Какие проявления экстремизма можно встретить в школе

Обновлено: 05.07.2024

Должны ли школы знакомить учеников с этим явлением? И в какой форме?

В современном мире проблема экстремизма стоит остро. Новостные ленты пестрят описанием происходящего почти каждый день. И именно молодёжь чаще подвержена вовлечению в ряды экстремистов, поэтому среди детей и подростков необходима разъяснительная работа по этому поводу.

Профилактика экстремизма в молодежной среде — это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Что такое экстремизм

История человечества насчитывает множество войн, к примеру, за последние пять тысяч лет зафиксировано около 15000, в которых погибло несколько миллиардов человек. Борясь с фашизмом в годы Второй мировой войны наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн, наступит удивительное время всеобщего братства, и конечно же не будет фашистов. Победа была одержана, но мир так и не наступил.В мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как экстремизм, как проявление фашизма.

Подростки в зоне опасности

Наиболее опасным для начала экстремистской активности является возраст от 14 до 22 лет. В этот период происходит наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни.

Им нужен круг общения, они ищут лидеров. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Как распознать подростка под влиянием радикалов

Вот некоторые, наиболее часто встречающиеся признаки того, подросток попал под влияние экстремистской идеологии:

Что делать взрослым?

Если есть подозрение, что подросток попал под влияние экстремистской организации, не следует паниковать. Нужно быстро и решительно действовать:

Примером непродуманной акции, в ходе которой взрослые хотели выяснить отношение к экстремизму детей явился объявленный конкурс листовок проведённый в одной из школ Тюмени. Второклассникам дали задание нарисовать листовки, посвященные антиэкстремистским и антиттеррористическим темам. Всё бы ничего, но ученики начальных классов не знают о таких преступлениях, а их родители не понимают, как это объяснить восьмилетним детям.


о принятых мерах по предупреждению противоправного поведения со стороны учащихся в школе, профилактике экстремистских проявлений, совершенствованию правосознания и правовой культуры несовершеннолетних.

В школе создана система воспитательно-профилактической работы, которая в целом позволяет успешно решать вопросы снижения уровня подростковой преступности. Она предусматривает аналитико-диагностическую деятельность, организацию внеучебной занятости школьников, усиление идеологической и социально-педагогической составляющих воспитательного процесса. Профилактическая работа в школе включает в себя: проведение декад правовых знаний, бесед по правовой тематике; тематические классные часы; организацию школьных праздников; сотрудничество с ОПДН; функционирование Совета по профилактике преступлений и правонарушений, школьной службы примирения.

С целью профилактики национального и религиозного экстремизма, формирования толерантного сознания и поведения согласно

запланированы и проведены мероприятия:

-Моя малая Родина,

-Дела человека красят,

- Права и обязанности,

-Привычки хорошие и плохие,

- Герои земли Русской,

- Символы русского государства,

-Конституция. Право. Законы,

-Что значит быть гражданином России?,

- Причины и профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Стало традиционным проведение открытых часов общения :

В станице Ивановской работает краеведческий музей. Целью деятельности музея является приобщение школьников к культурному наследию разных народов с помощью музейных экспонатов. В музее проводится работа по пополнению количества музейных экспонатов и материала, посвященных национальным культурам проживающих в станице.


В школе ведется работа по формированию методического материала по противодействию экстремистским проявлениям среди воспитанников: методические разработки, сценарии, памятки, листовки.

Ведется мониторинг изучения интересов и потребностей учащихся школы:

- изучение национального состава класса и школы, его особенностей;

- иагностическая работа (социологический опрос) с целью изучения психологических особенностей личности учащихся и выявление уровня толерантности;

- выявление проблемных детей склонных к непосещению занятий, уклонению от учебы, допускающих прогулы, грубость с педагогами и сверстниками, недисциплинированность, склонных к участию в неформальных молодежных группировках;

- выявление учащихся, склонных к совершению правонарушений, преступлений, и детей, находящихся без контроля родителей во второй половине дня.

В школе ведётся мониторинг учащихся группы риска. С детьми, стоящими на всех видах учёта, постоянно проводятся индивидуальные беседы классными руководителями. По мере необходимости посещаются семьи, проводится работа с родителями.

В школе работает Совет по профилактике правонарушений среди учащихся.

Ежемесячно в школе проводятся заседания Совета по профилактике правонарушений среди учащихся. На Совете рассматриваются вопросы, связанные с поведением учащихся на уроках и во внеурочное время, пропуски уроков без уважительной причины, успеваемость, опоздания.

Работа Совета по профилактике правонарушений среди учащихся строится в тесном контакте с сельской администрацией. Совместно с членами родительских комитетов, инспектором ОПДН посещаются неблагополучные семьи, проводятся беседы.

Проводится работа с родителями:

-классные родительские собрания по вопросам воспитания культуры толерантности: "Формирование толерантного поведения в семье",

-индивидуальные консультации для родителей.

Регулярно (1 раз в четверть) проводятся учебно - тренировочные занятия с педагогическим составом и обучающимися школы по эвакуации из здания школы на случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Заместитель директора по ВР Сивостьянова И.В.


Памятка родителям

по профилактике экстремизма

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

- Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:

а) его ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант - нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Будьте более внимательны к своим детям!

Памятка:

Профилактика экстремизма

в подростковой среде

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Экстремизм - это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.

2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых , экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых , экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих , экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых , экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.


Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

1. Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;

2. Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;

3. Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;

4. Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.

5. Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;

6. Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;

7. Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.

8. Создание условий для снижения агрессии, напряженности;

9. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).



Отношение подростков к экстремизму

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №82 имени Ф.И.Дубовицкого

2 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №82 имени Ф.И.Дубовицкого


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире все чаще можно столкнуться с действиями, далекими от обычных общепринятых, связанными с непринятием существующего государственного или общественного порядка, осуществляемыми в незаконных формах. Иногда такие действия могут стать массовыми и нанести огромный ущерб обществу, религии, экономике и политике страны.

В 5 части 13 статьи Конституции РФ записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.

В настоящее время основной формой деятельности, подрывающей безопасность государства и его жителей, является размещение экстремистских материалов в сети Интернет. Неоднократно в социальных сетях я натыкался на закрытые группы, пропагандирующие экстремистские действия, направленные на возбуждение ненависти, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения и отношения к религии, в которые вступали мои знакомые и друзья. Это такие группы, как: ZABIV, Юность на поляне, Сумасшедший Офник, ULTRAPIR и тому подобное. Под влиянием социальных и иных факторов в подростковой среде формируются радикальные взгляды и убеждения на недостатки политики, экономики и социальной структуры страны. Таким образом, подростки пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

Цель: изучить отношение учащихся МОУ СОШ №82 к проблеме экстремизма.

Предмет исследования: отношение подростков к экстремизму

Методы исследования:

Теоретический: изучение и анализ литературы и интенет-ресурсов;

Эмпирический: социологический опрос-анкетирование, сравнение показателей каждой параллели.

Составить анкеты для проведения опроса;

Организовать и провести качественный анализ результатов;

Глава 1. Экстремизм в подростковой среде

Экстремизм (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) — приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике).

Экстремизм в России - это и ложные обвинения лиц, занимающих государственные посты, нарушение прав граждан в зависимости от их национальной, религиозной и т. д. принадлежности, воспрепятствование осуществлению избирательных прав и т.д.

Экстремистское сообщество - организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений.

Преимущественно групповой характер подросткового экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность

1.2. Виды экстремизма

Политический – крайние взгляды в отношении политической системы. Непримиримость к иным политическим партиям.

Националистический – радикальные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы.

Религиозный – пропаганда истинности одного вероучения; стремление к устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления.

Экологический – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений.

Антиглобалисткий – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве.

Моральный – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения определенного типа, Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия.

Подростково-молодежный – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на принципах силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.

1.3. Статистика экстремистских объединений

Распространение молодежного и подросткового экстремизма - одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских подростковых и молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек, на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных и подростковых объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность.

В среднем до 80 % участников группировок экстремистской и террористической направленности составляют молодые люди в возрасте от 13 до 18 лет.

1.4. Кто обычно попадает под влияние экстремистских группировок и каковы причины роста возникновения экстремистского поведения?

Мотивами вступления в экстремистские группы являются:

направление на активную деятельность

стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения

ориентация на агрессивное поведение,

стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, ведение партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения и т.д.

В перечень основных причин роста экстремистского поведения подростков исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а, следовательно, и сравнительно невысокий социальный статус. Подросткам свойственна психология подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и подросткового экстремизма.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская группировка, неформальное объединение, политическая радикальная организация.

Следует отметить, что необходимо большее внимание детям и подросткам по двум причинам:

Агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то, может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно, чем скорее начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни;

Серьёзные формы насилия, распространённые среди подростков, причиняют вред большему количеству людей.

1.5. Основные особенности экстремизма в подростковой среде

Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения подростка и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, согласием с государственными институтами.

Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

1.6. Уголовная ответственность на территории РФ за экстремистскую деятельность

В России запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Чаще всего граждане РФ подвергаются уголовному преследованию за:

призывы к экстремистской деятельности;

оправдание терроризма и экстремизма;

оскорбление чувств верующих;

демонстрацию запрещенной символики;

распространение экстремистских материалов.

Глава 2. Практическая часть (основная)

Нами были получены следующие результаты:

Достаточно большое количество учеников считают, что экстремизм – это способ восстановить справедливость или допустимость крайних мер, что не совсем верно. (Приложение 2)

Вывод: учащиеся имеют недостаточное представление о значении слова экстремизм. И по собственному не знанию, могут оказаться вовлечены в данные организации.

3. Большинство учащихся всех параллелей считают, что экстремизм возникает из-за социально-экономических недовольств народа и подсознания людей. (Приложение 4)

4. Больше половины учащихся считают проблему экстремизма не актуальной, но все же количество учащихся, думающих обратно тоже велико, разница настолько незначительна, что мы можем сказать о равенстве учеников, не считающих проблему экстремизма актуальной и считающих. (Приложение 5)

Вывод: учащиеся не знают, о том, что борьба с экстремизмом в нашей стране одна из главных проблем государства.

5. Для 95% учащихся нашей школы не важна национальность человека, и она никак не влияет на отношение к людям, но все же есть люди, которым национальность знакомого или друга важна, в основном это в 8 и 10-х классах, а вот в 9-х классах национальность человека при выборе друга не имеет никакого отношения. (Приложение 6)

Вывод: риск возникновение экстремизма на национальной почве, среди учащихся МОУ СОШ № 82, не велик.

6. 41% учащихся хотя бы 1 раз доводилось сталкиваться с проявлением экстремизма, а 12% сталкиваются часто, и они в будущем могут быть вовлечены в экстремистскую деятельность. (Приложение 7)

Вывод: данные ученики могут оказывать влияние на своих друзей или призывать их к экстремистской деятельности.

2.2 Заключение (выводы)

Большинство учащихся имеют неполное или ложное представление о причинах формирования экстремизма в современном обществе. Также они не знают, что борьба с экстремизмом в нашей стране одна из главных проблем государства.

Однако, по результатам анализа данных опроса можно сделать вывод, что большая часть опрошенных не считает нужным проводить профилактические работы в стенах образовательного учреждения.

Список литературы

Профилактика экстремизма в подростковой среде

Понятие и сущность экстремизма в Российской Федерации

Понятие экстремизма. Административная и уголовная ответственность за экстремизм.

Приложение 1

1. Что такое экстремизм?

а) Один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государств;

б) Пропаганда насилия;

в) Способ восстановить справедливость;

г) Допустимость использования крайних мер.

2. Кому принадлежит особая роль в профилактике экстремизма?

б) образовательному учреждению;

в) правительству страны;

г) комплексная работа.

3. Какова причина возникновения экстремизма?

А) религиозные течения;

Б) подсознания людей;

В) социально-экономическое недовольство народа;

Г) финансовые проблемы.

4. Считаете ли Вы проблему экстремизма актуальной для Российской Федерации?

б) Нет, не считаю.

5. Влияет ли для Вас национальность на отношение к человеку?

б) Не одобряю плохого отношения к другим национальностям’;

в) Мне безразлично.

Приложение 1

6. Какие проявления экстремизма кажутся Вам наиболее опасными для общества?

a ) Политические убийства, физические расправы;

б) Осквернение, разрушение памятников, могил, организация массовых драк;

в) Унижения, оскорбления, угрозы в адрес людей других национальностей, вероисповеданий;

г) Призывы к запрету существующих партий и движений.

7. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?

а) Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений;

б) Способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма;

в) Либеральные, предполагающие лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры.

8. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?

а) Сталкиваюсь достаточно часто;

б) Сталкивался(ась) несколько раз;

в) Сталкивался(ась) однажды;

г) Не приходилось сталкиваться.

9. Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?

а) Сталкиваюсь достаточно часто;

б) Сталкивался(ась) несколько раз;

в) Сталкивался(ась) однажды;

г) Не приходилось сталкиваться.

Приложение 1

10. Знаете ли вы, что Конституция РФ закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др?

б) Нет, так как никогда не читал(а) Конституцию;

в) Нет, никогда не обращал(а) на это внимание;

г) Мне все равно, что там написано.

11. Есть ли среди твоих друзей, те, кто придерживается экстремистских взглядов?

12. Имеет ли для тебя значение национальности при выборе друзей?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой подробный конспект классного часа на тему "Проявления экстремизма в молодежной среде".

Классный час на тему

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

формирование умения определять границы толерантности.

Подготовительная работа:

Разделить класс на 4 группы.

На каждого человека листок и ручка для теста.

Ведущий: В последнее время в обществе нарастает социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.

Первое задание в группах: ответьте на вопрос, что такое экстремизм в вашем понимании?

Время обсуждения 1-2 мин.

Выслушаем ответы групп по очереди.

1, 2, 3, 4. … Спасибо за ваши размышления.

Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму:

СЛАЙД2. Экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам.

Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:

а) они не только используются в качестве способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.

а) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности Российской Федерации;

- захват или присвоение власти;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;

- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни,

- унижение национального достоинства ;

- применение угрозы или насилия в отношении представителя государственной власти или его близких;

- нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;

- создание и (или) распространение печатных, аудиовизуальных и иных материалов (произведений);

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его деятельности либо из мести;

б) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики,

в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности,
г) финансирование указанной деятельности, содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий.

СЛАЙД7 – заставка.

Кроме этого существует такое понятие, как экстремальное поведение или экстремистские группировки.

Второе задание в группах: подумайте, в каких формах экстремизм может проявляться в жизни подростков и молодежи: какие виды экстремального поведения и экстремистские группировки вы знаете?

Высказываются.

Здесь можно назвать и бездомных, социальных сирот – это группы риска, из которых вырастает молодежь, склонная к экстремистским действиям.

Давайте посмотрим, какие молодежные группировки считаются экстремистскими.

ФАНАТЫ БОЛЕЛЬЩИКИ Не каждый спортивный болельщик является экстремистом, а Фанаты, испытывающие агрессию, несущие разрушения из чувства превосходства и гордыни.

СЛАЙД 9, 10 примеры того, как агрессивные спортивные фанаты несут разрушения.

СЛАЙД 11 счастливые, мирные Болельщики.

СЛАЙД 14 Адепты откровенных сатанистских сект поклоняются и служат злу и, негативно относятся ко всем традиционным религиям. Ключевой признак этих культов – все сатанистские и демонические вероучения считают, что объект их поклонения является в мире основной причиной зла и смерти, что особенно для них характерно, ненавидят православие.

СЛАЙД 15 ЭМО Внешний вид: черные длинные волосы, большая крашеная чёлка, различного рода металлические украшения, неформальная одежда. Депрессия, самоуничтожение, протест против взрослых. Выражается протест в суицидальном поведении. Авторитет имеют те представители ЭМО, которые имели большее количество попыток суицида. Сегодня культ эмо уже не актуален, но ему на смену пришли группы смерти, целые сообщества в соцсетях, которые имеют тысячи последователей.

СЛАЙД 16, 17 На территории РФ действует ряд молодёжных организаций и партий, в отдельных акциях которых усматриваются признаки экстремистской деятельности.

Например, Национал-большевистская партия. Сущность идеологии: «Испепеляющая ненависть к античеловеческой системе либерализма, демократии, капитализма. Человек восстания, национал-большевик видит свою миссию в разрушении системы до основания.

Третье задание в группах: попытайтесь ответить на вопрос, почему молодежь присоединяется к экстремистским направлениям?

ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Итак, сделаем вывод, почему молодежь присоединяется к экстремистским направлениям?

Причин множество, у каждого адепта она своя, но психологи выделяют основные, к которым относятся: СЛАЙД 18.

Читайте также: