Психолого педагогическое сопровождение семей группы риска в школе

Обновлено: 25.06.2024

На главную Документация школьного психолога Документация и программы психологического центра Социально-психологическое сопровождение семей и детей группы социального риска (Т.И.Капышева)

Социально-психологическое сопровождение семей и детей группы социального риска (Т.И.Капышева)
Документация школьного психолога - Документация и программы психологического центра
Индекс материала
Социально-психологическое сопровождение семей и детей группы социального риска (Т.И.Капышева)
ПАМЯТКА по разработке индивидуальной программы сопровождения неблагополучной семьи
Памятка по разработке индивидуальной программы сопровождения неблагополучной семьи
Все страницы

Комплексный подход к организации всех форм социально-психологической помощи детям и подросткам подразумевает отношение к социально-психологическому сопровождению детей и подростков как целостному системному образованию различных форм, позволяющих оказывать поддержку всем без исключения детям, оказавшимся в трудной ситуации.
Одной из ключевых задач социально-психологической службы системы образования является выявление, социально-психологическое сопровождение и поддержка данной категории детей. В последние годы социальная работа все больше ориентируется на устранение причин, порождающих проблемы социально незащищенных слоев. Эта работа, прежде всего, требует межведомственного подхода, так как факторы социального риска могут носить самый разнообразный характер и соответственно требовать различных форм социально-педагогической, социально-экономической, социально-правовой и психолого-медико-социальной помощи.

За период работы нашего Центра сформировалась определенная система работы с семьями и детьми группы социального риска. Одной из приоритетных задач этой деятельности является раннее выявление таких семей. Источниками первичных сведений о неблагополучии в семьях являются школы, ИДН, поликлиники и другие учреждения, а также родственники, соседи, знакомые. Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении. Чтобы обеспечить своевременную и квалифицированную помощь семье, попавшей в поле зрения СПЦ, разрабатываются индивидуальные программы сопровождения неблагополучной семьи и индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетнего (для не учащихся и не работающих подростков).
Для обеспечения комплексного организационно-методического подхода к социально-психологической помощи, оказываемой специалистами нашего Центра, создан Координационно-методический совет. Его основными задачами являются:

  • организация и разработка системы взаимодействия специалистов СПЦ;
  • оказание методической помощи специалистам СПЦ;
  • разработка стратегии сопровождения семьи и ребенка.

Координационно-методическим советом были составлены памятки по разработке индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, программы сопровождения неблагополучной семьи, по изучению морально-психологического климата семей несовершеннолетних матерей (Приложение).
Систематически (1 раз в 3 месяца) на заседаниях координационно-методического совета заслушиваются вопросы о ходе выполнения данных программ, вносятся необходимые изменения и дополнения, выносятся предложения о продолжении социального патроната или о снятии семьи (несовершеннолетнего) с учета.
Специалисты СПЦ постоянно совершенствуют свою работу, ищут новые подходы, формы и методы работы с различными категориями семей. В этом нам очень помогают различные республиканские, городские и международные семинары по обмену опытом работы, организуемые Министерством образования Республики Беларусь на базе Академии последипломного образования.

Приложение
ПАМЯТКА
по разработке индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

в образовательной системе

Организована и простроена деятельность педагогов-психологов служб практической психологии МОУ в соответствии с алгоритмом и с использованием методического пакета и рекомендаций по данному направлению деятельности с участием всех субъектов образовательного пространства.

Имеют хронические заболевания внутренних органов;

Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи;

Часто и длительно болеют (пропускают по болезни более 40 учебных дней в году);

Состоит на учёте у психоневролога, невропатолога;

Перенесли сложные медицинские операции;

Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку);

В малообеспеченной семье;

В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые);

Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптации);

Перенесли стрессы, психотравмирующую ситуацию (утрата близкого, развод родителей)

Имеют стойкую неуспеваемость

Прогуливают, пропускают занятия без уважительных причин

Имеют стойкие нарушения поведения

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями

Метод социального анкетирования (анкетирование, собеседования, заполнение социального паспорта школы);

Метод межведомственного взаимодействия (обмен информацией между ОУ, РУО, ОПДН, КДН и ЗП);

Психолого-педагогическая диагностика (методики, тесты).

Нормативная база:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 "Об образовании"
(с изменениями от 24 декабря 1993г., 13 января 1996г., 16 ноября 1997г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004г.) ;

Приказ МО РФ от 22 октября 1999г. №636
"Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.);

Приказ МО РФ от 11 февраля 2002г. №393
"О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"

Положение о службе практической психологии ОУ;

Положение о ПМП и ПС;

Должностные инструкции и плановая документация педагога-психолога:

Работа педагога-психолога в данном направлении простраивается с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся, в контакте с педагогами и родителями.

Районные поликлиники

Органы опеки и попечительства УСЗ ТЗР

Подразделение по делам несовершеннолетних РУВД ТЗР

КДН и ЗП Администрации ТЗР

Необходимо, чтобы у каждого специалиста, как и на стендах ОУ, были в наличии контактные телефоны соответствующих служб.

Комплексная модель психолого-педагогического сопровождения

в образовательной системе Тракторозаводского района.

Психолого-медико-педагогическая и психологическая служба

Служба практической психологии МОУ

Работа с учащимися

Работа с социальными педагогами, классными руководителями

Работа с родителями

Работа с администрацией МОУ

В целях реализации направления по организации и координации деятельности педагогов-психологов ОУ и систематизации их взаимодействия со смежными специалистами составлен следующий план, разработанный творческой группой специалистов психологического отдела ПМП и ПС и педагогов-психологов

План носит рекомендательный характер, что подразумевает его полное или парциальное использование в соответствии с планами мероприятий и на базе данного ОУ:

О профилактике суицида и

социальной дезадаптации

учащихся МОУ.

С целью оптимизации деятельности Служб практической психологии МОУ всех типов и видов, сотрудничества педагогов-психологов со смежными специалистами и педагогами Психологической службой при ПМП и ПС создан следующий рекомендательный план:

Рекомендуемый комплекс мероприятий

Вид деятельности

Срок проведения

Ответственные

Содержательная организация информационных стендов, буклетов

В течение учебного года

Психолог, социальный педагог библиотекарь.

Проведение родительских собраний по проблемам воспитания детей с трудностями в социальной адаптации

По годовому плану

Психолог, классный руководитель, социальный педагог, администрация

Психологическое просвещение, рекомендации

В течение учебного года, по запросам и необходимости

Индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы

Психолог, классный руководитель

Содержательная организация информационных стендов, буклетов

В течение учебного года

Психолог, социальный педагог библиотекарь.

Психолог, классный руководитель, социальный педагог

Организация проведения цикла бесед, занятий на темы адаптации ребенка в обществе и отношениях

По годовому плану

Психолог, классный руководитель, социальный педагог

Психологическое и социальное просвещение

Индивидуально-профилактическая работа с учащимися

В течение учебного года

Привлечение к участию в факультативах и спортивных секциях на базе ОУ, УДО

Психолог, классный руководитель

Групповые и индивидуальные занятия и консультации

По плану, по запросам

Проведение круглых столов, семинаров по проблеме социальной адаптации детей и подростков

По годовому плану

Психолог, социальный педагог

ПМП консилиумы. Выдача, контроль и поддержка в реализации рекомендаций

В течение учебного года

Психолог, классный руководитель

Информационное обеспечение деятельности по результатам диагностик, расследование нестандартных ситуаций

По плану, экстренные ситуации

Психолог, классный руководитель, социальный педагог

Просвещение и консультирование на прояснение задач психологической службы по реализации направления

Психологическое сопровождение и профилактика

Организация межведомственного взаимодействия с КДНиЗП, ОПДН

По годовому плану

Встречи с представителями

Санкционирование мероприятий, формирование нормативной базы и делегирование зон ответственности за их выполнение между специалистами

В течение учебного года

Приказы по МОУ СОШ

Информирование Районного Управления образования о кризисных ситуациях

В психолого-социальном сопровождении крайне важен тесный информационный контакт и отрегулированное взаимодействие всех специалистов на локальном уровне, совместно организующих, реализующих воспитание и обучение учащегося:

Модель взаимодействия специалистов

на уровне образовательной системы ОУ

Каждый из участников этого взаимодействия реализует своё направление воздействия и сопровождения. Привлечение к участию психолого-социальном сопровождении безнадзорных и беспризорных детей производится при непосредственном участии классных руководителей и социальных педагогов. Далее задействуется педагог-психолог, мотивирующий ребенка к участию в диагностических и коррекционно-развивающих мероприятиях.

Данную процедуру можно описать по следующей схеме:

(работа классного руководителя, социального педагога и психолога)

Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, используя метод наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия.

Психолог проводит углублённую индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального
развития, а также групповую – с целью прояснения взаимоотношений в коллективе сверстников.

На основании полученных сведений строится коррекционно-
развивающая работа:

Позитивной и критичной самооценки, познания и принятия себя;

Терпимого и принимающего отношения к окружающим;

Развитие социально адекватного видения своих возможностей, способов взаимодействия с окружающими;

Нахождение конструктивных способов реализации потребностей в дружбе, любви самореализации и самоуважении.

Наиболее предпочитаемые формы работы с детьми группы риска:

Групповые занятия с элементами тренинга, социодрамы и т.д.;

Включение в активную учебную, вне учебную деятельность;

Педагог-психолог, совместно со смежными специалистами ОУ организует процесс привлечения семьи к сотрудничеству. В настоящий момент разрабатывается технология консультирования семьи воспитанников ОУ, в рамках которой разработан алгоритм консультирования семьи по психолого-педагогическому запросу.

При разработке алгоритма психологического консультирования семьи в рамках технологии консультирования взрослых участников образовательного процесса ставились следующие задачи:

создание психологических усло­ вий для адекватного восприятия родителями ситуации, свя занной с проблемами в развитии их ребенка;

создание у родителей психологической готовности к длительной работе по его раз­ витию, коррекции и воспитанию личности подростка;

освобождение родителей от чувства вины, преодолением стрессового состояния семьи (в первую очередь, угнетенного, часто депрессивного состояния матери);

создание и поддер­ жание по возможности нормального климата в семье (хотя бы непосредственно во время консультирования).

К рассматриваемому психолого-педагогическому феномену в современной психологии, педагогике, социологии и социальной педагогике относят детей, находящихся в критической ситуации под влиянием некоторых нежелательных факторов, что приводит к трудностям в обучении, психическом развитии, к трудностям в социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Изменение сущности современного педагогического образования, его трансформация в образование психолого-педагогическое, означает такое его содержание, которое позволяет педагогу осуществлять в процессе профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учитывать индивидуальные особенности детей, всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. При этом задачей общеобразовательной организации выступает создание эффективных социально-организованных, психолого-педагогических условий, способных обеспечить гармоничное развитие личности каждого учащегося. Особая роль в образовательном процессе отводится психическому здоровью учащихся, индивидуализации образовательных маршрутов, созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

В соответствии с поставленной целью задачами выпускной квалификационной работы являются:

2. Охарактеризовать специфику психолого-педагогического сопровождения в современном образовательном процессе, рассмотреть основные направления, методы и формы работы.

Методы выпускной квалификационной работы. При выполнении работы применялись следующие методы исследования.

1. Общенаучные методы:

2. Эмпирические методы диагностики степени педагогической запущенности детей младшего школьного возраста:

  • беседы с педагогом-психологом, учителем и родителями для построения социального портрета класса;
  • анкетирование родителей;
  • анкетирование учителя.

Методы обработки данных:

  • качественный анализ (анализ полученных данных, их систематизация и сравнение);
  • количественный анализ (построение таблиц и диаграмм).

Для решения эмпирических задач исследования применен комплекс диагностических методик, взаимодополняющих друг друга.

2. С целью более углубленного исследования детей (по выявленным признакам педагогической запущенности) и последующего определения задач и направлений психолого-педагогического сопровождения, используются вспомогательные психодиагностические методики, позволяющие выявить дисгармонии личности ребенка, которые были вызваны социально-педагогической запущенностью:

База выпускной квалификационной работы: МБОУ Обуховская СОШ (г.о. Солнечногорск, д. Кривцово).

В исследовании приняли участие 1 педагогический работник, педагог-психолог, 22 родителя, 22 ребёнка младшего школьного возраста, ученика 2а класса.

Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 69 источников. Общий объем работы 95 страниц. Текст работы включает в себя 14 таблиц, 14 рисунков, 14 приложений.

Оценить 944 0

Кочеткова Марина Михайловна

МБОУ СОШ №16

Педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение

Задачи психологического сопровождения:

1. Проводить профилактику возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды).

2. Оказать содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями).

3. Развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов.

Субъекты сопровождения:

Направления деятельности:

Психолого-педагогическое сопровождение

Работа с педагогами и родителями.

Направления работы

Мероприятия

Отметка о проведении

Психологическое просвещение (подробное информирование о возрастных особенностях учащихся)

Через: выступления на родительских собраниях. Подготовку и выдачу рекомендаций (в устной и письменной форме) для классных руководителей.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами и родителями учащихся

Направления работы

Мероприятия

Отметка о проведении

- умение просить о помощи;

- умение понимать чувства и переживания других детей;

- навыки достойного поведения.

Групповые занятия с целью профилактики употребления алкоголя, курения; пропаганды ЗОЖ.

Оказание консультативной помощи

Проведение индивидуальных консультаций с учащимися

Тренинг: профилактика и коррекция девиантного поведения подростков.

Через: проведение психодиагностики; наблюдения

Направления работы

Мероприятия

Отметка о проведении

Психологическое просвещение (подробное информирование о возрастных особенностях учащихся; новообразования, проблемы возраста)

Через: выступления на родительских собраниях. Подготовку и выдачу рекомендаций для родителей.

Оказание консультативной помощи

Проведение индивидуальных консультаций с родителями учащихся.

Профилактическая работа с детьми в контексте семьи

В профилактической работе с детьми в контексте семьи: разговоры об отклонениях в общении и их последствиях; осознание и принятие детьми правил поведения

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: