Представители исторической школы права считают что право как язык

Обновлено: 05.07.2024

Как положительную сторону анализируемой школы многие современные авторы отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения эволюции права, прежде всего его начальных этапов, собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права. Выступая своеобразным антиподом естественно-правовой концепции, историческая школа, тем не менее, отражает значительный историко-правовой опыт. Возникнув в эпоху переосмысления сущности права, который сопровождался сравнительно-правовым и историческим анализом правового материала, историческая школа в немецкой юриспруденции обратила внимание на смысл права, а не на букву закона.

Помимо анализа исторической эволюции права, данная правоведческая традиция рассматривала вопросы изучения права с формально-юридических позиций, акцентируя внимание на внешних условиях его выражения и развития. С этой позиции современный вид догматический метод юриспруденции приобрел именно благодаря идеям Ф.К. Савиньи и Г.Ф. Пухты [2, с. 51–55].

По мнению Г.Ф. Пухты, юридическая методология представляет собой открытую систему, способную к развитию и приспособлению к разным условиям.

Системная сторона права с учетом своеобразия сущности права и его истории становится важным вопросом в исследованиях Савиньи [3, с. 4, 13]. Тем самым сторонники исторической школы права внесли существенный вклад в разработку догматического метода в Германии XIX в., подчеркнув, с одной стороны, системность права, а с другой, – его действенность. Именно догматическое родство российской правовой системы с континентальной, прежде всего германской юридической традицией позволяет многим современным теоретикам аргументировано обосновывать ее типологическую принадлежность к романо-германской правовой семье. Отнесение российской национальной правовой системы к романо-германской правовой семье позволило воспринять идеи немецкой исторической юриспруденции и повлиять на формирование, в частности, отечественной цивилистики благодаря преемственности догмы континентального права.

Не менее важным вопросом, который находился в исследовательском поле сторонников исторической школы права, был процесс возникновении права. Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности государства подобно формированию духа народа и его языка. Отсюда вытекает, что деятельность законодателя вторична и предопределена конкретной эпохой и народным духом. Главным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установилось и существует в обществе. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа. Представители исторической школы в германской юриспруденции обратили внимание на такой важнейший принцип правообразовательного процесса, как национально-государственную специфику.

Подобный подход был характерен для юридического романтизма, которому в частности соответствовали положения, выдвинутые представителями исторической школы:

- историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;

Сравнительно-правовой анализ обеих доктрин позволил Н.Ю. Андрееву сделать следующие выводы.

1. Славянофилам были известны идеи немецкой исторической школы права, оказавшие на них (особенно на И.В. Киреевского) значительное влияние.

2. Сходство правовых доктрин исторической школы права и славянофилов прослеживается в подходе к правовому обычаю как выражению народных убеждений. Обычай и закон для обоих направлений представляют собой две формы права, имеют признаки нормативности и законности. И славянофилы, и последователи Ф.К. фон Савиньи испытали заметное влияние гегелевской философии.

Собственно исторический метод исследования права толковался данной школой весьма ограничительно. На основании изучения значительного массива

источников Н.А. Дзукенова пришла к выводу, что Савиньи констатировал, что главное его внимание направлено исключительно на научную и в особенности на историческую сторону права, причем здесь должен преобладать скорее исторический метод исследования, чем действительное изучение фактов. Весь правовой материал современности воспринимается Савиньи как данный через общую прошлую жизнь народа, поэтому право производно от внутренней сущности самой нации и ее истории. Особая задача состоит в том, чтобы этот с внутренней необходимостью данный материал очистить, обновить и сохранить. Это не означает восстановления отмерших правовых элементов, а дает возможность правильного понимания многих положений современного правового состояния, которые своими корнями уходят в прошлое. Признается значимость и самостоятельность любой эпохи, особо акцентируется внимание на тех жизненных нитях, которые связывают нынешнее состояние народа с его прошлым и без знания которых можно получить лишь внешнюю характеристику права настоящего. В целом историческая концепция Савиньи не представляет законченной целостной системы, она недостаточно последовательна, в ней присутствует даже некий мистический момент. Однако все ото не умаляет главного значения предложенной им идеи – о непрерывном, закономерном, исторически обусловленном развитии общественных процессов и явлений, в том числе и права [13, с. 77–78].

Таким образом, немецкая историческая школа права имела явно выраженную консервативную направленность. Она смогла акцентировать внимание на значимости историко-правового метода в исследовании правовых явлений и оказалась неспособной обосновать роль фактов, исторических источников, научной периодизации, методики исторического исследования в изучении права. Данные аспекты были развиты в трудах английской (Г. Мэн и его последователи) и российской историко-правовых школ (Б.Н. Чичерин, И. Д. Беляев, В.Н. Латкин, М.Ф. Владмирский-Буданов, П.Н. Мрочек-Дроздовский, В.И. Сергеевич, Н.А. Максимейко и др.). Историческая школа права обратила внимание российских правоведов на выявление исторических закономерной развития права, его действенности.

Список использованной литературы

1. Федотова, И. Суд биев как демократический институт отправления правосудия в казахском традиционном обществе // Вестник Челябинского государственного университета. – 2006. – № 3.

2. Берлявский, Л. Г., Шматова, Е. С. Формально-юридический метод в правовых исследованиях: современные подходы // Юридический мир. – 2012. – № 6.

3. Дьячек, Т. И. Правовое учение Георга Фридриха Пухты: догматический аспект : автореф. дисс. канд. юрид. наук. – СПб., 2009.

4. Новгородцев, П. И. Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба: Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном

развитии (1896) // Немецкая историческая школа права. – Челябинск, 2010.

5. Муромцев, С. А. Образование права по учениям немецкой юриспруденции (1886) // Немецкая историческая школа права. – Челябинск, 2010.

6. Кареев, Н. И. Два взгляда на процесс правообразования (1889) // Немецкая историческая школа права. – Челябинск, 2010.

7. Михайловский, И. В. Очерки философии права. – Томск, 1914. – Т. 1.

8. Андреев, Н. Ю. Анализ связи правовых доктрин славянофилов и немецкой исторической школы права // Вестник ВГУ: Серия право. – 2013. – № 2.

9. Овчинников, А. И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. – Ростов н/Д, 2002.

10. Гурвич, Г. Д. Философия и социология права. Избр. соч. – СПб., 2004.

11. Лапаева, В. В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: моногр. – М., 2012.

12. Покровский, И. А. Основные проблемы гражданского права. – М., 2003.

13. Дузкенова, Н. А. Историческая школа права // Политическая структура и общественная жизнь древнего Рима: Проблемы античной государственности / В. В. Дементьева (отв. ред.). – Ярославль, 1993.


Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Основные идеи названной доктрины:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.

Смотреть что такое ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА в других словарях:

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

научное направление в юриспруденции, возникшее в начале истекающего столетия в Германии, оказавшее огромное влияние на развитие правоведения нашего век. смотреть

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

одно из течений в науке права 1-й половины 19 в. Было особенно влиятельно в Германии. В отличие от доктрины естественного права (См. Естественн. смотреть

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

Историческая школа права — научное направление в юриспруденции, возникшее в начале истекающего столетия в Германии, оказавшее огромное влияние на развитие правоведения нашего века и до сих пор остающееся господствующим. Возникновение школы и основы ее учения. Под влиянием отчасти национального возбуждения, охватившего Германию после войны за освобождение, отчасти общего стремления к кодификации, характеризующего конец XVIII и первую четверть XIX века, и в Германии возникла мысль о создании гражданского уложения, которое объединило бы немецкий народ на почве одного национального права, уничтожило бы господство римского права и парализовало бы усиливавшееся влияние французского кодекса. В полемическом памфлете, написанном по поводу брошюры Тибо, главного защитника кодификации, Савиньи (см.) высказал ряд положений, направленных против воззрений Тибо, но благодаря своему общему характеру и новизне, получившим гораздо более широкое значение. Право, по учению Савиньи, — продукт не индивидуального разума и воли законодателя, а "народного духа", творческой деятельности целого народа в его единстве. Служа выражением "общенародного убеждения", оно растет и развивается органически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобно языку, а не создается в тот или другой момент жизни индивидуальным творчеством сознательной деятельностью отдельных личностей или их совокупности. Оно стоит в тесной связи со всей остальной культурой народа: его нравами, учреждениями, искусством и т. д., и развивается вместе с развитием последних. Перемены в одной сфере ведут к переменам в других, и лишь совокупный рост всех сторон жизни обеспечивает правильный юридический порядок. Источниками права поэтому является не закон и законодатель, а непосредственный выразитель народного сознания — обычай или наука, выступающая вместо обычая там, где по сложности жизни последний не поддается непосредственному наблюдению, где раскрытие "общенародного убеждения" требует специальных технических приемов. Эти последние состоят в изучении истории права, в которой проявляется деятельность "народного духа", и в особом методе разработки добытых положений, выработанном римскими юристами. Прежде чем приступать к изданию уложения, Германии необходимо создать науку, которая разработала бы право согласно с его существом и национальным характером; в противном случае законодательство даст лишь ряд произвольных положений и несовершенных юридических норм, которыми полны новые кодификации с французским кодексом включительно. Эти общефилософские взгляды Савиньи на образование права, практическая программа, им предложенная, и, наконец, обстоятельно развитая им методология и сделались основой учения И. школы права. К имени Савиньи и названному моменту приурочивается поэтому и ее возникновение. Значение школы и ее дальнейшая история определяются научными качествами каждого из трех основных положений учения Савиньи. Являясь реакцией против рационализма, господствовавшего в философии XVIII в. в области обществоведения (школа "естественного права"), И. школа права объясняется в особенности влиянием на развитие права исторически сложившегося быта. В противоположность идее законодательного произвола и внезапных переворотов в общественной жизни И. школа права выставила идею закономерности и непрерывности (постепенности) юридического развития. Не будучи новостью в литературе, так как основателями научного исторического обществоведения были Вико и Монтескье, имея предшественника и в Германии, в лице Гуго (см.), эта идея, однако, только через посредство Савиньи и его последователя, Пухты, сделалась тем бесспорным научным достоянием, каким является в настоящее время. Сила реакции была пропорциональна распространенности учений о естественном праве, не справлявшихся ни с прошлым нации, ни с общественными взглядами на реформы. Вместо необходимых поправок к учению философской школы историческая школа дошла до полного отрицания момента индивидуального творчества и роли личности как необходимых агентов в прогрессе общественной жизни. Это увлечение в другую сторону, это излишнее преклонение перед господствующей в мире силой вещей, эту теорию общественного детерминизма рассматривают теперь как излишнюю крайность; вместо неопределенного понятия "народного духа" как творческого фактора общественной жизни современная наука выставляет более наглядные и определенные исторические силы. Тем не менее, основная идея закономерности и исторического образования юридического строя признается и теперь основным положением юриспруденции и всегда подчеркивается в науке как заслуга И. школы права. Ценность других положений ее учения гораздо менее значительна. Практический вывод из учения, сделанный по отношению к изданию гражданского уложения, в действительности не вытекал из основной мысли учения и обусловлен был лишь его крайностями. Идея закономерности общественного развития отнюдь не исключает сознательного творчества в области права, поскольку оно является не произвольным вторжением в строй закономерных отношений, а их направлением в духе той же закономерности и приспособлением к целям прогресса. Целесообразное содействие новому, выделение его из-под обломков отжившего, иногда без нужды тормозящих его рост, нисколько не противоречит правильному развитию жизни. "История, несомненно, учит консерватизму, но истинный консерватизм — тот, который сохраняет старое не ради него самого, а лишь постольку, поскольку оно является условием будущего" (Иеринг). Вытекая, в сущности, из политических тенденций Савиньи [Савиньи боролся, прежде всего, с революционными идеями юриспруденции. В частности он опасался введения гражданского брака, равноправности евреев и т. д. (см. основанный Савиньи для проведения идей И. школы журнал "Zeitschrift f ü r geschichtliche Rechtswissenschaft", III, 20 сл.). Этими же идеями по преимуществу объясняется его недовольство Code civil.], а не из его основной посылки, эта часть учения и не получила развития у последующих представителей И. школы. Общегерманское гражданское уложение, правда, не было издано, но не по убеждению в правильности идей Савиньи, а по неподготовленности к единству самого германского народа, выразившейся, прежде всего, в отсутствии единства политического, без которого немыслимо единое законодательство, предполагающее единую власть. Идеи Савиньи не помешали жизненному росту партикулярных и нового имперского законодательств по всем отраслям права — росту, приводящему теперь, наконец, и к единому гражданскому кодексу, проект которого уже выработан. Будучи прусским министром, и сам Савиньи принимал деятельное участие в деле законодательства. Современная доктрина об источниках права (см.) отводит закону по меньшей мере равноправное значение с обычаем; большинство писателей стоит за его преобладающую роль. Нельзя отрицать важного влияния на развитие юриспруденции методологического учения Савиньи, но в этом влиянии далеко не все было плодотворно. Заслугой Савиньи и здесь является то, что соответствует исходному пункту его учения — идее закономерности и исторического развития права, т. е. требование изучения истории права, вызвавшее ряд трудов в этой отрасли знания. Понятие видоизменения права вследствие различного состава культуры на разных ступенях развития осталось чуждо И. школе. История была для нее только средством распознавания действующего права как проявления "народного духа", только пособием к догматике — а в большинстве исследований она не имела и этого значения. Совершенно справедлив упрек, сделанный Савиньи его противниками, представителями "философской школы" (см.), и до сих пор повторяемый даже его последователями — упрек в том, что его школа отвлекает юриста к занятию археологией, мелочными изысканиями в области истории, восстановлением фактов, не имеющих никакой цены, в ущерб практическим жизненным задачам, служить которым хотела школа. В ответ на этот упрек Савиньи не развил философского взгляда на историю; он ограничивался сперва замечанием, что без точного знания фактов история вообще невозможна, а в последующей деятельности нашел необходимым заменить историческое изучение источников права догматическим; в "System des heutigen rö mischen Rechts" история играет лишь служебную роль. Что касается второй части методологического учения Савиньи — приложения метода римских юристов к изучению источников германского права, — то сперва этот метод был предназначен играть лишь служебную роль — роль школы для выработки юристов; но под влиянием абсолютного значения, данного юридическим понятиям с целью обращения изучения права в "математику права" (Rechnen mit Begriffen) и основанного на неверном понимании приемов работы самих римских юристов, он повел не к лучшей обработке старого и развитию нового национального права, а лишь к утверждению господства римского права. Историческое изучение римского права только усиливало рецептивное отношение к его нормам, так как заставляло брать римское понятие не в абстрактном виде, а в национально-римском освещении. Отсюда новый, и опять совершенно справедливый, упрек германистов И. школе Савиньи и его ближайшим последователям — романистам — в том, что последние, давая такую роль римскому праву, впадают в противоречие со своим учением о праве как продукте "народного духа"; отсюда также горячая на первых порах борьба между двумя ветвями школы, выступившими было на дружную работу (Савиньи и Эйхгорн; см.). Правда, поиски германистами новой национальной системы германского права привели их к той же римской системе (см. Гербер), и борьба закончилась совместной работой "над двумя одинаково видными отраслями германского права: национальным и рецепированным римским"; но это не исправило недостатков самого метода. Ощущаемые все более и более, они во второй половине нынешнего столетия сделали необходимым преобразование И. школы, совершившееся и в практическом (догматическом), и в историческом изучении права. Рецентивное отношение к римскому праву заменилось продуктивным, программа которого заключалась не в том, чтобы восстанавливать историческим путем римские понятия, а в том, чтобы конструировать юридические понятия, общие римскому и другим правам, и искать в римском праве общего юридического элемента, отбрасывая национальный, местный и временный. Формулой этого направления сделалось "идти путем римского права вон из него" (durch das R ömische Recht über das Rö mische Recht hinaus) при помощи усовершенствованного метода Савиньи. Служебная роль истории уступила место самостоятельному изучению ее, с философской целью установления общих законов развития права. Найдя блестящего выразителя в Иеринге (см.), это преобразование привлекло на свою сторону большинство новейших германских юристов. Результаты работы и здесь, однако, не оправдали ожиданий: абстрактные юридические понятия, добытые "путем римского права", или оказались слишком общими и потому не подходящими к конкретной действительности, или неизбежно продолжали носить римскую окраску, не подходящую к современным жизненным отношениям. Продуктивное направление И. школы сделалось мало-помалу схоластическим направлением (Begriffsjurisprudenz) и вызвало реакцию со стороны того же Иеринга, пришедшего в конце концов к решительному отклонению метода Савиньи в приложении к современной жизни. Окончательно поколебать продуктивное направление в юриспруденции идеям Иеринга пока еще не удалось, хотя его замечания о недостатке направления разделяются многими; оно остается пока господствующим в германской юриспруденции. Что касается преобразования в изучении истории права (начато "Духом римского права" Иеринга), то его развитие привело к отвержению догматического метода Савиньи, показав, что юридические понятия — не постоянные величины, лишь раскрывающиеся в истории, а сами видоизменяются, растут и падают вместе с изменением жизни и культуры. Созданные под сильным влиянием Иеринга труды по истории германского права дали новую форму для примирения римского и германского права (см. соотв. статью). Успех историко-философского направления, сменившего историческую юриспруденцию Савиньи, кажется обеспеченным. Его роль усиливается развитием нового, сравнительно-исторического изучения права. Лучшими сторонами своей программы И. школа оказала большое влияние и на юриспруденцию других стран Европы. Реакция против крайностей рационализма была по достоинству оценена во Франции, юриспруденция которой постоянно пользуется лучшими историческими трудами представителей И. школы; зато недостатки догматического метода были сразу оценены здесь, и догматическая литература Германии прошла почти бесследно для Франции. В Италии и Pocсии, наоборот, отразились и дурные, и хорошие стороны учения Савиньи; у нас и до сих пор многие считают догматическое направление И. школы истинным выражением ее идей, несмотря на то, что довольно сильно развито у нас и новое иеринговское направление (см. Гражданское право, и Римское право). В Австрии развитие юриспруденции тождественно с германским, на Англию же И. школа не имела никакого идейного влияния, кроме доставления ученого материала, собранного в трудах И. школы; наоборот, английская школа историков права много содействовала успехам И. школы (влияние Гиббона на Гуго и Иеринга); новейшие историки права Англии, главным образом Мэн, содействуют и усилению историко-философского течения в науке права. Литература. Муромцев, "Образование права по учениям немецкой юриспруденции" (М., 1886); его же "Рецепция римского права на Западе" (М., 1886); Чичерин, "История полит. учений" (т. 4); Коркунов, "Очерки общей теории права" (1 892); Lerminier, "Introduction générale à l‘histoire du droit" (1853); "Die deutschen Universitä ten", herausg. v. Lexis (Б., 1893), отд. "R ö misches Recht" (v. Eck); Bergbohm, "Jurisprudenz und Rechtsphilosophie" (Лпц., 1892, I; здесь же указания на остальную литературу, которую также см. под сл. Савиньи, Пухта, Иеринг). В. Нечаев.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

направление в науке права, возникшее в Германии в нач. 19 в. в тесной связи с развитием реакционного дворянского романтизма. Будучи направлена против р. смотреть

В самом конце XVIII в. в Германии зародилось и в первой половине XIX в. сделалось весьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли. В центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос о том, как право возникает и какова его история.

Представители исторической школы права верно подметили одну из существенных слабостей естественно-правовой доктрины — умозрительную трактовку генезиса и бытия права. В свою очередь они попытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определенный объективный ход вещей. Этот ход, полагал Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в него, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.

Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права — медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых- правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем — общим убеждением народа.

Оперируя приведенными выше и схожими с ними аргументами, приверженцы исторической школы права выступали в защиту крепостничества, монархической государственности и партикуляризма изжившего себя феодального права. Они говорили о ненужности кодификации законодательства и иных подобных мероприятий в масштабах всей Германии. Вместе с тем они отвергали теорию договорного происхождения государства, не признавали права народа на революцию, отклоняли идею разделения властей и отрицали другие аналогичные политические лозунги той эпохи.

Консервативная по своим практически-политическим выводам, историческая школа права тем не менее пополнила социологическую и юридическую теорию плодотворными гипотезами, ценными наблюдениями методологического порядка. Во всяком случае, дальнейший прогресс научного знания в области права, имевший место в XIX в., трудно понять без учета деятельности этой школы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

97. Российская социологическая школа права

97. Российская социологическая школа права Социологический тип правопонимания сформировался во второй половине XIX в. Он предполагал, что право — социальное явление и существует независимо от государства (хотя часть правовых норм может санкционироваться государством),

§ 1. Класична школа кримінального права

§ 1. Класична школа кримінального права 1. Основні погляди представників цієї школи були спрямовані проти феодального кримінального права, жорстокості, широкого застосування смертної кари і катування, релігійної нетерпимості. Класики сформулювали гуманістичні ідеї

§ 2. Антропологічна школа кримінального права

§ 2. Антропологічна школа кримінального права 1. Антропологічна школа виникла на початку 70-х років ХІХ ст. До цього часу розвиток промисловості, збільшення міст, люмпенізація населення та деякі інші чинники призвели до значного зростання злочинності (особливо

§ 3. Соціологічна школа кримінального права

§ 3. Соціологічна школа кримінального права 1. Соціологічна школа виникла на початку 80-х років ХІХ ст. До цього часу ідеї антропологів встигли дискредитувати себе, злочинність зростала, особливо рецидивна, ширилася й юнацька злочинність. Розробки Кетле у сфері моральної

2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права

2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права Отечественная школа права выделяет различные причины возникновения Российского государства, периоды исторического развития и т. п. Она базируется на формационном подходе к развитию

4. Историческая школа права

4. Историческая школа права В самом конце XVIII в. в Германии зародилось и в первой половине XIX в. сделалось весьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли. В центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос о том, как право

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская школа частного права

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская школа частного права А. В. ACOCKOB, доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук В МГУ есть две отдельные кафедры — кафедра гражданского и арбитражного процесса, которая

Читайте также: