Виды трудовой деятельности в младшей группе детского сада

Обновлено: 04.07.2024

Трудовая деятельность в ДОУ – это деятельность, направленная на формирование у детей необходимых туровых навыков по самообслуживании, помощи взрослым и т.д.

Роль трудовой деятельности в развитии детей первой младшей группы

Трудовая деятельность играет большую роль в развитии личности ребенка, чем раньше начнется приучение ребенка к труду, тем лучше для его развития. Приучение к трудовой деятельности в ясельной группе происходит через разнообразные игры, благодаря им детям проще усвоить информацию и сформировать новые навыки.

В первой младшей группе занятия по трудовой деятельности направлены на усвоение манеры поведения в бытовых ситуациях. Несмотря на то, что дети этого возрасте еще не выполняют все действия по своему обслуживаю самостоятельно, некоторые действия им все же удается совершать самостоятельно, например, ребёнок может самостоятельно снять обувь, шапку, шарф, перчатки, помыть руки. Для того, чтобы все дети научились навыкам самообслуживания воспитатели используют множество игр и занятий.

Перспективное планирование различных видов трудовой деятельности в первой младшей группе

Сентябрь

Умывание. Дети учатся правильно умываться, не мочить одежду, открывать и закрывать воду.

Помощь в накрывании на стол. Дети помогают нянечке ставить и убирать салфетницы и хлебницы на стол, дети учатся помогать взрослым.

Октябрь

Полив растений. Дети учатся ухаживать за растениями, воспитатель объясняет, что растения являются живыми и нуждаются в уходе, учит правильно поливать их, используя необходимое количество воды, поливают под листья у корней.

Обучение детей выворачивать колготки. Дети учатся правильно обращаться с предметами одежды, учатся выворачивать колготки и одевать их, это упражнение впитывает самостоятельность и аккуратность.

Готовые работы на аналогичную тему

Ноябрь

Одевание и раздевание. Упражнение "Надень-сними куртку", дети учатся одевать и снимать верхнюю одежду, убирать ее в шкафчик.

Декабрь

Опрыскивание комнатных растений водой. Во время этого занятия дети учатся правильно ухаживать за комнатными растениями, пользоваться пульверизаторов, дозировать количество воды.

Во втором полугодии занятия немного усложняются.

Январь

Привлечение детей к помощи воспитателю. Дети помогают воспитателю подговориться к занятию, расставляют необходимые для урока вещи на столы. Дети учатся выполнять простые поручения.

Февраль

Мытье игрушек. Воспитатель приобщает детей к мытью игрушек. Дети учатся выполнять надлежащий уход за игрушками и помогать взрослым, в ходе этого занятия у детей воспитывается трудолюбие и желание помогать.

Наблюдение за трудом дворника. Дети смотрят как дворник убирает снег, посыпает дорожу песком, убирает мусор. В ходе этой деятельности дети учатся уважать труд взрослых, сохранять результаты его трудовой деятельности.

Отработка навыка застегивания пуговиц. Дети учатся правильно застёгивать пуговицы, в ходе этого упражнения ребёнок учится проявлять терпение, доводить начатое дело до конца.

Апрель

Кормление птиц. Перед началом этой деятельности, воспитатель должен подготовить корм для птиц (хлебные сухарики, пшено и т.д.), дети вместе с воспитателем бросают корм птицам, дети учатся взаимодействовать с воспитателем во время трудового процесса, наблюдают за поведением птиц, детям прививают любовь к живой природе, желание помогать.

Сбор игрушек после прогулки. Дети учатся действовать согласно указаниям старших, детям прививают дружеское отношение к игрушкам, учат работе в коллективе.

Протереть от пыли полки для игрушек. Детей продолжают обучать порядку, воспитывают любовь к чистоте.

Помощь воспитателю в ремонте книги. Дети наблюдают за трудом взрослого, выполняют простые действия по склеиванию бумажных деталей. Учатся уважать труд других людей, и помогать взрослым.

Виды и формы трудовой деятельности в детском саду.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, природного материала, бросового материала. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду:

-коллективная трудовая деятельность.

Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива.

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Иными словами: выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и т.д.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие, все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

- целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок игровую зону, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.

Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.

Читайте также: