Какие существуют виды технических регламентов порядок их разработки и принятия кратко

Обновлено: 28.06.2024

Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и определяет обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Является особым видом законодательства.

Технический регламент представляет собой комплекс обязательных к применению условий и требований, предъявляемых к техническим объектам или процессам, подлежащим стандартизации. К последним относятся проектирование и производство готовой продукции, а также ее реализация, монтажные, пуско-наладочные работы и эксплуатация, транспортирование, хранение и утилизация. Требования технических регламентов касаются обеспечения единства измерений, совместимости приборов и оборудования, а также безопасной их эксплуатации в части механической, электрической, пожарной, химической, радиационной безопасности и т. д. Технический регламент имеет силу закона, принимается в соответствии с международным договором РФ и ратифицируется согласно российского законодательства, федерального закона, либо по указу Президента РФ.

Цели принятия технических регламентов:

В соответствии с п.1 статьи 6 главы 2 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в строго определенных целях:

  • обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • для обеспечения энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в других целях не допускается.

Объектами технических регламентов являются:

  • продукция;
  • связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.


Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

  • способ установления требований, в свою очередь подразделяются на:
    • предписывающие;
    • основополагающие.


    Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований,сложность и длительность внесения изменений.

    В международной практике широкое применение нашел второй способ задания требований в технических регламентах – в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих. Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран – участников ЕС и АТЭС.

    Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.

    По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:

    • Общие (горизонтальные): технические регламенты разработанные на широкие группы продукции по вопросам обеспечения одного или нескольких видов безопасности. Иногда, имея в виду, что общие технические регламенты охватывают широкие группы продукции, их называют горизонтальными. Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и др.
    • Специальные (вертикальные): технические регламенты разрабатывают по отдельным видам продукции, для которых существуют специфические виды риска причинения вреда, превышающего степень риска, учтенной общим техническим регламентом. Вертикальные регламенты регулируют, к примеру, некоторые виды испытаний новой техники, организацию поисково-спасательных работ, мероприятий по ликвидации ЧС и т.д.
    • Макроотраслевые: технические регламенты связывающие общие и специальные технические регламенты. В качестве примера можно привести существующий регламент, направленный на обеспечении безопасности низковольтного оборудования. В категорию низковольтного оборудования входит бытовая техника, промышленная электроника, практически все металло и деревообрабатывающие станки и многая другая продукция, выпускаемая предприятиями различной отраслевой принадлежности. Тем не менее, для многих видов данных изделий характерно наличие единого признака – поражающего фактора в виде опасного для жизни и здоровья эл.напряжения, обуславливающего повышенный риск в процессе эксплуатации. Таким образом, часть подобной продукции одновременно подпадает под действие как общих, так и специальных регламентов. Здесь и оказывается необходимой их взаимосвязь, для которой предназначен упомянутый макроотраслевой регламент.

    Технические регламенты предоставляют лучшие технические решения для проектирования, производства и реализации безопасной, качественной и энергоэффективной продукции и служат реальным инструментом, влияющим на улучшение качества жизни населения.
    В соответствии с действующими на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) нормативно-правовыми актами, в странах Союза активно идет процесс принятия единых требований и правил доступа различных видов продукции на общий рынок стран ЕАЭС, которые устанавливаются техническими регламентами стран ЕАЭС.

    Технические регламенты ЕАЭС (ТР ЕАЭС) содержат четкие правила работы для производителей и поставщиков продукции, направлены на защиту интересов потребителей и призваны заменить собой все множество документов стандартизации в сфере оценки соответствия продукции определенным требования. Целью технических регламентов является защита интересов потребителей и определение правил работы производителей. Следует подчеркнуть, что ТР ЕАЭС формулируют не только требования к безопасности, качеству и энергоэффективности продукци, но также определяют порядок оценки соответвия продукции саомму регламенту.

    В Российской Федерации действуют общие и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации и другим ОТР определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.

    Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых ОТР. Они принимаются по вопросам, связанным с обеспечением всех видов безопасности (эксплуатации зданий, машин, оборудования; пожарной; ядерной и пр.).

    Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным ОТР, в отношении которых требования общих технических регламентов либо не обеспечиваются, либо степень риска причинения вреда выше степени риска, учтенного общим техническим регламентом.

    Разработчиком технического регламента может быть любое лицо (физическое или юридическое).

    В законе "О техническом регулировании" оговорен порядок принятия технического регламента.

    Уведомление о разработке проекта технического регламента публикуется в печати. Оно содержит указания к какому ОТР устанавливаются требования технического регламента и его цели, обосновывается необходимость и указываются его отличия от действующих регламентов, отечественных или международных стандартов.

    С учетом полученных замечаний заинтересованных лиц разработчик организует и проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень замечаний. Этот перечень вместе с текстом технического регламента и финансово-экономическим обоснованием прикладывается к проекту федерального закона о введении регламента и вносится в Государственную Думу. Государственная Дума направляет комплект документов на отзыв в правительство РФ. Правительство в течение месяца должно дать отзыв, подготовленный экспертной комиссией, после чего в случае положительного отзыва проект федерального закона принимается в Государственной Думе в первом чтении.

    Принятие закона - это публичный и длительный процесс. В исключительных случаях, если есть непосредственная угроза жизни или здоровью или необходимость обеспечения безопасности продукции или других объектов ОТР, президент РФ вправе издать технический регламент без публичного обсуждения.

    Технический регламент вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

    Прежде чем начать подготовку технического регламента, разработчики в соответствии с Р 50.1.044-2003, должны проверить ряд ключевых вопросов, в том числе:
    - существуют ли альтернативы техническому регламенту, не требующие для решения проблемы вмешательства правительства, например использование общего законодательства, добровольные стандарты, экономические инструменты (налоги, продажа прав собственности), законы о страховании и ответственности и др.;
    - обеспечивает ли введение технического регламента минимум затрат либо максимум выгод для общества по сравнению с альтернативными решениями;
    - ориентирован ли технический регламент в большей степени на результат, который необходимо достигнуть, чем на средства его достижения, т.е. на требования к конечной продукции, а не на процессы и процедуры, являющиеся средствами достижения цели. Требования к конечной продукции обеспечивают как гибкость, так и предсказуемость результатов, давая фирмам возможность стимулировать затраты на обеспечение соответствия и инновации для достижения конечного результата путем развития новых технологий;
    - совместим ли предлагаемый технический регламент с международными обязательствами и международными стандартами (например, ИСО; Европейской Экономической Комиссии ООН - ЕЭК ООН; Европейской Комиссии по Стандартизации - ЕКС; Международной Электротехнической Комиссии - МЭК и др.), если нет, то почему.

    При проведении подобного анализа разработчики должны иметь в виду, что технический регламент должен обеспечивать минимизацию торговых барьеров и не применяться с целью создания неоправданных препятствий для международной торговли.

    Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной Торговой Организации (ВТО) признают важность стандартов на продукцию, утверждая, что "во всех случаях, когда это возможно, участники Соглашения должны разрабатывать технические регламенты, базируясь на требованиях к продукции в части ее конечного исполнения, нежели конструкторских и описательных характеристик". Соглашения по ТБТ ВТО констатируют, что участники Соглашения должны использовать международные стандарты в качестве основы для технических регламентов.

    Технические регламенты в существенной степени основываются на стандартах.

    МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 21 июля 2017 года N 2380

    О Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов

    В целях повышения эффективности работы по реализации главы 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части применения единых правил при разработке проектов технических регламентов

    1. Рекомендовать разработчикам проектов технических регламентов, а также органам и организациям, принимающим участие в организации разработки проектов технических регламентов, при разработке, подготовке к внесению проектов технических регламентов руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов согласно приложению к настоящему приказу.

    3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Никитина Г.С.

    Приложение

    к приказу Минпромторга России

    от 21 июля 2017 года N 2380

    Методические рекомендации по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов

    I. Общие положения

    1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации главы 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон).

    2. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер и могут быть использованы органами государственной власти, организациями и иными лицами, являющимися разработчиками проектов технических регламентов (далее - ТР) и проектов о внесении изменений в ТР.

    3. Целями настоящих Методических рекомендаций являются:

    оказание помощи разработчикам проектов ТР, а также органам и организациям, принимающим участие в организации разработки проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР;

    обеспечение применения единых правил установления в ТР обязательных требований к продукции или и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и их изложения в проекте ТР и проекте о внесении изменений в ТР.

    4. Настоящие Методические рекомендации разработаны в отношении проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР, принимаемых в форме указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии со статьями 9, 9.1, 10 Закона.

    II. Разработка, принятие, изменение технических регламентов

    5. Порядок разработки, принятия, изменения ТР устанавливается статьями 9, 9.1, 10 Закона.

    6. Разработка проекта ТР и проекта о внесении изменений в ТР осуществляется в два этапа:

    этап научно-методический, в рамках которого точно определяется предметная область будущего проекта, идентифицируется полный состав объектов технического регулирования (далее - ОТР), в нее входящих, и разрабатывается и обосновывается полный объем научно-технических и юридико-технических требований, которые и определяют содержание проекта.

    Научно-методическая деятельность представляет собой комплекс научных исследований и анализа информации, ориентированный на составление и обоснование (в том числе и финансово-экономическое) содержания ТР. Эта работа выполняется в два этапа. Результатом первого этапа является проект ТР и первичный пакет сопроводительных документов к нему. Результатом второго этапа является проект ТР, доработанный по результатам прошедших публичных обсуждений, и пакет сопроводительных документов, состав которого зависит от вида документа (указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации), которым принимается ТР. На втором этапе проекту ТР окончательно придается юридическая форма в соответствии с правилами юридической техники;

    Организационный этап, когда разработчик выполняет все действия, предусмотренные порядком разработки, принятия, изменения ТР согласно статьям 9, 9.1 и 10 Закона.

    Организационная деятельность заключается в выполнении всех процессов и процедур, установленных Законом и связанных с проведением публичных обсуждений проекта ТР и проекта о внесении изменений в ТР (опубликование уведомления о начале разработки ТР, доработка проекта ТР с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проведение публичного обсуждения проекта ТР, составление перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта ТР, экспертиза проекта ТР в экспертной комиссии по техническому регулированию).

    7. До вступления в силу ТР, принятого международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ТР может быть принят указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с положениями Закона.

    для ТР, принимаемых в форме указа Президента Российской Федерации основанием для разработки является возникновение обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции или связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта;

    для ТР, принимаемых в форме нормативного правового акта (приказа) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    8. Разработка проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР осуществляется на основе обоснования необходимости их принятия. Обоснование необходимости принятия проекта ТР осуществляется на основе анализа действующего законодательства о техническом регулировании и нормативных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

    9. В качестве основы для разработки проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР применяются полностью или частично:

    международные стандарты, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 Закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей;

    национальные стандарты Российской Федерации.

    III. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента

    10. Необходимость разработки проекта ТР, проекта о внесении изменений в ТР основана на следующих факторах.

    10.1. Необходимо, чтобы ТР имел собственный предмет регулирования. Незначительный объем предлагаемых новых правовых норм, а также значительное количество норм, дублирующих, дополняющих или изменяющих нормативные правовые акты, могут свидетельствовать об отсутствии у предлагаемого к разработке ТР собственного предмета регулирования и необходимости его разработки и принятия. Соответственно, в обосновании достаточно точно определяется круг ОТР, включаемых в данный ТР.

    10.2. В обосновании содержатся положения, свидетельствующие о соответствии сферы применения ТР сфере технического регулирования.

    10.3. Цели принятия ТР соответствуют целям, определенным статьей 6 Закона.

    10.4. В обосновании также указывается каким образом новый ТР способствует повышению уровня развития экономики, развития материально-технической базы, а также уровня научно-технического развития.

    10.5. В обосновании учитываются результаты проведенных исследований состояния и ситуации в отношении предполагаемого ОТР, включая анализ международного опыта, а также свидетельствовать о последствиях принятия данного ТР (социальных, экономических и иных), в том числе следует привести данные о том, какие виды деятельности будут затронуты данным ТР и как они повлияют на экономику страны.

    10.6. В обосновании также указываются специальные требования к продукции, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в Законе.

    10.7. Важным моментом в обосновании является указание требований проекта, отличающихся от положений международных документов в сфере технического регулирования, международных и региональных стандартов.

    10.8. С учетом уровня принятия и действия ТР имеют место и некоторые дополнительные обоснования. Так, требуется обосновать, почему будет разработан ТР Российской Федерации, а не ТР Евразийского экономического союза, в каком соотношении с уже принятыми ТР находится предполагаемый проект ТР, отсутствие противоречий с действующими нормами.

    10.9. Определяются в том числе цели и предмет правового регулирования, круг ОТР, круг лиц, на которых распространяется действие проекта ТР, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся, общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере нормативных правовых актов Российской Федерации, Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации. При этом указываются пробелы и противоречия, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования содержит анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и иных исследований. Также показываются социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего ТР.

    10.10. Обязательным условием обоснования является информация о соответствии проекта ТР положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Также указываются те требования, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта ТР.

    IV. Определение объектов технического регулирования

    11. ОТР являются:

    продукция. Требования к параметрам продукции формулируются для всех стадий ее жизненного цикла;

    связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данные процессы представляют собой технологические процессы, характеризующие жизненный цикл продукции.

    Работы и услуги не являются ОТР и в силу статьи 1 Закона, к ним не устанавливаются требования безопасности ТР. Требования к процессам устанавливаются только в той мере, в которой они обеспечивают безопасность продукции.

    12. Сфера действия ТР определяется ОТР, которые в нем перечислены. Вследствие этого работу над проектом следует начинать с определения вида и состава ОТР.

    Закон не содержит ограничений по размеру и составу перечня ОТР, в отношении которых устанавливаются обязательные требования в ТР.

    Разработчик проекта ТР может установить в ТР требования к нескольким ОТР, в том числе, различающимися типами и функциональным назначением.

    Вместе с тем при определении сферы действия ТР следует исходить из установления обязательных требований в одном ТР в отношении однородных ОТР, что упрощает как разработку, принятие, так и применение ТР.

    В случае установления обязательных требований в ТР в отношении ОТР, различающихся типами и функциональным назначением, необходимо их дополнительное обоснование, как-то:

    наличие взаимосвязанного функционального назначения;

    наличие единого субъекта, выполняющего обязательные требования к ОТР;

    использование ОТР в едином технологическом процессе.

    13. Проект ТР содержит исчерпывающий перечень ОТР, подпадающих под его действие, и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения ТР.

    14. В целях однозначной идентификации ОТР следует использовать следующие способы:

    приведение перечня ОТР с указанием собственного наименования. Данный перечень может быть приведен как в общем разделе ТР, так и в приложении к нему, в случае его значительного объема;

    указание критериев отнесения ОТР к сфере применения ТР;

    указание идентификационных признаков (таких как потребительские свойства, величины измерений продукции, физические и химические параметры, назначение продукции, характеристика конструкции)

    При использовании перечня свойств в качестве идентификационного признака необходимо, чтобы каждое свойство сопровождалось указанием соответствующих физических величин и методов их измерения.

    15. Указанные способы идентификации ОТР могут комбинироваться между собой.

    16. Не следует применять метод ссылки на общероссийские и иные классификаторы при определении ОТР, поскольку при внесении в них изменений придется вносить изменение и в ТР.

    Такие классификационные системы могут быть учтены при формировании перечня ОТР.

    V. Описание опасностей ОТР

    17. Для оценки опасностей ОТР рекомендуется придерживаться определенных принципов их описания.

    При описании опасностей в ТР могут учитываться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан: несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов.

    В целях реализации принципа соответствия технического регулирования уровню экономического развития и уровню научно-технического развития при описании опасностей следует провести сравнительный анализ:

    перспективности выпуска продукции;

    наличия надежных в метрологическом аспекте методов определения характеристик и необходимых апробированных методов расчета.

    При описании опасностей необходимо формулировать минимальные и необходимые требования и по возможности избегать включения в описание готовых технических решений, поскольку таковые могут ограничивать инновационные процессы.

    Технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

    Технические регламенты принимаются в следующихцелях:

    1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

    3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

    Четкое установление целей технических регламентов важно и в связи с тем, что со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании и до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования, установленные ранее нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей приведенным целям.

    Основное содержание технических регламентов связано с установлениемминимально необходимых требований, обеспечивающих: безопасность ,( пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную, радиационную) единство измерений

    При этом требования технических регламентов не должны препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения установленных для их принятия целей.

    Закон о техническом регулировании устанавливаетправила формирования содержания технических регламентов. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического регулирования и правила идентификации объектов, в отношении которых устанавливаются его требования.

    Содержащиеся в техническом регламенте обязательные требования к объектам технического регулирования, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ.

    Общие требования технических регламентов применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации; видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц.

    Законодательством предусмотрено принятиетехнических регламентов двух видов:

    1) общие технические регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, пере возки, реализации и утилизации;

    2) специальные технические регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов объектов технического регулирования. Они принимаются только в тех случаях, когда с помощью общих регламентов не могут быть достигнуты определенные для технических регламентов цели.

    В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут применяться международные и (или) национальные стандарты.

    По общему правилу технический регламент принимается федеральным законом. Из этого правилаЗакон о техническом регулировании предусматривает исключения:

    а) технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ;

    б) до вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте;

    в) в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.




    Принимаемый федеральным законом или постановлением Пра вительства РФ, технический регламент вступает в силу не ранее чем через шесть месяцевсо дня его официального опубликования.

    СТАНДАРТИЗАЦИЯ

    Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

    Цели стандартизации

    1)повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества,

    2) обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов,

    3) содействие соблюдению требований технических регламентов;

    4) создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

    Технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

    Технические регламенты принимаются в следующихцелях:

    1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

    3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

    Четкое установление целей технических регламентов важно и в связи с тем, что со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании и до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования, установленные ранее нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей приведенным целям.

    Основное содержание технических регламентов связано с установлениемминимально необходимых требований, обеспечивающих: безопасность ,( пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную, радиационную) единство измерений

    При этом требования технических регламентов не должны препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения установленных для их принятия целей.

    Закон о техническом регулировании устанавливаетправила формирования содержания технических регламентов. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического регулирования и правила идентификации объектов, в отношении которых устанавливаются его требования.

    Содержащиеся в техническом регламенте обязательные требования к объектам технического регулирования, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ.

    Общие требования технических регламентов применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации; видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц.

    Законодательством предусмотрено принятиетехнических регламентов двух видов:

    1) общие технические регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, пере возки, реализации и утилизации;

    2) специальные технические регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов объектов технического регулирования. Они принимаются только в тех случаях, когда с помощью общих регламентов не могут быть достигнуты определенные для технических регламентов цели.

    В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут применяться международные и (или) национальные стандарты.

    По общему правилу технический регламент принимается федеральным законом. Из этого правилаЗакон о техническом регулировании предусматривает исключения:

    а) технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ;

    б) до вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте;

    в) в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

    Принимаемый федеральным законом или постановлением Пра вительства РФ, технический регламент вступает в силу не ранее чем через шесть месяцевсо дня его официального опубликования.

    СТАНДАРТИЗАЦИЯ

    Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

    Цели стандартизации

    1)повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества,

    2) обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов,

    3) содействие соблюдению требований технических регламентов;

    4) создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

    Читайте также: