Анализ опытно экспериментальной деятельности в детском саду
Обновлено: 02.07.2024
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.
Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач:
- Формировать способность видеть многообразие мира
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
- Развивать речь
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность
Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт- эксперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.
В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.
Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.
- красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому подобное
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого обьекта о его взаимоотношениях с другими обьектами и средой обитания Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем то таким , с чем бы он возможно не столкнулся в быту.
Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.
Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.
Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.
Так же дети с удовольствием проводят опыты с обьектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас.
В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.
В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.
Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.
Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений:
- случайные подготовки не требует
- запланированные-начинаются с выбора объекта, постановки задач.
Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.
Цель: анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
- изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
- проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
- определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;
- определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
- - председатель комиссии: заведующий МБДОУ Ярышева К.П. (Я) ;
- - члены комиссии:
- старший воспитатель высшей квалификационной категории Рубцова М.В. (Р) ,
- председатель профсоюза воспитатель I квалификационной категории Грузинова Т.И. (Гр) ,
- педагог-психолог I квалификационной категории Голик И.В. (Го) ,
- педагог дополнительного образования I квалификационной категории Чижевская Е.В. (Ч) .
Методика организации контроля
Создание условий в ДОУ для проведения работы:
- методическое обеспечение;
- уровень доступной материально-технической базы;
- наличие тематической литературы, соответствующей возрастным потребностям воспитанников;
- развивающая предметно-пространственная среда (РППС)
Проверка методического обеспечения, организации РППС; анализ условий организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности
Оценка планирования НОД и вне занятий
Просмотр документов календарного и перспективного планирования
Оценка профессионализма педагога
Наблюдение за ходом организации режимных моментов; анкетирование; анализ профнавыков
Оценка работы с родительской общественностью
Анализ информационной среды
Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Критерий анализа (материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования)
Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.)
Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.)
Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.)
Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств
Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности
Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования
Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке
Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр.
Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.
Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства
Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности
Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы
Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня
Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты)
Планирование экспериментальной работы на прогулках
Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной)
Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам
Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность
Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности
Ведется фиксация результатов детского экспериментирования
Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Степень владения умением
Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство
Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности
Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки
Выбирать и обосновывать исследовательскую тему
Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме
Прогнозировать средства и методы исследования
Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования
Находить и применять соответствующие методики исследования
Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты
Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения
Рефлексировать по итогам исследовательской работы
Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей
Перечень профессиональных знаний и умений
Знание терминологии познавательной деятельности
Знание этапов исследования
Знание методов и приемов поисково-познавательной деятельности
Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы
Умение решать проблемные педагогические ситуации
Умение целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду
Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане
Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности
Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Формы работы с родителями
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды
Совместное детско-взрослое творчество
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность
Форма подачи материала
Информационные буклеты, памятки
Выставки продуктов детской деятельности
Востребованность предлагаемого материала родителями
Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Старший воспитатель Рубцова М.В.
Заведующий Ярышева К.П.
- председатель комиссии: заведующий МБДОУ Ярышева К.П.;
- члены комиссии: старший воспитатель высшей квалификационной категории Рубцова М.В., председатель профсоюза воспитатель I квалификационной категории Грузинова Т.И., педагог-психолог I квалификационной категории Голик И.В., педагог дополнительного образования I квалификационной категории Чижевская Е.В.
Цель: анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
- изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
- проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
- определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;
- определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
Для проведения тематической проверки был составлен план, в котором были предусмотрены вопросы подлежащие контролю.
Основные методы проверки:
- Проверка методического обеспечения.
- Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
- Просмотр документов календарного и перспективного планирования.
- Собеседования с воспитателями.
- Наблюдение за занятиями, проведение бесед, игр, участие в режимных моментах.
- Изучение взаимодействия с родителями.
В ДОУ создана система безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание ребенка в течение дня.
Учреждение отвечает санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству ДОУ, определённым Министерством образования.
Анализ календарных планов показал, что педагоги планируют экспериментальную работу с дошкольниками в течение дня, но недостаточно. Воспитатели групп организуют опыты-наблюдения, игры-эксперименты, исследовательскую деятельность, учитывая особенности детей в группах. Не всегда есть чёткое понимание цели и задач проводимой экспериментальной деятельности. Воспитатели используют опытно-экспериментальную деятельность во всех группах в режимных моментах и на прогулке - активно наблюдают, проводят простейшие опыты и эксперименты, непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого и детей (беседы и наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на темы познавательного блока, дидактические и подвижные игры, опыты, досуги, труд в уголке природы др.). Однако необходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов не фиксируются в дневниках наблюдений. Также в планах воспитателей не отражена самостоятельная экспериментальная деятельность детей, метод проектов прослеживается нечетко, воспитатели недостаточно используют РППС для этой деятельности.
С целью выявления навыков самостоятельной экспериментальной деятельности с детьми старшей и подготовительной к школе группы была проведена беседа.
Вопросы беседы следующие:
1. Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
2. С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
3. Тебе нравится проводить опыты? Почему?
4. Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём.
5. Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
6. С кем ты любишь исследовать?
7. Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?
В средних группах материалы для экспериментирования есть в достаточном количестве, но воспитатели недостаточно поддерживают интерес детей к экспериментированию.
Младшие группы недостаточно расширяют тематику экспериментальной деятельности.
В ходе контроля по третьему вопросу проведен опрос педагогов с целью диагностирования уровня профессионального мастерства по организации познавательно-исследовательской деятельности, выявлено, что воспитатели всех возрастных групп ведут перспективные и календарные планы. В них они отражают работу по познавательно-исследовательскому развитию детей в организованной деятельности (занятия, игры), но недостаточно; в совместной деятельности педагогов и детей, практически все педагоги умеют решать проблемные педагогические ситуации в ходе организации познавательно-исследовательской деятельности, педагоги понимают, как правильно оформлять РППС, с небольшими пожеланиями. Однако не все педагоги владеют терминами, методами и приемами познавательно-исследовательской деятельности, не все умеют грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане, грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать четкие вопросы. Анкетирование показало, что не все воспитатели оценивают свои знания объективно, у многих оценка завышена.
Хочется отметить, что все педагоги готовы постоянно учиться и развивать себя, шагать в ногу со временем.
В подготовительной к школе группе проводились опыты и эксперименты с различными жидкостями и водой, магнитами, природными материалами; дети рассказывали о результатах исследования, анализировали и систематизировали полученные знания в ходе экспериментальной работы, хотя некоторые дети не могли сформулировать свою мысль, воспитатели брали инициативу в свои руки, а воспитанники были наблюдателями.
В старшей группе дети принимают участие в экспериментировании с красками, исследованиях цвета и его оттенков, но нуждаются в помощи взрослого, педагог сам в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы. Необходимо строить исследовательскую деятельность так, чтобы дети сами делали умозаключения, излагали свои мысли, проявляли инициативу и желание участвовать в практической деятельности.
В средних группах дети принимают участие в экспериментировании, исследованиях, которые предлагает педагог, но нуждаются в помощи взрослого, педагоги в речи отражают ход и результат экспериментирования, учат задавать вопросы.
Проверка по четвертому вопросу показала, что воспитатели планомерно ведут работу с родителями по разным направлениям – оформление наглядной информации, консультирование, беседы по темам сохранения здоровья детей, безопасности, речевого, художественно-эстетического развития детей; родители участвуют в проектной деятельности, досуговой деятельности, выставках творчества (конкурсы рисунков, поделки из природного и подручного материала, декоративно-прикладное творчество). Но крайне недостаточно освещаются вопросы экспериментально-поисковой деятельности во всех группах, в планах работы с родителями эта тема также мало затрагивается, уровень знаний родителей по проблеме детского экспериментирования не повышается .
Выводы. В ходе проверки выявлено:
1. Опытно-экспериментальная деятельность проводится, проводится на достаточном и хорошем уровне, но нерегулярно. Хотя, как диктует ФГОС ДО, экспериментирование должно стать нормой жизни детей, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления дошкольника с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
2. Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что в планах воспитательно-образовательного процесса недостаточно планируется работа по контролируемому вопросу; работе с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей педагоги уделяют мало внимания.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
по итогам тематического контроля
Задачи контроля :
1. Дать оценку профессиональной деятельности воспитателей в организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста
2. Изучить предметно-пространственную развивающую среду в группах и в Игротеке для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста
3. Выявить эффективность планирования работы воспитателями образовательной деятельности для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста.
4. Оценить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста.
Нормативное основание: Годовой план работы на 2020-2021 учебный год, Положение о контрольной деятельности ДОУ
Методы контроля :
1. Изучение развивающей предметно-пространственной среды в группах
2. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы
3. Наблюдение и анализ за организованной деятельностью воспитателя и детей.
4. Изучение документации по работе с родителями в группах
Сроки проведения : с 07 декабря по 18 декабря 2020 года
Ответственные лица :
Гатова Н.Ю. – старший воспитатель;
Денисова О.П. – воспитатель;
Лобанова Е.С.- воспитатель;
Гевейлер Ю.П. – музыкальный руководитель.
План - программа проведения тематического контроля
Профессиональная деятельность воспитателя
Организация педагогического сопровождения воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста
С 16.12 по 18.12.2020г.
Ст. воспитатель Гатова Н.Ю.
Наличие условий для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста
Эффективность планирования работы воспитателями образовательной деятельности для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста
Работа с родителями
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста
Воспитатель: Лобанова Е.С.
1 вопрос контроля Профессиональная деятельность воспитателя
Анализ просмотренных ООД с элементами экспериментирования показал высокий уровень владения методикой проведения таких видов занятий, были даны незначительные замечания и рекомендации для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса:
- продумывать вводную часть - для чего я это делаю, зачем мне это нужно (в младшей и средней группах мотивация, в подготовительной группе - проблемная ситуация) и рефлексию (в младшей и средней группах рефлексия настроения и эмоционального состояния, в подготовительной группе – рефлексия деятельности)
- соблюдать этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками, временные границы образовательной деятельности
- предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение
- использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.
2 вопрос контроля Создание условий
Денисова О.П. анализировала условия для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности. Проводился анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей в группах, в Игротеке. В ДОУ был организован конкурс уголков по экспериментированию. Очень ответственно, проявив свои творческие способности, отнеслись к оснащению центров в рамках конкурса воспитатели младшей и подготовительной групп – заняли победу в данном конкурсе. Благодаря конкурсу содержание экспериментальных уголков значительно пополнилось. В ходе бесед с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования.
1. Пополнить центры естественно – научных представлений оборудованием из расчета по количеству на подгруппу детей для организации практической деятельности.
2. Младшей группе оформить правила безопасности и техники организации деятельности в экспериментальном уголке
3. Средней группе дополнить центр энциклопедической литературой
4. Старшей группе дополнить центр лабораторным материалом в соответствии с перечнем
- вести качественно календарь природы - старшей группе – его изготовить
-пополнять центр экспериментирования приборам , элементарными устройствами, макетами, моделями для демонстрации каких-либо явлений, свойств
- обеспечить сменяемость атрибутов и материалов в соответствии с темой недели или направления экспериментирования
3 вопрос контроля Планирование работы
Анализ календарных и комплексно-тематических планов позволил сделать следующие выводы: Планирование работы воспитателями познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста происходит с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня развития детей группы. В рамках образовательной деятельности планируется детское экспериментирование в старшей и подготовительной группах. В старшей группе тема ОД – повторяется 2-3 недели. Отмечается ежедневное планирование на прогулке простейших опытов и экспериментов; наблюдений в природе, наблюдений за растениями, животным миром, наблюдений за людьми, организации экологической работы, труда в природе, а также целевых прогулок и подвижных игр. В утреннее и вечернее время планируются беседы, игры-эксперименты, работа в уголке природы, исследовательская деятельность. Во всех группах систематически планируются дидактические игры познавательной направленности.
• Обратить внимание на систему тематического планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению, также продумывать самостоятельную экспериментальную деятельность детей.
• При планировании непосредственно образовательной деятельности учитывать тематику недели, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.
• Разработать план проектной деятельности (в группах раннего возраста и младший - 1 раз в год, в средний группе – 1-2 раза в год, старшие и подготовительные к школе группы -. 2-3 раза в год) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.
4 вопрос контроля Работа с родителями
2. Воспитателям всех возрастных групп запланировать и провести дистанционные формы работы с родителями по познавательно – исследовательской деятельности с детьми.
Карты помогут старшему воспитателю провести контроль по экспериментированию - тематический, оперативный, предупредительный.
План-задание к тематической проверке
Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Основными задачами контроля являются:
изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
, ■ определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;
■ определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
Сроки проведения:
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.
Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.
Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):
анкета для педагогов (приложение 1);
диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей (приложение2);
карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей (приложение 3);
карта проверки плана воспитательно-образовательной работы (приложение 4);
карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "детское экспериментирование" (приложение5);
карта анализа занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности (прило 6);
Читайте также: