Каким принципом не стоит руководствоваться при формировании инклюзивной культуры в школе

Обновлено: 28.06.2024

Современная система образования предполагает с одной стороны, обеспечение равных возможностей детей в отношении получения образования, с другой стороны, призвана соответствовать индивидуальным потребностям личности. Существует группа детей, обладающих образовательными потребностями, обусловленными не просто личностными особенностями, но и особенностями психического и (или) физического развития. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития.

Не всегда для детей с ОВЗ рядом с местом их проживания существуют специализированные учебные заведения. Но даже если они и есть, то в них ребенок с ОВЗ оторван от реальной жизни, не имеет возможности получить опыт социальной адаптации. Большим потенциалом обладает инклюзивное образование. Дети получают возможность пройти естественный путь развития.

Под инклюзивной культурой школьного коллектива понимается такой уровень развития, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом отношении к любому члену коллектива, ценности каждой личности, в построении любого взаимодействия на основе принципов инклюзивного образования.

Инклюзивное образование основано на следующих принципах:

· ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

· каждый человек способен чувствовать и думать;

· каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

· все люди нуждаются друг в друге;

· подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

· все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

· для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

· разнообразие усиливает все стороны жизни.

Как же формировать инклюзивную культуру? Инклюзивная культура – это духовно-нравственная сфера личности. Она связана с формированием системы ценностей и норм человека, с его мировоззрением, осознанием своего места в окружающем мире и обществе.

В образовательной организации работа по формированию инклюзивной культуры должна быть системной, должна быть направлена на всех членов коллектива (на работников образовательного учреждения, на детей и их родителей).

Обязательно для педагогических работников должны проводиться конференции, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации по вопросам работы с детьми с ОВЗ. Если педагог будет знать, как ему действовать в различных ситуациях, будет обладать большим спектром форм, методов и приемов по работе с детьми с ОВЗ, понимать, каким образом добиться успешности всех учеников при инклюзивном образовании, то у него не будет возникать негативного отношения к инклюзивному образованию.

В детском возрасте идет формирование системы ценностей и норм личности, на основе которых человек осуществляет свою деятельность, свое общение в социуме. Поэтому очень важно вести разговор с учащимися на соответствующие темы, привлекать к совместной деятельности детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких проблем. Необходимо сформировать у детей понимание, что каждый человек индивидуален, у каждого свои особенности, свои способности, и только объединив в совместной деятельности свои возможности и оказав друг другу посильную помощь, можно добиться успешных результатов для каждого участника деятельности.

Работа с детьми по формированию инклюзивной культуры не возможна без работы с родителями. Очень большое влияние семья имеет на становление системы ценностей ребенка. Поэтому необходимо проводить беседы с родителями, организовывать семинары, обсуждать вопросы, связанные с инклюзивным образованием. Обязательно необходимо привлекать родителей к совместным мероприятиям с детьми, чтобы они видели положительные моменты в общении, в совместной деятельности детей.

Работа по формированию инклюзивной культуры требует временных затрат, она не может быть осуществлена одномоментно. Важно чтобы все участники учебного процесса были включены в совместную деятельность постоянно и видели положительные моменты инклюзивного образования для каждого.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование инклюзивной культуры в школе

Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество,

потому, что они могут нас чему - то научить”

Канадский педагог Жан Ванье

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования , основанный на понимании, что дети с ограниченными возможностями в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум . Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья — получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Говоря другими словами, инклюзивное образование - это образование детей с ОВЗ в условиях обычной общеобразовательной школы .

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в школе, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время уже издано достаточно много законопроектов, качающихся организации инклюзивного образования в массовых школах, созданы требования по организации данного образования и созданию специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ в обычной общеобразовательной школе. В соответствии с ними во многих школах Республики Казахстан, идет активное включение инклюзивного образования: стала создаваться нормативно-правовая базу, специальные условия для обучения детей с ОВЗ, началась подготовка педагогических кадров.

В процессе введения такого образования, стало возникать множество проблем, в том числе и социальных. Но, если проблемы создания нормативно-правовой базы, специальных условий, проблемы финансирования, активно обсуждаются, то о социальных проблемах практически ничего не сказано, а их достаточно много и связаны они в первую очередь с нашим отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья, нашим отношением к обучению детей с ОВЗ в массовой школе.

Проблемы социального характера будут являться одной из основных. Вводя в образовательном учреждении инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли педагоги, обучающиеся и их родители принять в классе особенного ребенка? Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в образовательном учреждении .

Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся доброжелательно. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни.

Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.

Прежде всего необходимо принятие всеми участниками образовательного процесса основных принципов инклюзии:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то чтобы быть услышанным

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждается в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижения прогресса, скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Для решения задачи по формированию инклюзивной культуры необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре – формирование ценностного отношения – получение опыта совместной деятельности - положительное отношение к существующей действительности. Причем эта цепочка должна быть прожита и больными и здоровыми детьми.

Целью работы должно быть привлечение внимания школьников к проблемам людей-инвалидов, развитие нравственных качеств учащихся. Детям необходимо показать, что люди с ограниченными возможностями очень волевые, сильные и могут достичь высоких результатов во многих сферах жизни. Для нормально развивающихся детей, знакомство с инклюзивной культурой, развитие у них ценностного отношения, очень важно, так как встреча со сверстником, не похожим на них, может обернуться серьезным шоком и даже мировоззренческим кризисом.

Приобретение опыта совместной деятельности – мощное социальное средство обучение детей. Совместная работа помогает поменяться внутренне и даже внешне. Происходит развитие таких важных навыков как: социальная компетентность, обретение социального опыта взаимодействия со сверстниками, навыки решения проблем, независимость, самоконтроль.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом.

Какие еще требования можно предъявить к педагогу инклюзивного образования? Список может получиться достаточно длинным, но основными критериями будут являться:

Умение составлять совместно с другими специалистами (дефектолог, логопед, психолог) программу индивидуального развития ребенка.

Умение отслеживать динамику развития ребенка.

Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

Но, при работе по формированию инклюзивной культуры могут выявить и серьезные проблемы, такие как:

Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно обучающиеся в школе, привыкают к вниманию, следовательно они могут начать злоупотреблять своим особым статусом, допускать снижения требований к себе.

Организуя инклюзивное обучение в общеобразовательной школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.

Что такое инклюзия?

  • Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  • Эффективное средство борьбы с дискриминацией в области получения образования.

Принципы инклюзии:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек ценен, каждый имеет свои особенности.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый имеет право на обучение и на то, чтобы его услышали.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное обучение может осуществляться только в контексте реальных взаимодействий.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзия и интеграция: в чем разница?

Специальное, или коррекционное образование направлено на обучение ребят с особенностями, для которых придуманы методики, помогающие им учиться. И вот здесь хочется подчеркнуть, что инклюзия ни в коем случае не отменяет идею коррекционного образования. Родители каждого ребенка с инвалидностью или какими-то еще особенностями развития могут самостоятельно решить, где ему будет комфортнее учиться — в обычной школе или в специальной.

4.jpg


Интегрированное образование предполагает некое изменение исходных данных ребенка и подстраивает его под обычные школьные условия с помощью различной терапии, коррекции и реабилитации. Это означает, что система подстраивает ребенка под себя. И тут кроется основное отличие интеграции от инклюзии. В инклюзивном образовании система подстраивается под потребности ребенка, а не наоборот.

Стереотипы и подходы к пониманию инвалидности

Стереотипы окружающих не дают человеку с инвалидностью жить нормальной жизнью. В обществе распространены две крайности: с одной стороны мы их жалеем, с другой стороны, если человек с инвалидностью принимает участие в паралимпийских играх или каждый день приходит на работу, мы считаем его героем. Но комфортно ли людям с инвалидностью каждый день быть в плену этих стереотипов?

Зачастую родители задают вопрос: как вы думаете, ребенку с инвалидностью будет комфортно в обычном классе? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что все дети разные, но нужно учитывать простую вещь: ребенку с инвалидностью необходимо находиться среди обычных детей, чтобы он социализировался.

Подходы к пониманию инвалидности:

  • Медицинский (традиционный) подход — господствовал в Европе вплоть до XX века.
  • Социальный подход — закреплен в Конвенции о правах инвалидов в 2006 году.

9.jpg


В России пока только осуществляется переход от медицинского подхода к социальному — наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и должна соблюдать ее условия.

Дети с расстройствами аутистического спектра. Учебное пособие для общеобразовательных организаций

В учебном пособии представлены наиболее значимые аспекты клинической и психолого-педагогической характеристики детей с расстройствами аутистического спектра (РАС); описаны психофизиологические особенности развития, определяющие особые образовательные потребности; рассматриваются организационные формы обучения детей с РАС в общеобразовательной школе с учётом структуры имеющихся нарушений.

Язык и этикет

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы (нажмите на изображения, чтобы увеличить):

Общие правила этикета, составленные людьми с инвалидностью

  1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, — все ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно этому человеку.

  • рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
  • рассказать о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
  • рассказать о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.

Ключевые слова: толерантность, инклюзивная культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, инклюзия.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем в системе образования является внедрение инклюзивной практики в общеобразовательные учреждения, предполагающей включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.

Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, индивидуальности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.

Основой инклюзии является готовность общества и государства пересмотреть отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, где главной целью является реализация их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.

В настоящее время одним из особо значимых направлений исследования инклюзивного образования является исследование инклюзивной культуры образовательной организации

Для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или здоровье.

Некоторые родители нормально развивающихся детей считают, что присутствие в образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется особое внимание, может задерживать развитие их ребенка, однако опыт показывает, что успехи детей, без отклонений в развитии, не становятся хуже, а даже улучшаются в интеграционных условиях. [5]

Нормально развивающиеся дети, с ранних лет общаясь с детьми, которые не похожи на них, осознают, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее тех, кто нуждается в помощи с их стороны. Включенное образование формирует принятие уникальности и значимости каждого человека. Ребенок, с детства умеющий принимать особенности другого человека, вырастет толерантным взрослым.

Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости - основные компоненты понятия толерантности. С. К. Бондырева обращает внимание на то, что в идее толерантности лежит отсутствие оснований для негативной реакции, либо сдерживание индивидом собственных отрицательных побуждений [2]. По мнению О. Е. Смирновой, именно отношение к другим людям определяет ценность личности, оно является главным содержанием ее внутренней жизни, рождает наиболее сильные и значимые переживания. Первый опыт таких отношений, приобретаемый в дошкольном возрасте, становится тем фундаментом, на котором строится личность ребенка, определяя во многом его дальнейшую судьбу [6].

Таким образом, поддержание и развитие инклюзивной культуры с раннего детства должно привести к тому, что у общества сформируеся совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, толерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них. Это система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы, что является одной из целей инклюзии.

1. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина. // Психологическая наука и образование. – 2014. – 1. – С. 5-16.

2. Бондырева, С. К. Толерантность [Текст]/ С. К. Бондырева, В. Д. Колесов. – Москва: Издательство Московского Психолого-социального института, 2003. – 240 c.

3. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : Вопросы - ответы: Структурные схемы: Учебное пособие [Текст] / В. Г. Крысько. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 366 с.

4. Международная научно-практическая конференция по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) [Текст] / Б. М. Кулевая, Э. И. Леонгард, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко // Актуальные проблемы интегри-рованного обучения: материалы Междунар. науч. -практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностя-ми) 29-31 января 2001 года. – М. : Права человека, 2001. – С. 14-23.

5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. – Москва: Издательский центр Академия, 2000. – 160 c.

Здоровое подрастающее поколение-залог здорового общества

Здоровое подрастающее поколение-залог здорового общества Ежегодно 24 марта по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. Туберкулёз является.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Виниловая пластинка-основа для дидактических пособий

Виниловая пластинка-основа для дидактических пособий Виниловые пластинки есть у многих людей. У одних они хранятся на чердаках, в сараях, гаражах. У других лежат и пылятся на полках в кладовках.

Основа-шар для топиария (мастер-класс)

Основа-шар для топиария (мастер-класс) Топиарий – это искусство фигурной стрижки деревьев. Очень популярны сейчас в декоре топиарии. Сегодня этим термином декораторы называют.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Читайте также: