Какие изменения произошли в избирательной системе на основании конституции ссср 1936 года кратко

Обновлено: 02.07.2024

5 декабря 1936 г.VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил Конституцию СССР, которая внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему.

С принятием Конституции СССР 1936 г. прекратили свое существование съезды Советов. Вместо них и ЦИК СССР в качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР — высший орган государственной власти, правомочный решать все вопросы, отнесенные к ведению СССР, в том числе: принятие и внесение изменений в Конституцию, принятие в состав СССР новых республик, образование новых автономных республик и автономных областей, утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета и отчета о его исполнении, создание подотчетных ему органов. Существенно расширилась компетенция общесоюзных органов. К ведению Верховного Совета СССР было отнесено обеспечение государственной безопасности, управление банками, промышленностью, сельским хозяйством. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, право решения вопросов трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве — все эти полномочия передавались общефедеральным органам, что означало усиление централизации управления. Верховному Совету СССР была присвоена важная контрольная функция — право назначать следственные и ревизионные комиссии, что позволяло ему контролировать деятельность всего государственного аппарата. К ведению Верховного Совета СССР относились утверждение изменения границ между союзными республиками и их административно-территориальное устройство.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам с равной численностью населения; Совета Национальностей — по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов — от каждой автономной республики, 5 — от автономной области, 1 — от автономного округа.

Основной формой деятельности ВС были сессии. По Конституции сессии созывались 2 раза в год. Предусматривалось проведение внеочередных сессий по требованию Президиума одной из республик.

В период между сессиями Верховного Совета СССР высшим законодательным и исполнительно-распорядительным органом был его Президиум. В его компетенцию входил созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов, роспуск палат и назначение новых выборов. Постепенно сфера его полномочий расширялась.

Президиум обеспечивал проведение выборов в Верховный Совет СССР. Он разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, утверждал состав Центральной избирательной комиссии, устанавливал единые формы избирательных документов.

Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства: он устанавливал систему и компетенцию центральных органов управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, образовывал и ликвидировал министерства и ведомства, в период между сессиями ВС СССР он освобождал от должности и назначал отдельных министров. Он издавал указы законодательного характера. Это нарушало конституционное положение о том, что законодательная власть осуществляется исключительно Верховным Советом.

Президиум создавал рабочий аппарат, состоявший из специалистов различных отраслей. В аппарат Президиума входили: секретариат, приемная, отделы (по вопросам работы Советов, юридический, наград, международных связей, по обслуживанию постоянных комиссий) и специальные группы сотрудников, занимавшиеся вопросами помилования, гражданства, протокольной работой и др. Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца.

СНК СССР образовывался Верховным Советом СССР и был ему подотчетен. В его состав входил глава правительства (председатель), его заместители, все наркомы СССР и председатели некоторых комитетов при правительстве. На СНК СССР возлагалось решение важнейших вопросов государственного управления: руководство деятельностью наркоматов, контроль за выполнением народнохозяйственного плана и госбюджета, обеспечение общественного порядка и др.

Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе специальные комитеты, управления, комиссии. Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления.

Для оперативного руководства народным хозяйством 23 ноября 1937 г. был создан Экономический Совет при СНК СССР на правах постоянной комиссии. СТО СССР прекратил свою деятельность. ЭКОСО проверял выполнение решений правительства по хозяйственным вопросам, рассматривал и решал вопрос о ценах, трудовых отношениях и заработной плате.

Система органов власти и управления на местах также претерпела изменения: съезды Советов были упразднены, а сами Советы переименованы в Советы депутатов трудящихся. Они стали постоянно действующими органами власти и управления.

19 февраля 1937 г. была принята новая Конституция республики. Она полностью соответствовала Конституции СССР и повторяла ее основные положения. Союзные органы в обязательном порядке распространялись на территорию БССР. В Конституции подтверждалось всевластие партийных руководящих органов. Провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но далее говорилось, что все важнейшие вопросы государственной жизни относились к компетенции высших органов СССР (оборона, внешняя торговля, управление экономикой, охрана госбезопасности).

Исполнительная власть концентрировалась в СНК БССР, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом — правительством БССР. Он состоял из председателя, его заместителей, 14 народных комиссаров, 10 из которых относились к союзно-республиканским наркоматам и 4 — к республиканским, а также членами правительства считались: уполномоченный комитета заготовок СССР, начальник управления по делам искусств, уполномоченные общесоюзных наркоматов.




Таким образом, в предвоенный период вся система органов власти и управления перестраивалась в соответствии с новой Конституцией СССР.

Органы власти и управления в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война потребовала сосредоточить всю полноту высшей власти в одном органе, способном объединить усилия фронта и тыла. Таким чрезвычайным органом стал образованный 30 июня 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР. Во главе его стоял секретарь ЦК ВКП (б), председатель СНК СССР, нарком обороны Сталин. Это был директивный орган, осуществлявший общее руководство вооруженной борьбой. В состав ГКО входили первоначально 5 человек. Потом их число увеличилось до 9 (Сталин, Молотов, Ворошилов, Маленков, Микоян, Вознесенский, Берия¸ Булганин, Каганович). Каждый из них отвечал за определенный участок работы.

ГКО осуществлял все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране. Его компетенция была чрезвычайно обширна. Он назначал и смещал высшее военное командование, готовил резервы для действующей армии, решал все военно-стратегические вопросы. Он налаживал работу промышленности, транспорта, сельского хозяйства, снабжение населения и армии, занимался подготовкой трудовых резервов и распределением рабочей силы по производственным объектам. ГКО обеспечивал государственную безопасность СССР. Его постановления подлежали обязательному исполнению всеми учреждениями и гражданами.

Со временем при ГКО возникли специальные органы, наделенные большими полномочиями. В феврале 1942 г. при ГКО был создан Транспортный комитет для координации работы всех видов транспорта и контроля за перевозками военных и народнохозяйственных грузов. В декабре 1942 г. было создано Оперативное бюро ГКО для контроля за выполнением военных заказов и за текущей работой всех наркоматов. Затем была создана комиссия по эвакуации и другие органы.

Одновременно с ГКО действовали и конституционные органы государственной власти и управления. Но в Беларуси, в связи с оккупацией, высшие органы власти были вынуждены эвакуироваться в Россию, а местные — временно прекратили свою деятельность. В эвакуации продолжали свою деятельность только Президиум Верховного Совета и СНК БССР. Но и их деятельность была значительно ограниченной. Летом 1942 г. заканчивались полномочия депутатов Верховного Совета БССР, но в связи с невозможностью проведения новых выборов Президиум ВС БССР продолжил их полномочия до проведения новых выборов.

Аппарат исполкомов Советов был значительно сокращен, порядок работы изменен. Нарушались конституционные сроки выборов, регулярность проведения сессий, возросла роль исполнительных органов. Многие функции исполкомов выполняли единолично их руководители.

В большинстве случаев деятельность Советов подменяли партийные органы, на которые возлагалась большая ответственность за состояние экономики и непосредственное хозяйственное руководство. Был расширен институт парторгов ЦК ВКП (б) и компартий союзных республик на предприятиях, имеющих большое значение для обороны страны.

На неоккупированной территории СССР наряду с продолжавшими функционировать высшими и центральными органами власти и управления возникали чрезвычайные органы — местные комитеты обороны, уполномоченные ГКО. Во многих прифронтовых городах (более чем в 60) были созданы городские комитеты обороны.

Городские комитеты обороны являлись военно-организационными и мобилизационными центрами, подчинялись непосредственно местным органам — партийным или советским. КО были призваны осуществлять мобилизацию всех сил и ресурсов страны, отвечали за снабжение армии вооружением, боеприпасами, продовольствием. Они имели право объявлять город на военном положении, проводить эвакуацию жителей, давать предприятиям задания по выпуску вооружения, боеприпасов, снаряжения, формировать народное ополчение и истребительные отряды, организовывать строительство оборонительных сооружений, производить мобилизацию населения и транспорта, упразднять и создавать учреждения и организации.

Война потребовала перестроить и методы работы всего государственного аппарата. В основу реорганизации был положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства. В армии устанавливалось полное единоначалие. Были внесены изменения в порядок деятельности органов военной юстиции. Значительно расширялась подсудность военных трибуналов в районах, объявленных на военном положении.

Остро стояла проблема рабочих кадров. Для решения этой проблемы 30 июня 1941 г. при Бюро СНК СССР был создан комитет по учету и распределению рабочей силы для организации учета всего неработающего населения, мобилизации и распределения по предприятиям трудоспособно населения.

Кроме того, в годы войны при правительстве были созданы Совинформбюро, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Главное управление по охране памятников архитектуры (1943-1946), Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации и др. Для решения вопросов, связанных с созданием атомного оружия, при СНК СССР был создан Научно-технический совет.

В период войны резко возросла роль общественных организаций. Огромную работу проводили профсоюзы, комсомол, Красный Крест, оборонно-спортивные общества, общественно-политические организации, научные и научно-технические общества и др.

В 1942 г. была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. На ЧГК было возложено установление размеров нанесенного ущерба и возмещения за него, сбор документальных данных о военных преступлениях и установление личности военных преступников. Комиссия привлекла к своей работе в качестве экспертов крупных ученых, историков, архитекторов, художников, инженеров. В 1953 г. ЧГК завершила работу, а собранные ею материалы были переданы на государственное хранение.

В 1944 г. был ликвидирован ЭКОСО и хозяйственные советы, а вместо них в СНК СССР было создано Бюро для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в марте 1953 г. преобразовано в Президиум).

Право выставления кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей. Каждый гражданин имел один голос и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.
Конституция РСФСР закрепила административно-территориальное деление республики.

Для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике - другой вопрос.

Политические процессы в СССР в 30-50 гг. и их правовая оценка

Право выставления кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей. Каждый гражданин имел один голос и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.
Конституция РСФСР закрепила административно-территориальное деление республики.

Для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике - другой вопрос.

Политические процессы в СССР в 30-50 гг. и их правовая оценка

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее, равное я прямое избирательное право при тайном голосовании вместо не всеобщего, не вполне равного, непрямого избирательного права при открытом голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выставления кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей. Каждый гражданин имел один голос и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.

Суд и прокуратура по Конституции СССР 1936г.

В главе XI Конституции "Суд и прокуратура" были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. По Конституции, правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого н равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответ ствуюпщми Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. Конституция закрепила весьма важные принципы организации и деятельности судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался.

Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пядь лет. Органы прокуратуры, по Конституции, должны были осуществлять свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР. На практике в данный период роль прокурорских органов принижалась. Из-под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД, широко используемые тогда для незаконных репрессий. Многие работники прокуратуры, которые честно выполняли свой долг, стараясь помешать незаконным репрессиям, сами подчас подвергались этим репрессиям и многие из них погибли в неравной борьбе.

Система высших и местных гос органов власти по Конституции СССР 1936г.

В главах III-VIII (ст.30-101) Конституции СССР рассматривалась организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинались и заканчивались одновременно. Законы считались утвержденными, если были они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Законы публиковались на языках союзных республик. Совет Союза взбирался гражданами СССР по норме - 1 депутат на 300 тас. населения. Совет Национальностей избирался гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по форме: от каждой союзной республики - по 25 депутатов 1 , от автономной республики - по 11 депутатов, от автономной области - по 5 депутатов и от национального округа - по 1 депутату. Совет Союза и Совет Национальностей избирали мандатные комиссии, которые проверяли полномочия депутатов каждой палаты. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередных - по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР, избиравшийся на совместном заседании обеих палат, компетенция которого была определена в Конституции СССР. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, давал толкование действовавших законов СССР, издавал указы, распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР в СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождал от должности и назначал отдельных народных комиссаров СССР по представлению председателя СНК СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; награждал орденами и присваивал почетные звания СССР; осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями Верховного Совета СССР объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрес­сии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал меж­дународные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах; принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.





Массовые репрессии в ССС

Обвинения всем трем группам были предъявлены стандартные: вредительские действия, направленные на развал экономики СССР, подготовка свержения Советской власти.

Аппарат ОГПУ был уже готов к действиям, имелась и соответствующая теория об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма, сформулированная И. Сталиным в 1928 г. Нужен был толчок, чтобы репрессивная машина начала работать.

Убийство Кирова привело к ужесточению политического режима. Уже 1 декабря в Уголовный кодекс СССР вносятся изменения по делам о терроре. Следствие по ним длилось не более 10 дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде; дела слушались без участия сторон; обжалования приговора не допускалось; приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. В 1935 г. принимается закон о наказании членов семей изменников Родины. Вводится уголовная ответственность для детей начиная с 12-летнего возраста.

В 1935 г. начался обмен партбилетов, основная задача акции сводилась к изгнанию из партии бывших троцкистов и зиновьевцев. 9% коммунистов не прошли очередную чистку.

Из центра на места отправилась группа уполномоченных:

Берия в Грузию, Каганович в Смоленск, Маленков в Белоруссию и Армению, Молотов, Хрущев, Ежов на Украину, учинившие в республиках кровавую расправу.

За 1930— 1953гг. по обвинению в контрреволюционных преступлениях были осуждены 3 778 234 человек, из них 786 098 расстреляны.

В результате террора страна лишилась квалифицированных кадров всех уровней управления, была разгромлена армия, уничтожены специалисты хозяйственных наркоматов, деморализована партия.

Сталинская конституция - конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 году. На момент принятия этот документ считался самой демократичной конституцией в мире. Те права и свободы, провозглашенные в главенствующем для страны документе, не были озвучены ни где. Другое дело, что большинство свобод в СССР были реализованы на бумаге, а по факту сразу после принятия этого документа начались репрессии. В любом случае конституция 1936 года закрепила факт существования СССР и заложила фундамент для дальнейшего развития страны.

Конституция 1936 года состояла из 13 глав, из которых:

  • 1 - регламентировала общие положения.
  • 2-8 - регламентировали государственное устройство, а также механизм работы органов власти: от высших до местных.
  • 9 - деятельность судебной системы и, контролирующей ее, прокуратуры.
  • 10 - гражданские права и свободы граждан.
  • 11 - основы избирательной системы.
  • 12 - государственная символика.
  • 13 - правила изменения конституции.

Сталинская конституция фиксировала факт победы социализма, но с одной оговоркой, применяемой в документе, - конституция в основном победившего социализма.

Сталинская конституция 1936 года в СССР

Форма государственности

СССР провозглашался страной, состоявшей из Союзных республик. Все республики сохраняли широкие полномочия по суверенитету за исключением только органов управления.Все органы управления прописывались в конституции СССР, а союзные республики обязаны были это исполнять. В остальном ограничений не было: каждая республика могла добровольно покинуть состав Советского Союза, доработать конституцию под местные нужды, содержать собственную армию, вести прямые переговоры с другими странами в обход Москвы, обмениваться послами и так далее. Конституция гарантировала, что границы отдельных республик не могут быть изменены, кроме как с согласия самой республики.

В 1936 году союзными республиками в составе СССР были:

  • Россия
  • Украина
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Грузия
  • Азербайджан
  • Латвия
  • Литва
  • Эстония
  • Молдавия
  • Киргизия
  • Таджикистан
  • туркменистан
  • Армения
  • Узбекистан

Итого, 15 республиканских государств.

Управление государством

Вся полнота законодательной власти передавалась Верховному Совету. Это был избирательный орган. Депутаты избирались на 4 года. Получилась забавная ситуация - с одной стороны конституция фиксировала, что ВС это главный орган в стране, но с другой стороны все знали и понимали, что реальная власть у ЦК партии. Это главное отличие конституции 1936 года от конституции 1924 года, где вся полнота власти передавалась съезду Советов. Теперь же система управления менялась кардинально, поскольку в 1924 году правление должно было быть экстренным (гражданская война), а в 1936 году оно должно было быть продуктивным (в СССР победил социализм и требовалось его развивать). Система управления СССР, сформировавшаяся после 1936 года, схематически может быть представлена следующим образом.

Управление СССР по сталинской конституции 1936 года

Верховный совет был двухуровневым. Он состоял из 2-ух палат, каждая их которых формировалась избранными депутатами:

  1. Совет Союзов. Занимался общегосударственными делами. Формировался из расчета на 300 тыс человек 1 депутат.
  2. Совет Национальностей. Занимался республиканскими вопросами. Формировался из 32 кандидатов от каждой республики. Дополнительно по 11 человек от каждой автономной республики и 5 от автономной области.

Каждая республика должна была сформировать свой, республиканский ВС, также избираемый на 4 года. Он решал все местные вопросы и подчинялся по иерархии Москве. В его непосредственном подчинении находились республиканское правительство и совет министров. Каждый из этих органов был подконтрольным и сосредотачивал в своих руках исполнительную власть.

Судебная система

Сталинская конституция Советского союза 1936 года систематизировала суды. Вводилась иерархия, когда дела, разделенные по приоритетам, рассматривались в определенных учреждениях. Например, незначительные происшествия рассматривали суды в городе и селах, более значимые происшествия разбирались на областном уровне, а преступления государственного масштаба и значимости разбирались в Москве, в Верховном суде. Судебная иерархия снизу вверх представлена в виде судов:

Конституция наделяла Верховный Совет правом формировать особые суды для разбирательства с важнейшими делами. В дальнейшем, например, такие суды формировались для изучения деталей Чернобыльской катастрофы.

Плакат - выборы судей и народных заседателей

Судебная система СССР в целом фиксировала свою независимость и самостоятельность. На бумаге заявлялось о принципах прозрачности и объективности, но реально вводился еще 1 орган, который контролировал суды - прокуратура. Прокуратуры также действовали по иерархии: Генеральная прокуратура в Москве, региональная, областная, народная. Генеральный прокурор назначался решением Верховного Совета на 5 лет. В функции прокуратуры входил контроль за соблюдением законности действий судов. Если о судах нельзя говорить о независимости, поскольку над ними был контрольный орган, то о прокуратуре можно говорить как о полностью независимом органе. Они не подчинялись никаким органам власти, неся ответственность только перед Генеральным прокурором.

Гражданские свободы и права

Основные права граждан СССР по конституции:

В конституции указывалось, что каждый гражданин СССР является неприкосновенным и получает гарантии безопасности. Также ему предоставляется гарантия неприкосновенности и целостности жилища. Важная особенность конституции СССР 1936 года - в стране устанавливались равные одинаковые права для мужчин и женщин. Сегодня это кажется обыденным и логичным, но до середины 20 века случай СССР был уникальным. В других странах женщинам гражданские права давали крайне ограниченно.

Каждый гражданин был обязан:

  1. Защищать Родину. Служба в армии была обязательной и почетной обязанностью каждого.
  2. Соблюдать законы. Это требование относилось не только к Конституции и Кодексам, но и к дисциплине на производстве, правилам совместного проживания. Последнее было крайне актуальным, поскольку подавляющая часть населения проживала в общежитиях.
  3. Защищать и оберегать социалистическую собственность. Любой человек, восхищавший государственную собственность, или наносящий серьезный вред производству, приравнивался к изменнику. По законам того времени это была смертная казнь.

Избирательные права

Сталин на выборах в СССР в 1937 году

На роль депутата мог претендовать любой человек старше 23 лет. Других ограничений не было. Но их не было на бумаге. В действительности же депутатом мог быть только член партии.

Отдельно обращаю внимание на Пункт 142 Сталинской конституции, где устанавливались обязанности депутатов. Он должен был ежеквартально и ежегодно отчитываться перед избирателями о проделанной работе. Это вводило систему ответственности депутата перед избирателями. тем более, что чаще всего депутаты избирались заводами, отчитывались перед своими коллегами. У депутатов не было неприкосновенности. Каждый мог лишиться депутатского статуса в любую минуту. Для этого большинство избирателей должны были проголосовать. Делалось это довольно легко, поскольку депутат выдвигался от трудового коллектива, перед которым нес ответственность и отчитывался.

Государственная символика

Столицей СССР утверждался город Москва. Флаг: на красном знамени серп, молот и красная звезда из 5-ти лучей, располагающиеся в углу у флагштока.

Флаг СССР по конституции 1936 года

Читайте также: