Битянова м р психолого педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

п. Рощинский Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области Российской Федерации

Рассмотрена Согласована Утверждаю

На заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ Протокол №1 от по УВР МБОУ СОШ п.Рощинский

Руководитель МО _______/Густова Г.Е./ Приказ №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения

в средней школе

Разработана АКСЁНОВОЙ Е.В., педагогом-психологом.

Рассмотрена на заседании педагогического совета

2016- 2017 учебный год

Возраст учащихся: 10-11 лет

Обоснование

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия.

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания – все это служит серьезным испытанием для психики школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, одноклассники, форма обучения, которая в средней школе становится предметной.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они часто становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, появление нарушений во взаимоотношениях со сверстниками.

Существует мнение, что в пятых классах число детей с высоким уровнем тревожности несколько выше, чем в других классах школы, и связан этот факт с особенностями переходного периода из начальной школы в основную.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.

Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов и сверстников

Необходимость изучения уровня тревожности учащихся вытекает из опасности перерастания школьной тревожности в “школьный невроз”, который хоть и очень редко встречается в школьной жизни, все же существует.

Кроме того, для полноценной и успешной реализации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо наличие комфортной обстановки, что невозможно для детей с высоким уровнем тревожности.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно выделить:

1. Внутри личностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Кочубей Б.И., Новикова Е.В.)

2. Нарушения внутрисемейного и или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., Прихожан А.М.)

3. Соматические нарушения (Щербатых Ю.В., Ивлева П.И.).

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:

негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками (Кочубей Б. И., Новикова Е.В.).

Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связано и с формированием психастенической акцентуации характера, отличительной особенность которой являются тревожно-мнительные черты. У человека с такими личностными особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться от деятельности, которая кажется слишком трудной. По той же причине занижается оценка достигнутых результатов. Из-за низкой уверенности в себе часто наблюдаются трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив.

Цели и содержание программы

Цель - способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы

формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;

снижение уровня школьной тревожности;

формирование устойчивой учебной мотивации детей;

освоение детьми школьных правил;

формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни.

1. Психологическая диагностика.

2. Консультативная работа с педагогами и родителями.

3. Методическая работа.

4. Коррекционно-развивающая работа.

5. Аналитическая работа.

Прогнозируемый результат:

Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья пятиклассников на н этапе адаптации в среднем звене обучения в школе.

Формирование комфортной образовательной среды.

Критерии оценки эффективности:

Снижение уровня тревожности и психической защиты у пятиклассников;

Эмоциональное благополучие ученика в классе;

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.

Включение родителей в образовательный процесс.

Психологическая диагностика.

На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

При психологическом обследовании учащихся 5-х классов учитываются следующие факторы:

психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:

индивидуальные особенности познавательной деятельности;

умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.

Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.

Для решения данных задач используются следующие методики:

авторская методика “Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся”

методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

методика диагностики уровня личностной тревожности Тейлора

методика диагностики уровня самооценки Дембо-Рубинштейн

методика диагностики мотивации учения (авторская методика - Рябоштан Е.П.)

методика диагностики эмоционального отношения к процессу обучения (авторская методика - Рябоштан Е.П.)

групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

Циклограмма проведения психологической диагностики

1. Наблюдение учащихся 5-х классов

2. Изучение уровня школьной тревожности

3. Изучение уровня личностной тревожности

4. Изучение уровня самооценки

5. Изучение мотивации учения

6. Изучение эмоционального отношения к процессу обучения

1. Изучение уровня самооценки

2. Изучение мотивации учения

3. Изучение эмоционального отношения к процессу обучения

1.Изучение уровня школьной тревожности

2. Изучение уровня личностной тревожности

Консультативная работа с педагогами и родителями.

Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Консультирование родителей, чьи дети по результатам психологической диагностики могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им.

Методическая работа.

Методическая работа в 5-х классах осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики класса. В рамках этой деятельности вырабатываются психологические рекомендации, приемы и методы работы с индивидуальными особенностями ребенка, класса.

С администрацией школы обговариваются организационные моменты, период проведения занятий.

Коррекционно-развивающая работа.

Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микро группах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

Форма проведения.

Занятия с учащимися проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года в форме тренинга.

Ожидаемые результаты занятий: снижение уровня школьной тревожности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Тематическое планирование.

Создание эмоционального комфорта.

Создание доверительных отношений.

Принятие правил и условий работы в группе.

Формирование навыков совместной деятельности в группе.

Установление доверительных отношений.

Закрепление ощущения эмоционального комфорта.

Закрепление навыков совместной деятельности.

Развитие двигательной активности и самостоятельности.

Осознание и преодоление негативных эмоций и чувств, эмоциональных переживаний.

Принятие спектра эмоциональных переживаний.

Формирование положительных эмоций.

Осознание себя, своих возможностей.

Аналитическая работа.

Аналитическая работа должна быть направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.

2.Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. — 2001. — № 33.
Погребняк О.Д. 271-369-319

3.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1996.

4.Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекпионно-развивающей работы с учащимися 5 классов. — СПб., 1994.

5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

6 . Коблик Е.Г . Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М. : Генезис, 2003.

6.Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб., 2002.

7.Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.

8.Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1985..

9.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 131-137.

10 Лютова Е. К, Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.

12. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.

13.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

14.Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.

15.Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.

16.Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков.— М., 1977.

17.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-

Аннотация:
Излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе, схема планирования работы школьного психолога в течение учебного года, даются авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и других. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.

Произведение расположено на страницах 1–299
Перечислите необходимые страницы и диапазоны страниц через запятую. Диапазон страниц обозначается первой и последней страницами диапазона через дефис. Если результирующий набор страниц превышает 10% документа, то лишние страницы отбросятся

Анализируя результаты адаптации учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому сопровождению учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы пришла к выводу, что необходимо систематизировать профилактическую работу с учащимися на завершающей стадии обучения в начальной школе, направленную на формирование их психологической готовности к переходу в среднюю школу.

ВложениеРазмер
vot_etot_proekt_k_attestacii.doc 175.5 КБ

Предварительный просмотр:

учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы

в среднее звено старшей школы.

  1. Введение.
  2. Реферативная часть.
  3. Проектная часть.
  4. Заключение
  5. Список литературы.
  6. Приложения.

В настоящее время в нашей стране интенсивно развивается школьная психологическая служба. Среди основных целей деятельности психологов в образовательных учреждениях - содействие развитию личности учащихся и сохранение их психологического здоровья (Положение о службе практической психологии, 2003). Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде. Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается фактически до окончания школы, т.к. образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Таким периодом является и переход учащихся из начальной школы в среднее звено.

Психологическая практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу являются актуальными задачами педагогической психологии. Необходимость решения данных задач подчеркивается и в письме Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 № 14-51-140/13

Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для этого, несомненно, есть определенные основания. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывают, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от взрослых. Все это признаки кризиса. Но связан он не с закономерным рубежом психологического развития детей. У этого кризиса другое происхождение, скорее, организационно-педагогическое. Он создается логикой обучения в школе, несостыковкой программ начальной и средней школы, неоправданно резким и непродуманным переходом из одной социальной ситуации в другую. Он порожден взрослыми, а значит, они и ответственны за его преодоление. Проводимая мною работа в течение последних лет на этапе перехода детей из начального в среднее звено есть попытка если не преодоления, то существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса.

Анализируя результаты адаптации учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому сопровождению учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы пришла к выводу, что необходимо систематизировать профилактическую работу с учащимися на завершающей стадии обучения в начальной школе, направленную на формирование их психологической готовности к переходу в среднюю школу.

Теоретической основой проекта являются положения о сущности психологической помощи личности на разных этапах ее развития (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и др.); концепции сопровождения (М.Р. Битянова).

Цель проекта - организация работы по психологическому сопровождению учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

1) Выявление мотивационной, интеллектуальной и социально-психологической готовности детей к переходу в среднюю школу.

2) Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе II ступени.

3) Разработка программы психопрофилактических мер по формированию психологической готовности учащихся четвертых классов к переходу в СШ

Объект проектной деятельности : учащиеся 4-х классов начальной школы.

Предмет проектной деятельности : формирование психологической готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднюю школу

Гипотеза: профилактическая работа с учащимися на завершающей стадии обучения в начальной школе, направленная на формирование их психологической готовности к переходу в среднюю школу, может стать эффективным средством обеспечения адаптации школьников к новым условиям обучения.

Принципы проекта психологического сопровождения:

  1. Использование программы психопрофилактических мер по формированию психологической готовности учащихся четвертых классов к переходу в СШ может существенно повысить успешность адаптации детей к условиям обучения в средней школе.
  2. Диагностические методики и программа психопрофилактических мер по формированию психологической готовности учащихся четвертых классов к переходу в СШ могут быть использованы другими психологами в своей работе.

Этапы реализации проекта:

  1. Выявление возможности школы для реализации предложенного направления работы.

1. Разработка проект «Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

2. Разработка план психопрофилактических мер по формированию психологической готовности учащихся четвертых классов к переходу в СШ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание педагогической преемственности программ и организации учебного процесса в начальной и средней школе.

психолого-педагогического сопровождения школьников при переходе из начального звена в среднее

психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено

процесс подготовки и адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено, обеспечение преемственности в обучении.

Цель программы:

создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене и обеспечение дальнейшего их поступательного развития

Задачи программы:

выработка системы единых и последовательных педагогических требований;

повышение уровня психологической готовности учащихся 4-5 классов к обучению, всестороннему развитию;

адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклассников;

разработка методических рекомендаций педагогам и учащимся для успешной адаптации в новой социально-педагогической ситуации.

Методы исследования:

изучение методической литературы по вопросам адаптации;

психологическая диагностика, проведение качественного и количественного анализа с целью выработки рекомендаций;

анкетирование среди учащихся и педагогов;

Этапы реализации программы:

I этап

Формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации

( 2 полугодие 4 класса)

Этап педагогический (по задачам и формам работы с детьми)

Создание педагогической преемственности программ и организации учебного процесса в начальной и средней школе

Методическое сотрудничество между педагогами начального и среднего звена

Психодиагностические исследования психолога школы параллели 4-х классов

Организация мероприятий с учащимися с целью знакомства со основной школой (экскурсии, участие в культурно-массовых мероприятиях старшей школы)

Составление классными руководителями и психологом школы характеристик (психолого-педагогических карт) учащихся 4-х классов

II этап

Создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации

( 1 полугодие 5 класса)

Психологический (по задачам и формам работы с детьми)

Создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации учащихся 5-х классов

Проведение педагогических консилиумов в 5-х классах

Составление программ адаптационного периода (курс на 3-4 дня по 5-6 учебных часов)

Организация работы с родителями по вопросам адаптации в среднем звене

Проведение методических совещаний с педагогами с целью выработки мер, способствующих адекватному принятию учениками ухудшения собственной успеваемости.

Выйти на новый уровень учебной самоорганизации учащихся, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на выполнение д/з, правильно его распределять

Вся работа по созданию условий для успешной адаптации пятиклассников и обеспечение преемственности в обучении между начальным и средним звеном могут быть выполнены при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:

Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.

Направления работы

Основные задачи

I.Организационная работа

Ознакомить педколлектив, родителей с вопросами адаптации учащихся 5-х классов, с планом работы.

Довести до сведения педагогов и родителей результаты психологических обследований.

Познакомить учителей-предметников, классных руководителей, которые будут работать в 5-х классах, с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и тем, какую помощь им можно оказать.

Разработать план мероприятий совместной работы учителей начальных классов и учителей-предметников.

Получить согласие со стороны родителей на проведение коррекционных занятий с детьми.

II.Психологическая диагностика

Провести диагностику учащихся 4-х классов с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста).

Провести диагностику в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями.

Провести анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей.

Проанализировать полученные результаты в сравнении, осуществить качественный и количественный анализ, сделать выводы относительно произошедших изменений, дать рекомендации педагогам и родителям.

III. Консультативная работа

Организовать групповые консультации

(семинары) с педагогами по возникающим проблемам.

Спланировать серию родительских собраний, индивидуальных консультаций с целью знакомства с программой действий родителей, желающих помочь своему ребенку освоить новую ступень школьной жизни.

Организовать занятия с детьми с целью помощи в освоении нового стиля общения со взрослыми и сверстниками, регуляция собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности.

IV. Профилактическая работа

Оказать поддержку каждому младшему подростку в эмоциональном принятии новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработке навыков учебной самоорганизации.

V. Коррекционно-развивающая работа

(проводится с учениками, испытывающими трудности в школьной адаптации)

Организовать работу индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

Поддерживать тесную связь с родителями по вопросам данной работы.

VI. Аналитическая работа

Оценить эффективность проделанной работы и скорректировать рабочие планы (как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками)

На основе полученной информации отобрать эффективные формы и методы дальнейшей работы и спланировать учебно-воспитательный процесс в данных классах

На основе полученной информации учителя-предметники выбирают конкретные приемы подачи учебного материала и пути взаимодействия с детьми, обладающими разными типами восприятия, строят и планируют дальнейшую психолого-педагогическую деятельность. Поддержка школьника в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Таким образом, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

После окончания психологической работы в 5 классе в течение двух последующих лет обучения школьники не включаются в планы массовой диагностики. Основными формами работы в 6 и 7 классах являются: работа по запросу, коррекционно-развивающая, просветительская работа с классами и параллелями.

мероприятий для осуществления преемственности между начальным и средним звеном и успешной адаптации пятиклассников

Мероприятия

Сроки проведения

Кто проводит

I I полугодие 4 класса

Проведение методического объединения с участием завучей начальной и средней школы, педагогов 4-х классов, психолога, членов родительского комитета по разработке программы подготовки к переходу учеников в среднюю школу

Проведение психологом школы психодиагностических исследований в параллели 4-х классов.

Психолог, классные руководители 4 классов, будущие классные руководители

Знакомство учащихся и родителей с едиными педагогическими требованиями, которые будут предъявляться к пятиклассникам и постепенное их принятие

Составление классными руководителями и психологом школы характеристик (психолого-педагогических карт) на учеников 4-х классов

Проведение мероприятий с учащимися 4-х классов, включающие встречи, беседы, уроки с будущими учителями-предметниками, экскурсии по основной школе, знакомство с кабинетами, участие в культурно-массовых мероприятиях основной школы

Составление психологом школы аналитических материалов об особенностях классных коллективов с целью формирования рекомендаций педагогам, классным руководителям 5-х классов

I полугодие 5 класса

Проведение психологических консилиумов с учителями-предметниками 5-х классов, классными руководителями и учителями, работавшими в 4-х классах с целью принятия ими идеи адаптационного периода, знакомство с особенностями классных коллективов, отдельных учащихся.

Разработка классными руководителями и психологом школы программы адаптационного периода для каждого класса отдельно (КУРС, РАССЧИТАННЫЙ НА 3-4 ДНЯ).

Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене

1-2 недели сентября

Проведение индивидуальных консультаций педагогов-предметников, классных рук-лей по вопросам адаптации (с привлечением индивидуальных психолого-педагогических карт, характеристик классов). Познакомить учащихся в начале учебного года с системой оценивания на уроках.

Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий

Проведение методических объединений педагогов 5-х классов с целью выработки мер, способствующих адекватному принятию учениками ухудшения собственной успеваемости.

Читайте также: