Патриотическое воспитание детей 3 4 лет в детском саду перспективный план
Обновлено: 15.05.2024
Воспитание у дошкольников гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Содержимое публикации
ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
" Моя Родина и я "
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 3-7 лет
Разработчик: Курдюкова Марина Борисовна, воспитатель
1. Целевой раздел.
1.2. Пояснительная записка.
1.3. Цель и задачи реализации программы.
1.4. Принципы формирования программы .
2. Планируемые результаты освоения программы.
2.1. Ожидаемый результат.
3. Содержательный раздел программы.
3.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.
3.2. Тематический иперспективный план работы в младшей группе 3.3. Тематический иперспективный план работы в средней группе. 3.4.Тематический иперспективный план работы в старшей группе.
3.5. Тематический иперспективный план работы в подготовительной к школе группе.
4. План работы с родителями.
5. Список используемой литературы.
6. Приложения.
1. Целевой раздел
1.1. Введение.
1.2. Пояснительная записка
1.3. Цель и задачи реализации программы.
Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, поселку.
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
• Воспитывать уважение к труду.
• Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам.
• Расширять представлений о городах России, о главном городе – о Москве.
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
•Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
•Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
1.4. Принципы формирования программы.
Содержание рабочей образовательной программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивающее единство воспитательных и обучающих целей и задач.
Рабочая образовательная программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;
- принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе;
- принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного подходов.
2. Планируемые результаты освоения.
2.1.Ожидаемый результат:
Младшая группа:
У детей появится чувство ответственности и гордости за свою Родину, за людей прославивших её, чувства сострадания, доброты к окружающим.
У детей сформируются: - первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - чувство гражданственности; -патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достижения, - чувство понимания того, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим; - элементарные представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Средняя группа:
У детей сформируются: - чувства любви к родному краю, к Родине, уважение к защитникам отечества;
- представления о самых красивых местах родного поселка, его достопримечательностях; - представления о культурных явлениях (театре, цирке, зоопарке. вернисаже), их атрибутами связанными с ними профессиями, правилами поведения; - доступные представления о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);
- представления о Российской армии.
Старшая группа:
У детей сформируются: -представления о малой Родине, любовь к Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край; -представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.); - представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна, Москва — главный город, столица нашей Родины; -представления о флаге и гербе России, мелодии гимна; -расширяться представления о Российской армии, уважение к защитникам отечества, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; - элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времён (одежда, утварь, традиции).
Подготовительная группа:
У детей сформируются: - представления о родном крае, о достопримечательностях региона, в котором живут дети; - патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, представления о Родине – России;
3. Содержательный раздел программы.
3.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Национально региональный компонент реализовывается во всех видах деятельности детей, как часть ООД, а так же на практических видах деятельности, играх, беседах, чтении художественной литературы. Структура ООД позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, беседы, экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.
- музейная педагогика:" Русские сувениры" , "Собаки - верные друзья"
-тематические акции совместно с информационно - компьютерными технологиями, презентации
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его души. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родное село… Надо показать ребенку, что родное село имеет свою историю, традиции, достопримечательности, памятники.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель программы: ф ормировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи программы:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Принципы программы:
Доступность . Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность . Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность . Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность . Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
5.Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Программа составлена для младшего возраста (3-4 года, вторая младшая группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
раздел: Я и моя дружная семья.
Семья – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель : воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
раздел: Мой любимый детский сад.
Детский сад - большой красивый дом, который посещают умные, озорные, любознательные дети.
Цель: формировать представления детей о своем детском саду , в который они ходят, формировать представление о главных местах и кабинетах детского сада , его сотрудниках.
Задачи: знакомить детей с трудом сотрудников детского сада , учить называть их по имени и отчеству; учить детей ориентироваться в часто посещаемых помещениях дошкольного учреждения; повторить название детского сада , в который они ходят, села в котором живут; развивать речь детей ; расширять кругозор, развивать мышление, память, воображение; в оспитывать доброжелательное отношение к сотрудникам и уважение к их труду; способствовать развитию доброжелательности и терпимости друг к другу; воспитывать любовь к детскому саду , родному городу.
раздел: Моя малая Родина.
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи: формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края; расширять представления о природных богатствах тарханкутской земли.
раздел: Природа родного края.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота.
Цель: знакомить детей с природой и животными родного края.
Задачи: расширять представления о природных богатствах: растительном и животном мире Крыма; воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
В 3-4 года дети должны знать:
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
IV. ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Разработка и внедрение программы.
Разработка и реализация плана программы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
Регулирование выполнения программы.
Текущий мониторинг выполнения программы.
Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
МЕХАНИЗМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Планирование и подготовка
Изучение методической литературы.
План работы на год.
2. Методическое сопровождение
Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
Проведение семинарских занятий.
3. Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий.
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
Выступление в СМИ.
4. Мероприятия поддержки
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
Сотрудничество с сельской библиотекой.
Сотрудничество с школьным музеем.
5. Итоговый анализ
Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
Оформление результатов работы.
Разработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Оформление групповых комнат.
Труд бытовой в природе.
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения села Межводное, Республики Крым, их символика).
Занятия о происхождении села, географическом расположении, климате и т.д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории села и Крыма. Для этого проводятся:
Экскурсии в школьный музей.
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, обитателях Черного моря, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Дидактические и наглядные пособия.
Используемая литература
Дыбина О.Б . Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
Автор: Иощенко Елена Геннадьевна
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Месяц
Содержание работы
Формы работы
Цели
Сентябрь
Беседа, рассматривание фотографий
Помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его.
Учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважительное отношение к родителям.
Октябрь
Беседа, рассматривание фотографий
Рассматривать матрешек, играть с ними, разукрашивать их.
Познакомить детей с городом, в котором он живет, учить называть город; расширить представление детей о родном городе в котором живет.
Учить правильно расставлять матрешке на столе, размещать на лесенке, сделанной из кубиков; уметь сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей.
Ноябрь
(профессия мед. сестры)
Экскурсия в медицинский кабинет.
Рассматривать дымковские и филимоновские игрушки, а также разукрашивать их с помощью красок.
Познакомить с явлениями осенней природы; воспитывать любовь к природе родного края.
Познакомить детей с профессией мед. сестры; расширить представления о кабинете мед. сестры, о её роли в жизни детского сада; воспитывать уважение к чужому труду.
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов; совершенствовать технические навыки и умения рисовать.
Декабрь
Беседа с детьми о данном виде народно-прикладного искусства; рассматривание хохломы.
Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством.
Помочь ребенку понять, как вести себя в детском саду; познакомить с основами этикета; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
с
е
н
т
я
б
р
ь
Цель: Помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его. Воспитывать уважение к старшим, умение играть дружно со сверстниками.
Цель: Знакомить детей с рус. нар. сказками. Формировать интерес к книгам, учить сопереживать героям сказки.
Цель: Продолжать формировать у детей образ Я. Помогать детям осознавать себя. Формировать у детей доброжелательное от-ношение к друг-другу.
Цель: Воспитывать у детей любовь к природе родного края, желание бережно к ней относиться.
о
к
т
я
б
р
ь
Цель: Учить детей называть членов своей семьи. Воспитывать уважительное, забот-ливое отношение к родственникам.
Цель: Приучать детей к коллективному труду, учить играть дружно, не ссорясь. Быть вежливыми.
Цель: Помочь детям запомнить название своего города, вызвать интерес к своей малой родине.
Цель: Продолжать формировать интерес к книгам, к татарскому фольклору. Воспи-тывать умение сопере-живать героям.
н
о
я
б
р
ь
Цель: Познакомить детей с профессией мед. сестры. Обратить внимание на трудовые действия и их результат. Воспитывать уважение к чужому труду.
Цель: Дать детям представление о живот-ных населяющих леса Татарстана. Воспи-тывать любовь и бережное отношение к животным.
Цель: Знакомить детей с творчеством К.Чуковского. Воспи-тывать в детях такие качества, как смелость, дружелюбие, желание помочь попавшему в беду.
Цель: Закреплять у детей умение называть членов своей семьи. Воспитывать чувство гордости за свою семью.
д
е
к
а
б
р
ь
Цель: Приучать детей к вежливости: здоровать-ся, прощаться, благода-рить за помощь.
Цель: Учить детей замечать сезонные перемены в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Цель: Познакомить детей с профессией повара. Обратить вни-мание на трудовые действия и их резуль-тат. Воспитывать ува-жение к чужому труду.
Цель: Обратить внимание детей на красочное оформление группы и муз. зала. Воспитывать чувство сопричасности к жизни детского сада, страны.
я
н
в
а
р
ь
Цель: Продолжать зна-комить детей с творчеством К.Чуковс-кого. Воспитывать в детях такие качества, как смелость, дружелю-бие, желание помочь попавшему в беду.
Цель: Прививать любовь к своему дому. Учить детей вниматель-нее относиться к событиям в доме.
развлечение.
Цель: Продолжать знакомить детей с тат. и рус. фольклором. Воспитывать любовь к родине.
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
ф
е
в
р
а
л
ь
Цель: Продолжать зна-комить детей с животным миром на-ших лесов. Воспи-тывать доброжела-тельное отношение к животным.
Цель: Продолжать учить детей играть вместе, дружно. Форми-ровать положительное отношение к семье.
Цель: Закрепить у детей название своего города. Дать детям элементар-ные сведения о Казани, вызвать желание как можно больше узнать о городе.
м
а
р
т
Цель: Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к самому близкому человеку-маме.
Цель: Дать детям представление о про-фессии строителя. Воспитывать бережное отношение и уважение к чужому труду.
Цель: Помочь детям замечать сезонные изменения происходя-щие в природе. Воспитывать любовь к природе родного края.
Цель: Дать детям представление о тран-спорте, учить правилам поведения в общест-венном транспорте.
а
п
р
е
л
ь
Цель: Дать детям пред-ставление о профессии шофёра. Воспитывать бережное отношение и уважение к чужому труду.
В. Маяковский – чте- ние стихотворения.
Цель: Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Цель: Прививать любовь к своему дому, желание заботиться о нём, о членах своей семьи. Формировать положительное отноше-ние к семье.
м
а
й
Цель: Продолжать знакомить детей с нашим городом, с его главными башнями: Сююмбике, Спасская . Воспитывать любовь к своему городу.
Цель: Дать детям элементарные знания о праздники День Победы. Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим защитникам.
Цель: Продолжать знакомить с рус. фольклором. Воспиты-вать такую черту характера, как храб-рость.
Цель: Знакомить детей с участками детского сада. Желание заботиться о них: поддерживать порядок, ухаживать за растени-ями, бережно относить-ся к оборудованию.
Читайте также: