План на урок русского языка на тему прилагательное

Обновлено: 01.06.2024

Цель урока: закрепление знаний, полученных во втором классе; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.

Задачи урока:

  1. Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.
  2. Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.
  3. 3. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
  4. 4. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения: иллюстративный, практический, словесный, игровой

Оборудование: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык (учебник для 3 класса – 2006); таблица "Имя прилагательное как часть речи", иллюстрация – город Москва, иллюстрация березка, дидактический материал со словарными словами-иллюстрациями, резиновый мяч, карандаш, ромашка с вопросами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить и обобщить знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. Пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Формировать у учащихся мотивацию к самообразованию, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Оборудование:

Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.

Наглядные пособия: картинки зайца, медведя, лисы в цвете и без цвета.

Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас, рада нашей встрече. Надеюсь, что сегодняшний урок доставит нам всем удовольствие и позволит стать чуточку грамотнее. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка поднимает настроение , и нет в мире ничего прекраснее, чем улыбающиеся дети. Спасибо! А теперь за работу!

Эмоциональный настрой

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода — благодать!

Дождь ли, снег — любое время года

Надо благодарно принимать.

- Ребята, а у вас есть любимая пора года? Или вы любите каждую пору года по-своему.

Минутка чистописания

Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.

- О каком времени года говорится?

- Какую картину вы себе представили?

- Какие слова помогают ярче и образно представить картину?

- Какой частью речи они являются?

- Назовите имена прилагательные.

- Прочитайте предложение опустив имена прилагательные.

- Какую роль играют имена прилагательные?

- Сформулируйте тему нашего урока. Определите каждый для себя цель работы на уроке, используя данные слова:

ДОКАЗЫВАТЬ
РАССУЖДАТЬ
ОПРЕДЕЛЯТЬ (синтаксическую роль в предложении)
ОБЪЯСНЯТЬ
ГРАМОТНО ПИСАТЬ

Вывод: Тема нашего урока “Имя прилагательное”

-Да, сегодня мы постараемся вспомнить все, что уже знаем об имени прилагательном, задумаемся над его ролью в тексте и нашей речи, затронем словообразование, поговорим о полной и краткой формах имён прилагательных.

- Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:

Какую роль играют имена прилагательные в тексте и нашей речи? (Слайд 3)

- Чем мы будем заниматься на уроке?

Рейтинг-лист (Слайд 4)

- Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны этапы работы на уроке. А в строке формы работы. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. На каждом этапе будете сами себе выставлять не оценку, а количество баллов. В конце урока подсчитаете баллы. Определенное количество баллов соответствует оценке, которую вы получите за урок. Максимальное количество дано в таблице. (Приложение 1)

Работа над материалом урока.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)

Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд 6)

Класс делится на 3 группы

Отгадайте загадки.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы - другого цвета. (Заяц.)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса.
Кто ж это. (Лиса.)

- Я знаю вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Раскрасьте своих животных. Для этого опишите внешний вид животного и его качества. Запишите эти слова к себе в тетрадь. (Выполнение работы)

Проверка. (Слайд 7, 8, 9)

Какие слова вы использовали? Какую часть речи?

Игра “Кто больше?” (Слайд 10)

- Подсчитайте баллы (за каждое верно написанное слово получаете 1 балл)

Выставление баллов

Вывод: - С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно, ярко и образно описать предмет, назвать его признаки.)

2. Слайд "ВЕСНА" (12)

Расшифруйте слова. Определите о какой поре года пойдёт речь далее. (Слайд 13)

Соотнесите начало и конец в народных приметах о весне. Работа в парах

1. Если из березы течет много сока — к длинной весне.

2. Май холодный — к ранней весне.

3. В марте мороз скрипуч, год хлебородный.

4. Длинные сосульки — то лето будет дождливым.

5. Ранний прилёт жаворонка – да не жгуч.

Проверка. Выставление баллов.

Если из березы течет много сока — то лето будет дождливым.

Май холодный — год хлеборобный.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Длинные сосульки — к длинной весне.

Ранний прилёт жаворонка – к ранней весне.

Проверка (Слайд 14)

Разминка для глаз (Слайд 15, 16)

3. Слайд "ЛЕТО" (17)

- С чем у вас ассоциируется слово ЛЕТО?

1. Устная разминка "Орфоэпический бой"

1. Сражаются двое участников;

2. Поочерёдно указывают слова из своего "арсенала";

3. Соперник должен правильно произнести слово;

4. Ошибка - пропущенный удар;

5. Выигрывает тот, кто пропустит меньше ударов.

партер (зрительный зал в театре)

- Пожелание "Пусть на нашей прекрасной земле происходят только орфоэпические бои".

2. Определение морфологических признаков имен прилагательных. Словообразование.

Упражнение “Магазин”. (Слайд 18)

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, ХЛЕБ, ШКАФ, РОЛИКИ.

- Учащиеся должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова.

- Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.

- Как называется эта часть слова? (суффикс)

Выставление баллов - макс. 5 баллов

3. Лексическая работа

Упражнение “Антонимы”. (Слайд 20)

- Что такое “антонимы”? (слова противоположные по смыслу)

- Для чего они нужны в нашей речи?

Учитель диктует имена прилагательные:

Учащиеся записывают слова с противоположным значением:

Проверка на слайде

Выставление баллов - макс. 5 баллов

4. Слайд "ОСЕНЬ" (21)

Физкультминутка

- Встаньте, закройте глаза, представьте, что вы в осеннем лесу. Вдохните свежего лесного воздуха. Смотрите, сколько грибов. Давайте собирать грибы. Грибы мы будем срезать ножом и ложить в корзинку. Смотрите, ещё один, тоже срежем его. Ой, наклонитесь, загляните под берёзку, посмотрите сколько много растёт грибов в траве. Отыщите самый красивый.

Самостоятельная работа по карточкам. (Слайд 22)

- Прочитайте сказку "Лягушка-невеста" из книги Т. Рик "Доброе утро имя прилагательное".

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: "Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроен всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!"

- Найдите в тексте краткие имена прилагательные.

- На какие вопросы они отвечают?

- Замените их полными именами прилагательными.

- С какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?

- Заполни карточку

1. Имена прилагательные в тексте употреблены в _________________________ форме.

2. Они отвечают на вопросы _________________________________________________ .

3. Они связаны с (какой частью речи)__________________________________________ .

5. Эти слова в предложении являются __________________________________________ .

Выставление баллов — макс. 5 баллов

Закрепление

Контрольный тест (Слайд )

1. Что такое имя прилагательное?

б) Часть речи.

в) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы.

а) Какой? Какая? Какое? Какие?

в) Что делает? Что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) Имя существительное.

в) Имя прилагательное

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

б) С именем существительным

в) С местоимением

5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

б) Второстепенным

6. Укажите имена прилагательные

5) грустное

7) вечерний

8) смолистый

Проверка на доске: (Слайд 22)

6) 1, 4, 5, 7, 8

Выставление баллов — макс. 6 баллов

VI . Итог урока (Слайд 23)

- Вспомните начало урока. На какой вопрос мы должны были найти ответ?

Какую роль играют имена прилагательные в тексте и нашей речи?

Имя прилагательное делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче.

Помог ли наш урок ответить на этот вопрос?

- Подсчет баллов. Выставление отметок.

- Рефлексия (Слайд 24)

Выразите своё настроение с помощью смайлика. Смайлик поместите рядом с соответствующей надписью.

3. Понял все и могу рассказать.

4. Понял все и могу научить.

Дополнительное творческое задание “Продолжи стихотворение” (Слайд 25)

-Совершенствовать умение распознавать части речи через признаки весны и животный мир.

-Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.

- Формировать уменияе сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

-Развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля.

-Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.

-Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.

-Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.

-Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных;

актуализация мыслительной и творческой деятельности;

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания;

сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метапредметные: принимать учебную задачу;

планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное

Ход работы

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Сергеевна.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет ра-дость общения каждому из нас.

– Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными. Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы? А что мы будем исследовать, узнаете чуть позже.

2. Актуализация знаний.

- Правда, красивое стихотворение?

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

- Две строки из этого стихотворения я записала на доске. Прочитаем.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

- Понятен ли смысл слов?

- Что автор говорит о зелени? Какая она? Почему так?

- Итак, провели орфографическую работу. Ваша задача записать эти строки под диктовку без ошибок. Прежде чем начать, обратите внимание на соединения, которые здесь встретятся: ол, ая. (На доске записаны эти соединения.)

- Посмотрите ещё раз, как записываются стихи: столбиком, каждая строчка начинается с новой строки, с большой буквы. (Закрыть строки стихотворения.)

- Выделите орфограммы. Проверьте. (Правописание безударных гласных, мягкий знак-показатель мягкости согласных.)

- Какие орфограммы нам встретились - Выйти к доске, выделить орфограмму. Молодцы.

- Рассмотрим, какие части речи автор использовал?

- Найдите грамматическую основу. Объяснить, чем выражены главные члены. ( Образец: В этом предложении говорится о зелени, что? Зелень – это подлежащее, подчеркнем одной чертой, выражено именем существительным, что говорится о зелени? горит, это сказуемое, подчеркнём двумя чертами, выражено глаголом. Зелень горит- это главные члены предложения.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Назовите второстепенные члены предложения. Какое из них выражено хорошо знакомой частью речи? (Солнышке, что? солнышко, это существительное)

- Назовите другой второстепенный член предложения.

- Кто может определить какая это часть речи, кто догадался?

- Итак, кто-то предполагает, что это имя прилагательное.

4. Проект выхода из затруднительной ситуации.

- Перед нами возникла проблема: большинство из нас не до конца осознают, какая это часть речи.

- Вспомните, что нужно знать, для определения части речи? Какие основные моменты в их формулировках можно выделить? (На какие вопросы отвечает, что обозначает, почему так называется.)

Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

На какие вопросы отвечает?

Почему так называется?

Какую роль играет в речи?

- Что будет являться помощником в нашей поисковой работе? Посмотрите на свои парты. Что наш помощник на каждом уроке? (Учебник, словарь.)

5. Реализация построенного проекта

Работа в группах

- Я выдам карточки с напечатанными строками стихотворения. В них выделены жирным шрифтом слова, с которыми вам придется поработать.

- Что будем делать? (Ставить вопрос к слову, наблюдать, что слово обозначает.)

Поработаем в группах по 4-5 человек. После обсуждения один представитель от группы защищает принятое группой решение.

- Рассмотрите строки. Всё ли понятно?

Какие слова вам не понятны?

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная*

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная*

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

1. Поставить вопрос.

2. От какой части речи задавали вопрос.

3. Что обозначает выделенное слово.

По мере выступления ребят к магнитной доске прикрепляются с одной стороны (слева) карточки-слова какой? какая? какое? какие?

С другой стороны доски (справа) форма, цвет, вкус, запах, размер.

От каждой группы один ученик устно отвечает.

- Мы с вами записали на доске: какой, какая, какое, какие. Что это? (Вопросы.)

- С помощью формы, вкуса, запаха и т. д. мы характеризуем предмет, называем его свойства, т. е. … (Признаки предметов.)

- От какого слова ставим вопрос? (От имён существительных.)

- А сейчас послушайте весёлое стихотворение Елены Мельниковой и закончите его.

В чём предметов-то секрет?

На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

Сильный, добрая, родная.

А оно? Оно смешное,

Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

Речь обогатить должны.

Имя … (прилагательное)

- Молодцы!- Да, имя прилагательное.

4. Формулировка правила, вывода.

- Пробуем сформулировать правило об имени прилагательном. Я начинаю, а вы помогаете. Слова которые обозначают…. и отвечают на вопросы …. называются

- Прочитаем правило в учебнике, что же такое имя прилагательное. Мы с вами правильно сформулировали?

- Какие вы молодцы!

- Добавлю, что имена прилагательные мы будем подчёркивать (вывешивается карточка с начерченной волнистой линией) или обозначать над словом кратко.

- Давайте вернёмся к нашим вопросам на слайде. На какие из них мы уже ответили. Отметим их.

Отмечаем вопросы, на которые мы нашли ответы.

На какие вопросы отвечает?

Почему так называется?

Какую роль играет в речи?

- Итак, с помощью нашего исследования мы смогли получить ответы на указанные вопросы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Упражнение 138. Давайте выполним задание.

Перечислим признаки предмета с помощью имен прилагательных.

Яблоки (какое) (по вкусу, (по форме, (по цвету)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталому

А теперь выполним самостоятельную работу.

Найдите упр. 139 Прочитайте задание. Выпишите имена прилагательные.

Сравните получившиеся ответы с образцом

Кто выписал всё правильно, поднимите руку.

Кто допустил 2-3 ошибки, поднимите руку. Молодцы.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- А сейчас давайте поиграем. Нужно описать предмет, который вам предложен, не называя его. (Заяц, кресло, свёкла, щавель). 4 ученика выходят к доске по очереди. У каждого своя картинка. Ученик описывает предмет, используя как можно больше подходящих имён прилагательных. Класс угадывает название предмета. После называния предмета открывается слайд с его изображением.

На экран по очереди проецируются изображения зайца, кресла, свёклы и щавеля, их названия и ряд признаков.

Заяц (какой) пушистый, серый или белый, трусливый, робкий, маленький, быстрый, косой.

Свёкла (какая) красная, сладкая, полезная, сочная, кормовая, столовая, круглая.

Кресло (какое) мягкое, удобное, комфортное, детское, светлое, большое, чистое.

Щавель (какой) кислый, полезный, лекарственный, нежный, молодой, вкусный, зелёный.

- Легко ли вам было угадывать? Почему да. (Имена прилагательные позволяют описывать предмет с разных сторон: внешние признаки, цвет, форма, размер, вкус).

- Сформулируйте роль имён прилагательных в речи? (Помогают описывать предметы.)

- Зачем же тогда ещё нужны имена прилагательные? (Они делают нашу речь выразительной, то есть это эмоциональная речь, которая поддерживает внимание и интерес, чувства, воображение слушателей.)

- Обратим внимание на последний вопрос из наших задач. Как вы думаете, ответили мы на него? (Да.)

9. Домашнее задание

Упражнение номер 140.

10. Рефлексия. Подведение итогов.

- Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!

- Какая у нас сегодня была работа на уроке? (Интересная, увлекательная, серьёзная)

- Какое настроение было у вас сегодня? (Хорошее, весёлое, бодрое, поэтическое)

- А улыбка какая была? (Милая, откровенная, дружеская,)

- А вы, ребята, у меня сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые)

Молодцы,ребята, мне очень понравилось с вами работать. Наш урок окончен.


Урок познакомит с именем прилагательным как частью речи, расскажет о полных и кратких прилагательных.

Описание разработки

Цель урока:

Понимание и осознание имени прилагательного как часть речи, рассмотрение полных и кратких прилагательных.

Задачи:

1. углубить знания об имени прилагательном как часть речи;

2. развитие умений точно употребить прилагательные в устной и письменнной речи.

3. воспитание уважения и понимания в группе, бережного отношения друг другу.

Тип урока: урок разработан по технологии РКМЧП.

Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, карточки, иллюстрации.

Методы урока: словесный, поисковый, творческий.

Ход урока.

I. Побуждение. Психологический настрой (Класс разделен на 2 группы).

Добрый день и добрый час!

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня вас.

И для меня уже награда -

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок.

Высказывайте свои мнений

И вместе проведем урок.

- Чтобы получить оценку пять, нам нужно немногое – для начало, пожелайте друг другу хорошего настроения и удачи! Улыбнитесь друг другу.

1. Вам нравится белоснежная зима?

2. Почему вы любите (не любите) это время года?

- Мы определили признак этому понятию, дали характеристику. Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить сегодня, если мы дали признак предмету.

II. Осмысление значения.

Работа по картинкам.

Обратите внимание на картины: медведь (белый - цвет), орел (свободный – внутреннее свойство), лебедь (красивая), девушка (красивая, молодая – оценка внешнего облика), цветок (роза красная), дедушка (старый - возраст),

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают нашу речь выразительней.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Например, Цвели розы. Их белый цвет напоминал мне детство, бабушкин дом со стеклянной галереей.

Читайте также: