Интервьюирование как метод исследования кратко

Обновлено: 30.06.2024

Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Работа состоит из 1 файл

Интервью как метод социологического исследования.doc

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог - построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:

· Опрос (анкетирование и интервьюирование);

· Анализ документов (качественный и количественный);

· Наблюдение (не включенное и включенное);

· Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);

В данной работе будет рассмотрен один из методов социологического исследования - интервью.

Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Специфика интервью состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

В социологии существует множество определений этого метода, причем каждое из них акцентирует внимание на чем-то особенном.

Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны. Наряду с широкой практикой использования этого метода, усилия множества научных коллективов были направлены на разработку эффективной методологии интервью и совершенствования процедур, техники и приемов интервьюирования. О его методологической изощренности свидетельствует хотя бы тот факт, что еще в 1929г. американские социологи различали 17 процедур интервью и 64 разновидности технических приемов и средств, применяемых при его проведении.

Его преимущества перед письменным опросом заключаются в следующем:

  1. при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
  2. этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
  3. опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

При проведении анкетирования общение полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете.

При этом очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при использовании анкетного метода 1 .

Проблематичным становится обеспечение анонимности беседы.

Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает специалист. Его называют интервьюером.

Процедура использования интервью требует осуществления действий в двух направлениях:

2) Организация и проведение собственно интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера - с другой.

Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае обстановка, в которой проводится интервью, должна быть спокойной и конфиденциальной, т. е. без присутствия посторонних лиц в удобное для респондента время.

Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих задач:

1. начало (проблема беседы);

2. опрос (вопросы по теме);

3. заключение (итоги).

Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью.

После проверки всех этих документов начинается специальный анализ бланков интервью с целью получения обобщенной информации об изучаемом явлении.

Интервьюер лично, непосредственно взаимодействует с респондентом: он лично задает ему вопросы (соответственно опросному листу), лично регистрирует ответы. Он ведет беседу, направляет ее. В связи с этим интервьюер должен точно формулировать вопрос; задавать все вопросы, находящиеся в опросном листе и строго в той последовательности, в которой они в нем зафиксированы; точно фиксировать полученные ответы. В ходе опроса ничего не должно меняться - опрос должен быть одинаковым для всех по условиям проведения, по формулировкам и последовательности задаваемых вопросов.

В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу.

Время интервью у взрослых – до 1-1,5 часа, учащихся – 45 минут. Однако практика ряда западных социологов (в частности, опыт интервьюирования в Институте Макса Планка по проблемам развития образования и человека в Берлине) показывает, что глубокое интервьюирование в сочетании с использованием метода изучения биографий в ряде случаев длится до 4 часов.

По окончании работ по сбору эмпирической информации интервьюер представляет в исследовательский центр следующие документы:

1) заполненные бланки интервью;

2) маршрутные листы;

3) отчет о проведенной работе, в котором указано, где и когда проводилось интервьюирование, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса, каково было отношение респондентов к интервью и исследуемой проблеме и др.

Интервью должно поставлять исследователю весь фактический материал. Следовательно, вопросы интервьюеров, ответы опрашиваемых, заметки интервьюера о наблюдениях по поводу ситуации интервью и самих опрашиваемых создают основу для выводов исследователя, в которых зачастую содержатся выводы и решения, часто выходящие за рамки конкретного исследования. В связи с этим особой проблемой представляется подготовка интервьюеров. Она включает в себя не только инструктаж накануне исследования (что является весьма важным), но и отбор и подготовку интервьюеров.

Интервьюирование – это метод вербально-коммуникативного исследования, осуществляемый с целью сбора информации. Проходит в форме непосредственного взаимодействия между интервьюером и респондентом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Отличия от обычной беседы:

  • интервьюирование имеет четко сформулированную цель и задачи исследования;
  • проходит по определенному плану;
  • предполагает обязательную обработку и анализ полученных материалов.

Преимущества по сравнению с методом анкетирования:

  • возможность уточнения противоречивых сведений;
  • отслеживание невербальных реакций;
  • получение более полной и глубокой информации.

Применение

Метод интервьюирования широко применяется в различных областях гуманитарного знания:

  • антропологии;
  • журналистике;
  • педагогике;
  • политологии;
  • психологии;
  • социологии;
  • экономике;
  • юридической науке.

Имеет широкое распространение в различных практических областях менеджмента и маркетинга. Примеры использования:

  • изучение покупательского спроса;
  • собеседование при приеме на работу;
  • выявление проблемных моментов в деятельности организации.

Возможности использования и пределы применения

Интервьюирование – это доступный, простой и эффективный метод познания. Используется как при изучении теоретических научных вопросов, так и при решении прикладных задач. Одно из основных достоинств метода – получение информации эмпирическим (опытным) путем.

Главный недостаток заключается в субъективности – практически невозможно исключить искажение информации, которое может происходить как со стороны респондента, так и интервьюера.

Наиболее частые причины искажений со стороны респондента связаны со следующими факторами:

Со стороны интервьюера причинами искажений могут быть:

Минусы в использовании данного метода также связаны с тем, что для его проведения необходимо:

  • большое количество интервьюеров – если речь идет о социологических или любых других крупных исследованиях;
  • значительные временные затраты;
  • существенные финансовые расходы.

Малая оперативность метода не позволяет использовать его в массовых краткосрочных социологических опросах.

Какие бывают разновидности

Существуют различные классификации методов интервьюирования.

По количеству участников:

  • индивидуальные – в них участвует только интервьюер и респондент;
  • групповые – в них задействованы более 2-х человек;
  • массовые – в качестве респондентов выступают сотни и более респондентов.

По форме проведения:

  • стандартизированные – строго определены вопросы и их последовательность;
  • сфокусированные – специалист руководствуется как заранее подготовленными, так и дополнительными вопросами;
  • свободные (ненаправленные) – интервьюер руководствуется общим планом и целью, но проявляет гибкость в беседе, задавая вопросы по ситуации.

По целям:

  • предварительные – применяются на этапе пилотажного исследования;
  • основные – используются для сбора основной информации;
  • контрольные – имеют целью проверку, уточнение и обновление данных.

По способу фиксации информации:

По способу взаимодействия:

  • личные – живое общение с респондентом;
  • опосредованные – сбор информации с помощью телефона, различных меcсенджеров типа Skype, социальных сетей.

По количеству:

  • однократные;
  • повторные;
  • панельные – проводятся через определенные временные промежутки.

По месту проведения:

  • на работе;
  • в домашней обстановке;
  • на улице;
  • в магазине.

Взятие интервью, как метод социологического исследования

Интервьюирование является одним из самых распространенных методов в социологии. Его используют для сбора социальной информации, которая интересует исследователя. Это может быть сбор информации:

  • о мнениях людей по тому или иному поводу;
  • об оценке общественных явлений и процессов;
  • о наличии стереотипов мышления в разных социальных группах;
  • о состоянии группового сознания.

Наибольшее распространение в социологии получил метод стандартизированного интервью, для которого характерны:

Самыми сложными формами являются свободное и глубинное интервьюирование. Они применяются опытными социологами при решении научных задач.

Свободное – исследователь собирает информацию без наличия предварительно разработанного инструментального аппарата.

Глубинное (разведывательное) – применяется для определения или уточнения гипотезы. Проводится на стадии разработки программы исследования. Специфика данного метода позволяет использовать его для качественного изучения потребителей. Полученная таким образом скрытая информация помогает разработать продукт с улучшенными характеристиками.

Требование к личности интервьюера

Для проведения качественного интервью специалисту необходимо обладать следующими качествами:

  • четкая речь;
  • располагающий внешний вид;
  • умение слушать;
  • коммуникативные навыки;
  • способность считывать информацию по невербальным признакам;
  • хорошая память;
  • доброжелательность в общении;
  • беспристрастность и нейтральность по отношению к полученным результатам.

Интервьюер должен:

  • четко осознавать цели и задачи исследования;
  • владеть методикой проведения интервью;
  • внимательно фиксировать полученные ответы;
  • по возможности избегать когнитивных искажений;
  • не проявлять личную заинтересованность;
  • избегать доминирования и давления на респондентов.

Этапы организации беседы

Как правило, процедура интервью состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный.

На данной стадии исследователь осуществляет:

  • формулирование целей и задач;
  • описание предстоящей работы;
  • выбор инструментов;
  • разработку инструкции;
  • составление плана;
  • подготовку технических средств.

2. Вводная часть.

Включает в себя:

Данный этап считается успешным, если в ходе него сформировалась установка на сотрудничество, а интервьюер сумел мотивировать респондента на необходимость давать честные ответы.

3. Основная стадия.

На ней интервьюер проводит опрос согласно заранее составленному плану и выбранным инструментам. При необходимости – переспрашивает, уточняет, проясняет противоречивые моменты.

4. Завершение. Интервьюер благодарит респондента за участие в опросе. Если беседа велась устно, сразу после ее окончания фиксирует ответы. Обычно это делается на специально разработанном бланке.

5. Обработка и анализ результатов.

Интервьюер и исследователь – это не всегда одно и то же лицо. При массовых социологических опросах функция интервьюера сводится к проведению интервью и фиксации его результатов. Интерпретацией данных часто занимаются аналитики и другие профильные специалисты.

Правила составления вопросов

Классификация вопросов для интервью

  • закрытые – предполагают односложный ответ;
  • открытые – в них респондент сам формулирует развернутый ответ.
  • фактические – направлены на выяснение реальной информации о респонденте (например, о его материальном положении);
  • субъективные – имеют целью выявить мнение, взгляды, суждения опрашиваемых людей;
  • эмоциональные – важно зафиксировать экспрессивную реакцию на вопрос, степень выраженности эмоций.

По отношению к цели исследования:

  • информационные – помогают собрать необходимые сведения;
  • процедурные – направлены на улучшение качества интервью, его оптимизацию.

При составлении вопросов необходимо учитывать следующие правила:

Современные социологические исследование опираются на ряд методов, которые и определяют дальнейший ход исследования и непременно влияют на его результаты. Проводя эмпирический сбор информации, необходимо определить заранее, каким методом пользоваться. В социологии выделяют следующие способы сбора данных:

  • опрос,
  • анализ документов,
  • наблюдение,
  • эксперимент.

Выделяют два вида социологического опроса:

При анкетировании сам опрашиваемый заполняет бланк анкеты без помощи интервьюера. По форме проведения оно может быть индивидуальным и групповым.

По форме проведения опроса разделяют на прямой и опосредованное. При косвенном опросе интервьюеру связывается с респондентом через вспомогательные средства (телефон, почта, Интернет).В зависимости от источника информации различат массовые и экспертные опросы.

Метод интервью

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

По степени охвата проблематики интервью делят на:

  1. свободные (глубокие, клинические, фокусные);
  2. стандартизированные.

Свободное интервью больше напоминает свободную непринужденную беседу, в которой вопрос интеррвьюера обусловлены конечной целью исследования. Очень часто свободное интервью выступает началом глубокого, его используют как пробное исследование с целью выявления всех неточностей и недостатков для дальнейшего их предотвращения.

Готовые работы на аналогичную тему

Этот метод сбора эмпирических данных имеет следующие преимущества:

Главным недостатком этого метода является малая оперативность процедуры опроса. Также оно требует затраты большого количества средств и времени. Еще одним весомым недостатком интервьюирования риск влияния интервьюера по мнению респондента, может исказить результаты исследования.

Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.

Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.

Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.

Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.

Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса.

Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.

Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации.

В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.

Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.

Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.

Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.

Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.

Основные отличия интервью:

  • непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер);
  • устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).

Ситуации, где эффективны интервью:

  • зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы;
  • пилотаж (пробное исследование) при проверке качества методического инструментария.
  • в случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов терминов, представляющих языковые, смысловые или логические трудности для респондентов.

Функции интервью:

а) получение информации;

б) воздействие на респондента.

Достоинства интервью:

Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.

  • значительные временные затраты;
  • малая оперативность;
  • обстановка интервью может не располагать к откровенности;
  • необходимость нанимать большое количество интервьюеров;
  • трудность подготовки интервьюеров;
  • требует специальной подготовки и солидного тренинга;
  • разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений;
  • невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых опросов;
  • нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25;
  • эмоциональное поведение респондентов, респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно;
  • семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.

Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:

  • отсутствием посторонних лиц;
  • созданием максимально спокойной обстановки общения (исключение хождения кого-то по комнате, телефонных звонков и т.п.);
  • заботой о психологическом комфорте информанта - внешние атрибуты ситуации общения (мягкий свет, удобная мебель) и профессиональные умения интервьюера (убедительная речь, располагающая к себе мимика и пантомимика и т.п.).

Неблагоприятная обстановка характеризуется:

  • отсутствием отдельного помещения для проведения беседы;
  • занятие информанта рабочими и домашними делами;
  • прямым или косвенным влиянием посторонних людей;
  • прерыванием интервью для других дел (телефону, хождение по комнате, обращение к посторонним людям и т.п.).
  • на улице - наличие многолюдной толпы или, напротив, пустынное место, где трудно найти информанта с требуемыми для выборки половозрастными характеристиками.

Виды интервью:

  • качественные — количественные,
  • жесткие — мягкие,
  • стандартизированные — нестандартизированные,
  • структурированные — неструктурированные,
  • формализованные — неформализованные,
  • направленные — ненаправленные,
  • фокусированные — нефокусированные,
  • директивные — недирективные,
  • личные — групповые,
  • открытые — закрытые и др.

По направленности интервью бывают - стандартизированные, полустандартизированные, свободные.

Рассмотрим несколько подробнее каждый из видов интервью.

Стандартизированного интервью - интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.

Полустандартизированное интервью - вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком.

Свободное интервью - исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной форме высказаться по этому поводу.

Исследователь пассивен, его главное качество кроме эмпатии - умение слушать и слышать своего собеседника. Эта форма интервью помогает погрузиться в духовный мир индивида, поэтому к свободному интервью чаще прибегают психологи.

Направленное интервью предполагает:

Достоинство направленной техники:

Недостатки направленной техники:

Ненаправленная техника - способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы.

Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.

Достоинства групповой техники:

Недостатки групповой техники:

  • участники располагает меньшим временем для высказывания, чем при индивидуальном опросе;
  • большинство людей в составе группы склонны конформировать с мнением большинства;
  • особое значение приобретает психологический тип отдельного члена группы — его доминантность или подчиненность,
  • необходимо достаточно большое помещение, чтобы участники беседы сидели по кругу, а не друг за другом.

В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.

Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного.

По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:

  • фокусированное или направленное;
  • нефокусированное (ненаправленное).

Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Цель - сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.

Нефокусированное интервью– характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.

По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:

  • индивидуальное, или личное;
  • групповое.

Индивидуальное или личное интервью - беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей.

Групповое интервью - беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.

Его главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.

Существуют дополнительные критерии классификации видов интервью. По длительности проведения исследования интервью может быть однократным (разовым) или многократно повторяться (через определенный промежуток времени). Во втором случае оно приобретает статус повторного или лонгитюдного исследования.

По месту проведения интервью выделяют :

  • по месту жительства;
  • посетителей магазинов;
  • по месту работы

По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие.

Жесткое интервью - интервьюер может грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление.

Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии.

Мягкое интервью - предполагает вежливое обращение с опрашиваемым, употребление всевозможных этикетных правил и формул.

По целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим.

Диагностическое интервью - используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни.

Клиническое интервью -используется как метод терапевтической беседы с пациентом с целью оказать ему психологическую помощь, например, избавиться от навязчивой идеи.

Читайте также: