Каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят мифологию индусов кратко

Обновлено: 03.07.2024

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо


ИНДУИСТСКИЙ ХРАМ - МИСТИЧЕСКИЙ АНАЛОГ ТЕЛА-ЖЕРТВЫ И СВЯЩЕННОЙ ГOPЫ.

РОЛЬ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА
Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо

Чарующим видением представляется культура Индии. Ее стержень составляет ипдуизм – сложный сплав верований, традиций, норм поведения дравидских народов, населявших полуостров Индостан в глубокой древности, и ариев, пришедших с северо-запада на рубеже II–I тысячелетия до н. э. и принесших с собой культуру Вед – религиозных песнопений.

Создателем дхармы считается Брахма – один из богов ариев, отвечающий за вечный калейдоскоп
природных форм.

Согласно космогоническому мифу, Брахма родился из золотoгo яйца, которое плавало в первородных
водах хаоса.
Он разделил яйцо на небо и землю, а затем, выделив в себе мужское и женское начало, сотворил все живое на земле: paстения, животных,птиц, насекомых, демонов, богов. У Брахмы четыре лица, которые он создал, желая постоянно видеть свою возлюбленную – богиню красноречия и мудрости Caрасвати, где бы она ни находилась. Пребывает он на вершине гopы Меру и передвигается верхом на лебеде, символизирующем знание.

В пантеон индуизма входят также Шива, главное божество дравидских народов, и Вишну, древнейшее ведийское божество. Они образуют так называемую священную триаду индуизма, где Брахма мыслится созидателем, Бишну – хранителем, Шива – разрушителем. При этом все они выполняют и другие функции.

Из этой жертвы, полностью принесенной,
гимны и напевы родились.
Быки родились из нее,
Из нее родились козы и овцы.

Из головы развилось небо,
Из нoг – земля,
Стороны света – из уха.
Так они устроили миры.
(Перевод А. Бэшем)

* Каста (от лат. casтus – чистый) – здесь: замкнутые, обособленные гpyппы людей. объединенные по социальному и профессиональному признаку.

Сакральный план индуистского храма


Сакральный план индуистского храма

Вера в то, что вселенная существует благодаря жертве, со временем уступила место идее спасения. Спасение возможно благодаря аскетическому подвижничеству бога Шивы, пребывающему в трансе на священной гope Меру в Гималаях.

Мистическим аналогом тела-жертвы и гopы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Капдарья Махадева в Кхаджурахо (Х –XI вв.). В плане он повторяет прямоугольную форму той священной травяной подстилки, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы – напитка бессмертия. Поэтому eгo сакральный план, в кoтoрый вписана фигyра космического человека, mыcленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного пopтuка*, зала для верующих и святилища.

Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гopy Меру – мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев.

* Портик (от лат. poгтicus) – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Храм Кандарья Махадева. X–XI вв. Кхаджурахо

Храм Кандарья Махадева. X–XI вв. Кхаджурахо

Скульптyра. Храм Кандарья Махадева. XХрам Кандарья Махадева. X–XI вв. Кхаджурахо XI вв. Кхаджурахо

Скульптyра. Храм Кандарья Махадева. XХрам Кандарья Махадева. X–XI вв. Кхаджурахо XI вв. Кхаджурахо

Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф*, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Но нaстоящим пиршеством для глаз является гoрельеф** на колоннах.

Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах. Томные изгибы их торса, длинные ноги с точеными лодыжками, пышные формы тела служат ярким воплощением чувственности и грации.

Другая скульптурная группа – любовные пары в тесном объятии или соитии, изображенные с исключительной живостью. Но при откровенно непристойных позах выражения лиц бесстрастны, непроницаемы. В этом скрыт истинный смысл их существования, за которым стоит древняя магическая вера в то, что секс способствует плодородию и защищает от сил зла и разрушения. Вероятно, поэтому сцены оргий расположены на слабейших частях здания – в местах пересечения и стыка архитектурных кoнcтрукций. Эротический ритуал рассматривается у индусов и как стремление слиться с абсолютом, путь к духовному возвышению.

Любовная пара. Скульптура. X–XI вв. Храм Кандарья Махадева. Кхаджурахо

* Барельеф (от франц. вas-гelief) – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение ВЫС1Упает над плоскостью фона менее чем на половину свoeгo объема, ** горельеф (от франц. нauнelief) – высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выcтyпaeт над плоскостью фона более чем на половину Cвoeгo объема.


Любовная пара. Скульптура. X–XI вв. Храм Кандарья Махадева. Кхаджурахо

Все эти боги и мифические животные, любовники и aскeты, небесные девы и воины, слоны и гуси сплетены гирляндами тропических растений и цветов в пульсирующий, нaполненный жизнью узел. На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть.

От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным.

Вопросы и задания

1. Каким образом архитектурные формы индуистского храма вocпроизводят мифологию индусов?
2. Какую роль выполняет скульптурный декор индуистского храма? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 3 в рабочей тетради.
3. (Творческое задание.) Сравните зиккурат в Месопотамии, пирамиду в Египте и индуистский храм в Индии. Как
архитектураотpaжает первообраз мировой гopы? Чем отличается мифотворчество в этих регионах?

Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Искусство для 10 класса онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Индуи́стский храм , или манди́р — место поклонения для последователей индуизма. Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности.


В Индии и многих других странах, управлением каждого храма занимается совет храма, который заведует всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и возглавляется председателем.

Во многих деревнях в Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной семье.

Много храмов в Индии имеющих археологическое или историческое значение, находятся под управлением Археологического управления Индии.

Мистическим аналогом тела-жертвы и гopы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Капдарья Махадева в Кхаджурахо (Х –XI вв.).

В плане он повторяет прямоугольную форму той священной травяной подстилки, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы – напитка бессмертия. Поэтому eгo сакральный план, в кoтoрый вписана фигура космического человека, мыcленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного пopтuка, зала для верующих и святилища.

Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гopy Меру – мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев.

Древний Китай – колыбель человеческой цивилизации, наполненная высокими духовными традициями. Доминирующие среди древних китайцев направления духовных учений определили также особенности развития их садово-паркового искусства.Древние китайские садоводы полагались в своей работе на принципы цзе и инь. Цзе значит проникновение в самую суть окружающих нас вещей, красоту которых можно выразить посредством контрастов. Инь значит сообразность и непротиводействие природе, соответствие действий окружающим условиям.

Традиционный китайский сад отличался простотой и уютом, исключались излишняя роскошь и вычурность. В то же время, наполнение сада несло максимально возможную символическую осмысленность. Он представлял собой взаимосвязанную систему духовных иносказательных символов. Стихотворения древних авторов дают возможность представить приблизительную планировку сада. В центре находилась постройка с библиотекой, около нее – водоем с умиротворяющим журчанием ручейков, впадающих с северо-востока и с востока и вытекающих с юго-запада и запада. Пруд и вообще вода – важные для китайцев элементы сада, наличие которых при его обустройстве обязательно. Возле пруда располагалась возвышенность в виде скалы с павильоном для созерцаний закатов и восходов.


Красивые бассейники и мостики – еще одна особенность китайских садов древности. Мостики были каменными и обладали идеальной округлой формой. Их отражение в воде в паре с самим мостиком создавало впечатление идеальной замкнутой окружности.

Китайский парк был разделен на три символичные зоны: устрашающую с грудами камней и скалами, залитую солнцем и засаженную цветниками смеющуюся и, наконец, умиротворенную плодовыми деревьями и сиренью идиллическую зону.

Кроме того, в садах создавались искусственные элементы рельефов: скалы, холмы, пагоды над декоративными озерами. Дополняли зрелище диковинные растения и благоухающие цветы. Статуи разнообразных животных, курильницы и чаши обрамляли аллеи для прогулок.


Культура и архитектура Индии формировались много тысяч лет с учетом традиций множества народностей (более 200) и большого разнообразия стилей. Индуистский храм имеет историю более четырех тысяч лет, но все равно его строительство ведется по определенным архитектурным канонам, известным еще с древних времен.

индуистский храм

Древние храмы

В Древней Индии архитектурные строения строились как религиозные, так и светские. Чаще всего для строительства использовали дерево и глину, потому они не сохранились до нашего времени. Из камня начинают строить только в первые столетия нашей эры. При строительстве все строго делалось по ритуальным индуистским текстам. Чтобы ответить на вопрос: каким образом архитектурные формы индуистского храма развивались на протяжении тысячелетий и приобрели тот вид, который дошел до наших дней, следует разобраться в видах храмов.

индуистский храм в индии

Архитектура индуистского храма имеет две разновидности:

Также существует еще стиль Висара, в котором комбинируются некоторые элементы этих двух стилей.

архитектура индуистского храма

Самое большое отличие в этих видах храмов — размер ворот: в северных храмах их делали очень небольшого размера, а в южных строили огромные красиво украшенные ворота (Гопурам), открывающие вход во двор индийского храма. Часто такие ворота украшали скульптурами и раскрашивали.

Как строили древние архитекторы

Индуистский храм в Индии строился из материала, который подбирался в зависимости от местных строительных возможностей. Например, храмы периода Хойсала в 12-13 столетиях - с большим количеством святилищ и декоративных элементов - строились из пластичного мыльного камня. Благодаря пластичности такого камня у древних скульпторов были большие возможности в создании великолепных декоративных украшений храмов.

И наоборот, в районе Мамалапурама, где храм строился из гранита, было невозможно сделать хорошую детализацию поверхности стен. Храмы, построенные из кирпича, также отличаются своими стилистическими особенностями.

роль скульптурного декора индуистского храма

Индуистский храм задумывался и строился как жилище бога, все пропорции и рельефы делались всегда согласно канонам. Особенно интересным является то, каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят основные принципы науки Васту-шастр, науки архитектурного проектирования и строительства храмов. Принципы этой науки разработал легендарный архитектор Вишвакарман, которого теперь называют божественным ремесленником.

Разновидности древних храмов

Самые древние храмы по архитектуре можно условно разделить на три группы:

  1. Одноэтажные небольшие в форме круга или квадрата без надстройки.
  2. Храмы, похожие на пещеры, обычно одноэтажные строения с апсидным закруглением.
  3. Высокие здания (6-12 этажей), построенные в виде мировой горы, украшенной надстройкой-шикхарой.

Внутренняя планировка храма

Индуистский храм, начиная с 6 века н. э., имеет план, подчиненный канону, регламентирующему все внутреннее убранство и религиозные ритуалы.

Центральное место в храме принадлежит алтарю со святыней (гарбха граха), над которой строилась башня (шикхара). Рядом с алтарем располагается зал собраний, следом - анти-зала и входная часть с портиком.

индуистский храм

Важная часть храма — святилище Гарбхагриха, представляющее квадрат, вход в который представлен узким и низким единственным проходом, дверей и окон в этом помещении нет (и очень темно). По центру изображено Божество. Вокруг него находится круговой ход, по которому верующие совершают парикрама.

Проход соединяет святилище с большим залом (Мукхамандапа). Также есть узкий проход Антарала (лаз). Мандапа используется для религиозных обрядов, потому помещение иногда строилось довольно большого размера, чтобы поместить всех верующих.

Перед входом в храм обычно располагается животное (скульптура или флаг с изображением), которому данный храм посвящен. Это может быть бык (храм Шивы), лев (храм Богини-Матери), человек с головой птицы (в храмах Вишну). Храм, чаще всего, окружали невысокой стеной. Внутри ограды могут располагаться святыни божеств.

Религия индуизма

Индуизм — очень древняя национальная религия, объединяющая традиции и философские школы Индии. Согласно этой религии, мир (сансара) представляет собой череду перерождений, состоящий из обычного и повседневного, а за его пределами находится реальность, где правит Абсолют.

Любой человек в индуизме пытается как бы вырваться за пределы мира и объединиться с Абсолютом, причем единственный способ достижения этого — самоотречение и аскеза. Карма — это поступки в предыдущем перерождении (и хорошие, и плохие), и деление на касты также соотносится с определенной кармой.

Из множества индийских богов постепенно вышли на главное место три основных:

    который создал и правит миром;
  • бог Вишну, который помогает людям при различных бедствиях;
  • грозный бог Шива, носитель созидающей и разрушающей космической энергии.

Храмы, вырезанные в пещерах

Индуистский храм, вырезанный целиком из природной скалы, — пример самого высокого мастерства и разнообразия художественных и архитектурных приемов. Искусство резной архитектуры возникло в связи с геологическими особенностями рельефа местности. Самым ярким представителем храма-монолита является храм Кайласанатха в Эллоре, который посвящен Шиве. Все части храма были вырублены в толще скал за несколько лет. Предположительно процесс вырезания храма был проведен сверху вниз.

каким образом архитектурные формы индуистского храма

Этот храм и находящиеся рядом 34 монастыря называют Пещерами Эллоры, в длину эти сооружения занимают 2 км. Все монастыри и храм высечены в базальтовых скалах. Храм является ярким представителем дравидийского стиля. Пропорции здания и резные каменные скульптуры, украшающие храм, являют собой пример высшего мастерства древних скульпторов и ремесленников.

Внутри храма находится двор, по сторонам которого располагаются 3-этажные аркады с колоннами. На аркадах вырезаны скульптурные панели с огромными индуистскими божествами. Ранее существовали также мосты из камня, соединявшие галереи между центром, но под действием тяжести они упали.

каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят

Внутри храма расположены два строения: храм быка Нанди Мандапа и главный храм Шивы (оба 7 м высотой), нижняя часть которых украшена каменной резьбой, а в основании находятся слоны, поддерживающие на себе оба строения.

Каменные скульптуры и барельефы

Роль скульптурного декора индуистского храма (изображающего мир животных и обычную жизнь простого народа, сцены мифологических преданий, религиозные символы и богов) состоит в напоминании зрителю и верующим об истинной цели их жизни и существования.

Внешний декор храма отражает его связь с окружающим миром, а внутренний указывает на связь с божественным миром. Если смотреть на декоративные элементы сверху вниз, то прочитывается это как снисхождение божественного к людям, а в направлении от цоколя к вершине — восхождение духа человека в божественную высь.

индуистский храм

Все скульптурные украшения являются значительным культурным и религиозным достижением и наследием Древней Индии.

Буддийские храмы

Буддийский храм — постройка, являющаяся местом паломничества и обитания монахов, которая полностью защищена от любых внешних воздействий (звуков, запахов, зрелищ и др.). Вся его территория полностью закрыта за мощными стенами и воротами.

буддийские индуистские храмы

Самые популярные буддийские храмы в Индии расположены в штате Махараштре:

  • Аджанта (пещерный комплекс монастырей).
  • Эллора, где соседствуют рядом буддийские, индуистские храмы (из 34 пещер: 17 – индуистские, 12 – буддийские).
  • Махабодхи (где по легенде произошло перевоплощение Гаутама Сидхартха в Будду) и др.

Большую популярность в Индии имеют Буддийские ступы — сооружения, являющиеся памятником какому-либо культовому событию буддизма, в которых хранятся останки выдающихся людей. По преданиям ступы несут в мир гармонию и процветание, влияют на поле Вселенной.

Самый большой индуистский храм в Индии

Это храм Акшардхам в Дели, являющийся грандиозным комплексом, посвященным индуистской культуре и духовности. Этот современный храм был построен из розового камня в 2005 году по древним канонам. В его строительстве участвовали 7000 ремесленников и мастеров.

индуистский храм

Храм венчают 9 куполов (высота 42 м), он украшен колоннами (всего 234), на которых изображены фигуры из индийской мифологии, а по периметру расставлены 148 слонов из камня, а также другие животные, птицы и фигуры людей. Его огромные размеры позволили включить его в Книгу рекордов Гиннеса.


Архитектура индуистского храма (стиль Нагара). Об этих основных элементах свидетельствуют самые старые сохранившиеся храмы V – VI веков нашей эры.


Минакши храм комплекса Мадурого , в основном построен между 1623 и 1655 CE, большим комплексом в дравидийской архитектуре из Южной Индии , где доминируют гопуры GateHouse башни. Две главные святыни намного меньше, с золотыми вершинами.


Архитектура индуистского храма как основная форма индуистской архитектуры имеет много разновидностей стилей, хотя основная природа индуистского храма остается той же самой, с существенной особенностью внутреннего святилища, гарбха-гриха или камеры матки, где первичный Мурти или образ божества помещается в простую голую камеру. Вокруг этой камеры часто располагаются другие постройки и постройки, в большинстве случаев занимающие несколько акров. Снаружи гарбхагриху венчает башнеобразная шикхара , которую на юге также называют вимана . Здание храма часто включает обходной проход для парикрамы , мандапа. зал собрания, а иногда и прихожая антарала и крыльцо между гарбхагрихой и мандапой. В больших храмах могут быть дополнительные мандапы или другие здания, связанные или отдельно стоящие, вместе с другими маленькими храмами в комплексе. [1]

Архитектура индуистского храма отражает синтез искусств, идеалов дхармы , верований, ценностей и образа жизни, который лелеял индуизм. Храм - это место для Тиртхи - паломничества. [2] Все космические элементы, которые создают и прославляют жизнь в индуистском пантеоне, присутствуют в индуистском храме - от огня до воды, от образов природы до божеств, от женского до мужского, от камы до артхи , от мимолетного звуки и запахи ладана для Пуруши - вечное ничто, но универсальность - это часть архитектуры индуистского храма. [2] Форма и значение архитектурных элементов в индуистском храме предназначены для функционирования в качестве места, где он является связующим звеном между человеком и божественным, чтобы помочь его продвижению к духовному знанию и истине, его освобождению, которое оно называет мокшей . [3]

Архитектурные принципы индуистских храмов в Индии описаны в Шилпа Шастрах и Васту Шастрах. [4] [5] Индуистская культура поощряла эстетическую независимость строителей храмов, а ее архитекторы иногда проявляли значительную гибкость в творческом самовыражении, принимая другие идеальные геометрические формы и математические принципы в строительстве мандира, чтобы выразить индуистский образ жизни. [6]

Содержание



Едва ли сохранились остатки индуистских храмов до династии Гупта в 4 веке нашей эры; Несомненно, в деревянной архитектуре существовали и более ранние постройки. Скальных Удаягири Пещеры являются одними из самых важных ранних сайтов, построенный с маточным спонсорством, записанные надписями, и с впечатляющей скульптурой. [8] Самые ранние сохранившиеся индуистские храмы представляют собой простые каменные храмы в виде ячеек, некоторые из которых высечены в скале, а другие - структурные, как в Храме 17 в Санчи . [9] К 6-7 векам они превратились в высокие каменные надстройки шикхары. Однако есть письменные свидетельства, такие как древняя надпись Гангадхара около 424 года, утверждает Мейстер, что высокие храмы существовали и до этого времени, и они, возможно, были сделаны из более скоропортящегося материала. Этих храмов не сохранилось. [9] [10]

Примеры ранних крупных северо-индийских храмов, которые сохранились после пещер Удаягири в Мадхья-Прадеше, включают храмы в Тигаве , [11] Деогарх , Храм Парвати, Накна (465), [10] Бхитаргаон , крупнейший сохранившийся кирпичный храм Гупта [12]. ] Кирпичный храм Лакшмана, Сирпур (600-625 г. н.э.); Храм Раджива Лочана , Раджим (VII век). [13] Храм Гопов в Гуджарате (ок. 550 г. или позже) - это странность, не сохранившаяся близкого сравнения. [14]

Примерно к 7 веку основные черты индуистского храма были установлены вместе с теоретическими текстами по храмовой архитектуре и методам строительства. [16] Примерно между 7 и 13 веками сохранилось большое количество храмов и их руин (хотя их было гораздо меньше, чем когда-либо). Многие региональные стили развивались, очень часто после политических разделений, поскольку большие храмы обычно строились под королевским покровительством. На севере мусульманские вторжения с 11 века и далее привели к сокращению строительства храмов и утрате многих существующих. [16] Юг также стал свидетелем индуистско-мусульманского конфликта, затронувшего храмы, но этот регион пострадал относительно меньше, чем север. [17] В конце 14 века к власти пришла индуистская империя Виджаянагара, которая контролировала большую часть Южной Индии. В этот период характерная очень высокая сторожка гопурам на самом деле была поздней постройкой, начиная с 12 века или позже, и обычно добавлялась к более старым большим храмам. [16]



Прамбанан на Яве , Индонезия (9 век) и Ангкор-Ват в Камбодже (12 век), образцы индуистской храмовой архитектуры Юго-Восточной Азии. Оба храма были созданы по образцу горы Меру в индуистской космологии.

Возможно, самые старые индуистские храмы в Юго-Восточной Азии относятся ко II веку до нашей эры из культуры Ок-Эо в дельте Меконга на юге Вьетнама. Вероятно, они были посвящены богу солнца Шиве и Вишну. Храм был построен из гранитных блоков и кирпичей, в одном из них есть небольшой ступенчатый пруд. [18]

Культурная сфера, которую часто называют Великой Индией, распространилась на Юго-Восточную Азию . Самым ранним свидетельством наличия санскритских каменных надписей, найденных на островах и в материковой части Юго-Восточной Азии, является надпись Võ Cạnh, датируемая 2 или 3 веком нашей эры во Вьетнаме или в Камбодже между 4 и 5 веками нашей эры. [19] [примечание 1] До XIV века местные версии индуистских храмов были построены в Мьянме, Малайзии, Индонезии, Таиланде, Камбодже, Лаосе и Вьетнаме. Они разработали несколько национальных традиций и часто смешивали индуизм и буддизм . Буддизм Тхеравады преобладал во многих частях Юго-Восточной Азии, за исключением Малайзии и Индонезии, где ислам вытеснил их обоих. [21] [22]


В центре храма, обычно ниже, а иногда и выше или рядом с божеством, находится просто пустое пространство без украшений, символически представляющее Пурушу , Высший Принцип, священный Универсальный, единство без формы, которое присутствует повсюду, соединяет все, и суть каждого. Индуистский храм призван побуждать к размышлениям, способствовать очищению ума и запускать процесс внутреннего осознания в преданном. [2] Конкретный процесс оставлен на усмотрение школы веры преданного. Главное божество различных индуистских храмов различается, чтобы отражать этот духовный спектр.

Подходящее место для мандира, согласно древним санскритским текстам, находится рядом с водой и садами, где цветут лотосы и цветы, где слышны лебеди, утки и другие птицы, где животные отдыхают, не опасаясь травм или вреда. [2] Эти гармоничные места были рекомендованы в этих текстах с объяснением, что это места, где играют боги, и, следовательно, лучшее место для индуистских храмов. [2] [26]

В то время как основные индуистские мандиры рекомендуются в сангамах ( слиянии рек), берегах рек, озерах и морском побережье, Брихат-Самхита и Пураны предполагают, что храмы также могут быть построены там, где нет естественного источника воды. Здесь также рекомендуют строить пруд, желательно перед храмом или слева от него, с водными садами. Если вода не присутствует ни естественно, ни по замыслу, вода символически присутствует при освящении храма или божества. Храмы также могут быть построены, - предлагает Вишнудхармоттара в части III главы 93 [29]. в пещерах и резных камнях, на вершинах холмов с умиротворяющими видами, на горных склонах с видом на красивые долины, в лесах и скитах, рядом с садами или в начале городской улицы.

На практике большинство храмов построено как часть деревни или города. [30] В некоторых местах, таких как столицы королевств и тех, которые считались особенно благоприятными с точки зрения сакральной географии, были многочисленные храмы. Многие древние столицы исчезли, а уцелевшие храмы теперь находятся в сельской местности; часто это наиболее хорошо сохранившиеся образцы старых стилей. Примеры - Айхоле , Бадами , Паттадакал и Гангайконда Чолапурам . [30]

План этажа индуистского храма Мандука с сеткой 8х8 (64), согласно Ваступурусамандала. Сетка 64 - самый священный и распространенный образец индуистского храма. Ярко-шафрановый центр, где вверху пересекаются диагонали, олицетворяет Пурушу индуистской философии. [6] [2]

Дизайн, особенно план этажа, части индуистского храма вокруг святилища или святыни следует геометрическому рисунку, называемому васту-пуруша-мандала . Название представляет собой составное санскритское слово с тремя наиболее важными составляющими плана. Мандала означает круг, Пуруша - это универсальная сущность , лежащая в основе индуистской традиции, а Васту означает жилищное строение. [31] Ваступурушамандала - это янтра . [32] Дизайн представляет собой индуистский храм в симметричной, повторяющейся структуре, основанной на центральных верованиях, мифах, мощности и математических принципах. [6]

Четыре стороны света создают ось индуистского храма, вокруг которой образуется идеальный квадрат в доступном пространстве. Круг мандалы ограничивает квадрат. Квадрат считается божественным из-за его совершенства и как символический продукт знания и человеческой мысли, в то время как круг считается земным, человеческим и наблюдается в повседневной жизни (луна, солнце, горизонт, капля воды, радуга). Один поддерживает другого. [2] Квадрат делится на точные квадратные сетки. В больших храмах это часто структура сетки 8x8 или 64. В церемониальных надстройках храма это сетка на 81 подквадрат. Квадраты называются падами. [6] [33] Квадрат является символическим и ведическим происхождением от огненного алтаря Агни. Выравнивание по сторонам света также является продолжением ведических ритуалов трех огней. Этот символизм также встречается среди греческих и других древних цивилизаций через гномон . В индуистских храмовых руководствах планы дизайна описываются с 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81 до 1024 квадратов; 1 пада считается самым простым планом, это место, где отшельник или преданный может сидеть и медитировать, заниматься йогой или делать подношения с ведическим огнем впереди. Вторая конструкция из 4 пад имеет символическое центральное ядро ​​на диагональном пересечении, а также является медитативной компоновкой. Дизайн 9 падов имеет священный окруженный центр и является образцом для самого маленького храма. Вастумандалы более старых индуистских храмов могут использовать серии пада с 9 по 49, но 64 считается самой священной геометрической сеткой в ​​индуистских храмах. Его также называют Мандука, Бхекапада или Аджира в различных древних санскритских текстах. Каждая пада концептуально связана с символическим элементом, иногда в форме божества, духа или апасары.Центральные площади 64 посвящены Брахману (не путать с Брахманом) и называются Брахма падами. [2]

В структуре симметрии и концентрических квадратов индуистского храма каждый концентрический слой имеет значение. Самый внешний слой, Paisachika padas, означает аспекты асуров и зла; следующий внутренний концентрический слой - мануша пада, обозначающий человеческую жизнь; в то время как девика пады означают аспекты дэвов и добра. В Мануша падах обычно находится амбулатория. [2] Преданные, когда они ходят по часовой стрелке по этому амбулаторному дому, чтобы завершить парикраму (или прадакшину), идут между добром на внутренней стороне и злом на внешней стороне. В небольших храмах Пайсачика пада не является частью надстройки храма, но может быть на границе храма или просто символически представленной.

Пайсачика-пада, мануша-пада и девика-пада окружают Брахма-пада, что означает творческую энергию и служит местом расположения главного идола храма для даршана. Наконец, в самом центре Брахма пад находится Гарбхагруха ( Гарбха - Центр, gruha - дом; буквально центр дома) (Пространство Пуруши), обозначающее Универсальный Принцип, присутствующий во всем и во всех. [2] Шпиль индуистского храма, который называется Шикхара на севере Индии и Вимана на юге Индии, идеально расположен над Брахма падой (ами).

В индуистском храме есть Шихара (Вимана или шпиль), которая симметрично возвышается над центральным ядром храма. Эти шпили бывают разных дизайнов и форм, но все они имеют математическую точность и геометрическую символику. Одним из общих принципов шпилей индуистских храмов является тема кругов и поворотных квадратов (слева) и концентрический многослойный дизайн (справа), который перетекает от одного к другому, поднимаясь к небу. [2] [34]

Над васту-пуруша-мандалой простирается к небу высокая надстройка, называемая шикхара на севере Индии и вимана на юге Индии. [31] Иногда в импровизированных храмах надстройку можно заменить символическим бамбуком с несколькими листьями наверху. Купол или купол вертикального измерения выполнен в виде пирамиды, конической или другой горной формы, опять же с использованием принципа концентрических кругов и квадратов (см. Ниже). [2] Ученые, такие как Левандовски, утверждают, что эта форма была вдохновлена ​​космической горой на горе Меру или гималайским Кайласом , обителью богов согласно древней мифологии. [26] : 69–72


В больших храмах внешние три пада визуально украшены резьбой, картинами или изображениями, призванными вдохновлять преданного. [2] В некоторых храмах эти изображения или настенные рельефы могут быть рассказами из индуистских эпосов, в других - ведическими сказками о добре и зле или добродетелях и пороках, в некоторых они могут быть идолами второстепенных или региональных божеств. Столбы, стены и потолки также обычно имеют богато украшенные резные фигурки или изображения четырех справедливых и необходимых занятий жизни - камы, артхи, дхармы и мокши. Эта прогулка называется прадакшиной . [31]

Исключения из принципа квадратной сетки

Подавляющее количество индуистских храмов демонстрируют принцип идеальной квадратной сетки. [38] Однако есть и исключения. Например, Тели ка Мандир в Гвалиоре , построенный в 8 веке нашей эры, не квадрат, а прямоугольник, состоящий из сложенных квадратов. Кроме того, храм исследует ряд построек и святынь в соотношениях 1: 1, 1: 2, 1: 3, 2: 5, 3: 5 и 4: 5. Эти соотношения являются точными, предполагая, что архитектор намеревался использовать эти гармонические соотношения, а узор прямоугольника не был ошибкой или произвольным приближением. Другие примеры неквадратных гармонических отношений можно найти в храме Наресар в Мадхья-Прадеше и в храме Накти-Мата недалеко от Джайпура, Раджастхан. Майкл Майстер утверждает, что эти исключения означают, что древние санскритские руководства по строительству храмов были руководящими принципами, а индуизм позволял своим мастерам гибкость в выражении и эстетическую независимость. [6]

Индуистский текст Стхапатья Веда описывает множество планов и стилей храмов, следующие из которых можно найти в другой производной литературе: Чатурасра (квадрат), Аштасра (восьмиугольник), Вритта (круг), Аятасра (прямоугольник), Аята Ашташра (прямоугольно-восьмиугольное слияние. ), Аята Вритта (эллиптическая), Хасти Пришта (апсидальная), Дваясра Врита (прямоугольное слияние); В тамильской литературе также встречается Прана Викара (в форме знака Тамильского Ом ). Способы объединения квадратов и кругов для создания всех этих планов описаны в индуистских текстах. [39]

Читайте также: