отданы монастырю, а по писцовым книгам 1496 г. 19 деревень на реке Суме и 2 деревни на Волге также были отданы же после смерти Марфы тому же московскому монастырю. Та же участь постигла и 48 деревень на озере Колдо и рыбные ловли на реке Водле, а также несколько сел в Вотской, Шелонской и Деревской пятинах.

марфа посадница борецкая

Конец

Через 13 лет после известных событий на реке Шелони, то есть 1484 году, царь Иван Третий распорядился схватить Марфу и ее внука (сына Дмитрия), отослать их и заточить, чтобы окончательно укротить Великий Новгород. Бескрайние владения, которыми владела Марфа Борецкая, отошли московскому князю. Не доехав до места ссылки, боярыня была казнена и похоронена в небольшом селе Мелеве Твер­ского княжества.

восстание марфы борецкой

Эпитафия

Марфа Борецкая еще долго после смерти интересовала русские прогрессивные умы, поэтов, историков и писателей. У нее была невероятная и совсем неприсущая русской женщине того времени сильная и незаурядная личность. Н. М. Карамзин в своих произведениях идеализировал мятежную боярыню, называя ее республиканкой, а Новгород называл Новгородской республикой. А Марфа Семеновна Борецкая была ее последней защитницей от самодержавной власти царей. Карамзин написал о ней историческую повесть, в концовке которой выразил надежду, что ее имя не будет предано забвению, и что она войдет в галерею самых известных российских женщин в стране. Его пожелания в какой-то мере сбылись. Однако сегодня к ней отношение двоякое. С одной стороны, она боролась за независимость своего города и не желала отдавать его во власть Московского князя, а с другой стороны, она помощи искала в иноземном короле.

Одно дело – мечтать о царстве, а другое – добиваться, стремиться, а потом управлять народом. Таких людей мало даже среди мужчин, не говоря уже о женщинах. И сразу из глубины веков всплывает имя Марфы-посадницы, которая смогла встать на борьбу против Московского княжества и долгое время фактически управляла Новгородскими землями.

Сведений об этой женщине сохранилось немного, и нет гарантии, что они достоверны. Ведь Марфа появилась как будто ниоткуда, возглавив восставших новгородцев. А после ее гибели летописцы могли многое приукрасить, скрыть или написать предвзято, когда она уже проиграла борьбу за власть.

Происхождение и родственные связи

Известно, что отцом Марфы был новгородский боярин из знатной фамилии, Семен Лошинский. Когда родилась Марфа, так и осталось неизвестным, предполагают, что где-то между 1430-1450 годами. В одной легенде говорилось, что мать родила девочку прямо на поле битвы, когда приехала поддержать своего мужа. Как она росла, знала ли грамоту – так же сведений нет. Марфу выдали замуж за боярина, по имени Филипп, в браке с которым родилось два ребенка: Феликс и Антон. Что случилось с Филиппом – сказать трудно, но Марфа осталась вдовой.

Богатый посадник и его властная жена

В те времена в Новгороде было 18 посадников, которых назначала Москва. Из их числа выбирался степенный посадник, формально становившийся главой выборной власти. Иссак Борецкий также был назначен в Москве, стал степенным посадником, но был связан с Литвой. В конце 1450-х Борецкий умер и его права перешли сыну Дмитрию. Но фактически все дела вела Марфа. К тому же, путем присоединения новых земель Марфа увеличивала свое состояние и к концу 70-х годов стала единственной вотчинницей, которая могла бы сравниться с самим Новгородским владыкой.

На самом деле Марфа не носила титул посадницы, как привыкли о ней говорить. Посадниками могли быть исключительно мужчины. А называли ее так, потому что она являлась женою посадника – а это не одно и тоже.

Политическая борьба стала особенно острой, когда встал вопрос о выборе нового архиепископа в 1470-м году. Тогда-то и появилась Марфа Борецкая в открытую на политической сцене. Она поддерживала Пимена, но сан получил московский ставленник Феофил. К тому же посвящение произошло в Москве, а не в Киеве, как требовали в литовской партии. Новый архиепископ невзлюбил посадницу за то, что она изначально противилась его кандидатуре.

В 1471-м Марфа и Дмитрий стали выступать за выход из Московской зависимости, которую установил в 1456 году Яжелбицкий мир. Женщина сама договаривалась с князем Литовским и королем Польши Казимиром IV о том, чтобы Новгород включили в состав Литвы, но сохранили его автономию и политические права. После усиления Московского княжества Новгород был под угрозой потери своих привилегий и свобод, поэтому Марфа старалась все сохранить, но обрести поддержку могущественных литовцев.

Об этом узнали в Москве. И князь Иван III вступил в войну с Новгородской республикой. В битве при реке Шелони новгородцы потерпели поражение. Дмитрия схватили и казнили, как преступника, пришлось выплатить контрибуции. Однако автономию сохранить удалось, а Марфа не прекратила переговоры с Казимиром, обещавшим ее поддержать в борьбе. Вместе с Марфой выступали еще две женщины: Евфимия, жена посадника Андрея Горшкова и Анастасия, жена боярина Ивана Григорьевича.

Поражение и смерть посадницы

Противоборства продолжались до 1477 года, пока Иван III с войском не осадил город и после долгих сражений не лишил его всех привилегий и свободы. Новгород стал московскою вотчиной, и в знак этого большой колокол, который созывал жителей города на вече, был снят и увезен в Москву. Князь избавлялся от влиятельных горожан, вынося смертные приговоры.

Имущество восставших бояр и горожан перешло к захватчикам. Марфу и ее внука сначала увезли в Москву, а потом отправили в Нижний Новгород. По одной версии Марфа была пострижена в монахини под именем Мария в Зачатьевском монастыре и умерла своей смертью в 1503 году. Но есть мнение, что женщину погубили по дороге в Москву, проезжая через село Млевы, что под Тверью.

О том, где похоронены останки Марфы, как сложилась судьба ее внуков, мы ничего не знаем. Старались совсем не говорить о ней, а тем более проявлять уважение к ее делам. Но в наше время помнить о таких страницах нашей истории необходимо, ведь упорство и смелость этой женщины вызывают уважение. Даже несмотря на то, что Марфа Борецкая невзлюбила Москву…

Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале.

Ма́рфа Боре́цкая (известна как Ма́рфа-поса́дница, в различных источниках указывается отчество Семёновна [1] или Ивановна [2] ) — жена новгородского посадника Исаака Борецкого.

Содержание

Биография

О начальном периоде жизни Марфы известно очень мало. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских [3] и что она дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей Антон и Феликс, утонувших на карельском берегу Северного моря. [2] Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий. [4] Впервые на политической сцене Новгорода Марфа появляется в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новогородского. Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году возглавили борьбу Новгорода за свободу и независимость от Москвы. Кроме Марфы оппозицию к Москве поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Великий князь Иван III объявил Новгородской республике войну и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода, а Дмитрия Борецкого убил как политического преступника. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. [5] Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, подолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями и последние донесли на Борецкую великому князю Ивану.


В 1478 году Иван III окончательно покончил с Новгородской республикой: вече было закрыто, вечевой колокол в знак расправы над республикой увезен в Москву, состоятельные граждане города отправлены в тюрьмы на пожизненное заключение, а их собственность была изъята в великокняжескую казну. Марфа с внуком была сначала привезена в Москву, а затем выслана в Нижний Новгород, где её постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года — Крестовоздвиженский) монастыре, где она умерла в 1503 году. По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Тверского княжества. [3]

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий

Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий, основатель Соловецкого монастыря предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество связано с посещением Зосимой Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородского княжества в отношении прав монастыря на рыбную ловлю. [6] Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода, но затем раскаявшись принимала его в своём доме и дала монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов. [7]

Читайте также: