Патриотическое воспитание детей 3 4 лет в детском саду перспективный план

Обновлено: 15.05.2024

Воспитание у дошкольников гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Содержимое публикации

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

" Моя Родина и я "

Срок реализации: 4 года

Возраст детей: 3-7 лет

Разработчик: Курдюкова Марина Борисовна, воспитатель

1. Целевой раздел.

1.2. Пояснительная записка.

1.3. Цель и задачи реализации программы.

1.4. Принципы формирования программы .

2. Планируемые результаты освоения программы.

2.1. Ожидаемый результат.

3. Содержательный раздел программы.

3.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.

3.2. Тематический иперспективный план работы в младшей группе 3.3. Тематический иперспективный план работы в средней группе. 3.4.Тематический иперспективный план работы в старшей группе.

3.5. Тематический иперспективный план работы в подготовительной к школе группе.

4. План работы с родителями.

5. Список используемой литературы.

6. Приложения.

1. Целевой раздел

1.1. Введение.

1.2. Пояснительная записка

1.3. Цель и задачи реализации программы.

Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, поселку.
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
• Воспитывать уважение к труду.
• Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам.
• Расширять представлений о городах России, о главном городе – о Москве.
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
•Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
•Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

1.4. Принципы формирования программы.

Содержание рабочей образовательной программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивающее единство воспитательных и обучающих целей и задач.

Рабочая образовательная программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;

- принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе;

- принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного подходов.

2. Планируемые результаты освоения.

2.1.Ожидаемый результат:

Младшая группа:
У детей появится чувство ответственности и гордости за свою Родину, за людей прославивших её, чувства сострадания, доброты к окружающим.
У детей сформируются: - первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - чувство гражданственности; -патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достижения, - чувство понимания того, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим; - элементарные представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Средняя группа:

У детей сформируются: - чувства любви к родному краю, к Родине, уважение к защитникам отечества;

- представления о самых красивых местах родного поселка, его достопримечательностях; - представления о культурных явлениях (театре, цирке, зоопарке. вернисаже), их атрибутами связанными с ними профессиями, правилами поведения; - доступные представления о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);

- представления о Российской армии.

Старшая группа:

У детей сформируются: -представления о малой Родине, любовь к Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край; -представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.); - представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна, Москва — главный город, столица нашей Родины; -представления о флаге и гербе России, мелодии гимна; -расширяться представления о Российской армии, уважение к защитникам отечества, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; - элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времён (одежда, утварь, традиции).

Подготовительная группа:

У детей сформируются: - представления о родном крае, о достопримечательностях региона, в котором живут дети; - патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, представления о Родине – России;

3. Содержательный раздел программы.

3.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Национально региональный компонент реализовывается во всех видах деятельности детей, как часть ООД, а так же на практических видах деятельности, играх, беседах, чтении художественной литературы. Структура ООД позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, беседы, экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

- музейная педагогика:" Русские сувениры" , "Собаки - верные друзья"

-тематические акции совместно с информационно - компьютерными технологиями, презентации

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его души. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родное село… Надо показать ребенку, что родное село имеет свою историю, традиции, достопримечательности, памятники.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Цель программы: ф ормировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы:

Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом.

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Воспитание здорового образа жизни.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Принципы программы:

Доступность . Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность . Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность . Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность . Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

5.Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Программа составлена для младшего возраста (3-4 года, вторая младшая группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

раздел: Я и моя дружная семья.

Семья – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель : воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

раздел: Мой любимый детский сад.

Детский сад - большой красивый дом, который посещают умные, озорные, любознательные дети.

Цель: формировать представления детей о своем детском саду , в который они ходят, формировать представление о главных местах и кабинетах детского сада , его сотрудниках.

Задачи: знакомить детей с трудом сотрудников детского сада , учить называть их по имени и отчеству; учить детей ориентироваться в часто посещаемых помещениях дошкольного учреждения; повторить название детского сада , в который они ходят, села в котором живут; развивать речь детей ; расширять кругозор, развивать мышление, память, воображение; в оспитывать доброжелательное отношение к сотрудникам и уважение к их труду; способствовать развитию доброжелательности и терпимости друг к другу; воспитывать любовь к детскому саду , родному городу.

раздел: Моя малая Родина.

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи: формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края; расширять представления о природных богатствах тарханкутской земли.

раздел: Природа родного края.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота.

Цель: знакомить детей с природой и животными родного края.

Задачи: расширять представления о природных богатствах: растительном и животном мире Крыма; воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

В 3-4 года дети должны знать:

Знать имя, отчество родителей.

Знать где работают их родители.

Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

IV. ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Разработка и внедрение программы.

Разработка и реализация плана программы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.

Регулирование выполнения программы.

Текущий мониторинг выполнения программы.

Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

МЕХАНИЗМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Планирование и подготовка

Изучение методической литературы.

План работы на год.

2. Методическое сопровождение

Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

Проведение семинарских занятий.

3. Использование результатов работы

Подготовка и проведение методических мероприятий.

Оформление результатов работы.

Написание творческих работ, проектов.

Выступление в СМИ.

4. Мероприятия поддержки

Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

Взаимодействие с семьей.

Сотрудничество с сельской библиотекой.

Сотрудничество с школьным музеем.

5. Итоговый анализ

Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).

Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).

Оформление результатов работы.

Разработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Оформление групповых комнат.

Труд бытовой в природе.

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения села Межводное, Республики Крым, их символика).

Занятия о происхождении села, географическом расположении, климате и т.д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории села и Крыма. Для этого проводятся:

Экскурсии в школьный музей.

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, обитателях Черного моря, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Дидактические и наглядные пособия.

Используемая литература

Дыбина О.Б . Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

Автор: Иощенко Елена Геннадьевна

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Месяц

Содержание работы

Формы работы

Цели

Сентябрь

Беседа, рассматривание фотографий

Помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его.

Учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважительное отношение к родителям.

Октябрь

Беседа, рассматривание фотографий

Рассматривать матрешек, играть с ними, разукрашивать их.

Познакомить детей с городом, в котором он живет, учить называть город; расширить представление детей о родном городе в котором живет.

Учить правильно расставлять матрешке на столе, размещать на лесенке, сделанной из кубиков; уметь сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей.

Ноябрь

(профессия мед. сестры)

Экскурсия в медицинский кабинет.

Рассматривать дымковские и филимоновские игрушки, а также разукрашивать их с помощью красок.

Познакомить с явлениями осенней природы; воспитывать любовь к природе родного края.

Познакомить детей с профессией мед. сестры; расширить представления о кабинете мед. сестры, о её роли в жизни детского сада; воспитывать уважение к чужому труду.

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов; совершенствовать технические навыки и умения рисовать.

Декабрь

Беседа с детьми о данном виде народно-прикладного искусства; рассматривание хохломы.

Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством.

Помочь ребенку понять, как вести себя в детском саду; познакомить с основами этикета; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

с

е

н

т

я

б

р

ь

Цель: Помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его. Воспитывать уважение к старшим, умение играть дружно со сверстниками.

Цель: Знакомить детей с рус. нар. сказками. Формировать интерес к книгам, учить сопереживать героям сказки.

Цель: Продолжать формировать у детей образ Я. Помогать детям осознавать себя. Формировать у детей доброжелательное от-ношение к друг-другу.

Цель: Воспитывать у детей любовь к природе родного края, желание бережно к ней относиться.

о

к

т

я

б

р

ь

Цель: Учить детей называть членов своей семьи. Воспитывать уважительное, забот-ливое отношение к родственникам.

Цель: Приучать детей к коллективному труду, учить играть дружно, не ссорясь. Быть вежливыми.

Цель: Помочь детям запомнить название своего города, вызвать интерес к своей малой родине.

Цель: Продолжать формировать интерес к книгам, к татарскому фольклору. Воспи-тывать умение сопере-живать героям.

н

о

я

б

р

ь

Цель: Познакомить детей с профессией мед. сестры. Обратить внимание на трудовые действия и их результат. Воспитывать уважение к чужому труду.

Цель: Дать детям представление о живот-ных населяющих леса Татарстана. Воспи-тывать любовь и бережное отношение к животным.

Цель: Знакомить детей с творчеством К.Чуковского. Воспи-тывать в детях такие качества, как смелость, дружелюбие, желание помочь попавшему в беду.

Цель: Закреплять у детей умение называть членов своей семьи. Воспитывать чувство гордости за свою семью.

д

е

к

а

б

р

ь

Цель: Приучать детей к вежливости: здоровать-ся, прощаться, благода-рить за помощь.

Цель: Учить детей замечать сезонные перемены в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Цель: Познакомить детей с профессией повара. Обратить вни-мание на трудовые действия и их резуль-тат. Воспитывать ува-жение к чужому труду.

Цель: Обратить внимание детей на красочное оформление группы и муз. зала. Воспитывать чувство сопричасности к жизни детского сада, страны.

я

н

в

а

р

ь

Цель: Продолжать зна-комить детей с творчеством К.Чуковс-кого. Воспитывать в детях такие качества, как смелость, дружелю-бие, желание помочь попавшему в беду.

Цель: Прививать любовь к своему дому. Учить детей вниматель-нее относиться к событиям в доме.

развлечение.

Цель: Продолжать знакомить детей с тат. и рус. фольклором. Воспитывать любовь к родине.

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

ф

е

в

р

а

л

ь

Цель: Продолжать зна-комить детей с животным миром на-ших лесов. Воспи-тывать доброжела-тельное отношение к животным.

Цель: Продолжать учить детей играть вместе, дружно. Форми-ровать положительное отношение к семье.

Цель: Закрепить у детей название своего города. Дать детям элементар-ные сведения о Казани, вызвать желание как можно больше узнать о городе.

м

а

р

т

Цель: Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к самому близкому человеку-маме.

Цель: Дать детям представление о про-фессии строителя. Воспитывать бережное отношение и уважение к чужому труду.

Цель: Помочь детям замечать сезонные изменения происходя-щие в природе. Воспитывать любовь к природе родного края.

Цель: Дать детям представление о тран-спорте, учить правилам поведения в общест-венном транспорте.

а

п

р

е

л

ь

Цель: Дать детям пред-ставление о профессии шофёра. Воспитывать бережное отношение и уважение к чужому труду.

В. Маяковский – чте- ние стихотворения.

Цель: Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Цель: Прививать любовь к своему дому, желание заботиться о нём, о членах своей семьи. Формировать положительное отноше-ние к семье.

м

а

й

Цель: Продолжать знакомить детей с нашим городом, с его главными башнями: Сююмбике, Спасская . Воспитывать любовь к своему городу.

Цель: Дать детям элементарные знания о праздники День Победы. Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим защитникам.

Цель: Продолжать знакомить с рус. фольклором. Воспиты-вать такую черту характера, как храб-рость.

Цель: Знакомить детей с участками детского сада. Желание заботиться о них: поддерживать порядок, ухаживать за растени-ями, бережно относить-ся к оборудованию.

Читайте также: