Каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят мифологию индусов кратко
Обновлено: 03.07.2024
Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо
ИНДУИСТСКИЙ ХРАМ - МИСТИЧЕСКИЙ АНАЛОГ ТЕЛА-ЖЕРТВЫ И СВЯЩЕННОЙ ГOPЫ.
РОЛЬ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА
Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо
Чарующим видением представляется культура Индии. Ее стержень составляет ипдуизм – сложный сплав верований, традиций, норм поведения дравидских народов, населявших полуостров Индостан в глубокой древности, и ариев, пришедших с северо-запада на рубеже II–I тысячелетия до н. э. и принесших с собой культуру Вед – религиозных песнопений.
Создателем дхармы считается Брахма – один из богов ариев, отвечающий за вечный калейдоскоп
природных форм.
Согласно космогоническому мифу, Брахма родился из золотoгo яйца, которое плавало в первородных
водах хаоса.
Он разделил яйцо на небо и землю, а затем, выделив в себе мужское и женское начало, сотворил все живое на земле: paстения, животных,птиц, насекомых, демонов, богов. У Брахмы четыре лица, которые он создал, желая постоянно видеть свою возлюбленную – богиню красноречия и мудрости Caрасвати, где бы она ни находилась. Пребывает он на вершине гopы Меру и передвигается верхом на лебеде, символизирующем знание.
В пантеон индуизма входят также Шива, главное божество дравидских народов, и Вишну, древнейшее ведийское божество. Они образуют так называемую священную триаду индуизма, где Брахма мыслится созидателем, Бишну – хранителем, Шива – разрушителем. При этом все они выполняют и другие функции.
Из этой жертвы, полностью принесенной,
гимны и напевы родились.
Быки родились из нее,
Из нее родились козы и овцы.
Из головы развилось небо,
Из нoг – земля,
Стороны света – из уха.
Так они устроили миры.
(Перевод А. Бэшем)
* Каста (от лат. casтus – чистый) – здесь: замкнутые, обособленные гpyппы людей. объединенные по социальному и профессиональному признаку.
Сакральный план индуистского храма
Вера в то, что вселенная существует благодаря жертве, со временем уступила место идее спасения. Спасение возможно благодаря аскетическому подвижничеству бога Шивы, пребывающему в трансе на священной гope Меру в Гималаях.
Мистическим аналогом тела-жертвы и гopы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Капдарья Махадева в Кхаджурахо (Х –XI вв.). В плане он повторяет прямоугольную форму той священной травяной подстилки, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы – напитка бессмертия. Поэтому eгo сакральный план, в кoтoрый вписана фигyра космического человека, mыcленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного пopтuка*, зала для верующих и святилища.
Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гopy Меру – мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев.
* Портик (от лат. poгтicus) – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Храм Кандарья Махадева. X–XI вв. Кхаджурахо
Скульптyра. Храм Кандарья Махадева. XХрам Кандарья Махадева. X–XI вв. Кхаджурахо XI вв. Кхаджурахо
Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф*, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Но нaстоящим пиршеством для глаз является гoрельеф** на колоннах.
Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах. Томные изгибы их торса, длинные ноги с точеными лодыжками, пышные формы тела служат ярким воплощением чувственности и грации.
Другая скульптурная группа – любовные пары в тесном объятии или соитии, изображенные с исключительной живостью. Но при откровенно непристойных позах выражения лиц бесстрастны, непроницаемы. В этом скрыт истинный смысл их существования, за которым стоит древняя магическая вера в то, что секс способствует плодородию и защищает от сил зла и разрушения. Вероятно, поэтому сцены оргий расположены на слабейших частях здания – в местах пересечения и стыка архитектурных кoнcтрукций. Эротический ритуал рассматривается у индусов и как стремление слиться с абсолютом, путь к духовному возвышению.
* Барельеф (от франц. вas-гelief) – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение ВЫС1Упает над плоскостью фона менее чем на половину свoeгo объема, ** горельеф (от франц. нauнelief) – высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выcтyпaeт над плоскостью фона более чем на половину Cвoeгo объема.
Любовная пара. Скульптура. X–XI вв. Храм Кандарья Махадева. Кхаджурахо
Все эти боги и мифические животные, любовники и aскeты, небесные девы и воины, слоны и гуси сплетены гирляндами тропических растений и цветов в пульсирующий, нaполненный жизнью узел. На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть.
От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным.
Вопросы и задания
1. Каким образом архитектурные формы индуистского храма вocпроизводят мифологию индусов?
2. Какую роль выполняет скульптурный декор индуистского храма? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 3 в рабочей тетради.
3. (Творческое задание.) Сравните зиккурат в Месопотамии, пирамиду в Египте и индуистский храм в Индии. Как архитектураотpaжает первообраз мировой гopы? Чем отличается мифотворчество в этих регионах?
Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Искусство для 10 класса онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
Индуи́стский храм , или манди́р — место поклонения для последователей индуизма. Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности.
В Индии и многих других странах, управлением каждого храма занимается совет храма, который заведует всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и возглавляется председателем.
Во многих деревнях в Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной семье.
Много храмов в Индии имеющих археологическое или историческое значение, находятся под управлением Археологического управления Индии.
Мистическим аналогом тела-жертвы и гopы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Капдарья Махадева в Кхаджурахо (Х –XI вв.).
В плане он повторяет прямоугольную форму той священной травяной подстилки, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы – напитка бессмертия. Поэтому eгo сакральный план, в кoтoрый вписана фигура космического человека, мыcленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного пopтuка, зала для верующих и святилища.
Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гopy Меру – мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев.
Древний Китай – колыбель человеческой цивилизации, наполненная высокими духовными традициями. Доминирующие среди древних китайцев направления духовных учений определили также особенности развития их садово-паркового искусства.Древние китайские садоводы полагались в своей работе на принципы цзе и инь. Цзе значит проникновение в самую суть окружающих нас вещей, красоту которых можно выразить посредством контрастов. Инь значит сообразность и непротиводействие природе, соответствие действий окружающим условиям.
Традиционный китайский сад отличался простотой и уютом, исключались излишняя роскошь и вычурность. В то же время, наполнение сада несло максимально возможную символическую осмысленность. Он представлял собой взаимосвязанную систему духовных иносказательных символов. Стихотворения древних авторов дают возможность представить приблизительную планировку сада. В центре находилась постройка с библиотекой, около нее – водоем с умиротворяющим журчанием ручейков, впадающих с северо-востока и с востока и вытекающих с юго-запада и запада. Пруд и вообще вода – важные для китайцев элементы сада, наличие которых при его обустройстве обязательно. Возле пруда располагалась возвышенность в виде скалы с павильоном для созерцаний закатов и восходов.
Красивые бассейники и мостики – еще одна особенность китайских садов древности. Мостики были каменными и обладали идеальной округлой формой. Их отражение в воде в паре с самим мостиком создавало впечатление идеальной замкнутой окружности.
Китайский парк был разделен на три символичные зоны: устрашающую с грудами камней и скалами, залитую солнцем и засаженную цветниками смеющуюся и, наконец, умиротворенную плодовыми деревьями и сиренью идиллическую зону.
Кроме того, в садах создавались искусственные элементы рельефов: скалы, холмы, пагоды над декоративными озерами. Дополняли зрелище диковинные растения и благоухающие цветы. Статуи разнообразных животных, курильницы и чаши обрамляли аллеи для прогулок.
Культура и архитектура Индии формировались много тысяч лет с учетом традиций множества народностей (более 200) и большого разнообразия стилей. Индуистский храм имеет историю более четырех тысяч лет, но все равно его строительство ведется по определенным архитектурным канонам, известным еще с древних времен.
Древние храмы
В Древней Индии архитектурные строения строились как религиозные, так и светские. Чаще всего для строительства использовали дерево и глину, потому они не сохранились до нашего времени. Из камня начинают строить только в первые столетия нашей эры. При строительстве все строго делалось по ритуальным индуистским текстам. Чтобы ответить на вопрос: каким образом архитектурные формы индуистского храма развивались на протяжении тысячелетий и приобрели тот вид, который дошел до наших дней, следует разобраться в видах храмов.
Архитектура индуистского храма имеет две разновидности:
Также существует еще стиль Висара, в котором комбинируются некоторые элементы этих двух стилей.
Самое большое отличие в этих видах храмов — размер ворот: в северных храмах их делали очень небольшого размера, а в южных строили огромные красиво украшенные ворота (Гопурам), открывающие вход во двор индийского храма. Часто такие ворота украшали скульптурами и раскрашивали.
Как строили древние архитекторы
Индуистский храм в Индии строился из материала, который подбирался в зависимости от местных строительных возможностей. Например, храмы периода Хойсала в 12-13 столетиях - с большим количеством святилищ и декоративных элементов - строились из пластичного мыльного камня. Благодаря пластичности такого камня у древних скульпторов были большие возможности в создании великолепных декоративных украшений храмов.
И наоборот, в районе Мамалапурама, где храм строился из гранита, было невозможно сделать хорошую детализацию поверхности стен. Храмы, построенные из кирпича, также отличаются своими стилистическими особенностями.
Индуистский храм задумывался и строился как жилище бога, все пропорции и рельефы делались всегда согласно канонам. Особенно интересным является то, каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят основные принципы науки Васту-шастр, науки архитектурного проектирования и строительства храмов. Принципы этой науки разработал легендарный архитектор Вишвакарман, которого теперь называют божественным ремесленником.
Разновидности древних храмов
Самые древние храмы по архитектуре можно условно разделить на три группы:
- Одноэтажные небольшие в форме круга или квадрата без надстройки.
- Храмы, похожие на пещеры, обычно одноэтажные строения с апсидным закруглением.
- Высокие здания (6-12 этажей), построенные в виде мировой горы, украшенной надстройкой-шикхарой.
Внутренняя планировка храма
Индуистский храм, начиная с 6 века н. э., имеет план, подчиненный канону, регламентирующему все внутреннее убранство и религиозные ритуалы.
Центральное место в храме принадлежит алтарю со святыней (гарбха граха), над которой строилась башня (шикхара). Рядом с алтарем располагается зал собраний, следом - анти-зала и входная часть с портиком.
Важная часть храма — святилище Гарбхагриха, представляющее квадрат, вход в который представлен узким и низким единственным проходом, дверей и окон в этом помещении нет (и очень темно). По центру изображено Божество. Вокруг него находится круговой ход, по которому верующие совершают парикрама.
Проход соединяет святилище с большим залом (Мукхамандапа). Также есть узкий проход Антарала (лаз). Мандапа используется для религиозных обрядов, потому помещение иногда строилось довольно большого размера, чтобы поместить всех верующих.
Перед входом в храм обычно располагается животное (скульптура или флаг с изображением), которому данный храм посвящен. Это может быть бык (храм Шивы), лев (храм Богини-Матери), человек с головой птицы (в храмах Вишну). Храм, чаще всего, окружали невысокой стеной. Внутри ограды могут располагаться святыни божеств.
Религия индуизма
Индуизм — очень древняя национальная религия, объединяющая традиции и философские школы Индии. Согласно этой религии, мир (сансара) представляет собой череду перерождений, состоящий из обычного и повседневного, а за его пределами находится реальность, где правит Абсолют.
Любой человек в индуизме пытается как бы вырваться за пределы мира и объединиться с Абсолютом, причем единственный способ достижения этого — самоотречение и аскеза. Карма — это поступки в предыдущем перерождении (и хорошие, и плохие), и деление на касты также соотносится с определенной кармой.
Из множества индийских богов постепенно вышли на главное место три основных:
-
который создал и правит миром;
- бог Вишну, который помогает людям при различных бедствиях;
- грозный бог Шива, носитель созидающей и разрушающей космической энергии.
Храмы, вырезанные в пещерах
Индуистский храм, вырезанный целиком из природной скалы, — пример самого высокого мастерства и разнообразия художественных и архитектурных приемов. Искусство резной архитектуры возникло в связи с геологическими особенностями рельефа местности. Самым ярким представителем храма-монолита является храм Кайласанатха в Эллоре, который посвящен Шиве. Все части храма были вырублены в толще скал за несколько лет. Предположительно процесс вырезания храма был проведен сверху вниз.
Этот храм и находящиеся рядом 34 монастыря называют Пещерами Эллоры, в длину эти сооружения занимают 2 км. Все монастыри и храм высечены в базальтовых скалах. Храм является ярким представителем дравидийского стиля. Пропорции здания и резные каменные скульптуры, украшающие храм, являют собой пример высшего мастерства древних скульпторов и ремесленников.
Внутри храма находится двор, по сторонам которого располагаются 3-этажные аркады с колоннами. На аркадах вырезаны скульптурные панели с огромными индуистскими божествами. Ранее существовали также мосты из камня, соединявшие галереи между центром, но под действием тяжести они упали.
Внутри храма расположены два строения: храм быка Нанди Мандапа и главный храм Шивы (оба 7 м высотой), нижняя часть которых украшена каменной резьбой, а в основании находятся слоны, поддерживающие на себе оба строения.
Каменные скульптуры и барельефы
Роль скульптурного декора индуистского храма (изображающего мир животных и обычную жизнь простого народа, сцены мифологических преданий, религиозные символы и богов) состоит в напоминании зрителю и верующим об истинной цели их жизни и существования.
Внешний декор храма отражает его связь с окружающим миром, а внутренний указывает на связь с божественным миром. Если смотреть на декоративные элементы сверху вниз, то прочитывается это как снисхождение божественного к людям, а в направлении от цоколя к вершине — восхождение духа человека в божественную высь.
Все скульптурные украшения являются значительным культурным и религиозным достижением и наследием Древней Индии.
Буддийские храмы
Буддийский храм — постройка, являющаяся местом паломничества и обитания монахов, которая полностью защищена от любых внешних воздействий (звуков, запахов, зрелищ и др.). Вся его территория полностью закрыта за мощными стенами и воротами.
Самые популярные буддийские храмы в Индии расположены в штате Махараштре:
- Аджанта (пещерный комплекс монастырей).
- Эллора, где соседствуют рядом буддийские, индуистские храмы (из 34 пещер: 17 – индуистские, 12 – буддийские).
- Махабодхи (где по легенде произошло перевоплощение Гаутама Сидхартха в Будду) и др.
Большую популярность в Индии имеют Буддийские ступы — сооружения, являющиеся памятником какому-либо культовому событию буддизма, в которых хранятся останки выдающихся людей. По преданиям ступы несут в мир гармонию и процветание, влияют на поле Вселенной.
Самый большой индуистский храм в Индии
Это храм Акшардхам в Дели, являющийся грандиозным комплексом, посвященным индуистской культуре и духовности. Этот современный храм был построен из розового камня в 2005 году по древним канонам. В его строительстве участвовали 7000 ремесленников и мастеров.
Храм венчают 9 куполов (высота 42 м), он украшен колоннами (всего 234), на которых изображены фигуры из индийской мифологии, а по периметру расставлены 148 слонов из камня, а также другие животные, птицы и фигуры людей. Его огромные размеры позволили включить его в Книгу рекордов Гиннеса.
Архитектура индуистского храма (стиль Нагара). Об этих основных элементах свидетельствуют самые старые сохранившиеся храмы V – VI веков нашей эры.
Минакши храм комплекса Мадурого , в основном построен между 1623 и 1655 CE, большим комплексом в дравидийской архитектуре из Южной Индии , где доминируют гопуры GateHouse башни. Две главные святыни намного меньше, с золотыми вершинами.
Архитектура индуистского храма как основная форма индуистской архитектуры имеет много разновидностей стилей, хотя основная природа индуистского храма остается той же самой, с существенной особенностью внутреннего святилища, гарбха-гриха или камеры матки, где первичный Мурти или образ божества помещается в простую голую камеру. Вокруг этой камеры часто располагаются другие постройки и постройки, в большинстве случаев занимающие несколько акров. Снаружи гарбхагриху венчает башнеобразная шикхара , которую на юге также называют вимана . Здание храма часто включает обходной проход для парикрамы , мандапа. зал собрания, а иногда и прихожая антарала и крыльцо между гарбхагрихой и мандапой. В больших храмах могут быть дополнительные мандапы или другие здания, связанные или отдельно стоящие, вместе с другими маленькими храмами в комплексе. [1]
Архитектура индуистского храма отражает синтез искусств, идеалов дхармы , верований, ценностей и образа жизни, который лелеял индуизм. Храм - это место для Тиртхи - паломничества. [2] Все космические элементы, которые создают и прославляют жизнь в индуистском пантеоне, присутствуют в индуистском храме - от огня до воды, от образов природы до божеств, от женского до мужского, от камы до артхи , от мимолетного звуки и запахи ладана для Пуруши - вечное ничто, но универсальность - это часть архитектуры индуистского храма. [2] Форма и значение архитектурных элементов в индуистском храме предназначены для функционирования в качестве места, где он является связующим звеном между человеком и божественным, чтобы помочь его продвижению к духовному знанию и истине, его освобождению, которое оно называет мокшей . [3]
Архитектурные принципы индуистских храмов в Индии описаны в Шилпа Шастрах и Васту Шастрах. [4] [5] Индуистская культура поощряла эстетическую независимость строителей храмов, а ее архитекторы иногда проявляли значительную гибкость в творческом самовыражении, принимая другие идеальные геометрические формы и математические принципы в строительстве мандира, чтобы выразить индуистский образ жизни. [6]
Содержание
Едва ли сохранились остатки индуистских храмов до династии Гупта в 4 веке нашей эры; Несомненно, в деревянной архитектуре существовали и более ранние постройки. Скальных Удаягири Пещеры являются одними из самых важных ранних сайтов, построенный с маточным спонсорством, записанные надписями, и с впечатляющей скульптурой. [8] Самые ранние сохранившиеся индуистские храмы представляют собой простые каменные храмы в виде ячеек, некоторые из которых высечены в скале, а другие - структурные, как в Храме 17 в Санчи . [9] К 6-7 векам они превратились в высокие каменные надстройки шикхары. Однако есть письменные свидетельства, такие как древняя надпись Гангадхара около 424 года, утверждает Мейстер, что высокие храмы существовали и до этого времени, и они, возможно, были сделаны из более скоропортящегося материала. Этих храмов не сохранилось. [9] [10]
Примеры ранних крупных северо-индийских храмов, которые сохранились после пещер Удаягири в Мадхья-Прадеше, включают храмы в Тигаве , [11] Деогарх , Храм Парвати, Накна (465), [10] Бхитаргаон , крупнейший сохранившийся кирпичный храм Гупта [12]. ] Кирпичный храм Лакшмана, Сирпур (600-625 г. н.э.); Храм Раджива Лочана , Раджим (VII век). [13] Храм Гопов в Гуджарате (ок. 550 г. или позже) - это странность, не сохранившаяся близкого сравнения. [14]
Примерно к 7 веку основные черты индуистского храма были установлены вместе с теоретическими текстами по храмовой архитектуре и методам строительства. [16] Примерно между 7 и 13 веками сохранилось большое количество храмов и их руин (хотя их было гораздо меньше, чем когда-либо). Многие региональные стили развивались, очень часто после политических разделений, поскольку большие храмы обычно строились под королевским покровительством. На севере мусульманские вторжения с 11 века и далее привели к сокращению строительства храмов и утрате многих существующих. [16] Юг также стал свидетелем индуистско-мусульманского конфликта, затронувшего храмы, но этот регион пострадал относительно меньше, чем север. [17] В конце 14 века к власти пришла индуистская империя Виджаянагара, которая контролировала большую часть Южной Индии. В этот период характерная очень высокая сторожка гопурам на самом деле была поздней постройкой, начиная с 12 века или позже, и обычно добавлялась к более старым большим храмам. [16]
Прамбанан на Яве , Индонезия (9 век) и Ангкор-Ват в Камбодже (12 век), образцы индуистской храмовой архитектуры Юго-Восточной Азии. Оба храма были созданы по образцу горы Меру в индуистской космологии.
Возможно, самые старые индуистские храмы в Юго-Восточной Азии относятся ко II веку до нашей эры из культуры Ок-Эо в дельте Меконга на юге Вьетнама. Вероятно, они были посвящены богу солнца Шиве и Вишну. Храм был построен из гранитных блоков и кирпичей, в одном из них есть небольшой ступенчатый пруд. [18]
Культурная сфера, которую часто называют Великой Индией, распространилась на Юго-Восточную Азию . Самым ранним свидетельством наличия санскритских каменных надписей, найденных на островах и в материковой части Юго-Восточной Азии, является надпись Võ Cạnh, датируемая 2 или 3 веком нашей эры во Вьетнаме или в Камбодже между 4 и 5 веками нашей эры. [19] [примечание 1] До XIV века местные версии индуистских храмов были построены в Мьянме, Малайзии, Индонезии, Таиланде, Камбодже, Лаосе и Вьетнаме. Они разработали несколько национальных традиций и часто смешивали индуизм и буддизм . Буддизм Тхеравады преобладал во многих частях Юго-Восточной Азии, за исключением Малайзии и Индонезии, где ислам вытеснил их обоих. [21] [22]
В центре храма, обычно ниже, а иногда и выше или рядом с божеством, находится просто пустое пространство без украшений, символически представляющее Пурушу , Высший Принцип, священный Универсальный, единство без формы, которое присутствует повсюду, соединяет все, и суть каждого. Индуистский храм призван побуждать к размышлениям, способствовать очищению ума и запускать процесс внутреннего осознания в преданном. [2] Конкретный процесс оставлен на усмотрение школы веры преданного. Главное божество различных индуистских храмов различается, чтобы отражать этот духовный спектр.
Подходящее место для мандира, согласно древним санскритским текстам, находится рядом с водой и садами, где цветут лотосы и цветы, где слышны лебеди, утки и другие птицы, где животные отдыхают, не опасаясь травм или вреда. [2] Эти гармоничные места были рекомендованы в этих текстах с объяснением, что это места, где играют боги, и, следовательно, лучшее место для индуистских храмов. [2] [26]
В то время как основные индуистские мандиры рекомендуются в сангамах ( слиянии рек), берегах рек, озерах и морском побережье, Брихат-Самхита и Пураны предполагают, что храмы также могут быть построены там, где нет естественного источника воды. Здесь также рекомендуют строить пруд, желательно перед храмом или слева от него, с водными садами. Если вода не присутствует ни естественно, ни по замыслу, вода символически присутствует при освящении храма или божества. Храмы также могут быть построены, - предлагает Вишнудхармоттара в части III главы 93 [29]. в пещерах и резных камнях, на вершинах холмов с умиротворяющими видами, на горных склонах с видом на красивые долины, в лесах и скитах, рядом с садами или в начале городской улицы.
На практике большинство храмов построено как часть деревни или города. [30] В некоторых местах, таких как столицы королевств и тех, которые считались особенно благоприятными с точки зрения сакральной географии, были многочисленные храмы. Многие древние столицы исчезли, а уцелевшие храмы теперь находятся в сельской местности; часто это наиболее хорошо сохранившиеся образцы старых стилей. Примеры - Айхоле , Бадами , Паттадакал и Гангайконда Чолапурам . [30]
План этажа индуистского храма Мандука с сеткой 8х8 (64), согласно Ваступурусамандала. Сетка 64 - самый священный и распространенный образец индуистского храма. Ярко-шафрановый центр, где вверху пересекаются диагонали, олицетворяет Пурушу индуистской философии. [6] [2]
Дизайн, особенно план этажа, части индуистского храма вокруг святилища или святыни следует геометрическому рисунку, называемому васту-пуруша-мандала . Название представляет собой составное санскритское слово с тремя наиболее важными составляющими плана. Мандала означает круг, Пуруша - это универсальная сущность , лежащая в основе индуистской традиции, а Васту означает жилищное строение. [31] Ваступурушамандала - это янтра . [32] Дизайн представляет собой индуистский храм в симметричной, повторяющейся структуре, основанной на центральных верованиях, мифах, мощности и математических принципах. [6]
Четыре стороны света создают ось индуистского храма, вокруг которой образуется идеальный квадрат в доступном пространстве. Круг мандалы ограничивает квадрат. Квадрат считается божественным из-за его совершенства и как символический продукт знания и человеческой мысли, в то время как круг считается земным, человеческим и наблюдается в повседневной жизни (луна, солнце, горизонт, капля воды, радуга). Один поддерживает другого. [2] Квадрат делится на точные квадратные сетки. В больших храмах это часто структура сетки 8x8 или 64. В церемониальных надстройках храма это сетка на 81 подквадрат. Квадраты называются падами. [6] [33] Квадрат является символическим и ведическим происхождением от огненного алтаря Агни. Выравнивание по сторонам света также является продолжением ведических ритуалов трех огней. Этот символизм также встречается среди греческих и других древних цивилизаций через гномон . В индуистских храмовых руководствах планы дизайна описываются с 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81 до 1024 квадратов; 1 пада считается самым простым планом, это место, где отшельник или преданный может сидеть и медитировать, заниматься йогой или делать подношения с ведическим огнем впереди. Вторая конструкция из 4 пад имеет символическое центральное ядро на диагональном пересечении, а также является медитативной компоновкой. Дизайн 9 падов имеет священный окруженный центр и является образцом для самого маленького храма. Вастумандалы более старых индуистских храмов могут использовать серии пада с 9 по 49, но 64 считается самой священной геометрической сеткой в индуистских храмах. Его также называют Мандука, Бхекапада или Аджира в различных древних санскритских текстах. Каждая пада концептуально связана с символическим элементом, иногда в форме божества, духа или апасары.Центральные площади 64 посвящены Брахману (не путать с Брахманом) и называются Брахма падами. [2]
В структуре симметрии и концентрических квадратов индуистского храма каждый концентрический слой имеет значение. Самый внешний слой, Paisachika padas, означает аспекты асуров и зла; следующий внутренний концентрический слой - мануша пада, обозначающий человеческую жизнь; в то время как девика пады означают аспекты дэвов и добра. В Мануша падах обычно находится амбулатория. [2] Преданные, когда они ходят по часовой стрелке по этому амбулаторному дому, чтобы завершить парикраму (или прадакшину), идут между добром на внутренней стороне и злом на внешней стороне. В небольших храмах Пайсачика пада не является частью надстройки храма, но может быть на границе храма или просто символически представленной.
Пайсачика-пада, мануша-пада и девика-пада окружают Брахма-пада, что означает творческую энергию и служит местом расположения главного идола храма для даршана. Наконец, в самом центре Брахма пад находится Гарбхагруха ( Гарбха - Центр, gruha - дом; буквально центр дома) (Пространство Пуруши), обозначающее Универсальный Принцип, присутствующий во всем и во всех. [2] Шпиль индуистского храма, который называется Шикхара на севере Индии и Вимана на юге Индии, идеально расположен над Брахма падой (ами).
В индуистском храме есть Шихара (Вимана или шпиль), которая симметрично возвышается над центральным ядром храма. Эти шпили бывают разных дизайнов и форм, но все они имеют математическую точность и геометрическую символику. Одним из общих принципов шпилей индуистских храмов является тема кругов и поворотных квадратов (слева) и концентрический многослойный дизайн (справа), который перетекает от одного к другому, поднимаясь к небу. [2] [34]
Над васту-пуруша-мандалой простирается к небу высокая надстройка, называемая шикхара на севере Индии и вимана на юге Индии. [31] Иногда в импровизированных храмах надстройку можно заменить символическим бамбуком с несколькими листьями наверху. Купол или купол вертикального измерения выполнен в виде пирамиды, конической или другой горной формы, опять же с использованием принципа концентрических кругов и квадратов (см. Ниже). [2] Ученые, такие как Левандовски, утверждают, что эта форма была вдохновлена космической горой на горе Меру или гималайским Кайласом , обителью богов согласно древней мифологии. [26] : 69–72
В больших храмах внешние три пада визуально украшены резьбой, картинами или изображениями, призванными вдохновлять преданного. [2] В некоторых храмах эти изображения или настенные рельефы могут быть рассказами из индуистских эпосов, в других - ведическими сказками о добре и зле или добродетелях и пороках, в некоторых они могут быть идолами второстепенных или региональных божеств. Столбы, стены и потолки также обычно имеют богато украшенные резные фигурки или изображения четырех справедливых и необходимых занятий жизни - камы, артхи, дхармы и мокши. Эта прогулка называется прадакшиной . [31]
Исключения из принципа квадратной сетки
Подавляющее количество индуистских храмов демонстрируют принцип идеальной квадратной сетки. [38] Однако есть и исключения. Например, Тели ка Мандир в Гвалиоре , построенный в 8 веке нашей эры, не квадрат, а прямоугольник, состоящий из сложенных квадратов. Кроме того, храм исследует ряд построек и святынь в соотношениях 1: 1, 1: 2, 1: 3, 2: 5, 3: 5 и 4: 5. Эти соотношения являются точными, предполагая, что архитектор намеревался использовать эти гармонические соотношения, а узор прямоугольника не был ошибкой или произвольным приближением. Другие примеры неквадратных гармонических отношений можно найти в храме Наресар в Мадхья-Прадеше и в храме Накти-Мата недалеко от Джайпура, Раджастхан. Майкл Майстер утверждает, что эти исключения означают, что древние санскритские руководства по строительству храмов были руководящими принципами, а индуизм позволял своим мастерам гибкость в выражении и эстетическую независимость. [6]
Индуистский текст Стхапатья Веда описывает множество планов и стилей храмов, следующие из которых можно найти в другой производной литературе: Чатурасра (квадрат), Аштасра (восьмиугольник), Вритта (круг), Аятасра (прямоугольник), Аята Ашташра (прямоугольно-восьмиугольное слияние. ), Аята Вритта (эллиптическая), Хасти Пришта (апсидальная), Дваясра Врита (прямоугольное слияние); В тамильской литературе также встречается Прана Викара (в форме знака Тамильского Ом ). Способы объединения квадратов и кругов для создания всех этих планов описаны в индуистских текстах. [39]
Читайте также:
- Как и какие права нарушались в смутное время кратко
- Представители исторической школы права считают что право как язык
- Как оформить уголок в школьной столовой
- Успеваемость школьного обучения как психолого педагогическая проблема
- При каких условиях ток и напряжение в цепи переменного тока совпадают по фазе кратко