Успеваемость школьного обучения как психолого педагогическая проблема

Обновлено: 05.07.2024

Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости.

ВложениеРазмер
statya_2.docx 16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная успеваемость школьного обучения

как психолого-педагогическая проблема

Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости. Современный толковый словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют успеваемость по каждому учебному предмету, по циклу предметов, по классам или в школе целом. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер.

Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования, только тогда, могут быть выполнимы, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников, и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности: состояние организма, его развитие и психические: развитие мышления, памяти, внимания, воображения [4, с150].

Маркова А.В. выделяет следующую систему показателей успеваемости [5, с.15]:

- делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний

- стремиться к знаниям творческого характера, к самостоятельному их добыванию

- активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности

- стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.

Невыполнение совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении[3, с.234].

В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника[5]:

- не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;

- избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;

- не стремится получать новые знания теоретического характера;

- не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.

Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.

Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого, знания неуспевающих школьников имеют бессистемный, фрагментный характер[1, с.24].

Причины неуспеваемости ребенка в школе могут быть самые разнообразные. Одной из причин неуспеваемости младших школьников является неготовность к обучению, которая выражается в трех аспектах.

Первый аспект: личностная готовность, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности. Ребенок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.

Второй аспект: интеллектуальная готовность ребенка в школе. Этот аспект предполагает: аналитическое мышление, логическое запоминание, интерес к знаниям и процессу их получения, овладение разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов.

Третий аспект: социально – психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает: способность справляться с ролью школьника, умение подчиняться интересам и обычаям класса, развитие у детей потребности в общении с другими.

У неуспевающих школьников имеется яркое отличие от успевающих.

Таким образом, в основе школьной неуспеваемости младших школьников лежит комплекс причин: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с учителем, несформированнность мыслительных процессов, неготовность к обучению.

Читайте также: