Формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Обновлено: 30.06.2024

Познавательная деятельность — это деятельность младшего школьника, который познает новый для него окружающий мир в качестве активного субъекта. Она отражает его индивидуальность, направляя энергию (волю) и заставляя работать для достижения положительного результата

Проявление познавательной активности

Познавательная активность представляет собой способность, которую сложно развивать и невозможно скрывать. С помощью простого наблюдения за деятельностью ребёнка устанавливается то, насколько он активен, и проявляет ли он стремление к новым знаниям.

Она показывает свое присутствие через наличие нескольких фактов:

  • Увлечение ребёнка деятельностью, предметом или рассказом;
  • Наличие ярко выраженного стремления выполнять различные, порой даже сложные задания;
  • Отсутствие желания останавливаться и завершать действия;
  • Проявление самостоятельности, подбор средств и способов действий;
  • Самостоятельное достижение результата, контроль собственных действий.

Младший школьник, у которого нормально развита познавательная активность, при коммуникации с взрослым человеком задаёт вопросы, которые удовлетворяют его познавательный интерес. Как правило, он эмоционально относится к тому, что делает.

Уровень познавательной активности бывает разным. Познавательная активность школьника проявляется неодинаково. Она высока, если ребенок относится к собственной деятельности творчески, умеет находить нестандартные решения и мыслит креативно, используя полученные ранее знания.

Семья и общество, которые окружают младшего школьника, должны стремиться к созданию всех условий для успешного развития познавательной активности.

Первое знакомство с окружающей действительностью должно происходить именно в школьном детстве. По этой причине отношение к познанию необходимо развивать и формировать бережно, но неуклонно. Так, культурный и исторический опыт прошлых поколений ребенок начинает усваивать с самого раннего детства. Развитие познавательной активности младших школьников с первых дней жизни является основой последующего успешного обучения в учебных заведениях, в научной деятельности и на производстве.

Готовые работы на аналогичную тему

Средства развития познавательной активности

Для развития познавательной активности требуется непрерывный рост и стойкость интересов. В этом случае будет происходить быстрое накопление опыта, а знания начнут приобретать устойчивый характер. Способы передачи знаний от взрослых к детям бывают самыми различными, при этом средства передачи должны быть проще и увлекательней.

Процесс развития отношения к окружающему миру представляет собой единение эмоционального и интеллектуального в ходе познания действительности. По завершению младшего школьного возраста дети приобретают самостоятельность, могут регулировать свое поведение, получают контроль над своей деятельностью.

Они начинают ставить цели и достигают её с нахождением подходящего способа. Более того, ученики уже сами могут произвести оценку результата, практически переставая копировать действия взрослых. Иногда в этом случае школьник отходит от предъявленных требований, проявляя инициативу, усилие воли, которые направлены на достижение результата.

Развитие познавательной активности в младшем школьном возрасте понадобится для всей дальнейшей жизнедеятельности. В ходе познания школьник должен являться для взрослых полноценной личностью, которая способна как определить собственную активность, так и творческим образом подойти к поставленной задаче. В этом случае происходит не только реализация интересов и потребностей, но и укреплениеволи.

Последующее школьное обучение в старших классах будет полностью зависеть от того, в какой степени развиты способности в начальных классах. Познавательная активность младших школьников представляет собой проявление ребёнка в собственной деятельности. Он начинает сам строить взаимоотношения со сверстниками и преподавателями.

Внеурочная деятельность и познавательная активность

Внеурочная деятельность — это составная часть учебно-воспитательного процесса. Она представляет собой важнейшую форму организации свободного времени учеников, особенно в младшем школьном возрасте.

Сегодня внеурочную деятельность понимают преимущественно в качестве деятельности, которая организуется во внеурочное время с целью удовлетворения потребностей учеников в содержательном досуге. Она помогает им принимать участие в самоуправлении и общественно полезной работе.

Внеурочная работа считается хорошей возможностью для организации межличностных отношений в классах. Этот процесс происходит между младшими школьниками и классным руководителем и необходим для формирования ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

В ходе многоплановой внеурочной работы, как правило, обеспечивается развитие общекультурных интересов младшего школьника, что способствует решению задач нравственного воспитания.

Внеурочную познавательную деятельность младших школьников, включая ее развитие, организуют в следующих формах:

Развитие происходит через игровую форму проведения, поэтому школьник с удовольствием выполняет любые задания и упражнения. Преподаватель стимулирует логическое мышление, поскольку задания способствуют формированию целостного представления об окружающем мире, обогащают ребенка новыми сведениями, активируя мыслительную деятельность и внимание.

Развитие познавательной активности проявляется через участие в познавательной деятельности ученика в качестве субъекта. Это возможно только тогда, когда у школьников отлично развиты познавательные способности. Важный фактор активизации познавательной деятельности представлен поощрением (баллы, значки, жетоны и др.).

Название конкурса : Всероссийский педагогический конкурс педагогического мастерства на лучшую статью « Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях.

Выполнила : Жукова Екатерина Вячеславовна

Изменения, происходящие в современной школе, требуют обеспечения ученикам успешного обучения и личностное развитие. Познавательный интерес является одним из главных критериев эффективного обучения младших школьников. Развитие познавательного интереса можно определить одной из главных проблем современной школы. Её актуальность определенна ничем иным, как учебной деятельностью, развитием у младших школьников приемов приобретения знаний самостоятельно и развитием содержания обучения.

Познавательный интерес не возникает сам по себе и не приобретается, а целенаправленно развивается и формируется. Перед современной школой стоит задача развития познавательного интереса. В начальной школе выявляются способности и задатки ребенка, определяются потребности в определенных видах деятельности и предметах, это указывает на то, что особо важно формировать познавательный интерес, начиная с начальной школы. С появлением принципа положительной мотивации и эмоцианально-благоприятного климата учения, по мнению В.И.Загвязинского, возникает необходимость побуждения внутренних мотивов учения. Г.И.Щукина в своих работах отражает необходимость определения сущности формирования познавательного интереса с помощью методик выявления интересов. А.Н.Леонтьев, изучая процесс формирования познавательного интереса в онтогенезе, указал на его включенность в линию развития и воспитания школьников. Также вопрос пути развития познавательного интереса в процессе обучения рассматривали Г.И.Щукина и Н.Г.Морозова. Учебная деятельность даёт возможность становления и развития психических качеств личности, которые определяют основу его специфики и интересов. Благодаря формированию учебной деятельности, появляются предпосылки для развития внутренней мотивации у младших школьников и повышение познавательной активности.

Появление новых ФГОС НОО необходимо повышает общественную значимость процесса развития и формирования познавательного интереса, так как федеральные государственные образовательные стандарты ставят задачу разработки модели обучения, гарантирующую их достижения. Внедрение современных технологий и методических средств недостаточно для полного и эффективного обеспечения формирования познавательного интереса у учеников.

Исходя из анализа педагогического опыта учителей начальных классов, можно сделать вывод, что при развитии познавательного интереса у детей возникают определенные трудности, в связи с тем, что рекомендации, указанные в психолого-педагогической методической литературе по вопросу формирования познавательного интереса младших школьников, как правило крайне редко используются в современной практике обучения или их использование носит ситуативный, одноразовый характер.

Проведя теоретический анализ литературы мы сделали вывод, что актуальность выбранной темы исследования определяется следующими факторами:

• в меньшей степени сформирован познавательный интерес младших школьников, несмотря на его важное значение в процессе обучения;

• противоречие между потребностью образовательного процесса в определении личностно-ориентированного подхода в обучении при желании учителей сохранить традиционный подход в процессе формирования познавательного интереса младших школьников.

Пути формирования познавательного интереса младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта включает в себя развитие личностных и метапредметных результатов, а также создание комфортной образовательной среды для всех ее субъектов. Внеурочная деятельность расширяет возможности стандарта нового поколения, удовлетворяет образовательные потребности. Ориентируется на личностный интерес школьника, его способности и возможности.

Внеурочная деятельность согласно Федеральному государственному образовательному стандарту – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В процессе организации внеурочной деятельности для каждого ученика создается определенная ситуация успеха. Грамотно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося. В основе организации лежат следующие принципы:

• соответствие возрастным особенностям обучающихся;

• преемственность с технологиями учебной деятельности;

• опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

• опора на ценности воспитательной системы школы;

• свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Основное назначение внеурочной деятельности — разумное создание дополнительных условий для развития ребенка и организация его свободного времени.

Внеурочная деятельность позволяет решить еще ряд задач:

1. оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

2. улучшить условия для развития ребёнка;

3. учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Внеурочная деятельность осуществляется так же, как и любая другая – по определенным направлениям и видам. Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны. Каждый ребенок может найти и выбрать направление, которое будет отвечать его запросам. Это могут быть такие направления, как:

Способствует усилению оздоровительного эффекта, который достигается в ходе частого использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Основное внимание уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Целью является воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни;

Целевая направленность педагога на развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности.

Можно выделить ряд условий, определяющих эффективность работы педагога в направлении формирования познавательного интереса младших школьников:

• проявление интереса педагога к предмету;

• характерные черты личности учителя, его подготовленность к процессу формирования интереса детей, к подбору и изучению литературы по данной проблеме

• изучение психо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста и знание индивидуальных особенностей детей всего класса.

• подбор необходимого материала, который приводит к пониманию необходимости и важности изучения предмета в общем.

• направленность учителя не только на результат обучения, но и на процесс приобретения новых знаний

• осуществление психодиагностической работы, направленной на определение уровня развития познавательного интереса и отслеживание динамики развития.

• применение системы стимулирования к суждениям, к выполнению различных заданий без страха допустить ошибку

• индивидуальные коррекция, контроль и оценка деятельности ученика, что является стимулом учеников, чем чаще ученик получает оценку своей работы, тем больше интерес к выполнению заданий.

• создание атмосферы дружелюбия, комфорта на уроке, благоприятное взаимодействие учителя и ученика

• постоянное саморазвитие педагога, отчет проведенной работы, определение дальнейших целей.

Принятие педагогом личностно-ориентированной концепции и ее применение на практике.

Готовность учителя к применению личностно-ориентированного подхода обуславливается рядом умений:

• реализация задуманных действий, за счет личной профессиональной мотивации

• умение анализировать личное профессиональное поведение

• умение взять на себя ответственность и принять важное решение

• умение проводить диагностики, направленные на изучение личностных свойств и функций учеников.

• умение организации детей, направленной на развитие личности и получение знаний

• умение субъективно оценивать личностно-развивающие возможности урока и эффективность своей работы.

Наличие конкретных знаний о личностно-развивающих ситуациях, как средствах развития познавательного интереса и умений по ее созданию.

Организовать внеурочную деятельность можно различными способами. Их количество и вариативность очень разнообразно: всевозможные экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, школьные театры, соревнования, поисковые и научные исследования. Содержательным ориентиром при организации работы с детьми вне уроков можно считать все основные направления внеурочной деятельности: научно-познавательное, художественно-эстетическое, проектную деятельность. Но поскольку основные направления внеурочной деятельности не покрывают все видовое многообразие познавательной, творческой деятельности детей в школе, то наряду с направлениями можно опираться на такие виды внеурочной деятельности как игровая, познавательная, досуговое общение, художественное творчество; техническое творчество, социальное творчество (социально-преобразующая деятельность), туристско-краеведческая деятельность.

Многообразие видов деятельности способно помочь выявить индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка и создать условия для дальнейшего их развития. Посещая внеклассные мероприятия, младшие школьники прекрасно адаптируются в среде сверстников, а благодаря индивидуальной работе руководителя глубже изучается дополнительный предметный материал.

Организация внеурочной деятельности младших школьников требует соблюдений следующих принципов:

1.Соответствие возрастным особенностям обучающихся;

2. Соблюдение преемственности с технологиями учебной деятельности; 3. Приверженность положительным традициям при организации внеурочной деятельности; 4. Ориентиры на ценности воспитательной системы школы; 5. Целенаправленность на свободный выбор ребенком интересов с учетом склонностей и талантов воспитанника. 6. Доброжелательность со стороны учителя, отказ от неконструктивной критики и авторитарных указаний в адрес ребёнка; 7. Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него объектами и стимулами с целью познавательного развития воспитанника; 8. Поощрение высказывания оригинальных идей ребенком; 9. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Таким образом, внеурочная деятельность является одним из средств познавательного развития младших школьников. Существует большое количество способов организации детей во внеурочное время: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Благодаря умелой организации педагога дети на таких мероприятиях осваивают новые способы познавательной, творческой деятельности, овладевают коммуникативными и информационными умениями. Внеурочная деятельность поэтапно развивает познавательный интерес младших школьников. При работе с детьми во внеурочной деятельности педагогу необходимо соблюдать принципы её организации.

Список использованной литературы

1.Степанова Л.В. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы. 2017 – 97 с.

2.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980 – 335 с.

3.Александров М.Ф., Волошина О.И Математика. Тесты: Начальная школа. 1-3 кл.: Учебно-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1998 – 128 с.

4.Аменицкий H.H., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: Наука, 1991 – 74 с.

5.Аммосова Н.В. Математические олимпиады школьников // Начальная школа. – 1995 – №5. – С. 13-19.

6.Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987 – 208 с.

7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 – 208 с.

8.Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. – 2000 – № 2 – С. 14-16.

9.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат., 1968 – 339 с.

10.Андреев В.И. Педагогика: творческого саморазвития. 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000 – 608 с.

11.Ахметов А. Развитие познавательного интереса каждого // Народное образование. – 1980 – № 9 – С. 21-24.

12. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1983 – 345 с.

13. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. Дис. . канд. Пед. Наук. – Челябинск, 1998 – 19 с.

14. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – М: Речь, 2004 – 219 с.

15. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Сост. И ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. – М.: Воронеж: Изд-во Института психологии, 1997 – 575 с.

16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Педагогика-Пресс, 2001 – 352 с.

17. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина JI.C. Развитие мотивов учения у школьников. // Вопросы психологии школьника. – М.: АПН РСФСР, 1951, вып. 36 – С. 29-105.

18. Брушлинский А.В., Воловиков М.И., Есенгазиев Б.О. и др. Мышление: процесс, деятельность, общение. /– М.: Наука, 1982 – 387 с.

19. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996 – 390 с.

20.Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. – М. : Педагогика, 1982 – 158 с.

21.Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2005 – 124 с.

23. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Наука, 1994 – 320 с.

24.Занков B. Дидактика и жизнь. – М.: Просвещение, 1968 – 178 с.

25.Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. – Л., 1959 – 83 с.

26. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – Спб.: Знание, 1999 – 281 с.

27. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999 – 460 с.8

28.Изюмова С.А. Развитие познавательных способностей и усвоение школьных знаний. – М.: Просвещение, 1991 – 128 с.

Развитие познавательных процессов младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель профессионального самообразования: овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у учащихся.

Задачи профессионального самообразования: изучить и применять новые педагогические технологии, развивать познавательную активность у учащихся, повышать свой методический уровень, изучить методическую литературу по данной теме, обобщать и распространять свой педагогический опыт.

Принципы профессионального самообразования : непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.

Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции.

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы.

– участие в педагогических советах школы;

- участие в работе методического объединения школы;

- курсовая подготовка на КПК;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Ожидаемый результат самообразования: повышение уровня профессиональной компетенции, овладение компетентностым подходом в обучении, повышение качества образования школьников.

Планируемые результаты самообразования:

- выступление на педагогических советах школы;

- участие в работе МО школы и города;

- создание банка статей с обобщением опыта по данной теме;

- выступление по теме самообразования на научно-практических конференциях различного уровня;

- разработка памятки для учащихся и родителей по теме самообразования;

- создание банка проектных и исследовательских работ учащихся;

- постоянное ведение электронного портфолио учителя.

План самообразования разработан на 2012-2016 г. г. и включает следующие этапы.

I. Теоретический этап: 2012 - 2013 г. г.

1. Анализ личных затруднений по данной проблеме.

2. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.

3. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.

4. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания.

5. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.

II. Практическое решение проблемы: 2013 - 2015 г. г.

1. Создание комплекта педагогических разработок.

2. Корректировка работы по данной проблеме.

3. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования.

4. Оформление результатов по теме самообразования.

5. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и школьном методическом объединении.

6. Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий.

III. Оценочный этап: 2015 - 2016 г. г.

1. Анализ проделанной работы по проблеме.

2. Создание банка статей по теме самообразования.

3. Представление опыта на практических семинарах учителей, собственных сайтах и сайте школы.

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека

Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения.

В настоящее время исследования ученых показали, что возможности людей , которых называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коофициент его полезного действия, использовать возможности, которые дала природа, и о существовании которых многие и не подозревают. В последнее время стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Познавательный интерес –направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Это характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным знаниям .Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес , становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. Поэтому поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем. радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности , но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания. которые под влиянием познавательного интереса приобретают активность и направленность.

Познавательный интерес – один из главных мотивов учения .Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Когда ребенок не хочет заниматься , то приносит массу хлопот и огорчений учителю.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Когда ребенок приходит в школу и занимается с удовольствием, то и дело идет по- другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития познавательного интереса не только трудна,но и практически не возможна.

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Учителя всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности.

На начальном этапе работы по проблеме опыта проводилась диагностика исходного уровня развития познавательной активности первоклассников по критериям Е. В. Коротаевой. Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе, получены следующие результаты:

Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности

К сожалению, на данный момент в литературе отсутствует единая система критериев познавательной активности и бросается в глаза обилие показателей познавательной активности, которое порождает иллюзию, что есть возможность точного измерения познавательной активности учащихся. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме и проанализировав особенности учащихся своего класса, пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление–это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную.

Формирование опыта происходит в процессе изучения концептуальных основ личностно-ориентированной дидактической системы обучения.

Работа психолога Л.Б.Ермолаевой -Томиной и ее рабочая программа развивающего обучения (М.1994 г.) помогают мне создать систему развития познавательных процессов на конкретном материале учебной программы. Например: восприятие я начинала развивать на буквах русского алфавита, обучая детей грамоте; память – при заучивании трудно запоминаемых слов и правил; мышление - путем специальных вопросов и заданий, которые помогали включать в сознание ребенка учебные задачи.

Моя цель – показать, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов. Поэтому стала соблюдать следующие условия:

1.Четко представила, что должна развивать на материале конкретного учебного предмета, при изучении той или иной темы.(Успеваемость учащихся неодинакова по разным школьным дисциплинам, так как каждая из них требует разных качеств восприятия, памяти, мышления.)

2. Знать у кого развивать. Для этого :

а )знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых;

б) овладеть навыками диагностик, которой фиксируется исходный уровень развития познавательных процессов и, контроль за их совершенствованием.

Результаты начальной диагностики и последующих контрольных работ необходимо сообщать детям: они должны знать особенности своего восприятия, памяти, мышления, понять, что ему мешает в овладении навыками и знаниями, и получить от учителя рекомендации по компенсации недостатков;

в) Знать как , т.е. какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и ученик( под контролем учителя и подсказкой).

г) Не просто развивать познавательные процессы, а включать их в любую работу на уроке. Соблюдая следующую последовательность: диагностика-тренировка приемов на уроках развития -включение в учебную деятельность.

д )Осуществлять контроль не только знаний , умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов.

Хочу остановиться подробнее на уроках по развитию познавательных процессов. Работа всегда начиналась с диагностики, цель –получение общей характеристики того или иного качества восприятия, памяти, мышления у учащихся всего класса и выявление индивидуальных различий.

Тема и цель каждого урока направлены как раз на развитие и на углубление знаний по русскому языку, т.е. на повышение грамотности учащихся. Поэтому к урокам развития восприятия подбираю соответствующий материал. Например, упражнения по развитию восприятия составляются из тех словарных слов, которые нуждаются в повторении или контроле.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть заинтересовано в решении проблемы внеурочной деятельности не только по причине включения ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Вышеперечисленные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности младших школьников:

1. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

2. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Основными ориентирами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:

- запросы родителей, законных представителей учеников;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Внеурочную деятельность младших школьников нельзя рассматривать без изучения развития познавательных способностей, так как они являются одной из самых главных задач воспитательной работы в начальной школе.

Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом,

Задачей, когда эти задания не обязательны для него? Во всяком случае, не принуждение. Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка.

Чтобы возбудить интерес к внеклассной работе, прежде всего, к внеклассным занятиям по математике, надо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Поэтому важно на начальной стадии организации внеклассной работы по математике создавать ситуации для приятного удивления.

При организации внеклассной работы по математике для учащихся младших классов мы стремимся к тому, чтобы каждое внеклассное занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования, это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к знаниям, способствует лучшему пониманию материала. При этом, чем меньше по возрасту дети, тем больше элементов игры вводится в занятие. Всякая игра, предложенная на занятиях математикой, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести смысловую нагрузку, то есть всякая игра должна развивать его кругозор.

Многообразны виды внеклассной работы по математике.

а) Математическая олимпиада .

В последние годы учителя нашей страны находятся в поиске новых форм, методов проведения внеклассной работы.

В данном пункте мы поподробнее расскажем о проведении математических олимпиад в начальных классах.

Олимпиады способствуют выявлению и развитию математических способностей учеников, а также позволяет выбрать наиболее способных учащихся, проявляющих особый интерес к математике. Для успешного проведения олимпиады необходимо выполнение следующих требований:

1.Систематическое проведение всей внеклассной работы по математике.

2.Обеспечение регулярности проведения олимпиады.

3.Серьезная содержательная подготовка перед проведением олимпиад.

4.Хорошая организация проведения олимпиад.

5.Интересное математическое содержание олимпиад.

Олимпиада – не только итог внеклассной работы за год, но и прекрасный стимул для развертывания внеклассной работы.

б) Математический утренник.

Из всех видов внеклассной работы большое значение в создании интереса к предмету и в разумной организации досуга детей имеют математические вечера или утренники. Такие вечера в 1- 2 классах рекомендуется проводить 1 -2 раза в год.

Подготовка математического вечера – очень кропотливая работа. При подготовке учитель сначала сам продумывает несколько вариантов программы вечера, планирует время для подготовки проведения его, а затем проводит беседу с учениками всего класса или с группой учеников, проявляющих интерес к этому. Подготовка к вечеру (утреннику) должна начаться заранее, лучше всего за полтора- два месяца до вечера. В процессе подготовки к вечеру нужно представить максимальные возможности для самостоятельности учащихся, для проявления их инициативы.

Учитывая педагогическую направленность (основная цель – повышение интереса к математике), желательно привлечь к ее организации большое число учеников.

Если ученику будет поручена подготовка какого-то номера программы вечера, то его интерес к вечеру значительно возрастет. К подготовке вечера следует привлечь учеников старших классов и некоторых родителей.

Программу нужно обсудить еще раз после того, как будет подобран весь необходимый материал (стихи, песни, фокусы, загадки, занимательные задачи для конкурсов, вопросы для викторин, проекты костюмов).

Дней за 10 до проведения вечера на видном месте вывесить программу и объявление, чтобы все ученики знали, что будет в нем., и подготовились. Объявления и программы должны быть оформлены так, чтобы привлекали внимание.

Математический вечер организуется для учащихся 2-8 параллельных классов в виде соревнования команд.

К вечеру выпускается специальный номер математической газеты. Силами членов кружка можно подготовить выставку книг, связанную с темой вечера: выбирается жюри из числа старшеклассников, предлагается соревнующимся командам подготовить интересные вопросы друг другу.

в) Математический кружок .

В начальных классах получили распространение различные предметные кружки, в том числе и математические. Для младших школьников присуща неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружков – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Но это только одна из причин, вызывающих необходимость организации кружков.

Математические кружки организуются, начиная с 1 класса. Работу кружка следует проводить не чаще одного раза в две недели, а то и 1 раз в месяц. Так как каждое занятие требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и учеников.

Программа кружка должна охватывать следующее:

1.Отдельные вопросы математики, которые школьная программа или вовсе не касается, или не охватывает с достаточной широтой.

2.Вопросы истории математики, к которым учащиеся относятся с исключительным интересом.

3.Область занимательной математики: загадки, шарады, математические фокусы

Математический кружок в процессе своей работы помогает расширению кругозора учащихся в различных областях элементарной математики. Кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных, умениях делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая пока выражается в помощи учителю при изготовлении наглядных пособий, в организации и проведении экскурсии, в организации и оформлении математической газеты, в создании математического уголка в классе.

Работа кружка оказывает серьезное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

Кружки создаются на добровольных началах. При отборе детей в кружок надо учитывать их склонности, возможности и интересы. В младших классах в кружки целесообразно привлекать не только самых способных и подготовленных учеников. Надо постараться вызвать интерес к кружковой работе по математике и со стороны средних и слабых ребят. Дело в том, что в процессе воспитания трудно с уверенностью раз и навсегда определить, кто к чему способен.

Стимулом к организации математического кружка может быть специально проведенная беседа учителя о том, чем дети будут заниматься в этом кружке.

Создавать кружок следует тогда, когда у учителя выработан план конкретных мероприятий, к выполнению которых можно привлечь школьников. Для детей привлекательно не столько то, что они услышат, узнают новое на кружке, а то, что новое они будут делать самостоятельно. Отсюда следует, что к подготовке очередного занятия необходимо привлекать самих учеников. На занятиях кружка могут присутствовать не только его члены, но и все желающие. Поэтому о занятиях кружка надо оповестить всех учащихся.

Итак, в ходе изложения данного пункта мы видим некоторые отличия работы математического кружка от проведения внеурочных групповых занятий следующим:

1.В основе вовлечения учащихся в кружковую работу лежит принцип добровольности.

2.При подготовке к проведению занятий кружка по математике со стороны учащихся проявляется значительно большая самостоятельность и инициатива.

3. Методы проведения занятий кружка более разнообразны, чем методы проведения групповых внеклассных занятий.

г) Математическая экскурсия.

В непосредственном учебном процессе экскурсия представляет один из методов наглядного обучения. Экскурсия является одним из видов внеклассной работы по математике.

Математические экскурсии имеют целью ознакомление детей с различными видами измерений на местности, с простейшими измерительными приборами и практическим применением их. На этих экскурсиях дети упражняются в измерении расстояний на глаз, в измерении расстояний до доступных точек и др.

Ученики начальных классов получают представление о прямой, знают, как прямую можно изобразить на листе бумаги с помощью линейки и карандаша, как провести прямую на доске с помощью мела и линейки. Они знают, как прямую линию можно отбить на классной доске, на бревне с помощью шнура, натертого мелом.

Во время экскурсии на местность полезно научить детей определить среднюю длину своего шага, а затем измерить расстояние шагами.

Наиболее целесообразно такое измерение на глаз, когда расстояние, высота, длина предмета оценивается путем сравнения с видимым и уже известным значением величины.

Для выработки умений определять размеры предметов на глаз в условиях местности полезно проводить упражнения, когда размеры предмета или расстояния сначала определяются на глаз, а затем эти результаты проверяются инструментальными измерениями. Последние упражнения полезно организовывать в форме игры – соревнования.

При проведении ряда экскурсий в лес, учитель постепенно может сообщить детям:

1.опродолжительности жизни некоторых деревьев, например, сонна до 600 лет, береза – до 250, рябина – до 80 лет,

2.о пользе деревьев,

3. о пользе птиц.

Во время экскурсии в лес полезно научить детей ориентироваться в пространстве, определяя север и юг по местным предметам. Для этого в лесу надо показать, что:

1.на отдельно растущих деревьях веток больше и листва гуще с южной стороны, так как с этой стороны они больше освещены светом.

2.муравейник у пней всегда расположен с южной стороны.

Если во время экскурсий в природу учитель в беседе сам сообщает числовые данные познавательного характера, то одной из важных целей экскурсий на промышленное и сельскохозяйственное предприятие является получение детьми этих данных от людей, непосредственно работающих на производстве.

Цель перечисленных экскурсий – знакомство с различными видами труда людей, с элементами технологии производства.

Итак, мы делаем вывод, что на математических экскурсиях дети приобретают новые знания, поэтому в процессе экскурсии мысль их работает напряженно, внимание сосредоточено. Это обязывает учителя при планировании экскурсии предусматривать не только время на движение и образовательную часть ее, но и на отдых, который должен быть разумно организован.

д) математический факультатив .

Факультативные занятия являлись специфической формой внеурочной работы, в то же время содержат в себе многие признаки урока. Они проводятся по расписанию с постоянным составом учащихся, как правило, по утвержденной программе и учебным пособиям. В то же время в них многое от внеклассной работы: учащимся можно не выставлять оценки, в аттестат о среднем образовании также не вносится никакой оценки, добровольность выбора учеником факультатива, возможность выхода из него в конце полугодия в случае потери интереса, необязательность выполнения домашних заданий и др.

Во многих школах запись учащихся в группы факультатив начинает лишь с начала учебного года и, не набрав необходимого минимума желающих, официально не открывают математический факультатив по программе этого класса.

В школах, где к факультативам относятся серьезно, подготовка к комплектованию групп проводится заблаговременно, в конце учебного года, с тем, чтобы к 1 сентября иметь уже вполне укомплектованные на основе добровольности группы.

В целях популяризации математических факультативов среди учащихся и их родителей можно использовать математические вечера, стенную печать, школьные радиопередачи и др.

Ряд глубочайших вопросов модернизации внеклассной работы, факультативных занятий содержится в статьях В.В.Фирсова и С.И.Шварцбурга. Исходя из понятий математической культуры и этапов процесса применения математики к любой практической задаче авторы приходят к следующему выводу:

1.Программы факультативных занятий должны существенно связывать теоретический материал общего характера с приложениями математики, вовлекая в процесс обучения знания, умения, навыки, характерные для этапов формализации и интерпретации.

2.Система общего математического образования должна строиться на базе обучения учащихся элементам математической культуры, относящиеся ко всем тем этапам процесса принятия математики.

Итак, различные виды внеклассной работы содержат в себе дидактические принципы: научность, сознательность и активность учащихся, наглядность, индивидуальный подход.

Библиографический список

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Университет, 2009.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. — М.: Просвещение.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: 2007.

8. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов -М., Владос, 2010.

Читайте также: