Школьная образовательная практика и педагогическая наука

Обновлено: 30.06.2024

Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, которые придают практической педагогической деятельности законосообразный характер.

Педагогическая практика служит объектом научного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов.

Сравнительный анализ научной и практической педагогической деятельности

Параметр сравнения Научная педагогическая деятельность Практическая педагогическая деятельность
Цель Получить новое знание об образовании и о педагогическом процессе – его характеристиках, закономерностях, способах организации Создать условия для освоения подрастающими поколениями социокультурного опыта, для становления человека субъектом собственной жизни и деятельности, для стимулирования саморазвития ученика (воспитанника)
Объект Образовательный (педагогический процесс) Ученик (воспитанник)
Средства Методы научно-педагогического познания (теоретические и эмпирические) Методы, организационные формы, приемы, технологии обучения и воспитания
Результат Новые знания об усовершенствовании педагогического процесса Становление человека субъектом собственной жизни и деятельности

Ретроспектива взглядов педагогов прошлого:

На протяжении столетий педагогики – теоретики и практики ведут спор о том, является ли педагогики наукой или искусством.

Педагогика – это наука, так как она имеет:

1.Свой предмет – целостный педагогический процесс, составляющими которого являются обучение и воспитание.

2.Обширную информацию о нем, свидетельством чего является система педагогических наук, понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематизированности имеющейся информации.

3.Описание закономерностей, характеризующих целостный педагогический процесс и отраженный в структурировании педагогических знаний.

4.Неотъемлемой частью педагогики является педагогическое прогнозирование, что невозможно без исследований педагогических проблем, имеющих свою логику, методы и методику.

Заключение

Педагогика должны сформировать структуру личности, которая понимает эти правила. Такой подход подразумевает не отказ от развития научных взглядов, а их последовательное движение к целостности. Только благодаря пониманию норм и правил игры природы человек может действительно стать свободным и сознательным. А это открывает пути к формированию нового целостного мышления.

Современная педагогика активно осмысливает такие педагогические понятия, как “мир жизни”, “смысл бытия”, “личный выбор”, “встреча”, “педагогическая атмосфера”, “пространство”, “время”, и др. Отказ от жесткой нормативности, одномерности, строго заданной детерминации позволяет по-новому осмыслить, развернуть педагогическое явление, найти адекватные требованиям современного времени и особенностям детско-юношеского сообщества формы образования и развития.

Педагогика конца ХХ в. концентрирует свое внимание на высококачественном образовании и воспитании подрастающего поколения, своевременном выявлении и умножении природно-генетических задатков, рано проявившейся одаренности, чтобы затем “вписать” развивающийся талант в функционально-действующий социальный институт. Поэтому для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. Интенсификация образования и формирование личностных качеств все больше сливается с насущной общечеловеческой потребностью – гуманистической социализацией личности. В педагогике акцент переносится с культурно-образовательной модели, в которой доминирует усвоение систематизированных основ наук, на социо- и культурообразующую роль образования и воспитания. Совершенствование образовательной системы, расширение сферы социальной педагогики сопровождается “отказом от авторитарной педагогики и выдвижением на первый план личности ученика, удовлетворением его запросов, развитием его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований”.

Применительно к современной социальной ситуации в России и других странах СНГ в разряд первоочередных задач выдвигается создание необходимых, наиболее благоприятных условий для самореализации, саморазвития конкретной личности, активизации – всеми имеющимися у общества средствами – интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и прочих направлений развития личности.

На прошедшей в октябре 2001 года в Институте теории образования и педагогики РАО конференции “Педагогическая наука и ее методология в контексте современности” заместитель министра образования РФ В.А. Болотов рассказал о программе модернизации, подчеркнув особое значение Закона РФ "Об образовании", закрепившего правовой статус демократического переустройства образовательной сферы. В связи с дальнейшим движением в этом направлении появляются новые, достаточно острые проблемы. Поэтому необходим системный и концептуальный пересмотр содержания образования, которое во многом устарело, перегружено, оторвано от сегодняшней жизни. Образование не только должно обеспечивать выпускника определенной суммой знаний, но и развивать личность, познавательные и созидательные способности, а главное - воспитывать. Недостаточно эффективно профессиональное образование, порой не согласующееся с реальными и перспективными потребностями страны в кадрах. Необходимо обеспечить конституционные гарантии бесплатного общего образования.

Центральная задача модернизации образования заключается в том, чтобы повысить его современное качество, выстроить эффективную образовательную систему с действенной экономикой и управлением, которые будут отвечать запросам жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Таким образом, комплексная, глубокая модернизация образования и обязательное требование ко всей политике России на современном этапе, ее главное стратегическое направление.

Академик РАО В.В. Краевский, участник всех сессий методологического семинара прошлых лет, вспомнил о людях, стоявших у его истоков, говорил о проблемах, которые на нем обсуждались. Они и по сей день не утратили актуальности, когда необходимость методологического анализа происходящего в сфере образования и в его научном обосновании проявилась с особой ясностью. При этом стала ощутимой потребность в новом осмыслении и укреплении самой методологии.

Литература

1 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогичес­ких исследований: Дидактический аспект. М., 1982.

2 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов- CПб.:Питер, 2000.

3 Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.

4 Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педа­гогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.

5 Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие – М.:ИД Форум,1998.

6 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М.: Просвещение, 1982

7 Лихачев Б. Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики /Пе­дагогика. 1997. № 6.

8 Лихачев Б. Т. Экология детства: прежде и теперь // Развитие личности. 1997. № 1

9 Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.

10 Шабаева М.Ф. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов - М.:Просвещение.1981.

11 Шаталов В. Ф. Точка опоры. — М.: Педагогика, 1986 г.

12 Шевченко С. Д. Научить всех — научить каждого. — М.: Педагогика, 1989 г.

13 Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М.: Финансы и статистика, 1992 г. — 240 с.

14 Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994 г.

15 Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998 г. — 250 с.

16.Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 1991.

Одна из важных проблем, требующих разрешения при освоении педагогических знаний, – осмысление соотношения педагогической науки и практики. Это особенно важно в связи со значительным расширением в современных условиях областей проявлений педагогической практики, явным усилением педагогизации (проявления, учета и реализации педагогических аспектов) различных сфер человеческой деятельности и общения.

Полное и систематическое изложение теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство…

Более конкретно затронутая проблема находит выражение в соотношении педагогического искусства и теоретических знаний в воспитании. Анализируя данный аспект, К. Д. Ушинский (1824–1870) отмечал:

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким… Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умение, то есть навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.

Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека.

В ХХ в. педагогика уже не соглашалась с почетным местом в ряду искусств. Миллионы педагогов успешно решали проблемы воспитания, обучения, все больше опираясь не на полет фантазии, а на научные разработки и рационально обоснованные технологии.

На необходимость умений, таланта и теоретических знаний для практической воспитательной деятельности указывал выдающийся отечественный педагог П. П. Блонский (1884–1941). Он утверждал:

Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика.

Такой же точки зрения придерживался и А. С. Макаренко (1888– 1939). Он считал, что в основе педагогического мастерства лежит глубокое овладение теоретическими знаниями, вдумчивое и старательное отношение к делу воспитания и творческое усвоение лучших образцов воспитательной деятельности.

Сегодня уже не подвергается сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения с практикой. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения педагогов: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением теории, в другом – успех приносят высокое личное мастерство педагога, искусство педагогического воздействия и взаимодействия, чутье и интуиция. Не всегда есть согласованность между педагогической теорией и практикой. Следует учитывать и то, что развитие педагогики автоматически не обеспечивает качество воспитания и обучения. Необходимо, чтобы теория преобразовывалась в соответствующие технологии.

Необходимо отметить, что в настоящее время педагогика быстро прогрессирует. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего именно в разработке новых технологий обучения, в частности информационных.

Существует еще одна проблема, связанная с научным статусом педагогики. Многие теоретики, следуя принципам классификации наук, предложенной немецкими философами Виндельбандом (1848–1915) и Риккертом (1863–1936), относят педагогику к так называемым нормативным наукам. Это объясняется содержанием знания в педагогике. До сих пор многие педагогические закономерности выражают самые общие тенденции развития педагогических явлений. Например, закономерность, отражающая зависимость развития личности от социальной среды, является многофакторной, а в силу этого и неоднозначно трактуемой различными педагогическими школами. Так, социогенное направление абсолютизирует роль социальной среды в развитии личности. Один из ярких представителей данного понимания, основатель бихевиоризма Джон Уотсон (1878–1958) писал:

Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков.

Представители же биогенного направления в педагогике, напротив, приоритет в развитии личности отдают не социальной среде, а наследственности.

В отличие от приведенных крайних позиций отечественная педагогика обосновывает диалектическое единство социальной среды и генетических, природных данных личности в процессе ее развития, причем такое диалектическое единство в процессе воспитания конкретного человека будет иметь свои пропорции.

Поливариантность и неоднозначность выводов педагогики часто вынуждают ее устанавливать конкретные нормы взаимодействия субъектов и объектов воспитания, которые не всегда обеспечиваются научной поддержкой.

В целом следует признать, что педагогика как сложное социальное явление выступает в единстве двух статусов – как наука и практика обучения и воспитания. Второй ее статус может находить конкретное проявление в нормативной науке или в форме искусства.

Педагогическая практика в современных условиях значительно расширяется и проявляется в таких формах, как ученичество, воспитание, перевоспитание, общее образование, дополнительное образование, профессионально-техническое образование, профессиональное образование, производственное и внутрифирменное обучение, военная подготовка, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, непрерывное образование, образование взрослых, просветительская и социально-культурная деятельность.

Педагогические аспекты (компоненты) присутствуют в социальной работе, в пропаганде, агитации, рекламе, психологической работе, управлении на всех его уровнях и, по большому счету, в деятельности широкого круга современных специалистов, прежде всего связанных с общением, взаимодействием, подготовкой и организацией деятельности других людей.

Рассматривая педагогику как науку и практику, следует учитывать ее связь с так называемой народной педагогикой, или этнопедагогикой.

Этнопедагогика представляет собой своеобразный свод правил и нормативов, стихийно сложившихся в течение длительного периода истории в тех или иных геополитических и социально-экономических условиях, той или иной социальной общности.

Она тесно связана с историей народов, их культурой, ценностями и идеалами и отражает богатейший опыт сосуществования поколений, их традиции и преемственность. Народная педагогика первична для каждого человека. Она находит применение в любой семье. Наши предки выхаживали, растили, учили и воспитывали детей, не обладая знаниями педагогической науки в собственном смысле слова.

Многие добродетели, в том числе трудолюбие, гостеприимство, любовь к природе, взаимопомощь, уважение старших, забота о детях, давно вошли в содержание общечеловеческих ценностей. При этом следует иметь в виду, что в этнопедагогике представлены и отрицательные традиции. К ним можно отнести кровную месть, унижение человеческого достоинства определенных категорий людей.

В целом этнопедагогика остается не только хранительницей мудрости, частью культуры народа, выражением его самосознания, но и важнейшим источником педагогической науки и практики. Многие этнопедагогические проблемы требуют специального исследования, чтобы понять логику и социальные механизмы передаваемой мудрости, применение которых в современной педагогической практике весьма актуально.

Таким образом, освоение педагогических знаний связано с усвоением общих основ педагогики, ее отраслей и понятий, которые указывают на определенный класс близких по сущности явлений и составляют предмет данной науки.

Как ни глубоко постигают отдельные аспекты развития и формирования личности различные науки о человеке, ни одна из них всесторонне не раскрывает сущности и закономерностей воспитания, обучения, образования в целом, в единстве теоретических и методических основ. Эту сложнейшую проблему решает педагогика и переводит ее в область практического осуществления. Творческое применение в педагогике идей других наук имеет особенно большое значение в настоящее время.

Одним из направлений работы педагогического коллектива по изменению позиции учащихся в образовательном процессе является разработка и реализация системы учебных практик.

Учебная практика - специально организованная деятельность, направленная на формирование компетентностей.

1. Информационная компетенция.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.

2. Коммуникативная компетенция.

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

3. Общекультурная компетенция.

Направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности. Коммуникативная культура личности предполагает сформированность определенных социальных установок.

4. Учебно-познавательная компетенция.

Включает совокупность умений в сфере познавательной деятельности

О критериях социализации. В процессе социализации решаются две группы задач:

Критериями, которые свидетельствуют о социализации ребенка, являются

Социальная практика - это организованный процесс освоения учащимися школы технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях.

Целесообразной считается классификация факторов по механизму их влияния на ребенка в процессе социализации по двум группам:

  • факторы прямого влияния (относятся семья, школа, детская организация, компания сверстников и Т.Д.) и
  • факторы непрямого влияния (планета, государство, система образования, юстиция, культура и др.)

Выделены три сферы, в которых происходит процесс становления индивида: деятельность, общение, самопознание.

В деятельностиребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

Общениекак сфера социализации ребенка неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов ребенка с другими людьми.

Ход педагогического совета

  1. Аукцион педагогических находок.
  2. Научно-методический совет.
  3. Заседание педагогического совета

Цель: Привлечение внимания учителей к активным способам организации учебного процесса.

Задачи :

  • Мотивировать учителей к использованию проектной и исследовательской работы в организации учебного процесса.
  • Презентация педагогических находок совместной деятельности учителя и учащихся в учебном процессе.

I. Аукцион педагогических находок.

Подготовительная работа:

  1. Совещание руководителей ШМО.
  2. Согласование плана проведения аукциона педагогических находок.

Участники: администрация, руководители ШМО, учителя школы, приглашённые учащиеся.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Лот № 1 Исследовательские работы и социальные проекты (3-6 кл).

5. Выступления учащихся

  • Моя родословная (3а) (рук. Иванова Е.В.)
  • Условия прорастания семян (3б) (рук. Мартынова Н.А)
  • Здравствуй, английский (4а) ( рук. Гоголева Н.В.)
  • Этот симметричный мир ( 5 а) (рук. Невоструева Л.А.)
  • Проблемы энергосбережения (6а) (рук. Несмащнева Т.М.)

2. Рефлексия ( для педагогов).

Результат : примерные темы учебных практик для учащихся.

Лот №2 Учебные проекты

6. Выступления учащихся

  • Проблемы подростков в семье (английский язык, 10кл) –. Рук. Тенсина В.В
  • Применение ИКТ в создании учебного проекта ( русский язык, 10кл) –Рук. Пак Т.А.
  • История времени (физика,10кл ) – Рук. Чупин В.Д.
  • Панк-рок (английский язы,10а) – Рук. Оглезнева И.В.
  • Джинс + кожа = стильная штучка (технология, 9 кл) – Рук. Ягофарова Е.А.,

2. Рефлексия (для педагогов).

Результат : Примерный список тем учебных проектов по всем предметам.

Лот № 3 Социальные проекты.

Рефлексия (для педагогов).

Примерный список тем социальных проектов по всем предметам.

Лот №4 Исследовательские работы (9-11кл).

  1. Задача об упаковках (рук. Беркутова Т.В.)
  2. Гидрологические исследования реки Сайгатки (рук. Несмащнева Т.М.)

Рефлексия( для педагогов).

II. Научно-методический совет.

Педагогические проекты.

  1. Проект «Модель универсального класса на III ступени обучения. (Беркутова Т.В.- зам. директора по НМР)
  2. Реализация деятельности классного руководителя через систему уроков гражданского образования. (Черёмухина Н.П. – кл. рук 7 класса)

III. Педагогическое совещание.

План:

  1. Выступление зам. директора по НМР Беркутовой Т.В.
  2. Выступление учителя русского языка и литературы Пак. Т.А.
  3. Выступление учителя русского языка и литературы Четиной Е.В.
  4. Выступление учителя технологии Ягофаровой Е.А.
  5. Работа в группах. Рефлексия.

Тезисы выступлений.

1). Учебные практики в образовательной деятельности.

Беркутова Т.В. – зам. директора по НМР

Учебная практика— специально организованная деятельность учащихся по освоению различных видов деятельности

По организационной структуре

По области применения

По видам деятельности

1. Учебное задание

  • Реферат
  • Доклад
  • Л/работа, опыт, эксперимент
  • Презентация
  • Интеллектуальная (олимпиада, игра, конкурс)

2. Учебный проект

3. Учебная исследовательская работа

2). Четина Е.В. – учитель русского языка и литературы.

Что такое практика? Словарь Ожегова дает следующие определения:

  • Деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их, деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт.
  • Приемы, навыки, способы какой-нибудь работы.
  • Работа, занятие, как основа опыта, умение в какой-нибудь области.
  • Одна из форм обучения: применение, закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

Какие же я использую на уроке учебные практики?

Творческие практики (инсценировка сказки, басни; составление кроссворда по определенной теме, творчеству писателя; сочинение сказки, басни, былины; составление рецепта любимого блюда с использованием причастий и отглагольных прилагательных; смоделировать ситуацию с использованием фразеологизма и т.д.).

На каждом ли уроке русского языка и литературы возможно применение учебных практик?

Темы повторения и обобщения изученного материала можно проводить в режиме проектных практик: это и составление справочников, и таблиц, и опорных схем. Обычно работы такого пана вызывают у учащихся трудности, так как ребятам необходимо не только собрать материал, но и компактно оформить его с помощью различных стрелочек, фигурных скобок и т.д.

Если дело касается изучения совершенно новых тем, то далеко не все темы могут приготовить сами школьники в режиме любых практик. Многие темы очень объёмны, а количество уроков ограничено. Здесь экономнее, когда сработает учитель, давая учащимся индивидуальные, групповые исследования. Так, например, изучая творчество писателя, отдельные вехи может дать учитель, а более подробно об этом расскажут учащиеся, и наоборот.

В любом ли классе можно применять учебные практики? Использование исследовательских, творческих практик – это сугубо дифференцированно, как в сильном, так и в слабом класс. В слабом кассе применение этих практик обусловлено, прежде всего, тем, чтобы не упустить способных учащихся, которые могут деградировать до уровня слабого ученика.

С какого возраста лучше начинать применение учебных практик?

Чем раньше, тем лучше. С учащимися 5 – 7 классов, которые только начинают изучать информатику – это проблематично. Необходимо к таким проектам подключать родителей. Там, где можно обойтись без компьютера, ребята справятся с заданиями самостоятельно, то есть степень сложности зависит от тех задач, которые учитель ставит перед учеником.

3). Пак Т.А., учитель русского языка и литературы.

Каждый из учителей может продолжить этот список.

Я в своей работе с учащимися активно использую такие виды учебных практик, как презентация и творческий проект. Презентации сопровождают устные выступления учащихся, используются при изучении нового материала, закреплении изученного, используются как форма зачета по самостоятельно изученной теме.

Презентации, применяемые на уроках, можно разделить на 3 группы:

  • проекты, созданные специалистами;
  • презентации, созданные учителем;
  • проекты учащихся (по русскому языку, литературе, гражданскому образованию).

Работа над проектами дает учащимся возможность научиться самостоятельно находить материал, систематизировать его, выделять главное, подбирать задания по изученной теме, выступать перед аудиторией.

Презентация как вид учебной практики повышает у учащихся интерес к предмету, учит самостоятельности, способствует развитию логического мышления, устной речи. Учителю помогает эстетически оформить материал к уроку.

В своей работе использую и творческие практики, как индивидуальные, так и коллективные.

4). Ягофарова Е.А. - учитель технологии.

Метод проектов – это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.

Проекты, выполняемые учащимися, состоят из двух частей: пояснительной записки и изготовленного учеником изделия. В пояснительной записке дается описание изготовления.

Выполнять проекты начинаем с 5-го класса. В процессе проектной деятельности ученицы развивают творческие способности. По окончанию работы они имеют представление о пути изготовления изделия, от идеи до самооценки и защиты проекта. Целью проекта является изготовление и представление изделия.

В 5-м классе мы даем основные понятия и объясняем этапы построения. Здесь не так важна накопляемость, как важно понимание сути. Поэтому тема для всех одна. Работая над проектом, ученицы могут советоваться с учителем, сравнивать свою работу с другими. Трудность – высказать мысли своими словами. Именно во время выполнения проекта заметно, как раскрываются некоторые дети из послушных исполнителей в творческие личности.

В 6-м, 7-м классе даются на выбор 2-3 темы по разделам, которые изучили в течение года. Здесь обращаем внимание на накопляемость содержания. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.

IV. Решение педсовета.

V. Выпуск сборника с материалами педсовета.

Педагогическая практика - это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики.

Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.

Одна из форм проявления единства науки и практики в сфере образования заключается в том, что они осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путем приобщения каждого человека к культуре, развития его личности. Другая форма - единая система их взаимосвязи, наличие которой - необходимое условие влияния педагогической науки на практику и выполнение практикой роли источника научного знания.

Сопоставим науку и практику по характеристикам, которые присущи любой деятельности, это: объекты, средства, результаты. Объектом практической педагогической деятельности является человек, которого воспитывают и обучают. Объект научной педагогической деятельности - это образование как система практической педагогической деятельности в единстве всех ее компонентов.

Средства, применяемые в научной и практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности людей. Для педагогической практики это методы, приемы, организационные формы воспитания и обучения, а также наглядные пособия, технические средства и пр. Для науки - методы научного познания: наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путем эксперимента, материальное оснащение экспериментальной работы и т.п.

Цель и результат практической работы учителя - обученность и воспитанность как качества личности. В основе научных познаний в педагогике выделяют следующие уровни знаний:
- на эмпирическом уровне формируется знания о фактах, т.е. знание об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты; об успешной или неудачной работе учителей по новому учебнику и т. п.
- знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях, т. е. знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т. п.
- знания нормативные - о должном, о том, что следует делать; к ним относятся общие и частные указания, предписания к деятельности (принципы, правила, рекомендации и т. п.).

Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли.

Сегодня педагогика представляет собой сложную сис­тему педагогических наук.

В ее структуру входят:

1) общая педагогика, исследующая основные закономерности об­разования;

2) возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

3)коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и вос­питание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обу­чение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

4) частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к пре­подаванию отдельных учебных предметов;

5) история педагогики и образования, изучающая развитие педа­гогических идей и практики образования в различные историче­ские эпохи;

6) отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Читайте также: