Психолого педагогическое сопровождение семей группы риска в школе
Обновлено: 25.06.2024
На главную Документация школьного психолога Документация и программы психологического центра Социально-психологическое сопровождение семей и детей группы социального риска (Т.И.Капышева)
Социально-психологическое сопровождение семей и детей группы социального риска (Т.И.Капышева) |
Документация школьного психолога - Документация и программы психологического центра | |||||
Комплексный подход к организации всех форм социально-психологической помощи детям и подросткам подразумевает отношение к социально-психологическому сопровождению детей и подростков как целостному системному образованию различных форм, позволяющих оказывать поддержку всем без исключения детям, оказавшимся в трудной ситуации. За период работы нашего Центра сформировалась определенная система работы с семьями и детьми группы социального риска. Одной из приоритетных задач этой деятельности является раннее выявление таких семей. Источниками первичных сведений о неблагополучии в семьях являются школы, ИДН, поликлиники и другие учреждения, а также родственники, соседи, знакомые. Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении. Чтобы обеспечить своевременную и квалифицированную помощь семье, попавшей в поле зрения СПЦ, разрабатываются индивидуальные программы сопровождения неблагополучной семьи и индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетнего (для не учащихся и не работающих подростков).
Координационно-методическим советом были составлены памятки по разработке индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, программы сопровождения неблагополучной семьи, по изучению морально-психологического климата семей несовершеннолетних матерей (Приложение). Приложение Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г. Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательной системе Организована и простроена деятельность педагогов-психологов служб практической психологии МОУ в соответствии с алгоритмом и с использованием методического пакета и рекомендаций по данному направлению деятельности с участием всех субъектов образовательного пространства. Имеют хронические заболевания внутренних органов; Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи; Часто и длительно болеют (пропускают по болезни более 40 учебных дней в году); Состоит на учёте у психоневролога, невропатолога; Перенесли сложные медицинские операции; Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку); В малообеспеченной семье; В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые); Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптации); Перенесли стрессы, психотравмирующую ситуацию (утрата близкого, развод родителей) Имеют стойкую неуспеваемость Прогуливают, пропускают занятия без уважительных причин Имеют стойкие нарушения поведения Трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями Метод социального анкетирования (анкетирование, собеседования, заполнение социального паспорта школы); Метод межведомственного взаимодействия (обмен информацией между ОУ, РУО, ОПДН, КДН и ЗП); Психолого-педагогическая диагностика (методики, тесты). Нормативная база: Конвенция о правах ребенка; Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 "Об образовании" Приказ МО РФ от 22 октября 1999г. №636 Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.); Приказ МО РФ от 11 февраля 2002г. №393 Положение о службе практической психологии ОУ; Положение о ПМП и ПС; Должностные инструкции и плановая документация педагога-психолога: Работа педагога-психолога в данном направлении простраивается с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся, в контакте с педагогами и родителями. Районные поликлиники Органы опеки и попечительства УСЗ ТЗР Подразделение по делам несовершеннолетних РУВД ТЗР КДН и ЗП Администрации ТЗР Необходимо, чтобы у каждого специалиста, как и на стендах ОУ, были в наличии контактные телефоны соответствующих служб.Комплексная модель психолого-педагогического сопровожденияв образовательной системе Тракторозаводского района. Психолого-медико-педагогическая и психологическая служба Служба практической психологии МОУ Работа с учащимися Работа с социальными педагогами, классными руководителями Работа с родителями Работа с администрацией МОУ В целях реализации направления по организации и координации деятельности педагогов-психологов ОУ и систематизации их взаимодействия со смежными специалистами составлен следующий план, разработанный творческой группой специалистов психологического отдела ПМП и ПС и педагогов-психологов План носит рекомендательный характер, что подразумевает его полное или парциальное использование в соответствии с планами мероприятий и на базе данного ОУ: О профилактике суицида и социальной дезадаптации учащихся МОУ. С целью оптимизации деятельности Служб практической психологии МОУ всех типов и видов, сотрудничества педагогов-психологов со смежными специалистами и педагогами Психологической службой при ПМП и ПС создан следующий рекомендательный план: Рекомендуемый комплекс мероприятий Вид деятельности Срок проведения Ответственные Содержательная организация информационных стендов, буклетов В течение учебного года Психолог, социальный педагог библиотекарь. Проведение родительских собраний по проблемам воспитания детей с трудностями в социальной адаптации По годовому плану Психолог, классный руководитель, социальный педагог, администрация Психологическое просвещение, рекомендации В течение учебного года, по запросам и необходимости Индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы Психолог, классный руководитель Содержательная организация информационных стендов, буклетов В течение учебного года Психолог, социальный педагог библиотекарь. Психолог, классный руководитель, социальный педагог Организация проведения цикла бесед, занятий на темы адаптации ребенка в обществе и отношениях По годовому плану Психолог, классный руководитель, социальный педагог Психологическое и социальное просвещение Индивидуально-профилактическая работа с учащимися В течение учебного года Привлечение к участию в факультативах и спортивных секциях на базе ОУ, УДО Психолог, классный руководитель Групповые и индивидуальные занятия и консультации По плану, по запросам Проведение круглых столов, семинаров по проблеме социальной адаптации детей и подростков По годовому плану Психолог, социальный педагог ПМП консилиумы. Выдача, контроль и поддержка в реализации рекомендаций В течение учебного года Психолог, классный руководитель Информационное обеспечение деятельности по результатам диагностик, расследование нестандартных ситуаций По плану, экстренные ситуации Психолог, классный руководитель, социальный педагог Просвещение и консультирование на прояснение задач психологической службы по реализации направления Психологическое сопровождение и профилактика Организация межведомственного взаимодействия с КДНиЗП, ОПДН По годовому плану Встречи с представителями Санкционирование мероприятий, формирование нормативной базы и делегирование зон ответственности за их выполнение между специалистами В течение учебного года Приказы по МОУ СОШ Информирование Районного Управления образования о кризисных ситуациях В психолого-социальном сопровождении крайне важен тесный информационный контакт и отрегулированное взаимодействие всех специалистов на локальном уровне, совместно организующих, реализующих воспитание и обучение учащегося: Модель взаимодействия специалистов на уровне образовательной системы ОУ Каждый из участников этого взаимодействия реализует своё направление воздействия и сопровождения. Привлечение к участию психолого-социальном сопровождении безнадзорных и беспризорных детей производится при непосредственном участии классных руководителей и социальных педагогов. Далее задействуется педагог-психолог, мотивирующий ребенка к участию в диагностических и коррекционно-развивающих мероприятиях. Данную процедуру можно описать по следующей схеме: (работа классного руководителя, социального педагога и психолога) Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, используя метод наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия. Психолог проводит углублённую индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального На основании полученных сведений строится коррекционно- Позитивной и критичной самооценки, познания и принятия себя; Терпимого и принимающего отношения к окружающим; Развитие социально адекватного видения своих возможностей, способов взаимодействия с окружающими; Нахождение конструктивных способов реализации потребностей в дружбе, любви самореализации и самоуважении. Наиболее предпочитаемые формы работы с детьми группы риска: Групповые занятия с элементами тренинга, социодрамы и т.д.; Включение в активную учебную, вне учебную деятельность; Педагог-психолог, совместно со смежными специалистами ОУ организует процесс привлечения семьи к сотрудничеству. В настоящий момент разрабатывается технология консультирования семьи воспитанников ОУ, в рамках которой разработан алгоритм консультирования семьи по психолого-педагогическому запросу. При разработке алгоритма психологического консультирования семьи в рамках технологии консультирования взрослых участников образовательного процесса ставились следующие задачи: создание психологических усло вий для адекватного восприятия родителями ситуации, свя занной с проблемами в развитии их ребенка; создание у родителей психологической готовности к длительной работе по его раз витию, коррекции и воспитанию личности подростка; освобождение родителей от чувства вины, преодолением стрессового состояния семьи (в первую очередь, угнетенного, часто депрессивного состояния матери); создание и поддер жание по возможности нормального климата в семье (хотя бы непосредственно во время консультирования). К рассматриваемому психолого-педагогическому феномену в современной психологии, педагогике, социологии и социальной педагогике относят детей, находящихся в критической ситуации под влиянием некоторых нежелательных факторов, что приводит к трудностям в обучении, психическом развитии, к трудностям в социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Изменение сущности современного педагогического образования, его трансформация в образование психолого-педагогическое, означает такое его содержание, которое позволяет педагогу осуществлять в процессе профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учитывать индивидуальные особенности детей, всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. При этом задачей общеобразовательной организации выступает создание эффективных социально-организованных, психолого-педагогических условий, способных обеспечить гармоничное развитие личности каждого учащегося. Особая роль в образовательном процессе отводится психическому здоровью учащихся, индивидуализации образовательных маршрутов, созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В соответствии с поставленной целью задачами выпускной квалификационной работы являются: 2. Охарактеризовать специфику психолого-педагогического сопровождения в современном образовательном процессе, рассмотреть основные направления, методы и формы работы. Методы выпускной квалификационной работы. При выполнении работы применялись следующие методы исследования. 1. Общенаучные методы: 2. Эмпирические методы диагностики степени педагогической запущенности детей младшего школьного возраста:
Методы обработки данных:
Для решения эмпирических задач исследования применен комплекс диагностических методик, взаимодополняющих друг друга. 2. С целью более углубленного исследования детей (по выявленным признакам педагогической запущенности) и последующего определения задач и направлений психолого-педагогического сопровождения, используются вспомогательные психодиагностические методики, позволяющие выявить дисгармонии личности ребенка, которые были вызваны социально-педагогической запущенностью: База выпускной квалификационной работы: МБОУ Обуховская СОШ (г.о. Солнечногорск, д. Кривцово). В исследовании приняли участие 1 педагогический работник, педагог-психолог, 22 родителя, 22 ребёнка младшего школьного возраста, ученика 2а класса. Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 69 источников. Общий объем работы 95 страниц. Текст работы включает в себя 14 таблиц, 14 рисунков, 14 приложений. Оценить 944 0 Кочеткова Марина Михайловна МБОУ СОШ №16 Педагог-психолог Психолого-педагогическое сопровождение Задачи психологического сопровождения: 1. Проводить профилактику возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды). 2. Оказать содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями). 3. Развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов. Субъекты сопровождения: Направления деятельности: Психолого-педагогическое сопровождение Работа с педагогами и родителями. Направления работы Мероприятия Отметка о проведении Психологическое просвещение (подробное информирование о возрастных особенностях учащихся) Через: выступления на родительских собраниях. Подготовку и выдачу рекомендаций (в устной и письменной форме) для классных руководителей. Проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами и родителями учащихся Направления работы Мероприятия Отметка о проведении - умение просить о помощи; - умение понимать чувства и переживания других детей; - навыки достойного поведения. Групповые занятия с целью профилактики употребления алкоголя, курения; пропаганды ЗОЖ. Оказание консультативной помощи Проведение индивидуальных консультаций с учащимися Тренинг: профилактика и коррекция девиантного поведения подростков. Через: проведение психодиагностики; наблюдения Направления работы Мероприятия Отметка о проведении Психологическое просвещение (подробное информирование о возрастных особенностях учащихся; новообразования, проблемы возраста) Через: выступления на родительских собраниях. Подготовку и выдачу рекомендаций для родителей. Оказание консультативной помощи Проведение индивидуальных консультаций с родителями учащихся. Профилактическая работа с детьми в контексте семьи В профилактической работе с детьми в контексте семьи: разговоры об отклонениях в общении и их последствиях; осознание и принятие детьми правил поведения У вас недостаточно прав для добавления комментариев Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем) Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться. Заказать рецензию на методическую разработку Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее. Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее. Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее. Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее. Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее. Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Читайте также:
|