Какие сельскохозяйственные культуры возделывали славяне кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проезжая на машине по региональным трассам, мы с Вами можем пронаблюдать как по весне трактора распахивают и боронят поля, другие трактора с прицепными сеялками засеивают поля зерном, а по осени комбайны собирают урожай. Чаще всего это пшеница, лен, овес, кукуруза, подсолнечник. Но что на полях росло раньше? До того как нам привезли картошку, до того как придумали трактора?

Начиная с XV века сельское хозяйство занимало основополагающую роль в экономике государства. Но в более ранние времена нет единого мнения насчет важности земледелия. Одни полагают что большую роль играли добывающие промыслы. В летописях Древней Руси писалось про богатства, в основе которых были меха, мед и воск.

Но по существующей дохристианской религии можно судить о том, что в IX-X веках в основе жизни славян стояло земледелие. Многие божества связаны с возделыванием земли. Судите сами: божества Ярило, Кострома, Кострубонька так или иначе связаны с плодородием, являются олицетворением славянских праздников, связанных с определенными этапами хозяйственной деятельности. Известно, что феодалы (бояре, дворяне и т.д.) высоко ценили крестьян - специалистов по содержанию огородов.

Полевые культуры

До IX века в основном выращивались просо, ячмень и пшеница. Позже была завезена рожь , которая практически сразу стала преобладать над другими культурами. Ближе к XV веку на второе место начинает выходить овес , оттеснив пшеницу и ячмень на 3-4 места.

Огородные культуры

Средоточием огородничсетва были княжеские и монастырские владения. С древнейших времен одну из самых важных ролей здесь играла репа . Удавалось собирать до двух урожаев. Весной сажали белую репу, затем более долго хранящуюся желтую репу.

Не менее важной огородной культура была капуста . Обычно огороды находились в составе усадеб землевладельцев или возле монастырей. Капустные же огороды чаще всего располагались отдельно от поселений в более благоприятных для выращивания местах.

Брюква попала к нам из причерноморских греческих колоний. Вкус схож с репой, при этом более неприхотлива, из-за чего нашла популярность в северных районах.

Также в больших количествах выращивались разные виды лука, петрушка, свекла, редька, редис. Конопля была важной маслянистой культурой. Конопляное масло добавляли в каши, киселя, использовали при жарке.

Как видите преобладающие культуры на полях и огородах принципиально не изменились. В связи с научным и технологическим прогрессом поменялись методы и подходы к возделыванию, но их мы разберем отдельно.

Спасибо что вы с нами! Наш канал совсем молод, подписывайтесь и ставьте лайки! Это поможет нам развиваться и давать Вам больше информации

Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька).

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

1. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства

2. Восточные славяне и их племенные княжества

Височные украшения восточнославянских племен
1 - спиральное (северяне); 2 - перстнеобразное полуторооборотное (дулебские племена);3 - семилучевое (радимичи);4 -ромбощитковое (словене ильменские);5 - эавернутоконечное

3. Занятия восточных славян

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру.
Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

4. Семья и род у восточных славян

Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община – вервь.
Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI – VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.
Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).
Происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща приходит земледельческая община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.
Как отмечал В.О.Ключевский, в строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии.
Это разрушение родового союза, распадение его на дворы или сложные семьи оставило по себе некоторые следы в народных поверьях и обычаях.

5. Общественное устройство

Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства – ускорить или замедлить его.

6. Религия восточных славян

Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.
У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

7. Формирование государства у славян

Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа.

Подытоживая сказанное, отметим, прежде всего, что период расселения славянских народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских государств, — скудно, но все же освещен письменными источниками.
При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.
Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение.
Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян. На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников, с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. При этом все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.
В VI – середине IX в. славяне сохранили основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию.
Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.

Земледелие на Руси

Земледелие на Руси

Исследователи быта восточных славян сходятся во мнении, что первыми, кто открыл земледелие были женщины. И именно поэтому культ земли этой этнической группы так тесно связан с женским полом. Согласно их мнению, вынося сор из жилья, люди заметили, что некоторые семена прорастают и начали их культивировать.

Однако, со временем это практичное занятие потребовало больших территорий. Для обеспечения этого мужчины начали расчищать и вскапывать соседние с домом участки, преобразовавшиеся позже в поля, на которых славянами выращивались лён, конопля, а также злаковые культуры, необходимые для приготовления пищи и быта.

Основные системы земледелия Древней Руси

В качестве преобладающий систем земледелия у восточных славян выступали перелог и подсечно-огневая системы. При этом, каждая из этих систем использовалась в определённых климатических и географических условиях. К примеру, подсечно-огневой системой по большей части пользовались в северных районах (например, в Тайге). Её основным отличием выступало то, что славяне сразу в первый год срубали на выбранном ровном участке все деревья и давали им полностью высохнуть. На следующий год древесина сжигалась, а земля перекапывалась, удобряясь с золой. Такое поле давало отличные урожаи несколько лет, после чего его покидали и переходили к другому участку.

Какие культуры выращивали на Руси?

Основные культуры, выращиваемые восточными славянами, также полностью зависели от географического положения. Так, в южных областях люди выращивали пшеницу, полбу, а также пшено и гречиху. А вот на севере подготовленные поля засевались яровой пшеницей, озимой рожью, простом, овсом и ячменём.

Со временем земледелие развивалось и уже скоро на территориях Древней Руси стали выращиваться не только злаковые культуры, но и овощи. Наши предки отдавали предпочтение морковке, свекле, брюкве, тыкве, репе и бобовым культурам. Естественно, всё, что выращивал этот народ, употреблялось им же в пищу или использовалось для обеспечения удобства и быта.

Например, коноплю и лён, использовали для производства обуви (лаптей) и тканей для одежд.

Орудия труда древнерусских земледельцев

В тот исторический период земледелие являлось тяжёлым физическим трудом. Поэтому не удивительно, что первые изобретения появились именно в этой сфере быта восточных славян. Ведь для организации быстрой и эффективной работы людям необходимо было орудие, некоторые из которых мы может наблюдать и сегодня у современных огородников и садоводов.

Фактически, от наличия таких орудий труда и зависел будущий урожай, а также его количество. В числе самых давних орудий труда славян:

Так как восточные славяне являлись язычниками, то большую часть их быта занимали ритуалы и различные обряды. Конечно же, не могли традиции обойти стороной и такую важную часть как земледелие. Люди верили, что правильно проведённый обряд мог задобрить богов и духов, что гарантировало им в будущем богатый урожай. Как правило, самые важные ритуалы проводились в период засева семян и сбора урожая.

Земледельческие ритуалы на Руси

К таким, например, относились и Масленичные обряды, которые проводились с 21 марта (день весеннего равноденствия) на Масленицу. Согласно традиции, каждый земледелец выносил во двор первый испечённый блин и клал его тёплым на сырую землю, что являлось подношением Яриле и Весне, а также ассоциировалось с прогревом замёрзшей земли-кормилицы солнечным теплом.

Каждый язычник считал землю под ногами живым существом и относился к ней так бережно, как мог, продолжая верить, что она чувствует его отношение и наградит его богатым урожаем, необходимым для пропитания и обмена с другими племенами. Трудно переоценить вклад наших предков в развитие земледелия. Как видите, современный человек всё ещё пользуется их инструментами и празднует их праздники, обрабатывая землю и ожидая больших урожаев.

Читайте также: