В процессе экологического образования в доу можно использовать следующие виды моделей

Обновлено: 05.07.2024

В экологическом воспитании дошкольников много направлений, среди которых важным является познание дошкольниками объектов неживой природы.

Традиционно педагоги детских садов чаще обращают внимание детей и знакомят их с растениями и животными, хотя объекты неживой природы представляют для дошкольников не меньший интерес.

Успешному усвоению детьми познаний об особенностях объектов неживой природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, будет способствовать применение моделей и наглядно-познавательного метода моделирования. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи в интеллектуальном развитии:

  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать.
  • Учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта.
  • Наглядно видеть и понимать связи и зависимости в окружающем мире.
  • Развивать речевые навыки и психические процессы.

Целью работы является формирование у старших дошкольников умений и навыков познания объектов неживой природы посредством моделирующей деятельности.

Задачи для достижения цели:

Для экологического воспитания детей использовала разные виды моделей:

Для того чтобы дети овладели приемом моделирования, он должен вводиться поэтапно:

  • Первый этап - овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
  • На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
  • Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Проведенная работа позволила сформулировать некоторые правила при использовании моделей и моделирования.

1. Чтобы разработать модель, нужно точно определить содержание, которое должны освоить дети.

2. Модель является предметным заместителем реального предмета, она не может быть единственным средством познания. Чтобы ребёнок мог наполнить модель конкретным содержанием, нужно обеспечить ему богатый сенсорный опыт.

3. Модель нельзя вводить, пока дети не познакомились с натуральным объектом.

4. Модель требует сформированности интеллектуальных операций (анализ, абстрагирование, опредмечивание признаков в картинке), поэтому введение модели нужно начинать постепенно со среднего дошкольного возраста.

5. Знакомить с моделью надо по пути выявления аналогии с реальным объектом (реальный объект соотнести с карточками модели.

6. Рекомендуется вводить разные виды моделей последовательно: сенсорные модели; предметно-схематические модели; схематические модели.

7. Использовать приём наложения реального объекта на схематическую модель.

8. При освоении каждого нового сложного содержания возвращаться к предметной модели.

9. Модель должна быть полифункциональной, использоваться не один раз.

10. Первоначально модель должна создаваться взрослым, в старшем дошкольном возрасте дети могут переходить к самостоятельному созданию моделей.

  • Дети имеют высокий (67%) и средний уровни (33%) знаний об объектов неживой природы, правильно называют их отличительные характеристики, при наводящих вопросах отвечают о том, как можно использовать эти объекты.
  • 67% детей имеют навыки самостоятельного проведения эксперимента с использованием модели.
  • Дети и родители активно участвуют в природоохранных акциях.

Вывод: Таким образом, экологическое воспитание дошкольников, в частности познание объектов неживой природы, осуществляется более полно и целенаправленно при использовании в совместной деятельности с детьми метода моделирования.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_modeley_i_deyatelnosti_modelirovaniya_v_ekologicheskom_obrazovanii_doshkolnikov.docx 37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников

  1. РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ………………………………………………………………….….4

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКО МУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ………………………………………………………6

2.2 Варианты модельного материала по возрастным группам…………..11

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологические проблемы встают сегодня не только как проблемы сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

  1. РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города. Географическая карта - это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта - предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на Планете.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.

  1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

- начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;

- целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;

- обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.

1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4.

4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).

Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

1. Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

2. Раскрыть существенное в объекте.

3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

2.1. Виды моделей

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные , в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Существует много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.

Изобразительная деятельность детей может широко использоваться при предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Например, можно предложить им нарисовать овощи, которые едят сырыми, цветы, которые растут на лугу (в саду, в лесу), и т.д., расположив потом эти рисунки на соответствующей схеме-модели, изображающей сад, огород, луг и т.д. Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет введения сравнительных степеней прилагательных: “Летом день длинный, а осенью короче”; “Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее”; “Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот”. Систематические наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя помогают детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития живых организмов.

Распространенными предметно-схематическими моделями являются так же чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Работа состоит из нескольких этапов:

Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.

Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т.е. происходит отработка метода заполнения.

Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний.

В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

2.2 Варианты модельного материала по возрастным группам

Младший дошкольный возраст

- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида

- модель величины (большой, маленький);

- модель численности групп (много, мало)

- календарь наблюдений за птицами;

- обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус);

Средний дошкольный возраст

- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида

- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

- модель величины (большой, маленький);

- модель численности групп (много, мало);

- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый)

- календарь наблюдений за птицами;

- обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу);

- обобщающая схема описания времени года (солнце, небо, ветер, осадки, почва, растительный мир, животный мир, мир человека (одежда, игры и забавы на прогулке)

Старший дошкольный возраст

- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

- модель величины (большой, маленький, длинный короткий, широкий, узкий);

- модель численности групп (много, мало);

- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый);

- календарь наблюдений за птицами;

- календарь наблюдений за ростом и развитием растений;

- календарь длительности светового дня;

- карты местности родного края

Овладение детьми навыками моделирования и проявление интереса к этой деятельности осуществляются в течение достаточно длительного времени. Л.А. Венгер в этом процессе выделяет несколько э т а п о в:

2) использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;

3) построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.

Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование метода моделирования в экологическом образовании дошкольников

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ. ТРАДИЦИОННЫЕ:НАГЛЯДНЫЕСЛОВЕСНЫЕПРАКТИЧЕСКИЕРабочие экологические тетрадиРабота в экологической тетради значительно обогащает.


Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возр.

В статье раскрыта система работы по использованию модельного материала в экологической работе с воспитанниками.


Роль моделирования в экологическом образовании дошкольников


Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей

Тема: Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей.


Использование краткосрочной проектной деятельности для развития экологического воспитания дошкольников через ознакомление с природой родного края

Использование краткосрочной проектной деятельности для развития экологического воспитания дошкольников через ознакомление с природой родного края.


Организованная образовательная деятельность как форма экологического образования дошкольников

Данная презетация освещает тему организованной образовательной деятельности как формы экологического образования дошкольников. Здесь вы найдёте иформацию об особенностях и структуре ООД по экологическ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Моделирование

Основание для классификации

В них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек.

Например, на экскурсии в лесу (роще, на лугу) ребята рассматривали бабочку, стрекозу, жука, сравнивали их по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие. Воспитатель изготавливает из бумаги или другого материала изображения насекомых, которыми ребенок может оперировать вместо картинок, выполняя задания на анализ строения тела насекомого, его условия проживания. Предметной моделью может быть коллективно заполненная детьми фланелеграмма, изображающая луг, лес, поле и т.д.

в них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.

графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений .

Пример такой модели — календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе, таблица фиксации продолжительности дня и т.п.

Плоскостное изображение предмета или явления, располагаются на одной плоской поверхности.

Занимают определенной пространство, возвышаются над плоской поверхностью.

размеры могут быть любыми, располагаются на стенах

Бывают крупными, поэтому располагаются только на полу

имеют небольшие размеры и в процессе работы дети располагают их на столе

В статических моделях положение деталей неизменно; такие модели монтируют один раз и изменению не подлежат.

Примером статических моделей являются красочные панно, изображающие пейзаж, т.е. с биологической точки зрения – биоценоз.

В динамических моделях положение деталей меняется, и это дает возможность показать объекты в действии, а также демонстрировать процессы и явления.

в какой-то степени напоминает изобразительную деятельность и конструирование, но отличается от них конечной целью) цель изодельтельности – выполнить красиво, цель моделирования – правильно и в ходе работы получить новые знания об изучаемых объектах).

В дошкольном учреждении можно изготовить модели из любых знакомых детям объектов живой и неживой природы и использовать для этого любой поделочный или природный материал – бумагу, ткани, глину, пластилин, папье-маше и т.д. Для этих же целей подходят фотографии объектов, вырезанные из журналов и ненужных книг и наклеенные на плотную бумагу.

позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь, как происходит круговорот воды в природе. Такие модели не должны быть сложными.

могут найти широкое применение в практике работы дошкольных учреждений. Можно создать модели всех естественных биоценозов (лесов, луга, болота) и агроценозов (парка, поля, сада, огорода).

Особенность моделирования биоценозов заключается в том, что все объекты должны быть выполнены в реалистической манере, с воспроизведением истинной окраски и быть узнаваемыми.

Для модели биоценоза леса готовят хвойные и лиственные деревья, кустарники, травы, ягоды, а также животных относящихся к разным классам: черви, насекомые, лягушки, ящерицы, змеи, птицы, звери, живущие в почве, на почве, на деревьях.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника , направленная на создание и использование моделей .

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников – это ознакомление детей с природой через действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления дошкольников.

Моделирование – экологически ориентированный вид деятельности по созданию графических, материальных, динамических и др. моделей, отражающих в себе существенные особенности натуры – объектов природы, предметного мира, социально-природных явлений.

Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов с помощью построения и изучения моделей. Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов. Моделирование - это процесс замещения реальных предметов или объектов искусственно созданными.

III . Дайте характеристику этапов овладения детьми действиями моделирования.

Освоение детьми действий замещения.

Воспитатель обучает детей способам замещения реально существующих компонентов условными обозначениями; б) расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

Элементарные замещения доступны уже детям 3-х летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно заместители становятся все более условными.

Использование самих моделей.

На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Воспитатель подводит детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формирует умение отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Дети с помощью предложенной модели решают познавательную задачу.

Построение моделей самим ребенком.

Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно, овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

IV. Составьте алгоритм (план) применения метода моделирования.

1. Начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений – в этом случае форма модели совпадает с типом отображенного в ней содержания, затем следует переходить к моделированию временных отношений, и наконец – к моделированию других типов отношений;

2. Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а затем приступать к построению моделей, имеющих обобщенный смысл;

3. Закономерности формирования моделирования у дошкольников: Следует начинать с иконических моделей, переходя к моделям, представляющим собой условно-символические изображения отношений; 4. Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем следует их построение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит теоретические материалы по теме 3.2 "Использование моделирования в экологическом образовании детей" курса учебной дисциплины "Методика экологического образования детей". Предназначен для учащихся специальности 2-010101 Дошкольное образование дневной и заочной формы получения образования.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.2 НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Роль моделирования в ознакомлении с природой и экологическом воспитании детей.

Виды моделей в экологическом образовании.

Методика использования моделирования в экологическом образовании.

Моделирование в учреждении дошкольного образования – это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и использование моделей. Исследования ученых психологов (Эльконин Д.Б, Вегнер Л.А.) доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

Модель - это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей – это называется моделирующая деятельность. Например: глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.

Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

2. Роль моделирования в экологическом образовании.

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.

Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.

Помогает наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.

Систематизируют знания детей о природе

Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию детей.

Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.

Виды моделей в экологическом образовании.

С детьми можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений), а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.

Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:

- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;

- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

- по способу использования – статические и динамические и т. д. Например, для использования моделей для обогащения представлений детей о животных необходимо:

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ:

модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрыть существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

ФОРМЫ РАБОТЫ: Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры

Методика использования моделирования в экологическом образовании.

Демонстрировать модели можно во всех возрастных группах, если требуется акцентировать внимание детей на важные свойства и ассоциации в объектах и явлениях природы. Перед показом детям моделей необходимо познакомить дошкольников с изучаемым обитателем природы через другие методы: наблюдение, беседа, труд и прочие. Эти методы позволяют познакомиться с объектом, гарантируя живые представления о признаках, свойствах и его связях с другими особями. Исследование модели в таком случае будет являться только этапом организованной учебной деятельности.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Работа состоит из нескольких этапов:

Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.

Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т. е. происходит отработка метода заполнения.

Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний.


П ример мнемотаблицы для описания поры года

Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе. Следует размещать в предметно-развивающей среде разнообразные виды моделей экологического содержания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ:

Раскройте роль моделирования в экологическом образовании детей.

Укажите виды моделей, используемых в экологическом образовании. Приведите примеры.

Что такое мнемотаблица? Раскройте значение мнемотаблицы в образовательном процессе.

Раскройте этапы работы с мнемотаблицей.

Романенко, О.Г., Данилова, Л.И., Дорошина, Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной научной конференции. (г. Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С.60-62.

Николаева, Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.,1995г.

Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с

Читайте также: