Чем объяснить повышенную потребность детей в углеводах кратко
Обновлено: 04.07.2024
2. Иванов Д. О. Нарушения обмена глюкозы у новорожденных /Д. О. Иванов — СПб.: Изд-во Н-Л, 2011. — 103-105 стр.
Углеводы – основные поставщики энергии в питании человека. Как правило, на их долю приходится более 50% калорийности и почти ¾ веса суточного рациона. Углеводы, потребляемые с пищей, представлены главным образом крахмалом. Гликоген животных продуктов имеет в питании сравнительно малое значение. Важным компонентом молочных продуктов является лактоза.
Основным биологическим назначением углеводов в организме является обеспечение энергетических затрат. Разложение их на углекислоту и воду представляет главный источник энергии. Некоторые продукты углеводного обмена действуют как катализаторы и способствуют окислению целого ряда веществ. Углеводы используются организмом в качестве начальных соединений для биологического синтеза других веществ (например, жирных кислот, аминокислот), а также входят в состав некоторых соединений: глюкопротеидов, гепарина, нуклеиновых кислот и т.д.
Углеводы выполняю в организме человека следующие функции:
1) Энергетическая функция, заключающаяся в том, что 60% энергетических потребностей организма покрывается при утилизации углеводов;
2) Пластическая функция – углеводы входят в состав многих структур организма (нуклеиновые кислоты, мембраны клеток, основное вещество соединительной ткани);
3) Функция резерва питательных веществ – глюкоза откладывается в тканях в виде биологического полимера – гликогена. Последний в отличие от глюкозы не обладает осмотической активностью, в связи с чем присутствие больших количеств гликогена (до 10%) в тканях не сопровождается нарушениями гомеостаза;
4) Защитная функция – осуществляется мукополисахаридами, которые входят в состав секретов слизистых желез; мукополисахариды является также одним из компонентов кожи;
5) Специфические функции – углеводы входят в состав антител и факторов, определяющих групповую принадлежность крови.
Основными фазами углеводного обмена являются:
1) Расщепление полисахаридов в ЖКТ;
2) Всасывание моносахаридов в кишечнике и транспортировка их к печени;
3) Синтез и депонирование гликогена;
4) Мобилизация гликогена, превращение его в глюкозу и транспорт глюкозы клетками тканей.
Для характеристики состояния углеводного обмена применяют:
1) Определение содержания глюкозы в крови;
2) Нагрузочные пробы с глюкозой, левулезой (фруктозой), галактозой;
3) Определение влияния на уровень глюкозы в крови эндокринных препаратов: адреналина, инсулина, кортизона, питуитрина;
4) Исследование активности ферментов углеводного обмена;
5) Определение содержания гликогена или промежуточных продуктов его распада в крови;
6) Определение содержания глюкозы и кетоновых тел в моче, являющееся косвенным показателем. Наибольшее распространение получили два первых метода оценки углеводного обмена.
Глюкоза содержится и в плазме крови, и в эритроцитах, однако внутриклеточный обмен и меньшее количество воды в эритроцитах создают условия, при которых в плазме крови содержание глюкозы несколько выше, чем в цельной крови. Уровень глюкозы в венозной крови ниже, чем в артериальной. У детей, страдающих диабетом, эта разница может варьировать в значительных пределах (до 40 мг в 100 мл крови) в течение нескольких часов.
Содержание глюкозы в крови является довольно постоянной величиной и поддерживается на определенном уровне благодаря сложным нейро - гуморальным механизмам, среди которых ведущую роль играют нервная и эндокринная системы.
Основными факторами, вызывающими быстрое повышение уровня глюкозы в плазме, являются прием пищи, распад гликогена в печени и, возможно, в других тканях, образование глюкозы из жиров и аминокислот. Главнейшими факторами, снижающими содержание глюкозы в плазме крови, являются усиленное потребление глюкозы функционирующими органами, печенью, мышцами, образование липидов и глюкозурия.
Кровь у детей для определения содержания глюкозы берут, как правило, из пальца, реже из пятки или мочки уха. Эта кровь по происхождению является капиллярной или артериальной и содержит такое же количество глюкозы, как и кровь, взятая при артериальной пункции. Рекомендуется производить определение глюкозы в пределах не более часа с момента взятия крови, так как в случае хранения ее в течение длительного времени при комнатной температуре обнаруживается постепенное уменьшение содержания глюкозы в результате обмена веществ в эритроцитах и лейкоцитах.
Содержание глюкозы в плазме крови у здорового ребенка – величина довольно постоянная до тех пор, пока запасы глюкогена в печени достаточны.
Этих запасов хватает для поддержания постоянного уровня глюкозы в течение 6-12 часов у детей первых месяцев жизни и в течение 12-24 часов и более у детей старшего возраста. При истощении запасов гликогена развивается гипогликемия и ускоряется процесс использования жиров для энергетических затрат организма.
Содержание глюкозы в крови у здоровых детей колеблется в весьма широких пределах: от 3,3-5,6 ммоль/л. У детей первых 2 лет жизни наблюдаются ещё большие колебания, что, возможно, объясняется лабильностью обмена веществ в этом возрасте.
Сразу после рождения ребенка в пупочной в пупочной вене содержится на 7-10% больше глюкозы, чем в пупочной артерии. В течение первых 4 часов после перевязки пуповины содержание глюкозы начинает медленно снижаться и достигает минимума к концу 1-3-го дня. К концу первой недели жизни оно повышается до нормального для данного ребенка уровня. У детей, рождающихся с низким весом и недоношенных, как правило, содержание глюкозы в крови ниже.
У здорового ребенка после приема пищи в течение первых 30 минут уровень глюкозы в плазме заметно повышается. У детей, страдающих лихорадочными заболеваниями, это повышение бывает выражено значительнее – 30 мг% в течение первого получаса после еды. При диабете и гликогенной болезни повышение уровня глюкозы выражено ещё более резко и достигает своего максимума через 1(1/2) – 2 часа с постепенным снижением до исходного уровня через 4-5 часов.
Для более точной оценки толерантности к глюкозе, иными словами, для оценки возможностей и способностей регулирующих углеводный обмен механизмов, предложены нагрузочные тесты. Суть этих тестов сводится к введению через рот или внутривенно глюкозы (1,85-2 г на 1 кг веса) с последующим контролем за изменениями уровня глюкозы в крови в течение нескольких часов.
Инсулин не проходит транспланцентарно, его уровень у плода не зависит от содержания инсулина в крови матери, в-клетки поджелудочной железы плода только в последний триместр беременности становится чувствительными к концентрации глюкозы. Они заметно увеличиваются в объеме, и инсулин стимулирует поступление глюкозы в мышечные и жировые клетки, создавая запасы энергии к рождению ребенка. Таким образом, плод практически целиком зависит от уровня глюкозы в крови матери, так как сам не может активно ее синтезировать.
При рождении у новорожденного ребенка происходит резкое переключение метаболизма, направленное на самостоятельное образование глюкозы. В связи с этим, недоношенные дети имеют многочисленные причины для развития гипогликемии. Во-первых, у них меньше энергетических запасов (гликоген печени и жир). Во-вторых, они имеют более высокие концентрации инсулина. В-третьих, у недоношенных новорожденных гораздо хуже развиты механизмы глюконеогенеза. Имеется еще достаточно большое количество состояний неонатального периода, сопровождающихся нарушением метаболизма глюкозы в виде гипогликемии.
Гипогликемия чаще развивается у детей младшего возраста в силу меньшего содержания гликогена в печени и характерной для них лабильности всех видов обмена веществ, в частности, углеводного. Установлено, что печень новорожденного в норме содержит 2-3 г гликогена на 100 г., в то время как в печени детей старшего возраста его количество достигает 6-8 г.
В качестве сопутствующего состояния при гипогликемии часто наблюдается кетоз, который может быть иногда первым явным признаком ее существования. Кетоз связан с истощением запасов гликогена в печени.
У многих здоровых новорожденных и особенно у недоношенных в первые дни и недели жизни определяется физиологическая галактозурия (до 60 мг на 100 мл мочи). При пероральной или внутривенной нагрузке галактозой у новорожденных развивается гипергликемия, взрослые реагируют на эту нагрузку снижением содержания глюкозы в крови. Активность галактозо-1-фосфат-уридилтрансферазы в крови новорожденного ребенка сравнительно высока и ещё больше увеличивается в грудном возрасте, а после 1 года существенно снижается. Однако фосфорилирование галактозы в печени у новорожденных ограничено, что объясняет наличие транзиторной галактоземии и галактозурии в этом периоде жизни.
Частью из тяжелых форм нарушения углеводного обмена являются гликогенные болезни. Под этим термином понимают наследственные нарушения углеводного обмена, характеризующееся избыточным отложением гликогена в печени, почках. Содержание глюкозы в крови у таких больных характеризуется небольшим снижением ниже нормы (60-50 мг%). В моче содержится ацетон, но сахар не определяется. Так как при гликогенной болезни превращение глюкозы из гликогена печени и других органов очень затруднено, то после 6-12 часового голодания может наступить значительная гипогликемия.
Практическое значение приобретает определение в крови другого моносахарида – галактозы, так как описаны редкие случаи галактоземии – заболевание, при котором организм ребенка с рождения неспособен регулировать обмен галактозы. В моче у детей с галактоземией постоянно содержится галактоза, небольшое количество белков и никогда не обнаруживается ацетон. Галактозурия и протеинурия исчезают через несколько дней после прекращения приема галактозы с пищевыми продуктами, главным образом молоком.
С помощью высокочувствительных методов углеводы обнаруживаются в моче здоровых детей. Так, в суточной моче недоношенных может содержаться до 130 мг углеводов, у доношенных – до 80 мг, причем половину этого количества составляет лактоза, кроме того, выводится много фруктозы (20-40 мг) и 10 – 20 мг глюкозы.
В суточной моче детей грудного возраста содержатся следующие углеводы: глюкоза – до 15 мг, галактоза – до 10 мг, лактоза – до 35 мг, фруктоза – менее 10 мг, ксилоза – менее 30 мг, арабиноза – менее 30 мг.
Заключение:
Метаболизм глюкозы имеет специфические особенности у детей:
- В тканях новорожденного и ребенка первых месяцев жизни активно протекает анаэробный гликолиз. Это в значительной степени обеспечивает устойчивость детей к гипоксии и обеспечивает возможность использовать метаболиты гликолиза для синтеза соединений других классов.
- Метаболизм глюкозы по пентозофосфатному пути (ПФП) резко активируется после рождения ребенка. Этот вид утилизации глюкозы обеспечивает растущие ткани достаточным количеством фосфопентоз и НАДФН, необходимых для синтеза нуклеотидов, стероидов и жирных кислот.
- Синтез и накопление гликогена в печени определяются особенностями функционирования организма ребенка на конкретном этапе развития.
Биосинтез гликогена идет активно у плода в последние 2-3 месяца внутриутробного развития. Содержание этого полисахарида в печени плода в последние недели беременности может достигать 10% массы органа (у взрослого 4%).
У всех новорожденных наблюдается из-за прекращения поступления крови через плаценту преходящая гипогликемия. Коррекция происходит быстро и самостоятельно. У новорожденных, матери которых страдают диабетом, может быть тяжелая гипогликемия - проявление функционального гиперинсулинизма, устраняемое только введением глюкозы. Диагноз требует определения содержания глюкозы в крови, так как клиническая симптоматика иногда даже при низкой концентрации глюкозы (около 1,1 ммоль/л) отсутствует, что в последствии не исключает тяжелых повреждений мозга.
Кроме того, причинами гипогликемии у новорожденных являются:
а) быстрое истощение депо углеводов;
б) интенсивная утилизация глюкозы;
в) низкая активность ферментов глюконеогенеза;
г) недостаточность коры надпочечников;
д) повышенная толерантность к адреналину.
Организм ребенка получает углеводы с пищей растительного происхождения (крахмал, клетчатку, сахарозу), а также с продуктами животного происхождения (лактоза, гликоген). С физиологической точки зрения важнейшим углеводом является глюкоза.
Потребность ребенка в углеводах значительна: грудной ребенок должен получать 10-15 г на 1 кг массы тела, примерно такое же количество углеводов требуется детям в возрасте до одного года и старше, а у детей школьного возраста количество углеводов в пищевом рационе может увеличиваться до 15 г/кг массы тела.
При определении оптимального количества углеводов в пищевом рационе должны быть учтены калорийность и определенное соотношение других компонентов пищи, жиров, белков и углеводов. Наиболее физиологичным следует считать соотношение Б:Ж:У: 1: 1: 4 ( то есть 100 гр белков: 100 гр жиров:400 гр углеводов)
Суточная потребность в углеводах в разные возрастные периоды
Возраст | Калории (на кг массы) | Потребность в углеводах (г/кг массы) |
До года | 110 | 15-16 |
До 3-4 лет | 100 | 14-15 |
До 7-8 лет | 90 | 14-15 |
До 11 лет | 70-80 | 12-13 |
Старше 12 лет | 60-70 | 10 |
Взрослые | 50-60 | 6-8 |
В первые месяцы жизни основным углеводом пищи является дисахарид лактоза (молочный сахар). Содержание лактозы в женском молоке составляет в среднем 70 г/л, а в коровьем - 48 г/л. Лактоза в желудочно-кишечном тракте гидролизуется на глюкозу и галактозу под действием фермента лактазы. Интенсивность ферментативного гидролиза лактозы в кишечнике у детей разного возраста неодинакова: она несколько снижена у новорожденных и максимальна в грудном возрасте.
Моносахариды всасываются, поступают в кровь и разносятся к разным органам тканям, вступая на путь внутриклеточного обмена. Большая часть галактозы в печени превращается в глюкозу, частично она используется на синтез ганглиозидов и цереброзидов. Глюкоза печени, мышц депонируется в виде гликогена.
По мере роста ребенка в питании лактоза уступает место сахарозе, крахмалу, гликогену и у школьников 7-9 лет половину всех углеводов составляют полисахариды; метаболизм лактозы снижается. В процесс пищеварения включаются новые ферментные системы. Однако ферменты, которые у детей старшего возраста обеспечивают полостное пищеварение, у детей раннего возраста малоактивны и даже отсутствуют совсем. Для детей раннего возраста характерно мембранное пищеварение.
Иногда в клинике приходится встречаться с нарушением процессов пищеварения дисахаридов в желудочно-кишечном тракте вследствие врожденного дефицита или полного отсутствия ферментов сахаразы, лактазы. Это приводит к патологической непереносимости соответствующих сахаров. Переваривания их не происходит, часть дисахаридов выделяется с испражнениями, часть попадает в кровь, в почки и выделяются в мочу.
У всех новорожденных наблюдается из-за прекращения поступления крови через плаценту преходящая гипогликемия. Коррекция происходит быстро и самостоятельно. У новорожденных, матери которых страдают диабетом, может быть тяжелая гипогликемия - проявление функционального гиперинсулинизма, устраняемое только введением глюкозы. Диагноз требует определения содержания глюкозы в крови, так как клиническая симптоматика иногда даже при низкой концентрации глюкозы (около 1,1 ммоль/л) отсутствует, что в последствии не исключает тяжелых повреждений мозга.
Кроме того, причинами гипогликемии у новорожденных являются:
а) быстрое истощение депо углеводов;
б) интенсивная утилизация глюкозы;
в) низкая активность ферментов глюконеогенеза;
г) недостаточность коры надпочечников;
д) повышенная толерантность к адреналину.
Организм ребенка получает углеводы с пищей растительного происхождения (крахмал, клетчатку, сахарозу), а также с продуктами животного происхождения (лактоза, гликоген). С физиологической точки зрения важнейшим углеводом является глюкоза.
Потребность ребенка в углеводах значительна: грудной ребенок должен получать 10-15 г на 1 кг массы тела, примерно такое же количество углеводов требуется детям в возрасте до одного года и старше, а у детей школьного возраста количество углеводов в пищевом рационе может увеличиваться до 15 г/кг массы тела.
При определении оптимального количества углеводов в пищевом рационе должны быть учтены калорийность и определенное соотношение других компонентов пищи, жиров, белков и углеводов. Наиболее физиологичным следует считать соотношение Б:Ж:У: 1: 1: 4 ( то есть 100 гр белков: 100 гр жиров:400 гр углеводов)
Суточная потребность в углеводах в разные возрастные периоды
Возраст | Калории (на кг массы) | Потребность в углеводах (г/кг массы) |
До года | 110 | 15-16 |
До 3-4 лет | 100 | 14-15 |
До 7-8 лет | 90 | 14-15 |
До 11 лет | 70-80 | 12-13 |
Старше 12 лет | 60-70 | 10 |
Взрослые | 50-60 | 6-8 |
В первые месяцы жизни основным углеводом пищи является дисахарид лактоза (молочный сахар). Содержание лактозы в женском молоке составляет в среднем 70 г/л, а в коровьем - 48 г/л. Лактоза в желудочно-кишечном тракте гидролизуется на глюкозу и галактозу под действием фермента лактазы. Интенсивность ферментативного гидролиза лактозы в кишечнике у детей разного возраста неодинакова: она несколько снижена у новорожденных и максимальна в грудном возрасте.
Моносахариды всасываются, поступают в кровь и разносятся к разным органам тканям, вступая на путь внутриклеточного обмена. Большая часть галактозы в печени превращается в глюкозу, частично она используется на синтез ганглиозидов и цереброзидов. Глюкоза печени, мышц депонируется в виде гликогена.
По мере роста ребенка в питании лактоза уступает место сахарозе, крахмалу, гликогену и у школьников 7-9 лет половину всех углеводов составляют полисахариды; метаболизм лактозы снижается. В процесс пищеварения включаются новые ферментные системы. Однако ферменты, которые у детей старшего возраста обеспечивают полостное пищеварение, у детей раннего возраста малоактивны и даже отсутствуют совсем. Для детей раннего возраста характерно мембранное пищеварение.
Иногда в клинике приходится встречаться с нарушением процессов пищеварения дисахаридов в желудочно-кишечном тракте вследствие врожденного дефицита или полного отсутствия ферментов сахаразы, лактазы. Это приводит к патологической непереносимости соответствующих сахаров. Переваривания их не происходит, часть дисахаридов выделяется с испражнениями, часть попадает в кровь, в почки и выделяются в мочу.
Особенностью питания детей всех возрастов является то, что их потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных соединениях и воде (если вести расчет на килограмм веса) значительно выше чем у взрослых.
Это видно из представленной таблицы.
Потребность здоровых детей в белках, жирах, углеводах в граммах и калориях на килограмм веса тела в условиях правильного режима. (по данным А.Ф. Тура)
Высокая потребность детей относится не только к белкам, жирам и углеводам, но и к витаминам, минеральным веществам и воде.
Чем объяснить высокую потребность детей в сравнении со взрослыми в пищевых и биологических веществах?
Взрослый человек расходует поступающие с пищей строительные материалы главным образом на восстановление и ремонт изнашивающихся клеток и тканей, а также на образование ферментов и гормонов, ребенок же непрерывно дает нарастание массы тела, причем в наибольшей степени увеличивается мышечная масса и кости, что требует большого расхода белков и минеральных солей, поступающих с пищей, а использование повышенных количеств белков всегда связано с увеличенным расходом витаминов.
У ребенка все жизненные процессы осуществляются более интенсивно, а это увеличивает расход не только основного энергетического материала - жиров и углеводов, но и белков, а также - витаминов, гормонов и ферментов.
Образование же гормонов и ферментов также связано с расходованием белков, минеральных веществ и витаминов. Все ферменты, за счет которых в клетках и тканях осуществляются сложнейшие превращения белков, жиров и углеводов (при обязательном участии воды) только тогда приобретают должную активность, когда в их молекулы входят с одной стороны, витамины, с другой, те или иные минеральные соединения, получившие название макро- и микроэлементов.
Потребность детей в пищевых компонентах
Суточные дозы белков, жиров и углеводов (в граммах) для детей в различные возрастные периоды
Хотя вода не имеет элементов питания, ее обеспечение всякому живому организму, а тем более ребенку, жизненно необходимо, так как при участии воды протекают все важнейшие процессы в организме.
Из всех компонентов пищи наибольшую ценность составляют белки, так как при их нехватке, а особенно при их полном исключении из рациона не будут формироваться клетки тканей и органов ребенка.
Важность введения в пищу жиров обосновывается их высокой питательностью, наличием в них жирорастворимых витаминов, обозначаемых буквами А, D, К и Е, фосфатидов и ненасыщенных, имеющих особую важность
Углеводы - основной источник энергии, наличие их в пище помогает лучшему усвоению жиров. У детей с первых месяцев жизни при питании женским молоком углеводы являются неотемлимой частью полноценного питания
Минеральные вещества хотя и не являются источником калорий, все же играют огромную роль в процессах обмена веществ, особенно в обмене витаминов, в кроветворении, построении костей
Большая часть кальция находится в костях (97%), 3% его участвует в реакциях организма. Кальций благотворно влияет на функцию центральной нервной системы, на процессы кроветворения.
Фосфор также участвует в важнейших функциях организма, он входит в состав клеточных ферментов, определяя их активность. Велико его значение в функции нервной и мышечной систем.
Огромное влияние на кроветворение оказывают соли железа и при их нехватке у детей может развиться малокровие. В кроветворении из микроэлементов кроме солей железа особую роль выполняют кобальт и медь.
Кобальтом из овощей наиболее богаты свекла, морковь и зеленые растения. Много кобальта в какао.
Что такое витамины, долгое время было загадочной для ученых но со временем накапливались факты объяснившие их предназначение и потребность для детей и взрослых.
Вы сейчас здесь:
Рекомендуем
Метки: минеральные вещества, вскармливание, таблицы
Физиологическое значение питательных веществ для детского организма. Лечебное питание
Углеводы — основной источник легкоусвояемой энергии в организме.
С их помощью поддерживается необходимая концентрация сахара в крови, регулируется обмен белков и. жиров. Углеводы обладают свойством оберегать белки от расхода на энергетические цели, способствуя более полному использованию их по назначению.
Основные источники углеводов — продукты растительного происхождения. Содержание углеводов в них (г на 100 г съедобной части): хлеб (40-53), мука (70-74), макаронные изделия (72-75), крупы (65- 77), картофель (19,7), овощи (3-11), бахчевые (6-9), фрукты и ягоды (7-15). Самый концентрированный источник углеводов — сахар (99). Много углеводов в меде (72- 76), варенье, джемах (65-74).
В пищевых продуктах углеводы содержатся в виде простых и сложных соединений. К простым относятся моносахариды (глюкоза, фруктоза) и дисахариды — сахароза (тростниковый и свекольный сахар), лактоза (молочный сахар). К сложным углеводам (полисахаридам) относятся крахмал, гликоген, пектиновые вещества и клетчатка.
Моносахариды — глюкоза, фруктоза — содержатся главным образом в ягодах и фруктах, в меде. Моно- и дисахариды легко растворяются в воде, быстро всасываются в пищеварительном канале. Глюкоза, например, начинает всасываться в кровь уже через 5-10 минут, несколько медленнее всасывается фруктоза. Всасывание дисахаридов происходит после их расщепления до моносахаридов.
В отличие от моно- и дисахаридов расщепление и всасывание в кишечнике полисахарида крахмала происходит медленно. Это зависит от свойств пищевого продукта, содержащего крахмал, и его кулинарной обработки. Например, из манной и рисовой круп крахмал усваивается быстрее, чем из гречневой, ячневой и перловой, имеющих более грубые оболочки.
Медленно усваивается крахмал из гороха и фасоли. Замедленное расщепление крахмала имеет большое физиологическое значение. Образующаяся при медленном переваривании крахмала глюкоза постепенно всасывается в кровь и в течение продолжительного времени, примерно около 6 часов, обеспечивает ткани необходимыми углеводами. Часть глюкозы поступает в печень, где превращается в сложный полисахарид — животный крахмал гликоген.
Гликоген — это углеводный запас в организме, который по мере возрастающих потребностей тратится для питания работающих мышц, органов и систем. Избыток углеводов, поступающих с пищей, превращается в жир.
К углеводам относятся также клетчатка и пектиновые вещества. Они способствуют улучшению секреции пищеварительных желез и перевариваемости пищи, перистальтике и ритмичности опорожнения кишечника.
Многие овощи (картофель, морковь, капуста), ягоды и фрукты обладают хорошо расщепляющейся и усваивающейся нежной клетчаткой. Но в пищу детям следует давать продукты и с грубой клетчаткой: свеклу, репу, брюкву, ржаной хлеб, некоторые крупы.
В последнее время большое значение придается растительным пищевым волокнам, которые способствуют профилактике болезней системы пищеварения. Они содержатся в овощах и зерновых продуктах в следующих количествах (г на 100 г съедобной части): редис — 24,2; капуста — 20,6, морковь — 20,1, ржаной хлеб — 11,1, пшеничные отруби — 53,4.
Пищевые волокна связывают воду, хорошо набухают, адсорбируют органические молекулы, желчные кислоты, способствуют обмену веществ. Под их влиянием нормализуется состав микрофлоры кишок, уменьшаются гнилостные процессы и метеоризм, нормализуется стул. Благоприятное влияние яблочных диет на лечение острых и хронических расстройств желудочно-кишечного тракта основано на положительном действии пектиновых веществ. Источником пектина являются также джем, пастила, мармелад, зефир.
Суточная потребность детей в углеводах высока и составляет в возрасте 1,5-3 года 18 г, 4-7 лет — 15-16 г на 1 кг массы тела. Чем выше мышечная активность, тем больше требуется углеводов. Однако перенасыщение организма ребенка углеводами, особенно простыми сахарами, вредно.
Избыток их ведет к накоплению излишнего жира, понижению сопротивляемости организма, к болезням. Расстройство углеводного обмена и накопление в крови и тканях недоокисленных продуктов — молочной и пировиноградной кислот вызывает недостаток витаминов группы В, особенно витамина В1. У детей при этом отмечается повышенная утомляемость, нарушается функция нервной системы и других органов и систем.
Неблагоприятно сказывается на детском организме и недостаток углеводов в пище. Это нарушает энергетический обмен, потребности которого покрываются за счет мобилизации из жировой клетчатки резервных жиров. Далее начинается распад тканевых белков, что в итоге приводит к истощению организма.
Количество углеводов в рационе ребенка должно быть оптимальным не только по общему содержанию, но и по соотношению легкоусвояемых углеводов и полисахаридов. Растворимые, легкоусвояемые углеводы должны составлять не более 1/4 части дневной потребности в них (для детей от 1 до 3-х лет — 54 г из 216, от 4 до 6 лет — 68 из 272 и т. д.) и покрываться не только сахаром, но и медом, вареньем, джемом.
Читайте также:
- Считал ли себя и а гончаров профессиональным литератором кратко
- Приказ о назначении ответственного за антикоррупционную деятельность в школе
- Почему любую программу перед выполнением нужно загрузить в оперативную память кратко
- Как соотносились в 18 в космополитизм и национальные идеи кратко
- Чем определяется умственная готовность к обучению в школе