Гуманизация обучения как основа педагогического общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гуманистическая педагогика провозглашает основой учебного процесса личность ребенка, ее полноценное и комплексное развитие. Гуманизация педагогического процесса подразумевает равноправие педагогов и учащихся, проявление их равной активности в процессе обучения.

Сущность гуманистической педагогики состоит в создании оптимальных условий для полноценного развития гармоничной личности, обогащение ее жизненного опыта, реализацию творческого потенциала и личных стремлений, а также в установлении гармоничных взаимоотношений с окружающими (людьми, обществом в целом, природой и т.д.).

Таким образом, сущность гуманистической педагогики заключается в том, что не ребенок создан для учебы, а процесс обучения необходимо создавать специально для ребенка, учитывая его возможности и потребности.

Цель и задачи гуманистической педагогики

Цель гуманистической педагогики – это гармоничное и полноценное развитие личности, путем формирования гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

  1. Для достижения цели гуманистической педагогики необходимо решение следующих задач:
  2. Формирование у детей общей картины мира, понимание смысла жизни, обозначение своего положения в мире и обществе, осознание собственной уникальности.
  3. Формирование личностных компетенций, которые отражают физическое и духовное развитие каждого ребенка, развитие творческих задатков и потенциала, осознание ответственности за свои жизненные поступки.
  4. Приобщение ребенка к культурным ценностям, формирование уважения к национальной и общечеловеческой культуре. Выработка у ребенка своего личностного отношения к достояниям культуры.
  5. Развитие у ребенка таких гуманистических качеств как доброта, милосердие, взаимоуважение, сочувствие, эмпатия и т.д. Формирование и культивирование интеллигентности как одного из значимых параметров личности.
  6. Развитие свободной интеллектуально и нравственно мыслящей личности, которая способна на адекватную оценку поступков и поведения окружающих, а также на самооценку самого себя. Выработка саморегуляции поведения и деятельности, рефлексии собственного мировоззрения.
  7. Формирование чувства патриотизма, развитие общечеловеческих ценностей, уважения к Родине, ее законам и общечеловеческим правам личности. Достигается путем возрождения национальных традиций, ментальности, рассказами о легендарных воинах прошлого и настоящего, встречами с выдающимися личностями. Развитие у ребенка желания и стремления сохранения престижа и богатства собственной Родины, а также желания встать на защиту своего Отечества.
  8. Формирование положительного отношения к труду, как основного источника благосостояния каждого человека и государства в целом. Воспитывать у ребенка уважительного отношения к своему труду, труду окружающих, к материальным фондам и духовному потенциалу страны.
  9. Формирование правильного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению. Развитие физических качеств, привычки ведения здорового образа жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Решение задач, стоящих перед гуманистической педагогикой дает возможность заложить фундамент по формированию гуманной личности, развитии ее культурных ценностей, способствующих дальнейшему строительству и совершенствованию мира, общества и себя.

Исходя из поставленной цели и задач, принято выделять следующие основные положения гуманистической педагогики:

  • Гуманное отношение к личности каждого ребенка.
  • Уважение основных прав и свобод личности.
  • В процессе обучения предъявления к воспитанникам адекватных и разумных требований.
  • Уважительное отношение к позиции каждого ребенка.
  • Уважение права ребенка быть самим собой.
  • Доведение до каждого ребенка основных целей воспитания.
  • Реализация учебного процесса без применения насильственных методов и средств.
  • Не допущения различного рода унижений в отношении личности ребенка (физических или моральных).
  • Признание права ребенка на отказ от формирования тех личностных качеств, которые по различным причинам противоречат его убеждениям.

Признаки гуманистической педагогики

В процессе развития гуманистической педагогики учеными-педагогами были разработаны положения, которые являются её отличительными признаками:

  1. В процессе обучения должна быть создана эмоционально благоприятная и стимулирующая атмосфера.
  2. Осуществление поощрения активной инициативы в воспитательно-образовательном процессе со стороны ребенка.
  3. Установление между детьми и педагогом конструктивных межличностных отношений для реализации эффективного учебного процесса.
  4. Организация эффективных образовательных программ, направленных на максимальное развитие творческого потенциала и способностей личности ребенка.
  5. Осуществление совместного обсуждения проблем, учебного материала и т.д. между учащимися и педагогом, с целью развития и поддержания у детей познавательного интереса.
  6. Не заострять внимание ребенка на оценках, особенно если ему с трудом дается усвоение учебного материала. Оценка должна поддерживать и стимулировать ребенка и его желание учиться.

Таким образом, гуманистическая педагогика направлена на формирование и развитие разносторонней, творческой, самостоятельной и свободной личности, которая полностью оценивает свои действия и соотносит их с реальной действительностью и потребностями общества. Основой гуманистической педагогики является личность ребенка, ее права и свободы. Гуманистическая педагогика на сегодняшний день находится на стадии внедрения в современный воспитательно-образовательный процесс.

Аннотация. В статье рассматривается основные идеи гуманизации учебного общения с позиции их востребованности современной практикой образования. В основу понимания гуманной педагогики положены представления Ш.А.Амоношвили, рассматривающего гуманную педагогику, как стиль педагогического мышления, образ проживания ребенком и его учителем человеческого в человеке.

Ключевые слова: гуманная педагогика, личностные особенности, групповая работа

Человеческое общество стремительно развивается, возрастает благосостояние, создаётся больше условий для физического и интеллектуального развития, всё большее количество людей получает образование. Казалось бы, есть причины для оптимизма.

Но парадокс заключается в том, что мы находимся на грани самоуничтожения.

Почему же стала возможной такая ситуация? Развивая свой интеллект, мы забыли о чём-то более важном, о том, что делает нас истинно человеческими существами? Это то, что присуще нам всем, вне зависимости от национальности, вероисповедания или цвета кожи, от времени или места, то, что неизменно – общечеловеческие ценности.

Цель статьи: познакомить с приемами работы по организации учебного общения детей, которое ориентированно на развитие гуманизма у детей.

Если создать соответствующие условия для развития возможностей, то школьник углубляет их быстро, непринужденно, успешно. Такие условия можно создать только с помощью Гуманной педагогики, направленной на воспитание ребенка.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Принципы инклюзивного образования, на мой взгляд сформированы на принципах гуманнизации учебного общения

Гуманизм в педагогике — сложное, многомерное явление. Его нельзя свести к простой, но емкой формуле “любовь к детям”, хотя без нее невозможен никакой гуманизм.

Но любовь – не хаос, гуманная педагогика – не вседозволенность. Это воспитание любовью, которая организовывает и созидает.

Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, – может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философии Амонашвили, и он переворачивает, не оставляя камня на камне, все основы традиционной авторитарной педагогики и ее священные ритуалы, причем тут не остается мелочей и деталей, развенчивается даже красный цвет авторучки, которой учитель подчеркивает ошибки и ставит оценки.

В традиционной дидактике прочно бытует мнение, что младшим школьникам нельзя показывать ошибочные формы того, что подлежит усвоению, – якобы они из-за его сильной впечатлительности и обостренной памяти могут засесть в нем как правильные. Если это верно, то как тогда может учитель пользоваться красными чернилами, отмечая в работах учеников искривленными, раздраженными линиями и знаками именно ошибки, допущенные детьми? Ведь если так привлекать к ним внимание ребенка, по этой логике – он закрепит в себе ошибочную форму, и, сколько ни упражняй его потом, ошибка останется в нем надолго. И что-то не видно, чтобы количество детских ошибок уменьшалось из-за того, что процессу учебы сопутствовали контроль, исправление ошибок и оценки. Может быть, было бы лучше, если бы учитель вместо красных пользовался зелеными чернилами, отмечая успехи, достижения, качество движения?

Каким должно быть современное образование?

Это единство головы, сердца и рук .

Любое истинное обучение – это напоминание, подталкивание к поиску, к творчеству и должно опираться не на заучивание готовых фактов, которые, к тому же, могут быть ошибочными, а на постановку вопросов. Потому что именно вопросы побуждают к внутреннему поиску, развивают ум и обостряют интуицию.

Это вовсе не значит, что школа не должна давать знаний и готовых решений, ведь это квинтэссенция опыта предшествующих поколений. Но его нельзя представлять так, как будто он верен на 100 % и непогрешим на все времена. Наука быстро развивается, совершаются величайшие открытия, меняются взгляды на то, что ещё десятилетие назад казалось непреложным. Понятно, что один и тот же факт войны в Донбассе украинским школьникам преподают совсем в другом свете, нежели донецким. Мы должны наконец осознать, что функция образования состоит не в том, чтобы передавать знания из поколения в поколение. Результат образования не знания, а мудрость. Мудрость – это применяемое знание, это знание, реализованное через единство головы, сердца и рук, о чём говорилось ранее.

Как можно преподавать общечеловеческие ценности в школе?
Это возможно на классных часах, уроках школьного цикла. Интегрированный подход позволяет вкраплять общечеловеческие ценности в существующую учебную программу

Например, в истории много примеров биографий выдающихся людей, которые проявляли силу духа и приверженность высоким истинам.

Уроки морально – этического воспитания . Их огромное множество.

Можно использовать следующие методы:
1. Цитата.
2. Визуализация.
3. Музыка.
4. Рассказывание историй.
5. Групповая деятельность.
На групповой деятельности хотелось бы остановиться подробнее.
Групповая и, в частности, творческая работа, позволяет ребёнку выявлять свою индивидуальность, согласовывая при этом свои интересы и действия с действиями и интересами группы. Ребёнок учится делиться, сотрудничать, помогать, творить сообща, развивает своё воображение и творческие навыки, приобретает уверенность в себе и, самое главное, проживает конкретную ценность на практике, в действии.
Таким образом, происходит расцвет человеческой личности, выявление лучшего и преодоление того негативного, что неизбежно присутствует в каждом человеке.

В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувства прекрасного и понимание беспредельности, ответственность за свои мысли и устремленность к благу, мужество и бесстрашие. Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает трудиться, создает свой мир, творит и притягивает новые образы.

Как проводить такие уроки?

Основной способ – беседа учителя, свободные обсуждения, чтение легенд. А есть еще: мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов и государств; молчание и думание (уроки молчания) о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращение к своему сердцу, занятия по саморазвитию умения видеть сердцем и болеть душой.

А еще есть практика: посылание добрых мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли, запись сновидений, ведение дневника о своих переживаниях, философствование.

Такой урок не кончается, даже когда ребенок идет домой: учитель остается в его душе, добро – в его мыслях.

Гуманизм учебного общения заключается в том, чтобы обеспечить учащимся комфортное самоощущение, вселить в каждого ученика чувство уверенности в свои силы, увидеть в нем способную к творчеству натуру и придать ходу урока эмоционально-моральную направленность

Выводы: таким образом, для гуманизации общения, в первую очередь необходимо на уроке создать следующие условия:

Необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно, в каждый момент общения.

Учесть возрастные и психологические особенности учащихся

Выбрать оптимальный стиль педагогического общения.

Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное.

Научный руководитель:
канд.пед.наук, доцент
Колодовская Елена Анатольевна

Этика педагога — феномен, на наш взгляд, совершенно осо­бый. И все же ее сущн.

Этика педагога — феномен, на наш взгляд, совершенно осо­бый. И все же ее сущность и содержание, как и любой профес­сиональной этики, наиболее полно и последовательно
раскры­ваются с помощью анализа ее структуры, в которой можно выделить четыре основных блока

Во-первых, это этика отношения педагога к своему труду, к предмету своей деят.

Основополагающими факторами современной школьной ре­формы провозглашены принц.

Основополагающими факторами современной школьной ре­формы провозглашены принципы демократизации и гуманиза­ции

Уважение к личности ученика Уважение к личности учащегося предполагает, прежд.

Принцип, который должен, согласно требованиям педагогической этики, лежать в.

Морально-психологическая культура педагога

ЗаключениеОбобщая можно сказать, что в ходе выполнения данной работы мы дости.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить.

Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский

Список литературыМишаткина Т.В.\ М 71 Педагогическая этика: Учеб. пособие /С.

Введение новых педагогических технологий в педагогическое образование детей продиктовано наблюдающейся в современной культуре сменой опарадигмы от технократической к гуманистической. Технический прогресс в смене поколений ЭВМ привел к тому, что компьютеры быстро взяли на себя элементарные операции мышления, освободив его от рутины и открыв новые перспективы для развития интеллектуальных, творческих возможностей человеческой личности. В то же время, обострение глобальных проблем, в том числе и экологических, потребовало пересмотра иерархии общественных ценностей и законодательного введения в качестве приоритетного - человеческого измерения как аксиологической и образовательной точки зрения; отсчета для технологической реализации гуманистических ценностей в качестве общечеловеческих для населения разных стран Земли. Такой поворот не случаен.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.

Проблемой гуманистической направленности воспитания занимались педагоги - новаторы В. А. Караковский, О. С Газман. В педагогической науке имеются исследования, необходимые для постановки и решения гуманистической направленности воспитания. Например, в своих трудах В. А. Караковский предлагает воспитание проводить на общечеловеческих ценностях.

1). В воспитании выделить вечные ценности: Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение, отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества, края, быта., физическо-го/умственного/душевного труда, ценность знаний, ценность культуры (духовной жизни, прекрасного, ценность мира, ценность человека - все в мире направлено на человека.

2). Демократический, гуманистический характер воспитания : идея взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект воспитания, идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности (знания, усвоенные без радости - плохо).

3). Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой - гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств. Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом, применять знания.

Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.

Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. В дошкольном возрасте самый высокий авторитет для детей - воспитатель.

К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.

Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

Детство – важнейший период человеческой жизни, важный этап развития личности, время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Становление базисной культуры подразумевает, что ребенок приобщается именно к общеличностной культуре человека, происходит приобщение к общечеловеческим, непреходящим человеческим ценностям (красоте, добру, истине и др., а также учится владеть универсальными средствами жизнедеятельности, постигает способы активного взаимодействия с миром, проявления оценочного отношения к происходящему. Каков человек, такова и деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл и свое человеческое назначение. Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир!

Современные формы работы с детьми Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми; -интегрированная образовательная.

Участие в конференциях 2013 года

Участие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.

Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ГЛАВА 4. ТЕКСТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ Психологические основы труда учителя Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения

Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения

В данной статье рассматриваются педагогические характеристики общения, которые должны быть присущи членам учебно-воспитательного коллектива, чтобы эффективно воздействовать на развитие познавательной, эмоциональной, волевой сфер личности.

Перестройка, осуществляемая в нашем обществе, призвана превратить всестороннее развитие личности из лозунга в реально развертывающийся процесс. Сейчас уже теоретикам и практикам воспитания очевидно, что главный фактор развития как психики человека в целом, так и его личности (умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического и др.) есть предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми, которые протекают в соответствии с определенными принципами.

Пронизанность межролевого общения общением межличностным - важнейшее условие ухода от формализма и догматизма в обучении и воспитании. Но переход от императивно-директивного к демократически равноправному способу общения, от монологического к диалогическому никогда не произойдет (может возникать лишь случайно), если к нему не готова ни одна из участвующих сторон.

Чтобы диалогическое общение в учебно-воспитательном коллективе происходило как правило, а не как исключение, необходимо каждому педагогу, и руководителю педколлектива, и классному руководителю, и учителю-предметнику быть психологически готовым, как должен быть готов к нему и каждый учащийся. Для этого нужна сформированность гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности как у педагога, который по разным поводам взаимодействует с учащимися, так и у школьника. В содержание понятия коммуникативного ядра входят все психологические свойства, которые успели развиться у данной личности и которые дают о себе знать, когда она вступает в общение. Во всей этой совокупности свойств находит отражение более или менее интегрированный опыт общения с разными категориями людей. В зависимости от того, каким оказывается для личности этот опыт - положительным или отрицательным - и с какими нормами морали он сопрягается, человек начинает принимать (и принимает) всех людей, или определенные их группы, или даже отдельных лиц. При этом он воспринимает их либо как высшую для себя ценность, либо как неизбежную, но бесполезную данность, либо как зло, или оценивает их как средство для удовлетворения своих эгоистических потребностей. В повседневной жизни у большинства людей эти виды отношения ко всем людям, к различным категориям их и к отдельному человеку обычно сосуществуют. И это непосредственно всегда влияет на стратегию и тактику, которые каждый человек выбирает, общаясь с теми, с кем ему приходится вместе жить, учиться, работать, отдыхать.

Поэтому для гуманизации общения в разных ситуациях жизни и для создания гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра и семье, и детским дошкольным учреждениям, и школе необходимо вырабатывать у детей привычку относиться к другому человеку, кто бы он ни был, как к высшей ценности, столь же субъективно значимому, как в глазах каждого из них значима их собственная личность.

Вместе с тем надо прямо сказать, что названная цель останется пустой мечтой или будет реализовываться со значительными упущениями, если усилия, предпринимаемые семьей, детским садом, школой, не будут подкреплены действующими в этом же направлении всеми другими воспитательными институтами (работой внешкольных детских учреждений, средствами массовой информации и др.).

Но будет ли педагогическое общение оптимальным, способствующим проявлению лучших гуманистических сторон психического мира ребенка и обеспечивающим их развитие, в основном зависит от воспитателя-педагога. Какими же качествами он должен обладать? Воспитатель, равнодушно, а тем более неприязненно относящийся к детям, никогда не сможет создать в своем повседневном взаимодействии с ними условия для психологически оптимального общения.

Педагог тогда оказывает воспитывающее воздействие на ученика, когда он умеет (или научается, хотя это необычайно трудно) сопереживать, сочувствовать, проявлять чувство сопричастности, дифференцированно, интуитивно постигая реальное состояние того или иного ребенка. А эта выдающаяся способность подлинного воспитателя, если она у него, конечно, уже есть, в свою очередь сопрягается с другим свойством его личности - с умением ставить себя на место ученика, видеть все происходящее не только своими глазами, непредвзято воспринимать его маленькие и большие проблемы, понимать порождающие их причины.

Эта способность к децентрации, если задуматься о психологических условиях ее проявления, предполагает наличие у воспитателя другой способности, а именно обобщенного умения углубляться в свой собственный психический мир, в особенности своей личности, своего общения с учеником. И, исходя из этого, отдавать себе объективный отчет в том, какое реальное действие оказывают эти его качества на ученика: помогают или, наоборот, мешают усваивать учебный предмет, способствуют творчеству или толкают на путь зубрежки, увеличивают веру в свои силы или, наоборот, заставляют опускать руки и искать компенсацию для самоутверждения в других занятиях. Точно таким же образом педагог должен представлять себе, какое положение учащемуся он создает в коллективе класса, в отдельных группах, как его поведение по отношению к ученику сказывается в семье.

Педагог для проникновения в существо индивидуально неповторимого своеобразия психического мира и личности ученика, постижения его проблем, надежд, планов должен располагать еще широким репертуаром инструментирования диалога с ним, чтобы действительно помочь ему в развитии.

Словом, педагогу для успеха дела надо ориентироваться в широчайшем диапазоне индивидуальностей, чтобы общение его не напоминало разговор глухого со слепым, а разворачивалось бы как настоящий диалог, для чего и надо, отправляясь от психического и личностного своеобразия разных школьников, придавать этим диалогическим контактам различную педагогическую нюансировку.

Педагоги, которые успешно решают свои воспитательные задачи, не поднимают ученика на смех, если он совершил какой-то ляпсус, и дают ему возможность спасти свой престиж и сохранить достоинство. Делая поправки на индивидуальное своеобразие, они щедры на одобрение ученика, а это имеет особенное значение для детей застенчивых, робких, потерявших веру от бесконечных провалов и неудач.

Многократно отмечено также, что если у педагогов-мастеров возникает необходимость указать ученику на какой-то его промах, то они обычно начинают с похвалы и искреннего признания достоинств и стараются показывать промахи в какой-то деятельности и в поведении не прямо, а косвенно.

Видя у учащегося недостатки и стремясь их устранить, они укрепляют в нем убеждение, что эти недостатки преодолимы, и инструментуют свою работу таким образом, что школьник не только видит путь, по которому ему надо идти, но и прилагает усилия, чтобы по нему все более энергично двигаться.

Чтобы диалог учителя с учениками состоялся и имел развивающий результат, должна быть достигнута психологическая готовность к нему и воспитаны, как было показано, вполне определенные способности у педагога. Но практика однозначно свидетельствует, что к такому диалогическому общению должен быть готов и школьник.

Исследования, проведенные Н.И. Бабич в I—III классах школы, выявили, что при существующей подготовке во многих семьях, в детских садах, в младших классах школы у детей целенаправленно и последовательно не вырабатываются стойкие привычки понять состояние другого человека, проявить наблюдательность по отношению к его внутреннему облику, выраженному в мимике, жестах, позе, походке, в голосе и речи. Одновременно у многих детей, особенно из семей с единственным ребенком, она отметила отставание в развитии чувства, сопереживания и сочувствия, в социальной децентрации - в умении смотреть на окружающих и на себя самого глазами других людей. Ею же были зафиксированы психологические сложности, которые испытывают младшие школьники в формировании адекватной самооценки.

Продолжая анализ психологических условий оптимального общения педагога с учащимися, т.е. способствующего их психическому и личностному развитию, надо также постоянно иметь в виду, что чаще всего общение педагога со школьником происходит в присутствии его одноклассников, родителей и других лиц. Оценками одних из них он дорожит всегда, другие ему безразличны, оценки третьих для него важны, поскольку они касаются темы его разговора с учителем. Поэтому, развивая свой диалог с учащимися, вдумчиво работающий педагог не может не принимать во внимание не только особенности ученика, свои собственные достоинства и слабости, но и людей, узкое социальное окружение, в рамках которого он в вербальной и невербальной форме начинает или продолжает предметный по содержанию и психологический по форме контакт с учащимися.

У учителя и ученика могут быть разные точки зрения на что-то, скажем, по поводу истинных мотивов поступка, который совершил школьник, или, например, ученик коренным образом может расходиться с классным руководителем по поводу мер, которые надо принимать, чтобы разрядить возникшее в классе напряжение. Если оба из них вступят в общение друг с другом, но каждый будет стоять на своем, не пытаясь разобраться в целях другой стороны, побуждений, которые заставляют упорствовать другого собеседника в своей точке зрения, это не будет подлинным диалогическим общением.

В начале статьи уже говорилось, что истинное диалогическое общение носит всегда межличностный субъект-субъектный характер. В нем всегда должна быть направленность не только на постижение существа обсуждаемого предмета, но и всего, что привносит другой собеседник от себя, от своей собственной позиции, особенностей своего психического мира, своей личности.

Видя все эти многочисленные утверждения о значении общения, в котором господствует диалог, для развития психики и личности учащегося, читатель вправе спросить, почему, по какой причине именно диалог выполняет личностно формирующую функцию и где доказательства этой его роли.

Диалогическая форма общения, когда она интенсивно используется, побуждает школьника активно соучаствовать в рождении новых мыслей. Мобилизуя имеющиеся у него знания, она учит не только рассуждать, противопоставлять аргументам педагога, но и приводить свои доводы. Диалогическая форма общения намного сильнее, чем монологическая, задевает эмоциональную сферу, производя в чувствах динамические изменения. Эта форма общения обязательно влияет и на волю, развивая настойчивость в отстаивании своего мнения, или побуждает к мужественному отказу от имевшейся точки зрения, в неверности которой убедила дискуссия с педагогом.

Исследования, проведенные в нашей лаборатории М.Ш. Магомед-Эминовым и Е.В. Сидоровой, как раз свидетельствуют о большом влиянии психологически верно инструментированной педагогом диалогической формы общения на ум, чувства и волю учащихся.

Результаты, полученные Ю.Б. Некрасовой и ее учениками, одновременно высвечивают высокоэффективную возможность использовать диалогическую форму общения для внесения изменений в мотивационно-потребностную сферу подростка, юноши, взрослого человека, поднимая ценность и действенную силу одних из имеющихся у них побудительных стимулов и обесценивая и затормаживая действие других. Такой же результат был получен и другим сотрудником лаборатории А.Ф. Копьевым, который основной упор в своих исследовательских разработках делает на создание технологий ведения диалога, направленного на перестройку мотивационно-потребностной сферы личности с учетом ее индивидуально неповторимого своеобразия.

Читайте также: