Какие материалы относятся к графическим кратко

Обновлено: 04.07.2024

Под графическим материалом понимается: плакаты, таблицы, чертежи, диаграммы, графики, карты и схемы. Графический материал служит для пояснения содержания работы при ее защите. На графическом материале следует выносить информацию, которая используется в докладе для доказательства обоснованности принятых студентом – выпускником решений и выводов – формулы, таблицы, диаграммы, графики, схемы и т. п. По содержанию графический материал обычно повторяет отдельные материалы, помещаемые в пояснительной записке. Иллюстрациями при защите могут служить также чертежи прототипов изделия или схем в виде копий с имеющейся на производстве рабочей документации.

Каждый графический материал должен иметь содержательный заголовок, который размещают в графе 1 основной надписи по форме 1. Графический материал выполняют на листах чертежной бумаги формата А1. Размеры основной надписи и графы, подлежащие заполнению, приведены в главе 2. Изображения на формате А1 выполняют с учетом требований стандартов ЕСКД по оформлению чертежей. Изображение должно занимать площадь не менее 75% от площади формата А (А0, А2). Графики, диаграммы должны быть оформлены с учетом требований, установленных правилами выполнения диаграмм.

Весь графический материал должен выполняться в масштабе, за исключением плакатов и таблиц.

Плакаты

Плакат – это рисунок, обычно сопровождаемый кратким, запоминающимся текстом. На плакате могут приводиться:

схемы - изображения или описания в общих, основных чертах, т.е. предварительные наброски, пометки, планы. Они могут показывать этапы выполнения какой-либо работы (рис. 1.1), логические структуры микро ЭВМ, архитектуры микропроцессоров, линии связи (рис. 3), например, стационарного телефона с отдалением абонентом мобильной связи, включающей в себя участок городской телефонной линии связи, участок магистральной линии связи, участок радиорелейной линии связи, участок сотовой связи т.д.;

фотографии, на которых изображаются отдельные устройства, виды дефектов аппаратуры ит. п.;

рисунки, поясняющие принцип действия, например, полупроводникового прибора, либо указывающие на особенности принципиальной конструкции или особенности устройства, допустим, кабеля оптической связи и др. (рисунок 3.2);

изображение окон компьютерных программ;


Рисунок 3.1 Схема построения общегосударственной автоматической телефонной сети

Таблицы

Таблицы приводятся для сравнительного анализа различных методов, способов, рассматриваемых в работе, как результат какого-либо расчета или эксперимента и пр. (табл. 3.1). Таблица нумеруется и подписывается см пример.

Талица 3.1 Виды конструкторских документов

№ п/п Вид документа Определение документа Код (шифр) документа
Теоретический чертеж Документ, определяющий геометрическую форму (контуры, обводы) изделия и координаты расположения основных составных частей. ТЧ
Габаритный чертеж Документ, содержащий упрощенное контурное изображение изделия с габаритными, установочными и присоединительными размерами. ГЧ
Электромонтажный чертеж Документ, содержащий данные для выполнения электрического монтажа изделия. МЭ
Монтажный чертеж Документ, содержащий упрощенное контурное изображение изделия и данные для его установки (монтажа) на месте применения. МЧ
Упаковочный чертеж Документ, содержащий данные для упаковки изделия. УЧ
Ведомость спецификаций Документ, содержащий перечень всех спецификаций составных частей изделия с указанием их количества и входимости. ВС
Технические условия Документ (проектный или рабочий), содержащий требования к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке; совокупность всех показателей, норм, правил и положений, которые Документ, содержащий не указанны в других КД. ТУ
Пояснительная записка Документ, содержащий описание устройства и принцип действия разрабатываемого изделия, а также обоснование принятых при его разработке технических и технико – экономических решений. ПЗ
Таблица Документ, содержащий соответствующие назначению данные, сведенные в таблицу. ТБ
Расчет Документ, содержащий расчеты параметров и величин для обоснования конструктивных решений. РР
Инструкция Документ, содержащий указания и правила, используемые при изготовлении изделия (сборке, регулировке, контроле, монтаже и других операциях). И
Патентный формуляр Документ, содержащий сведения о патентной чистоте изделия, а также о созданных и использованных при его разработке отечественных изобретениях. ПФ
Техническое задание ТЗ
Перечень элементов Содержит сведения о расположении устройств и соединениях ПЭ
Таблица Соединений схемыЭ4 Список радиоэлементов и узлов, установленных в схеме ТЭ4

Чертежи

Чертежи – документ, содержащий изображение детали или сборочной единицы в одной или нескольких проекциях, иногда при необходимости приводятся ее разрезы одной или несколькими плоскостями, с указанием размеров в миллиметрах (мм) и обязательно с применением стандартного масштаба уменьшения или увеличения. Масштабы приведены в главе 2.

Виды чертежей изделий, кроме чертежей схем, и других конструкторских документов, их определения и коды приведены таблице 3.1

Рисунок 3.2 Комбинированный кабель КМ – 8/6

Диаграммы

Диаграммы – это чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами. На диаграмме каждая величина изображается прямолинейным отрезком, или какой – либо фигурой (прямоугольник, круг т.п.), причем выбирается подходящая единица измерения.

Диаграммы могут быть круговыми, линейчатыми, прямоугольными (гистограммы), цилиндрическими, объемно-заполненными, объемно-линейными, трехмерными прямоугольниками (трехмерные гистограммы), объемно-круговыми, коническими, лепестковыми, пирамидальными, кольцевыми, точечными, пузырьковыми ит.д. Диаграмма показана на рис. 3.3.


Рисунок 3.3 Диаграмма

Графики

График – чертеж, применяемый для наглядного выражения количественной зависимости разного рода явлений и связанных с ними процессов, например кривая, изображающая процентное выполнение плана - графика подготовки дипломного проекта по неделям (месяцам).

График функции – кривая, изображающая зависимость функции от независимого переменного, абсциссы точек которой равны значениям независимого параметра, а ординаты – соответствующим значениям функции (рис. 3.4).

Рисунок 3.4 Дискретная модуляция непрерывного процесса

Осциллограммы

Осциллограммы это графики быстроизменяющихся функций времени, которые измеряются осциллографами и переносятся на формат А1 после фотографирования или сохранения на носителях информации – флэш -накопителях, СD – дисках, DVD – дисках и т.п. На осциллограммах независимым параметром является время в секундах, миллисекундах, микросекундах, наносекундах т.д., а функциями могут быть электрические параметры: напряжение, ток и т.д. и неэлектрические параметры: температура, давление, влажность и т.д.

Карты

Карта – картографическое произведение, построенное в одной из картографических проекций. В настоящее время выпускается большое количество разнообразных карт. На картах показывают радиотрассы, расположение ретрансляционных станций, зоны покрытия спутниковых и мобильных систем радиосвязи, радиопередающих специальных станций и др.

В дипломных проектах и работах наиболее часто используются следующие виды карт:

Морская карта - карта, предназначенная для обеспечения судовождения. На морских навигационных картах отображаются:

- береговая линия и глубины;

- рельеф дна и навигационные опасности;

- места якорных стоянок;

- сведения о магнитном склонении, ледовом режиме, грунте дна;

- районы, запрещенные для плавания;

Географическая карта – уменьшенное, обобщенное, математически определенное, образно – знаковое изображение земной поверхности на плоскости. На них может изображаться вся Земля, отдельные материки, отдельные государства, области, края, районы административного деления государства, регионы и т.д.

Топографическая карта – уменьшенное, точное, подробное и наглядное изображение земной поверхности со всеми ее объектами, выполненное в определенной картографической проекции. Она позволяет определять плановое и высотное положение точек;

Батиметрическая карта – карта, отображающая подводный рельеф при помощи изобат совместно с отметками глубин

Карта схематическая (карта-план) – выполняется, как правило, без координатной сетки и наглядно показывает расположение зданий, улиц в городе, в отдельном микрорайоне и позволяет быстро найти нужный объект или расположение объектов друг относительно друга;

Политическая карта – карта, дающая территориально – политическую характеристику мира, материков, отдельных государств, регионов;

Карта народонаселения – тематическая карта, отображающая социальный и экономический характер населения, в том числе плотность населения.

ЧЕРТЕЖИ СХЕМ

Основным видом конструкторских документов в различных областях электротехники, радиоэлектроники, вычислительной техники и связи являются схемы.

Требования к оформлению и выполнению схем установлены стандартами седьмой классификационной группы ЕСКД.

Техники художественные - в соответствии с изобразительными видами искусства техники художественные делятся на живописные, графические и скульптурные (пластические).

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных

Среди изобразительных видов искусства живопись - наиболее популярный вид, не смотря на то что графика - самый распространенный. Секрет популярности живописи специалисты объясняют тем, что ей доступно изображение чрезвычайно разнообразного круга явлений, впечатлений, эффектов, весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полет фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и оттенки настроений. Живопись воплощает образы в красках, во всем их блеске и богатстве и при любом освещении.

Основные разновидности живописной техники принято обозначать по разновидностям sxd деталей нередко оказывается невозможной. Когда акварель употребляется с белилами или накладывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, свойства этого материала меняются, приближаясь к гуаши.

2. Гуашь - техника, которую в отличии от акварели принято рекомендовать начинающим: благодаря ее кроющей способности, ею легче пользоваться при исправлении ошибок и поиске выразительного колористического решения.

Мозаика - разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ - смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей и т.д. Изображение составляется из укрепленных на цементе или специальной мастике и затем отшлифованных. По способу предназначенном ей месте (стена, свод, и пр.) или на отдельной плитке, которая затем вделывается в стену.

Материалы, которыми выполняется графическая работа, являются и техникой. Обычно под произведением указывается техника (например, бумага, пастель).

Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычного листа бумаги – белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется всё же более ограничено, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и чёрного (или какого либо другого цвета красящего пигмента.)

Монументальная - тесно связанна с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны.

Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как и художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет – в живописи).

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Й материалы и техники определяются видами графики.

Станковая графика в зависимости от характера и техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.

Эстамп – от французского – штамповать, оттискивать – оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а на пластине какого – либо твёрдого материала, с которым потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Печатание применяется и в прикладной графике и в плакате.

Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий, является станковый рисунок.

Рисунок выполняется художником непосредственно на листе бумаги, каким либо графическим материалом - карандашом, углём, тушью, сангиной акварелью, гуашью.

Рисунок – изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Зародился рисунок ещё в эпоху верхнего палеолита – рисунки животных,

процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании и др.) рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, пятну.

От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех последующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер.

Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок освобождается от зависимости и начинает становится самостоятельной ценностью (17-18 в.в.) Сначала для рисунка используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появится графитный карандаш и резиновый ластик. В 19 веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи.

Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой, матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твёрдый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением растительного клея (сухой грифель). Линии и штрихи , нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отличии от натурального рисовального угля, палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии. Которые очень трудно удаляются. Техника рисунка углём очень разнообразна, так как заточенные стержнем или палочкой угля можно проводить очень тонкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов. Можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объёмно-пространственные задачи. Художники, работавшие углём: Х.Гольбейн (1497-1543), Ж. Энгр (1780-1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В.А. Серов (1865-1911).

Сангина – так же и уголь, широко применяется в рисунке. Сангина (лат.- кровь) – палочки каолина с добавлением окисла железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углём, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушёвками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые изобразительные средства в рисунке. Техника сангины даёт возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется тёплого красно-коричневого тона, близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден.

Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стёртых в порошок пигментов с добавлением растительного клея. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи.

Кофейная графика. Одно из современных направлений в графике – использование в работе новых материалов. В частности, кофе. Кофейная графика выполняется разведённым растворимым кофе, она позволяет добиться приятного коричневатого тона в работе и различных тональностей. Кофе смешивается с водой на палитре, и работа выполняется в технике гризайль.

Каждое графическое средство можно использовать как самостоятельный материал, так и как дополнение к другому материалу. Например, уголь применяется для подготовки рисунка под масляную живопись, а пастель хорошо совмещать с такими техниками как гуашь и акварель.

Гра́фика (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель.

  • станковая (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок),
  • книжная (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий),
  • прикладная (промышленная графика , почтовые марки, экслибрисы)
  • плакат.

Материалы для графических работ: бумага, карандаши, резинка, уголь, мел, пастель, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра

Бумага. В процессе обучения рисованию применяют газетную, обойную, рисовальную, чертежную бумагу, стараясь умело использовать свойства каждой.

Газетная, обойная и оберточная бумага имеет мелкозернистую, рыхлую, ворсистую поверхность, способную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество. Поэтому ее применяют для работы углем и пастелью.

Рисовальная и чертежная бумага плотная, белая с гладкой и шероховатой поверхностью. На гладкой бумаге работают пером и карандашом, на шероховатой – карандашом, углем и краской. Шероховатая поверхность не только хорошо сохраняет красящее вещество, но и выдерживает длительную работу на ней. Это позволяет считать рисовальную и чертежную бумагу наилучшей для учебных целей.

На каждом листе бумаги, предварительно оформленном необходимыми надписями, можно рисовать только на одной стороне. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и прямо, то есть так, чтобы ее края были параллельны краям крышки стола.


В процессе работы карандаш держат за середину оправы и время от времени повертывают в руке, чтобы рисовать острой частью графита. Притупившийся графит вновь заостряют ножом или наждачной бумагой.


Правильная заточка и длинная оправа позволяют на разных этапах работы держать карандаш то тремя пальцами, то всей кистью руки, чтобы извлечь все заложенные в нем изобразительные возможности.

Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами. Для линейно-штрихового рисунка подходит плотная бумага, с зерном — для тонально-живописного. Бумага с зерном для штрихового рисунка не рекомендуется. Плохая, некачественная, рыхлая бумага для длительных рисунков совершенно не пригодна. Хорошо выглядит сероватый тон графитного карандаша на слегка желтоватых бумагах или на старых, пожелтевших от времени. Цветные и тонированные бумаги лучше употреблять лишь очень светлых тонов, так как графитный карандаш в отличие от угольного не обладает большой силой тона и имеет отблеск, который на темных бумагах становится еще более заметным. При работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться применением растушёвки, так как при этом часто создается впечатление затёртости и засаленности рисунка, появляются глухие непрозрачные тона. Растушёвка требует от художника значительного опыта.


Стирают неудавшиеся места в рисунке при работе графитным карандашом обычными резинками, как мягкими, так и жесткими, а также так называемой клячкой. Иногда облегчения тона можно добиться даже легким нажимом резинки, ладони или тряпки. При очень сильных перегрузках рисунка его можно облегчить при помощи мелко раскрошенного, не очень свежего хлеба. Положив в горизонтальном положении рисунок, следует насыпать на него хлебную крошку, и затем протереть - таким образом, не нарушая очертания рисунка, можно высветлить его целиком или отдельные места рисунка до любого тона.

Рисунки, выполненные графитным карандашом, как правило, не фиксируются, кроме тех случаев, когда используются очень мягкие карандаши.

Карандаш цветной. Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. При сильном нажиме стержни сильно крошатся и ломаются, жирный, блестящий след их прочно соединяется с бумагой, поэтому плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Следовательно, деревянную оправу цветных карандашей надо считывать на меньшую длину, чем у простых, и слабо нажимать на оправу.


Химический карандаш в рисовании не применяется, так как он дает бледные серые линии, которые плохо исправляются резинкой и изменяют свой цвет.

Уголь. Уголь для рисования представляет собой круглый стерженек длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Этот мягкий, ломкий, крошащийся материал плохо соединяется с бумагой, осыпается. Однако уголь дает глубокий матово-черный след, хорошо видимый на расстоянии. Им можно рисовать разнообразные линии, выполнять любую штриховку и тушевку как концом, так и плашмя. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль, - обойной, газетной, оберточной и рисовальной.

Уголь хорошо передает фактуру, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени. Им можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж, и портрет. Художники любят использовать уголь при подготовке картин, выполнении набросков и зарисовок, прорисовывании эскизов и картонов, переводе рисунка для живописи, особенно для больших по размеру полотен. Рисунки углем легко исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Уголь можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют растушки, жесткие кисти.

Куншина Екатерина. Испанские прогулки -1

Уголь необходимо закреплять так же, как пастель, или лаком для волос в аэрозольной упаковке. Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот материал очень непрочно держится на бумаге.

Художники тоже все чаще используют пастель в своем творчестве, так как она подкупает особой свежестью, мягкостью красок и нежной бархатной фактурой. Пастель – толстые стерженьки разного цвета в бумажной облатке, напоминающие цветные мелки.


Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

При многих достоинствах пастель имеет один очень существенный недостаток - она слабо сцепляется с основанием и довольно легко осыпается, поэтому выполненную работу часто закрепляют специальными фиксативами. Но самое надежное сохранение пастели - в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия.

Масляная пастель дает очень яркие сочные цвета. Работы получаются необыкновенно красочными и долговечными. Пастель не смазывается и не тускнеет, не требует закрепления рисунка, в отличие от обычной пастели.


Масляная пастель прекрасно передает настроение художника, позволяет реализовать самые разнообразные фантазии живописца на бумаге, удовлетворяет требованиям профессиональных и начинающих художников.

Пастель мягко ложится на цветную слегка шероховатую бумагу, на бумагу для рисования, на так называемую сахарную бумагу, а также на картон, дерево и керамику.

Прекрасно смотрится белая масляная пастель на яркой цветной бумаге, также интересным является вариант использования этого материала на черной бумаге, тогда цвета на ней могут выглядеть немного иначе. Допускается смешивание цветов путем наложения одного цвета поверх другого.

Соус — один из видов пастели. Сухой, мягкий материал, применяется в различных техниках. Необычайно глубокий по тону, с приятной бархатистой поверхностью, соус отличается от многих других материалов, применяемых в рисунке, широким тональным диапазоном.


Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же слегка фиксировать их слабым раствором сахарной воды, святым молоком, а также пятипроцентным раствором желатина или казеина.

Богатство технических приемов работы соусом, приятная матовая поверхность листов, выполненных этим материалом, свидетельствуют о том, что соус—великолепный материал для рисунка, его технические возможности далеко не исчерпаны.

Сангина и сепия — материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина — так называемый красный мел.


Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают мягкую красочную линию (уголь, итальянский карандаш). Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый мягкий цвет. Сангина издавна используется при рисовании обнаженного тела. Этот материал дает возможность применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, т. к. штрих легко растирается. Сангина и сепия не требуют фиксации.


Акварель – самая распространенная водяная краска; приготовляется из тончайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однородной смеси определенной густоты и цвета. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом. Густой красочный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глухим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия.

Гуашь. В отличие от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают ее плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в сфере изобразительной деятельности детей.


Кисть. По форме волоса кисти делят на плоские и круглые, по сорту – на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по размеру – на тонкие, средние и толстые. Для изучения техники акварели нужна круглая мягкая колонковая или беличья средних размеров кисть (№ 11-14). Ее гибкий волос образует коническую форму с острым концом. Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изображать маленькие детали концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загрязнить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос загибается и расходится в разные стороны, теряя коническую форму. По окончании работы кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить пальцами, чтобы придать ему заостренную коническую форму.

Палитра. Палитра – это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рисунок.

В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета. На палитре краски располагают в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой. По краям возвышается невысокий бортик, препятствующий стеканию красок. Некоторые палитры имеют овальное отверстие для надевания на большой палец левой руки. После работы палитра очищается от красок губкой или тряпкой, смоченной водой. У акварельных красок, расфасованных в железные коробки, крышка имеет углубления для красок и их смешивания и поэтому используется в качестве палитры.

Палитру часто заменяют листом белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка. Края листа и уголки загибают внутрь, что превращает палитру в своеобразную ванночку, удобную для работы краской.

Сегодня принято считать, что рисовать может каждый. Да-да, и вы тоже! Чтобы рисование приносило удовольствие во время первых уроков, выберите идеальные для вас художественные материалы.

Рисование сухими материалами – один из базовых навыков. Даже если вы любите красочные работы и мечтаете стать акварелистом, без карандаша вам не обойтись. Художник в каждой работе должен уметь передать объём и глубину пространства, чтобы работа не выглядела плоской. Сухие материалы для рисования – самый простой способ этому научиться.

Простой карандаш.

Уголь.

Уголь – тоже по сути модификация углерода. Получается путём сжигания древесины. Этот материал мягче графита, но вместе с тем, оставляет более контрастный след на бумаге. В продаже можно встретить уголь в виде простых пережженных веточек, либо спрессованным в деревянный корпус (выглядит как карандаш).

Сангина.

Сепия.

Со словом сепия в мире искусства связано множество понятий. Мы поговорим о современном графическом материале. Он имеет красно-коричневые оттенки, продаётся в круглых или прямоугольных брусках, а так же в виде карандашей. Сепия более мягкий материал по сравнению с сангиной, в его составе пигмент, смешанный с глиной. Сепия лучше всего смотрится на тонированной бумаге и помогает хорошо передавать глубину и объёмы за счёт техник рисования и растушёвывания.

  • Сепия не самый распространённый материал. Однако в сочетании с тонированной бумагой может стать отличным материалом для зарисовок. Бумага подойдёт и белая – на ней удобнее передавать тон изображения от светлого до тёмного.
  • Ластик при рисовании сепией так же бесполезен.
  • Если вы чувствуете в себе талант графика и любите графические материалы, обязательно попробуйте и сепию! И не забудьте зафиксировать готовую работу фиксативом.

Соус – очень русский материал. Так, например, с соусом неразрывно связаны имена русских художников Репина и Крамского. Он умел передать этим материалом глубину и настроение. Портреты соусом авторства Крамского известны по всему миру. Это тоже смесь глины с пигментами. От количества чёрного, коричневого и белого пигмента зависит оттенок бруска. Сегодня подольская фабрика художественных материалов выпускает 10 оттенков: от белого до чёрного через оттенки коричневого.

  • Главная особенность соуса – им можно рисовать в сухом виде по сухой бумаге, сухим по мокрой бумаге и разведённым водой. Так, рисуя одним материалов, вы получите совершенно разные работы.
  • При работе с соусом, разведённым водой, можно использовать ластик: если где-то вы выбрали не тот оттенок, ластиком можно выбрать часть пигмента и осветлить.
  • Соус не пачкает руки, так как является достаточно твёрдым веществом. Но готовая работа – особенно, если она выполнена сухим материалом – требует закрепления.

Пастель.

Пастель – это мелки, в составе которых присутствуют самые разные пигменты. Оттенков пастели сегодня существует огромное множество. Работы пастелью сравнимы с акварельными по сложности исполнения и цвету. Её очень любил русский художник Илья Глазунов. Но пастель – отличный материал и для начинающих. Одного-двух цветов вам вполне хватит для городских зарисовок и набросков. Пастель продаётся в брусках.

  • Наиболее интересными выглядят наброски пастелью на цветной бумаге. Если вы правильно подберёте цвет, он станет играть важную роль в работе и будет помощником в передаче вашего замысла.
  • Пастель очень мягкий материал. Его растушёвывают пальцами, бумагой или специальными приспособлениями.
  • Пастель становится яркой, если рисовать ею на фактурной бумаге (вплоть до мелкой наждачной).
  • Ластик при рисовании пастелью не используется, он размазывает работу. Фиксатив пригодится для готового рисунка.

Тушь и перо.

Раньше рисование тушью и пером было популярно у плакатистов. Специальной формы металлические перья позволяли выводить каллиграфическую вязь и украшать работы красивыми вензелями. Сегодня рисование пером менее популярно. Впрочем, каллиграфия вновь завоёвывает сердца художников.

  • Сложность в рисовании пером и тушью – нужно постоянно контролировать степень нажатия. От этого зависит, красота и грация линии.
  • Перо подходит для графических зарисовок городского пространства и людей.

Это лишь несколько основных видов графических материалов. Пробуйте, совершенствуйте своё мастерство и помните: чем больше вы рисуете, тем лучше у вас получается. Это закон, который работает во многих сферах, в том числе и в искусстве. По-настоящему талантливых людей мало, а у остальных есть шанс добиться потрясающих результатов. Нужно лишь не бросать начатое и постоянно тренироваться.

Семен рос в творческой атмосфере и с детства близко знаком с искусством, и хотя в данный момент не рисует картины и не лепит керамику - зато делает красивые сайты - например этот.

Читайте также: