Анализ опытно экспериментальной деятельности в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач:
- Формировать способность видеть многообразие мира
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
- Развивать речь
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность

Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт- эксперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.

- красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому подобное
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого обьекта о его взаимоотношениях с другими обьектами и средой обитания Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем то таким , с чем бы он возможно не столкнулся в быту.

Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

Так же дети с удовольствием проводят опыты с обьектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений:
- случайные подготовки не требует
- запланированные-начинаются с выбора объекта, постановки задач.

Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

Цель: анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

  • изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
  • проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
  • определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;
  • определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
  • - председатель комиссии: заведующий МБДОУ Ярышева К.П. (Я) ;
  • - члены комиссии:

- старший воспитатель высшей квалификационной категории Рубцова М.В. (Р) ,

- председатель профсоюза воспитатель I квалификационной категории Грузинова Т.И. (Гр) ,

- педагог-психолог I квалификационной категории Голик И.В. (Го) ,

- педагог дополнительного образования I квалификационной категории Чижевская Е.В. (Ч) .

Методика организации контроля

Создание условий в ДОУ для проведения работы:

  • методическое обеспечение;
  • уровень доступной материально-технической базы;
  • наличие тематической литературы, соответствующей возрастным потребностям воспитанников;
  • развивающая предметно-пространственная среда (РППС)

Проверка методического обеспечения, организации РППС; анализ условий организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности

Оценка планирования НОД и вне занятий

Просмотр документов календарного и перспективного планирования

Оценка профессионализма педагога

Наблюдение за ходом организации режимных моментов; анкетирование; анализ профнавыков

Оценка работы с родительской общественностью

Анализ информационной среды

Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Критерий анализа (материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования)

Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.)

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.)

Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.)

Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств

Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке

Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр.

Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства

Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности

Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы

Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня

Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты)

Планирование экспериментальной работы на прогулках

Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной)

Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам

Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность

Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности

Ведется фиксация результатов детского экспериментирования

Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Степень владения умением

Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство

Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему

Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме

Прогнозировать средства и методы исследования

Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования

Находить и применять соответствующие методики исследования

Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты

Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения

Рефлексировать по итогам исследовательской работы

Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей

Перечень профессиональных знаний и умений

Знание терминологии познавательной деятельности

Знание этапов исследования

Знание методов и приемов поисково-познавательной деятельности

Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы

Умение решать проблемные педагогические ситуации

Умение целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду

Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане

Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности

Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Формы работы с родителями

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды

Совместное детско-взрослое творчество

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность

Форма подачи материала

Информационные буклеты, памятки

Выставки продуктов детской деятельности

Востребованность предлагаемого материала родителями

Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Старший воспитатель Рубцова М.В.

Заведующий Ярышева К.П.

- председатель комиссии: заведующий МБДОУ Ярышева К.П.;

- члены комиссии: старший воспитатель высшей квалификационной категории Рубцова М.В., председатель профсоюза воспитатель I квалификационной категории Грузинова Т.И., педагог-психолог I квалификационной категории Голик И.В., педагог дополнительного образования I квалификационной категории Чижевская Е.В.

Цель: анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

  • изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
  • проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
  • определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;
  • определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Для проведения тематической проверки был составлен план, в котором были предусмотрены вопросы подлежащие контролю.

Основные методы проверки:

  1. Проверка методического обеспечения.
  2. Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
  3. Просмотр документов календарного и перспективного планирования.
  4. Собеседования с воспитателями.
  5. Наблюдение за занятиями, проведение бесед, игр, участие в режимных моментах.
  6. Изучение взаимодействия с родителями.

В ДОУ создана система безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание ребенка в течение дня.

Учреждение отвечает санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству ДОУ, определённым Министерством образования.

Анализ календарных планов показал, что педагоги планируют экспериментальную работу с дошкольниками в течение дня, но недостаточно. Воспитатели групп организуют опыты-наблюдения, игры-эксперименты, исследовательскую деятельность, учитывая особенности детей в группах. Не всегда есть чёткое понимание цели и задач проводимой экспериментальной деятельности. Воспитатели используют опытно-экспериментальную деятельность во всех группах в режимных моментах и на прогулке - активно наблюдают, проводят простейшие опыты и эксперименты, непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого и детей (беседы и наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на темы познавательного блока, дидактические и подвижные игры, опыты, досуги, труд в уголке природы др.). Однако необходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов не фиксируются в дневниках наблюдений. Также в планах воспитателей не отражена самостоятельная экспериментальная деятельность детей, метод проектов прослеживается нечетко, воспитатели недостаточно используют РППС для этой деятельности.

С целью выявления навыков самостоятельной экспериментальной деятельности с детьми старшей и подготовительной к школе группы была проведена беседа.

Вопросы беседы следующие:
1. Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
2. С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
3. Тебе нравится проводить опыты? Почему?
4. Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём.
5. Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
6. С кем ты любишь исследовать?
7. Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

В средних группах материалы для экспериментирования есть в достаточном количестве, но воспитатели недостаточно поддерживают интерес детей к экспериментированию.

Младшие группы недостаточно расширяют тематику экспериментальной деятельности.

В ходе контроля по третьему вопросу проведен опрос педагогов с целью диагностирования уровня профессионального мастерства по организации познавательно-исследовательской деятельности, выявлено, что воспитатели всех возрастных групп ведут перспективные и календарные планы. В них они отражают работу по познавательно-исследовательскому развитию детей в организованной деятельности (занятия, игры), но недостаточно; в совместной деятельности педагогов и детей, практически все педагоги умеют решать проблемные педагогические ситуации в ходе организации познавательно-исследовательской деятельности, педагоги понимают, как правильно оформлять РППС, с небольшими пожеланиями. Однако не все педагоги владеют терминами, методами и приемами познавательно-исследовательской деятельности, не все умеют грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане, грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать четкие вопросы. Анкетирование показало, что не все воспитатели оценивают свои знания объективно, у многих оценка завышена.

Хочется отметить, что все педагоги готовы постоянно учиться и развивать себя, шагать в ногу со временем.

В подготовительной к школе группе проводились опыты и эксперименты с различными жидкостями и водой, магнитами, природными материалами; дети рассказывали о результатах исследования, анализировали и систематизировали полученные знания в ходе экспериментальной работы, хотя некоторые дети не могли сформулировать свою мысль, воспитатели брали инициативу в свои руки, а воспитанники были наблюдателями.

В старшей группе дети принимают участие в экспериментировании с красками, исследованиях цвета и его оттенков, но нуждаются в помощи взрослого, педагог сам в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы. Необходимо строить исследовательскую деятельность так, чтобы дети сами делали умозаключения, излагали свои мысли, проявляли инициативу и желание участвовать в практической деятельности.

В средних группах дети принимают участие в экспериментировании, исследованиях, которые предлагает педагог, но нуждаются в помощи взрослого, педагоги в речи отражают ход и результат экспериментирования, учат задавать вопросы.

Проверка по четвертому вопросу показала, что воспитатели планомерно ведут работу с родителями по разным направлениям – оформление наглядной информации, консультирование, беседы по темам сохранения здоровья детей, безопасности, речевого, художественно-эстетического развития детей; родители участвуют в проектной деятельности, досуговой деятельности, выставках творчества (конкурсы рисунков, поделки из природного и подручного материала, декоративно-прикладное творчество). Но крайне недостаточно освещаются вопросы экспериментально-поисковой деятельности во всех группах, в планах работы с родителями эта тема также мало затрагивается, уровень знаний родителей по проблеме детского экспериментирования не повышается .

Выводы. В ходе проверки выявлено:

1. Опытно-экспериментальная деятельность проводится, проводится на достаточном и хорошем уровне, но нерегулярно. Хотя, как диктует ФГОС ДО, экспериментирование должно стать нормой жизни детей, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления дошкольника с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

2. Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что в планах воспитательно-образовательного процесса недостаточно планируется работа по контролируемому вопросу; работе с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей педагоги уделяют мало внимания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

по итогам тематического контроля

Задачи контроля :

1. Дать оценку профессиональной деятельности воспитателей в организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

2. Изучить предметно-пространственную развивающую среду в группах и в Игротеке для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

3. Выявить эффективность планирования работы воспитателями образовательной деятельности для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста.

4. Оценить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста.

Нормативное основание: Годовой план работы на 2020-2021 учебный год, Положение о контрольной деятельности ДОУ

Методы контроля :

1. Изучение развивающей предметно-пространственной среды в группах

2. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы

3. Наблюдение и анализ за организованной деятельностью воспитателя и детей.

4. Изучение документации по работе с родителями в группах

Сроки проведения : с 07 декабря по 18 декабря 2020 года

Ответственные лица :

Гатова Н.Ю. – старший воспитатель;

Денисова О.П. – воспитатель;

Лобанова Е.С.- воспитатель;

Гевейлер Ю.П. – музыкальный руководитель.

План - программа проведения тематического контроля

Профессиональная деятельность воспитателя

Организация педагогического сопровождения воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

С 16.12 по 18.12.2020г.

Ст. воспитатель Гатова Н.Ю.

Наличие условий для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

Эффективность планирования работы воспитателями образовательной деятельности для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

Работа с родителями

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

Воспитатель: Лобанова Е.С.

1 вопрос контроля Профессиональная деятельность воспитателя

Анализ просмотренных ООД с элементами экспериментирования показал высокий уровень владения методикой проведения таких видов занятий, были даны незначительные замечания и рекомендации для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса:

- продумывать вводную часть - для чего я это делаю, зачем мне это нужно (в младшей и средней группах мотивация, в подготовительной группе - проблемная ситуация) и рефлексию (в младшей и средней группах рефлексия настроения и эмоционального состояния, в подготовительной группе – рефлексия деятельности)

- соблюдать этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками, временные границы образовательной деятельности

- предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение

- использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

2 вопрос контроля Создание условий

Денисова О.П. анализировала условия для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности. Проводился анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей в группах, в Игротеке. В ДОУ был организован конкурс уголков по экспериментированию. Очень ответственно, проявив свои творческие способности, отнеслись к оснащению центров в рамках конкурса воспитатели младшей и подготовительной групп – заняли победу в данном конкурсе. Благодаря конкурсу содержание экспериментальных уголков значительно пополнилось. В ходе бесед с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования.

1. Пополнить центры естественно – научных представлений оборудованием из расчета по количеству на подгруппу детей для организации практической деятельности.

2. Младшей группе оформить правила безопасности и техники организации деятельности в экспериментальном уголке

3. Средней группе дополнить центр энциклопедической литературой

4. Старшей группе дополнить центр лабораторным материалом в соответствии с перечнем

- вести качественно календарь природы - старшей группе – его изготовить

-пополнять центр экспериментирования приборам , элементарными устройствами, макетами, моделями для демонстрации каких-либо явлений, свойств

- обеспечить сменяемость атрибутов и материалов в соответствии с темой недели или направления экспериментирования

3 вопрос контроля Планирование работы

Анализ календарных и комплексно-тематических планов позволил сделать следующие выводы: Планирование работы воспитателями познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста происходит с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня развития детей группы. В рамках образовательной деятельности планируется детское экспериментирование в старшей и подготовительной группах. В старшей группе тема ОД – повторяется 2-3 недели. Отмечается ежедневное планирование на прогулке простейших опытов и экспериментов; наблюдений в природе, наблюдений за растениями, животным миром, наблюдений за людьми, организации экологической работы, труда в природе, а также целевых прогулок и подвижных игр. В утреннее и вечернее время планируются беседы, игры-эксперименты, работа в уголке природы, исследовательская деятельность. Во всех группах систематически планируются дидактические игры познавательной направленности.

• Обратить внимание на систему тематического планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению, также продумывать самостоятельную экспериментальную деятельность детей.

• При планировании непосредственно образовательной деятельности учитывать тематику недели, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

• Разработать план проектной деятельности (в группах раннего возраста и младший - 1 раз в год, в средний группе – 1-2 раза в год, старшие и подготовительные к школе группы -. 2-3 раза в год) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.

4 вопрос контроля Работа с родителями

2. Воспитателям всех возрастных групп запланировать и провести дистанционные формы работы с родителями по познавательно – исследовательской деятельности с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карты помогут старшему воспитателю провести контроль по экспериментированию - тематический, оперативный, предупредительный.

План-задание к тематической проверке

Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Основными задачами контроля яв­ляются:

изучить условия, созданные в груп­пах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

определить эффективность рабо­ты педагогов по организации и руко­водству опытно-экспериментальной деятельностью;

проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей;

, ■ определить место познавательно-исследовательской деятельности до­школьников в планах воспитательно-образовательной работы;

■ определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Сроки проведения:

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

анкета для педагогов (приложение 1);

диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей (приложение2);

карта анализа условий для организации по­знавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей (приложение 3);

карта проверки плана воспитательно-образо­вательной работы (приложение 4);

карта проверки наглядной информации для ро­дителей по проблеме "детское экспериментиро­вание" (приложение5);

карта анализа занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности (прило 6);

Читайте также: