Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества кратко

Обновлено: 02.07.2024

§ 10. Религия как одна из форм культуры

Вспомни: Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Подумай: Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает число верующих?

Религия одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся еще в глубокой древности.

Трудно представить себе человека, который никогда не соприкасался с религией: не обращался к Богу с какой-то просьбой, не встречал верующих, не видел храмов, произведений искусства, книг, публикаций в газетах и журналах, телепередач, отражающих ценности той пли иной религии, не пользовался предметами, приносящими человеку по воле сверхъестественных сил здоровье и удачу.

Особенности религиозной веры. Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Документ. Фрагмент из работы русского философа В. С. Соловьева (1853—1900):

«Хотя лучшие умы человечества занимались так называемыми доказательствами бытия Божия, но безуспешно; ибо все эти доказательства. не могут дать безусловной достоверности. Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, безусловно же утверждаться могут только верою.

Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь? Ученые прошлого объясняли это, например, страхом древнего человекаперед могуществом природы, глубоким невежеством людей. Современного человека трудно назвать глубоко невежественным. Наука позволила проникнуть во многие тайны природы, расширила возможности человека, но большинство людей не отказались от религии. Видимо, она выполняет очень важные для общества функции, которые мы рассмотрим немного позже.

Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждению людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.

Религиозная вера — это еще и определенные переживания, чувства человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Человек религиозный убежден в реальности контакта с Богом, в том, что Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов и что верующий имеет каналы связи с ним, например, произнося молитву или осуществляя жертвоприношение. Верующий полагает, что Бог предъявляет определенные требования к его поведению и может привлечь к ответственности за их невыполнение, хотя большинство религий допускают возможность установления добрых отношений человека с Богом и шанс человека умилостивить божеество. Для этого человек совершает определенные действия — обряды, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом и отражает основополагающие идеи религии. Вершиной обрядовых действий является молитва непосредственное словесное обращение человека к Богу.

Роль религии в жизни общества. Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций.

Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определенных положительных качеств, например доброты, милосердия, умеренности. Справедливо будет сказать, что религия воспитывает человека.

Религия это не только правила поведения, но и определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Религия дает свой ответ на вечные человеческие вопросы, как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришел в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти?

Вам, наверное, не раз приходилось слышать от своих близких или знакомых о том, что после посещения богослужения их душевное состояние улучшалось, отступало физическое недомогание. Б этом состоит еще одна важнейшая функция религии: она снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение, приток сил. Конечно, религия не в силах решить многие реальные проблемы человека (болезни, материальные затруднения, семейные неурядицы), но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

История знает немало примеров того, как религия, религиозные деятели объединяли общество для решения какой-то значимой проблемы. Вспомните, например, о роли преподобного Сергия Радонежского в борьбе Руси с ордынским владычеством. Однако религия может порождать вражду между людьми, примером чему являются многочисленные религиозные войны и конфликты.

Религиозные организации и объединения. Важным элементом религии являются религиозный организации, непосредственно воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят церковь, секты и организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера. Рассмотрим их подробнее.

Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения. Для нее характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих), причем сами священнослужители занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Большинство церквей имеет официальных религиозных лидеров, как, например, Папа Римский для католической церкви, Патриарх Московский и всея Руси для Русской православной церкви. У многих церквей есть определенная территориальная структура, например, в ряде христианских церквей выделены епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов.

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Какие признаки, кроме названных выше черт секты, присущи подобным объединениям? Руководитель такой организации провозглашает себя и признается ее участниками Богом (новым воплощением Бога) или представителем Бога (какой-либо сверхъестественной силы) и носителем абсолютной истины (например, в организациях, возникших на базе христианского вероучения, руководитель часто признается новым воплощением Христа. Именно руководитель организации является важнейшим объектом религиозного поклонения ее участников.

Свобода совести, свобода вероисповедании. Среди важна: знакомых, наверное, есть представители разных религий. Для предотвращений религиозной розни, навязывания людям какой-либо одной религий и предназначен реализуемый многими государствами принцип свободы совести. Вы знаете, что совесть — важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле.

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Эти убеждения могут касаться самых разных областей человеческой жизни: религии, отношения к людям, труду, творчеству, государству. Можно сказать, что свобода совести - это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Во многих государствах реализация принципа свободы совести явилась результатом многовековой борьбы граждан за свои права, например за свободу вероисповедания, т. е. право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии. встав на позицию атеизма (найди в толковом словаре определение этого слова).

В Российской Федерации проживают представители многих наиболее распространенных в мире религий. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия пародов России. Из курса истории вы знаете об особой роли православная в России, в развитии ее духовности и культуры.

Конституция РФ в соответствии с нормами международного права гарантирует: осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свобод и вероисповедания. Как же реализуется этот принцип?

  • Все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия.
  • Государство гарантирует веем верующим возможность свободно отправлять свой культ. Молодые люди, являющиеся военнообязанными (т. е. подлежащие призыву на военную службу), могут пройти альтернативную - гражданскую службу в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям.
  • В современной России церковь отделена от государства, т. е, государство не вмешивается во внутреннею жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них. Религиозные организации, в свою очередь, не должны вмешиваться в вопросы государственного управления.
  • Российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования. Кроме того, запрещена пропаганда какой-либо религии или атеизма на обязательных для посещения роках в государственных учебных заведениях.

Мнения. Посетители одного из интернет-форумов обсуждали проблему вовлечения детей в религию. Две трети участников отрицательно отнеслись к этому, полагая, что ребенок должен по мере взросления самостоятельно определиться в вопросе выбора религии. Остальные участники обсуждения полагали, что родители должны помочь ребенку, а во многих случаях и сделать выбор за него, руководствуясь собственными религиозными взглядами.

Какой из этих точек зрения придержи наешься ты? Почему?

Российское государство, как мы видим, реализует принцип свободы совести, но многое зависит и от самих граждан. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

Проверь себя

1. Что такое религия?

2. Что характерно для религиозной веры?

3. Каково значение религии в жизни общества?

4. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

5. В чем заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?

В классе и дома

2. Представь, что твой знакомый обратился к тебе за советом в вопросе выбора религии. Какие аргументы в обоснование осторожности в этом вопросе ты мог бы привести? На какие элементы религий посоветовал бы обратить особое внимание?

3. Посетители одного из интернет-сайтов обсуждали статью журналиста о том. иго религия с ее чудесами и сверхъестественными силами уводит молодых людей от изучения физики, биологии и других естественных наук. Вырази и аргументируй свое отношений к мнению журналиста.

Говорят мудрые

Т. Харди (1840—1928 ), английский писатель


Рефераты, домашняя работа по обществознанию скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Религии появились в форме различных верований (не имевших тогда четкой ещё организации подобной современной) практически одновременно с появлением человечества.

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики — как мы могли бы их себе вообразить — сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Вопрос 2. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшают числа верующих?

Человек должен верить во что-то, без веры его жизнь будет пуста, лишена надежды, смысла, уверенности в будущем и т.д. Когда у человека происходит какая-то, казалось бы, безысходная ситуация, и совершенно не к кому обратиться, он обращается к Богу, т.е. к сверхъестественным силам, искренне просит, и помощь приходит, казалось бы, из ниоткуда. Вот как после этого не верить в чудеса? Естественно, мы верим, что кто-то свыше все видит и управляет нами. За злые деяния человек наказывается, за благие дела, человек вознаграждается. Действует закон равновесия, по-моему, это справедливо.

Потому что, наука, хоть и сильна, но многие вещи не может объяснить. Бывают такие случаи, которые кроме как чудесами и не назовешь, они противоречат всем законам, всем известным истинам. Именно поэтому число верующих не уменьшается и не уменьшится никогда.

Вопрос 3. Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными? Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?

Все эти доказательства не могут дать безусловной достоверности. Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, утверждаться могут только верою.

Вопрос 4. Что такое религия?

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Другие определения религии:

• учение о воссоединении человека с Богом.

• одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.

• организованное поклонение высшим силам.

• духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

• убеждённость в существовании некого незримого порядка и в том, что высшее благо – гармонично вписаться в этот порядок.

Вопрос 5. Что характерно для религиозной веры?

Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждению людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.

Религиозная вера — это ещё и определённые переживания, чувства человека, проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Человек религиозный убеждён в реальности контакта с Богом, в том, что Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов и что верующий имеет каналы связи с ним, например, произнося молитву или осуществляя жертвоприношение. Верующий полагает, что Бог предъявляет определённые требования к его поведению и может призвать к ответу за их невыполнение, хотя большинство религий допускают возможность установления добрых отношений человека с Богом и шанс человека умилостивить божество. Для этого человек совершает определённые действия — обряды, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом и отражает основополагающие идеи религии. Вершиной обрядовых действий является молитва — непосредственное словесное обращение человека к Богу.

Вопрос 6. Каково значение религии в жизни общества?

Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций.

Она регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять установленные религиозные действия. Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе.

Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определённых положительных качеств, например доброты, милосердия, умеренности.

Религия — это не только правила поведения, но и определённый взгляд на мир, сущность человека и его место в мире.

Снимает тяжёлое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение, приток сил. Конечно, религия не в силах решить многие реальные проблемы человека (болезни, материальные затруднения, семейные неурядицы), но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

Религия также способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины, он может найти себя.

Вопрос 7. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

К религиозным организациям относят церковь, секты и организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения. Для неё характерно чёткое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих), причём сами священнослужители занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Большинство церквей имеет официальных религиозных лидеров, как, например, Папа Римский для католической церкви, Патриарх Московский и Всея Руси для Русской православной церкви. У многих церквей есть определённая территориальная структура, например, в ряде христианских церквей выделены епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения и обрядов.

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признаётся её участниками Богом (новым воплощением Бога) или представителем Бога (какой-либо сверхъестественной силы) и носителем абсолютной истины. Именно руководитель организации является важнейшим объектом религиозного поклонения её участников.

Вопрос 8. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Эти убеждения могут касаться самых разных областей человеческой жизни: религии, отношения к людям, труду, творчеству, государству. Можно сказать, что свобода совести — это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

В Российской Федерации проживают представители многих наиболее распространённых в мире религий. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Конституция РФ в соответствии с нормами международного права гарантирует осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свободы вероисповедания. Все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ. Молодые люди, являющиеся военнообязанными (т. е. подлежащие призыву на военную службу), могут пройти альтернативную гражданскую службу в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям.

В современной России церковь отделена от государства, т. е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них. Религиозные организации в свою очередь не должны вмешиваться в вопросы государственного управления.

Российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования. Кроме того, запрещена пропаганда какой-либо религии или атеизма на обязательных для посещения уроках в государственных учебных заведениях.

Христианство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Наиболее крупные течения в христианстве — католицизм, православие и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную).

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи.

Ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Согласно учению ислама пророки и посланники, в том числе посланные ранее Муса (Моисей) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос), отправлялись к разным народам для наставления народов на путь к единобожию, однако, со временем люди стали впадать в заблуждения, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды.

Приверженцев ислама называют мусульманами. Язык богослужения — классический арабский. В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2 до 1,57 млрд. мусульман.

Вопрос 10. Представь, что твой знакомый обратился к тебе за советом в вопросе выбора религии. Какие аргументы в обоснование осторожности в этом вопросе ты мог бы привести? На какие элементы религий посоветовал бы обратить особое внимание?

Всем можно найти религию по вкусу. Если и советовать что-то, надо быть осведомленным об обычаях, использовать в выборе характер друга, его взгляд на жизнь, ибо у каждой религии своя философия. Обратить внимание нужно на людей, исповедующих эту религию, вывести общие черты этих людей. Ведь если он/она будет следовать этой религии, рано или поздно он приобретет эти качества.

Вопрос 11. Посетители одного из интернет-сайтов обсуждали статью журналиста о том, что религия с её чудесами и сверхъестественными силами уводит молодых людей от изучения физики, биологии и других естественных наук. Вырази и аргументируй своё отношение к мнению журналиста.

Государство и общество должны быть заинтересованы в воспитании не религиозных, а глубоко и всесторонне образованных граждан, владеющих современными научными знаниями и технологиями, активных, творчески ориентированных личностей, обладающих целеустремлённой волей, сознанием личной гражданской ответственности за происходящее в стране, способных обеспечивать социальный, духовный и экономический прогресс нации.

Каждый приходит к вере самостоятельно, до этого проделав долгий путь. Никто никогда не приводит кого-то за руку к решениям, мы сами делаем нравственный выбор.

Вопреки фактам, логике и здравому смыслу люди во всем мире верят в невероятное и сверхъестественное. Многие убеждены, что способны нарушить известные законы физики, творить чудеса, лечить больных силой мысли и наложением рук. Но если всевозможные “чудеса” на самом деле плод нашего воображения, почему миллионы людей по всему миру убеждены в их существовании? Неужели все они заблуждаются? Первым ответил на этот вопрос в 1890 году британский антрополог и религиовед Джеймс Фрэзер. В своем 12-томном труде “Золотая ветвь” (The Golden Bough) ученый систематизировал материал по первобытной магии, тотемизму, мифологии, табу, религиозным верованиям и др. Опираясь на внушительный объем сравнительно-исторических данных Фрэзер вывел принципы магического мышления, которые стоят за нашей склонностью к вере в сверхъестественное.


Если вам перебежит дорогу черная кошка, то ничего плохого не произойдет

Антропологи и религиоведы хорошо знакомы с многочисленными культами и обычаями народов древности. Однако наиболее интересным является не само наличие культов и религиозных верований, а то, как они распространялись и почему возникали в разных частях света. Распространение мифов, магических и религиозных практик во многих случаях происходило благодаря взаимодействию между людьми и заимствованиями обычаев одних народов от другого. Но науке известно большое количество культов и обычаев, которые возникали в разных частях света среди народов, которые никак не взаимодействовали друг с другом. Это говорит о том, что мышление человека, особенно под влиянием схожих обстоятельств, работает схожим образом. Даже несмотря на то, что обычаи и ритуалы у разных народов сильно отличаются друг от друга.

Одним из наглядных примеров того, как формируются и развиваются религиозные и магические практики является культ карго (от англ. cargo — груз). Этим термином называют группу религиозных движений в Меланезии. Появление первых карго-культов исследователи зафиксировали в конце XIX начале ХХ веков. Однако классические карго-культы получили широкое распространение в годы Второй мировой войны и после ее окончания. Причиной послужила Тихоокеанская кампания США против Японии, в ходе которой огромное количество оружия, одежды, консерв и других не менее полезных вещей для поддержки американских военных было доставлено на острова. Островитяне оказались довольно гостеприимны и охотно помогали военным. Наблюдая за действиями солдат, моряков и летчиков во время доставки грузов, островитяне решили, что именно эти действия являются причиной появления полезных вещей. После окончания Второй мировой войны военные покинули острова и доставка грузов была приостановлена.


Последователи культа карго имитируют действия американских военных

Каково же было удивление общественности, когда жители островов начали в точности имитировать действия военных: они прикладывали к ушам половинки кокоса, сидя в деревянных конструкциях, сильно напоминающих диспетчерские будки. Из дерева также были возведены взлетно-посадочные полосы. В ожидании прибытия самолета или корабля, островитяне зажигали факелы, имитируя сигналы посадки и свет от маяка. Впоследствии оказалось, что приверженцы карго-культа верили, что иностранцы имели особую духовную связь со своими предками, которые даровали им всевозможные богатства. В общем и целом, карго-культ наглядно иллюстрирует принципы работы магического мышления, которое свойственно представителям нашего вида.

Чтобы узнать еще больше удивительных фактов о мире и нашем месте в нем, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Два закона симпатической магии

Закон подобия (или имитации)

Вооружившись масштабным объемом данных, Джеймс Фрэзер вывел принципы, на которых основывается магическое мышление — два закона симпатической магии. Симпатическая магия — это форма колдовства, согласно которой все предметы, схожие по внешнему виду, либо побывавшие в контакте друг с другом, образуют прочную магическую связь. Фрэзер назвал первый принцип законом подобия или имитации. Звучит знакомо, не так ли? Основа карго-культа, как и магии вуду берет свое начало именно из этого принципа симпатической магии — подобное необходимо вызывать подобным. Хотите навредить человеку? Сделайте куклу вуду, проткните ее иголками и человек умрет. Хотите, чтобы на ваш остров доставили одежду, припасы и палатки — имитируйте действия военных и будет вам счастье. Неудивительно, что закон подобия прочно обосновался в современной культуре. Одним из наиболее ярких примеров служит знаменитое произведение Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грэя”, в котором вместо героя стареет подобный ему его же портрет.


Теперь столкнувшись с магией вуду, вы будете знать как ей противостоять (спойлер — никак)

Закон заразности (магия контакта)

Главный принцип закона заразности гласит — один раз в контакте, всегда в контакте. Фрэзер приводит в пример малазийских аборигенов, основным оружием которых являются лук и стрелы. Так, подстрелив врага, но не убив его, аборигены клали лук и стрелы поближе к костру, полагая, что “жжение” костра перейдет к стреле а потом к раненому врагу, причинив ему страшную боль. Однако лучше всего магию контакта иллюстрирует популярное лечение ран так называемой оружейной мазью, которая состояла из жира диких кабанов или других животных. Мазь наносили не на рану, а на оружие, которое эту самую рану нанесло. От подобного лечения очень многие были в восторге, связывая его с собственным выздоровлением. Возможно, вы удивитесь, но закон заразности прекрасно работает и сегодня, так как на смену оружейной мази пришла гомеопатия. Тот самый принцип “один раз в контакте — всегда в контакте” объясняет, как действующее вещество остается действующим после многократного разведения в воде. А если по какой-то причине вы не знали о том, что гомеопатия — это лженаука, рекомендуем ознакомиться с меморандумом Комиссии по борьбе с лженаукой при Президиуме Российской Академии Наук “О лженаучности гомеопатии”, в котором подробно изложены доказательство того, что вылечить какие-либо болезни при помощи сладких шариков невозможно, так как в них нет действующего вещества.


В следующий раз, когда врач выпишет вам гомеопатию, помните, что если человек получил медицинское образование, это не значит, что он его взял

Нарушение отвращения и ОКР

Фрэзер предполагал, что популярность магического мышления кроется не в том, что люди мыслят как-то не правильно. Наоборот, ученый был уверен что ход мыслей был правильным, а вот действия — нет. Так, еще Гиппократ считал, что болезни передаются от человека к человеку невидимыми живыми существами, из-за чего старался не обмениваться ими с кем попало. Сегодня мы знаем, что Гиппократ был прав, так как существование большого количества микроорганизмов, которых невозможно разглядеть невооруженным глазом, доказано наукой. Более того, известно, что нашему виду свойственно чувство отвращения, которое защищает нас от эпидемий и инфекций, а также от употребления в пищу грязных продуктов. Так, вы вряд ли станете доедать остатки пищи из тарелки незнакомого вам человека или обмениваться поцелуями с больным гриппом.

Тем не менее и здесь существуют исключения: в некоторых случаях чувство отвращения не работает, а его место занимает магическое мышление. Например, большинству европейцев не придет в голову пить воду из индийской реки Ганг и тем более купаться в ней, в отличие от местных жителей, которые считают реку священной. Люди купаются в реке Ганг и пьют из нее воду в надежде получить исцеление, в то время как в воде были обнаружены патогены в больших количествах, например холера. Еще одним примером нарушения отвращения служит обсессивно-компульсивное расстройство или ОКР. Люди, которые страдают ОКР, могут выполнять большое количество разнообразных ритуалов, веря, что ритуалы оказывают существенное влияние на их жизнь. Помните фильм “Авиатор”, главную роль в котором сыграл Леонардо Ди Каприо? Картина повествует об инженере и пионере американской авиации Говарде Хьюзе, жизнь которого превратилась в ад, так как он считал, что все предметы и даже люди вокруг него заражены опасными микробами.


Мужчина купается в реке Ганг ранним утром. Фото: National Geographic.

Однако это не единственная связь между ОКР и религиозными практиками. Профессор Стэнфордского университета нейроэндокринолог Роберт Сапольски в лекции “Биология религиозности” рассказал о связи между обсессивно-компульсивным расстройством и религиозностью. И действительно, если внимательно посмотреть на магические и ритуальные обряды разных народов, можно заметить, что все они выполняют определенные действия в строгом порядке, а также используют сакральные предметы. Например, такие христианские обряды как крещение и причастие или мусульманский ритуал намаза требуют соблюдения множества скрупулезных правил, малейшее нарушение которых чревато неэффективностью молитв и ритуалов. Использование ритуальных предметов — икон, свечей и кадила помогает совершить обряд, что делает их сакральными. Во всех подобных действиях прослеживается связь не только с ОКР, но и с двумя принципами симпатической магии.

Кто подвержен магическому мышлению?

И все же, даже если вы не причисляете себя ни к одной из существующих религий, это не значит, что вы не подвержены магическому мышлению. Профессор университета Пенсильвании, психолог Пол Розин решил проверить как магическое мышление влияет на нашу повседневную жизнь. В одном из своих ранних экспериментов, команда Розина попросила испытуемых выпить сок, в который ранее окунули полностью продезинфицированного таракана. Большинство отказались пить сок, зная, что никаких опасных патогенов в нем нет. Другим испытуемым исследователи предложили съесть суп, в который они сами плюнули, однако такой суп никто не захотел есть. Также, испытуемые предпочли не надевать чистую одежду человека, который им не нравится и не хотели есть шоколад в форме фекалий, хотя от шоколада в привычной форме не отказались.

Однако ситуация становится еще интереснее, когда речь заходит о маркетинговых приемах. В одном из проведенных исследований, в продуктовую корзину покупателя положили печенье и упаковку женских гигиенических прокладок. Оказалось, что когда коробка печенья контактировала с упаковкой прокладок, покупатели с меньшим удовольствием ели печенье. Причем чем большее отвращение человек испытывал к женским гигиеническим прокладкам, тем меньше ему нравилось есть печенье. Абсурд, не так ли? Тем не менее, в результате эксперимента маркетологам предложили добавить в корзину еще одно отделение, чтобы избежать подобных контактов.
Не лишены абсурдна и противники ГМО. Так, 71% опрошенных признались, что не понимают что это такое и все равно негативно относятся к генно-модифицированным продуктам. Кажется странным? На самом деле такая позиция — еще один пример магического мышления. Согласно закону подобия, выведенного Фрэзером, человек думает, что если он съест ГМО, то и сам станет ГМО.

На самом деле примеров магического мышления в повседневной жизни огромное количество. Что же касается причин его возникновения, то Джеймс Фрэзер считал, что человек всегда искал нечто общее в законах природы, чтобы извлечь для себя пользу. И в этом длительном поиске большое количество идей оказались правильными, а другие нет. Правильные идеи британский антрополог называл наукой, ошибочные — магией. А вы согласны с утверждением Фрэзера? Поделитесь своим мнением в комментариях и с участниками нашего Telegram чата.

Суеверия и голуби

В начале 1940-х годов американский психолог-бихевиорист Беррес Скиннер изучал поведение животных. Когда он изучал голубей, то помещал голодных птиц в лабораторный ящик — впоследствии получивший название “ящик Скиннера” — и поощрял едой каждый раз, когда они клевали ключ в аппарате питания.


Голубь в ящике Скиннера клюет кнопку в надежде получить еду

Затем Скиннер настроил прибор так, чтобы он выдавал еду случайным образом. Все, что требовалось от голубя — просто сидеть и ждать, но птицы так не делали. Вместе этого основная часть голубей разработала то, что Скиннер называл суеверным поведением. Когда один из голубей случайно смотрел через левое плечо, а механизм выдачи еды срабатывал именно в этот момент, голубю приходила в голову идея, что если смотреть через левое плечо, то можно получить еду и он делал так снова. Если же случалось так, что механизм снова срабатывал, когда голубь смотрел через левое плечо, птица начинала маниакально смотреть через левое плечо, как бы убедившись в том, что именно это действие является причиной появления пищи.

И мы ничем не лучше голубей. Создавая ошибочные причинно-следственные связи, мы делаем вывод, что если на голову человеку упал кирпич после того, как дорогу перебежала черная кошка, то в этом виновата кошка (хотя бедное животное тут совершенно не при чем). Точно также появился знаменитый “танец дождя” — кто-то один раз станцевал, после чего пошел дождь, но человек решил, что дождь пошел из-за его особого танца. Такие же ошибочные причинно-следственные связи, основанные на принципах магического мышления, мы выстраиваем в случае выздоровления после обращения к целителям, гомеопатам или священникам. Дело в том, что многие заболевания имеют свойство проходить с течением времени сами собой, однако человек, обратившийся к целителю убежден, что его выздоровление — заслуга целителя.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Мы с вами появились в результате миллионов лет эволюции, в течение которых оттачивался каждый навык, каждый уголок тела и мозга человека. В результате мы стучим по дереву, видим лица на бутерброде с сыром и пытаемся заглянуть в будущее разглядывая чайные листья, делая это потому, что хотим создать иллюзию смысла. Мы отчаянно стремимся почувствовать, что в этом поразительно сложном мире для нас работает некая организующая сила. Выходит, сегодня многие называют себя духовными, верующими и/или суеверными людьми и даже не подозревают о том, что из-за магического мышления, свойственного представителям нашего вида и многочисленным когнитивным искажениям, сами накладывают на реальность сверхъестественные образы.

Как выяснил ВЦИОМ, более трети россиян верят в колдовство, порчу и сглаз. Еще почти четверть россиян не уверена в том, что это предрассудки. Среди женщин в колдунов верит почти половина.

Почему люди верят в сверхъестественное?

Впрочем, Россия здесь не уникальна. В Соединенных Штатах, согласно опросам компании Gallup, примерно треть уверены, что можно влиять на материальный мир с помощью мысли, около 40% американцев верят в привидения, а 20% - в то, что в принципе можно поговорить с умершим.

Так что пока такие люди в нашем цивилизованном мире есть, празднику Хеллоуин, отмечаемому сегодня, ничто не угрожает.

В чем природа нашей неизбывной тяги к чертовщине и веры в сверхъестественное?

Ведущий программы "Пятый этаж" Александр Баранов обсуждает тему с психологом Валентиной Шаталиной и историком религии Николаем Шабуровым.

Александр Баранов: Колдуны, ведьмы, черти, привидения - существа, с которыми в XXI веке, казалось бы, должно быть все ясно. Можно понять людей далекого прошлого - они не понимали, скажем, почему нет дождя уже целый год. Конечно, колдун был виноват. В наше время подобные вещи наука объяснила. Не все конечно, есть вещи, которые наука еще не объяснила.

Мы не знаем, почему элементарные частицы могут находиться в двух местах одновременно, но это вопросы за пределами обыденного сознания, они людей тревожить не должны. А в обыденной жизни все уже более-менее объяснено.

И, тем не менее, люди продолжают верить в колдунов, привидения, приметы, медиумов. Волей-неволей возникает подозрение, что есть что-то такое в природе человека, что делает его предрасположенным к подобным вещам, суеверию, вере в сверхъестественное. Что-то заложенное то ли генетикой, то ли эволюцией, то ли еще чем-то. У вас есть объяснение на этот счет?

Валентина Шаталина: Какой-то ответ я смогу сформулировать на такой сложный вопрос. Мы действительно не можем объяснить, почему все колдуны, зомби, злые духи так популярны в кинематографе. Почему ужастики - это целая индустрия. Почему к теме переживания страха и ужаса нет равнодушных людей.

Где прячутся корни этих ярких, сильных, сложных чувств, и почему у них такой социальный резонанс? Как ученый, я должна сказать, что те, кто верит в абсолютную магию, имеют низкий образовательный уровень и полное отсутствие потребности разобраться в природе вещей и систематизировать имеющиеся знания и представления.

Но все не так просто. Корни имеют эволюционную природу. Наше мышление так устроено, что в случае невозможности нахождения четкого ответа и решения мы ищем свет там, где темно, странно, непонятно, и пытаемся разобраться, если решение нас очень волнует и результат очень важен, мы склонны поверить всему - чуду. Вы скрещиваете пальцы, стучите по дереву? Не выбрасываете мусор перед дорогой? Опираетесь на обыденные приметы?

А.Б.: Нет, я этого ничего не делаю. Но я сознаю, что я - исключение из правила. А по поводу темноты и того, что там в темноте, - ученые доказали, что первобытный человек должен был бояться шорохов в темноте. Скажем, один первобытный человек знал, что это листья шуршат, а другой придумывал себе страшных монстров в темноте. Первого человека съедал тигр, а второй выживал и передавал эту генетическую расположенность нам.

Мы это продолжаем делать, хотя для нас это не так жизненно важно уже. Как историк религии, вы как смотрите на эту предрасположенность человека, и есть ли она в натуре человека?

Николай Шабуров: Мне трудно говорить о том, насколько это заложено генетически, не исключено. Но я не думаю, что современная жизнь менее сложна, более понятна для большого числа людей, нежели жизнь первобытного человека. Мы очень много знаем про природные явления. Наука нам открыла, почему долго нет дождя, и многие другие сложные вещи.

Но можно согласиться с Марксом, что гораздо более важную роль играют социальные факторы. Наша социальная жизнь не менее иррациональна, чем жизнь природная, как она была у первобытного человека.

А.Б.: Что вы имеете в виду? В современном мире имеется гораздо больше инструментов, чтобы решать свои проблемы. Не только чтобы выжить, но и собрать урожай, не надо прибегать к потусторонним силам, чтобы завтра поесть. Но эта тяга, эта вера существует в самых различных формах.

Н.Ш.: Но остаются войны, остается социальное неравенство, тирания, насилие. В человеческой жизни, в том числе в общественной, очень много иррационального. Вроде бы с прогрессом человечество идет по пути рационализации, но все равно, эта сфера нерационального остается. И человек, особенно в нашу эпоху глобализации, когда жизненные обстоятельства меняются, образ жизни изменился на протяжении одного поколения. Человеческое сознание за этим не успевает.

А.Б.: Вопрос еще в том, где эта иррациональность сидит. Действительно наша жизнь иррациональна, или наше сознание воспринимает ее так? Часто то, что мы не можем понять, не способны понять, - мы не можем согласиться с тем, что мы это не понимаем, ищем объяснения и приходим к иррациональным объяснениям. Разве этого нет?

Н.Ш.: Наше сознание - это тоже часть жизни. Ответить на вопрос, иррациональна ли жизнь, или иррациональность коренится в подсознании, невозможно. Я не готов. Мне кажется, наша жизнь и сознание связаны друг с другом неразрывно. По-прежнему очень значительные вещи от нас не зависят. Мы - объект воздействия каких-то глобальных сил. Это гораздо более силы сейчас социальные, нежели природные, но это не меняет сути дела. Человек себя ощущает столь же некомфортно. Нельзя сказать, что сейчас уровень страха понизился.

А.Б.: Страхи стали другими, но они существуют.

Н.Ш.: Но они не в меньшей степени воздействуют на сознание человека.

А.Б.: Может быть, современный человек, несмотря на весь комфорт, когда страхов нет, начинает их для себя искать, когда волнений нет - о чем бы поволноваться. И жизнь для современного человека кажется иррациональной, полной непонятного, и человек тянется к объяснению.

В.Ш.: Как психологу, мне хотелось бы развести общие социальные тенденции, то, что нельзя не заметить глазом, с индивидуальными проблемами человека, который верит или не верит в эту мистику. Исследования ВЦИОМ, которые опубликованы, мы видим разницу, как это воспринимают мужчины и женщины, разницу по возрастным группам. Самая восприимчивая к мистике, порче, сглазу группа - 45-60 лет.

А.Б.: А наименее восприимчивая - либо молодежь, либо те, кому за 60. Молодежь понятно. А почему менее восприимчивы те, кому за 60? Потому, что они выросли в СССР, или по каким-то другим причинам?

В.Ш.: Это связано исключительно с возрастными особенностями. Это совершенно замечательный возраст, особенно в нашем веке. Человек в этом возрасте опирается на прожитый опыт, умеет им распорядиться, умеет управлять своими эмоциями, понимает пределы своих волевых усилий. Он более рационально распоряжается собой.

А потребность в мистике возникает, когда у нас низкая самооценка и нет реального способа ее вырастить. И мы компенсируем ее через то, что верим в примету, магические пассы экстрасенсов.

Я вспоминаю 90-е годы, когда приходилось консультировать большое количество молодых бизнесменов в России. Люди приходили и искали экстрасенса, садились в кресло пассивно и говорили: делайте со мной что-нибудь. Экстрасенсы были более высоко оплачиваемы, более популярны и действительно здорово помогали людям.

У человека большая потребность концентрироваться и на что-то опираться. А экстрасенс, цыганка, гадальщица чувствует этот момент и помогает человеку поверить в себя, в то, что сбудется то, что ему так необходимо, что у него получится. Эта дополнительная энергетика в огромном количестве случаев помогает человеку, и не только в СССР.

Посмотрите на гомеопатию. Человек приходит за помощью, дополнительной поддержкой - кроме таблетки, врачебного вмешательства, ему нужно что-то еще. Ему предлагают целый спектр разных практик - работа с дыханием, умение управлять своими мышцами, йога, пилатес или что-то еще. Другое дело - спиритуал хилинг или александер текник.

А.Б.: То есть вся эта чертовщина работает.

В.Ш.: Ты должен поверить, что тебе это поможет. И, если прикосновение дает ему внутренний покой, равновесие, баланс - это поиски нашего "я". Балансирование между своими страстями и внешним миром. И если мы слабы, мы ищем поддержку в мистике.

А.Б.: А почему не на всех это действует? Есть люди, на которых это совершенно не действует. Даже если человек допускает какие-то экстрасенсорные возможности, это не значит, что кто-то может изменить свою жизнь, помочь, продемонстрировав какие-то фокусы. А про колдунов вообще говорить нечего. Есть люди, которые мыслят сугубо рационально.

В.Ш.: Хотела бы посмотреть на этих людей. Это достаточно сильные натуры, которые привыкли опираться на свой опыт, перепроверять себя. У них рациональное логическое мышление, они не боятся неуспеха, плохой оценки. Его не ранили в детстве, не говорили "ты ничтожество", как это принято в некоторых культурах, когда младший по статусу в родовой цепочке всегда плохой, потому что маленький.

А.Б.: Я далекий от психологии человек. Но у меня есть доморощенная теория, почему некоторые люди верят в сверхъестественные вещи, а некоторые нет. Вы, как специалист по детству, - я с вами проконсультируюсь.

У ребенка существует дуалистическое сознание - он относится к жизни как к игре, и это помогает ему осваивать мир. Ребенок может одновременно точно знать, что Деда Мороза нет, что подарки покупают родители, и тут же верит, что Дед Мороз есть, он беспокоится, что труба узкая, Дед Мороз в нее в этом году не пролезет и он подарка не получит.

Проходит время, ребенок взрослеет и должен решить, есть Дед Мороз или нет. И есть три варианта ответа - один, когда взрослый человек говорит, что Дед Мороз есть. Это тяжелый случай, мы его рассматривать не будем.

И два других: Деда Мороза нет - рационально мыслящий человек, скорее всего, нерелигиозный, и не верит в колдунов. И есть люди, которые отказываются отвечать на этот вопрос. И они продолжают жить с детским дуализмом сознания. Они верят и не верят в колдунов, они легко могут быть религиозными, они ищут смысл жизни там, где его нет, и прочее.

В.Ш.: Вы затронули непростой сюжет, связанный с детством и тем, что ребенок вырастает из детства. Что некоторые сохраняют в себе ребенка, может быть хорошим, добрым знаком, показателем креативности, потому что ребенок способен увидеть неожиданные связи между обыденными вещами. И такой человек может быть очень успешным творческим взрослым.

И если он не хочет отвечать по поводу Деда Мороза, он может скрывать наивное ощущение, что чудо существует. Как бы мы ни были прагматичны, нам хотелось бы верить, что доброе начало побеждает злое - а это чудо. Что сильный и мужественный человек будет впереди трусливого и подлого - и это тоже чудо. Это очень сложная система наших морально-этических представлений о жизни.

И в каких условиях существуют наши дети, что мы им все время уменьшаем границы наивных добрых представлений о жизни и вводим все больше прагматических характеристик, которыми они очень легко манипулируют. Или придется переходить в область патологии, когда человек настолько тревожен, что не может существовать в современном мире, угнетен им.

Это страх безработицы, одинокой старости. Любые наши социальные проблемы можно перевести в эту плоскость. Так что, если ваша теория удобна для видения мира, разделения людей на категории, она может существовать.

А.Б.: Какова корреляция между религиозностью, верой, принадлежностью к определенной официальной религии, и суевериями? На этот счет есть совершенно разные мнения, результаты опросов.

Н.Ш.: Какая-то корреляция есть. Религия предусматривает веру в сверхъестественное, санкционирует ее. Если человек признает сверхъестественное, то может и признавать такие его формы, как колдуны и так далее. Но не надо принимать это слишком примитивно.

Многое зависит от уровня образования. Многие современные религии - довольно сложные системы, в том числе интеллектуальные, в которых есть специфическая рациональность. Образованные верующие люди вряд ли особенно будут верить в колдунов, ведьм, заговоры и так далее.

С другой стороны, необразованные люди, не принадлежащие к какой-либо религии, тоже могут быть в плену разного рода суеверий. Более того, для них христианство и вера в заговоры и колдунов лежат в одной плоскости.

А.Б.: Кто-то еще в позапрошлом веке сказал, что русский крестьянин не может отличить черную кошку от апостола Павла.

Н.Ш.: Я не стал бы разделять индивидуальные особенности человека и социальный аспект. Для меня человек в значительной степени существо социальное. И неслучайно экстрасенсы стали так популярны в 90-е годы - эпоху нестабильности и перемен, которая для многих была дискомфортна. И как реакция на это - увлечение экстрасенсами и подобными вещами.

А.Б.: То есть вера в колдунов и все такое - симптомы социальной болезни общества, которое не может дать человеку нормального, обычного выхода решения его проблем?

Н.Ш.: Если говорить о современном развитом обществе, думаю, да. Но общество обществу рознь. Человечество прошло большой путь. Я не готов назвать средневековое общество больным. Это общество с такой структурой, в которой такие вещи играли большую роль.

Но такой исторический феномен, как охота на ведьм, на самом деле имела место не в эпоху классического средневековья, а когда начал происходить слом традиционного средневекового сознания. Это XV-XVII века, то, что мы называем эпохой Ренессанса. Это реакция на перемены, вторжения иррационального начала, в очень тяжелых формах.

Эта охота унесла десятки, а то и сотни тысяч человек, и это было симптомом кризиса, болезненности общества. До этого в колдунов верили, но не было такого страха, представления, что все вокруг полно зловредными сатанинскими силами, которые пытаются загубить христианский мир.

Эти вещи очень связаны с конспирологией - секуляризованной псевдорациональной верой в колдунов, заговор, нечистую силу и так далее. Валентина говорила о гендерном и возрастном аспекте.

У нас нет достаточных данных, чтобы оценивать, что в этом плане имело место в средние века, но само название характерно - охота на ведьм. Женщины явились в гораздо большей степени жертвами этой кампании, но, возможно, и в большей степени были подвержены суевериям. Это тоже очень интересный вопрос.

А.Б.: Вы как психолог видите положительную сторону в творческой стороне - человеку помогают жить экстрасенсы, вера в чудо и так далее. Но все это основано на обмане. Где вы проводите грань, где это помогает человеку, а где становится опасно?

В.Ш.: Это очень сложный вопрос. Мы говорим об эволюционном страхе перед неизвестным, и этим страхом можно манипулировать. Мы видим множество примеров, о которых только что говорили, что СМИ и другие институты могут легко это использовать в своих прагматичных целях.

Если человек стар, немощен и к нему приходит знахарка, которая уводит его от реального лечения? Помните, как заряжали воду и все такое? Это - безусловное зло. Но человек без веры - очень печальное создание. Именно опираясь на веру, он может сделать что-то по отношению к себе и другим.

Читайте также: