Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе доу

Обновлено: 02.07.2024

Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь. Планирование целостного педагогического процесса в ДОУ. Организация воспитательно-образовательной работы и контроль за ней.

• Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Педагогический процесс - целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей.

Слово "процесс" свидетельствует о растянутости во времени, а слово "педагогический" говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс - система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса :

• обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

• воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

• оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

• воспитание всегда содержит в себе элементы обучения; а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающих характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.

Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу

Понятие педагогический процесс употребляется в узком и широком смысле.

В широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели дошкольного образования.

В узком смысле, имеется ввиду - совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение конкретной задачи.

Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

• учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

• решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

• учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

• осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

• создание развивающей среды.

По мнению И. П. Подласого организация педагогического процесса предполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретных задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.

План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На этом этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и туту же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительный результатов и образования недостатков.

Планирование целостного педагогического процесса

Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период

В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете

Структура годового плана работы

Вводная часть, в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям: эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей;

уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности детей к школе; уровень деловой квалификации педагогов; уровень и эффективность работы с родителями и т. д.

I. Основные задачи работы дошкольного учреждения, в этом разделеопределяются ведущие задач воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

III. Работа с кадрами, в этом разделе планируется подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.

• IV. Работа с родителями, в этом разделе планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания др.

• V. Административно-хозяйственная работа, в этом разделе планируются мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников

Годовой план хранится в методическом кабинете.

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование педагогического процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (квартал, полгода, год). В перспективном планеотражены все разделы "Программы".

Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности детей.

По первому разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом.

По второму разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации.

Планирование педагогического процесса в группе ДОУ содержит в себе планирование утреннего отрезка времени, прогулок (утренней и вечерней, планирование занятий и планирование второй половины дня.

Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их желанию и вкусу. Целесообразно планировать в это время индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Планирование обучения на занятияхвключаетсодержание знаний, навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей на занятиях по различным разделам учебной деятельности. В календарном плане записываются тема, программное содержание занятия, методические приемы, пособия и наглядный материал, индивидуальная работа с детьми.

Основное место в планирование второй половины дня занимает разнообразная игровая и трудовая деятельность детей. Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения: кукольный, настольный, теневой театры; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание грампластинок и многое другое. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ

Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой путем непосредственного наблюдения и анализа работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Выделяют тематический, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.

Тематический контроль — самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Главная цель предупредительного контроля - предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем.

Спецификой сравнительного контроля является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков детей у разных воспитателей. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.

Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьезно и тщательно готовится к нему.

А. Васильева предлагает алгоритм функции контроля: цель контроля — объект контроля — разработка программы (плана) контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков.

Посещать группы следует без всяких предупреждений или предупредить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель предупреждает педагога заранее в том случае, если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков.

Если во время наблюдения работы воспитателя у методиста возникает необходимость сделать ему замечание, то делается это незаметно для детей и в очень корректной форме.

Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с воспитателем. Первое слово для самоанализа предлагается воспитателю. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.

Необходимо помнить, что одноразовые, мимолетные посещения группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель — проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс, то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

• Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. – М. ,1992.

• Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. -1989. -№ 5,

• Стеркина, Р. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкол. воспитание. - 1992. - №2.

• Васильева, А. Старший воспитатель детского сада / А. Васильева [и др. ]. – М. ,1990.

• Орлик, Н. Тематический контроль в детском саду / Н. Орлик //Дошкол. воспитание. – 2000. - №3. – С. 59

Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие. – Балашов: 2005

Педагогический анализ и годовое планирование дошкольного учреждения По результатам проверок комплексных планов работы дошкольных образовательных организаций были выявлены следующие проблемы планирования:.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Выполнила Бабарико.

Теоретические основы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) актуализирует проблему формирования представлений.

Теоретические основы формирования здорового образа жизни воспитанников Цель: применение здоровье сберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: -обучить детей методам.

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая.

Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта либо субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования.

Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обучение детей в целостном педагогическом процессе ДОО Дидактика - это педаго.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Обучение детей в целостном педагогическом процессе ДОО Дидактика - это педаго.

Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе Обуче.

Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования. Обучение - это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей. Процесс обучения - это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе. Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада. Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.

Особенности деятельности педагога в процессе обучения В процессе обучения дея.

Особенности деятельности педагога в процессе обучения В процессе обучения деятельность педагога направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений. Функции педагога в процессе обучения В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций: мотивирующую (обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания), информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания), контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания), воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка). Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду.

Целенаправленное обучение детей является основой организованной образователь.

Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения). Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Целенаправленное обучение преимущественно строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества. Обучение детей во время организации режимных моментов направлено на накопление опыта, который затем используется в организо­ванной образовательной деятельности. Повседневная деятельность во время режимных моментов дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления. Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОО

Принципы обучения - это исходные положения, определяющие особенности функцио.

Принципы обучения - это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения. В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики. Принципы делятся на две большие группы: 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста, 2. Принципы, определяющие организацию процесса обучения. 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста. Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка. Принцип научности и системности знаний Принцип доступности Принцип интеграции Принципы обучения детей дошкольного возраста

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения Принцип нагляднос.

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения Принцип наглядности Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка. 2. Принципы, определяющие особенности организации процесса обучения

Методы обучения Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной де.

Методы обучения Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения. Метод обучения характеризуется тремя важными признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого. Прием обучения - структурная единица метода. Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы. Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация.

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это: -наглядные, -словесные -практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.). Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности, важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера. В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Информационно-рецептивный метод Репродуктивный метод Проблемный метод Эвристи.

Информационно-рецептивный метод Репродуктивный метод Проблемный метод Эвристический метод Исследовательский метод

Формы организации обучения дошкольников Форма обучения - способ организации д.

Формы организации обучения дошкольников Форма обучения - способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения бывают: -индивидуальные -групповые -коллективные -самостоятельная работа

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельн.

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся.

В настоящее время обучение детей осуществляется в процессе организованной об.

В настоящее время обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально - художественную, чтение. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Обучение в современной дошкольной образовательной организации - составная ча.

Обучение в современной дошкольной образовательной организации - составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня: Обучение в образовательной деятельности в ходе режимных моментов (стихийное обучение, целенаправленное обучение), обучение в организованной образовательной деятельности .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования.

Обучение детей

в целостном педагогическом процессе ДОО

Дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Дидактика дает ответ на вопросы:

Основатель дидактики - великий чешский педагог Я. А. Коменский

Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования. Обучение - это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей. Процесс обучения - это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе. Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада. Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.

Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе

Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования.

Обучение - это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей.

Процесс обучения - это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе.

Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада.

Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.

Особенности деятельности педагога в процессе обучения В процессе обучения деятельность педагога направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений. Функции педагога в процессе обучения В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций: мотивирующую ( обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания), информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания), контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания), воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка). Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду .

Особенности деятельности педагога в процессе обучения

В процессе обучения деятельность педагога направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений.

Функции педагога в процессе обучения

В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций:

мотивирующую ( обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания),

информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания),

контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания),

воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка).

Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду .

Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОО

Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности , осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения).

Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Целенаправленное обучение преимущественно строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность , обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества.

Обучение детей во время организации режимных моментов направлено на накопление опыта, который затем используется в организо­ванной образовательной деятельности. Повседневная деятельность во время режимных моментов дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления.

Принципы обучения детей дошкольного возраста Принципы обучения - это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения . В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики. Принципы делятся на две большие группы: 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста , 2 . Принципы, определяющие организацию процесса обучения. 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста . Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка. Принцип научности и системности знаний Принцип доступности Принцип интеграции

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Принципы обучения - это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения .

В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики.

Принципы делятся на две большие группы:

1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста ,

2 . Принципы, определяющие организацию процесса обучения.

1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста .

2. Принципы, определяющие

особенности организации процесса обучения

  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения
  • Принцип наглядности
  • Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста
  • Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка.

Методы обучения Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения. Метод обучения характеризуется тремя важными признаками : он обозначает цель обучения , способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого . Прием обучения - структурная единица метода . Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы. Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

Методы обучения

Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Метод обучения характеризуется тремя важными признаками :

он обозначает цель обучения ,

способ усвоения учебного материала и

характер взаимодействия обучающего и обучаемого .

Прием обучения - структурная единица метода .

Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы.

Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это: -наглядные, -словесные -практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.). Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности , важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера. В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это:

-практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.).

Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности.

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности , важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера.

В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Информационно-рецептивный метод Репродуктивный метод Проблемный метод Эвристический метод Исследовательский метод

Информационно-рецептивный метод

Репродуктивный метод

Проблемный метод

Эвристический метод

Исследовательский метод

Формы организации обучения дошкольников Форма обучения - способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения бывают: -индивидуальные -групповые -коллективные -самостоятельная работа

Формы организации обучения дошкольников

Форма обучения - способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.

Формы обучения бывают:

-индивидуальные

-групповые

-коллективные

-самостоятельная работа

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся .

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся .

 В настоящее время обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально - художественную, чтение. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

В настоящее время обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально - художественную, чтение.

В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

 Обучение в современной дошкольной образовательной организации - составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня: Обучение в образовательной деятельности в ходе режимных моментов (стихийное обучение, целенаправленное обучение), обучение в организованной образовательной деятельности .

Обучение в современной дошкольной образовательной организации - составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня:

Обучение в образовательной деятельности

в ходе режимных моментов (стихийное обучение, целенаправленное обучение),

В данной презентации материал об обучении детей в целостном педагогическом процессе,сущность и стуктура обучения детей в целостном педагогическом процессе,особенности деятельности педагога в процессе обучения,особенности учения ребенка в процессе обучения, место обучения в целостном педагогическом процессе ДОО, принципы обучения детей дошкольного возраста,методы обучения,формы организации обучения дошкольниов.

ВложениеРазмер
5_obuchenie.ppt 125 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования. Обучение - это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей. Процесс обучения - это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе. Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада. Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.

Особенности деятельности педагога в процессе обучения В процессе обучения деятельность педагога направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений. Функции педагога в процессе обучения В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций: мотивирующую ( обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания), информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания), контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания), воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка). Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду .

Особенности учения как деятельности ребенка в процессе обучения Учение как деятельность ребенка дошкольного возраста - это особый вид познавательной деятельности , которая осуществляется в процессе обучения. Своеобразие учебной деятельности ребенка дошкольного возраста в том, что она протекает только при участии взрослого , его руководстве и сопровождении. Следовательно, условием организации учебной деятельности является общение педагога и ребенка по поводу ее предметного содержания, ее совместный характер осуществления. Учение - это деятельность, в ходе которой осуществляется освоение, закрепление, применение ребенком знаний и умений, развитие его самостоятельности в решении учебных задач, становление интересов и развитие творческих способностей, самооценки достижений, освоение и принятие ценностей .

Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности , осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения). Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Целенаправленное обучение преимущественно строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность , обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества. Обучение детей во время организации режимных моментов направлено на накопление опыта, который затем используется в организо­ванной образовательной деятельности. Повседневная деятельность во время режимных моментов дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления. Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОО

Принципы обучения - это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения . В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики. Принципы делятся на две большие группы: 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста , 2 . Принципы, определяющие организацию процесса обучения. 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста . Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка. Принцип научности и системности знаний Принцип доступности Принцип интеграции Принципы обучения детей дошкольного возраста

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения Принцип наглядности Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала . Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей . Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка. 2. Принципы, определяющие особенности организации процесса обучения

Методы обучения Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения. Метод обучения характеризуется тремя важными признаками : он обозначает цель обучения , способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого . Прием обучения - структурная единица метода . Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы. Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это: -наглядные, -словесные -практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.). Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности , важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера. В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Информационно-рецептивный метод - экономный путь передачи информации Особенности деятельности педагога: Предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения Особенности деятельности ребенка : Восприятие знаний, осознание, запоминание. Примеры применения : Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение. Репродуктивный метод основан на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления представлений. Особенности деятельности педагога: Предъявление заданий на воспроизведение знаний и способов деятельности, руководство их выполнением. Особенности деятельности ребенка : Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание. Примеры применения : Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель.

Проблемный метод (метод проблемного изложения) - педагог ставит проблему и показывает путь ее решения. Особенности деятельности педагога: Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др. Особенности деятельности ребенка : Восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание. Примеры применения : Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разре­шение изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино. Эвристический метод ( частично-поисковый) - проблемная задача делится на части-проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях). Особенности деятельности педагога: Постановка проблем, предъявление зада­ний для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей. Особенности деятельности ребенка : Восприятие и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание. Примеры применения : Упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа.

Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем. Особенности деятельности педагога: Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов. Особенности деятельности ребенка : Восприятие проблемы, составление плана ее решения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль и самоконтроль. Примеры применения : Творческие упражнения, элементарный опыт, эксперименирование. Таким образом, согласно данной классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, особенностями ее организации воспитателем.

Формы организации обучения дошкольников Форма обучения - способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения бывают: -индивидуальные - педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа); -групповые - педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям; -коллективные - совместное выполнение задания несколькими детьми; -самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся . Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения. С 1953 до 2010 года основной формой организации обучения детей в детском саду было занятие . Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия. Для занятия был характерен ряд признаков: 1)на занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения; 2)занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы; 3) воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.

Обучение в современной дошкольной образовательной организации - составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня: Обучение в образовательной деятельности в ходе режимных моментов (стихийное обучение, целенаправленное обучение), обучение в организованной образовательной деятельности .

Педагогический процесс – это системная деятельность, ориентированная на обучение, воспитание и развитие личности.

Педагогический процесс состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов:

  • Обучение – это процесс передачи знаний и социального опыта.
  • Воспитание – процесс освоения норм поведения в обществе и выработке основ социального взаимодействия с его членами.

Процессы обучения и воспитания входят в структуру целостного педагогического процесса и интегрируются в его рамках. И обучение, и воспитание являются частью педагогического процесса, протекающего в рамках одного образовательного заведения. Они оба ориентированы на социальное становление и развитие личности. Обучение всегда носит воспитывающую ориентацию, а в ходе воспитания происходит усвоение каких-то знаний и развитие способов социальной деятельности.

Рисунок 1. Содержательная целостность педагогического процесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Процесс обучения в дошкольной образовательной организации связан с передачей детям опыта социальной деятельности и направлен на выработку навыков социального взаимодействия.

Обучение реализуется исходя из особенностей развития ребенка и с учетом основ возрастной психологии.

Процесс обучения, реализуемый в рамках педагогической деятельности ДОУ, имеет свои особенности:

  1. Обучение осуществляется в игровой форме. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Он способен познавать мир и основы его устройства только через игровую деятельность;
  2. Процесс обучения внедряется во всю жизнедеятельность ребенка: он входит в прогулки, игры, режимные моменты т.е. обучение не является частью отдельного занятия (что свойственно школьному обучению), а пронизывает все сферы деятельности дошкольника;
  3. Процесс обучения не имеет научной направленности т.е. в ходе обучения дети не познают основ научного знаний, а знакомятся с устройством окружающего мира, познают его законы, учатся действовать согласно правилам и инструкциям;
  4. Ведущая роль педагога в образовательном процессе. Педагог занимает субъектную позицию. Он определяет содержание обучения и направления деятельности дошкольников;
  5. В ходе обучения, дошкольник не способен выделить главные, сущностные характеристики объектов и процессов познания и отделить их от второстепенных признаков;
  6. Обучение связано с восприятием дошкольником объектов исследования и их признаков;
  7. Задания, формируемые в образовательной программе дошкольника, отражают уровень развития его психических процессов на конкретном этапе дошкольного развития;
  8. Процесс обучения связан с эмоциональным настроем дошкольника т.е., если дошкольнику интересно то, что он познает, если это вызывает у него положительные эмоции, то оно будет занимать устойчивую позицию в его памяти и сознании;
  9. Занятия носят короткий временной промежуток в силу быстрой утомляемости детей и неустойчивости их внимания.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности деятельности педагога в целостном педагогическом процессе ДОУ

Поскольку процесс обучения дошкольника в целостном педагогическом процессе ДОУ имеет свою специфику, то и деятельность педагога обладает своими особенностями.

Педагог в обучении дошкольников занимает позицию воспитателя и реализует свою обучающую деятельность в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Обучение дошкольников ориентировано на систематизацию их представлений об окружающем мире, расширение и углубление их личностного опыта деятельности и их знаний.

В процессе обучения дошкольников педагог выполняет ряд значимых функций. К ним относятся:

  1. Мотивация к познанию. Педагогу необходимо применить разные приемы и методы стимулирования познавательной работы дошкольников. Детям не всегда интересно начинать обучение. Поэтому, их необходимо привлечь к этому процессу, сформировав у них принятие учебной информации и желание заниматься учебной деятельностью.
  2. Организационная функция. Педагог организует процесс обучения дошкольников. Он выбирает методы и средства познания, которые отвечают возрастным особенностям развития дошкольников конкретной группы и их индивидуальным возможностям, уровню интеллектуального и общего развития.
  3. Информационная функция. Педагог выступает передатчиком информации. Он отбирает содержание учебных занятий и формирует направления деятельности дошкольников, способствующие их познанию разных областей действительности.
  4. Контрольная функция. Педагог контролирует процесс усвоения знаний дошкольниками и формирования у них системы навыков деятельности. Ему необходимо оценить успешность усвоения знаний и адекватность содержания обучения уровню развития дошкольников.
  5. Воспитательная функция. Педагог осуществляет деятельность, ориентированную на гармоничное развитие личности дошкольника и его социализацию.

Учебные занятия строятся педагогом в виде игровой деятельности. Формируется проблемная ситуация, требующая совершения конкретных действий для ее решения. Дошкольникам дается максимум самостоятельности в принятии решений и выборе способов совершения того или иного действия.

Принципы организации обучения дошкольников

Процесс обучения дошкольников основывается на следующих принципах:

  • Принцип связи обучения с жизнедеятельностью ребенка. Обучение пронизывает все сферы жизни дошкольника и становится частью его жизнедеятельности. Он не замечает, что учится в процессе приема пищи, умывания, прогулки, игры.
  • Принцип научности и системности знания. Знания, которые усваиваются ребенком в ходе обучения должны иметь системный характер и научное обоснование. Недопустимо давать детям научно неподтвержденную информацию, непроверенную и недоказанную.
  • Принцип доступности. Содержание учебной программы должно быть доступно для освоения дошкольников конкретной возрастной группы.
  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения.
  • Принцип наглядности. Обучение должно давать ребенку наглядное представление об объектах и процессах, происходящих в окружающем мире. Увиденное собственными глазами, лучше фиксируется в памяти и сознании дошкольника.
  • Принцип активности обучения. Применение активных методов обучения.
  • Принцип предоставления ребенку максимальной самостоятельности. Ребенок должен иметь выбор методов познания и делать упражнения самостоятельно. Ошибки способствуют его развитию.

Рисунок 2. Целостный образовательный процесс в ДОО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Читайте также: