Для чего нужен миф современным науке и искусству в частности литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

В данном реферате я хочу рассмотреть следующие вопросы:
Во-первых, что же такое миф,
Во-вторых, сравнение мифа с поэзией, религией и философией,
В-четвертых, какие бывают формы мифа,
В-пятых, какова же роль мифа в современной культуре.
Понятие мифа и мифологии и их сущность

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

главный мифы древности и их значение для современности2.doc

Понятие мифа и мифологии и их сущность……………………………………..5

Роль мифов в современной культуре…………………………………………. 19

Список использованной литературы…………………………………………. 23

На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология.

Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженные наукой и философией древние люди рвалась к постижению бытия.

Воображение - великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Пытаясь понять природу, первобытный человек пришел к олицетворению явлений внешнего мира.

Этот процесс шел через олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. Боги мыслились не только могущественными, но и капризными, зловредными, преисполненными мстительности. Люди переносили на богов самые причудливые сексуальные ориентации, приписывая им неуемное любвеобилие, нескончаемые измены, любовные распри и т. п.

Человека изначально сопровождали и будут сопровождать мифы. Без них не жило и, видимо, не может жить ни одно общество и ни один человек, будь это общество или человек даже воинствующим атеистом. Это разительно ярко показало и доказало тоталитарное советское общество, жившее в мифах утопий и идолопоклонства перед вождями.

Содержание мифа представлялось человеку вполне реальным, и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т. п. Мифология является существенной частью религиозного сознания. Она включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания.

В данном реферате я хочу рассмотреть следующие вопросы:

Во-первых, что же такое миф,

Во-вторых, сравнение мифа с поэзией, религией и философией,

В-четвертых, какие бывают формы мифа,

В-пятых, какова же роль мифа в современной культуре.

Понятие мифа и мифологии и их сущность

В более поздней трактовке - это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. Миф часто оценивают как универсальный способ человеческого мирочувствования.

Миф можно трактовать как повествование, сказку, особенно историю богов. Он содержит религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих

Миф соединяет в себе элементы теории и художественного творчества. В нем присутствует родство с поэзией. Некоторые считают, что древний миф - это та почва, на которой постепенно вырастает современная поэзия. В самом деле, миф часто служит материалом для искусства.

Однако между мифологией и искусством есть существенное различие. Когда творит художник, ему совсем не нужно существование реального объекта. Жил ли на самом деле тот или иной бог - человеку, создающему искусство, это безразлично. Ведь его волнует собственное воображение.

Однако, нужно заметить, что миф без веры невозможен. Каким бы странным он ни выглядел, сколь ни казался бы неправдоподобным, мы относимся к нему с полным доверием. Без веры в реальность своего объекта он теряет свою основу.

В мифе воплощаются тайные вожделения человека, в частности его опыт галлюцинаций, и драматургия бессознательного. Мифы, в которых человек пытался осмыслить мир и самого себя, порой выдавая видимость за сущность - это форма мифологического мировоззрения

В духовной жизни первобытного человека формируется мировоззрение, в котором в едином, универсальном, виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п. В этой специфической форме мировоззрения, которую и называют мифологией, выражалось мироощущение человека того времени, его мировосприятие и миропонимание. Типичным для мифологии было очеловечивание природы, недостаточно четкое разделение пространства и времени.

В первобытном обществе мифы были первой попыткой ответить на вопросы о происхождении мира и человека, о том, как устроен мир, и каковы причины возникновения тех или иных явлений. Ответы на эти вопросы давались в художественно-образной форме, где свойства природы, человека и фантастических существ причудливым образом переплетались, создавая такую картину мира, в которой соединялись фантазия и реальность, предмет и знак, вещи и слова, вера и знание, эмоциональное и рациональное. Однако было бы неправильно представлять миф лишь как легенду, историческое предание или только как художественный вымысел. Миф представляет собой значительно большее. Это реальность, которой и в которой живут люди.

Итак, главная функция мифа не повествование о прошлом, а обоснование того, что происходит в природе и мире и сохранение обычаев и традиций.

«В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование социальной действительности, сколько на традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений.

Хорошо известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни.

Многие сюжеты мифов стали достоянием различных культур Запада и Востока. Различные образы античной мифологии заняли прочное место в произведениях литературы, живописи, скульптуры и музыки.

С мифом и мифологией тесно связана также и религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадает, поскольку они обусловлены уровнем освоения индивидом окружающего мира, степенью его зависимости от природы и социального бытия. Но миф, в отличие от религии, не требуют веры в реальность представлений и обращается не только к чувству, но и к разуму.

Выделяют два основных подхода понятий мифа и мифологии: традиционный и современный. «Традиционный миф и миф современный имеют ряд общих черт, позволяющих их объединить под общим понятием "миф", но вместе с тем существенно отличаются друг друга. Из признаков, объединяющих разные типы мифов, мы выделим три основных.

Во-первых, они по-своему объясняют окружающий мир, создавая особый символически окрашенный воображаемый образ реальности, обращенный в прошлое, настоящее и будущее, воплощающий мечты и надежды людей, их самые потаенные мотивы и желания, закрепляющий господствующие в обществе предрассудки и иллюзии.

Во-вторых, и это во многом важнее объяснения мира – они оправдывают и, следовательно, узаконивают существование той общности, той культуры, которая этот миф исповедует, наделяя их существование чрезвычайно важным для них смыслом (оправдание человека смыслом).

В-третьих, они являются организующей силой общества, способом его духовной самоорганизации, определяя отношения в обществе (коллективе) и поведение людей, реализуясь в общественных отношениях, укрепляя социальные связи, воплощаясь в ценностях и идеалах, закрепляясь в нормах и ритуалах, определяя основные параметры человеческого бытия, отличного от других сообществ и культур. Таким образом, они придают осмысленность всему человеческому существованию, гармонизируя и упорядочивая его.

Мифология и поэзия

Различие между мифологией и поэзией является очень запутанным вопросом. Многие понимают мифы как поэтические метафоры первобытного образа мышления. Разобраться в отношении мифологии и поэзии - действительно непросто. И, конечно, сходство того и другого бросается в глаза гораздо скорее, чем различие.

Во-первых, мифология и поэзия – это виды выразительной формы, то есть плод человеческого творческого воображения, не вещь, не документ, но особый мир, вторая реальность. Как поэзия является выразительной формой, то есть с помощью слов выражает те или иные чувства, действия, так и миф всегда выразителен.

Во-вторых, мифология и поэзия - это не только выражение, но и одушевленное, одухотворенное выражение. В поэзии всегда присутствует что-то, что всегда имеет собственную красоту, собственную душу, жизнь, даже если это что-то неживой предмет. Она или прямо трактует о живых существах и личностях, или говорит о неживом так, что видна их изначальная одушевляющая и одухотворяющая точка зрения. Но, говоря, что поэзия изображает прекрасное, вовсе не значит что предмет ее описания действительно прекрасен. Это означает, что прекрасен не предмет, а способ его выражения, его понимания. То же самое можно сказать и про мифологию Мифология дает нечто живое, одухотворенное, прекрасное. Но это не значит, что мифологический предмет есть всегда живое существо, личность, одухотворенный предмет. Прекрасен сам способ выражения мифического предмета.

В-третьих, и поэтический и мифический образ не нуждается в логическом объяснении, науке, философии и теории вообще. Он наглядно и непосредственно представлен и для его понимания нужно только посмотреть на него.

Но все же мифология и поэзия это не одно и то же…

Различие прежде всего в авторской принадлежности. Мифы автора не имеют, их создавал народ на протяжении многих поколений. Поэзия всегда имеет автора, даже если мы его не знаем.

Так же различие заключается в самом отношении людей к мифу и поэзии.

И рассказчик и слушатель воспринимает миф как реальность. Поэзия же воспринимается как выдуманная история.

– Ничего, ничего, – проворчал Изя. – Дурак – тоже существо разумное. Сам не поймет – другим расскажет… – Он вдруг оживился. – Возьми, например, мифы! Как известно, дураков – подавляющее большинство, а это значит, что всякому интересному событию свидетелем был, как правило, именно дурак. Эрго: миф есть описание действительного события в восприятии дурака и в обработке поэта. А?!

Мифологизация науки и литературы используется власть имущими для отсечения как можно большего количества людей, управляемых ими, от истинных знаний.

Есть классный итальянский рассказ 60х гг на эту тему.

У супер-пупер популярного писателя ломается машина и он вынужден добираться до Рима на пригородном поезде. А писатель пофигист -интроверт. На людях не появляется, интервью не дает. Живет один в маленьком коттедже. В его книгах на обложке фото автора 20летней давности.
И вот он влезает в поезд, весь из себя небритый. в заношенной одежде, а сидящая рядом женщина читает его книгу. Другой пассажир это замечает и завязывается разговор, сперва о книге, а потом и о нем. В разговор втягиваются другие пассажиры и начинают пересказывать всякие сплетни, мол живет писатель в шикарном дворце, и весь он из себя красавец, и со всеми кинозвездами уже переспал и Феррари несколько раз в год меняет.
И вот сидит писатель, внутренне возмущается и хочет встать и сказать людям всю правду. А потом думает - ну зачем разочаровывать людей и лишать людей сказки, которая им так нравится?

Роль мифа, в основном, смыслообразующая. Он в определенном смысле, дает направление художественному или научному поиску

На самом деле, мифология – это достаточно интересная отрасль, которая и в наши дни не теряет своей актуальности. На самом деле, можно выделить массу причин, чтобы изучать мифологию и в наш век технологий, то тогда наша статья растянется очень сильно. Поэтому мы собрали для вас несколько направлений, которые смогут удовлетворить ваше любопытство.

Мифология – это интересно

знать мифы и мифологию современному человеку

Пожалуй – это самый незначительный, и, в то же время, самый значительный повод для изучения мифологии. Наши предки так ее и создавали, сочетая свое любопытство познания мира, окружающую среду и их явления с додуманными фактами.

Тоже самое касается и Тора. Наверняка многие из вас смотрели Мстителей и Тора, в частности. А ведь Тор – это один из самых именитых скандинавских богов. Что уж говорить о египетской культуре и мифологии, каждое упоминание которых уже влечет за собой какую-то тайну и интерес зрителя или читателя.

С другой стороны – это интересно и в плане истории. Наши предки, конечно, преувеличивали, но в целом они достаточно верно передавали легенды. И изучение мифологии дает читателям возможность погрузиться в те давние эпохи, почувствовать себя на месте древних людей, попытаться понять и их, и их жизнедеятельность. Говоря простыми словами, можно сравнить мифологию со сказками, только это сказки для взрослых.

Мифология, как способ решения проблем

Не просто так говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Так и с мифологией. На самом деле история показывает, что люди постоянно совершают одни и те же ошибки, которые повторяются из раза в раз.

Но вернемся к мифологии. В ее легендах можно отыскать истории, которые очень часто случаются и в наши дни. Например, похищение чужой жены. А ведь все началось давным-давно, когда Парис похитил жену Менелая, из-за чего разгорелась десятилетняя Троянская война, завершившаяся уничтожением целого государства.

И таких легенд можно привести еще массу. Мифология позволит вам разобраться в самом себе, в своем окружении и жизни. Ведь практически каждая из легенд имеет под собой какой-то скрытый смысл, подтекст, суть. Таким образом, сталкиваясь с той или иной жизненной ситуацией, вы уже будете знать, как стоит поступать, что делать и чего ожидать.

Мифология для обучения детей

Историческая ценность мифологии

Мифология является очень ценным достоянием, в историческом плане. Особенно это интересно тем, кто до сих пор не верит в теорию эволюции Дарвина, и пытается понять истинное происхождение человека на земле. И действительно, мифология – это не 100%-й вымысел. Как мы уже сказали в наших предыдущих статьях – это легенды, мудрость и способ восприятия людей в античности, которые они, по незнанию, облагали ложной информацией.

При этом, вы должны понимать, что наши предки не считали все это вымыслом. Для них все это было реальным. Но все это требует правильной трактовки, чтобы понять и выяснить истину. Например, у египтян кошка ассоциировалась с луной, и только недавно стало известно, почему. Так, например, луна светила ночью, а кошки прекрасно видели в темноте. Именно поэтому кошка считалась земным воплощением луны.

Или, к примеру, легенды о греческом Зевсе. Считалось, что он наказывает виноватых, ударяя их своей молнией. Собственно говоря, виноватые были во все времена, а в античности – и подавно. Так вот, вполне вероятно, что какого-то преступника ударила молния, и кто-то это увидел, после чего сразу сообщил другим людям о том, что преступника постигла небесная кара.

Самой же интересной, в этом плане, является славянская мифология. Пускай, о пантеоне языческих богов знают не многие, зато мифические персонажи отлично сохранились в русских народных сказках. Конечно, не стоит сразу судить о том, что лешие и водяные существовали на самом деле, но вполне вероятно, что их образы вполне могли быть с кого-то списаны.

На самом деле, в современном мире нельзя кому-то что-то навязывать, ибо большинство людей уже научились самостоятельно думать и понимать происходящее. Именно поэтому каждый из вас будет сам решать, стоит ли ему изучать мифологию или нет. Мы же хотим вам просто посоветовать. Начните с того, что вам ближе всего, а потом затянет так, что и оторваться не будет никаких сил. На этой ноте мы хотим завершить сегодняшнюю статью. Всем удачи и до новых встреч.

Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, Отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений.

Целью данной работы является рассмотрение значения мифов древности в современной культуре.

1. Значение мифов для древнего мира

Человечество, на ранней стадии развития, в форме мифов и преданий пыталось дать ответы на глобальные вопросы: как появился мир, возникла природа, животные и люди, тайны рождения и смерти. Также большое место занимают мифы о культурных достижениях людей: добывании огня, изобретения ремесел, земледелие и т.д. Миф служит для оправдания определенных общественных установлений, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический, то есть объяснение первоначала мира, происхождения природных и общественных явления сводилось к рассказу о том, кто кого породил. Как, например, в “Теогонии” Гесиода, “Илиаде” и “Одиссее” Гомера, и Книге Бытия у древних евреев.

Главное значение мифов состоит в том, что они были нацелены на установление гармонии между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, и таким образом обеспечивали согласие человеческой жизни.

Мир мифа всегда целостен, он есть мир, мир непрерывный и мир целый, где каждое воздействие на любую из составляющих влечёт за собой изменение всех других элементов. В то же время миф дискретен. Любой эпос говорит лишь о значимых событиях, опуская события малозначащие и маловажные. Точно так же география мифа дискретна, так как все события в мире Мифа происходят в опорных точках пространства, прочие же места для Мифа значения не имеют. Эту особенность мифологического сознания можно считать источником некоторых анахронизмов в мифе. Например, друид Мирддин Эмрис может жить раньше легендарного короля Артура, одновременно с ним и быть учителем этого героя, и жить через сотню лет после смерти Артура. То же происходит и с другими историческими личностями – бардом Талиесином. Нас это может коробить, но эти анахронизмов естественны для мифа. В конце концов, миф живёт по своим собственным законам, и, поскольку некоторая историческая личность органично вписывается в ткань Мифа, постольку она, эта личность, обязана пребывать там, а не в тех местах и временах, которые им назначили. Всякий человек, живущий в Мифе, относится к миру как к единому целому. Такова основная черта, отличающая сознание мифологическое от нашего, обыденного и прагматичного. Вне мира не существует ничего. Следовательно, и человек не существует вне мира. Однако мир человека – не только всё окружающее, это ещё и род, и земля, где он рождён. Человек вне рода – не человек. Он даже не животное, ибо всякое животное тоже существует внутри своего рода. Человек, не способный перечислить своих предков до четвёртого колена, достоин осмеяния. Человек, не гордящийся своими славными предками, не достоин доброго слова.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Род человека неотделим от мира. Род человека – это и славные предки тоже, но главное – это родовая удача, это все те, кто стоят за спиной героя и поддержат его в трудное время. Поэтому любой человек Мифа, отвечая на вопрос “Как тебя зовут?”, скажет: “Люди зовут меня таким-то из рода таких-то, из земли такой- то”. Мир действует на человека не только непосредственно, через физические воздействия типа зимних морозов или летней жары. Воздействие мира Мифа существенно шире, поскольку всякое проявление внешнего мира содержит, кроме видимых явлений (ворон уселся на ветку священного дуба, собака лает на пустое место) ещё и некий тайный смысл. Отсюда следует твёрдая убеждённость человека Мифа в том, что по полёту птиц можно предсказать будущее, что уроненное с пиршественного стола подбирать никак нельзя и так далее. Отсюда следуют личные и массовые видения, которые посещали людей слишком часто для того, чтобы рассказы о них можно было считать пустой выдумкой малограмотных хронистов.

2. Значение мифов древности для современного мира

Интерес к мифам древнего мира не угасает на протяжении многих столетий. Значение мифов в современном мире неоценимо, они дают нам возможность узнать и изучить образ жизни древних людей, способ их мышления, их культуру. Мифы помогают нам погрузится в фантастический мир древнего человека.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности.

Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Зачастую в обыденной речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят о “титанической борьбе”, “яблоке раздора”, “паническом страхе”, “олимпийском спокойствии”, “ахиллесовой пяте”. Употребляя эти метафоры, многие не в состоянии точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с образами древнегреческой мифологии. Знание античной мифологии совершенно необходимо преподавателям истории, языка и литературы, философии, искусствоведческих дисциплин, а также студентам соответствующих специальностей.

Знакомство с содержанием мифологии не только расширяет кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение читателю. В свое время Маркс писал: “Мужчина не сможет снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка. И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той ступенью, на которой оно выросло”.

Заключение

Миф – это понятие имеет в обыденном и культурном языке три значения: 1) древнее предание, рассказ; 2) мифотворчество; 3) особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное. Мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей, в механизмах социальной регуляции поведения, формах и способах мировидения. Носителями политических мифов вполне могут быть и современные образованные люди.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Миф, верят ли в него в буквальном смысле или нет, воспринимается с религиозной серьезностью либо как исторический факт, либо как мистическая истина. Типичная тема мифа трагична, а его персонажи склонны сливаться со стабильными личностями сверхъестественного характера. Два божества, в какой-то степени подобные друг другу, становятся отождествляемыми; они превращаются в одного бога с двумя именами. Эти имена могут становиться простыми эпитетами, связывающими этого бога с различными культами. С другой стороны, миф, по крайней мере, в его наиболее значительном виде, это постижение естественных конфликтов, человеческого желания, расстроенного нечеловеческими силами, вражеским гнетом или противоположными желаниями; это история рождения, страсти и поражения, наступающего со смертью, которая является уделом всех людей.

Читайте также: