В чем сходства и различия между философией шеллинга и гегеля кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ядерная ночь беспредметности

Попытка так или иначе свести вместе Делёза и идеализм — после того как множество подобных ходов привели к столкновению с Гегелем — может показаться кощунственной уступкой. Гегелевское различие, как прелюдия к собственному разрешению, не имеет, согласно общепринятой мудрости нашего времени, ровно ничего общего с французскими версиями различия, разработанными за последние тридцать лет. Ужас различия Гегеля, тем не менее, — нечто особенное: представьте, что просыпаетесь на серой заре, когда желание успешно превращается в свое отрицание, а тело без органов восстанавливается и вновь обретает собственных родителей, и содрогнитесь от понимания, что все это — лишь мышление образами, которое требуется возвести выше униженности (abjection) простой экстериорности, внешности (отношения) к полному возвращению Понятия и к Понятию.

Однако все это недостаточно ужасно, недостаточно висцерально , так как мы еще не трепещем, вопреки своей воле, перед перспективой Нового Мира, открывшегося в его первом и последнем солнечном луче, направленном нам из Тюбингенской семинарии.

…образующийся дух медленно и спокойно созревает для новой формы, разрушает одну частицу здания своего прежнего мира за другой; о неустойчивости последнего свидетельствуют лишь отдельные симптомы. Это постепенное измельчение, не изменившее облика целого, прерывается восходом, который сразу, словно вспышка молнии, озаряет картину нового мира.

Философия доводит до абсолюта относительную детерриторизацию капитала, переводит его в план имманентности подобно движению бесконечного и уничтожает как внутренний предел, она обращает его против себя самого, взывая к новой земле и новому народу.

Вслед за представлением гегельянской и делезо-гваттарианской теллурики новых миров (и их почти-взаимозаменяемости) нам следует устремиться к висцеральному ужасу вопроса: каким именно идеалистом является Делёз? Муравьи-различия спасают ситуацию от вспышки Нового Мира, ползая по впадинам лица Духа по мере его созревания, но, быть может, они перегибают палку. А какими муравьями являются идеи? Актуальными (муравьят ли мысли?), виртуальными или просто темными стохастическими мерцаниями кишащей множественности? Или — и мы также к этому вернемся — подобны ли муравьи идеям?

…относительность же этих определений еще раз свидетельствует о том абсолюте, из которого они проистекают. Пространство целиком выходит из глубин. Глубина как гетерогенное измерение (высшее и первичное) — матрица пространства. В частности, предстающее в гомогенном пространстве основание (fond) — проекция самогó бездонного (profond): последнее может считаться Ungrund, или безосновным.

Давая ощутить

На кону не только утверждение, что идеальное химически разложимо (reducible), но и вывод из него: если оно так разложимо, то оно может воплощаться иначе, что на деле и происходит. Другими словами, идеальное — высшая потенция в последовательности ступеней природы — не зависит от своего субстрата.

Более того, если химия понятия независима от субстрата, то перспектива абсолютного — беспредметного — эмпиризма простирается за пределы антропокогнитивного.

Такова константа не только натурфилософии Шеллинга и его последователей, но и ряда работ нейроанатомов XVIII и XIX веков.

В простых линиях или сериях конкретных ощущений заключена имманентная сила воображения, путем которой опосредовано все восприятие и без которой разум действовал бы в мире чувств в слепой пустоте без пространственных или временны́х представлений, просто в хаосе непосредственных ощущений.

Во всех явлениях реальное, составляющее (was… ist) предмет ощущения, имеет интенсивную величину, то есть степень.

От эмпирического сознания к чистому возможен постепенный переход (stufenartige Veränderung), состоящий в том, что реальное [содержание] его совершенно исчезает и остается чисто (bloß) формальное сознание (а priori) многообразия в пространстве и времени.

Однако сила есть то, что аффицирует нас, а то, что нас аффицирует, мы называем реальным, но то, что реально, существует только в ощущении, следовательно, сила есть то, что единственно соответствует нашему понятию качества. А любое качество, поскольку оно нас аффицирует, должно иметь определенную степень, которая могла бы быть больше или меньше, но которая сейчас (в этот момент) является именно этой определенной степенью.

Следовательно, сила вообще может аффицировать нас, лишь поскольку она имеет определенную степень. Пока мы те динамические силы мыслим в общих чертах (в совершенно неопределенном отношении), ни одна из них не имеет определенной степени. …всякое качество материи основывается единственно и только на интенсивности ее основных сил, и так как химия занимается только качествами материи, то тем самым одновременно объяснено и подтверждено выдвинутое выше понятие химии (как науки, которая учит, как возможна свободная игра динамических сил).

Химические силы

Химия… есть не что иное, как прикладная динамика, или динамика, мыслимая в ее случайности. [Она] рассматривает материю в ее становлении и имеет предметом свободную игру.

Ибо само понятие материи по своему происхождению синтетично; чисто логическое понятие материи бессмысленно.

Может быть интересно

…каждое противопоставление [и каждый переход по ступенчатой последовательности процесса] должно для Шеллинга иметь синтетический субстрат.

Именно здесь идеальное мстит реальному, определяя его как свой собственный процесс, идеально присваивая его как себя самое.

Сознание — новая земля, новый народ, даже новый мир — все это, таким образом, является не концом становления, не целью, вокруг которой организуется человеческая самость (a self), но скорее слепым синтезом химической рекурсии с аффективным разрывом.

Новейшая система-программа абсолютного эмпиризма

От человека я перехожу к продуктивности природы. Прежде всего материя природы; мы видим, что существует материя сознания, как есть материя машин, ибо сознание — нечто материальное. Все, что является объектом опыта, также материально.

Следовательно, мы должны выйти и за пределы опыта!

Прервавшись, мы возвращается к Ungrund, к безосновному, которое за счет своего безразличия вызывает извержение дизъюнкций. Чем дальше мы заходим, следуя за абсолютом, тем больше умножаются дизъюнкции. И так как у всего синтеза есть материальная основа (коль скоро, как утверждает Шлангер, идея диалектического процесса не имеет для Шеллинга никакого смысла), тем больше потенции задают рекурсию от высшего к низшему, рекурсию, которая подталкивает опыт к инволюции первой потенции,к связи с лишенной основания продуктивностью его собственной интенсивной основы, вызывая вопрос: если мысль поставить прямую связь с землей, то как будет выглядеть философия геологии в ситуации, в которой генитив не перевернут, но является продуктом самих геологических формаций?

…навек погружается во тьму, чтобы оставаться вечной темной основой самости, caput mortuum своего жизненного процесса, потенцией, которая никогда не сможет проявить себя в акте. Тогда все подчиняется духу.

На основе безосновного и посредством слова, вводящего разрыв между силами, аффицирующими нас, так что по замкнутой обособленности разума курсирует неразрывность; на этой основе зло изолируется и становится — внезапно необходимое — материальным, а не духовным. Но противопоставление выделяется синтезом, а синтез — свойствами материи. Чтобы исследовать абсолютный эмпиризм, таким образом, нам необходимо спуститься в рекурсивную спираль химии тьмы.

+

5 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 5

+

Ответ

+

Проблемы, начатые Сократом, были продолжены Платоном, а затем Аристотелем.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 12-13.

Доброхотов A. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии, М., 1986; Быкова М. Ф., КричевскийА. В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993; Hdtschl G. Das Absolute in Hegels Dialektik. Paderborn, 1941; Huber G. Das Sein und das Absolute, Basel, 1955; Muller J. Der Geisi imd das Absolute. Padctbom, 1951. См. также лит. к ст. Бог, Бытие, Единое, единство.

Например, перед нами букет цветов. Все ощущения цвета — это явления нашего сознания. В природе нет ни синего, ни красного, ни зеленого — электромагнитные волны цвета не имеют. Радуга только в наших глазах (а точнее — в нашем сознании). Следовательно, если убрать из восприятия то, что относится к субъекту (а это — цвета), то букет исчезнет. Для нас его не будет. Он — наше творение. Он — Я. Но в этом Я мы можем отделить собственное тело (я) и букет (не-я), от которого наше я и получает толчок, и наше я воспринимает букет как нечто объективное, хотя он целиком состоит из наших ощущений, то есть оно есть Я.

Философия Фихте — субъективный идеализм. Его обвиняли в солипсизме. Солипсизм (от лат. solus — единственный и ipse — сам) — это взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания. Фихте отклонял обвинения в солипсизме и подчеркивал, что абсолютное Я — это не индивидуальное Я, а самосознание всего человечества.

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) избавляется как от вещи самой по себе Канта, так и от солипсизма Фихте. Он провозглашает тождество духа и природы. У него Я тождественно не-Я. Букет цветов сам по себе и воспринимаемый букет — это одно и то же, потому они и похожи. Отсюда и познание возможно как непосредственное созерцание — интуиция.

Видимое разделение вещей и сознания есть результат раздвоения природы. Природа у него находится в развитии. Природа предшествует появлению сознания, она тождественна с мировым духом. На низших этапах развития природа — это бессознательное проявление первоначала. В своем развитии природа проходит ряд этапов: от неорганической к органической и, наконец, возникает сознание. Причина этого развития раздвоение и поляризация, происходящая в тождестве (в нем находится природа первоначально). То есть природа содержит в себе источник движения.

Свой метод он назвал синтетическим и аналитическим вместе, то есть состоящим из двух противоположных методов. Такое объединение противоположностей называется диалектикой, поэтому свой метод он называл диалектическим, а свою философию — диалектикой.

Гегель опирался на Канта, Фихте, Шеллинга. Он взял у Канта идею о противоречивости разума, а исходя из взятой у Шеллинга идеи тождества мышления и бытия, а также идеи развертывания противоположностей, перенес противоречивость и на бытие. У Фихте он взял идею активности субъекта. Вместе с тем он подверг всех их критике.




Отвергая противопоставление Кантом сущности и явления, он учил, что явления тоже объективны, в них проявляется сущность, под которой Гегель понимал абсолютную идею. В противовес Фихте он утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого Я, значит, субъектом является нечто объективное. Шеллинга Гегель критиковал за интуитивизм в познании и отвергал идею того, что первоначалом должно быть тождество.

Образно можно выразить гегелевское понимание нашего мышления как ретрансляцию мирового разума. Наше сознание — это те передачи, которые воспроизводят посланные мировым разумом мысли. Различия и сходства восприятий этих передач разными людьми обусловлено различиями устройства принимающего аппарата — мозга.

Мышление человека и абсолютная идея развиваются, по Гегелю, диалектически. То есть оно каждый раз меняет свою форму и содержание на противоположные, но при этом второе отрицание как бы возвращает мышление обратно, но на более высокий уровень, по спирали. То есть мышление нечто утверждает (тезис), затем опровергает то, что утверждало (антитезис), и на следующем этапе опровергает свое первое опровержение, сохраняя все ценное из обоих утверждений (синтез). При этом мышление (а следовательно, и бытие, как инобытие мышления) развивается по таким законам, как закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей. Понятия, которыми человек выражает этот процесс (категории), тоже объективны, они результат развития абсолютной идеи в нашей голове. Эти понятия переливаются, переходят друг в друга. Например, случайность есть проявление необходимости, возможность превращается в действительность, свобода есть та же необходимость, но только познанная, и т.д.

По Гегелю, абсолютная идея пытается познать саму себя. Она для этого развивает способности мышления в своем инобытии — сначала в вещах, затем в живом (чувствительность, раздражимость, психика) и, наконец, в человеке (сознание). Этот процесс сложный, противоречивый. Сменяется много поколений и форм познания абсолютной идеи — от мифологии до самой вершины — философии. В философии тоже был долгий путь познания абсолютной идеи. Каждый философ лишь понемногу узнавал отдельные стороны абсолютной идеи. Но вот перед Гегелем она предстала в ее истинном свете — развивающейся по спирали по законам диалектики. По мнению Гегеля, его философия — вершина философской мысли. Дальше нечего делать ни абсолютной идее (она добилась своей цели — познала саму себя), ни Гегелю (он познал максимум того, на что способен человек).

Последователи Гегеля (они, разумеется, есть и сейчас) в явлениях пытались определить этап развития абсолютной идеи. На основе анализа противоречия выясняли тенденцию развития, прогнозировали будущее.

Например, перед нами букет цветов. Все ощущения цвета — это явления нашего сознания. В природе нет ни синего, ни красного, ни зеленого — электромагнитные волны цвета не имеют. Радуга только в наших глазах (а точнее — в нашем сознании). Следовательно, если убрать из восприятия то, что относится к субъекту (а это — цвета), то букет исчезнет. Для нас его не будет. Он — наше творение. Он — Я. Но в этом Я мы можем отделить собственное тело (я) и букет (не-я), от которого наше я и получает толчок, и наше я воспринимает букет как нечто объективное, хотя он целиком состоит из наших ощущений, то есть оно есть Я.

Философия Фихте — субъективный идеализм. Его обвиняли в солипсизме. Солипсизм (от лат. solus — единственный и ipse — сам) — это взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания. Фихте отклонял обвинения в солипсизме и подчеркивал, что абсолютное Я — это не индивидуальное Я, а самосознание всего человечества.

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) избавляется как от вещи самой по себе Канта, так и от солипсизма Фихте. Он провозглашает тождество духа и природы. У него Я тождественно не-Я. Букет цветов сам по себе и воспринимаемый букет — это одно и то же, потому они и похожи. Отсюда и познание возможно как непосредственное созерцание — интуиция.

Видимое разделение вещей и сознания есть результат раздвоения природы. Природа у него находится в развитии. Природа предшествует появлению сознания, она тождественна с мировым духом. На низших этапах развития природа — это бессознательное проявление первоначала. В своем развитии природа проходит ряд этапов: от неорганической к органической и, наконец, возникает сознание. Причина этого развития раздвоение и поляризация, происходящая в тождестве (в нем находится природа первоначально). То есть природа содержит в себе источник движения.

Свой метод он назвал синтетическим и аналитическим вместе, то есть состоящим из двух противоположных методов. Такое объединение противоположностей называется диалектикой, поэтому свой метод он называл диалектическим, а свою философию — диалектикой.

Гегель опирался на Канта, Фихте, Шеллинга. Он взял у Канта идею о противоречивости разума, а исходя из взятой у Шеллинга идеи тождества мышления и бытия, а также идеи развертывания противоположностей, перенес противоречивость и на бытие. У Фихте он взял идею активности субъекта. Вместе с тем он подверг всех их критике.

Отвергая противопоставление Кантом сущности и явления, он учил, что явления тоже объективны, в них проявляется сущность, под которой Гегель понимал абсолютную идею. В противовес Фихте он утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого Я, значит, субъектом является нечто объективное. Шеллинга Гегель критиковал за интуитивизм в познании и отвергал идею того, что первоначалом должно быть тождество.

Образно можно выразить гегелевское понимание нашего мышления как ретрансляцию мирового разума. Наше сознание — это те передачи, которые воспроизводят посланные мировым разумом мысли. Различия и сходства восприятий этих передач разными людьми обусловлено различиями устройства принимающего аппарата — мозга.

Мышление человека и абсолютная идея развиваются, по Гегелю, диалектически. То есть оно каждый раз меняет свою форму и содержание на противоположные, но при этом второе отрицание как бы возвращает мышление обратно, но на более высокий уровень, по спирали. То есть мышление нечто утверждает (тезис), затем опровергает то, что утверждало (антитезис), и на следующем этапе опровергает свое первое опровержение, сохраняя все ценное из обоих утверждений (синтез). При этом мышление (а следовательно, и бытие, как инобытие мышления) развивается по таким законам, как закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей. Понятия, которыми человек выражает этот процесс (категории), тоже объективны, они результат развития абсолютной идеи в нашей голове. Эти понятия переливаются, переходят друг в друга. Например, случайность есть проявление необходимости, возможность превращается в действительность, свобода есть та же необходимость, но только познанная, и т.д.

По Гегелю, абсолютная идея пытается познать саму себя. Она для этого развивает способности мышления в своем инобытии — сначала в вещах, затем в живом (чувствительность, раздражимость, психика) и, наконец, в человеке (сознание). Этот процесс сложный, противоречивый. Сменяется много поколений и форм познания абсолютной идеи — от мифологии до самой вершины — философии. В философии тоже был долгий путь познания абсолютной идеи. Каждый философ лишь понемногу узнавал отдельные стороны абсолютной идеи. Но вот перед Гегелем она предстала в ее истинном свете — развивающейся по спирали по законам диалектики. По мнению Гегеля, его философия — вершина философской мысли. Дальше нечего делать ни абсолютной идее (она добилась своей цели — познала саму себя), ни Гегелю (он познал максимум того, на что способен человек).

Последователи Гегеля (они, разумеется, есть и сейчас) в явлениях пытались определить этап развития абсолютной идеи. На основе анализа противоречия выясняли тенденцию развития, прогнозировали будущее.

Философия Гегеля

Как и учение великого Канта, она поддерживает идеи свободы личности человека, уважает понятие законности и порядка, в то время как государство осуществляет разумное управление обществом. Этих двух известных людей объединяет резкая неприязнь к насилию и рабству, общественному произволу и феодальному гнету. Подобное мировоззрение сформировалось под влиянием рационализма Декарта, учения Шеллинга, а также материализма Дидро. Некоторые понятия стали определяющей основой, которой наделена немецкая классическая философия. Гегель отличался от других мыслителей тем, что не пытался объяснить при помощи философской мысли все явления и процессы, протекающие как в природе, так и в обществе. Наоборот, все сущее он воспринимал, как чистые образы мышления. Согласно такому учению, Бог является лишь мыслящим разумом, который достиг совершенства, но который не подчиняет себе мировоззрения других объектов. Основа философии заключалась в познании самого себя, в то время как природа и окружающий мир представлялись лишь оболочкой диалектической действительности.

Диалектическая философия Гегеля

Философия Гегель

Она является ярким достижением немецкой философии, поскольку именно этот прославленный ученый представил исторический, природный и духовный мир как составляющие одного процесса, который находится в постоянном движении, изменении и преобразовании, а также совершенствовании и развитии. Кроме того, Гегель пытался понять характер взаимных внутренних связей между ними. Это позволило привести диалектическое миропонимание к систематической форме, что и легло в основу одноименного метода исследования.

Принципы диалектического способа мышления

Философия Гегеля представляет собой систематизированный переход от абстрактного к конкретному. Этот процесс и является главным методом познания за счет развития навыков и углубления знаний. Все это объединяет в себе общее и особенное учение.

Диалектическая философия Гегеля

Принцип системности, в свою очередь, позволяет рассматривать окружающий мир как единую целостную структуру, составляющие которой тесно связаны между собой. Таким образом, развитие происходит во всей системе сразу, а не в ее отдельных частях. Соответствие элементов друг другу является важным фактором, который определяет не только развитие конкретного элемента, но и степень совершенствования системы в целом. Философия Гегеля включает в себя также принцип историзма, который подразумевает, что все объекты познания - это результаты изменения системы. Противоречия в таком случае предстают в форме причин развития того или иного явления или процесса.

Основные идеи

Философия Гегеля характеризуется следующими понятиями:

1. Всеобщность - начальная и конечная точка познания.

2. Существование субъективного, объективного и абсолютного духа как степени отторжения абсолютной идеи.

3. Отрицание отрицания: преемственность в изменении нового под влиянием старого.

4. Триада (тезис, антитезис и синтез) как универсальная иллюстрация всякого процесса совершенствования.

Читайте также: